Олег Меньшиков
Биография
Олег Меньшиков — советско-российский актер театра, кино и телевидения, выступавший как в комедийных, так и в драматических ролях. Мужчина скрытен, не любит говорить о личной жизни, но при этом всегда производит на окружающих впечатление «человека-праздника», яркого, сильного и решительного.
Детство и юность
Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в Серпухове, Московская область, немного позже родителям дали квартиру в московской хрущевке. Учился будущий артист на четверки, увлекался музыкой и оперным театром.
В молодости Меньшиков поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. На прослушивании он прочитал стихотворение и напомнил педагогу Владимиру Монахову Жерара Филипа своей тонкой красотой и способностью полностью преображаться во время игры.
На выпускном курсе Меньшиков играл в дипломном спектакле «Нашествие». Причем яркому студенту предлагали главную роль, которая писалась специально для Олега, но он попросил второстепенную — чванливого, туповатого офицера Вернера — и в этом образе восхитил зрителей.
Фильмы
В 1980 году вышла картина Сурена Шахбазяна об украинских партизанах «Жду и надеюсь» по повести Виктора Смирнова, где Меньшиков сыграл Шурку Доминиани по прозвищу Домок. С актерами как второй режиссер работал Роман Балаян, и Олег ему сначала не понравился. Но потом они в гримерке выпили, поговорили, и постановщик понял, что тот все время оставался актером, в отличие от многих, которые в кадре преображались, а в реальной жизни сникали. Этим юный артист даже напомнил ему испанского танцовщика Хосе Антонио.
В тот же период фильмография Меньшикова пополнилась ролью Кирилла, сына бывшего мужа Марии Васильевны в ленте «Родня» по сценарию Виктора Мережко. На это место пробовался и Дмитрий Харатьян, учившийся в Щепкинском училище курсом младше. Нонна Мордюкова принесла режиссеру Никите Михалкову фотографию Олега Меньшикова и сказала, что хочет работать с ним.
Олег Меньшиков в фильме «Гоголь. Начало»
Самого постановщика актер поразил тем, что на предложение сниматься ответил: мол, надо еще посмотреть, сценарий почитать, может, и не стоит. На съемочной площадке, где он был занят три дня, артиста обрили налысо, и потом пришлось возвращаться на «Жду и надеюсь» и там надевать парик.
Первую известность Меньшикову принесла комедия «Покровские ворота», где он предстал в образе нахального студента Константина Ромина. Взять Олега Евгеньевича режиссеру Михаилу Козакову порекомендовала жена, но на пробы актер пришел в белой рубашке, туфлях на каблуках и никого не впечатлил. Лишь на совместной репетиции с другими исполнителями все убедились, что молодой человек подходит идеально.
Настоящую славу артисту принесла роль в картине «Сибирский цирюльник». Сейчас он также известен работами в сериалах «Статский советник» и «Псих». Олег Евгеньевич отличается тем, что даже в комедийный образ способен внести толику драматизма.
Театр
Актерскую биографию Олег Евгеньевич начинал в Центральном театре Советской Армии, где проходил воинскую службу, а потом решил остаться. В 1991 году Меньшиков воплотил образ Сергея Есенина в британской постановке, Айседору Дункан сыграла Ванесса Редгрейв.
В 1995 году актер поставил спектакль «Горе от ума» и сам играл Чацкого, в остальных ролях были заняты Игорь Охлупин, Ольга Кузина, Полина Агуреева, Алексей Завьялов и другие. Постановка с успехом прошла в Москве, Риге, Челябинске, Киеве, Тель-Авиве и Санкт-Петербурге, собирала аншлаги, но была закрыта на пике популярности.
В 2012 году Меньшиков возглавил труппу Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, где в конце каждого года отмечал особенно отличившихся артистов. В 2015-м награды удостоились Егор Харламов и Сергей Землянский за режиссуру пластического спектакля «Ревизор», а также драматург Леонид Зорин, написавший сценарии фильмов «Покровские ворота» и «Варшавская мелодия». Также Олег Евгеньевич по итогам зрительского голосования вручал денежные призы в 100 тыс. руб., в том году их получили Дарья Мельникова, Александр Петров и Кристина Асмус.
