Как написать запрос на разъяснение законов в Минфин, ФАС и другие госорганы
В спорных ситуациях участники закупок опираются на законы и правоприменительную практику. Но что если однозначных ответов нет? Тогда можно написать запрос в органы, которые контролируют сферу закупок. Куда писать, что учесть при обращении и сколько времени ждать ответ?
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Кому полезен инструмент
Чаще всего этим инструментом пользуются две аудитории:
Что общего при подаче запроса
В алгоритме обращения в разные госорганы есть общие моменты:
Содержании запроса тоже ценят одни и те же моменты:
В чем разница
Минфин
С какими вопросами обращаться
— трактовка действующих и новых правил 44-ФЗ и 223-ФЗ,
— коллизии «закупочных» законов с другими нормативными актами,
— пробелы в законодательстве.
— Чтобы отправить обращение, сначала нужно дождаться проверочного кода на свою электронную почту.
— Через сутки придет письмо с номером обращения, но без указания на какое обращение. Это неудобно, когда вы отправляете несколько запросов на разные темы. Рекомендуем самостоятельно фиксировать, у какого обращения какой номер.
— Ограничение для приложений — 25 Мб.
— Обращение регистрируют в течение 3 дней.
Как долго отвечают
до 30 дней. На практике отвечают быстрее остальных ведомств.
С какими вопросами обращаться
— разбор ситуаций, по которым нет практики,
— Сначала приходит номер обращения, и потом номер отслеживания. По номеру отслеживания можно узнать статус. Но по сути есть только один вариант — дождаться ответа на почту.
— Можно добавить соавтора — он тоже получит ответ.
— Ограничение для приложений — до 10 Мб файл.
— Запрос регистрируют до трех дней.
Как долго отвечают
30 дней. На практике ответа раньше можно не ждать. Могут брать дополнительные 30 дней.
Минпромторг
С какими вопросами обращаться
— Закупки с ограничением или условиями допуска (нацрежим) — например, по постановлениям правительства № 616, № 617.
— Ведение реестра товаров из России и ЕвразЭС, реестра радиоэлектронной продукции.
— Не очень удобная форма отправки обращения, особенно поле ввода емейла.
— Непонятно, какой объем файла можно прикрепить.
— Сразу присылают один номер.
Как долго отвечают
Выводы
Даже несмотря на то, что разъяснения не имеют законодательной силы, они все равно полезны на практике: помогают решать споры, доказывать правоту в судах и перед проверяющими органами. Но также учтите:
Наши эксперты активно используют инструмент подачи запросов в госорганы: накопили базу ответов на сложные вопросы, запрашивают разъяснения у нескольких ведомств. Результатами мы периодически делимся в статьях. Если вы столкнулись с неоднозначной ситуацией на практике, отправьте вопрос нашим экспертам. Вместе с ними вы решите, что требует закон в вашем случае и надо ли писать разъяснение в госорган.
Ответим на вопросы
Пишем письмо в ФАС о разъяснении: пошаговая инструкция
Письмо в ФАС о разъяснении — это запрос от заказчика или поставщика в антимонопольную службу о корректности трактовки нормативов действующего контрактного законодательства.
Скачать бланк письма в ФАС пустой |
Скачать образец письма в ФАС о разъяснении заказчику порядка проверки обоснования НМЦК |
Скачать образец письма в антимонопольную службу от поставщика о правомерности требования сертификата происхождения товара |
В каких случаях обращаются в антимонопольную службу
Помощь ФАС потребуется при возникновении спорных ситуаций. Если заказчик или поставщик обнаружили в документах ошибки или нарушения законодательства, они запрашивают разъяснения у ФАС. Информационная поддержка ведомства понадобится и при отсутствии практики рассмотрения жалоб по возникшим вопросам. Подробнее: «Последние разъяснения ФАС: одобрение крупных сделок, конкретные показатели в заявке, доптребования к поставщикам и другие».
Как подготовить запрос
Инструкция, как написать письмо в ФАС для разъяснения норм законов или разрешения спорной ситуации:
Вот образец, как правильно написать письмо в ФАС о правомерности требований заказчиком копии сертификата о происхождении товара.
Руководителю Федеральной антимонопольной службы
г. Москва, ул. Садовая-Кудринская,
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Первая, д. 1
тел.: + 7 (123) 456-78-90
Уважаемый Игорь Юрьевич!
