Как написать начало романа
Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.
Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.
«Создавая бестселлер»
Главная идея
Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.
Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.
Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.
Примеры главной идеи
Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник
Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.
План на основе подсчета страниц
Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник
Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.
Начало
Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.
Кто такой протагонист
Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник
Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.
Антагонист
В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник
Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.
Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.
Драма или нет?
Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник
Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник
Вот некоторые примеры пассивного действия:
Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.
Как создать конфликт
В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник
Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.
Флешбэки
Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник
Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.
Больше драматизма!
Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.
Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.
— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;
— герой сталкивается со стихийными бедствиями;
— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;
— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;
— по дороге на важное событие у героя ломается машина;
— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;
— ему попросту не хватает времени;
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник
Не надо клише
Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.
Продуманные детали
Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник
Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.
Проблема первых страниц: как написать начало книги (видео)
Для каждого литературного произведения необходимо сильное начало. Оно должно быть захватывающим или интригующим, чтобы издатель не отложил вашу рукопись, а читатель не захлопнул книжку. Первые страницы нередко оказываются для начинающего автора самыми сложными. Как написать начало книги, подскажет материал KnigaStudio.ru.
С чего начинается книжка
От того, как начнется ваш опус, во многом зависит желание аудитории его читать. Скучная, банальная или перегруженная информацией первая глава отпугнет публику. Какие бы гениальные идеи и мысли не скрывало далее ваше творение, читающая братия до них попросту не доберется, споткнувшись о слабые первые странички.
При этом важно, чтобы вступление не казалось чем-то инородным. Оно должно подводить к последующим главам, в которых начнет завязываться конфликт. Эффектный старт – часть сюжета, а не просто способ привлечь читателей.
Чаще всего прозаики используют экспозиционное начало. Оно дает общую краткую информацию о месте и времени происходящего, а также задает интригу.
Как правильно начать книгу
Будет хорошо, если вы начнете свой шедевр:
Какой должна быть первая фраза
Слова, с которых стартует ваш литературный труд, тоже очень важны. Первая фраза может:
Нужно ли придумывать пролог
Пролог для произведений литературы совсем необязателен. Но если вы решили, что вашей работе он необходим, включите его в текст. Прологи бывают нескольких видов. Например:
Скверное начало: как не надо начинать книжку
Как правильно начать книгу мы разобрались. А вот каким не должно быть начало вашего литературного дебюта:
Начать книжку помогут классики
Если вы затрудняетесь с началом вашего романа, повести или рассказа, обратитесь к опыту своих предшественников. Посмотрите, как начинались творения состоявшихся литераторов – классиков и современников. Особое внимание обратите на авторов, пишущих в том же жанре, что и вы – какие фразы были выбраны ими в качестве первых, был ли использован пролог и т.д.
Блог проекта «Курсы писательского мастерства»
Никакой воды, только полезные и действенные материалы для писателей
30 способов начать роман
Анастасия Кузьменко перевела статью писательницы Bryn Donovan о том, что происходит на первой странице.
Перевод опубликован в рамках подготовки к курсу “План романа 2.0”.
30 способов начать роман
Порой сложно начать историю, даже если вы знаете её основную идею. В этой статье речь пойдёт о первой сцене и первых строках.
Лучшее, что может сделать писатель на первых пяти – десяти страницах – заставить читателей сопереживать главному герою.
Большинство издателей считают, что пролог, который служит предысторией – плохая идея. Из-за него создаётся впечатление, что истории нужно набрать приличный разгон, чтобы начаться. Лучший вариант – вписать предысторию в то, что происходит в истории в данный момент. Создать загадку и окутать тайной прошлые события, и тогда читателям понравится раскрывать, что на самом деле произошло много лет назад.
Даже без пролога, многие авторы начинают историю в первом черновике слишком быстро, с огромной предысторией. Конечно же, вы можете изменить это, когда будете переписывать, но это всё равно останется большим препятствием (проверено на опыте).
