Как написать перспективы развития проекта
города Курчатова Курской области
Цели, задачи и перспективы развития проекта
В современных школах все большее развитие получает учебное телевидение, которое является неотъемлемым компонентом единого информационного пространства образовательного учреждения. Необходимость создания учебного телевидения вызвана современными требованиями информационной политики общества и государства. Согласно Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, главная цель информационного образования заключается «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества». Современная учебная программа предполагает, что учащийся обязан уметь визуализировать информацию – в виде презентации или анимации, работать с видео. Учебная телестудия один из очевидных способов приобретения необходимых навыков, формирования правильного подхода к работе в любой профессии и базы для освоения основ медиаобразования.
Для ученика телестудия это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре направлений человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, продемонстрировать результаты своей работы широкой аудитории. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение, как для формирования образовательной среды, так и для развития личности самих учащихся.
Не менее важна роль телестудии в жизни образовательного учреждения и города. Учебная телестудия – это прекрасный инструмент для освещения деятельности школы, записи праздников, спектаклей. Инновационный подход к преподнесению информации – это гарантия интереса учащихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
$1 создать возможности для общения и социального проектирования старшеклассников в рамках школьного телевидения, научить подростков ориентироваться в современном мире информации, помочь им определить свое место в жизни;
$1 осуществлять поддержку инициатив обучающихся, способствующих развитию общественной самостоятельности подростков и их участию в становлении гражданского общества;
$1 помочь реализовать школьникам интеллектуальный и творческий потенциал;
$1 обучить навыкам работы с телеаппаратурой и программным обеспечением;
$1 помочь обучающимся в выборе будущей профессии, возможно связанной с атомной энергетикой;
$1 создать условия для интеграции разновозрастных групп обучающихся при создании единого телевизионного продукта;
$1 создать условия для актуализации социально значимых вопросов жизни школы, атомной станции и города;
$1 продолжить формирование положительного имиджа атомной энергетики среди обучающихся школы.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Перспективы развития проекта: привлечение большого количества обучающихся к реализации проекта, объединение в одном телевизионном пространстве детей, родителей и жителей города, организация регулярного выхода в эфир передач о школьной жизни, о событиях, происходящих в городе, о деятельности Курской АЭС, сотрудничество с УИОС Курской АЭС для формирования позитивного отношения к деятельности АЭС среди детей, сотрудничество с Администрацией города и другими школами.
Планируется разработка программы развития деятельности школьного телевидения. В продолжении деятельности по проекту заинтересованы представители целевой аудитории: учащиеся, родители, педагоги. Результаты проекта будут распространяться среди других организаций, в других территориях: представление опыта на семинарах, участие в конкурсах, фестивалях СМИ различных уровней, освещение работы на школьном Интернет-сайте.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Волжский экологический центр»
Педагогический проект
На тему:
«Формирование основ электробезопасности на занятиях в дополнительном образовании»
Буркова Екатерина Анатольевна,
заместитель директора по УЧ,
педагог дополнительного
образования МУДО «ВЭЦ»
Аннотация проекта
В рамках обучения по дополнительным общеобразовательным программам так или иначе приходится отвлекаться на другие тематики: травматизм, электробезопасность, пожарная безопасность, безопасность на водных объектах и другие. Поэтому я решила, что будет полезно, если в программу будет внесено некоторое количество часов по электробезопасности, но это будет не только беседа или лекция, это может быть и участие в конкурсах рисунка, фотоконкурс, конкурс эссе и т.п. Кроме того, важно, что бы ребята владели знаками по электробезопасности, могли сконструировать электробезопасную поделку или выполнить проект.
Все это поможет нам и нашим детям решить простые и сложные житейские проблемы и исключить смертельную опасность. Надеюсь, что именно внесение такого раздела в реализацию программы, мы избавим наших обучающихся от получения электротравм.
Важно, что более старшие обучающиеся, создав свой проект, могут обучать младших школьников и из других творческих объединений, а также выступать на классных часах в школе.
Обоснование необходимости проекта
Электричество делает жизнь людей комфортной, с ним удобно, светло, тепло, компьютер работает… Но оно может принести и очень большие проблемы, вплоть до смертельной опасности.
Конечно, и в детском саду, и в школе иногда проводят тематические мероприятия по электробезопасности, однако из года в год огромное количество людей получают электротравмы, многие из них погибают. Поэтому и создан данный проект, чтобы не просто говорить об опасности, который таит в себе электрический ток, но показать, проиграть, сотворить, пофантазировать, сравнить.
