Как написать диссертацию по медицине
Кандидат Медицинских Наук
Подготовка и защита кандидатской диссертации – длительный и трудоемкий процесс. Однако его этапность облегчает задачу соискателя. Как написать диссертацию по медицине с минимальными затратами времени и денег?
Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
На каждом из этих этапов соискателя ждут определенные трудности. Как написать кандидатскую диссертацию по медицине: можно все делать самому под началом научного руководителя, а можно обратиться за помощью в написание мед. диссертации.
С чего начать?
Написание диссертации по медицине возможно двумя основными способами: аспирантура и соискательство. С выбора одного из них и нужно начать.
При обучении в аспирантуре выпускник ВУЗА поступает в аспирантуру на какую-либо кафедру, учится на протяжении 5 лет, защищается, и чаще всего после этого остается преподавать на ставшей родной кафедре. Минусы такого пути защиты диссертации:
Соискательство – путь для практикующих врачей, у которых накопился новый, интересный, уникальный материал. Подготовка диссертации возможна в короткие сроки, при этом доктор работает и получает обычную зарплату. Недостатком этого пути защиты диссертации по медицине является сложность организации: поиск диссертационного совета, научного руководителя, публикации и так далее. Однако решение многих этих проблем можно доверить нам.
Оптимальным становится вариант с защитой в крупном научно-клиническом центре, желательно со своим диссоветом, где врач не учится в аспирантуре, а просто работает. Также можно воспользоваться возможностями очно-заочной аспирантуры.
Итак, врач хочет написать кандидатскую диссертацию. Сначала ему нужно определиться, какой теме будет посвящена его работа, насколько она нова и практически значима (Читайте статью: как выбрать тему диссертации). Существует соответствующий список медицинских специальностей («Фтизиатрия», «Физиология», «Ортопедия и травматология» и так далее). Определившись со специальностью, нужно выбрать ближайший соответствующий научный совет, обратиться туда и попросить предоставить научного руководителя.
Научный руководитель будет сопровождать соискателя с самого начала до защиты. От его организационных и личных качеств зависит очень многое, поэтому после определения цели выбор научного руководителя – второй важнейший шаг перед написанием кандидатской диссертации по медицине.
Разделы диссертации по медицине
Еще перед началом работы соискатель на ученом совете доложит тему своей диссертации, ее актуальность, новизну и возможное практическое применение. После этого будет решаться вопрос, нужно ли вообще писать такую работу. Поэтому от грамотной подачи своей идеи тоже зависит очень многое. В выборе темы соискателю помогают научный руководитель и консультант.
После одобрения темы начинается работа над самой диссертацией по медицине. Основа любого научного труда – собственные исследования, эксперименты, клинический материал соискателя. Без достаточно хорошей клинической базы защитить диссертацию очень трудно, так как все «простые» темы уже давно изучены и описаны. Однако если у соискателя есть пациенты, их данные, результаты анализов и других исследований, это будет залогом успешной защиты.
Несколько слов об эксперименте. В медицинских диссертациях экспериментальная часть имеется довольно часто. Эксперимент – довольно долгий процесс, и от его правильности во многом зависят результаты работы. Мы не советуем соискателям, не работающим на кафедрах в ВУЗах, вводить экспериментальную часть без особой необходимости.
Структура диссертации по медицине
Средний объем такой работы составляет около 130 страниц (без учета рисунков, таблиц, приложений и списка литературы) текстом Times 14.
Обязательно пишется автореферат диссертации – более краткое изложение всех ее пунктов (объем автореферата – около 25 листов). Также необходимо сделать несколько (обычно 3) публикации в специальных ВАК-рецензируемых изданиях и до 10 опубликованных тезисов или статей в научных сборниках.
Готовая диссертация по медицине проходит специальную проверку на антиплагиат. Поэтому полностью списать ее из других источников не получится. Уникальность готового текста должна быть выше 85%. Существуют разные способы и программы для такой проверки.
Что нужно сделать на каждом этапе работы
Итак, тема диссертации одобрена, начинается процесс подбора пациентов. Здесь соискателю ученой степени может помочь только его научный руководитель, подсказав, например, новый метод лабораторной диагностики. В любом случае клинический материал за аспиранта или врача не соберет никто.
