Как написать нпа рб
от 12 августа 1996 года N 42-з
О нормативных правовых актах Республики Башкортостан
Принят
Законодательной Палатой
Государственного Собрания
Республики Башкортостан
11 июля 1996 года
Одобрен
Палатой Представителей
Государственного Собрания
Республики Башкортостан
30 июля 1996 года
Необходимыми условиями создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности правового регулирования, обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод личности являются высокое качество нормативных правовых актов, четкий порядок их подготовки, издания, толкования и действия.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их соотношение между собой, порядок их подготовки, опубликования, действия, разъяснения и систематизации, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.
Под нормами права (правовыми нормами) в настоящем Законе понимаются официально установленные органами государственной власти Республики Башкортостан общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Республики Башкортостан.
Статья 2.1. Нормативными правовыми актами Республики Башкортостан являются:
законы Республики Башкортостан;
указы Главы Республики Башкортостан, носящие нормативный характер;
постановления Правительства Республики Башкортостан, носящие нормативный характер;
правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, носящие нормативный характер.
Порядок принятия нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан определяется Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами Республики Башкортостан, а также указами Главы Республики Башкортостан, регулирующими данный порядок.
Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан определяется Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами Республики Башкортостан, указами Главы Республики Башкортостан, регулирующими данный порядок, а также Регламентом Правительства Республики Башкортостан.
Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан определяется законами Республики Башкортостан, указами Главы Республики Башкортостан, постановлениями Правительства Республики Башкортостан, а также положениями об этих органах.
Статья 5.1. Общие требования, предъявляемые к нормативным правовым актам Республики Башкортостан:
принятие акта уполномоченным на то органом государственной власти Республики Башкортостан в пределах его компетенции;
принятие акта в порядке и форме, установленных законом;
соответствие содержания акта потребностям социально-экономического и политического развития общества;
обеспеченность реализации предписаний акта (финансово-экономическая, организационная).
Статья 5.2. В случае принятия органами государственной власти Республики Башкортостан нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти Республики Башкортостан несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.
Глава II. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить Конституции Республики Башкортостан. Внесение изменений в Конституцию Республики Башкортостан осуществляется в особом порядке, предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан «О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан».
Законы Республики Башкортостан имеют прямое действие и обязательны для применения на всей территории республики, если иное не установлено законом.
Кодексам должны соответствовать все другие нормативные правовые акты, издаваемые в Республике Башкортостан в сфере общественных отношений, регулируемых кодексом.
Нормативный правовой акт в форме приказа: что говорит закон?
Множество вопросов у пользователей вызывает ситуация с нормативными правовыми актами (далее – НПА) в форме приказов, принимаемых (издаваемых) различными нормотворческими органами. Какие именно органы имеют право их принимать? Почему отсутствует определение приказа как НПА? Каковы правовой статус таких НПА и их место в иерархии НПА?
На некоторые вопросы постараемся ответить в этой статье.
НПА в форме приказа: кто вправе принимать?
C 01.02.2019 в нашей стране действует новый Закон «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), который изменил подходы к определению юридической силы некоторых видов НПА. В частности, в нем отсутствует определение приказа как самостоятельного вида НПА. Отсюда можно сделать вывод, что издание НПА в форме приказа, скорее, исключение из правила, чем правило. С учетом отсутствия определения приказа как одного из видов НПА существует точка зрения, что НПА в форме приказа вообще не издают. А если и издают, то в исключительных случаях.
Справочно
В прежнем законе, действовавшем до 01.02.2019, под приказом республиканского органа государственного управления понимался НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере .
Тем не менее такой вид НПА, как приказ, не является редкостью для белорусского законодательства. Несмотря на отсутствие определения НПА в форме приказа, в Законе № 130-З некоторым нормотворческим органам по-прежнему делегировано право принятия НПА в форме приказов.
Таким образом, условно можно выделить три группы нормотворческих органов, которые вправе издавать НПА в форме приказов. Среди них можно назвать:
1) Генерального прокурора;
2) нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту, например Администрация Президента, Управление делами Президента, Белстат и др.;
3) иные нормотворческие органы (должностные лица), которые не предусмотрены Законом № 130-З. В числе таких органов можно назвать Бюро по транспортному страхованию, БРУСП «Белгосстрах».
И если с полномочиями первой группы (Генеральный прокурор) более или менее все понятно и сложностей не возникает, то появляются вопросы относительно второй и третьей групп, поскольку конкретный перечень таких органов в Законе № 130-З отсутствует.
Для того чтобы более полно охарактеризовать круг нормотворческих органов, имеющих право издавать НПА в форме приказов, рассмотрим критерии, которым они должны соответствовать.
Относительно второй группы (нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту) Закон № 130-З определяет два критерия, которым должен соответствовать нормотворческий орган, имеющий право издать НПА в форме приказа:
1. Подчиненность (подотчетность) Президенту Республики Беларусь.
