Выпускников российских вузов приглашают учиться в Германии со стипендией по программе DAAD
До 15 ноября россияне могут подать документы на стипендию для обучения в магистратуре в Германии.
Стипендия покроет жилье и питание, выплачивать ее будут от 10 до 24 месяцев — в зависимости от программы, на которую зачислен студент. Обучение в Германии бесплатное.
Это программа DAAD, Германской службы академических обменов. Она предназначена только для выпускников вузов, которые хотят продолжить обучение в Германии. По правилам кандидат должен самостоятельно поступить в немецкий университет, а еще — пройти конкурсный отбор комиссии DAAD, чтобы получить стипендию. Если какое-то из этих условий не выполнить, стипендию не дадут. Расскажу обо всем подробнее.
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Кто может участвовать
Для участия в программе приглашают выпускников вузов всех специальностей, которые получили диплом специалиста, магистра или бакалавра после 2015 года. Еще в конкурсе могут участвовать те, кто получит диплом о высшем образовании до 1 октября 2022 года, и студенты, которые поступили на первый курс двухгодичной магистратуры в Германии.
Конкурс не предназначен для аспирантов и кандидатов наук: для них есть другие программы. Еще в отборе не могут участвовать резиденты Германии, которые к моменту окончания приема заявок находились в стране дольше 15 месяцев.
Ограничений по возрасту для претендентов на стипендию нет. Если студент поступает на международную программу, он должен знать английский язык, если обучение ведется на немецком — немецкий. Это придется подтвердить языковым сертификатом: например, DSH или TestDaF, если планируется обучение на немецком, TOEFL или IELTS, если на английском. Уровень знания языка определяет вуз, в который участник подает документы.
Что оплачивают
Всем участникам предоставят страховки — медицинскую, от несчастного случая и для индивидуальной гражданской ответственности.
Расчет суммы частичной компенсации дорожных расходов для разных странPDF, 315 КБ
Стипендиатам выдадут единовременное пособие на обустройство в стране, но сумму выплаты не называют. Участнику программы по решению отборочной комиссии могут оплатить курс немецкого языка в одной из языковых школ Германии до начала учебы. Он длится от двух до шести месяцев, но из-за пандемии некоторые курсы проходят в онлайн-режиме. Еще комиссия может оплатить занятия немецким языком во время обучения в вузе.
Стипендиатам при определенных обстоятельствах, которые тоже не оглашают, предложат ежемесячную субсидию на аренду жилья и пособие на сопровождающих членов семьи. Участникам с инвалидностью или хроническим заболеванием могут предоставить субсидию для оплаты дополнительных расходов на пребывание за рубежом.
Как подать заявку
Сначала нужно выбрать от трех до пяти программ в университетах Германии — государственных или с госаккредитацией. Для поиска удобно использовать сайты hochschulkompass.de и daad.de.
Кандидат должен самостоятельно послать документы в вузы для поступления. Дедлайн для подачи заявки на стипендию DAAD — 15 ноября 2021. А вот дедлайн для зачисления в вузы у каждого заведения свой — и позже этой даты. Например, на летний семестр в вузах дедлайн на зачисление, как правило, в декабре — январе, на зимний — в мае — июле. Поэтому поступление будет проходить параллельно или даже после рассмотрения заявки стипендиальной комиссией.
Для участия нужны следующие документы:
Форма для предоставления информации о магистерских программахDOCX, 48,3 КБ
Неполные заявки для участия в отборе не принимают. Диплом, зачетные книжки и сертификаты надо перевести на немецкий или английский. Еще к заявке прикладывают скриншоты оригиналов документов и перевод — на начальном этапе его не нужно заверять у нотариуса и можно сделать самостоятельно. Если кандидат выиграет стипендию, центральное представительство DAAD попросит представить заверенные копии и переводы загруженных документов.
Как происходит отбор участников
Участников из России отбирает московское отделение DAAD. Комиссия учтет профессиональную квалификацию кандидата: его резюме, языковые сертификаты, успеваемость, рекомендации. Также она примет во внимание мотивированность для обучения и определит, соответствует ли кандидат условиям для зачисления в вуз.
Еще учтут опыт учебы за границей, награды и премии, научные публикации, участие в научных конференциях, дополнительное образование, научную и общественную деятельность.
Об итогах отбора комиссия сообщит по электронной почте в апреле 2022 года. Но зачисление в вуз на зимний семестр, как правило, происходит позже. Если студент прошел в программу, но не поступил в вуз, стипендию он не получит.
Те, кто прошел отбор и поступил, смогут воспользоваться стипендией с 1 октября 2022 года. Участнику придется прилететь раньше, если ему предоставят языковые курсы.
«Из-за коронавируса мое обучение продлилось шесть семестров»
Я окончила бакалавриат в Казанском федеральном университете. После обучения решила взять паузу и год поработать тестировщиком программного обеспечения.
Пока я работала, параллельно собирала документы, чтобы учиться в немецкой магистратуре по программе DAAD для последипломного обучения. Я выиграла стипендию по программе «Николай Лобачевский» для выпускников вузов Татарстана в 2018 году. Программу наполовину оплачивает DAAD, наполовину — республиканское министерство образования. На мой взгляд, главную роль в моем успехе сыграла огромная мотивация, огонь в глазах и любовь к немецкой культуре и Германии.