В ноябре 2020 года артист пропустил месяц работы из-за болезни, все билеты на его постановки вернули зрителям. Те с пониманием отнеслись к отсутствию худрука, ведь тот в его возрасте имел право на заботу о здоровье.
Скандал с актерами и увольнение с должности директора
10 июля 2021 года в фан-аккаунте актера в «Инстаграме» появилась информация, что Олег Долин провел в Театре имени Ермоловой первую репетицию пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно», где Меньшиков был занят в одной из главных ролей.
В конце июля появилась информация о массовых увольнениях в театре. В пресс-службе учреждения дали комментарий, что сокращения проходят с соблюдением ТК РФ. А решение провести кадровые изменения было вызвано исключительно необходимостью оптимизировать рабочие процессы и ресурсы на фоне пандемии коронавирусной инфекции.
Однако уволенные артисты придерживались другого мнения. Дочь Анатолия Папанова, к примеру, рассказала, что спектакли, в которых она участвовала, постепенно вывели из репертуара. А затем попросили ее подписать заявление, поскольку та оказалась «незадействованной» в работе театра.
Актеры, оставшиеся за бортом истории, решили обратиться к главе государства для проверки законности такой оптимизации. В послании также присутствовали утверждения, что художественный руководитель не соответствует своей должности. Свою подпись в обращении поставили 16 человек.
Кроме того, большое возмущение вызвали гонорары Олега Евгеньевича. В связи с информацией о выплатах премиальных худруку в размере 24,3 млн руб. профком театра выдвинул требование проверить законность таких начислений на фоне случившейся оптимизации.
После разразившегося скандала стало известно, что Меньшиков покинул пост директора театра, однако остался худруком. Директорское кресло перешло к Сергею Кузоятову. Причем отставка произошла еще накануне массовых сокращений.
Личная жизнь
Долгое время о романах Меньшикова с женщинами не было ничего известно, поэтому возникли слухи о его нетрадиционной сексуальной ориентации, к которой артиста будто бы приобщил преподаватель «Щепки» Николай Верещенко. Олегу Евгеньевичу приписывали связь с актером Никитой Татаренковым, говорили, что Меньшиков позвал его в сериал «Золотой теленок», в котором играл Остапа Бендера. Мужчины приезжали на площадку вместе и отдыхали в трейлере, куда остальным вход был воспрещен. В декабре 2019 года актер снова дал пищу слухам, появляясь на публике в обнимку с Филиппом Киркоровым.
Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера и Никита Татаренков в роли Шуры Балаганова (кадр из сериала «Золотой телёнок»)
На самом деле Меньшиков еще в школе имел огромный успех у девушек и часто не знал, куда скрыться от преследующих его поклонниц. При всем обаянии Олег держался довольно холодно: однажды к нему подсадили новенькую, и будущий артист провел на парте мелом черту, которую соседка не должна была пересекать.
Первой любовью актера стала однокурсница Виктория Сорокина, роман продлился два года, потом девушка вышла замуж в Великобритании. Другой пассией была Римма Коростелева, однажды в шутку сказавшая, что собирается уехать с их общим другом в Киев. Меньшиков обиделся и порвал отношения. Также спутницей Олега Евгеньевича какое-то время была актриса Государственного академического театра имени Моссовета Маргарита Шубина, они собирались пожениться, но в последний момент расстались.
Воздушная гимнастка Людмила Колесникова, по ее словам, сама бросила Меньшикова. Он приглашал даму на спектакли и сам ходил в цирк на ее представления, однажды снял теплоход, чтобы отпраздновать день рождения подруги. После первой близости актер предложил создать семью, но Колесникова посчитала, что двум таким сильным людям не стоит быть вместе.
В 2005 году Меньшиков наконец-то остепенился, женившись на студентке театрального института Анастасии Черновой. Встретились они в День святого Валентина двумя годами ранее во время юмористического концерта. Женщина сидела в зрительном зале с букетом роз, артист разместился рядом и принялся с нахальным видом обрывать и есть лепестки. Теперь возлюбленная на каждую годовщину дарит ему букет и в шутку заявляет, что на ужин будут розы. Сам Олег Евгеньевич назвал ее единственной дамой, которой позвонил первым.