Несмотря на реализацию комплекса организационных и технических мер электротравматизм по-прежнему представляет серьёзную опасность. В некоторых отраслях он не снижается, а в строительстве, сельском хозяйстве, быту возрастает. Существенными причинами электротравм являются: нечёткое знание механизма физиологического действия электрического тока на организм человека, недостаточная техническая грамотность, снижающая эффективность применения защитных мероприятий, нарушение действующих правил и инструкций.
А наши дети – это особая категория населения, которая по своему незнанию не может контролировать ситуацию на предмет ее опасности, а в частности поражения электрическим током. Конечно, с возрастом данные знания приходят и к младшему поколению, но желательно, чтобы это происходило не на собственных ошибках, ведь чаще всего электрический ток не прощает небрежного обращения и является смертельным. Детям необходимо постоянно и кропотливо напоминать об опасности поражения электротоком в любой ситуации, даже не представляющей потенциальной опасности, ведь электрический ток невидим.
Цели и задачи проекта
Включение в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы цикла занятий и моменты творческой и исследовательской деятельности в области электробезопасности
-обеспечить основы здорового образа жизни и сохранение здоровья учащихся;
-формировать осознанное соблюдение правил осторожного обращения с электроприборами;
-расширить знания обучающихся об электричестве, познакомить с одним из источников опасности (током);
-формировать знания о безопасном использовании электричества в быту;
-развивать творческие способности обучающихся через конкурсы и мероприятия художественного и прикладного творчества
-обучить выполнению исследовательских и проектных работ.
Основное содержание проекта
Для реализации проекта будут применены различные пути и способы. Наибольшей ценностью данного проекта считаю то, что наши запланированные мероприятия усиливают вариативную составляющую общего образования, носят метапредметный характер, а это, в свою очередь, помогает ребятам в профилактике электротравматизма и повышает знания по электробезопасности.
В процессе реализации проекта «Формирование основ электробезопасности на занятиях в дополнительном образовании» хочется сформировать самосознание школьников, чтобы они поняли, что ценнее их здоровья и жизни ничего нет.
Решать поставленные задачи традиционными методами будет неинтересно, поэтому мною разработан план реализации проекта, обеспеченные разнообразными занятиями и мероприятиями: здесь и творческие мероприятия (подготовка и публикация статей обучающихся в изданиях ОУ «Электробезопасность – это просто слово или…»; оформление фотовыставки «Экоэлектропатруль»), и конкурсы исследовательских и проектных работ (конкурс исследовательских и проектных работ «Электричество. Природа. Творчество»; участие в межрегиональном Интернет-конкурсе для несовершеннолетних «Электрознания и призомания»:
1)Эрудиция»—участники разгадывают тематический кроссворд по электробезопасности.
2)«Идея»—участники присылают на конкурс фото или видео своих поделок на тему электричества и электробезопасности.
3)«Творчество»—участники присылают на конкурс авторские сочинения «Приключения команды «Электропатруль».
4)«Педагог»—участники реализуют авторский обучающий проект по электробезопасности или присылают наибольшее число анкет от своих учеников), и использование игровых форм обучения (Организация и проведение игровой программы для младших школьников «Электропатруль в экоцентре»), также применены формы в виде анкетирования и опроса (разработка анкет для проведения опроса школьников 5-9 классов в МОУ СШ №2, 4, 5, 9, 10, ВГЛ «Что для Вас электробезопасность»), и мероприятия и занятия обучающего характера (проведение беседы в каждом творческом объединении по теме «Электробезопасность в быту»; подготовка творческой группы для проведения минибеседы с обучающимися МОУ СШ №10 по теме «Электробезопасный Новый год», массовое мероприятие для обучающихся МУДО «ВЭЦ» «Электробезопасность в летние каникулы»).
Следует отметить, что выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения проблем электротравматизма, использования предупреждающих знаков по электробезопасности, применение электричества для разработки поделок и композиций, изучение ЗОЖ по отношению к электротравмам.
Каждое из мероприятий, включенное в план реализации проекта повысит важность и серьезное отношение к электробезопасности, а выполнение исследовательской работы приведет к «самостоятельному добыванию знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, при решении задач, а значит, будет способствовать повышению качества знаний учащихся, развитию высокой мотивированности обучаемых, формированию их творческого потенциала.