В те вузы, куда я подавала документы, требовалось оконченное высшее образование по информатике и языковой сертификат по немецкому или английскому.
Я слышала, что желательно иметь хорошие оценки: это повышает шансы на получение стипендии. Когда я пошла на очное собеседование, в офисе DAAD у меня смотрели документы, спрашивали про опыт работы и про то, почему я хочу учиться в Германии, задавали вопросы о моей успеваемости в российском университете.
Отбор я прошла. Немецкую визу мне оформили за неделю. Для меня, как для стипендиата, она была бесплатной — сбор я не платила.
Из-за коронавируса мое обучение продлилось шесть семестров вместо четырех: началось в 2019 году и закончилось только в 2021. Поскольку в 2020 году, после четырех семестров, мне перестали платить стипендию, а обучение продолжалось, пришлось подрабатывать по специальности в местной ИТ-компании 10—20 часов в неделю.
За три года я научилась критическому мышлению, приобрела практику в сфере ИТ, повысила свой уровень английского и немецкого, нашла единомышленников и друзей из разных стран.
По правилам программы Лобачевского после завершения курса я должна проработать по своей специальности в Татарстане три года, открыть свое ИП или устроиться в коммерческую компанию. Если этого не сделать, придется вернуть ту сумму, что заплатило министерство образования Татарстана. Правительство Германии не выдвигает таких требований к выпускникам. Я работаю в Татарстане и сейчас разрабатываю ИТ-проект для местной компании.
Мотивационное письмо для получения стипендии
Чем ближе срок подачи заявок на участие в стипендиальных программах Германской службы академических обменов (DAAD), тем больше сообщений я получаю.
Общие вопросы задают реже, поскольку я отвечала на них в предыдущих постах: «Магистратура в Германии по стипендии DAAD» и «Q&A о стипендии DAAD и учёбе в Германии». Также рекомендую внимательно изучить информацию на региональных сайтах DAAD. С октября претенденты спрашивают, что писать в мотивационном письме.
Также рекомендую внимательно изучить информацию на региональных сайтах DAAD. С октября претенденты спрашивают, что писать в мотивационном письме.
Нет универсального рецепта успешного эссе. Зато есть рекомендации от DAAD и опыт тех, кто получил стипендию. Это ведь не участие в тендере, а презентация себя с целью получить финансовую поддержку для учёбы в немецком вузе в течение 2-х лет.
Ваша задача – убедить отборочную комиссию в том, что вы – тот самый кандидат. На решение влияет каждый компонент: резюме, оценки, рекомендательные письма и т.д. Но через эссе происходит заочное общение с комиссией. Это ваш единственный шанс заявить о себе, заинтересовать и получить приглашение на интервью.
Претенденты обращаются ко мне с разными просьбами. Например, просят показать мотивационное письмо. Во-первых, не считаю своё эссе образцовым. Во-вторых, там изложена моя история. У вас своя, и она уникальная. В-третьих, это как-то неправильно. Готовые эссе я тоже не читаю. Можно обратиться в агентства или к частным лицам, которые помогут с пруфридингом.
Я лично рекомендую преподавателя английского и немецкого Екатерину, у которой большой опыт корректировки мотивационных писем. Пишите ей в инстаграме. Стоимость уточняйте напрямую.
Чем я могу помочь? Делюсь вопросами, ответы на которые превратились в 2-страничное мотивационное письмо.
Вступление
Я заявила основной тезис эссе – ответ на главный вопрос:
«Почему мне важно получить образование в Германии?»
Основная часть
Заключение
Ваше эссе – это ответ на вопрос, почему именно в ваше образование важно инвестировать средства. Напомню, это не благотворительность, а инвестиции. Содержание письма – это аргументация, а не просто перечисление ваших достижений. Обратите внимание на логическую связь и последовательность мыслей.
Докажите в письме, что финансовая поддержка вашего дальнейшего образования принесёт в будущем пользу обществу. Пишите правду. То, что чувствуете на тот момент. Планы могут измениться. Например, профессор, с кем вы хотели писать диссертацию, перейдёт в другой университет. Или появятся новые идеи для исследований. Я указывала роль блогинга в медиасфере, а теперь фокусируюсь на медиапсихологии.
Важно знать, что ты хочешь и для чего тебе это нужно. Тогда эссе станет отражением мыслей и напишется на одном дыхании. Ясность, чёткость, логика и вдохновение. Тогда ваше письмо станет билетом на интервью.
НОВЫЙ ПОСТ! Что мне помогло подготовиться к собеседованию.
Желаю вам удачи! Верьте в свои силы!
P.S. После отправления заявок на конкурсы я не думаю об этом сутки напролёт, а продолжаю заниматься другими делами. Письма с радостными новостями приходят неожиданно. В нужное время. =)
БУДЕМ НА СВЯЗИ? Здесь ежедневные сториз и полезные посты о саморазвитии: @SABINESERIKOVA
Хотите получить стипендию и отправиться на учебу в Германию? Тогда вам придется написать убедительное мотивационное письмо. Рекомендации с примерами из успешных заявок.
