Как написать письмо любавическому ребе
Каждый из нас может написать письмо на русском языке к Ребе и быть уверенным в его благословении и заступничестве.
Все Ваши письма будут переданы на могилу Ребе раввином г.Мариуполя Менахемом Менделом Коэном, который посетит могилу Ребе в Нью-Йорке в день 3 Тамуза..
Представляем Вам образец Письма к Ребе и предлагаем, заполнив его, принести в мариупольскую синагогу по адресу: ул.Харлампиевская 6. (т. 41-20-50, м. 0964827202)
Прошу пробудить милосердие Всевышнего для меня _свое имя_ и имя матери_ (например Ицхака, сына Сары или Евгения, сына Галины) и членов моей семьи (родных, друзей, знакомых):
моей жены/мужа _имя_ дочери/сына _имя матери_ (например, Ирины дочери Софьи),
нашего сына/нашей дочери _имя_ дочери/сына _имя матери_ (например, Олега, сына Ирины),
моих отца/матери _имя_ дочери/сына _имя матери_ (например, Михаила, сына Бориса и Аллы, дочери Ольги),
Мы просим благословения Ребе для исполнения наших просьб Творцом (перечислить просьбы – здоровье, материальное и духовное благополучие, женитьба, дети и т.д.).
Мы обязуемся начать соблюдать (или лучше исполнять) следующие заповеди Торы и указания Ребе (отметьте то, что на данном этапе реально к исполнению):
ежедневно изучать Тору (10 минут, 0,5 часа, 1 час и т.д.);
оказывать помощь нуждающимся (цдака);
исполнять заповедь о тфиллин;
приобрести мезузы и укрепить их на всех косяках квартиры;
зажигать субботние и праздничные свечи;
соблюдать чистоту еврейской семейной жизни;
в нашем доме будут святые еврейские книги (Тора, Псалмы Давида, Тания и др.);
мы будем соблюдать законы кошерного питания;
мы стараемся дать нашим детям (внукам) еврейское воспитание и записать их в еврейскую школу (или в детский клуб, кружок, связанный с еврейскими традициями).
Мы сами стараемся пополнить знания об еврейском воспитании, истории и традициях, чтобы быть примером для детей. Мы стараемся быть примером в исполнении заповеди аѓават Исраэль (любить еврейский народ и каждого еврея), так, как к нам относится сам Творец. Мы стараемся способствовать взаимопониманию, миру и взаимной помощи между евреями.
Мы просим Всевышнего прислать нам вскоре праведного Мошиаха, который отстроит Третий Храм и приведет нас к полному Избавлению.
Как написать письмо любавическому ребе
Уважаемый Рав,
Мне очень нравится Хабад. Но назрел один вопрос, который не даёт покоя.
Несколько раз в году настойчиво предлагается написать письмо Любавическому Реббе с личными просьбами к hа-Шему. Чувствую дискомфорт.
Мне приводят пример, что Моше Рабейну учил наш народ Торе, был как бы посредником. Люди обращались к нему с просьбами.
Говорят, что в Талмуде говорится, что в каждом поколении есть Моше.
Помогите разобраться, пожалуйста.
Пойму, если не сможете ответить.
Огромное спасибо за вашу работу.
Alex
LosAngeles
Чувство дискомфорта, которое Вы испытываете в данной ситуации — вполне понятно и оправданно.
Общение с умершими, в той или иной форме, в нашей традиции считается — неприемлемым. Даже посещение могил праведников сопряжено с немалым духовным риском. Ибо прямое обращение за помощью к ушедшим из этого мира иногда может расцениваться как вид идолопоклонства (авода зара).
Как же в таком случае можно понять сложившийся в движении Хабад обычай писать письма с вопросами к Любавичскому Ребе, который умер более 20 лет назад?
Одна из причин возникновения такой традиции — в том, что среди приверженцев Хабада многие полагают, что их Ребе, выдающийся учитель Торы и один из самых больших духовных авторитетов 20-го века — жив. Следовательно, продолжает сверхъестественным образом руководить общиной верных ему хасидов — вплоть до способности разрешать проблемы каждого еврея, обращающегося к нему за советом или благословлением.