Ресурсы
Для реализации проекта будут привлечены педагогические работники МУДО «ВЭЦ»: директор, заместитель директора, 4 педагога дополнительного образования, педагог организатор, заведующий хозяйством МУДО «ВЭЦ».
Финансовые ресурсы предусматривают финансовую поддержку педагогических работников, участвующих в реализации проекта, а также финансовые затраты на приобретение подарков-призов обучающимся и расходного материала.
Партнеры
Для реализации проекта привлекаются в качестве партнеров:
ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (организатор конкурса «Электрознания и призомания»), спонсоры МУДО «ВЭЦ» (ОАО «МЦБК»), филиал ТНС энерго Марий Эл (для проведения беседы и лекций).
Целевая аудитория
Проект рассчитан на обучающихся МУДО «ВЭЦ» различного возраста, все зависит от мероприятий и конкурсов, в которых они будут принимать участие.
План реализации проекта
№ | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Создание и утверждение плана мероприятий по профилактике электротравматизма | Октябрь 2017 года | Заместитель директора по УЧ |
2. | Представление утвержденного директором плана мероприятий на методическом совете МУДО «ВЭЦ» | Октябрь 2017 года | Рук-ль ВЭЦ |
3. | Организация и проведение игровой программы для младших школьников «Электропатруль в экоцентре» | Ноябрь 2017 г. | Педагог-организатор ВЭЦ |
4. | Проведение беседы в каждом творческом объединении по теме «Электробезопасность в быту» | Ноябрь 2017 г. | Педагоги |
5. | Участие в межрегиональном Интернет-конкурсе для несовершеннолетних «Электрознания и призомания»: 1)Эрудиция»-участники разгадывают тематический кроссворд по электробезопасности. 2)«Идея»-участники присылают на конкурс фото или видео своих поделок на тему электричества и электробезопасности. 3)«Творчество»-участники присылают на конкурс авторские сочинения «Приключения команды «Электропатруль». 4)«Педагог»-участники реализуют авторский обучающий проект по электробезопасности или присылают наибольшее число анкет от своих учеников. | Ноябрь-декабрь 2017 г. | Педагоги |
6. | Подготовка творческой группы для проведения минибеседы с обучающимися МОУ СШ №10 по теме «Электробезопасный Новый год» | Декабрь 2017 | Заместитель директора по УЧ |
7. | Разработка анкет для проведения опроса школьников 5-9 классов в МОУ СШ №2, 4, 5, 9, 10, ВГЛ «Что для Вас электробезопасность» | Январь-февраль 2018 | Заместитель директора по УЧ, педагоги |
8. | Подготовка и публикация статей обучающихся в изданиях ОУ «Электробезопасность – это просто слово или. » | Март 2018 | Педагоги |
9. | Организация конкурса исследовательских и проектных работ «Электричество. Природа. Творчество» Утверждение Положения и Приказа конкурса | Март 2018 | Заместитель директора по УЧ |
10. | Оформление фотовыставки «Экоэлектропатруль» | Апрель 2018 | Педагоги |
11. | Проведение очного этапа конкурса исследовательских и проектных работ «Электричество. Природа. Творчество» | Май 2018 | Заместитель директора по УЧ, педагоги |
12. | Массовое мероприятие для обучающихся МУДО «ВЭЦ» «Электробезопасность в летние каникулы» | Май 2018 | Педагог организатор |
Ожидаемые результаты и социальный эффект, степень достижения поставленных целей и задач – количественная и качественная оценка результатов, критерии оценки эффективности
В процессе и после реализации проекта мы получим следующие результаты:
· Привлечем детей к изучению правил электробезопасности;
· Заставим обучающихся задуматься о важности соблюдения правил электробезопасности;
· Побудим педагогов и родителей проявить активность в изучении темы электробезопасности;
· Обучающиеся выполнят исследовательские и проектные работы, приобретут опыт данной деятельности;
· Обучающиеся познакомятся с предупреждающими знаками по электробезопасности;
· Обучающиеся расширят свои познания об электричестве через художественное, прикладное и актерское творчество;
После окончания работы проекта, есть необходимость провести статистический анализ обучаемых детей по электротравматизму. А также провести повторный опрос младших школьников и провести сравнительный анализ их отношения к электробезопасности.