Работа над главами диссертации по медицине включает:
Работу с литературой можно проводить по синтетической схеме, группируя в отдельные блоки близкие по теме и смыслу сообщения. Уже затем на их основе создается последовательный обзор современного состояния научной проблемы, становятся ясны «белые пятна», что обязательно нужно использовать в диссертации.
При обработке материала больше подойдет аналитический метод: в центре – тема работы, от нее отходят стрелки – задачи, а затем под каждой задачей пишется решение – один из параграфов диссертации. Так проще избежать противоречий в структуре работы, а также правильно соотнести положения, выносимые на защиту, и полученные в результате выводы.
Вся эта «бумажная» работа занимает большую часть времени соискателя. Поэтому можно заказать помощь в написании диссертации. Это сэкономит не только время, но и деньги соискателя (например, он не будет отказываться от дополнительной подработки или дежурств).
Что делать дальше
Когда диссертация готова, начинается довольно длительный бюрократический этап. Нужно подготовить презентацию работы, написать автореферат, опубликовать основные результаты, выйти на «предзащиту». Затем текст работы и первичные материалы предоставляются для изучения рецензенту и оппоненту. Они могут сделать замечания, которые следует учесть и переработать часть текста. Наконец, диссертация передается в ученый совет и назначается время защиты кандидатской.
Написание кандидатской диссертации по медицине – по-своему увлекательный процесс, который часто занимает несколько лет. Не у всех соискателей есть возможность и желание посвятить их такой работе. В этом случае оптимальным вариантом становится передача технической части работы профессионалам, которые уже прошли такой путь и знают все правила подготовки кандидатской диссертации.
Если вам требуется помощь в подготовке диссертации по медицине – вы смело можете обращаться ко мне. Я, кандидат медицинских наук, имею большой опыт в такой работе. Также я осуществляю курацию соискателя до самого момента защиты диссертации.
Как написать статью
От редколлегии журнала
Редколлегия берет на себя смелость предложить алгоритм, по которому должна быть построена клиническая статья. Помните: все части статьи должны последовательно отражать, какую новую проблему и каким образом (с помощью каких методов) решает автор и что это дает науке или практике.
1. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ должна четко отражать в своих рубриках (частях) следующие моменты.
Заголовок — краткая формулировка идеи, гипотезы, задачи с отражением новизны.
Введение — актуальность проблемы:
Цель статьи — что конкретно исследуется. Четко сформулировать, какую проблему или гипотезу решает автор.
Эта конкретная цель в расширенном виде повторяет заголовок статьи.
Материалы и методы — что и как использовалось в работе:
Результаты — что получилось у автора. Никаких литературных ссылок. Данные приводятся очень четко, в виде коротких описаний с графиками, таблицами и рисунками (не копировать информацию, только один способ представления!).
Обсуждение — анализ или дискуссия.
Обычно начинается со слов: «В нашей работе получено 1, 2, 3, … результата. Далее подробно описать, что может означать каждый из них — собственное видение значения этого результата, сравнение его с данными других авторов: результаты совпали или не совпали, объяснить возможную причину несовпадения (отличие в группах, методов и т.д.).
Заключение — выводы. В одном-двух предложениях подвести итог проделанной работы: что получено, о чем это может свидетельствовать или что может означать, чему служит и какие раскрывает возможности. Отразить перспективы использования результатов.
Эти выводы дают основу для формулирования заголовка статьи.
2. РЕЗЮМЕ. Обращаем внимание на правильное оформление этой важной составляющей части работы. Помните, что большинство библиографических баз данных отражает в своей системе только аннотации статей, поэтому резюме — единственная возможность заявить международному сообществу о ваших научных достижениях. Текст резюме должен включать 250 слов (не менее),быть структурированным, т.е. повторять в кратком виде рубрики статьи:
а) цель исследования;
б) материалы и методы;
в) результаты;
г) заключение.
Обязательны ключевые слова — от 3 до 10.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Авторы должны указывать:
Правила оформления статей, которые направляются для публикации в наш журнал, сформулированные с учетом «Единых требований к рукописям, представляемым в биомедицинские журналы», принятых Международным комитетом редакторов медицинских журналов, приведены на сайте в рубрике «Требования к рукописям».