Олегу Меньшикову – 60: Что скрывает от публики знаменитый артист
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Его творческий путь был поистине уникальным. Если молодые актеры, как правило, долгие годы добиваются внимания режиссеров и без конца участвуют в пробах, за Олега Меншикова чуть ли не с первых ролей сами режиссеры начали бороться. Сам он об этом не говорил – это известно из свидетельств его коллег. В Щепкинское училище он поступил с первой же попытки, еще во время учебы дебютировал в кино сразу же в главной роли – в фильме «Жду и надеюсь». Благодаря этой работе его заметили другие режиссеры, и спустя год Меньшиков сыграл эпизодическую роль в фильме Никиты Михалкова «Родня», с которого только началось их многолетнее сотрудничество.
В первом фильме дебютанта заметила жена актера и режиссера Михаила Козакова, который как раз приступил к съемкам «Покровских ворот». Он долгое время не мог найти подходящую кандидатуру на роль Костика, и жена посоветовала ему обратить внимание на Меньшикова. На тот момент он участвовал в съемках «Родни», а по возвращении пришел на пробы. И режиссер Михаил Козаков, и сценарист Леонид Зорин тут же поняли, что нашли своего героя. Козаков вспоминал: « Мы пригласили Олега на съемку – на пробы, он вошел в кадр, и оператор Толя Немоляев, которому уже надоело снимать этих Костиков, успокоившись, отошел от камеры, а я сказал: «Уф-ф-ф, стоп, все, здорово, хватит!» Прямо на пятой фразе. ». А Зорин рассказывал: « Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще только вчерашним студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но вместе с тем в нем легко угадывался острый независимый ум ».
Но тут выяснилось, что Меньшиков уже был утвержден на роль в фильме «Частная жизнь» Юлия Райзмана. Тогда Зорин написал режиссеру проникновенное письмо о том, что искал именно такого героя, и попросил отпустить актера к ним на съемки. Райзмана удалось уговорить, и так Олег Меньшиков получил роль в «Покровских воротах», которая стала его визитной карточкой и принесла всесоюзную популярность.
Очень хотела поработать с Меньшиковым и Светлана Дружинина – она изначально видела его в образе одного из гардемаринов. Но после того, как от роли отказался Юрий Мороз и его заменил Дмитрий Харатьян, в новый актерский ансамбль Меньшиков не вписывался, и на эту роль утвердили Жигунова, при этом озвучил его героя Меньшиков. Дружинина рассказывала: « Олег Меньшиков озвучивал очень легко, остроумно, и работать с ним – одно наслаждение. В паузах он садился за рояль и играл Глинку, классику, джаз, романсы. Невероятно одаренный музыкальный человек. Я тогда уже ощутила: он очень талантлив, очень одинок и замкнут. Весь этот праздничный лоск от «Покровских ворот» – это одна часть его забрала. У него сложнейший, скрытый ото всех внутренний мир, и, могу сказать, не самый счастливый. Такое всегда преследует очень талантливых людей. Меньшиков – не исключение ».
После этого Меньшиков продолжал сниматься в кино, сыграл несколько главных ролей, но на протяжении 10 лет таких же блестящих работ, как «Покровские ворота», среди них не было. Но в это время к нему пришло международное признание – в 1990 г. Меньшикову предложили сыграть Сергея Есенина на лондонской сцене, в дуэте с английской актрисой Ванессой Редгрейв. В итоге он полгода прожил в Лондоне и получил за эту работу премию им. Лоуренса Оливье. Ему даже предлагали получить гражданство Великобритании, но он отказался. Спустя годы актер признался: « Действительно, больше полугода в Лондоне прожил, город стал для меня почти родным, а у меня здесь даже друзья не появились… Я работал за рубежом в общей сложности сезона три. Но я не могу там работать постоянно, это однозначно. Ну, другие мы, другие. Не хорошие, не плохие – просто другие люди. Если бы я в пятнадцать лет уехал, подсуетился бы и привык, а сейчас уже нет. Годы. Здесь многое-многое держит, и не хочется этого отдавать. Люди, которые тебя любят, которых ты любишь. Там этого нет, там другое ».
