Куда жаловаться на управляющую компанию
Если она завышает тарифы или плохо работает
Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.
Что вы узнаете
На что жаловаться
Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.
Обязанности и ответственность УК. Они есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме. В законодательстве нет исчерпывающего списка обязанностей УК. Стороны могут вписать туда все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали всех участников договора.
Например, УК, как правило, не обязана очищать фасады от рисунков, надписей и граффити. Но если на стенах вашего дома постоянно появляются такие арт-объекты и они раздражают жильцов, вы можете включить эту обязанность в договор управления.
Но минимальный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК, чтобы содержать общее имущество в надлежащем виде, все-таки есть:
Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.
Это не исчерпывающие списки обязанностей — в каждом конкретном договоре жильцы и УК могут дополнить их своими пожеланиями. Чтобы понять, что должна выполнять именно ваша компания, посмотрите договор управления вашего дома и УК. Если у вас нет экземпляра договора, запросите копию в управляющей компании, она обязана предоставить вам этот документ.
УК можно привлечь к административной ответственности. Штрафы тут могут быть такие.
Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.
Руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. Санкция — штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Если УК регулярно нарушает правила и вас не устраивает ее работа, договор с ней можно расторгнуть. Мы рассказывали об этом в статье «Восемь мифов о ЖКХ».
Как правильно написать претензию, заявление в управляющую компанию?
Сферу ЖКХ составляет довольно большое количество услуг, основную массу которых оказывает управляющая компания. Рано или поздно каждый жилец многоквартирного дома сталкивается с ситуацией, когда приходится по той или иной причине обращаться в свою УК: неправильные начисления коммунальных платежей, сломанный лифт, протечка крыши. Для того, чтобы коммунальщики своевременно отреагировали на обращение, его лучше подавать в виде грамотно составленной претензии управляющей компании.
В статье расскажем:
Законодательная база
Сфера коммунальных услуг регулируется множеством правовых актов от федеральных законов до санитарных и технических нормативов, содержащих требования к отдельным услугам. Общие вопросы услуг ЖКХ регулируются следующими нормативными актами:
С какими вопросами можно обратиться в УК?
Чтобы понять, может ли УК решить конкретный вопрос, следует выяснить, относится ли он к компетенции УК. Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая компания обязуется:
Соответственно, написать претензию в управляющую компанию можно в следующих случаях:
Важно! УК не вправе в одностороннем порядке повышать тарифы за обслуживание дома, вводить дополнительные сборы, сокращать состав оказываемых услуг или иным образом менять условия договора управления МКД. Все эти вопросы должны выноситься на общее собрание собственников МКД.
Помимо обращений, вытекающих из договора управления МКД, жители могут подавать в УК следующие обращения:
Как писать заявление или жалобу в УК?
Разберем как правильно составить жалобу, способы обращения в управляющую компанию и установленные законом сроки рассмотрения заявлений от жильцов.
Порядок составления
Правильно написать жалобу в управляющую компанию можно, если придерживаться следующих правил. Любое обращение, будь то претензия, жалоба или заявление на ЖКХ, должно состоять из четырех обязательных частей:
Претензия в управляющую компанию
Как составляется претензия в управляющую компанию? Где взять бланк или образец претензии и как его заполнить? Какими правовыми нормами воспользоваться для большей убедительности? Какого результата ждать по итогам рассмотрения документа?
Задавайте вопросы по составлению претензий. Напишите, какой образец претензии нужен именно вам.
Претензия в управляющую компанию
Претензия в УК о снижении платы за содержание жилья
Претензия в УК о перерасчете оплаты коммунальных услуг
Претензия в УК по перерасчету при временном отсутствии
Претензия в УК по возмещению ущерба автомобилю
Претензия в УК по возмещению ущерба от залива квартиры
Пример претензии в управляющую компанию
Претензия в управляющую компанию
Я, Кирин Андрей Александрович, являюсь собственником квартиры № 28 многоквартирного дома по адресу: г. Шебекино, ул. Шумилова, 115. Обслуживанием дома занимается возглавляемая Вами управляющая компания «Домовой».
Как собственник жилья и постоянно проживающий в вышеуказанной квартире гражданин я в установленные сроки ежемесячно и в полном объеме вношу плату за жилье, в том числе за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в нашем доме. Все платежи могут подтвердить документально: квитанциями об оплате.