Как написать научную статью по медицине
Научные статьи по медицине помогут будущему врачу окончательно определиться с направлением будущей профессиональной деятельности, донести общественности результаты проведенных экспериментов.
Зачем нужны научные статьи по медицине
Публикация научных статей – обязательное условие для последующей защиты исследовательской работы по медицине. Основная задача соискателя – составить грамотный, систематизированный документ с указанием основных положений и полученных результатов для дальнейшего применения на практике.
Примечание. Для составления данных документов, авторам разрешается использовать отчеты по НИР. Непосредственное участие в рамках определенного гранта станет неоспоримым преимуществом при публикации в рецензируемых изданиях.
Рекомендации по составлению структуры статей по медицине
Стандартная структура научных статей по медицине состоит из 7 частей: заголовок работы, аннотация, введение, методы исследования, результаты экспериментов, дискуссия, заключение.
Заголовок
В заголовке научной статьи по медицине отражается краткая информация о сути исследования. Основная задача правильно-составленного заголовка – это полное соответствие всем частям работы и четкое очерчивание границ проведенного исследования. Такой подход позволяет читателю составить объективную картину о изучаемой методике лечения/диагностики конкретного заболевания и анализируемых группах пациентов (возраст, критерии оценки, этиология/патогенез и т.д.).
Заголовок научной статьи по медицине не должен содержать аббревиатуры и узкоспециализированную терминологию. Это правило касается и упоминания здравоохранительной организации, в которой работает автор работы.
В медицинских научных статьях на английском языке важно придерживаться правильной формы глагола. Сила утверждения отображается временем presentsimple. Для создания четких границ и, соответственно, уменьшения силы утверждания по конкретному вопросу, рекомендуется использовать время pastsimple.
Аннотация
Аннотация – важный элемент любой научной статьи по медицине. Текст этого документа составляется в неразрывной связи с заголовком работы, но без дублирования ее названия. Рекомендуемая длина аннотации – 80-300 слов (точные рекомендации по длине необходимо уточнить у научного журнала).
Какая информация содержится в аннотации медицинской научной статьи?
Аббревиатуры, указанные в аннотации, расшифровываются после первого упоминания в тексте работы. Запрещается упоминать точные названия клинических институтов, клиник, таблицы, рисунки и ссылки на использованные литературные источники.
Введение
Как и заключение, является важной, неотъемлемой составляющей научной работы по медицине. Основная задача введения – вызвать интерес читателя к представленной информации, ознакомить со степенью различия общепринятых медицинских норм с нововведениями, предлагаемыми автором документа.
Что указывается во введении?
Объем введения прямо пропорционален специфичности тематике медицинского исследования. Если направление узкоспециализированное, введение составляется в очень краткой форме.
Методы исследования
Эта часть научной статьи по медицине содержит сжатые статистические факты в формате таблиц, графиков, диаграмм без развернутых комментариев и др. интерпретаций.
Какая информация содержится в данном разделе?
В разделе не указываются персональные данные исследуемых пациентов. При описании указанной информации, автор не дублирует данные, указанные в тексте, в графический материал по теме научной статьи (таблицы, рисунки, схемы, диаграммы и т.д.).
Результаты исследований
Требования к оформлению результатов исследования аналогичны требованиям к описанию методологии медицинского исследования. Автор в сжатой форме приводит итоги диагностики/лечения группы испытуемых без дополнительных интерпретаций и комментариев по проделанной работе.
Как оформить результаты исследований?
Результаты исследования, не упомянутые в задачах научной статьи, не указываются в этом разделе.
Дискуссия
В творческой части научной статьи по медицине, автор критически анализирует и обобщает суть рассмотренных информационных источников по исследуемой теме работы. Рекомендуется составить полноценный литературный обзор без ненужного повторения фактов, указанных во вступительной части статьи и описании методов исследования.
Что указывается в разделе «Дискуссия»?
Отсутствие излишней критичности к другим исследователям – основное правило при составлении этого раздела работы. Рекомендуется аргументировано отобразить все достоинства/недостатки проведенного исследования – это увеличит авторитет научной статьи у читателей журнала.