Вы пишите, что адресованные Вам предложения «написать письмо Ребе» проистекают из некоего представления, согласно которому в еврейском мире есть «посредники», которые служат проводниками просьб к Всевышнему и, соответственно, способны передать ответ тому, кто просит совета.Первым таким великим посредником был Моше Рабейну, и подобный ему духовный наставник есть в каждом поколении.
Даже если проигнорировать факт, что Любавичский Ребе ушел из этого мира — рассуждение «о его посредничестве» содержит в себе некую принципиальную ошибку.
Действительно, в каждом поколении есть великие наставники, служащие проводником Мудрости Всевышнего. Однако кто он, тот самый великий глава поколения — нам не известно. И не может быть известно.
Несомненно, Любавичский Ребе был великим учителем, а его исключительные организаторские способности и энергичность превратили Хабад в мощное движение на карте «еврейской общественной жизни».
Вместе с тем — и это, вероятно, трудно принять многим последователям движения Хабад — Любавичский Ребе не был единственной путеводной звездой на небосклоне своего времени. В том же 20-м веке жили и другие великие Учителя высочайшего духовного уровня, наставники многих поколений евреев, мудрость которых ведет нас за собой и сегодня. Да и в наши дни — немало таких учителей, среди которых есть и адморы (главы хасидских дворов) и главы других крупных еврейских групп.
Отмечу, что среди наших больших Учителей нет соревнований ни в праведности, ни в знании Торы, ни в приближенности к Творцу. Так их воспринимает и сообщество верующих евреев — понимая уникальность каждого из них.
И ни один из них (ни сам по себе, ни в глазах своих многочисленных последователей), кстати сказать — не претендует на то, что он якобы подобен Моше Рабейну. Хотя бы потому, что духовный уровень Моше— недостижим.
И дело не только в йеридат а-дорот (падении уровня духовности с каждым новым поколением), но — в уникальности самого явления. Ни в одном из предыдущих поколений, включая наше — нет человека, у которого были бы пророческие способности Моше, который сыграл роль «особого сосуда», предназначенного для получения Торы и передачи ее народу Израиля, что позволяло ему вступать в прямой, непосредственный контакт с Творцом и получать от Него ответы. Нет никого, кто мог бы сравниться с Моше в великой его скромности. Все это — неповторимо и не имеет даже сколь-нибудь приблизительного аналога в нашей истории.
Отмечу, что в наших книгах Моше Рабейну называют не посредником, но, скорее — духовным лидером, неким сосудом — проводником свободных, неискаженных потоков информации и духовной энергии Сверху вниз и снизу Вверх.
В целом, понятие посредничества (во всяком случае, в обычном понимании этого слова) — чуждо нашему мировоззрению. Каждый из нас в любую минуту может непосредственно обратиться к Всевышнему. И это — в дополнение к ежедневным молитвам, установленным именно для таких целей. Отголоски этого мы находим в словах наших Мудрецов о том, что ничего не может действовать сильнее и благотворнее личной молитвы и просьб, обращенных к Всевышнему, которые исходят из глубины сердца простого еврея.
Что можно Вам посоветовать?
Для начала рекомендую воспользоваться приведенными выше доводами, и, возможно, добавив свои, в мягкой, вежливой форме — твердо отказаться от предложения «написать письмо Ребе».
В случае, если Вы почувствуете отторжение и некое неприязненное отношение к себе — определите, какие принципы еврейской жизни и мировоззрения для Вас важнее, и обдумайте еще раз, к какой общине Вы хотите принадлежать.
Еврейский религиозный мир — разнообразен. И в Лос Анжелесе Вы, возможно, сумеете отыскать для себя более комфортное место.
Автор текста Михаэль Бергман
07.11.18
Первое общее письмо Ребе Короля Мошиаха (31.8.1950)
Первое общее письмо Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха ко всем евреям во всем мире от 18 Элула 5710 года (31.8.1951).
С Б-жьей помощью, 18 Элула 5710 года, Бруклин.