В свою очередь, управляющая компания в соответствии со ст. 161 ЖК РФ несет обязанности по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с п. 10 и п. 11 Правил по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., главы III Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170), в обязанности УК в том числе включаются:
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках, требуемое санитарное состояние лестничных клеток, нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках, освещенность искусственным светом.
В нашем доме на лестничных клетках и придомовой территории постоянно скапливается мусор, иною трижды (!) самостоятельно заменялись электрические лампочки, несмотря на звонки и сообщения в Вашу организацию. Земельный участок около дома чистится также самими жильцами. Кроме того, на лестничной клетке между 2 и 3 этажами с ноября 2019 г. разбито и не заменено окно, что нарушает температурный режим.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Жилищным кодексом РФ, Законом о защите прав потребителя, требую незамедлительно с момента поступления настоящей претензии принять меры по устранению допущенных нарушений. В противном случае буду вынужден с целью защиты жилищных прав обратиться с жалобой в жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор и прокуратуру РФ.
26.12.2019 г. Кирин А.А.
Обоснование претензии в УК
Как часто у собственников жилья в многоквартирном доме пускаются руки от постоянного недовольства коммунальщиками, а ведь в таких случаях претензия в управляющую компанию может оказаться действенным способом исправить ситуацию. Ведь претензия является способом досудебного порядка урегулирования спора. А подача иска или жалобы в государственные органы может инициировать процедуру избрания другого способа управления домом или другой обслуживающей организации.
Список нарушений организации управления многоквартирным домом может быть очень объемным. Приводить здесь такой перечень не имеет смысла. Поэтому мы укажем, в каких нормативных актах найти обязанности УК, а значит и правовое обоснование претензии.
Это Жилищный кодекс (глава 6, раздел VIII), подробно перечень обязанностей и как они должны осуществляться изложены в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (Правила содержания общего имущества), СаНПиН. Не забывайте, что во взаимоотношениях с управляющей компании гражданин является потребителем, а, значит, применяются и нормы ГК РФ, и Закона «О защите прав потребителя». При серьезных нарушениях с управляющей компании, к примеру вовремя не замененной батареи, ремонту крыши и т.п., могут быть взысканы убытки, неустойка, компенсация морального вреда. И если дело дойдет до суда, то и возмещение расходов на оплату услуг представителя.
Скачать нормативные акты:
Жилищный кодекс РФ (глава 6)
Жилищный кодекс РФ (раздел VIII)
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
Постановление Госстроя от 27 сентября 2003 г. N 170
Как составляется и подается претензия
Обычно в каждой управляющей компании есть специальные телефоны для приема заявок от жильцов. В том числе и аварийной службы. В идеальном случае каждая заявка должна фиксироваться в журнале с указанием даты и времени ее поступления. Такие заявки должны обрабатываться в тот же день.
Составлять документ в письменном виде следует, если устные обращения в УК не привели к результату. Также порядок подготовки претензии в управляющую компанию зависит от намерений заявителя.
Когда налицо перспектива обращения в суд – воспользуйтесь рекомендациями этой статьи и правилами досудебной претензии. Обеспечьте наличие второго экземпляра претензии с проставленной отметкой о получении управляющей компании, дождитесь истечения срока принятия мер (укажите их в тексте претензии). При подачи иска такая претензия станет приложением и одним из доказательств по гражданскому делу. Кроме того, тогда можно рассчитывать на взыскание штрафа в размере 50% от суммы возмещения ущерба за отказ решить вопрос в добровольном порядке (претензия потребителя).
Претензия в управляющую компанию о возмещении ущерба
УК является юридическим лицом и несет ответственность за свои действия как перед собственниками жилья. так и перед другими гражданами, с которыми вступает в правоотношения.
Довольно часто к управляющей компании предъявляются претензии о возмещении причиненного ущерба в результате невыполнения прямых обязанностей по управлению многоквартирным домом. Так ненадлежащее содержание кровли дома может привести к заливу квартир. Ненадлежащее содержание стояков общего пользования может привести к заливу квартир и перебоям в водоснабжении и отоплении. Ненадлежащее содержание системы отопления может повлечь ее замерзание и образование порывов.