Когда Никита Михалков приступил к съемкам фильма «Утомленные солнцем», в главной роли он видел только Олега Меньшикова – этот образ в сценарии был написан специально для него. И тут история повторилась – актер уже был утвержден на съемки в фильме румынского режиссера, но их вдруг перенесли, и Меньшиков сыграл еще одну знаковую для себя роль, которая стала переломным моментом в его творческой биографии и принесла вторую волну всенародной популярности.
Актер не скрывал того, что был очень признателен Михалкову за этот шанс, но о дальнейших взаимоотношениях с режиссером рассказывал редко. Они встретились на съемочной площадке еще раз, когда Меньшиков сыграл главную роль в «Сибирском цирюльнике», а потом их пути разошлись. Дело в том, что Михалков предложил ему одну из ролей в фильме «Двенадцать», Меньшиков согласился, а потом за 4 дня до начала съемок вдруг изменил свое решение. Актер признавался, что Михалкова это сильно задело. Говорят, из-за этого их отношения испортились. Больше 10 лет они не работали вместе, но потом Меньшиков реабилитировался, согласившись сняться в продолжении «Утомленных солнцем».
В свои 60 лет Олег Меньшиков великолепно выглядит и находится в хорошей физической форме, благодаря чему часто слышит комплименты в свой адрес. И только близкие знают о том, что еще после 35 лет у него начались проблемы со здоровьем, о которых он никогда не говорил на съемках. В 1996 г. он снялся в фильме Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник». Съемки проходили в дагестанском ауле, бытовые условия были приближены к походным. Режиссер переживал, что после комфортной жизни в Лондоне актер будет возмущен такими условиями, но он ни разу не пожаловался на неудобства. Только после того, как они вернулись в Москву, Бодров узнал, что у Меньшикова тогда началось обострение язвы, о чем в Дагестане он не обмолвился ни словом.
Однажды такая привычка никогда ни на что не жаловаться и умалчивание о проблемах со здоровьем едва не стоили ему жизни. В начале 2009 г. Меньшиков попал в реанимацию с приступом перитонита. После того, как он вернулся в Москву с гастролей, его жена обратила внимание на его плохое самочувствие. Он не разрешал ей вызывать скорую – мол, просто мутит, скоро все пройдет, но она, к счастью, его не послушала. Врачи сказали, что 30-40 минут промедления могли бы иметь катастрофические последствия – его бы уже не спасли. Об этом случае Меньшиков рассказал только спустя несколько лет.
Есть и еще одна тема, на которую Меньшиков никогда не говорит в интервью, – это его личная жизнь. Так же, как и в случае с другими его тайнами, об этом известно только со слов других людей. В 2001 г. в прессе часто писали о романе актера с воздушной гимнасткой Людмилой Колесниковой, которая была моложе него на 20 лет. Сама она спустя несколько лет подтвердила этот факт, признавшись, что они планировали пожениться, но до свадьбы дело так и не дошло. Меньшикова тогда покорило то, что девушка не видела фильмов с его участием и не воспринимала его как звезду. Причины их расставания Колесникова не комментировала, а вскоре актер втайне женился на 22-летней выпускнице театрального училища Анастасии Черновой. Свою частную жизнь супруги сохраняют в неприкосновенности – они оба не дают интервью на эту тему.
Когда ему задают вопросы о том, чем он в свои 60 лет отличается от себя же в 30-летнем возрасте, артист говорит, что раньше все время пытался кому-то что-то доказывать, в первую очередь собственную творческую состоятельность, старался понравиться, завоевать признание. А сейчас уже не живет «в режиме доказательства» – в этом давно нет никакой необходимости. С годами у него появилось «снисходительное отношение» к тому, что о нем думают. А еще Меньшиков признается, что в юности не был таким закрытым, но с годами это вошло в привычку. Очень мало людей знает, какой он на самом деле. Что, в общем-то, никак не мешает зрителям наслаждаться его великолепными ролями!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Олег Меньшиков покинул пост директора Театра имени М. Н. Ермоловой на фоне скандала
Новости
60-летний Олег Меньшиков ушел с поста директора Театра имени М. Н. Ермоловой, который он занимал с 2012 года. При этом он остался его художественным руководителем.