Всем нашим братьям и сестрам, евреям и еврейкам, во всех местах, да пребудет с Вами Б-г
Мир и благословение!
И сказали наши благословенной памяти мудрецы, что когда человек дает деньги бедному 2 — его молитва оказывает свое действие и привлекает хорошую жизнь, освобождение и спасение, заработок и пропитание.
И как каждый из нас просит хорошей подписи и записи в материальном и духовном смысле, также каждый из нас должен стараться оказывать благотворительные акты в материальном и духовном смысле, особенно в дни месяцев Элула и Тишрея.
И как в отношении благотворительности 6 в материальном смысле, также и бедняк в материальном смысл обязан делать это, ведь нет такого бедняка, который не мог бы найти способ для оказания помощи другому бедняку.
Также и в отношении благотворительности в духовном смысле, которую обязан совершать также и бедняк в духовном смысле, ведь нет таких еврея или еврейки, которые не могли бы повлиять на других евреев и евреек, приближая их к богобоязненности, Торе и заповедям.
И (как сказано): «Никому не дается больше, чем он может вынести»: те, кто богаты материально, и те, кто богаты духовно, то есть мудрецы Торы и ученики йешив — должны щедро выделять из своего имущества и знаний для спасения излечения и поправки души и тела своих братьев и сестёр.
И Отец наш, Отец милосердный, запишет и скрепит печатью каждого из нас в народе Израиля на хороший и сладкий год и дарует видимое и открытое благо в материальности и в духовности. И принесёт нам в скорости в наши дни, истинное и полное избавление нашим праведным Мошиахом. Истинно.
Благословляющий и благословляющийся хорошей записью и печатью, Менахем-Мендель сын Ханы Шнеерсон — зять главы поколения, моего уважаемого тестя и учителя…
Примечания:
1 Можно заметить из «Замечаний Маймона» в «Законах о раскаянии» 3:4. «Ликутей Тора» по главе «Дварим» 56а.
2 Трактат «Бава батра» 10а. Объясняется подробно в «Святых посланиях», в предисловии к молитвеннику и еще.
3 Более подробно в продолжении Рош а-Шана 5710 года.
4 Даже из мира Ацилут («Святые послания» п. 20). См. «Эц хаим» врата 50, гл. 8. И см. Также ПАРДЕС, врата 24, гл. 11 и 15. И как пишет РАМБАН — (приводится в книге «Тора Ор» 4б. «Ликутей Тора» [глава «Браха»] 98а). И как пишет РАМБАМ в «Законах основ Торы» 2:3 (приводится у РАМБАНа в конце «Шаар а-гмуль») и в «Путеводитель заблудших» часть 1, гл. 49, из чего на первый взгляд следует, что он отвергает материальное тело. И см. «Путеводитель заблудших» часть 2, гл. 6 и в ПАРДЕС, врата 6 гл. 6. И все еще требуется понять это.
5 Трактат «Бава батра» 9б. См. «Святые послания» п. 3.
6 «Шулхан Арух», раздел «Йорэ деа» п. 248 и там объясняется.
Как написать письмо любавическому ребе
Мы в социальных сетях
Письма о деловой жизни, достатке и заработке
12 ава 5714 (1954) года
Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы сетуете на проблемы с содержанием семьи, на долги и пр. Должен сказать, что концовка Вашего письма с ноткой пессимизма не согласуется с его началом, где Вы изложили те уже пережитые Вами события, а также, Вашими же словами, те многочисленные чудеса, благодаря которым Вы сумели выжить в страшные годы, затем построить семью и т. д.
Сделайте же сами простой, логичный вывод: если Всевышний сумел уберечь Вас в те страшные годы и помог Вам удачно создать семью в духе еврейской традиции на базе законов Торы, то нет ни малейшего сомнения в том, что Он обеспечит Вас и Вашу семью всем необходимым.
И все зависит только от незыблемой веры и неуклонной благотворительности, являющейся ключом к материальному благосостоянию.