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также в случае несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем вышеуказанные положения Закона о контрактной системе применяются с учетом положений нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующий запрет или ограничение. Указанными нормативными правовыми актами может быть установлен перечень и виды документов, которые предоставляются участниками закупки в составе заявок в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, в целях применения нормативного правового акта, устанавливающего запрет или ограничение на допуск товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств.
В отдельных случаях нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующий запрет или ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотрено, что подтверждением страны происхождения товара является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе все необходимые документы для участия в электронном аукционе направляются участником такого аукциона оператору электронной площадки в электронной форме, в том числе документы о соответствии участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. При этом Законом о контрактной системе и подзаконными нормативными правовыми актами не установлена обязанность участника закупки предоставлять заверенную производителем копию сертификата о происхождении товара.
Однако ряд заказчиков требует от участников заверенную производителем копию сертификата о происхождении товара.
На основании вышеизложенного
Генеральный директор ООО «Альфа» _________________/ И. И. Иванов
Как передать обращение
Письмо в ФАС передают:
Как скоро придет ответ
Статус обращения проверяют там, где подали заявку. Если ее подавали лично, то проверьте по телефону ведомства, если на портале «Госуслуги», то в личном кабинете. Если отправляли через ЛК на официальном сайте ФАС, то перейдите в раздел «Обратиться в ФАС», затем выберите «Проверить статус обращения».
Запрос рассматривают в течение 30 дней в рамках федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006. Если специалистам ведомства потребуется дополнительная информация, то срок рассмотрения сдвигается еще на 30 дней. Если практика по жалобе уже есть, то обращение рассмотрят за 7 дней.
В приеме жалобы откажут, если:
Если в письме не сформулирована проблема или вопрос к ведомству, его оставят без рассмотрения.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Образец письма в ФАС с просьбой дать разъяснения
Письмо в ФАС о разъяснении — это документ, который передают в ведомство со стороны заказчика или поставщика, чтобы получить официальный ответ на вопрос о практике применения законодательства.
Скачать бланк письма с запросом о разъяснении |
Скачать образец письма в ФАС о разъяснении о правомерности требования заверенной производителем копии сертификата о происхождении товара |
Скачать образец как правильно написать письмо в ФАС о правомерности требования заказчиками конкретных показателей товаров в составе первой части заявки |
Скачать образец письма в антимонопольную службу со стороны заказчика о порядке проверки обоснования НМЦК |
Когда обращаются за разъяснениями в ФАС
При возникновении спорных вопросов, наличии несостыковок в законах или при отсутствии практики рассмотрения жалоб по определенному вопросу заказчики и поставщики обращаются за официальными ответами в антимонопольную службу. Это ведомство, которое обеспечивает:
Как составить
Рассказываем, как написать письмо в ФАС для разъяснения положений действующего законодательства:
Шаг 1. Сформулируйте вопрос.
Шаг 2. Составьте запрос на разъяснение, который содержит:
Шаг 3. Приложите к заявлению доказательства наличия проблемы (выдержку из тендерной документации, которая содержит нарушения, копию итогового протокола и т. п.).
Шаг 4. Направьте документ на рассмотрение в электронном или бумажном виде.
Как направить
Письмо с запросом о разъяснении в федеральную антимонопольную службу направляют несколькими способами:
Когда ответят
Статус электронного письма с запросом о разъяснении проверяют:
Срок рассмотрения писем с запросами о разъяснении: 30 дней (ФЗ-59 от 02.05.2006). При необходимости запроса дополнительных сведений срок продлят еще на 30 дней.
Когда ФАС уже отвечала на вопросы, подобные тем, что указаны в запросе на разъяснения и размещала ответ на официальном сайте службы, заявителю направят ссылку на этот ответ. Срок: не более 7 дней.
Основанием для отказа в рассмотрении запроса о разъяснении послужит:
Если письмо с запросом о разъяснении не содержит суть вопроса, ведомство оставит его без ответа.
Вот один из примеров письма в ФАС с запросом о разъяснении
Руководителю Федеральной антимонопольной службы
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3
от генерального директора ООО «Идеальный поставщик»
Идеального Дмитрия Владимировича
Уважаемый Игорь Юрьевич!