Чтобы получить стипендию на обучение в Германии, придется пройти несколько отборочных этапов. Первым из них является формальный отбор кандидатов на основании поданных документов. Чтобы комиссия решила выделить финансовую поддержку именно вам, недостаточно лишь хороших оценок и сертификатов о знании иностранных языков. Одним из ключевых факторов является убедительное мотивационное письмо (Motivationsschreiben).
С чего начать
Любое мотивационное письмо должно давать ответ на целый ряд вопросов. Почему студент выбрал именно эту программу? Насколько кандидат соответствует требованиям конкурсного отбора? Какую цель он ставит перед собой? Какие планы на будущее после окончания программы?
Стипендию получат самые. мотивированные
При составлении мотивационного письма эксперты советуют придерживаться официального стиля. Начать письмо можно, например, со следующей формулировки: «Уважаемые дамы и господа, меня заинтересовала программа …». По-немецки это может выглядеть примерно так: «Sehr geehrte Damen und Herren, die Ankündigung vom Programm … habe ich mit großem Interesse aufgenommen».
Как аргументировать
Как вы выбрали конкретную учебную программу? Аналогичные курсы наверняка есть и в других немецких университетах. Нужно объяснить, почему ваш выбор пал именно на этот вуз. Можно ориентироваться, например, на выдержку из мотивационного письма одной из успешных стипендиаток DAAD, которая в свое время написала: «Я бы хотела вкратце объяснить, почему я хочу учиться в указанном университете». Немецкий вариант: «Ich möchte darauf kurz eingehen, weswegen ich an der … studieren will».
Контекст
Стипендии для тех, кто ценит свободу
Программа академического обмена Erasmus изменила облик
Европейский Союз увеличил расходы на поддержку молодежных обменов в рамках программ для учащихся и преподавателей.
Немецкие фонды: что будет с поддержкой стипендиатов из России и Украины?
Как сказывается российско-украинский конфликт на стипендиальной поддержке из Германии? Выделят ли претендентам дополнительную помощь? DW побеседовала с представителями фондов.
Другой вариант: «Я искал курс с преобладанием практических занятий. Поэтому я обратил внимание на учебный курс, предлагаемый …». Формулировка по-немецки: «Ich suchte also nach einem praxisorientierten Studiengang … In diesem Zusammenhang schenkte ich dem Studiengang … Aufmerksamkeit».
О планах на будущее
В надежде на встречу
В конце письма можно ненавязчиво выразить надежду на то, что вас пригласят на личное собеседование, например: «Я буду очень рад, если вы захотите познакомиться со мной лично на собеседовании» («Ich freue mich auf die Möglichkeit, den ersten Eindruck beim persönlichen Gespräch vertiefen zu können»).
По мнению Наталии, рецепт успеха очень прост: «Если ты точно знаешь, что тебе это нужно, и можешь аргументировать свою позицию, то никаких проблем не будет».
Также по теме
Как поступить в немецкий вуз: пять главных фактов об учебе в Германии 06.12.2021
Сколько стоит учеба в немецком вузе? Как найти подходящий университет и стипендию? Обязательно ли для поступления знать немецкий язык? DW собрала ответы на самые популярные вопросы.
Студентов из Беларуси ждут в Германии 30.11.2021
В Германии для студентов из Беларуси объявлен конкурс на получение стипендии для полугодичного обучения в одном из немецких вузов. Что же требуется от соискателей?
Немецкие стипендии для российских студентов: кто и как может их получить 26.11.2021
Документы для стипендии/ учёбы
Как мне составить мотивационное письмо и автобиографию?
На сайте DAAD Вы найдете рекомендации по написанию мотивационного письма.
Какие документы, требуемые для подачи заявки на стипендию DAAD или обучения в немецком вузе, должны быть нотариально заверены?
Для подачи заявки на стипендию DAAD, как правило, не требуется предоставление нотариально заверенного перевода документов.
Подавая заявку на получение стипендии, Вы должны помнить, что DAAD может предоставить только финансирование учебы, со своей стороны Вы должны соотвествовать требованиям к поступлению в немецкий вуз. Это значит, что Вам необходимо, паралелльно подаче заявки на стипендию, самостоятельно и своевременно подать в вуз все документы, необходимые для поступления. Формальные условия могут варьироваться в зависимости от вуза. Внимательно прочитайте в условиях поступления, в какой форме должны быть поданы документы.
На каких языках я могу предоставить свои документы на получение стипендии DAAD?
Язык подаваемых документов зависит от языка выбранной Вами программы. Для участия в программе “Летние вузовские курсы” Ваши документы должны быть предоставлены на немецком языке.
В остальных стипендиальных программах язык документов, необходимых для подачи, зависит от рабочего языка, используемого в научно-исследовательском институте/ университете или от языка выбранной учебной программы.
Что значит подача документов на поступление через uni-assist?
Если Вы планируете поступление в немецкий вуз, Вам необходимо своевременно заняться процедурой подачи документов. Уточните в правилах приема, в какой форме, в какой срок и куда необходимо подать документы.
Документы могут отправляются непосредственно в вуз, или подаваться через uni-assist. Uni-assist является посредником для немецких вузов, который берет на себя функции проведения предварительной проверки и признания иностранных документов об образовании и передает их в дальнейшем в вузы, сотрудничающие с данной организацией.