2. Отсутствие коллегий (коллегиальных органов).
Из нормы, предоставляющей право издания НПА в форме приказов, следует, что для их принятия (издания) нормотворческий орган должен соответствовать двум критериям одновременно. При этом каждый из вышеназванных критериев имеет два варианта. Иными словами, должно быть одновременное сочетание одного критерия из первой группы и одного критерия из второй группы.
Относительно первого из критериев следует пояснить, что нормотворческий орган может быть либо подчинен, либо подотчетен Президенту. Относительно второго – в нормотворческом органе должна отсутствовать коллегия (коллегиальный орган управления).
Все возможные варианты сочетаний этих критериев можно представить в виде четырех пар:
подчиненность Президенту + отсутствие коллегии;
подчиненность Президенту + отсутствие коллегиальных органов;
подотчетность Президенту + отсутствие коллегии;
подотчетность Президенту + отсутствие коллегиальных органов.
Рассмотрим на примерах, как работают сочетания этих критериев.
Соответственно можно сделать общий вывод для трех вышеперечисленных ситуаций: ни Белстат, ни Нацбанк, ни ВАК с 01.02.2019 не вправе принимать НПА в форме приказов.
Можно предположить, что среди госорганов, подчиненных (подотчетных) Президенту, которые вправе принимать НПА в форме приказов, таковым является Оперативно-аналитический центр (далее – ОАЦ).
Об этом свидетельствуют следующие факты. ОАЦ непосредственно подчинен Президенту. Приказы ОАЦ публикуются в разд. 7 на официальном сайте www.pravo.by, который целевым образом предназначен для публикации правовых актов Администрации Президента, нормативных правовых актов КГК, Следственного комитета, Управления делами Президента, иных госорганов, непосредственно подчиненных (подотчетных) Президенту.
Справочно
В качестве примера такого НПА можно назвать приказ ОАЦ от 09.10.2019 № 336, который был зарегистрирован в НРПА 10.10.2019 за № 7/4372 и официально опубликован 12.10.2019 в разд. 7 на сайте www.pravo.by.
Вопросы принятия (издания) НПА в форме приказов иными нормотворческими органами рассмотрим далее.
Каков правовой статус приказов, издаваемых Белорусским бюро по транспортному страхованию
Закон № 130-З не содержит прямых правовых норм, регулирующих правоотношения для указанной ситуации. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь следует обратиться к уставным документам указанной организации.
Исходя из анализа вышеперечисленных норм следует, что республиканская ассоциация не является нормотворческим органом, подчиненным (подотчетным) Президенту. В ней также имеется коллегиальный орган управления – дирекция. На основании буквального прочтения нормы Закона № 130-З можно сделать вывод, что Бюро не вправе принимать НПА в форме приказов, поскольку оно не относится к тем категориям органов, которым предоставлено такое право в соответствии с Законом № 130-З.
При этом в период с 01.02.2019 по настоящее время в НРПА было зарегистрировано восемь приказов Бюро. Они также были опубликованы на официальном сайте www.pravo.by в разд. 10 «Иные правовые акты Республики Беларусь, являющиеся нормативными».
Справочно
В качестве примера такого НПА можно назвать приказ Бюро от 29.07.2019 № 27-од, который был зарегистрирован в НРПА 30.07.2019 за № 10/265 и официально опубликован 01.08.2019 в разд. 10 на сайте.
Бюро обладает полномочиями по разработке и утверждению документов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе по согласованию с нижеперечисленными госорганами:
Наименование госоргана | Наименование документов, разрабатываемых и утверждаемых Бюро |
Минфин | Формы бланков страхового свидетельства, страхового полиса и страхового сертификата, правил проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
Минфин и МВД | Формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии и порядка его заполнения |
Минтранс | Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
Минздрав и Минтруда | Правила определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
Формы справки об осмотре транспортного средства для заключения договора комплексного внутреннего страхования | |
МВД | Формы справки, выдаваемой по результатам разбирательства по дорожно-транспортному происшествию |
Госкомимущество | Правила определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
Однако указаний, что нормативные документы, принимаемые (издаваемые) Бюро, должны быть оформлены в форме приказов, в Уставе Бюро нет. Термин «приказ» в Уставе не упоминается вовсе. Фактически негосударственной некоммерческой организации предоставлено право устанавливать общегосударственные обязательные правила поведения. Это не в полной мере согласуется с определением нормотворческого органа, данном в Законе № 130-З.
Справочно
Под нормотворческим органом (должностным лицом) понимается государственный орган (организация) (должностное лицо), уполномоченные Законом № 130-З и иными законодательными актами на принятие (издание) НПА .