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства в документации о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется и случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с градостроительным законодательством в рамках подготовки проектной документации по капитальному ремонту заказчиком самостоятельно утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе готовят только смету. Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства заказчик обязан применять положения пункта 8 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем заказчик вправе требовать от участника закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе исключительно согласие.
Вместе с тем ряд заказчиков требует от участников в составе первой части заявки конкретные показатели товаров.
На основании вышеизложенного,
_________________/______________
Об авторе этой статьи
Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».
В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.
Как обратиться в ФАС за разъяснением
Запрос разъяснений ФАС – это обращение с целью получения комментариев, относительно применения норм антимонопольного законодательства. Подается в письменном, электронном виде или через форму на официальном сайте.
В каких случаях обращаются в антимонопольную службу
Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения деятельности организаций в области рекламы, контрактной системы, закупки товаров, работ и услуг отдельными юрлицами, градостроительной деятельности. Юридический статус разъяснений ФАС характеризуется как правовая позиция государственного органа, не являющаяся нормативно-правовым актом. Среди оснований обращения выделим следующие:
Как подготовить запрос
Обязательной формы документа на законодательном уровне не установлено. Применяются общераспространенные правила составления обращений в государственные органы. Для физических лиц применима ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. В обращении следует указать:
Такие же требования предъявляются к обращениям юридических лиц. Документ подписывает полномочное лицо. Дополнительно следует указать ОГРН и ИНН юридического лица. В качестве приложения прикладывается документ-основание подписанта: доверенность, решение участника. По своей инициативе заявитель вправе приложить документы, способствующие быстрому решению вопроса. Непредставление документов, подтверждающих доводы заявления, не является основанием для отказа в принятии обращения. Рассмотрим пример письма в ФАС по обстоятельствам непреодолимой силы.
(наименование или ФИО)
______________________________________ совершило следующие действия ______________________________________ Это подтверждается ______________________________________. На основании вышеизложенного прошу дать разъяснения по данному вопросу и направить ответ в письменной форме. Подтверждающие документы прилагаю.
Как передать обращение
Законодательно предусмотрена возможность передачи в письменной и электронной форме. В первом случае письмо поставщика в ФАС подается посредством обращения в государственный орган и предоставления документов. На своем экземпляре попросите поставить отметку о регистрации с указанием входящего номера, даты и подписи должностного лица. При направлении почтой используйте заказное уведомление. Обязательно сделайте опись вложения. Так вы подтвердите перечень отправленных документов.
Заявление в электронном виде подается через портал государственных и муниципальных услуг или через сайт ведомства. Если обращение о разъяснении подается в форме электронного документа, обязательно наличие электронной подписи. Рассмотрим поэтапно порядок обращения через сайт ведомства.
Шаг 1. Заходим на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. В верхней части главной страницы выбираем поле «Написать в ФАС». Пролистываем до конца открывшееся окно и выбираем вкладку «Написать письмо».
Шаг 2. Выберите управление, где рассматривается заявление, и укажите контактные данные: телефон, адрес электронной почты.
Шаг 3. Изложите текст вашего обращения. При заполнении формы вы вправе указать несколько контактных лиц по заявлению.
Шаг 4. Прикрепить подтверждающие файлы. Ограничение на размер прикрепляемого файла составляет 10 мегабайт. Нажмите «Направить письмо».
После отправки документа вам придет уведомление с номером и датой регистрации. Ход рассмотрения отслеживают на сайте в разделе «Обратиться в ФАС».
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать образец письма-разъяснения от физического лица (разъяснение законодательства о госзакупках)
Скачать образец, как написать письмо в ФАС от физического лица (разъяснение антимонопольного законодательства)
Скачать образец обращения в ФАС от юридического лица (разъяснение об условиях аукциона)
ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЯ
Ваш личный тендерный отдел!
Звоните +7 (903) 798-43-96
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКУПОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Активно пользуйтесь возможностью подачи запросов на разъяснение.
Если в документации содержатся непонятные для вас положения, нарушающие законодательство моменты, то обязательно проясните эти вопросы у Заказчика.
Начните с внимательного изучения всей документации о проводимой закупки.
Регламентированные сроки на подачу запросов строго регламентированы, и времени на подачу запроса у вас может просто не хватить.
В случае формального, ответа заказчика, возникает необходимость подачи запроса по неразъясненному вопросу, в иной формулировке, а на это тоже требуется время.