Спросите себя, какое событие может вытолкнуть главного героя из рутины и задать ему другое направление. Событие, меняющее всё в жизни героя, называется «побуждающее происшествие».
В своих произведениях я до сих пор заставляю героя своими собственными действиями давать толчок переменам. Это лучше, чем просто давать его реакцию на уже произошедшее событие.
В фильме «Безумный Макс: дорога ярости», Фуриоса меняет всё, решая освободить рабов ужасного диктатора. В фильме «Звёздный воины: пробуждение силы», Финн меняет собственную судьбу и судьбу других людей, из-за мук совести. Он сбегает вместе с заключённым борцом Сопротивления.
Блейк Снайдер в своей книге по сценаристике «Спасите котика», сначала показывает обычную жизнь героя, его проблемы и тему истории, и только потом происходит побуждающее происшествие.
Побуждающее происшествие также можно ввести на первых страницах, или даже в первом предложении. Главное – не тянуть долго до того, как это большое событие всё-таки произойдёт.
Итак, как же всё-таки начать роман? Существует множество статей о том, как этого делать не следует. Что-то вроде «100 способов, как нельзя начинать роман». Чаще всего в таких статьях авторы предупреждают не начинать роман:
Все ограничения условны, и могут даже вдохновлять.
Вот 30 вариантов начать роман:
Курс “План романа 2.0”:
На выходе у каждого выпускника будет прописанная структура романа. Пошаговый план сцен. Последовательный и прозрачный. Оригинальный, не шаблонный и вдохновляющий.
Для каждого будущего романа мы проработаем нестандартную идею, запоминающихся персонажей, выстроим конфликт и упакуем в захватывающий сюжет.
Памятка писателю: 10 рекомендаций для тех, кто пишет первый роман
Первый роман — пожалуй, самая важная веха на пути каждого писателя (даже важнее первой публикации, говорю по опыту, и не только по своему!). Это период, наполненный открытиями, противоречивыми чувствами и яркими переживаниями.
Кто-то начинает ненавидеть первый роман спустя десяток других книг. Кто-то продолжает его любить. С уверенностью можно утверждать только одно: это прекрасный трансформирующий опыт, но порой мы наступаем на кочки, падаем и набиваем синяки.
Как написать первый роман: 10 рекомендаций
Шрамы украшают, творческие шрамы в особенности, и каждый из нас должен пройти свой путь самостоятельно. Но с каждым днем начинающие писатели все чаще обращаются ко мне за советом.
Можно ли дать общие рекомендации, которые сэкономят вам шишку-другую? Думаю, что можно. Не люблю говорить «советы». Мне больше по душе слово «рекомендация», оно звучит не так категорично. Рекомендации основаны на личном опыте и на опыте моих клиентов и учеников. Берите, пробуйте, внедряйте и получайте результаты.
1. Больше практики, меньше теории
Начинающие писатели склонны думать, что им не хватает каких-то теоретических знаний. И, в общем-то, они правы. Скажу даже больше: с опытом вы будете возвращаться к этой мысли все чаще. После двадцати с хвостиком написанных книг я порой задумываюсь о том, что мне нужно подкрутить то, то и это. Но очень важно соблюдать баланс между потребляемой теорией и ее внедрением. 20 процентов теории, 80 процентов практики — внедрение полученной теории.
И еще один немаловажный момент, о котором многие забывают. Если учить теорию бездумно, потребляя все на свете, в голове у вас будет салат. Считаете, что вам не хватает знаний, связанных с созданием характеров персонажей? Работайте над этим и не прихватывайте по пути вагон и маленькую тележку информации об описании интерьеров и создании детективной интриги.
2. Концентрируйтесь на том, чтобы рассказать историю от сердца, а не на том, насколько хорош ваш слог
Возможно, я удивлю вас, но существуют писатели, которые недовольны своим стилем даже после нескольких книг. Их много, и я из их числа.
