Что такое статья (текст) «от третьего лица»
Пишем текст от третьего лица и избегаем распространенных ошибок
Первое, второе и третье лицо
Из-за этой особенности, тексты с повествованием от третьего лица востребованы в интернете, на биржах контента и фриланса. Как правило, если не сказано иначе, заказчик заранее подразумевает, что статья будет написана именно так. Излишнее яканье и тыканье не приветствуется. Автор априори не авторитет в каждой теме. Поэтому говорить «от себя» он не имеет никакого права. Зато блогеры практически всегда используют повествование от первого лица. Частенько это правило нарушается при написании продающих и рекламных текстов, когда пытаются приобщится к читателю, заставить его почувствовать вашу сопричастность.
Ошибка
Распространена ошибка, когда автор текста или статьи начинает от первого лица, а заканчивает от третьего, попутно используя второе. Не замечает и излагает смешанным стилем повествования. У читателя может сложиться ощущение разодранности и фрагментарности текста, когда кажется, что это не статья, а набор фраз и предложений, никак друг с другом не связанных.
Для избегания ошибок, статью перечитывают после написания и меняют разные формы изложения приводя их в тождественный вид. Еще раз напомню:
Пример повествования
Они шли вдоль реки не спеша. Анастасия внимательно смотрела на лодку проплывающую вниз по течению. Он сказал ей, что скорость у моторной лодки большая, оттого волна расходящаяся в разные стороны будет высокой. Она посмотрела на него и сказала «удивительно красиво». Через час прогулки, измотанные, но довольные, они пошли обратно.
Как писать от третьего лица – 3 важных правила для копирайтера
Как правильно писать текст, от третьего лица, от первого или можно выбрать свою манеру подачи информации и считать, что это авторский стиль. Копирайтерам часто приходится решать такие задачи, мало кто из молодых авторов может похвастаться доскональным знанием русской грамматики и изложения. Вспомним, что такое первое, второе и третье лицо и как написать текст от третьего лица.
Изложение от первого лица
Чтобы быстро вспомнить школьную программу запомните простую таблицу.
Падежи | 1 лицо (единственное и множественное число) | 2 лицо | 3 лицо |
Именительный Обо мне О нас | Ты Вы О тебе О вас | Он Она Оно Они О Нем О ней О нем О них |
Итак, изложение от первого лица это когда автор является главным действующим лицом рассказа. «Я пошел, Со мной поздоровались, Меня внимательно выслушали». Такая подача материала часто наблюдается в блогах, посты соцсетей в основном пишутся от своего имени, личные письма и пр.
Заказчики на биржах копирайтинга отдельно указывают, что НЕ писать от первого лица. На бирже Адвего в описании к статье, если Вы продаете свою работу необходимо указывать, «текст написан (или частично написан) от первого лица». Иначе биржа отправит статью на доработку с соответствующей пометкой.
Как составить список от первого лица
Если с местоимениями все понятно, выучил пять слов и порядок, то, как быть с глаголами, когда необходимо составить список действий. Привожу пример НЕПРАВИЛЬНОГО списка, автор написал пошаговое руководство, в тексте рассказывал без присутствия автора, но вот со списком явно, что то не то. Посмотрите внимательно. Я отметил цветом отдельные формы глагола, которые перемешаны в списке «на усмотрение автора».
Если составлять список строго от лица автора, то выглядеть он будет так:
При всей грамотности с точки зрения языка, такие списки не очень привлекательны, здесь необходимо использовать неопределенную форму глагола или повелительное наклонение.
Что значит писать от второго лица
Второе лицо подразумевает, что автор не является вовлеченным в процесс, а наблюдает и рассказывает со стороны. Вы редко найдете в интернете статью, написанную четко по этим правилам, часто автор мешает повествование и переходит с себя на слушателя. «Если бы Вы захотели, Вы смогли бы…», «О Вас написано так много плохого, что Я сразу понял – Вы прекрасный человек».
