Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах
Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.
Напомним об основных признаках ЛНА
В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.
ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.
Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.
При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.
Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.
Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).
А конкретнее?
Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.
Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.
Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.
Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:
Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.
Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.
Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.
Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.
Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.
Разработать, утвердить, согласовать
Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.
После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.
Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.
Как правильно составить ЛНА
Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.
Бланк локального нормативного акта содержит:
И не забудьте о главном
Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).
В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:
Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:
В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.
Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
2. В соответствии с частью 3 статьи 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, областными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
3. Согласно статье 35 данного Федерального закона нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.
Ненормативные акты (например, решение о внесении в Законодательное Собрание Ростовской области в порядке законодательной инициативы проекта Областного закона, решение о поправках к проекту областного закона, принятому в первом чтении) подписываются председателем представительного органа муниципального образования.
4. Нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования (далее – решение) – это акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
5. Регламентом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено, что проект решения принимается представительным органом муниципального образования на одном заседании за основу, а на другом – в целом. Это целесообразно, когда депутаты считают необходимым принятие какого-либо решения, но проект этого решения необходимо доработать.
Принятие проекта решения за основу оформляется самостоятельным решением. Такое решение не будет являться нормативным актом и подписывается председателем представительного органа муниципального образования. При этом в таком решении указывается, что за основу принимается проект решения. В целом же принимается решение.
6. При подготовке проекта решения рекомендуется обращать внимание на следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном решении в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспеченно ли единство понятий и терминологии, используемых в решении, с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном, областном законодательстве.
7. В тексте решения недопустимы случаи противоречий одного положения другому положению (внутренние противоречия), необоснованное повторение одних и тех же положений в различных частях акта.
Необходимо соблюдать логическую последовательность изложения текста решения.
Текст решения должен быть точным и ясным.
Недопустимо наличие в тексте норм, в которых отсутствует смысловая нагрузка, а также норм, которые могут иметь неоднозначное толкование.
В тексте решения должны отсутствовать орфографические, пунктуационные ошибки.
СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
8. Наименование решения отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию решения определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи, пункты;
не содержит ссылки на другие решения, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием решения;
не содержит определений понятий, терминов;
не формулирует предмет регулирования решения;
Преамбула предваряет текст решения.
Структурные единицы решения не могут иметь преамбулу.
Примеры:
Правильно: Настоящее Положение принято в целях установления единого порядка установки мемориальных досок и других памятных знаков, определения критериев, являющихся основанием для увековечения памяти выдающихся граждан и знаменательных событий.
10. Деление решения на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Могут употребляться следующие структурные единицы по нисходящей:
Вводить структурную единицу «раздел», если в решении нет глав, не следует.
11. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Пример:
СТРУКТУРА ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
12. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 5. Порядок внесения проектов решений в городскую Думу и их предварительного рассмотрения
13. Основными структурными единицами решения являются статья или пункт. Статью как структурную единицу целесообразно применять в случаях, когда решением утверждается какой-либо нормативный акт (например, «Положение», «Порядок» и т.п.) и этот акт является приложением к решению. В остальных случаях в качестве основной структурной единицы решения целесообразно использовать пункт.
14. Если основной структурной единицей решения является статья:
Статья:
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:
Примеры:
Статья 41. Возвращение проектов решений городской Думы субъекту права нормотворческой инициативы
Статья 41
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья может подразделяться на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей могут подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 41. Возвращение проектов решений городской Думы субъекту права нормотворческой инициативы
а)……………… ; (подпункт «а» пункта 2 части 2)
Статья 41
а)………………… ; (подпункт «а» пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в решении.
Деление частей в одном решении и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в одном решении и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Примеры:
Статья 21. Разработка проектов городских целевых программ
3. ……………… : (абзац первый части 3)
Статья 21. Разработка проектов городских целевых программ
3. ………….. : (абзац первый части 3)
2) ………………. : (абзац первый пункта 2 части 3)
а) ………………. ; (подпункт «а» пункта 2 части 3)
15. Если основной структурной единицей решения является пункт:
Пункт обозначается арабской цифрой с точкой.
Пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
В исключительных случаях пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на пункты, содержащие перечни основных понятий, используемых в решении, перечни решений, признаваемых утратившими силу.
Деление пунктов в одном решении и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.