Уточните о порядке приема документов выбранного вуза – принимает ли вуз документы сам или через uni-assist. Услуги uni-assist являются платными. Обратите внимание на сроки подачи документов в uni-assist.
Если в настоящий момент я не нахожусь в Беларуси, каким образом я могу подать документы на стипендию в Информационное бюро DAAD в Минске?
Вы можете отправить Ваши документы по почте на наш адрес или уполномочить другое лицо принести их в Информационного бюро DAAD.
Стипендиат DAAD, или Как я перестал волноваться и полюбил немецкую бюрократию
Мысль об учёбе за рубежом маячила на задворках разума уже давно, но на передний план она вылезла в начале 4 курса. Именно тогда я решил, что не хочу быть обычным программистом, а хочу быть владычицей морскою учёным в области машинного обучения. А бытует мнение, что учёным лучше быть на Западе. Также бытует мнение, что самый лёгкий способ попасть на Запад — получить там образование. Сложив два и два, я приступил к поиску англоязычной магистратуры.
В статье очень подробно опишу свой личный опыт, помня насколько подобные тексты (например, этот) были полезны мне самому.
TL;DR: имея красный диплом матмеха, получил полную стипендию на учёбу в немецкой магистратуре (на английском языке). Нервотрёпка, бюрократия, личностный рост, сладкий вкус победы.
Исходные данные
Вот три факта, которые значительно повлияли на мой дальнейший путь.
Факт первый — я не хотел дальше сидеть на шее у родителей, но и разрываться между учёбой и работой тоже не хотел, имея перед глазами опыт одногруппников, из процесса учёбы довольно быстро исчезавших. Я люблю учиться и ехал я учиться. Значит, мне нужна была стипендия, полностью покрывающая затраты на жизнь.
Факт второй — магистратурой я озаботился только в начале четвёртого курса. К этому времени дедлайн подачи на самые многочисленные стипендии — американские и австралийские — уже прошёл. Оставалась Европа.
Факт третий — я ботаник (и горжусь этим). В перечне моих сильных сторон находились зачётка Матмеха СПбГУ с одним «хорошо» и остальными “отлично”, две публикации исследований на студенческих конференциях, три летних программистских стажировки (Ланит-Терком, Ланит-Терком, JetBrains) и большой запас упорства. Слабой стороной было отсутствие опыта волонтёрства и прочей внеучебной деятельности.
Бонусный факт №4 — моя семья всегда меня со всех сторон поддерживала, как морально, так и в бытовом плане. О такой поддержке легко забыть, но недооценивать её нельзя. Решил упомянуть это потому, что ситуации у всех разные, а ещё для того, чтобы не возникало иллюзии, что это я один такой красивый в белом плаще всё превозмог.
Выбор страны
Наиболее вероятных варианта я нашёл два: Германия (стипендии DAAD) и Голландия (Orange Tulip Scholarship и стипендии индивидуальных ВУЗов). Также значительное число стипендий оказалось в Оксфорде (уровень явно не мой, но попробовать-то можно).
Так как из-за названия статьи интриги, куда я попал, всё равно нет, забегая вперёд сразу напишу, что случилось с альтернативами. В Оксфорд я собрал все документы, решил задачи, но не прошёл даже во второй этап. (Сейчас задач в процессе отбора уже нет; кому интересно попробовать себя, вот ссылка на архив).
Большинству же голландских программ оказалась нужна внеучебная деятельность, на запрос мне прямо написали, что теоретически без неё можно, практически — нет. Подаваться на стипендии, где 2-3 места, я не стал.
Таким образом, моей целью стала ( стипендия DAAD для магистров всех направлений), на которую россиянам выделено около 35 мест (на примерно 500 соискателей).
Отбор в DAAD
Сентябрь-Ноябрь 2017: Сбор информации и документов
Начал я с посещения семинара о стипендиях, проводимого секцией DAAD в Петербурге. Оттуда я узнал вот что:
Что же, меня всё полностью устраивало, пришла пора собирать документы. (Список можно посмотреть по ссылке), я опишу лишь наиболее важные.
Информация о трёх выбранных программах
Получение стипендии DAAD — не гарантия поступления на желаемую учебную программу. Априорно получить стипендию, конечно, сложнее, чем поступить в ВУЗ, но shit happens (впрочем, не будем забегать вперёд).
Поэтому DAAD предлагает выбрать 3 схожие учебные программы и подробно описать каждую из них в отдельном документе. На этом этапе я столкнулся с двумя сложностям:
Сайты немецких ВУЗов. Тихий ужас и анархия. Каждый сайт — уникальный пазл, хотя и общие тенденции есть. Например, советую гуглить не главный сайт, а сайт факультета Информатики (на который с главного сайта попасть можно не всегда).
Малое число результатов по запросам Machine Learning/Data Science. Позже я выяснил, что во многих вузах Machine Learning идёт как специализация внутри магистерской программы по Computer Science. Сразу обнаружилось множество новых вариантов.
Ещё совет: обращайте внимание на тип ВУЗа, сайт которого вы читаете. В Германии ВУЗы подразделяются на Hochschule (ориентированные на практику; не могут присуждать степени выше магистерской) и Universitäten (ориентированные на исследования; эквивалент наших университетов). Hochschule — это не ПТУ, но престиж у них, естественно, всё равно ниже, чем у полноценных университетов. Я искал, понятное дело, университет.