Причина, по которой актер решил оставить должность, неизвестна, но некоторые связывают ее со скандалом, разразившимся в театре в июле. Тогда некоторых его актеров сократили. Однако оказалось, что пост Меньшиков покинул еще до этих событий: в июне он передал директорские полномочия Сергею Кузоятову, который уже и принял решение об увольнении артистов. Кузоятов отметил, что уход коллеги с поста с этими скандальными событиями никак не связан.
Меньшиков пытался до последнего отстаивать их сохранение. Это те люди, которые на протяжении долгих лет не выходили на сцену. И больше скажу, вообще не появлялись на рабочем месте, но при этом продолжают получать свой оклад. Люди не приносят никакой пользы театру,
В пресс-службе Театра имени М. Н. Ермоловой сообщили, что у сотрудников, попавших под сокращение, тем не менее было много претензий к администрации культурного учреждения и в частности к Меньшикову — они были недовольны, что им не давали ролей.
Риторика вокруг вопроса о кадровых изменениях в Театре Ермоловой приобрела агрессивный тон и вышла за рамки цивилизованного диалога. Сотрудники, находящиеся в списке на сокращение, открыто обвиняют администрацию и непосредственно художественного руководителя в поступках, порочащих личную и коллективную репутацию. Данные обвинения не имеют ничего общего с действительностью,
— приводит заявление пресс-службы театра издание Hello.
Актеры, попавшие под сокращение, даже написали письмо президенту России Владимиру Путину. Они заявили, что Меньшиков снимал с репертуара некоторые спектакли, а вместо них ставил постановки «Товарищества 814», одним из учредителей которого был он сам. Главные роли в них исполнял сам Олег Евгеньевич, за что получал огромные гонорары. Артисты обвиняли его в коррупции и финансовых махинациях.
В театре претензий к деятельности Меньшикова в качестве художественного руководителя не было — там заявили о готовности защищать его в суде.
Ставим в известность, что представители театра готовят исковые заявления в адрес некоторых артистов о защите чести, достоинства и деловой репутации ГБУК «МДТ им. М. Н. Ермоловой» и художественного руководителя театра,
— говорится в заявлении.
Не исключено, что пост Меньшиков мог покинуть из-за проблем со здоровьем. Не так давно он признался в интервью Светлане Бондарчук, что полгода назад пережил кому. Тогда актер был на волосок от смерти. Возможно, после этого он просто стал бережнее относиться к здоровью, а должность директора явно стоила ему немалых нервов.
Уволенные артисты написали разоблачительное письмо Владимиру Путину, в котором рассказали всю правду о работе артиста-бизнесмена Олега Меньшикова
Скандал, связанный с массовым увольнением артистов из театра имени Ермоловой, грозится выйти на более высокий уровень. Не так давно Олег Меньшиков решил уволить многих старых актёров. Данное решение очень задело уволенных «старожилов» культурного учреждения. Они решили написать письмо президенту РФ и рассказать о сомнительных действиях худрука театра.
Оставшиеся без работы актёры написали коллективное обращение Владимиру Путину. Журналисты издания «МК» смогли выяснить содержимое послания. В письме артисты поведали, как сейчас обстоят дела в театре и сообщили, что репертуарная и кадровая политика сильно хромает.
Авторы обращения обратили внимание на то, что Меньшиков, заняв должность художественного руководителя, сразу же снял с показа 90% спектаклей. При этом на сцену тут же выпустили постановки организации “Товарищество 814”, соучредителем которой является сам Олег Меньшиков. Тем самым артист-бизнесмен значительно улучшил своё материальное положение.
Оказалось, что на некоторые спектакли тратились большие суммы, но их так и не показывали на сцене. При этом артистов, уволенных ради оптимизации расходов, поражает, что на избранных звёзд Меньшиков готов тратить баснословные деньги.
А как вы думаете, каким будет ответ российского правительства? Пишите своё мнение в комментариях.
Можно говорить, писать и фантазировать всё, что угодно. Но есть неоспоримые вещи. Как в неуловимых :”И это есть факт, месье Дюк”.