(Сборник «Симха у‑битахон ба‑Шем». С. 48)
Фото Рафаэля Герлиха
10 ава 5715 (1955) года
По поводу Вашей неудовлетворенности работой и жалоб на трудные условия. Должен отметить, что есть люди, которые, вопреки здравому смыслу, считают неправильным выказывать удовлетворение тем, как Создатель управляет миром в целом и как Он направляет их личные дела в частности, чтобы не создалось впечатление, что они довольствуются тем, что имеют. И даже если дела идут хорошо, то ведь может быть еще лучше, а поэтому надо хмуриться и ворчать по каждому поводу и на каждом шагу. Конечно же, это полностью противоречит указаниям нашей Торы и тем более словам мудрецов на стих псалма «Всякая душа славит Творца» (150:6), что за каждый вдох надо славить Творца, и уж подавно, когда работа приносит удачу и позволяет использовать земные блага для умножения духовного багажа. Помимо этого, в книге «Зоар» прямо сказано, что ворчание и недовольство вызывают ответную негативную реакцию с Небес. И наоборот, если человек удовлетворен и радостен, каким бы ни было его материальное положение, то уже одно это способствует неуклонному улучшению его положения (см. Зоар, ч. 2, 184б).
Нет нужды в многословии, так как вряд ли это поменяет Ваше отношение, хотя я и надеюсь, что такой подход еще не вошел у Вас в привычку. И пусть Создатель поможет Вам оценить свое личное счастье и свою важную и достойную работу. Вы должны постоянно благодарить и славить Всевышнего, что имеете такие возможности успешно использовать земные блага для приумножения духовных ценностей.
В любом случае, Вы, как и все евреи, унаследовавшие веру своих предков, должны твердо уяснить, что достаток человека определяется на год, начиная с Рош а‑Шана и до Йом Кипура, и что материальный доход, определенный Всевышним для Вас, который, я уверен, определен щедро, никто не сможет урезать и уж подавно не сможет лишить Вас его. Вам следует помножить свою веру на оптимизм, как сказано в книге «Зоар» (Тецаве, 184б), что наш земной мир получает все блага Свыше. И, когда здесь царят свет и радость, то и блага приходят к нам со светом и радостью.
Как сказано: «Служите Б‑гу с радостью». Таким образом, когда еврей пребывает в веселье, то радость здесь, на земле, стимулирует и привносит в наш мир радость с Небес.
(Сборник «Симха у‑битахон ба‑Шем». С. 14)
Меня порадовал оптимистический тон Вашего письма, и я желаю Вам сохранить это настроение и далее, и чтобы для этого были веские причины в реальной жизни.
Относительно же двух предложений работы, о которых Вы пишете, я согласен с Вашим мнением, что первый вариант, связанный с проживанием в районе, где нет еврейской жизни, неприемлем. И не только из‑за проблем с сохранением еврейского образа жизни, — подобное положение вещей свидетельствует об истинном отношении, принятом в данном обществе, к евреям, причем не только к религиозным.
Второй вариант выгодно отличается в этом плане. От Вас потребуется всего лишь на полчаса езды больше, чем сегодня. Вместе с тем советую выяснить причины появления вакансии: узнайте, чем вызван уход нынешнего сотрудника (или же речь идет о новой должности?).
В последнем случае выясните по возможности, насколько стабильна эта вакансия. И если ответ положительный, то я полагаю, это стоящий вариант, и не только для Вас лично, — это также отличная возможность доказать, что религиозный еврей способен занимать высокую профессиональную должность и заслужить признание широкого круга людей, утверждая во всеуслышание, что своим успехом он обязан милости Всевышнего, а не собственной проницательности и напористости.
Когда такие слова произносит профессионал, они имеют гораздо больший вес и общественный резонанс, нежели если их произносит раввин, руководитель ешивы и т. п., от слов которых многие просто отмахиваются как от «еще одной проповеди». Все это сказано в дополнение к основному аргументу, что каждый еврей, прежде всего, послан Небесами в этот мир с определенной задачей — сделать его лучше и благоустроеннее в материальном и духовном плане. И это достигается, когда еврей строит свою жизнь согласно законам Торы. Это тему мы затрагивали как в нашей переписке, так и входе личных бесед.