В итоге я выбрал Intelligent Adaptive Systems в Гамбургском Университете, Computer Science в Техническом Университете Берлина и Computer Science в Фрайбургском Университете.
Мотивационное письмо
Как говорят, самая важная из подаваемых кандидатом бумажек. Внятный текст о том, насколько большой вы молодец и насколько сильно вам нужна учёба именно на этих учебных программах именно в этих университетах именно в Германии. Общих слов в интернете по поводу этого письма написано много, приведу что конкретно описывал я:
Вышло у меня 2.5 страницы, что очень много, а согласно Интернету это недостаток (идеал — 1 страница). При этом 2.5 страницы — уже урезанная версия, сильнее сократить я не смог, и решил, что вся приведенная в тексте информация там нужна. В таких случаях советуют не выпендриваться и резать даже важные (по вашему мнению) куски, но я поступил по-своему. В будущем на собеседовании упомянули прилежность, с которой я описал учебные программы, так что, кажется, мне длинный текст пошёл на пользу. YMMV.
Сертификат о знании языка
Помимо того, что документы выше заполняются на английском/немецком, необходимо также предоставить сертификат о достаточном для поступлении в университеты уровне языка. В моём англоязычном случае немецкие ВУЗы требовали TOEFL примерно 90 из 120 (это грань C1) или IELTS 6.0+.
У меня никакого сертификата не было. Дедлайн подачи в DAAD был примерно через два месяца. Экзамены проводятся в фиксированные даты несколько раз в месяц, также нужно учесть, что от сдачи до получения результатов — несколько недель. На всякий случай я решил сдавать TOEFL за месяц до дедлайна DAAD, то есть через месяц после текущей даты (TOEFL, а не IELTS, так как о IELTS бытует мнение, что он более сложный и дурацкий).
В своём знании английского я был уверен, подготовка ограничилась тем, что я прочитал о структуре экзамена в The Official Guide to the TOEFL Test, Fourth Edition; прорешал все тестовые варианты из сопровождающего приложения в тех же временных ограничениях, что и реальный экзамен; а также потренировался в упражнениях на говорение, сложность которых — в сильной нехватке времени. Тренировался я с помощью приложения Magoosh: даётся тема, похожая на темы из TOEFL, думаешь 15 секунд, говоришь 45 секунд, прослушиваешь результат, извлекаешь уроки.
Подготовка была ненапряженной и отняла часов 30, размазанные на несколько недель, что даже на мою учёбу не повлияло. Результат — 116 баллов из 120. Вывод: при хорошем знании языка дорогие курсы/длительная подготовка не нужны.
Февраль 2018: Собеседование
После того, как я в конце ноября отправил собранные документы в московский офис DAAD, оставалось только ждать. В начале февраля пришло письмо, поздравляющее с проходом в очный этап в Москве через несколько недель.
Очный этап состоит в собеседовании с тремя профессорами: двумя, импортированными из Германии, и одним русским. Я волновался из-за того, что со мной могут заговорить на немецком, а им я владел куда хуже английского (что-то около A2). Да и в принципе волновался вообще обо всём, перечитывал мотивационное письмо, придумывал потенциальные вопросы и ответы на них, листал конспекты по разнообразным матанам. С эдакой кашей в голове я и совершил путешествие из Петербурга в Москву.
Пунктом назначения был Гёте-институт, где всех конкурсантов-информатиков (10 человек) посадили за стол в комнате ожидания и объяснили правила: вызывают по-одному, как только закончил интервью — свободен. Я упоминаю это, потому что мало кто воспользовался этой возможностью: в той комнате собрались хорошие ребята, мы быстро нашли общий язык и перестали видеть друг в друге конкурентов. Мне в этом помог этап короткого представления себя, где выяснилось, что только один парень помимо меня — студент, а остальные либо работают, либо уже учатся в Германии и подаются на стипендию на оставшийся один год.
На этом моменте я решил, что шансов у меня особо нет, потому что, по моему мнению, человек, идущий учиться, успев поработать и понять, каких знаний ему не хватает, заслуживает стипендии больше, чем зелёный студент. Ну а шансы тех, кто уже учится, я оценил как хорошие из финансовых соображений: это же экономия целого года выплаты стипендии для DAAD; плюс, эти люди уже показали, что способны поступить и учиться в Германии.
Логически выведя свою обречённость, я несколько расслабился и мило беседовал с ребятами, рассказывал про Paperclip maximizer и анекдот про студента и блох, который почему-то никто не знал. Анекдот пришлось прервать посередине, потому что пришёл мой черёд.
Тут надо упомянуть, что первый человек, прошедший собеседование, рассказал, что оба импортированных из Германии профессора оказались русскими, поэтому собеседования шли на русском языке. Для меня это было не очень удачно, потому что английским я владею хорошо, и ответы заранее я продумывал по-английски. Но я хотя бы был морально готов, в отличие от первого человека, которого это выбило из колеи.