Заключение
Небольшой раздел научной статьи по медицине. Рекомендуемая длина заключения – несколько предложений. Автор описывает способы применения полученных результатов исследования в теорию/практику рассматриваемого вопроса, возможные перспективы внедрения в клиническую практику, возможные методы доработки и т.д.
Где и как лучше опубликовать научные статьи по медицине
Для публикации медицинских статей подойдут рецензируемые журналы, соответствующие выбранному профилю специальности (рекомендуемый код 76.00.00 – Медицина и здравоохранение).
Рекомендуемый список целей/задач издательства, облегчающий выбор необходимого периодического издания.
После ознакомления с вышеуказанным перечнем, соискателю будет проще определить необходимую специализацию рецензируемого издания и его соответствующий ВАК-код.
Данное правило не распространяется на международные научные издания Scopus, Web of Science, а также медицинские журналы, не входящие в ВАК-список.
Советы по публикациям будущим врачам
Учащимся интернатуры/докторантуры рекомендуется публиковать свои исследовательские статьи в любом из сборников Медицинских образовательных или научных институтов. Такие издания помогут молодым исследователям заявить о себе в научном обществе, а также получить признание среди массовой аудитории.
Если цель соискателя – повысить публикационную активность (индекс цитирования), рекомендуется опубликовать научные статьи в журналах РИНЦ. Это правило касается материалов конгрессов, конференций и симпозиумов. Чем больше список публикаций, тем быстрее ученого заметят, по достоинству оценив результаты проведенных ним исследований.
11 простых правил написания научных обзоров
Обзорная статья — это верхушка айсберга накопленных знаний.
Автор
Редакторы
Написание научных обзоров — отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.
В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований. Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора. И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.
Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.
Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию
Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:
Правило № 2: Поиск литературы
Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:
Правило № 3: Пометки на полях
Если вы только начали писать обзор и отобранные статьи читаете впервые, то совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации. Желательно сразу же все это записывать — так будет потом проще связать новые мысли с имеющимися результатами, вашими личными идеями и т.п. Писать можно прямо на полях или приклеивать стикноуты (если вы используете распечатки статей), или делать записи прямо на компьютере или планшете: почти все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Дословно выписывайте цитаты, на которые планируете сослаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.
Очень важно быть аккуратным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы избежать последующих метаний в попытке вспомнить, кому принадлежали те или иные данные. Таким образом, за время, пока вы прочитаете отобранную литературу, сам собой появится черновик обзора. Конечно же, этот черновик придется еще не раз и не два переписывать, реструктурировать и перефразировать для того, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и отточенными аргументами. Пусть вас это не пугает. Просто начните делать заметки, пусть даже без какой-либо системы, — по мере продвижения у вас постепенно вырисуется план обзора, и чем дальше, тем яснее и четче он будет.
Правило № 4: Определите тип обзора
Если во время чтения литературы вы все время делали заметки, то по окончании этого процесса вы будете уже представлять приблизительный объем будущего обзора. Это, возможно, наиболее подходящее время для того, чтобы решить, куда двигаться. Существует две разновидности обзорного жанра — мини- и полноразмерный обзор. Некоторые журналы сейчас предпочитают публиковать короткие обзоры, сфокусированные на публикациях последних лет, с ограничением числа слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценности, — скорее наоборот, это лаконичная и емкая статья, концентрат современных представлений, привлекающий внимание занятых читателей своим малым объемом. Чтобы написать грамотный мини-обзор, вы должны поистине мастерски владеть пером. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы подаются в упрощенном виде из-за ограничения объема.
Полноразмерный обзор имеет несомненные преимущества: вы можете приводить большее количество данных и вольны останавливаться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Однако над такими «монументальными» статьями нависает угроза быть отложенными на дальнюю полку «для вдумчивого изучения потом», которое может никогда и не наступить.
Также обзоры можно классифицировать как описательные и концептуальные. Описательные обзоры фокусируются на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования — это добросовестный конспект современных данных. Авторы же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов. Для написания хорошего концептуального обзора желательно быть истинным аксакалом в своей области и улавливать самые незримые из носящихся в атмосфере идей. Будьте самокритичны — сможете ли вы правильно уловить такие тенденции? И хватит ли у вас времени? Помните: описательные обзоры, как правило, отнимают намного меньше времени и сил.
