Условные операторы
Бывает, что в процессе выполнения программы требуется реализовать разный набор команд в зависимости от произошедших до этого событий. В языках программирования это достигается с помощью специальных конструкций – условных операторов.
Чаще всего в качестве условного оператора в языках программирования используется конструкция if-else или ее сокращенный вариант if. Также существует оператор выбора case, который имеет более специфичное применение.
Оператор if-else
Когда выполнение основной ветки программы доходит до условного оператора if-else, то в зависимости от результата логического выражения в его заголовке выполняются разные блоки кода. Если логическое выражение вернуло true, то выполняется один блок (в Паскале начинается со слова then), если false – то другой (начинается со слова else). После выполнения одного из вложенных блоков кода, ход программы возвращается в основную ветку. Другой вложенный блок не выполняется.
Например, программа должна определять, ввел пользователь четное или нечетное число, и выводить на экран сообщение. Тогда программный код на языке Pascal может быть таким:
Бывают неполные формы условных операторов. В таком случае вложенный в if блок кода выполняется только в случая true логическом выражении заголовка. В случае false выполнение программы сразу передается в основной блок. Понятно, что ветка else в таком случае отсутствует.
В примере ниже, если переменная имеет значение меньше нуля, то ее значение изменяется (находится модуль числа). Если же значение переменной изначально больше нуля, то блок кода при операторе if вообще не выполняется, т.к. не соблюдено условие (n Добавить комментарий
Pascal: Занятие №2. Часть 1: Условный оператор в Паскале (If)
Условный оператор в Паскале
До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.
Блок-схема условного оператора:
Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:
if условие then оператор;
Полный вариант:
if условие then оператор else оператор;
Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.
Составной оператор
Операторные скобки и составной оператор в Паскале:
if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;
Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:
IF | THEN | ELSE |
ЕСЛИ | ТО | ИНАЧЕ |
В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:
Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:
begin var x:=readReal(‘введите х’); var y: real; if x>0 then y:=ln(x) else y:=exp(x); writeln (‘y=’, y:6:2) end.
Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.
[Название файла: L2task0.pas ]
[Название файла: L2task1.pas ]
[Название файла: L2task2.pas ]
Логические операции в Паскале (в логическом выражении)
Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.
var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n 7) or (n 7) xor (n 7) then writeln(‘истина’); end.
var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; if b>0 then writeln(‘true’) else writeln (‘false’) end.
var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; writeln(b>0); end.
[Название файла: L2task3.pas ]
[Название файла: L2task4.pas ]
Построение блок-схем по коду Паскаль
Существуют управляющие структуры трех типов:
следование | ветвление | повторение или цикл |
Две из трех представленных структур блок-схемы мы уже можем перевести в код Pascal.
Результат:
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Уроки Паскаль № 4 Условные операторы
Здравствуйте, сегодня мы поговорим про условные операторы. В статье мы обсудим тему условий в программировании.
Урок № 4 Условные операторы
Для начала наберем заготовку с двумя переменными a и b типа integer. Зададим им значение a := 0;
b := 7;. Далее идет оператор вывода writeln(‘a =’, a); writeln(‘b =’, b);
Это заготовка поможет нам в этом уроке. Мы подошли к такой теме как условные операторы, но прежде чем её изучать нужно понимать, что такое условный алгоритм?
Начнем писать конструкцию как она выглядит на языке программирования Паскаль.
Пишется if затем в круглых скобках (условие) если их несколько или это условие одно пишется условие. Далее пишется then и действие которое нам необходимо выполнить если условие, записанное в скобках, выполняется. Надо понимать, что такое истинное и ложное условие?
if (условие) then
действие;
В английском языке существуют 2 слова true правда и false лож. Если в дальнейшем вы будете встречать в различных языках программирования они соответствуют этим значениям.
Также есть переменная типа bool: boolen; она может принимать только два значения true правда и false лож. Если мы переменную bool просто поставим в условие. Выглядеть это будет так.
if bool then действие;
если истина, то дейcтвие;
Это действие будет выполняться всегда потому что у нас стоит истина в переменной bool. Если только мы не поменяем значение bool:= false;, то действие выполняться не будет.
Сильно не заморачиваетесь по поводу этой переменной bool просто надо понимать, что это такой служебный тип данных который применяется в определенных случаях, и принимает только два значения истина и ложь. Он используется в условиях в основном.
Запишем условие if a > 0 then действие; — это простейший вид условия, если, а больше 0 т. е. это истина то выполняется действие. Дальше идет выполнение программы. Если оно не истинно, то действие не выполняется, и мы движемся дальше по программе. Есть более усложненная версия этого оператора.
if a > 0 then
действие один
else
действие два;
Это значит, что если условие истинно, то выполняем действие.
Перевод на русский. Если, а больше нуля истина, то выполняй действие один, иначе действие два.
if then else Если то иначе.
Некоторая сложность то что в блоке после then и else мы можем писать только одно действие в том виде которое оно есть и перед else точка с запятой не ставиться.
Если нам нужно перечислить несколько действий, то нужно воспользоваться такой конструкцией.
if a > 0 then
begin
действие1;
действие2;
end
else
действие3;
Если после else мы пишем begin end то после end должна стоять точка с запятой. Потому что мы закончили блок.
Не забываем про табуляцию она позволяет понимать логику кода, то что вложено в какой блок лучше видно, чем без табуляции. Если в будущем вы планируете быть программистом, ну конечно Паскаль для этого будет недостаточно. Когда вы будете писать свой код, скорей всего будете работать в компании, где вы будете не один такой программист. Удобно, когда несколько человек используют одинаковый способ вывода кода, вам легко будет разбираться в чужом коде, другому человеку будет легко разбираться в вашем коде. Особенно в крупных компаниях код пишется несколькими отделами в каждом отделе работает куча человек и без стандартизации такой подобной, там просто не получиться работать, будет большая трата времени на разбор кода. Так что привыкайте писать грамотно и красиво.
Давайте придумаем какие-то действия. Если, а > 0 мы будем присваивать значения переменным определенные, выводить и смотреть что у нас срабатывает.
if a > 0 then
begin
a := 78;
b := 22;
end
else
begin
a := 33;
b := 39;
end;
Если, а больше 0 то переменным, а и b присваивается значение 78 и 22 соответственно. Если это условие не выполняется то переменным, а и b присваивается значение 33 и 39.
По логике видно, что у нас а больше 0 то естественно выводиться будет этот блок.
begin
a := 78;
b := 22;
end
Этот блок будет игнорироваться.
begin
a := 33;
b := 39;
end;
Наша программа будет выглядеть так.
Как и планировали видим значение 78 и 22.
Теперь присвоим переменной, а значение 0 и посмотрим что получится.
На этом у меня все. До встречи в следующем уроке в нем мы поговорим про математические функции.