Как писать от третьего лица
Это самый востребованный вид текста, когда позиция автора совершенно не видна. Многие заказчики, мастера и учителя акцентируют внимание новичков. «Запомните, Ваше личное мнение НИКОГО не интересует. Читатель пришел на сайт с целью решить СВОЮ проблему и ему необходимо предоставить максимум информации без субъективной оценки».
Информационная и экспертная статья строится на отказе употреблять какие-либо местоимения вообще, само изложение подразумевает, что если заменить главное существительное местоимением «ОН» или «ОНА», смысл не поменяется. Пример.
Информационная и экспертная статья строится на отказе употреблять какие-либо местоимения.
Завод «ЕвроКар» выпустил 150-тысячный автомобиль марки Шкода.
В 2019 году продажи Самсунг снизились на 13 %.
Для себя я составил три правила, чтобы никогда не путаться и всегда для работы использовать повествование от третьего лица.
Даже если в тексте от третьего лица подается не намного больше объективной информации, читатели воспринимают ее по-другому.
Проверьте, если Вы читаете авторское мнение, всегда хочется высказать свое…
В статье от второго лица слишком много поучений, Вам захочется возразить и иногда поспорить…
А вот текст от третьего лица, нейтральная информация воспринимается легко, Вы не смотрите на форму, а ищете суть, ответ на свой вопрос.
Пишите, комментируйте, возражайте и делитесь опытом, до встречи.
Как писать от третьего лица
Соавтор(ы): Alicia Cook. Алисия Кук — профессиональная писательница из Ньюарка, Нью-Джерси. Имеет более 12 лет опыта, специализируется на поэзии и использует свою платформу, чтобы выступать в защиту семей, на которые повлияла разного рода зависимость, и бороться против стигматизации зависимостей и психических заболеваний. Получила степень бакалавра по английскому языку и журналистике в Университете Джорджиан-Корт и магистра делового администрирования в Университете святого Петра. Ее поэтические бестселлеры выходят в издательстве Andrews McMeel Publishing; также ее работы появлялись в многочисленных медиа, включая NY Post, CNN, USA Today, HuffPost, LA Times, American Songwriter и Bustle. Журнал Teen Vogue назвал ее одним из 10 поэтов в социальных медиа, которых следует знать, а ее поэтический микстейп “Stuff I’ve Been Feeling Lately” («Что я чувствую в последнее время») попал в финал премии Goodreads Choice Awards в 2016 году.
Количество источников, использованных в этой статье: 11. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 255 241.
Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения — точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.
Как написать о себе в третьем лице
[ context ] запись закреплена
КАК ПИСАТЬ ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА
Написание текста от третьего лица может стать простой задачей, когда вы немного попрактикуетесь в этом. В академических целях стиль письма от третьего лица означает, что автору следует избегать использования в тексте таких местоимений как “я” или “ты”. В творческом письме присутствуют отличия в третьем лице всевидящего ока автора, ограниченного персонажем повествовании от третьего лица, объективном повествовании от третьего лица и эпизодически ограниченном повествовании от третьего лица. Читайте далее, чтобы узнать больше о каждом виде письма.
I. Академическое письмо от третьего лица
1. Используйте третье лицо для всех научных текстов. Третье лицо представляет угол зрения, который как бы повествует со стороны, тем самым, кажется более объективным и менее личным. Для научного и профессионального письма эта объективность позволяет автору казаться менее предвзятым и потому более заслуживающим доверие.
В третьем лице о людях говорится “со стороны”. В таком случае используются следующие местоимения: он, она, оно, они, его, её, их, это, им, ей, ими, этим.
Имена людей также можно использовать при письме от третьего лица.
Пример: “Смит считает иначе. Согласно проведенному им исследованию, более ранние заявления по данной теме неверны.”
2. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Первое лицо относится к такому углу зрения, с которого автор может излагать вещи со своей собственной позиции. Использование второго лица напрямую адресуется читателю.