Формулировка вопроса при Запросе разъяснений по 44-ФЗ
Постарайтесь как можно точнее сформулировать вопрос. В случае, когда вы желаете получить точные и полные или развернутые вопросы, задавайте открытые вопросы, на которые сложно ответить односложно «Да» или «Нет».
В случае наличия у заказчика нарушений в документации, указывайте какой пункт не соответствует законодательству, желательно со ссылкой на норму закона.
При возможности используйте форму запроса из документации заказчика, в случае её наличия, если её нет создайте запрос в произвольной форме.
Количество запросов от одного участника закупки
Не забывайте, о том, что количество запросов по одной закупке, не более 3-х.
В одном запросе на разъяснения положений аукционной документации задавайте несколько вопросов, в противном случае, может оказаться что вопросы остались, а лимит запросов исчерпан.
Помните о том, что, если запрос поступит к заказчику позже регламентированного срока подачи окончания запросов, заказчик на него отвечать на обязан.
Если закупочной процедурой подача официального запроса по 44 ФЗ, не предусмотрена, а в документации имеются нарушения, или положения документации нарушает ваши законные права подавайте жалобу в ФАС.
ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЯ В РАМКАХ 44-ФЗ. ПОДГОТОВКА ЗАПРОСА И СРОКИ ПОДАЧИ
Иногда закупочная документация или результаты проведённой закупки непонятны и требуют дополнительных разъяснений со стороны заказчика.
Своевременный и правильно составленный запрос может прояснить участнику неоднозначные трактовки заказчика или даже сподвигнуть заказчика на внесение изменений в аукционную или конкурсную документацию.
Умение грамотно составлять запросы, может уберечь участника закупок, от многих разочарований и ошибок.
Виды запросов. Запрос разъяснений по 44-ФЗ
Давайте рассмотрим виды запросов на разъяснение на закупки проводимые в рамках 44-ФЗ, имеются, как их подготовить и какие сроки направить.
В закупках, проводимых по 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб” используются два вида запросов:
-запросы на разъяснение положений закупочной документации, это запрос, который имеет право направить каждый участник закупки за несколько дней до даты окончания срока подачи заявок.
-запросы на разъяснение итогов или результатов прошедшей закупки, это запрос, который можно направить после публикации итогового протокола. Этот запрос имеют право направить только те участники, которые участвовали в данной закупке.
Не во всех закупочных процедурах, проводимые в рамках 44-ФЗ, имеется возможность подать запросы. В различных процедурах предусмотрена разная форма запроса и сроки их подачи.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИМЕЕТ СМЫСЛ ПОДАВАТЬ ЗАПРОС
Основные причины подачи запросов участником закупки на разъяснение аукционной или конкурсной документации:
-противоречивая аукционная документация,
-опечатки и ошибки в техническом заданий или документации,
-нарушение норм законодательства,
-отсутствие какой-либо важной информации,
-отсутствие инструкции по заполнению заявки,
-двусмысленные и расплывчатые формулировки в требованиях к услугам, работам, товарам,
-некопируемый формат технической документации,
-требования, ограничивающие конкуренцию незаконным способом,
-требования к форме оформления предложения участника закупки,
-требования, к товарам, материалам, услугам, противоречащие государственным стандартам,
-требования к товарам, материалам, услугам противоречащие техническим регламентам,
-требования к компонентам, товаров, их составляющим, химическому составу,
-требования информации которая становиться известной поставщику после закупки товаров или материалов, в результате лабораторных испытаний.
Основные причины подачи запросов участником закупки на разъяснение результатов проведенной закупки:
-незаконное отклонение заявки участника закупки,
-неуказание в протоколе причин отклонения заявки участника закупки,
-указание в протоколе рассмотрения первых частей заявок
-отсутствие возможности подать ценовое предложение в ходе проведения аукциона на электронной площадке,
-технические или математические ошибки заказчика в процессе расчёта критериев оценки заявки участников.
СРОКИ, В ТЕЧЕНИИ КОТОРЫХ МОЖНО ПОДАТЬ ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЕ
— при участии в процедуре открытого конкурсе. В соответствии с частью 7 статьи 50 44-ФЗ, запрос на разъяснение положений конкурсной документации может отправить любой участник закупки, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Запрос подаётся в письменной форме.