Важно разобраться с тем, что для вас важнее: писать красиво или рассказывать интересные истории, трогая читательские сердца. Если вам важнее второе, стиль всегда будет второстепенен. Но это еще не означает, что он будет плохим! Просто вы фокусируетесь на другом.
Кто-то думает, что стиль — это что-то, над чем нужно усиленно и упорно работать. И это правда. Но довольно глупо работать над стилем, жертвуя интересной историей (а красивая проза порой этим грешит).
Совершенствуйте свой стиль в процессе написания. Для этого не нужно делать сложные упражнения по несколько часов в день. Достаточно много читать (много разного) и рассказывать то, что вам действительно интересно.
3. Выкладывайте написанное
Да, знаю, звучит ужасно. Пугающе. От одной мысли об этом у вас пропадает желание открывать рукопись. Но выкладка написанного очень важна.
Выкладывайте цитаты из написанного в Instagram и на Facebook, заведите страницу на литературном сайте. Мысль «вот буду писать лучше — покажу это публике» работает примерно так же, как откладывание самостоятельного вождения после того, как вы получили права. Чем дольше вы тянете и ждете подходящего времени, тем сильнее ваш страх.
4. Не бойтесь критики
99 процентов критических замечаний — так называемая вкусовщина. То есть, что понравилось, а что нет. Это бывает ценно, но в долгосрочной перспективе абсолютно бессмысленно. Давать по-настоящему ценную обратную связь умеет лишь один процент от всей массы критикующих. И отличить их от остальных очень легко.
Это то, что действительно нужно принять к сведению. Все остальное, как я уже сказала выше, — вкусовщина. Что до «не пиши больше» или «я бы так не написал» — вы поняли, в топку.
5. Слушать стоит не всех
Я всегда выступаю за то, чтобы писатель как можно раньше понял, чье мнение для него является авторитетным. Вопрос простой: я хотел бы писать так же, как этот человек? Если вы отвечаете отрицательно, то этот человек для вас авторитетом быть не может по простой причине: он учит вас тому, что вам не нужно.
Писательство — очень консервативная сфера, где принято считать кого-то авторитетом только потому, что… подставьте свое. Я против такого подхода и считаю, что это личный выбор каждого. Кому-то не нравится классика. Кому-то не нравится Пауло Коэльо. И это нормально. Намного хуже слушать гуру, на которого вы не хотите быть похожим, только потому, что так делают все. Идите только за тем, чьему примеру хочется следовать.
6. Вырабатывайте писательский режим
Это нужно сделать как можно раньше, особенно если вы планируете заниматься писательством серьезно. У меня много материалов по писательской продуктивности, но главный совет заключается в следующем: пишите регулярно. В идеале — каждый день. Даже по одному абзацу. Даже по два абзаца.
Если бы мне кто-то дал такую рекомендацию, когда я писала свой первый роман, то сейчас у меня было бы уже сорок, а не двадцать книг.
7. Не правьте написанное в процессе
Никогда. Никогда. Никогда. Сперва допишите первый черновик и только потом приступайте к правке. Первые романы затягиваются на много лет вовсе не потому, что у авторов нет опыта или писательского режима, а потому, что они постоянно шлифуют текст.
К слову, эту ошибку делают не только начинающие писатели. Как только вы поставили дату начала романа и написали первый абзац, ваша цель — завершить черновик, как бы ваш мозг ни соблазнял вас на «давай подправим вот это… и вот это…». Это тоже совет на миллион, за который я в свое время многое бы отдала.
8. Решайте сами, нужен ли вам план
Писательский мир делится на две группы.
У меня часто спрашивают: нужен ли первому роману план? И четкий ответ я дать не могу. Каждый решает сам. У плана есть свои плюсы и минусы. Если вы чувствуете, что вам комфортнее работать без плана, к чертям план. Если вы хотите, чтобы все было по полочкам — планируйте!