Что касается Ваших планов приумножить свою работу в еврейской сфере, то полезно вдуматься в слова наших мудрецов, что весь еврейский народ является одним телом. То, что происходит с какой‑то частью физического тела, влияет на все тело целиком, и то же самое справедливо в отношении каждого отдельного еврея. Если Вы вдумаетесь в эти слова, то мне верится, что Вы найдете новые возможности для своих усилий в этой сфере. К тому же опыт показывает, что готовность предпринять хорошее начинание при первой же возможности приводит к содействию Провидения, которое «подсовывает» такую возможность.
Был рад узнать, что Вы поддерживаете связь с господином N и что его самочувствие в целом значительно улучшилось. Полагаю, что речь идет о здоровье. В продолжение нашей беседы: было бы правильным убедить его завершить учебу в вузе и получить диплом. Это поможет ему в плане самодисциплины, а также прибавит ему уверенности в себе.
(«Море ле‑дор навох». Ч. 1. С. 35–36)
Восточный Бродвей, Нью‑Йорк. 1979 Фото Жо Рене Фин
12 кислева 5743 (28 ноября 1982) года
Г‑ну рабби Герберту Вайнеру
Мейплвуд, Нью‑Джерси
Мое внимание привлекли слова о Вашем выходе на пенсию в скором времени. Хочу поделиться с Вами моими мыслями с учетом нашей совместной деятельности в прошлом.
Для Вас очевидно, что выход на пенсию касается только бизнеса, работы и тому подобного, но не может относиться к служению Всевышнему, которое является делом всей жизни, делом, которое никогда не прекращается, — ведь в этом сам смысл нашего существования.
Степень и форма выполнения этой задачи, разумеется, меняются с течением жизни. Период перед бар мицвой отличается от такового после бар мицвы. А впоследствии многое зависит от личного потенциала и возможностей, которые Провидение дарует каждому человеку в отдельности.
Одно из отличительных качеств евреев — творческая жилка, в этом проявляется наша особенность, непохожесть, наше своеобразие. Обычно выход на пенсию связан с полным или частичным уходом от дел, спадом физической и душевной деятельности, хотя я лично считаю, что это ошибочный подход даже с точки зрения конвенциональной медицины. Для еврея выход на пенсию открывает новые возможности умножить свои достижения в деле служения Всевышнему; и это благодаря тому, что с выходом на пенсию он располагает большими временными резервами для изучения Торы и вдумчивой молитвы, а также для других повседневных заповедей и добрых дел. Иными словами, человек имеет возможность уделить свое время трем столпам, на которых зиждется мир — как макро‑, так и микромир, то есть сам человек. К этому стремится каждый еврей, но из‑за повседневных забот он не может уделить им должное внимание и время.
Теперь же, с выходом на пенсию, можно уделить этому свои силы и время и в определенной степени выполнить то, что не было выполнено в прошлом. При этом когда человек посвящает свои силы служению Всевышнему, то это расширяет каналы для потока благословений Свыше, для всех личных запросов, так как Тора и ее заповеди являются каналами для всех благих факторов в земной реальности, в плане личных запросов и, прежде всего, в плане здоровья, удовлетворения от детей и внуков и, что не менее важно, удовлетворения самим собой.
С сердечными пожеланиями удачи во всем вышеупомянутом.
Светлой и радостной Хануки Вам и всей семье,
Менахем Шнеерсон
P. S. Хотелось бы знать, выпустили ли Вы в свет новые публикации после издания книги «Nine and a Half Mystics: The Kabbala Today»? После выхода на пенсию с официальной должности Вы сможете уделить гораздо больше времени новым возможностям и перспективам, как об этом говорилось выше, и да поможет Вам в этом Всевышний, даровав отличное здоровье, оптимизм и бодрость.
(«Море ле‑дор навох». Ч. 3. С. 220–221)
«Напишите Любавичскому Ребе и он вам обязательно поможет!»
Я вышла из палаты села на стул и стала плакать. Как я могу принять такое решение? А если что-то пойдет не так, я всю жизнь буду винить себя. Вдруг где-то сверху я услышала.