Правило № 5: Рассматривайте проблему под разными углами
Независимо от того, какой именно обзор вы планируете писать, сосредоточьтесь на определенной проблеме. Однако при анализе полезно использовать и данные из соседних областей. Например, если вы пишете обзор по иммунологии, включите также материалы эпидемиологов, цитологов, врачей и биохимиков. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на различных уровнях — от молекул до популяций — позволит вам нагляднее и шире представить материал. Такая работа будет интересна значительно большему количеству читателей.
Правило № 6: Будьте критичны и последовательны
Написание обзоров литературы — это не коллекционирование марок. Хороший обзор являет собой не только обобщение литературы, но и ее критический анализ, который помогает определять методологические проблемы и указывать на пробелы в исследованиях. Прочитав ваш обзор, догадливый читатель должен получить представление о следующем:
Конечно, успешно ответить на все три вопроса в одном обзоре будет несказанным успехом. Не всегда один автор может обладать настолько глобальным мышлением, — поэтому привлечение соавторов существенно повысит качество статьи. Каждый ученый имеет свои сильные стороны: один превосходно описывает результаты работы, другой ловко критикуют чужие работы и выявляет проблемные места, третий хорошо систематизирует и обобщает результаты различных исследований. Если вы сумеете собрать подобную команду специалистов — обзор обречен на успех. Если же вы сами являетесь «три в одном» — тогда, наверное, вам нет смысла читать эту статью. Извините.
Кстати, кроме критического мышления, обзору литературы необходим хороший слог и грамматика. Не забудьте попросить коллег прочесть окончательный вариант перед публикацией.
Правило № 7: Мыслите структурно
Хороший обзор ни с чем не перепутать: он своевременен, систематичен, легко читается, структурирован и критичен. В обзорах редко используют структуру экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого, автор каждый раз выбирает собственную логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. И хотя единого формата не существует, в целом работу следует разбить на несколько логических разделов, которые будут предваряться коротким вступлением и обобщаться в конце с повторением основных выводов.
Как упорядочить поток основного текста в своем обзоре, чтобы ваш читатель не потерялся в нем и понял смысл написанного? Для этого полезно привести концептуальные схемы или диаграммы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Грамотно выполненные иллюстрации позволяют понять основную мысль даже без детального прочтения.
Правило № 8: Учитывайте отзывы рецензентов
Обзоры литературы обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет отзывов и мнений ваших рецензентов существенно улучшает изначальный вариант обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты свежим взглядом выхватят те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которые были не замечены вами. Кстати, внимательно перечитайте весь обзор непосредственно перед отправкой в журнал — отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам сфокусировать внимание на сути статьи, а не на претензиях к стилю подачи.
Советы рецензентов очень важны, поэтому следует пытаться получить рецензии от специалистов из различных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым мнениям по существу обзора и несовместимым советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем отсутствие отзывов вообще. Разнообразие замечаний поможет вам определить, в чем мнения экспертов сходятся, а где возникают спорные моменты.
Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны
Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов — ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать — если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.
Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике
Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит — по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления — вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим — все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.
Правило № 11: Практикуйтесь
Невозможно стать опытным писателем, прочитав советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, просмотрев курс рисования по телевизору. Невозможно написать хороший обзор без практики. И пока вы только молодой ученый, и научные журналы не балуют вас «заказами» на обзоры, — пишите их сами. Начните с популярных изложений — сайты, подобные «биомолекуле», приветствуют статьи от новых авторов. Если вы сможете написать обзор литературы, который, как вам кажется, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне — попробуйте, отправьте его в научный журнал — украинский, русский или зарубежный, не важно. Часто средней руки журналы могут опубликовать обзор, присланный не именитым автором, если уровень изложения и поднятые темы действительно будут оригинальными. В общем, не ждите милостей от редакций журналов, начните писать сами!
Удачные обзоры, написанные в 80-х годах, сегодня читаются редко. Однако они в свое время послужили фундаментом для научных работ 90-х, из которых выросли экспериментальные теории 2000-х. И сегодняшние книги охотно цитируют некоторые старые статьи как классику, на которую стоит равняться. Не верите? Посмотрите количество цитирований «Происхождения видов».