Олег Евгеньевич вытащил театр им. Ермоловой с театрального дна и превратил его в конфетку: и по форме, и по содержанию. И никто не докажет обратного.
Как человек, который регулярно посещает московские театры, ответственно заявляю, что до прихода Олега Евгеньевича в театре им. Ермоловой шары катать можно было. Ну, например, в Ленкоме, во МХАТе всегда аншлаги были, есть и надеюсь, что будут. Сегодня театр им. Ермоловой стоит в одном ряду с этими гигантами. А как же такое чудо произошло? Кого поблагодарить надо? Пьявко и кампанию?
Меньшиков виноват, что не все артисты талантливые?
Злость и зависть руководит теми, кто пишет гадости и неправду. Святых людей нет, у каждого скелет в шкафу зарыт, но давайте будем справедливыми. Театр процветает, на спектакли аншлаги, зритель счастлив.
еще живые.
Театралы, зрители скажите уже что-нибудь. Не молчите. Искусственному интеллекту, наверное, было бы безразлично что смотреть. И плакать и смеяться на спектаклях он не сможет… моя подруга 7 раз ходила на “1900” и все еще плачет в конце. И это тоже факт. Не люблю несправедливость. Не люблю. Что я одна такая?
Утомленный солнцем: биография и личная жизнь Олега Меньшикова
1 января 2020 года состоится премьера фильма «Вторжение». Сегодня знакомимся с другим актером, которой исполняет одну из главных ролей.
Биография
Олег Евгеньевич Меньшиков — популярный российский актер, Народный артист России. Художественный руководитель театра имени М.Н. Ермоловой. Известен ролями в таких фильмах как: «Утомленные солнцем», «Кавказский пленник», «Сибирский цирюльник».
Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в семье интеллигентов: отец был военным инженером, а мать — врачом-невропатологом. Когда мальчику исполнилось пять лет, родители отдали его в музыкальную школьную, где он учился играть на скрипке. Тогда отец и мать даже предположить не могли, к чему все это приведет.
Актерский талант у Олега проявился в 9 классе, когда на свадьбе дочери сотрудницы Малого театра он стал настоящим заводилой: плясал, пел песни, пародировал. Мог ли он в тот момент подумать, что скоро и сам будет служить в этом театре?
Но тогда Олег уже знал, что непременно будет поступать в театральный институт. Изначально он собирался стать артистом оперетты, но практически в самый последний момент передумал и сделал выбор в пользу драматического (и не прогадал). Зато родители не были в восторге от решения сына:
Вступительные испытания в Щепкинское училище он прошел блестяще, и уже на первом курсе его ждал успех. Олега пригласили сниматься сразу в нескольких картинах. Роль Костика в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» прославила его на всю страну.
Энергичный и необыкновенно музыкальный Меньшиков любил удивлять: его студенческие номера всегда были неожиданными и оригинальными. Чего только стоит его дипломный спектакль, на который собралась вся театральная Москва.
Театр и кино
Среди зрителей оказался директор Малого театра Михаил Царев, который решил побеседовать с автором оригинального финала.
Так и началась театральная карьера Олега Меньшова. Несмотря на то, что за его плечами были уже три крупные роли в кино, на подмостках театра ему пришлось начинать все с самого начала — с эпизодических ролей.
Не успел актер подружиться с труппой театра и приложить руку к созданию постановок, как его призвали в армию. Благо его спас Юрий Еремин, директор Театра Советской армии, который предложил пройти службу под его руководством. Он обратил внимание на юное дарование во время одного из выступлений в театральном училище и позвал к себе служить.
К счастью, Олег недолго оставался на задворках: вскоре его пригласили играть в основном репертуаре театра. Талантливый актер под конец службы получил главную роль в спектакле «Часы без стрелок», но неожиданно для всех отказался от этой роли и ушел из театра. Еремин не соглашался отпускать Меньшикова, но тот был непреклонен. Ведь его позвал сам Валерий Фокин, с которым мечтали работать многие артисты.