Когда я приехала в Израиль в 2004 году, я жила в «литовской» школе, работала там вожатой. Я была единственная хабадница в нашей школе. Наша руководительница Шуламис, великолепная женщина, сказала мне, что ей не важно какого течения я придерживаюсь и будут придерживаться мои девочки — главное, чтобы они стали религиозными. Вопрос Хабада она никогда не поднимала, даже когда я повесила портрет Ребе у нас в общежитии. Через несколько дней Шуламис подошла ко мне и сказала, что портрет благотворно влияет на наших девочек, они стали одеваться скромнее так как им стыдно перед Ребе.
Прошло несколько недель, мы уже чуть-чуть привыкли к друг другу и вдруг раздался звонок. Это звонила одна «шадханит» (сваха) от которой я еще раньше в Москве ходила на «шидухи» и предложила мне встретиться с хабадником. Встречу назначили на следующий день.
Так встреча за встречей, слово за слово, и вот пришло время принимать решение, а его-то как раз у меня и не было. Шадханит сказала, что он собирается сделать мне предложение.
Три дня я мучалась и не знала, что мне делать. Понятно было только одно — надо срочно писать письмо Ребе, но как это сделать? Поехать в библиотеку Хабада я не могла, у меня девочки, а в районе котором мы жили не было хабадских семей.
После небольших раздумий я пошла к Шуламис. Она стала странно улыбаться и сказала, что поможет мне, но при одном условии, что я выслушаю то, что она мне расскажет и не буду задавать вопросов. Она сразу же получила мое согласие.
«Несколько лет назад у Йосефа, моего мужа, случился сердечный приступ, — начала она свой рассказ. — Его положили в лечебный центр и сказали, что нужна операция на сердце, но точно не известно поможет она или нет. И делать ли операцию, я должна решить в ближайшее время.
Я вышла из палаты села на стул и стала плакать. Как я могу принять такое решение? А если что-то пойдет не так, я всю жизнь буду винить себя.
Вдруг где-то сверху я услышала: „Не отчаивайтесь, напишите Любавичскому Ребе, попросите благословения и он вам обязательно поможет“. Рядом со мной стоял молодой человек лет 20 и повторял снова и снова эти слова. „Но мой муж, он противник Хабада, и вообще мы ‘литваки’“. „Не отчаивайтесь, напишите Любавичскому Ребе, попросите благословения и он вам обязательно поможет“, — опять повторил молодой человек.
В лечебном центре я узнала, что у них есть Бейт-Хабад и там можно написать письмо. Словно заколдованная я бросилась в эту комнату и стала просить человека, который там находился, помочь мне. Он протянул мне лист бумаги и ручку, вышел и прикрыл за собой дверь. Когда я закончила писать письмо он вернулся, и мы вложили его в „Игрот Кодеш“. Ответ был на идиш: „Удачной операции и скорейшего выздоровления“.
Я молнией бросилась к врачам давать согласие на операцию. Прошло две недели и после успешной операции мужа выписали домой. Только спустя годы я рассказала ему, благодаря кому приняла решение и кого стоит благодарить. Именно Йосеф сказал, что нам нужна вожатая именно ты. „Если таков Ребе, то какие же у него последователи“, — сказал он».
«Пойдем, — сказала Шуламис. — Я знаю, кто нам поможет». Мы прошли несколько улиц, свернули направо, потом налево, после чего вышли к маленькому домику. Шуламис постучалась в дверь. Нам открыла пожилая женщина. Войдя в квартиру я увидела портрет Ребе и множество хабадских книг на полках. Женщина принесла мне лист и ручку и они с Шуламис ушли в другую комнату. Я написала письмо и вложила его в «Игрот Кодеш», ответ был на идиш. Шуламис перевела мне ответ и спросила: «Ты приняла решение?» «Да, большое спасибо», — ответила я.
Мы вышли из дома и отправились обратно в общежитие. «Хочешь знать, кто это была?» — спросила Шуламис. «Конечно», — ответила я. «Это мама того молодого человека, который помог мне».