Также ненадлежащее исполнение своих обязанностей УК может привести к причинению ущерба другим гражданам или организациям. Например, частым случаем предъявления претензий является повреждение автомобилей, в результате падения снега или льда в крыши домов. Также одной из причин причинения ущерба может быть не надлежащее выполнение обязанностей по очистке придомовой территории от льда и снега.
В перечисленных случаях вы можете воспользоваться представленным образцом претензии в управляющую компанию. Или сразу обращаться в суд с соответствующим исковым заявлением:
Претензия в управляющую компанию по заливу квартиры
Подача претензии при заливе квартиры в управляющую компанию предполагает под собой мирное разрешение конфликта. Если УК готова идти на уступки, признает свою вину и готова компенсировать весь причиненный ущерб, то это будет лучшим способом разрешения такой неприятной ситуации. Вам не придется составлять заявление в суд, нести расходы по судебной защите, доказывать причинение ущерба и размер взыскиваемой суммы. Поэтому, если вы смогли прийти к взаимовыгодному соглашению, лучше оформить все в виде письменной претензии по заливу.
Письменная претензия по заливу потребуется для случаев мирного разрешения конфликта, поскольку будет служить подтверждением наличия претензий и размера ущерба. Письменную претензию и документы об оплате можно использовать в качестве документа, подтверждающего факт урегулирования спора.
В претензии по заливу укажите следующие сведения:
Обязательно составьте претензию в 2 экземплярах. Вручите претензию официально, через секретаря, с регистрацией в журнале входящей корреспонденции. На своем экземпляре документа попросите поставить дату приема, подпись с расшифровкой.
Кроме того, претензию можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если претензия не помогла
Если претензия в управляющую компанию не помогла, можно обжаловать ее действия в жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор или в прокуратуру. Кроме того, можно подать исковое заявление в суд.
Претензия в УК: за что, когда и как?
Холодные батареи, сугробы во дворе и темнота в подъезде – дело рук управляющей компании. Хоть жильцы и платят за эти услуги, недобросовестное исполнение обязанностей со стороны УК уже давно стало нормой. Благо, не для всех – повышение правовой грамотности расширило пласт неравнодушных жильцов многоэтажек, которые готовы заставить коммунальщиков исполнять свои обязанности. С чего же начать?
Можно, конечно, сразу начать с жалоб и судебных исков. Но мы предлагаем с ними повременить, лучший способ начать диалог с УК – претензия в управляющую компанию. Этот на первый взгляд безобидный документ является формой досудебного урегулирования коммунальных проблем. Он как минимум продемонстрирует серьезность намерений жильцов и их желание решить вопрос без привлечения надзорных и судебных органов. Если в УК работают адекватные люди, они отреагируют. Предлагаем проверить это и рассказываем, как написать претензию в управляющую компанию.
Основания для претензий
По сути, основанием для направления претензии может стать любое разногласие. Так как отношения между домовладельцами и УК регулируются заключенным договором, такие разногласия можно признать разногласиями контрагентов. О чем речь?
Это значит, что любая претензия должна быть основана на фактах, событиях и обязательствах, оговоренных договором. Ну, например: вы недовольны мусором, который накопился в подвале. Но в договоре уборка подвальных помещений в обязанности УК не входит, а значит такая претензия будет необоснованная.
Минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должна исполнять УК, оговорен Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013. Невыполнение любого из них может стать основанием для подачи претензии.
Сюда входят в том числе:
Отдельные причины рассмотрим подробнее.
Некачественное отопление
Одна из распространенных причин для претензии – проблемы с отоплением. Тут и холодные батареи, и образование завоздушин, и некачественная опрессовка системы, и даже прорывы. Главное, чтобы причиной таких явлений были нарушения именно со стороны УК. Бывает так, что нарушения в работе отопительной системы, вызваны самостоятельной заменой радиаторов или несанкционированной врезкой в систему самого автора претензии. В этом случае претензия может создать обратный эффект – вас проверят, найдут нарушения, и за нарушение работы системы придется отвечать самостоятельно.
Если вы точно уверены, что нарушители ни вы, ни ваши соседи – пишите претензию. Нарушением будет считаться постоянная температура ниже 18˚С в жилых и 20˚ С в жилых угловых комнатах (раздел VI Требований, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011).