К первому лицу относятся местоимения: я, мне, моё, мы, нам, нас, наше.
Ко второму лицу относятся местоимения: ты, тебя, твоё, вы, вас, ваше.
Проблема повествования от первого лица заключается, говоря научным языком, в том, что оно звучит слишком лично и субъективно. Другими словами, с ним будет трудно убедить читателя, что излагаемые взгляды и идеи непредвзяты и чисты от личных чувств.
Главная проблема второго лица заключается в том, что оно звучит обличительно. При этом существует риск возложения слишком большой ответственности на плечи читателя намеренно лично читающего работу.
3. Говорите о предмете в общих чертах.
Порой, автору необходимо обратиться к чему-либо косвенным образом. Это обычно делается тогда, когда велик соблазн сорваться на использование второго лица. Но вместо этого более уместно будет использовать неопределенные местоимения третьего лица.
К неопределенным местоимениям третьего лица относятся: один, любой, каждый, кто-то, другой, ни один, никто, кто-нибудь, все.
Пример: “Кто-то может поспешить согласиться, не зная всех фактов.”
К неопределенным существительным третьего лица, часто используемым в научном письме, относятся: автор, читатель, студенты, студент, преподаватель, люди, человек, женщина, мужчина, ребёнок, исследователи, учёные, писатели, эксперты.
Пример: “Несмотря на возникшие споры, исследователи все ещё отстаивают свою позицию.”
4. Остерегайтесь путать единственное и множественное число местоимений.
Часто совершаемая авторами ошибка состоит в случайном переключении на множественное число тогда, когда должно использоваться единственное.
Это часто делается в попытке избежать использования местоимений “он” и “она”. Ошибкой будет использовать вместо них местоимение “они”.
Пример. Обратите внимание на два нижеследующих предложения. Первое из них неправильное, а второе правильное.
Неправильно: “Свидетель хотел анонимно дать показания. Они’ опасались пострадать, если их имя будет раскрыто.”
Правильно: “Свидетель хотел анонимно дать показания. Он опасался пострадать, если его имя будет раскрыто.”
II. Письмо в третьем лице от всевидящего ока автора
1. Избегайте использовать личные местоимения первого и второго лица.
Активные диалоги персонажей должны быть единственным местом, где такие местоимения как “я” и “мы” должны появляться. То же самое касается местоимений второго лица “ты” и “вы”.
Не используйте углы зрения первого и второго лица в повествовательных или описательных частях текста.
Пример. Посмотрите на два нижеследующих предложения. Первый пример подходит для использования в качестве авторского текста, а второй – нет.
Правильно: Боб сказал Эрике: “Я думаю, это ужасно. Как ты считаешь?”
Неправильно: Я думал, что это ужасно, и Боб с Эрикой считали также. Как вы думаете?
2. Переключайте фокус с одного персонажа на другого.
При использовании перспективы третьего лица всевидящего автора, писатель перескакивает от персонажа к персонажу вместо того, чтобы следовать за мыслями, действиями и фразами одного из них.
Например, рассказ может иметь четыре главных персонажа: Вильяма, Боба, Эрику и Саманту. В различных местах рассказа должны найти отражение мысли и действия каждого персонажа. Эти мысли могут встретиться в одной главе или повествовательном блоке текста.
Пример: “Вильям думал, что Эрика лжёт, но хотел верить, что у неё есть на это достаточные основания. С другой стороны, Саманта была уверена в том, что Эрика лжёт, и ревновала из-за того, что Томи думал о другой девушке только хорошо.”
3. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете.
Повествуя от третьего лица, автор не имеет строгих ограничений. Сокровенные мысли и чувства любого персонажа могут быть открыты в любом месте рассказа.
В известном смысле автор повествуемой истории от третьего лица является чем-то вроде “бога” данного рассказа. Писатель может отражать действия любого персонажа в любое время, но в отличие от обычного человека, автор также может по своему желанию пробираться и во внутренний мир героя.