И в этот раз ему пришлось доказывать, что он настоящий актер, способный сыграть любую роль. В театре Ермоловой он смог проявить себя не только как выдающийся артист, но и как отличный сценарист. Его коллега Галина Боголюбова мечтала о постановке романа Владимира Набокова «Приглашение на казнь», но ни один из четырех театральных драматургов не смог написать подходящий сценарий. Олег Меньшиков как бы в шутку сказал, что напишет его. И не обманул — написал гениальный текст, ведь был редким знатоком Набокова.
Проделанная работа понравилась Фокину, но роль в спектакле Меньшиков так и не получил. Тогда он понял, что его талант так и погаснет в стенах театра, где ему не дают развиваться.
Сейчас его обаяние и энергия на экране вызывают у нас ощущение, что в жизни у артиста всегда все шло как по маслу. Увы, в реальности все было не так хорошо, ему приходилась много раз начинать все сначала и доказывать свой талант. После ухода из театра он не впал в депрессию, а продолжал верить, что когда-то у него появится интересная работа.
И мечта не заставила себя долго ждать: Петр Наумович Фоменко сделал ему предложение, от которого трудно было отказаться. Спектакль «Калигула», в котором Меньшиков сыграл главную роль и под новым углом продемонстрировал свой талант, имел неимоверный успех. Именно Фоменко дал Олегу Евгеньевичу возможность раскрыть свои способности и научил отличной актерской игре в театре. Он нашел своего режиссера, которому можно было безоговорочно довериться.
После премьеры спектакля Меньшикова стали приглашать в мировые театры. На сцене Лондонского Глобуса он сыграл с актрисой Ванессой Редгрейв в спектакле «Она танцевала»: он — в роли Есенина, она — его Айседора.
Поступали предложения и от именитых режиссеров: Меньшиков сыграл одну из главных ролей в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Творческий тандем настолько был успешным, что потом Никита Сергеевич еще не раз будет задействовать артиста в своих проектах.
Картина получила признание не только у нас, но и за рубежом — получил главную кинематографическую награду «Оскар» как лучший иностранный фильм. А через три года в номинацию попал и другой фильм с участием Меньшикова — «Кавказский пленник». За роль прапорщика он получил две премии — «Нику» и «Балтийскую жемчужину».
Всей съемочной группе, да и телезрителю больше всего запомнилась сцена, где Меньшиков и Сергей Бодров-младший в кандалах танцуют. Идея, конечно, принадлежала Олегу, который еще со студенческих времен славился своей оригинальностью.
Вслед за русскими режиссерами посыпались предложения из разных уголков мира — приглашали даже в Голливуд, но он отказался. Как говорится, лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе. Да и сам артист не представлял жизни за пределами родной страны.
Олег Меньшиков отказывали от сотни проектов, но внезапно он всех удивил, когда согласился сняться в картине молодого режиссера «Дюба-дюба». Александр Хван приметил Меньшикова еще на премьере «Калигулы» и сразу понял, что в этом фильме будет играть именно он. Хотя многие его отговаривали: мол, где твой фильм и где Меньшиков. Ему только аристократов и графов играть. Но Хван был непреклонен (и все не зря). Олег Евгеньевич с удовольствием согласился принять участие в проекте.
«Он по сути дворянских кровей. Он может играть благородных людей, сейчас мало таких», – говорит Сергей Бодров-старший.
Его герой- обычный парень, студент ВГИКа, который ради любви преступает закон. Он узнает, что его девушка попала в тюрьму, и решает устроить ей побег. К сожалению, эту работу мало кто помнит: в стране началась перестройка, фильм показали один раз и вскоре забыли о нем. Бедственное состояние было и у театров — именно тогда у Меньшикова появляется идея антрепризы.
В 1995 году он организовал «Театральное товарищество 814», где дебютировал в качестве режиссера. Он как всегда не боялся неординарных решений, и уже первый спектакль был высоко оценен его учителем Петром Фоменко.
Воодушевленный успехом он ставит спектакль «Горе от ума», в котором играет Чацкого. Несмотря на отсутствие денег, ему удалось своеобразно представить постановку, которую публика благоволила. Хотя критики разнесли спектакль в пух и прах. Когда-то подобная участь настигла и Станиславского. Сам же Меньшиков даже не думал сдаваться, и вслед за этим поставил «Кухню» и «Играков».