Залив квартиры, дома или подвала
Поводом для претензии управляющей компании залив квартиры будет лишь тогда, когда УК можно считать виновником залития. А возможно это лишь если прорвало какой-нибудь стояк, за который отвечает УК, и только в том случае, если она действительно не обеспечила надлежащего его содержания. Если, например, прорыв произошел в месте несанкционированной врезки соседями с верхнего этажа, виноваты будут они – УК не при чем. Вот здесь мы уже рассказывали, когда в заливе будет виновата УК, и что нужно делать, чтобы возместит ущерб.
Возмещение ущерба
Вообще УК может быть виновата в любом ущербе, который причинен вашему квартирному имуществу. Это могут быть случаи:
Любой такой ущерб придется доказать, потому предварительно запаситесь видео- и фото доказательствами, результатами экспертиз, медицинскими справками и чеками. Если УК не захочет доводить дело до суда, и ее вина действительно очевидна, она возместит любой такой ущерб, так как знает – после суда это будет значительно дороже.
Перерасчет
Если коммунальщики насчитают вам завышенную плату за коммунальные услуги, можно направить управляющей компании претензию о перерасчете. Однако, это столь очевидное нарушение, что УК, вероятно, согласится его исправить и без претензии – на основе, например, телефонного звонка или личной явки на прием к специалисту. Ну а уже если перерасчет не сделан по первому требованию, тогда направляем претензию.
Иные причины
Претензию можно написать в ЖЭК по любому поводу, когда тот нарушает взятые на себя обязательства и не поставляет коммунальные услуги должного качества. Например, если:
Как написать претензию в управляющую компанию?
Претензия – это аналог жалобы. Потому ее можно составить в свободной форме, специальной формы и обязательных требований к ней, собственно, как и сам факт обязательной подачи такой претензии, законодательством не установлен. Лучше работает коллективная претензия управляющей компании – подпишите ее вместе с несколькими другими соседями. Вас могут убеждать, что претензия – это сложный документ, но это не так. Не нужно обращаться к адвокатам и юристам, пишите ее самостоятельно и не забудьте указать в ней:
Составив документ, направьте его в УК. Сделать это можно любыми привычными способами:
Нужно ли ссылаться на законы?
Вообще ссылка на нормативные акты в претензии – признак правовой грамотности. Их указание в документе рекомендуется, но не обязательно. В конце концов законы должна знать сама УК, а не жильцы дома. И если вы не правы, то это УК должна сообщить вам, в силу какого закона она совершила то или иное действие, или в силу какого закона она не должна возмещать вам ущерб.
Что делать, если претензия была проигнорирована?
Стандартный срок рассмотрения претензии управляющей компанией – от 10 до 30 дней. Он законом не регламентирован, в связи с чем УК может рассматривать обращение вплоть до 1 месяца. Переживать раньше времени, звонить и требовать ответа не стоит. Коммунальщики проведут проверку, выяснят, обоснованные ли ваши требования, и если таки да – они их исполнят. Там-то точно знают, что игнорировать их может оказаться куда дороже.
Прошел месяца, ответ управляющей компании на претензию так и не пришел, а требования не выполнены? Ну что ж, пора прибегать к более радикальным действиям. Сначала готовим жалобу:
Параллельно можно подать иск в суд. Он поможет не только заставить УК исполнять свои обязанности по договору, но и взыскать причиненный ущерб, неустойку, потребительский штраф и судебные расходы. Удачи!
Как написать заявление в управляющую компанию на ремонт: инструкция, образец
Жильцы, как никто другой, знакомы с состоянием дома. Поэтому именно они в большинстве случаев являются инициаторами ремонта. Свои требования они могут изложить посредством заявления в управляющую компанию. Как правильно оформить документ? Какие законные основания могут подкрепить такое обращение? И что именно обязана делать управляющая компания, которая занимается содержанием дома?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Законодательные основы
Постановление Государственного строительства № 170 от 2003 года обязует проводить ремонт в доме каждые 3 или 5 лет, срок отличается в зависимости от классификации здания и фактического износа. Что это значит? Плановый ремонт должен проходить каждые 3 или 5 лет, а внеплановый по мере появления проблем.
В соответствии с этим документом организация, которая занимается управлением и содержанием жилищного фонда, должна обеспечить нормальное состояние здания, его помещений и конструкций, а также инженерных систем.
Постановление подробно описывает нормы состояния каждой части здания. И ремонт предписано сделать при любых признаках нарушений санитарных норм, правил пожарной безопасности, а также угрозы разрушения части или всего здания.