Иными словами, при подготовке НПА в форме приказа в Бюро должны руководствоваться теми же правилами, которые установлены для нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту, в которых есть коллегиальный орган управления. Следовательно, можно сделать вывод, что НПА, принимаемые Бюро, должны быть оформлены в форме постановлений, а не приказов.
Как написать нпа рб
Для того, чтобы в дальнейшем можно было вести предметный разговор о правовых актах, начнем, пожалуй, с определения.
Так, согласно закону о нормативных правовых актах:
Нормативные правовые акты имеют свою иерархию в зависимости от их вида, действия во времени и пространстве, юридической силы.
Подробнее остановимся на видах НПА:
1. Это, конечно же, КонституцияРеспублики Беларусь – основной закон государства.
3. Регулирующие определенную сферу общественных отношений Кодексы – что есть не что иное, как систематизированные нормативные правовые акты.
4. Законы, нормы которых регулируют наиболее значимые общественные отношения.
5. Указы и декреты главы государства – имеющие силу закона
6. Нормативные правовые акты, принимаемые палатами Национального собрания – постановления палат Парламента.
7. Издаваемые Правительством постановления (постановления Совета Министров).
8. Акты Конституционного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры.
9. Постановления Национального банка
10. Регламент – содержит совокупность правил, определяющих порядок деятельности органов, его принявших (издавших).
11. Инструкция – детально определяет содержание определенной области общественных отношений
12. Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
14. Приказ республиканского органа государственного управления.
15. Решения органов местного управления и самоуправления.
Юридическая сила нормативного правового акта
Уверенно ориентироваться в лабиринтах законодательства и принимать действительно верные решения поможет умение правильно определять юридическую силу нормативных правовых актов.
Так, из определения, данного в законе «о нормативном правовом акте», вытекает, что юридическая сила – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:
— обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям
— соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам
В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.
Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.
Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами. В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой. И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.
Иерархия нормативных правовых актов закреплена в статье 10 Закона О НПА
1. На верху пирамиды располагается Конституция – основной закон государства
2. Далее идут указы и декреты Президента – так как закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом.
3. На ступеньку ниже располагаются Кодексы
4. Еще ниже – законы
5. Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам
В свою очередь к законодательным актам относятся: Конституция, законы, декреты и указы Президента.
Ненормативные правовые акты
Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение.
К таковым относятся:
Локальные нормативные правовые акты
В соответствии с Законом о НПА
В соответствии с ТК РБ:
Локальные нормативные правовые акты, как вытекает из вышеизложенного, действуют в рамках одной или нескольких организаций. К ним, кроме указанных встатье 1 ТК, относятся такие виды документов, как устав организации, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников, инструкция по делопроизводству в организации, положение о материальном стимулировании работников, штатное расписание, иные организационные документы, трудовые договоры, контракты.
Локальные правовые акты могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. К примеру, приказ о приеме на работу является ненормативным локальным правовым актом, в то время как договор о коллективной материальной ответственности является нормативным.
Как написать нпа рб
от 1 июня 1998 года N 111
Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(с изменениями на 14 мая 2020 года)
Во исполнение Закона Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», в целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов.
2. Республиканским органам исполнительной власти:
обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Главы Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан;
исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;
осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эффективности их деятельности;
направлять в 10-дневный срок в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов запрашиваемые в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления нормативные правовые акты, за исключением случая, указанного в пункте 2.1 настоящего Постановления;
представлять ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов перечни изданных правовых актов;
обеспечить своевременное рассмотрение актов прокурорского реагирования, заключений уполномоченных лиц и государственных органов по вопросам отмены нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и приведения их в соответствие с законодательством;
привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Установить, что руководители республиканских органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
2.1. Уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направлять в 2-дневный срок в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов запрашиваемые в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления нормативные правовые акты (постановления).
3. Уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов обобщать практику государственной регистрации нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ежегодно представлять в Правительство Республики Башкортостан соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано.
4. Уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов вправе:
осуществлять в республиканских органах исполнительной власти проверку работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивать нормативные правовые акты на государственную регистрацию;
передавать сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом Республики Башкортостан не соответствующими законодательству, в Правительство Республики Башкортостан;
привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготовки заключений по нормативным правовым актам республиканских органов исполнительной власти, представленным на государственную регистрацию.
Оплата труда внештатных экспертов производится за счет средств, выделяемых уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов.
4.1. Представление об отмене или изменении принятого республиканским органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, а также законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан, направляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов в республиканский орган исполнительной власти и исполняется республиканским органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.
4.2. В случае неисполнения представления уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов вносит в Правительство Республики Башкортостан предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов и республиканского органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего постановления Правительства Республики Башкортостан.
5. Признать утратившими силу:
распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 ноября 1995 года N 1264-р.
Утверждены
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 1 июня 1998 г. N 111
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
I. Подготовка нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти
Издание нормативных правовых актов в виде распоряжений, писем и телеграмм не допускается.