При этом заказчик обязан направить разъяснения конкурсной документации участнику в течении двух рабочих дней с даты поступления запроса. Разъяснения могут быть направлены в письменной форме или в форме электронного документа.
После этого заказчик обязан разместить эти разъяснения на сайте Единой информационной системы.
Срок размещения – в течении одного рабочего дня. Заказчик должен разместить:
Запрос участника закупки,
Ответ на запрос. Запрос разъяснений по 44-ФЗ
При этом запрос и ответ размещаются без указания участника, направившего запрос (ч. 8 ст. 50 44-ФЗ).
После размещения протокола рассмотрения и оценки заявки на сайте Единой Информационной Системы, участник принимавшей участие в отрытом конкурсе имеет право направить заказчику запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса.
Запрос участник конкурса, может направить как в письменной форме, так и в форме электронного аукциона в соответствии с ч. 13. ст. 53. 44-ФЗ.
При этом заказчик в течении двух рабочих дней обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения. Разъяснения результатов конкурса на сайте Единой Информационной Системы не размещаются, и направляются только участнику от которого поступил запрос.
-при участии в электронном аукционе.
Каждый участник закупки, имеющий аккредитацию на электронной площадке имеет право направить в адрес электронной площадки на которой размещена аукционная документация и планируется проведение электронного аукцион запрос о даче разъяснений положений аукционной документации не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе ч. 3 ст. 65 44-ФЗ).
Запрос отправляется через интерфейс электронной площадки.
При этом участник электронного аукциона имеет право направить не более чем три запроса о даче разъяснений аукционной документации в отношении 1-го аукциона.
Оператор электронной площадки обязан в течении 1-го часа после поступления запроса, передать Запрос на разъяснения по 44-ФЗ заказчику.
В течении двух дней с даты поступления от электронной площадки запроса на разъяснения, заказчик обязан разместить в единой информационной система разъяснения положений аукционной документации. При этом он должен разместить текст самого запроса, без указания участника, подавшего запрос. ч. 8 ст. 50 44-ФЗ).
Любой из участников электронного аукциона, принимавших в нём участие, вправе направить запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, после размещения протокола проведения аукциона на электронной площадке и на сайте единой информационной системы, с помощью интерфейса электронной площадки (ч. 13 ст. 53 44-ФЗ), при этом оператор электронной площадки обязан в течении двух рабочих дней с даты поступления запроса предоставить участнику, подавшему запрос соответствующие разъяснения.
ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО 44 ФЗ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В процедуре запроса предложении, запрос на разъяснение положений документации 44-ФЗ не предусмотрен. Запрос разъяснений по 44-ФЗ
Также в 44 ФЗ не предусмотрен запрос на разъяснение результатов закупки.
Можно порекомендовать в данном случае звонок лицу, отвечающему за проведение данной закупки у заказчика.
Его контактные данные указаны в извещении, размещённом на сайте единой информационной системы.
При этом надо понимать, что статья 46 44-ФЗ запрещает проводить переговоры, с членами закупочной комиссии и контрактной службы заказчика. Соответственно заказчик совершенно не обязан отвечать на ваши вопросы по телефону, более того это является нарушением закона.
Вместе с тем заказчики, желающие без лишних сложностей провести закупку, получить необходимые товары, работы, услуги и не имеющие каких-то своих интересов, без проблем дают необходимые разъяснения по телефону.
В случае отказа заказчика отвечать на ваши вопросы, или его намёках, что в данной закупке стороннему поставщику делать нечего, вам придется подать жалобу в ФАС, на ограничение конкуренции путем установления двусмысленных и неоднозначных требований.
ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО 44 ФЗ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ ЗАПРОСА КОТИРОВОК
В случае проведения закупки путем проведения запроса котировок, на сегодняшний день, также нет возможности подать запрос на разъяснение положений документации о проведении процедуры запроса котировок, так как до 1.01.2019 года, запрос котировок подаётся на бумажном носителе и не предусматривает размещения в единой информационной системе полноценной документации по закупке.
При возникновении сложностей при подготовке заявки в процедуре запроса котировок, наличии в документации не понятных и двусмысленных положений есть смысл связаться по телефону с лицом, отвечающим за проведение запроса котировок у заказчика. Его контактные данные указаны в извещении, размещённом на сайте единой информационной системы.