Работу УК регламентируют:
Обязанности УК в сфере ЖКХ по содержанию жилья
Что же что должна делать УК по содержанию, а также текущему и капремонту жилых домов? Исходя из всех законодательных регламентов, в договоре с собственниками должны быть указанны следующие обязанности УК:
Как правильно написать документ в УК?
Заявление можно писать в деловом стиле в стандартной форме заявления. Допускается как письменное обращение на листе формата A4, так и использование типового печатного бланка.
На какие ремонтные работы можно рассчитывать?
Многоквартирный дом – это огромная конструкция, в которой ремонт может потребоваться самым разным ее составляющим.
Подъезд
В заявлении можно упомянуть ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, где сказано, что управляющая организация должна обеспечить благоприятные и безопасные условия. И указать на проблемы, связанные с состоянием подъезда:
Дополнительную информацию о том, как написать заявление в УК на ремонт подъезда, вы найдете здесь.
Крыша
Постановление об эксплуатации жилого фонда содержит огромную часть под номером 4.6, которая целиком посвящена содержанию и ремонту крыш. Подпункты этого законодательного регламента могут подкрепить заявление на ремонт. Все подробности о правильном написании заявления в управляющую компанию о протечке крыши ищите в этом материале.
Капремонт
Расходы на капитальный ремонт – это ответственность владельцев жилья, поэтому и инициатива лежит на них. Для его осуществления необходимо собрание собственников, на котором большинство жильцов (более 2/3) поддержат данное предложение. Для его проведения придется создать материальную базу в виде дополнительных плат со всех жителей дома.
Размер оплаты будет рассчитываться на основании площади квартиры для каждого собственника. По заявлению одного человека можно добиваться капитального ремонта частей и конструкций здания, которые ввиду своего состояния представляют угрозу для жизни. Если на подобное заявление не поступит никаких действий в течение 5 дней, то заявитель вправе подать на УК в суд либо обратиться в жилищную инспекцию или прокуратуру.
Балкон
В соответствии с Постановлением № 170 балконы должны быть безопасными. Если обнаружено отхождение, разрушение, деформация конструкции, которая представляет опасность для жизни людей, то работники УК обязаны:
В обязанность УК входит и проверка балконов на правильность эксплуатации и состояние. Однако если неисправность архитектурного элемента была обнаружена жильцом дома, он может требовать ремонта в заявлении.
Стены
Стены – это очень важная часть здания. Поэтому в соответствии с законодательством недопустимо:
Чистота и красота
Положения по каждой части дома включает в себя требования, содержать их в чистоте и осуществлять работы по отделке. Поэтому грязь, облупленная краска, и прочие неприглядности являются поводом к претензии в УК.
Как правильно изложить свои требования?
Содержание заявления на ремонт должно быть таким:
К заявлению можно приложить фото, а также экспертное заключение. Все советы по правильному написанию заявки в управляющую компанию вы можете найти в этой статье.
Как и куда подавать?
Подавать заявление на ремонт необходимо секретарю, или другому работнику управляющей компании. Документ регистрирует принимающий в журнале поступающей корреспонденции, присвоив ему регистрационный номер. На бланке, который остается заявителю нужно попросить принимающего оставить пометку «принял», дату и подпись. Это будет доказательством подачи заявления в случае чего.
Если он отказывается это делать, то необходимо пригласить 2 других собственников, которые станут свидетелями, и заверят своими подписями подачу заявления. Можно отправить заявление заказным письмом.
Сроки рассмотрения
УК не является госорганом, поэтому для нее неприменим 30-дневный срок рассмотрения.
По закону, если в уставе и договоре не оговорено подобное условие, тогда заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней.
Если в заявлении указано на угрозу жизни людей, то рассмотрение и ответ должны быть незамедлительными. Крайний срок рассмотрения заявлений об опасных условиях – 5 дней.
Подробнее о том, в какие сроки управляющая компания должна дать ответ на заявления граждан или государственных органов, читайте здесь.
Заключение
В соответствии с законодательным регламентом управляющая компания должна обеспечить жильцам дома «райскую жизнь», но на деле бывает трудно добиться элементарных вещей – чистоты и безопасности. Если собственники уверены в своей правоте, то они должны объединиться. Отказ в таком случае станет поводом к заявлению на УК в жилищную инспекцию, прокуратуру или суд.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)