Для того, чтобы в дальнейшем можно было вести предметный разговор о правовых актах, начнем, пожалуй, с определения.
Так, согласно закону о нормативных правовых актах:
Нормативные правовые акты имеют свою иерархию в зависимости от их вида, действия во времени и пространстве, юридической силы.
1. Это, конечно же, КонституцияРеспублики Беларусь – основной закон государства.
3. Регулирующие определенную сферу общественных отношений Кодексы – что есть не что иное, как систематизированные нормативные правовые акты.
4. Законы, нормы которых регулируют наиболее значимые общественные отношения.
5. Указы и декреты главы государства – имеющие силу закона
6. Нормативные правовые акты, принимаемые палатами Национального собрания – постановления палат Парламента.
7. Издаваемые Правительством постановления (постановления Совета Министров).
8. Акты Конституционного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры.
9. Постановления Национального банка
10. Регламент – содержит совокупность правил, определяющих порядок деятельности органов, его принявших (издавших).
11. Инструкция – детально определяет содержание определенной области общественных отношений
12. Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
14. Приказ республиканского органа государственного управления.
15. Решения органов местного управления и самоуправления.
Уверенно ориентироваться в лабиринтах законодательства и принимать действительно верные решения поможет умение правильно определять юридическую силу нормативных правовых актов.
Так, из определения, данного в законе «о нормативном правовом акте», вытекает, что юридическая сила – есть характеристика нормативного правового акта, включающая две составляющие:
— обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям
— соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам
В основном, общественные отношения и лица, по отношению к которым применяются нормативные правовые акты, определяются в самом его тексте.
Нормативный правовой акт может ограничить сферу своего применения, указав на отношения, на которые он не распространяется.
Правильное определение юридической силы нормативного правового акта – есть грамотное решение поставленной задачи. Особенно если вы столкнулись с коллизией, когда одни и те же отношения регулируются различными нормами. В этом случае один нормативный правовой акт не отменяет другой, а лишь, имея большую юридическую силу, дополняет другой. И в такой ситуации, когда одна норма устанавливает полный запрет на что-либо, другая может установить исключение, когда запрет не действует.
Иерархия нормативных правовых актов закреплена в статье 10 Закона О НПА
1. На верху пирамиды располагается Конституция – основной закон государства
2. Далее идут указы и декреты Президента – так как закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа предоставлены законом.
3. На ступеньку ниже располагаются Кодексы
4. Еще ниже – законы
5. Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам
В свою очередь к законодательным актам относятся: Конституция, законы, декреты и указы Президента.
Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение.
К таковым относятся:
В соответствии с Законом о НПА
В соответствии с ТК РБ:
Локальные нормативные правовые акты, как вытекает из вышеизложенного, действуют в рамках одной или нескольких организаций. К ним, кроме указанных встатье 1 ТК, относятся такие виды документов, как устав организации, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников, инструкция по делопроизводству в организации, положение о материальном стимулировании работников, штатное расписание, иные организационные документы, трудовые договоры, контракты.
Локальные правовые акты могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. К примеру, приказ о приеме на работу является ненормативным локальным правовым актом, в то время как договор о коллективной материальной ответственности является нормативным.
от 1 июня 1998 года N 111
Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(с изменениями на 14 мая 2020 года)
Во исполнение Закона Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», в целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов.
2. Республиканским органам исполнительной власти:
обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Главы Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан;
исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;
осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эффективности их деятельности;
направлять в 10-дневный срок в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов запрашиваемые в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления нормативные правовые акты, за исключением случая, указанного в пункте 2.1 настоящего Постановления;
представлять ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов перечни изданных правовых актов;
обеспечить своевременное рассмотрение актов прокурорского реагирования, заключений уполномоченных лиц и государственных органов по вопросам отмены нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и приведения их в соответствие с законодательством;
привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Установить, что руководители республиканских органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
2.1. Уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направлять в 2-дневный срок в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов запрашиваемые в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления нормативные правовые акты (постановления).
3. Уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов обобщать практику государственной регистрации нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ежегодно представлять в Правительство Республики Башкортостан соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано.
4. Уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов вправе:
осуществлять в республиканских органах исполнительной власти проверку работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивать нормативные правовые акты на государственную регистрацию;
передавать сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом Республики Башкортостан не соответствующими законодательству, в Правительство Республики Башкортостан;
привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготовки заключений по нормативным правовым актам республиканских органов исполнительной власти, представленным на государственную регистрацию.
Оплата труда внештатных экспертов производится за счет средств, выделяемых уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов.
4.1. Представление об отмене или изменении принятого республиканским органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, а также законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан, направляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов в республиканский орган исполнительной власти и исполняется республиканским органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.
4.2. В случае неисполнения представления уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов вносит в Правительство Республики Башкортостан предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов и республиканского органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего постановления Правительства Республики Башкортостан.
5. Признать утратившими силу:
распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 ноября 1995 года N 1264-р.
Утверждены
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 1 июня 1998 г. N 111
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
I. Подготовка нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти
Издание нормативных правовых актов в виде распоряжений, писем и телеграмм не допускается.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать нпа рб, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать нпа рб", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.