Примеры:
1) ………………. ; (подпункт 1 пункта 2)
2) ………………. ; (подпункт 2 пункта 2)
3) ……………… : (абзац первый подпункта 3 пункта 2)
………………… ; (абзац второй подпункта 3 пункта 2)
………………… ; (абзац третий подпункта 3 пункта 2)
2. ……………… : (абзац первый пункта 2)
16. Если основной структурной единицей решения является статья, решения о внесении изменений в решения, а также решения, содержащие перечни актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Статьи в таких решениях:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 1
Внести в решение городской Думы от …………….. № …….. «……………………….» следующие изменения:
1)………………….. ; ( пункт 1)
2)…………………. ; ( пункт 2)
3)………………….. : ( абзац первый пункта 3)
а) ………………….. ; (подпункт «а» пункта 3)
б) ………………….. ; (подпункт «б» пункта 3)
Статья 1
Признать утратившими силу:
1)………………….. ; ( пункт 1)
2)…………………. ; ( пункт 2)
3)………………….. ; ( пункт 3)
5) ……………….. ; ( пункт 5)
17. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц решения должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
18. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Обнародование подразумевает объявление для всеобщего сведения, предание гласности, в том числе путем официального опубликования. Официальное опубликование решения – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом издании, в котором воспроизводится полный текст акта.
Дата официального опубликования (обнародования) имеет важное значение для действия акта: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления решения в силу. Решение не может вступить в силу раньше, чем оно опубликовано (обнародовано) и граждане и другие лица получили возможность ознакомиться с его содержанием. Это значит, что решение не может вступать в силу со дня его подписания. Исключением могут быть лишь такие решения, которые не затрагивают прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В тексте решения может быть установлен и более длительный срок вступления его в силу. Это необходимо для того, чтобы и правоприменители, и правопользователи могли изучить новое решение и приспособить свою деятельность и свое поведение к его требованиям.
В статьях или пунктах о вступлении в силу решений должно употребляться понятие «вступление в силу». При этом если предполагается, что решение в соответствии с уставом муниципального образования будет не опубликовано, а обнародовано иным способом, следует использовать термин «обнародование». Понятие «введение в действие» по отношению к решениям не употребляется.
Примеры:
вступает в силу со дня его официального опубликования.
вступает в силу со дня его обнародования.
вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
вступает в силу по истечении 30 дней со дня его обнародования.
вступает в силу с 1 января 2008 года.
19. Целесообразно избегать включения в решение примечаний к статьям, главам, разделам, частям или решению в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей, пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
20. Решения могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
Если к решению имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте решения знак № также не указывается.
Пример:
…… согласно приложению 4 к Решению …..
Юридическая сила приложений и решения, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста решения без указания на регистрационный номер и дату подписания решения.
Примеры:
к Решению Собрания депутатов…… «………»
к Решению Собрания депутатов…… «………»
Наименование приложения располагается по центру страницы.
21. В тексте решения не допускается использование сокращений слов (например, «ст.», «п.», «и др.») и аббревиатур (например, «ФНС РФ», «МИК», «ГК РФ»). Аббревиатуры можно использовать только в исключительных случаях, указав при этом в решении, что далее будет использоваться такая аббревиатура.
………………………………..осуществляется муниципальной избирательной комиссией (далее – МИК)……………………..…..
ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК
22. Ссылкой признается указание в решении на конкретный нормативный акт или конкретную структурную единицу нормативного акта, в том числе на это же решение или его структурную единицу.
23. Ссылки на другие структурные единицы решения, а также на ранее принятые нормативные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
24. Ссылки можно делать только на вступившие в силу нормативные акты. Ссылки на утратившие силу нормативные акты и проекты нормативных актов недопустимы.
25. При необходимости сделать ссылку на нормативный акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование.
в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
При отсутствии номера нормативного акта указываются его вид, дата подписания и наименование.
Вид конкретного нормативного акта указывается с прописной буквы.
26. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
27. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
28. Ссылки на Устав Ростовской области оформляются следующим образом:
в соответствии с частью 1 статьи 68 Устава Ростовской области
29. Ссылки на Регламент Законодательного Собрания Ростовской области оформляются следующим образом:
в соответствии с частью 1 статьи 77 Регламента Законодательного Собрания Ростовской области
30. Ссылки на устав муниципального образования оформляются следующим образом:
в соответствии со статьей 5 Устава муниципального образования «………..»
31. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации
в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации
в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации
32. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации
в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации
33. При необходимости дать ссылку не на весь нормативный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
34. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
подпункт «а2 « пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5
35. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
абзац второй части 1 статьи 1
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Статья 41. Возвращение проектов решений городской Думы субъекту права нормотворческой инициативы
1. …………… : (абзац первый части 1)
……… ; (абзац второй части 1)
……… ; (абзац третий части 1)
2. ……………… : (абзац первый пункта 2)
36. Ссылки в решении на его структурные единицы оформляются следующим образом:
…содержащиеся в главе 3 настоящего Решения …
…в связи с положениями настоящей главы …
…в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящего Решения…
…указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи …
…в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Решения…
…в соответствии с подпунктом «а1» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Решения…
…регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Решения…
37. Ссылки могут даваться на нормативные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
38. Недопустимы ссылки на нормативные предписания других нормативных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЯ
39. В случае необходимости внесения в решения изменений, в том числе для приведения их в соответствие с федеральным или областным законодательством, готовятся решения о внесении изменений в решения.
Следует иметь ввиду, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Устава Ростовской области органы местного самоуправления приводят свои правовые акты в соответствие с принятым областным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу, если иной срок не установлен самим областным законом.
40. Внесением изменений считается:
исключение слов, цифр, предложений;
признание утратившими силу структурных единиц вступившего в силу решения;
исключение структурных единиц не вступившего в силу решения;
новая редакция структурной единицы решения;
дополнение структурной единицы статьи (пункта) решения новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение решения новыми структурными единицами;
приостановление действия решения или его структурных единиц;
продление действия решения или его структурных единиц.
41. Внесение изменений в несколько решений может оформляться одним решением, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждое решение, оформляются самостоятельными статьями (пунктами, если основной структурной единицей решения является пункт).
О внесении изменений в статью 5 Решения Собрания депутатов …………. «………….» и в Решение Собрания депутатов ……….…. «…………….»
Внести в статью 5 Решения Собрания депутатов ………. от ………№ … «………………» следующие изменения:
Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:
О внесении изменений в статью 5 Решения Собрания депутатов …………. «………….» и в Решение Собрания депутатов ……….…. «…………….»
1. Внести в статью 5 Решения Собрания депутатов ………. от ………№ … «………………» следующие изменения:
2. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:
42. При одновременном внесении в решение изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного решения положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье (одном пункте, если основной структурной единицей решения является пункт). При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:
а) в части 1 слова «………» заменить словами «………»;
б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «……………….»;
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами «………»;
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова «………» исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
6) в наименовании и тексте статье 6 слова «………» заменить словами «………».
1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:
в подпункте 1 слова «………» заменить словами «………»;
подпункт 2 дополнить предложением следующего содержания: «……………….»;
2) подпункт 1 пункта 2 дополнить словами «………»;
3) в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 слова «………» исключить;
4) пункт 4 признать утратившим силу;
5) подпункт 1 пункта 5 изложить в следующей редакции:
6) в пункте 6 слова «………» заменить словами «………».
43. Независимо от конкретного содержания решения о внесении изменений (т.е. независимо от того, производится ли замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, дается ли новая редакция какой- либо структурной единицы решения, либо решение дополняется новыми структурными единицами или структурная единица решения дополняется новыми словами, цифрами или предложениями и т.п.) наименование решения всегда содержит только слово «изменение» в соответствующем числе.
О внесении изменения
в Решение Собрания депутатов ………. «…………….»
О внесении изменений
в Решение Собрания депутатов ………. «……………»
То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи (пункта), если статья (пункт) содержит два или более изменения:
Внести в Решение Собрания депутатов ………. от………….№…… «……………..» следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: «…………………»;
3) в части 2 статьи 5 слова «…………………..» исключить.
1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от………….№…… «……………..» следующие изменения:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
2) подпункт 1 пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «…………………»;
3) в подпункте 2 пункта 5 слова «…………………..» исключить.
44. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи решения (один или два пункта, если основной структурной единицей решения является пункт) наименование решения целесообразно конкретизировать.
О внесении изменений в статьи 5 и 10 Устава …………
О внесении изменений
в пункт 5 Решения Собрания депутатов ……………… «………….»
и пункт 14 Решения Собрания депутатов ………….. «…………….»
45. Изменения всегда вносятся только в основной нормативный акт.
Вносить изменения в основной нормативный акт путем внесения изменений в решение, ранее изменившее данный нормативный акт, недопустимо.
46. При внесении изменений в решение соответствующий текст заключается в кавычки.
1) Статью 50 дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Изменение лимитов бюджетных обязательств, необходимых для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется без ограничения срока до конца финансового года.».