В кабинете по одну сторону стола — три профессора, по другую — пустой стул. Не знаю, специально ли это было сделано, но из-за маленького расстояния между мной и профессорами, в течение всего собеседования кто-то из них был на краю периферийного зрения, поэтому вопрос от него воспринимался как внезапная атака с фланга. Но вообще они были довольно дружелюбными, мы поговорили про стандартные вещи: моя мотивация, почему Германия и эти программы, где-то треть времени я рассказывал про свой исследовательский проект (который я делал как курсовую, начиная с третьего курса). Помимо этого, со словами «вот я смотрю у вас тут много пятёрок в зачётке…» задали два технических вопроса: что такое устойчивость по Ляпунову (я сказал, что не знаю, т.к. в курсе диффуров вроде как этого не было), и определение сходимости по вероятности — его я знал, чем профессор почему-то очень впечатлился.
Из кабинета я вышел с легкой головой: ясно, что шансов не оставалось: из двух существенных вопросов я ответил только на один. Возвращаясь в комнату ожидания, я ещё в дверях дорассказал анекдот — мы посмеялись, прежде чем перейти к стандартному для каждого вернувшемуся опросу, как всё прошло.
Когда всё закончилось, мы вместе немного прогулялись по Москве. Ночью, сидя в поезде домой, я чувствовал себя превосходно: благодаря другим кандидатам это был очень позитивный опыт.
Неожиданные результаты
В марте и апреле (забегая вперёд: и мае, июне, июле) собирал и отправлял документы в ВУЗы. Стандартный набор выглядит как-то так: транскрипт оценок из бакалавриата, школьный аттестат, мотивационное письмо, сертификат TOEFL.
Здесь у знающих людей может возникнуть вопрос: зачем же 4 комплекта, если существует uni-assist — система, в которую надо один раз подать документы, а потом через неё регистрироваться во все ВУЗы? А ответ такой: хотя идея системы абсолютно правильная, большая часть ВУЗов ей не пользуется, а имеет свой бюрократический аппарат, которому нужно слать документы напрямую (по крайней мере, так было в 2018-м). C uni-assist-ом работал ровно один универ, так что пользы от этой системы не было никакой, а была только боль, потому что он обрабатывает данные 1-2 месяца, и у меня был неиллюзорный шанс не попасть из-за этого в дедлайн, так как про эту тонкость я узнал не сразу.
Ещё есть тонкость с TOEFL: на сертификате, который они присылают, большими буквами написано, что это копия исключительно для студента, и считать её доказательством сдачи теста нельзя. Теоретически, если универ хочет подтвердить мой уровень, я должен заплатить организаторам TOEFL 20 баксов, чтобы они с задержкой в месяц отправили «официальную» электронную копию в универ. Маразм. 2 универа были в этом со мной согласны и удовольствовались моей копией, ради uni-assist и ещё одного универа пришлось раскошеливаться. (таким образом, TOEFL стоил в сумме 300$: 260$ за тест и 2 по 20$ за эти рассылки. При сдаче теста можно бесплатно отправить в 3 места, но я тогда ещё не знал, куда буду поступать).
Нервное лето
Источники моих проблем
У читателя может возникнуть закономерный вопрос: в почему, собственно, пришлось планировать заново? Ведь я вообще предполагал, что не получу стипендию? Да, я собирался готовиться к поступлению в ВШЭ и Сколтех. Но при этом я наивно думал, что диплом будет почти готов, однако мои собственные чрезмерные амбиции привели к тому, что я вынужден был пахать в поте лица до самой финишной черты. А тут ещё и снова собирать документы, переводить и отправлять, писать новые версии мотивационного письма, и так далее. Совместить все 3 занятия (диплом; подготовка к вступительным экзаменам; бюрократия) было невозможно. Отказался я от подготовки к экзаменам (что не помешало мне пройти в очный этап отбора в Сколтех, где я довольно закономерно провалился).
Зачем я пытался поступить в Сколтех — и позднее успешно поступил в СПбГУ — если у меня уже была немецкая стипендия? На то были две причины: военная служба и немецкая виза.
На военную кафедру я не попал по неудачному стечению обстоятельств, а бакалавриатская отсрочка кончалась в августе. Учёба за границей отсрочки не даёт, однако длительное проживание за границей (>6 месяцев) позволяет сняться с учёта — если это длительное проживание удастся доказать.
А теперь следим за пальцами: мой военкомат заявил, что снимет меня с учёта только по предъявлению бумаги от немецкого универа, что я зачислен (не прошел конкурс, а именно зачислен и уже являюсь студентом этого универа). Зачислиться можно только в личном присутствии, и с немецкой студенческой визой в паспорте. Немецкую студенческую визу можно получить, только имея бумажку о поступлении от ВУЗа и гарантии финансирования (стипендия/заблокированный счёт в банке). Стипендия вступает в силу только когда я получаю бумажку о поступлении в ВУЗ. Мой second-choice ВУЗ (далее уни-2) очень медленно сообщает о поступлении — вплоть до начала семестра в октябре (судя по информации на реддите). А в Германии мне надо быть в августе, потому что DAAD любезно предоставило двухмесячные курсы немецкого до начала магистратуры.