Планируется, что в период реализации проекта будет охвачено около 70% от общего количества учащихся МУДО «ВЭЦ», а это порядка 420 человек.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе планируется работа по формированию основ электробезопасности совместно с другими ОУ: учреждениями дополнительного образования и общеобразовательными школами, проведение совместных конкурсов и массовых мероприятий.
Литература
1. Джейн Эллиотт, Колин Кинг. Детская энциклопедия. – ЗАО «Росмэн-Пресс», 2005
2. Инсценированные классные часы в начальной школе / авт.-сост. О. В. Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 126с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности /авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104 с.
4. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 127с.
5. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.
4 способа оценить перспективы любого проекта
Методики во ФРИИ мы изучили и обсудили еще полторы недели назад, но в эти выходные попробовали их внедрять на практике, так что я немного отстал от собственного контент-плана (да, он у меня есть).
Как-то так вышло, что в прошлом году мне пришлось несколько раз писать концепции и разрабатывать планы для разных проектов. Я решил уйти из РБК и попробовать свои силы без сильного бренда работодателя и стабильного трафика. Если честно, концепции и стратегии создавал на коленке, хотя для этого есть проверенные рабочие инструменты.
Разобраться с ними помог Дмитрий Школьников, CPO Airpush.
Strength – это сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы. Базовый инструмент, которым, мне кажется, пользуются даже домохозяйки. Например, моя супруга примерно так выбирала школу для старшего ребенка.
Понятно, что в случае с реальным бизнес-кейсом все несколько сложнее. Вот, например, реальный SWOT-анализ проекта «Яндекс.Такси».
Плюсы инструмента очевидны: он относительно простой, все на виду, помогает сформулировать суть и сориентироваться. Это диспозиция предстоящего сражения, но ни в коем случае не план боя. Еще один недостаток – SWOT предполагает полную честность с самим собой, а достичь ее бывает нелегко.
Бостонская матрица
Методика подходит для оценки перспектив уже действующих проектов, особенно хороша для больших холдингов, чтобы отделить «собак» от «дойных коров» и «звезд». Если рынок толком не изучен, а рыночную долю невозможно оценить, то Бостонская матрица практически бесполезна, на мой взгляд.
Lean Canvas
Реально клевая штука, если вы планируете что-то создать и нужно систематизировать знания на одном листе бумаги.
Вот как выглядит Lean Canvas реального стартапа, который позволяет изучать эффективность рекламы в соцсетях:
Lean Canvas мне очень понравился. Во-1, информации реально много, это не просто некая «стратегия на салфетке», а практически все, что нужно знать о проекте, чтобы оценить его перспективы. Если бы PR-щики присылали в редакции Lean Canvas, а не «напишите о нашем мальчике», то жизнь деловых журналистов заиграла бы новыми красками.
Во-2, методика заставляет задуматься о том, что действительно важно, на что будут смотреть инвесторы и умные сотрудники.
Три вопроса
В итоге получится план действий. Потом полезно пройтись в обратном порядке: выполнив все эти действия, я точно достигну своих целей? Если нет, можно поискать еще проблемы и пути их решения. Метод очень простой, но помогает сосредоточиться на главном. По словам Дмитрия, он помог Airpush пересмотреть стратегию и найти новые источники доходов.
В выходные мы все эти методики обкатывали на реальных кейсах, а еще я попытался засунуть Spark в Lean Canvas. В следующий раз переходим от теории к практике, так что подписывайтесь.
Как составить бизнес-план
Инструкция и образец документа
Я эксперт по бизнес-планированию.
Вот о чем расскажу в статье:
Что такое бизнес-план
Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.
В бизнес-плане содержатся:
Зачем нужен бизнес-план
На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.
Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.
Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.
Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:
Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.
Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.
Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.
Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.
Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Самые известные стандарты бизнес-планирования
Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.
Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:
Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.
Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.
В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.
Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:
В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:
Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.
Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:
Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:
Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.
И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.
Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.
Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:
Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.
В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.
Как научиться составлять свою схему бизнес-плана
Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.
На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.
Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.
Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:
Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.
Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:
Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании
SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.
SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.
Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.
Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:
Слабые стороны будут такими:
Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:
Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:
Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.
Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.
Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.
Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.
Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.
«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.
Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.
Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.
Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.
Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.
Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать
Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.
Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:
Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.
Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.
Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.
Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».
Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов
На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.
Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.
Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.
Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.
Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.
Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.
Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.
Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.
Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.
Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.
При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.