47. Вносимые в решение изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:
1) в статье 1 слова «………» заменить словами «………»;
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами «………»;
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова «………» исключить;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
6) в статье 6 слова «………» заменить словами «………».
1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:
1) пункте 1 слова «………» заменить словами «………»;
2) подпункт 1 пункта 2 дополнить словами «………»;
3) в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 слова «………» исключить;
5) подпункт 1 пункта 5 изложить в следующей редакции:
6) в пункте 6 слова «………» заменить словами «………».
48. При дополнении решения статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть решения.
Примеры: (в главе 1 имеется 14 статей)
Главу 1 Решения Собрания депутатов ………. от ………… № … «…………….» дополнить статьей 141 следующего содержания:
Главу 2 Решения Собрания депутатов ………. от ………… № … «…………….» дополнить статьей 141 следующего содержания:
49. Внесение в решение изменений в обобщенной форме (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы нормативного акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью решения (один пункт, если основной структурной единицей решения является пункт) или ее (его) структурную единицу. Если в эту статью (пункт) или ее (его) структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
В статье 10 слова «…………» заменить словами «…………».
Пункт 5 после слов «……………» дополнить словами «…………..».
50. Если в статье решения (пункте, если основной структурной единицей решения является пункт) необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью (пункт) или ее (его) структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:
В статье 10 слова «…… (слова указываются в именительном падеже единственного числа) ……» в соответствующих числе и падеже заменить словами «…… (слова указываются в именительном падеже единственного числа) ……» в соответствующих числе и падеже.
В пункте 5 слова «…… (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ……» в соответствующем падеже заменить словами «…… (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ……» в соответствующем падеже.
51. При внесении изменения в решение сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в решение следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
в подпункте 3 пункта 2 слова «……………..» заменить словами «…………………..»
52. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
статью 1 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»
подпункт 3 пункта 2 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»
53. Если структурная единица дополняется словами и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами «……………»
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
54. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи (пункта) решения оформляется следующим образом:
Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:
а) в части 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;
б) часть 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;
в) часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
г) часть 4 дополнить предложением следующего содержания: «…………….» ;
2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:
в подпункте 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;
подпункт 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;
подпункт 4 дополнить предложением следующего содержания: «…………….» ;
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
2) второе предложение подпункта пункта 2 пункта 3 исключить;
3) пункт 4 изложить в следующей редакции:
55. При дополнении структурной единицы решения (статьи, пункта) частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом «д» следующего содержания:
пункт 3 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции решения (без оговорки в тексте решения).
56. Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей решения при внесении в него изменений и признании утратившими силу его структурных единиц.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и обозначение подпунктов решения при внесении в него изменений и признании утратившими силу отдельных структурных единиц.
Если дополнения вносятся в конец решения, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей, пунктов (например, последней была глава 5 – дополнить главой 6; последней была статья 7 – дополнить статьей 8, решение состоит из пунктов и последним пунктом был пункт 10 – дополнить пунктом 11).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 – дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 – дополнить пунктом 4; в пункте последним подпунктом был подпункт 3 – дополнить подпунктом 4 и т.д.).
57. В целях сохранения структуры статьи (пункта):
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
58. Новая редакция решения в целом, как правило, не допускается.
Представительный орган муниципального образования принимает новое решение с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего решения, если:
необходимо внести в решение изменения, требующие переработки решения по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в решение изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы решения, причем частично.
59. Структурная единица решения излагается в новой редакции если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы решения.
60. Изложение структурной единицы решения в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
61. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего решения, а не является приложением к нему.
Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:
а) в части 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;
б) часть 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;
2) приложение 1 изложить в следующей редакции:
3) приложение 4 признать утратившим силу
1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:
в подпункте 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;
подпункт 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;
2) приложение 1 изложить в следующей редакции:
3) приложение 4 признать утратившим силу
62. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».
63. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».
64. При признании утратившим силу решения признаются утратившими силу все решения, которыми в это решение вносились изменения (либо соответствующие структурные единицы таких решений).
3. Признать утратившим силу:
1) Решение Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «…………»;
2) Решение Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов ……………. «…………»;
3) Решение Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «О внесении изменения в Решение Собрания депутатов ……………. «…………»;
4) пункт 2 Решения Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «О внесении изменений в пункт 5 Решения Собрания депутатов ……………. «…………» и Решение Собрания депутатов ……………. «…………».