Когда я вычислил эту схему, написал обоим своим контактам из DAAD — немецкому и русскому. Немецкий контакт на мои длинные объяснения всего этого реагировала чем-то вроде «чувак, не парься, всё будет ок». Русский контакт сообщила, что на языковые курсы можно скататься по Шенгену, но после курсов обязательно возвращаться в Россию и получать нормальную студенческую визу тут, и что других вариантов у меня нет. Это решало проблему курсов, но не решало проблему, что после курсов (то бишь во время призыва) я в России быть не хотел.
Не получив внятной внешней помощи, я решал проблему сам двумя путями. Во-первых, я решил поступить в российский ВУЗ и получить таким образом отсрочку. Теоретически, имея отсрочку, можно спокойно возвращаться в Россию, делать визу, и ехать обратно в Германию, после чего из российского ВУЗа отчисляться. Во-вторых, я решил попытаться получить нормальную студенческую визу сразу, пусть эксперт из DAAD и сказала, что это невозможно.
Где-то в июле я поступил в СПбГУ, но документы туда пока что не понёс, потому что всё ещё прорабатывал вопрос с визой и надеялся на счастливый исход.
Тонкости немецкого визового закона
Итак, ключевая проблема с визой: нужная «активированная» стипендия. Для “активации” нужно доказательство приёма в один из трех ВУЗов, которые указывал при подаче заявки. Из одного ВУЗа есть тот самый отказ, из других — ничего. Плюс, по информации моего русского DAAD-контакта, если я оформляю визу на основе доказательства приёма в какой-то ВУЗ X, то виза распространяется исключительно на этот ВУЗ, и при желании учиться в другом ВУЗе, визу надо оформлять заново. Почему это важно: на медлительный уни-2 я надеяться вообще не мог, но вот получить заветную бумажку от third-choice ВУЗа (далее уни-3) шанс был. Однако быть привязанным к этому ВУЗу визой не хотелось бы.
(Также я на всякий случай поступил в ещё один ВУЗ, не входящий в мои 3 выбранных, потому что у них был ранний дедлайн, и я надеялся, что бумажка от них может чем-то помочь. Не помогла.)
Привязка визы мне особенно не нравилась. На форумах внятных ответов я найти не смог, поэтому написал все свои вопросы на е-мэйл Петербургского консульства ФРГ. Через месяц ответа всё ещё не было (а время, естественно, поджимало). Подумав, я решил им написать те же вопросы, но на немецком языке, а не на русском — немецкое же консульство, как-никак. Поднапрягшись, сформулировал свои вопросы на корявеньком немецком — и получил ответ на следующий же день. Такой вот лайфхак: хотите быстрый ответ от немецкого консульства — пишите на немецком.
Ещё лучше было то, что ответила мне глава визового отдела консульства (это окажется важным в дальнейшем). Однако её ответ, судя по нагугленной мной информации, под мою ситуацию не подходил, о чём я и написал. В ответ я получил ссылку на § 16 (6) 2 Aufenthaltsgesetz [закон о проживании], и абзац оттуда, который вроде как подходит к моей ситуации.
Из одного абзаца понятно было мало чего, поэтому я сел читать весь закон. С немецким уровня A2. Сложно, но с помощью гуглопереводчика и словарей я справился. Поэтому ответил я ссылкой на другой параграф этого закона, который опровергал присланный мне абзац.
Такая милая переписка продолжилась некоторое время. Наконец, мои вопросы получили ответ. Перечитывая эту переписку сейчас, я заметил, что конкретно вопрос про привязку визы к ВУЗу был скорее проигнорирован, но я счёл это доказательством, что такой проблемы нет; к тому же, я сам теперь был немножко знатоком немецкого визового закона, и ничего подобного в нём не упоминалось.
Главным выводом из переписки было, что можно податься на визу для языкового курса с последующим обучением, вместо подачи на визу для обычной учёбы. (Виза-то на самом деле одна и та же, только запросы на получение разные, как и документы). В чём смысл такой замены? А в том, что хотя в документах DAAD написано, что стипендия на обучение недействительна до получения приглашения в ВУЗ, там также написано, что подготовительные курсы уже оплачены, и что на время курсов тоже даётся стипендия. То есть этот кусок стипендии не зависит от универов, а уже дан мне — как раз та гарантия финансирования, что мне нужна. Я запросил соответствующее письмо от организаторов курса, и получив его, зафиксировал как запасной план. Главным планом было просить учебную визу несмотря на «неактивированную» стипендию и надеяться на лучшее.
Отдельно стоит отметить проблему со временем. Слот на сдачу документов на визу в консульстве надо бронировать за несколько месяцев, мой слот был 23 июля, курсы должны были начаться 1 августа. Теоретически, всё было хорошо — стипендиатам немецкого правительства учебную визу делают 3 дня (в отличие от учащихся без стипендии, для которых процесс может длиться 3 месяца, поскольку информацию о них посылают в Германию для обработки). Однако такой короткий интервал между посещением консульства и прибытием в Германию практически не оставлял мне шанса на ошибку. К несчастью, ошибку я всё таки допустил. К счастью, второй шанс я получил всё равно.