Помимо внутренних мыслей и чувств, повествование от третьего лица разрешает автору раскрывать отрывки из прошлого или будущего в рамках рассказа.
Знайте, когда следует что-то утаить. Даже несмотря на то, что автор может раскрывать любую информацию, которую пожелает, может оказаться более полезным раскрывать некоторые моменты постепенно. Например, если вокруг одного героя должна иметься загадочная аура, будет разумным на некоторое время ограничить доступ к внутренним чувствам персонажа перед раскрытием его истинных мотивов.
III. Ограниченное одним персонажем повествование от третьего лица
1. Выберите одного персонажа.
При письме от третьего лица с ограниченной перспективой у писателя есть полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и вере одного персонажа. Однако это касается только единственного персонажа.
Мысли и чувства других героев остаются “неизвестными” для автора на протяжении все книги. Не должно быть никаких переключений между персонажами при этом специфичном угле зрения автора.
2. Раскрывайте действия и мысли персонажа со стороны.
Даже несмотря на то, что фокус остается на одном персонаже, автору требуется относиться к персонажу как отдельному от себя объекту.
Другими словами, не используйте такие местоимения, как “я”, “меня”, “мой”, “мы” или “наш” вне диалогов. Мысли и чувства главного героя прозрачны автору, но персонаж не должен дублироваться как автор.
Правильный пример: “Тиффани чувствовала себе ужасно после ссоры со своим парнем.”
Правильный пример: “Тиффани думала: “Я чувствую себя ужасно после той ссоры с моим парнем.”
Неправильный пример: “Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем.”
3. Фокусируйтесь на действиях и фразах других персонажей, но не на их мыслях или чувствах. Писатель также ограничен, как главный герой рассказа и его читатель в отношении внутренних переживаний других персонажей.
Заметьте, что писатель может давать догадки или предположения в отношении мыслей других героев, но эти догадки должны представляться с точки зрения перспективы главного героя.
Правильный пример: “Тиффани чувствовала себя ужасно, но, судя по выражению лица Карла, она понимала, что ему также плохо, если не хуже.”
Неправильный пример: “Тиффани чувствовала себя ужасно. Единственное, чего она не знала, что Карлу было ещё хуже.”
4. Не раскрывайте никакую информацию, о которой не знает главный герой.
Не прыгайте от одного персонажа к другому. Даже внешние действия других персонажей могут становиться известными только тогда, когда при них присутствует главный герой.
Правильный пример: “Тиффани наблюдала из окна, как Карл подошёл к её дому и позвонил в дверной звонок.”
Неправильный пример: “Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл с облегчением вздохнул.”
IV. Объективное повествование от третьего лица.
1. Следите за действиями многих персонажей.
При объективном использовании третьего лица писатель может описывать действия и фразы любого третьего лица писатель может оп любого персонажа в любое время в любом месте рассказа.
Не должно быть единственного главного героя, на котором должен быть настроен фокус. Писатель может переключаться между персонажами, следуя за ними в русле повествования так часто, как это требуется.
Воздержитесь от использования первого лица в виде “я” и второго лица в виде “ты, вы” при повествовании. Первое и второе лицо можно использовать только в рамках диалога.
2. Не пытайтесь влезть в голову персонажей.
Идея объективного повествования от третьего лица состоит в представлении объективного, непредвзятого портрета каждого персонажа.
Представьте, что вы являетесь невидимым наблюдателем действий и диалогов героев вашей истории. Вы не провидец, поэтому у вас нет доступа к внутренним мыслям и чувствам персонажей. У вас есть доступ только к действиям каждого персонажа.
Правильный пример: “После занятия Грэхэм в спешке покинул комнату и бросился обратно в спальню.”
Неправильный пример: “После занятия Грэхэм выскочил из комнаты и бросился обратно в спальню. Лекция настолько его разозлила, что он чувствовал, что готов наорать на первого встречного.”
3. Показывайте, но не рассказывайте.