Статья 46 44-ФЗ запрещает проводить переговоры, с членами закупочной комиссии и контрактной службы заказчика и заказчик совершенно не обязан отвечать на ваши вопросы по телефону.
Однако заказчик, желающие без лишних проблем провести закупку, получить необходимые услуги, работы, товары обычно без проблем дают необходимые разъяснения по телефону.
При отказе заказчика отвечать на ваши вопросы, имеет смыл подать жалобу в ФАС, на ограничение конкуренции путем ограничения допуска к закупке.
У участвующих в запросе котировок, имеется возможность подачи запроса о даче разъяснений оценки заявок и результатов рассмотрения заявок на участие в процедуре запроса котировок после размещения в единой информационной системе протокола оценки и рассмотрения заявок.
Участник имеет возможность отправить такой запрос в форме электронного документа или в письменной форме (ч. 10 ст. 78 44-ФЗ).
Заказчик обязан в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса предоставить участнику, подавшему запрос разъяснения в форме электронного документа или в письменной форме.
ОСОБЕННОСТИ И СРОКИ ПОДАЧИ ЗАПРОСОВ НА РАЗЪЯСНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ УЧАСТИИ В ЗАКРЫТЫХ ПРОЦЕДУРАХ
При проведении закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, запрещено направлять запросы о даче разъяснений положений документации, а заказчику давать разъяснения на такие запросы в форме электронного документа.
Запросы и разъяснения документации при проведении закрытых закупочных процедур не подлежат опубликовании в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе.
Разъяснения положений документации доводятся заказчиком до всех участников процедуры в письменной форме. Информация доводиться только до сведения лиц, которым была предоставлена документации о закупке.
В разъяснении указывается предмет запроса, без указания участника, подавшего запрос.
Регламентированные сроки подачи запросов и ответов, соответствуют срокам проведения открытых процедур.
ЗАПРОСЫ НА РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКУПОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В РАМКАХ 223-ФЗ
Запросы направляемые по документации на закупки по 223 ФЗ регламентируются положением о закупках.
Так как у каждого заказчика своё, уникальное положение о закупках, то соответственно сроки и форма, а также варианты подачи могут быть индивидуальны. Заказчик имеет полное право утвердить свою форму запроса и установить свои сроки.
Обычно заказчики в своих положениях о закупке, прописывают требования к запросам такие же, как и в 44 ФЗ.
ПОДГОТОВКА И ПОДАЧА ЗАПРОСА НА РАЗЪЯСНЕНИЕ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
При изучении закупочной документации у участника закупки могут возникнуть вопросы, и он имеет право получить от заказчика ответы на свои вопросы.
-участник закупки готовит запрос в свободной форме или по форме заказчика, в случае наличия такой в закупочной документации.
-готовый запрос подписывается уполномоченным лицом, в случае запроса в электронной форме он будет подписан электронной цифровой подписью при размещении на площадке.
-подача запроса через функционал электронной торговой площадки, на e-mail заказчика, либо письмо на почтовый адрес заказчика.
МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЗАКАЗЧИК ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Заказчик, в чей адрес направлен запрос на разъяснения положений документации обязан дать исчерпывающий, точный ответ на вопросы, указанные в запросе в строго установленные сроки. Вместе с тем на практике бывают ситуации, когда заказчик отвечает на запрос позже установленного срока или не отвечает вообще. В таких случаях можно подать жалобу в ФАС на бездействие заказчика
Кодексом административных правонарушений за такие действия заказчика установлена административная ответственность в виде штрафа ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП:
— на юридическое лицо – 50 000 рублей,
— на должностное лицо – 15 000 рублей.
Пример запроса и ответа на запрос с электронной площадки
Запрос №1 Запрос разъяснений по 44-ФЗ
Уважаемый заказчик! По п.8,9 «электрод» и «гель» прописаны товары ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (Вилорд), являющего официальным представителем компании Fiab (Италия), приобрести данный товар у компании «Вилорд» не представляется возможным, продавать они его отказываются, т.к он является «ЗАЩИТНЫМ» и регулярно прописывается в различных аукционах, тем самым вы ограничиваете конкуренцию. С целью устранения нарушений законодательства Заказчиком просим внести изменение или обосновать данные требования. В противном случае будем вынуждены обратиться с жалобами в контролирующие органы (УФАС по региону) и другие надзорные органы, а Вам прийдется доказывать обоснованность данных требований и необходимость проведения процедур в вашем учреждении
Ответ на запрос Запрос разъяснений по 44-ФЗ
Уважаемый участник закупки!