9. Найдите творческую точку силы
Если вы планируете написать не одну и даже не две книги, важно понимать, что, условно говоря, приклеивает вашу попу к стулу и заставляет возвращаться к рукописям. Я называю это творческой точкой силы. Это ответ на вопрос «зачем я пишу».
Почему он так важен? На своем творческом пути вы будете переживать множество кризисов, и все они связаны с осмыслением сути ваших занятий писательским мастерством. Не буду вас обнадеживать: кризисы эти переживаются очень болезненно, как и любой трансформирующий опыт. Но если у вас есть внутренний стержень, тот самый ответ на вопрос «почему», творческая точка силы, то вы будете проходить через кризисы быстрее и восставать из пепла обновленными.
Я считаю, что этот ответ важно найти как можно скорее, в самом начале. И будьте готовы к тому, что он будет меняться со временем и опытом, что в принципе абсолютно нормально, ведь вы растете.
10. Ищите круг поддержки
Я повторяла, повторяю и буду повторять, что любая творческая тусовка — невероятно токсичная среда. И, если профессионал может выжить в ней, правда, недолго и не без вреда для себя, то для начинающих она смертельна, и это не преувеличение.
Я была свидетелем множества печальных историй, случившихся «благодаря» творческому яду тусовок. Ищите круг поддержки, в котором не будет яда. А если не находите, создайте его самостоятельно. Так, как в свое время сделала я.
И, как бы вы ни относились к своему первому роману, помните: это то, что больше никогда не повторится. Так что получайте удовольствие и проживайте каждую минуту на полную катушку!
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Автор и соавтор 20+ книг. Человек Возрождения. Наставник в сфере писательского мастерства. Консультирую во всех сферах, которые так или иначе касаются творчества (от тайм-менеджмента, целеполагания и мотивации до работы над рукописью как таковой).
Как начать книгу
Первая страница определяет все
Подавляющее большинство рукописей отвергается после того, как редактор прочитает первую страницу. Если автору не удается сразу захватить внимание читателя, никто не будет искать в книге умные мысли и прекрасные чувства. Удел всех рукописей со слабым началом — мусорная корзина.
В каких случаях начало книги провисает?
Оглашение банальных истин
Куда ведет нас судьба — никому неведомо и куда она приведет нас — никто не знает.
Длинные и вычурные описания
Маша шла по золотистому пшеничному полю. Тяжелые налитые колосья клонились почти до самой земли, вобрав в себя за долгое лето все соки родной почвы. Ветер колыхал их, и казалось, что это желтые морские волны набегают одна на другую. То здесь, то там синели васильки, похожие на прекрасные синие глаза. Гудели мохнатые шмели, спеша собрать всю позднюю августовскую пыльцу для своих деток.
Сюжетные штампы
Володька проснулся, открыл глаза и испуганно сел на кровати.
Так начинаются сотни романов новичков. Володька либо страдает от похмелья, либо пытается угадать, где он находится, либо с облегчением понимает, что это был всего лишь сон. Вариант, когда он просыпается и идет на работу — это тоже затасканное клише. В начале все-таки лучше не “просыпаться”.
Нарочитый романтизм
Каменное изваяние стояло посреди площади. Что проносилось перед его неподвижным ликом? Какие события осели пылью на его почерневших от времени плечах?
Лишние люди
Иван Иванович, бухгалтер 38 лет, толстенький, плешивый, в синем чесучевом костюме, сел в такси.
Он долго смотрел в окно на пролетающие мимо машины, на фонарные столбы и думал о своей жене Ирине. Она, верно, уже сготовила обед.
Ирина была молодой статной блондинкой. К тому же она закончила кулинарный техникум и была прекрасной поварихой.
Иван Иванович настолько расслабился в предвкушении вкусного борща, что совершенно забыл о своем портфеле, где, впрочем, не лежало ничего важного, кроме носового платка и квитанции из химчистки.