Даже несмотря на то, что при объективном повествовании от третьего лица автор не может делиться мыслями персонажей, он может делать внешние наблюдения, рождающие предположения о возможных мыслях.
Правильный пример: “Изабель заплакала, когда на неё больше никто не смотрел.”
Неправильный пример: “Изабель была слишком горделивой, чтобы плакать на людях, но она чувствовала, что её сердце совсем разбито, и начала плакать, когда оказалась одна.”
4. Избегайте вставлять свои собственные мысли.
Цель писателя при объективном повествовании от третьего лица состоит в том, чтобы выступать в функции репортера, а не комментатора.
Дайте читателю придти к собственным умозаключениям. Представляйте действия персонажа, не анализируя их и не объясняя, каким образом их следует интерпретировать.
Правильный пример: “Иоланда трижды оглянулась через плечо, прежде чем присесть.”
Неправильный пример: “Может показаться странным, но Иоланда трижды оглянулась через плечо, прежде чем присесть. Эта навязчивая привычка являлась показателем её параноидального состояния ума.”
V. Эпизодически ограниченное повествование от третьего лица
1. Переключайтесь с одного персонажа на другого.
С эпизодически ограниченным повествованием от третьего лица, также называемым множественным видением от третьего лица, писатель может иметь группу главных героев, чьи мысли и точки зрения чередуются в свете рампы.
Например, следуя в романтической истории за двумя персонажами, Кевином и Фелицией, писатель имеет возможность объяснить внутреннее состояние обоих героев в различные моменты повествования.
Один персонаж может получить больше внимания, чем другой, но всем описываемым главным героям в определенный момент рассказа должно быть уделено внимание.
2. Фокусируйтесь на мыслях и перспективе только одного героя в один момент времени.
Несмотря на то, что в историю включено множество перспектив, в один момент времени автор должен фокусироваться на одном герое.
Множественная перспектива не должна проявляться в одном повествовательном отрывке.
Когда заканчивается описание перспективы со стороны одного героя, может начаться перспектива со стороны другого героя. Однако, две перспективы не должны перемешиваться в одном пространстве.
Неправильный пример: “Кевин был совершенно без ума от Фелиции с того момента, как повстречал ее. Фелиция, с другой стороны, имела сложности с доверием к Кевину.”
3. Нацельтесь на плавные переходы.
Даже несмотря на то, что автор может переключаться вперёд и назад между различными перспективами персонажей, если это делать произвольно, можно запутать читателя.
В произведении объёмом с роман неплохо переключать перспективу в начале новой главы или её разделе.
Автор также с самого начала должен показать, чью перспективу он отражает (предпочтительно в самом первом предложении раздела). Иначе читатель может потратить слишком много времени и энергии в попытке это разгадать.
Правильный пример: “Фелиция не хотела признавать это, но оставленные Кевином на её пороге розы были приятным сюрпризом.”
Неправильный пример: “Оставленные на пороге розы выглядели трогательно.”
4. Понимайте, кто и что знает.
Даже если читатель имеет доступ к информации с перспективы многих героев, у этих персонажей нет такого же доступа. У некоторых героев нет возможности знать то, что знают другие.
Например, если Кевин поговорил с лучшей подругой Фелиции о чувствах Фелиции к нему, Фелиция не может знать о том, что было сказано, если только она не была свидетелем разговора или не услышала о нем от Кевина или подруги.
Я, ты, он, она… Повествование от 1, 2 и 3 лица
Одну и ту же историю можно рассказывать с разных точек зрения. Это вроде как на предмет смотреть с разных точек: изнутри или снаружи. Так и историю можно рассказать «изнутри» – от 1-го лица или снаружи – от 3-го лица. А еще есть интересное 2-е лицо.
Вспомним уроки языка: личные местоимения
Первое лицо: я, мы
В таком виде повествования рассказчик становится непосредственно персонажем своей истории.
Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы»…
А. Чехов, «Моя жизнь. Рассказ провинциала»
Второе лицо: ты, вы
Повествование для 2-го лица. В таком виде повествования рассказчик заставляет читателя почувствовать себя персонажем истории.уменьшает дистанцию между текстом и читателем. происходит смешение литературы и реальности
Открываешь глаза. Солнечный лучик пробирается сквозь приоткрытую занавеску – и зайчик запрыгивает на стену напротив окна. Какое-то время следишь за ним, а потом угол одеяла весело летит на сторону, и ты бежишь на кухню. Мама уже колдует у плиты, а шумный чайник сообщает, что вот-вот будет готов ароматный чай. За это время наскоро чистишь зубы, ополаскиваешь лицо холодной водой, проводишь мокрыми руками по непослушным вихрям. Готов к новому дню.
Как давно такое было. Три месяца назад…
Светлана Локтыш, «Доброе утро, солнышко»
Третье лицо: ты, вы
Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является. Иначе говоря, это когда кто-то, или сам автор, рассказывает о событиях, будто наблюдая за ними со стороны.
Которая беднота, может, и получила дворцы, а Иван Савичу дворца, между прочим, не досталось. Рылом не вышел. И жил Иван Савич в прежней своей квартирке, на Большой Пушкарской улице.
А уж и квартирка же, граждане! Одно заглавие, что квартира – в каждом углу притулившись фигура. Бабка Анисья– раз, бабка Фекла – два, Пашка Огурчик – три… Тьфу, ей-богу, считать грустно!В этакой квартирке да при такой профессии, как у Ивана Савича – маляр и живописец – нипочем невозможно было жить.
Давеча случай был: бабка Анисья подолом все контуры на вывеске смахнула. Вот до чего тесно. От этого, может, Иван Савич и из бедности никогда не вылезал…». Зощенко «Матрёнища».
У каждого вида повествования есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их.
От первого лица
Вести повествование от 1-го лица в рассказе или новелле просто: произведение небольшое, текста немного. Гораздо сложнее выдержать такой формат в более крупных текстах – повестях, романах. Есть риск, что читателя замучают бесконечные «я» (реже – «мы»). Поэтому с текст придется вычистить от многочисленных повторов этих местоимений.
Преимущества повествования от 1-го лица:
Недостатки повествования от 1-го лица:
От третьего лица
Повествование от 3-го лица похоже на повествование от 1-го – только нет множественных «я». Однако здесь важно соблюдать правило: в каждой сцене надо излагать мысли только одного персонажа.
Например, если в комнате главный герой и два персонажа, то мы следим за мыслями только главного героя. Потом героя оставляем в комнате, а два персонажа выходят на улицу, идут вместе по проспекту и обсуждают недавний разговор: здесь мы следим за мыслями персонажа, который кажется нам наиболее важным. Если проигнорировать это правило, то повествование получится запутанным и тяжелым.
Преимущества повествования от 3-го лица:
Недостатки повествования от 3-го лица:
Странное второе лицо…
Существует также повествование и от 2-го лица: когда сам читатель и есть наблюдатель. Такой стиль изложения материала используют редко: он тяжеловесен, скучен и быстро надоедает читателю.
Однако второе лицо может быть включено в повествование эпизодически. Также второе лицо с успехом используется в стихах:
Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты…
Независимо от того, какое лицо избрано для повествования, можно не зацикливаться на недостатках, лучше максимально использовать преимущества. А какая форма ближе, станет понятнее с опытом. Также стоит учитывать требования жанра, например:
А теперь – задание.
Перестройте отрывки, представленные ниже, так, чтобы повествование зазвучало сначала от 3-го лица, а затем – от 2-го лица. (Ответы можно записать в комментариях).
2. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.
– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?
– Я, – говорит, – из седьмого.
– Пожалуйста, – говорю, – живите.
М. Зощенко «Аристократка»
Урок окончен. Легких вам перьев, дорогие авторы!
Если материал был интересен и полезен, помни, что таковым он может быть и для других людей. ?