Консульство
Но сначала о неудаче. В консульство я шёл на нервах, начитавшись на форумах о недружелюбности его работников. Со мной, однако, обращались довольно мило. Я пытался убедить сотрудника, что хотя стипендия «не активирована», она точно такой будет, в уни-3 нет конкурса, лишь минимальные требования, которым я удовлетворяю. Попытка убеждения провалилась, мне предложили в ближайшие два дня получить от уни-3 бумажку, что они точно меня берут (это активировало бы стипендию), и через эти два дня возвращаться в консульство.
Будучи в маловменяемом состоянии из-за того, что план с визой судя по всему провалился, я не вспомнил о своём запасном плане с языковыми курсами. Вместо этого я спросил, можно ли для финансовых гарантий открыть банковский счёт, а на стипендию как финансовую гарантию переключиться потом. Ответ такой: можно было бы, но тогда ко мне не применялась бы скоростная версия получения визы, и нужно было бы ждать 3 месяца, как все. У меня 3 месяцев не было.
Домой я вернулся разбитым, но не сломленным, и тут же начал писать е-мэйлы с описанием своей ситуации и просьбой о помощи — в DAAD и уни-3. Из универа справочная написала, что они нужную мне бумажку выдать не смогут, но есть профессор, который потенциально сможет. Профессор за 2 дня не ответил. DAAD тоже.
Поэтому когда через 2 дня я вернулся в консульство, моя надежда лежала на запасном плане (том, что с языковыми курсами). Я постарался заранее продумать убедительную аргументацию, почему мне таки должны дать визу. Сотрудник консульства к этой аргументации отнёсся скептически, но после упоминания, что я переписывался по этому поводу с главой визового отдела, и что она эту идею одобряет, пошёл совещаться с ней. Вернувшись, сказал, что мои документы примут, и что виза будет готова через 3 дня.
Выйдя на Фурштатскую, я дошёл до ближайшей свободной лавочки и 15 минут сидел на ней, наслаждаясь солнечным теплом и постепенно осознавая, что после всех перипетий я наконец достиг своей цели.
«… И покинет отчий дом мученик науки»
Двухмесячные курсы немецкого позволили мне немного расслабиться. Пообщавшись с другими стипендиатами из разных стран, я узнал, что для большинства из них процесс получения визы был куда более гладким, и только одному парню из Нигерии пришлось хуже — он вообще получил визу только в день вылета.
Расслабление-расслаблением, но письмо о поступлении от уни-2 всё не приходило (уни-3 уже письмо о поступлении прислал). Это было проблематично по двум причинам: (1) искать жильё надо заранее, а я не мог этого делать не зная, в какой город еду (2) моя текущая аренда кончалась вместе с курсами.
И если первая проблема ещё только маячила на горизонте, вторая была куда более насущной, потому что означала потерю крыши над головой. Простым решением было бы уехать в уни-3 и не волноваться. Но хорошенько подумав, я решил, что не зря я поставил ему более низкий приоритет, и что надо по возможности стараться попасть в уни-2. Поэтому я начал писать и названивать им, но без особого успеха: «информация о приёме будет тогда, когда будет».
Моё время было на исходе: 1 октября не только кончались мои языковые курсы и жильё, но и начинался зимний семестр. Подумав, я принял волевое решение, что готов пропустить первую неделю семестра, и подождать ещё неделю прежде, чем ехать в третий универ. Найдя жильё на соседней улице на AirBnB, я переехал и начал ждать, проклиная медлительную немецкую бюрократию.
Зачисление пришло уже на следующий день, к моей великой радости. Дальше были приключения с поиском жилья в Берлине, но их можно опустить, так же, как и борьбу с универской бюрократией. Главное, что я наконец стал студентом Технического Университета Берлина, достигнув поставленной за год до того цели.
Эпилог: два года спустя
Сейчас я работаю над магистерской диссертацией, уже закончив все свои магистерские курсы. Про систему немецкого образования в общих чертах уже много что написано, поэтому буду краток: большая часть магистерских программ по Computer Science — англоязычные; они дают большую свободу в выборе курсов, можно выбирать и курсы на немецком языке.
«Англоязычность» программы значит, что существует такое количество курсов на английском, которое достаточно для выпуска. Не факт, что эти курсы будут интересны вам. Я на немецком брал только 2 курса по когнитивной психологии, которые мне были интересны, но на английском не читались. (Кстати о немецком: приехав на курсы со слабым А2, благодаря усилиям поверх программы я “перепрыгнул” через несколько недель обучения (освоив их сам), и закончил через 2 месяца на средненьком B2, чего оказалось достаточно для пассивного слушания лекций и успешной сдачи письменного экзамена при помощи толстенного словаря).
Я своим немецким образованием чрезвычайно доволен. Свобода выбирать курсы, которые интересны, а неинтересные не брать — это прекрасно. Теоретически, свобода эта не совсем полная, но я нашёл хак в местной бюрократической системе, благодаря которому я делал уж совсем что хотел. За исключением одного: если два интересующих курса идут в одно и то же время, одним приходится жертвовать, потому что нет единого составленного расписания, где всё было бы красиво распределено, ведь у каждого студента такое расписание индивидуальное. Составляя своё, я до глубины души проникся тем, как полезен бы был Маховик времени в этой ситуации.
Подводя итог, хочу сказать, что вся эта авантюра стала прекрасным жизненным опытом: редко когда простым, но практически всегда — интересным. Рекомендую.