Товары: Электрод для ЭМГ, и Гель относятся к расходным материалам. Приборы (оборудование) установленные в ЛПУ совместимы с товарами требования к которым установлено в техническом задании. Персонал ЛПУ обучен для работы с расходными материалами, требования к которым установлены в техническом задании.
Использование Электродов для ЭМГ и Геля с характеристиками отличными от установленых влечет за собой смену дорогостоящего оборудования и переобучение мед. персонала.
Поскольку параметры ЭМГ исследования существенно зависят, от видов применяемых электродов и характеристик Геля, а диагностика подразумевает мониторинг во времени путем сравнения полученных показателей с предыдущими, использование Электродов для ЭМГ, и Геля, с характеристиками, отличающимися от требований технического задания, может вести к риску ошибочной диагностики, и как следствие ошибочному диагнозу пациенту.
С уважением Заказчик.
Просим уточнить следующие пункты аукционной документации и технического задания
2. Согласно п.3.2.3 пп.5 и п.п.2 п.12 информационной карты участнику закупки необходимо представить документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 — 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии этих документов. Просим разъяснить, на каком основании установлено данное требование, если процедура проводится не в рамках СМП и СОНО?
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В нарушение вышеуказанного положения действующего законодательства в Проекта контракта не указан срок приемки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
В силу части 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Как следует из части статьи 18 Налогового кодекса РФ, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса (налог на добавленную стоимость предусмотрен пунктом 1 статьи 13 Налогового кодекса РФ). Согласно пункту 2 части 2 статьи 18 Налогового кодекса РФ к специальным налоговым режимам относится упрощенная система налогообложения. При этом как уже было указано в настоящей жалобе выше, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 (Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации) настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Статьей 8 Закона № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции, в соответствии с частью 1 указанной статьи контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. В силу части 2 этой же статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. В частности, в силу пункта 1 части 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Таким образом, плательщики налога на добавленную стоимость имеют право на получение вычета в размере суммы предъявленного им налога на добавленную стоимость. При этом как следует их части 176 Налогового кодекса РФ сумма вычета не ограничена и если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Вместе с тем, Наша компания не является плательщиком налога на добавленную стоимость и, соответственно, не вправе воспользоваться вычетом в случае заключения договоров по цене, учитывающей налог на добавленную стоимость и уплаты соответствующего налога. 1 000
4. Требования к эксплуатационным документам, в частности паспорту изделия изложены пункте 5.1.2 действующего ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации (ЕСКД) «Эксплуатационные документы». Данный ГОСТ распространяется на товары, изготовленные в следующих странах: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина. В этой связи считаем, что требование предоставления паспорта на партию фильтров, указанное в описании объекта закупки свидетельствует об ограничении количества участников закупки предлагающих фильтра произведенные в иных странах.
Считаем, что объект закупки описан необъективно, а Заказчиком нарушены принципы, изложенные в части 2 статьи 8 Закона №44-ФЗ, которая гласит следующее — конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Предлагаем Заказчику начать работу по приведению документации об аукционе в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Так же просим ответить на следующие вопросы:
1.Предоставление документов в описании закупки, а в частности : сметы, сертификатов и паспортов предусмотрено в составе заявки участника или после заключения контракта?
Реестровый номер аукциона: 0373100028117000ххх
Название объекта закупки: Выполнение работ по текущему ремонту помещений
Просьба дать разъяснения по использованию символов в Требованиях к товару необходимому для выполнения работ (оказания услуг). В Инструкции по заполнению первой части заявок отсутствует описание использования символов: «…», «-», «около», «[ ]», «;», «*»
Температура применения, °С: в диапазоне от +5 до +30,
Температура эксплуатации, °С: От −50 до +70
Температура применения, °С: От +5* до +30*
Пористость, %: 40 – 70
Расход в интервале 140-180 г/м2
Время пригодности раствора к использованию, ч: Около 2
Температура применения, °C: [oт +5 дo +25]
Показатель удобоукладываемости: Жесткие; подвижные
Предельное отклонение размеров плиток от номинальных по толщине, мм: ±0,5