Иван Иванович поднялся к себе в квартиру и вспомнил о портфеле только тогда, когда шофер уже уехал.
Больше ни Иван Иванович, ни его жена Ирина, ни портфель в тексте не упоминаются. Роман посвящен соседу Ивана Ивановича, которого он встретил на лестничной площадке.
Толпа
Первая сцена не должна описывать большую группу людей. Читатель запутается в них и забудет, кто есть кто.
Страсти-мордасти
Не начинайте с описания кровавых кишок. Этим вы:
Приберегите кошмарики для кризиса — там они будут смотреться гораздо эффектнее.
Философия не к месту
Многие новички пытаются сразу вывалить на читателя главные мысли. И вот появляются отвлеченные рассуждения о смысле бытия, сетования на непонятость или описания любви как чувства. Обычно это растягивается страницы на три-четыре, и только потом автор переходит к делу: к истории, которую он хочет рассказать. Беда в том, что редактор бросит читать такую рукопись на второй странице.
Книга не должна начинаться с философских концепций и нравоучений. Философия — это соль произведения: никто не начинает обед с ложки соли.
Что ищут читатели в романе?
Покупая художественную литературу, люди пытаются купить сильные эмоции — любовь, смех, любопытство, страх (подчеркиваю: страх, а не отвращение!). Вот эти чувства и надо возбуждать с самого начала.
А как надо писать начало книги?
Как делать интересную завязку, можно поучиться у Бориса Акунина — он в этом деле мастер:
В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисленных свидетелей, случилось безобразное, ни в какие рамки не укладывающееся происшествие.
Сразу возникает ощущение эпохи и сразу появляется интрига. И все это умещается в одном предложении.
Женщина есть тварь хилая и ненадежная, сказал Блаженный Августин. Прав мракобес и женоненавистник, тысячу раз прав. Во всяком случае, в отношении одной особы по имени Варвара Суворова.
— Б. Акунин. “Турецкий гамбит”
Спорное утверждение, которое тут же возмущает читателя и в то же время описывает главную героиню. Опять же появляется интрига: что это за женщина? Почему о ней так говорят?
Еще один вариант отличного начала:
Бенедикт натянул валенки, потопал ногами, чтобы ладно пришлось, проверил печную вьюшку, хлебные крошки смахнул на пол — для мышей, окно заткнул тряпицей, чтоб не выстудило, вышел на крыльцо и потянул носом морозный чистый воздух. Эх, и хорошо же! Ночная вьюга улеглась, снега лежат белые и важные, небо синеет, высоченные клели стоят — не шелохнутся. Только черные зайцы с верхушки на верхушку перепархивают. Бенедикт постоял, задрав кверху русую бороду, сощурился, поглядывая на зайцев. Сбить бы парочку — на новую шапку, да камня нету. И мясца поесть бы неплохо. А то все мыши да мыши — приелись уже.
Один абзац — и картина уже стоит перед глазами. Летающие зайцы и мыши, годные в пищу, возбуждают любопытство: как это может быть?
Михаил Булгаков начинает “Собачье сердце” так:
У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке — повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства — плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий. Господи, боже мой — как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь.
Один абзац и читатель уже сочувствует собаке, ему уже интересно: что будет с ней дальше?
Еще вариант: игра на кажущихся противоречиях:
Младенец Иисус пошевелился. Кэрол Бэйкер моргнула и потрясла головой. О’кей, Кэрол. Если ты видишь, что статуи движутся, это говорит о том, что ты либо стала свидетелем чуда, либо у тебя серьезные проблемы. Она уставилась на ярко освещенную композицию Рождества Христова, расположенную на углу площади.
О’кей, младенец Иисус определенно двигается.
— М. Чайлд. “Нечто чудесное”
Беспроигрышный вариант — любопытное происшествие, описание интересной ситуации или интересного человека. Высший пилотаж — удачная шутка, самоирония. Одним словом, надо приковывать внимание читателя к книге с самого начала.