Главная » Правописание слов » Как написать письмо рабовладельцу история 5 класс

Слово Как написать письмо рабовладельцу история 5 класс - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Урок истории «Свобода рабовладельцев» 5 класс

Тема: Свобода рабовладельцев.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2 . Картина мира в фактах и понятиях.

Научить выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.

Линия 3 . Историческое мышление.

Научить объяснять причины, по которым свободные греки использовали труд рабов.

Анализируя правление Перикла, научить выявлять причины расцвета афинской демократии.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Научить давать нравственную оценку такому историческому явлению, как применение рабского труда в полисе, где установлены демократические порядки.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять, объясняя, свои оценки с гражданских позиций

таким явлениям, как «афинская демократия» и «древнегреческое классическое рабство».

Обязательный минимум содержания : роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

I. Проблема урока: почему свободные греки пользовались трудом рабов?

II. Поиск решения проблемы:

1. Кто мог стать рабом?

Предполагаемый вывод по проблеме: рабами были не эллины, а варвары; это оправдывает использование рабского труда.

2. Где и как использовался труд рабов?

Примерный вывод по проблеме: используя труд рабов в хозяйстве, на рудниках, в мастерских, греки получали прямую выгоду для себя и для своей семьи.

3. Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков?

Примерный вывод по проблеме: рабский труд освобождал граждан

для управления полисом.

2. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы

Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок! Мы изучаем историю Древней Греции-это первая цивилизация Запада

– Кого в Греции называли гражданином?.

-Каковы были права и обязанности граждан полиса?

– Какой государственный строй был установлен в Афинах? Что он значит?

– Давайте с вами узнаем, так ли это

было на самом деле.

– Откройте с. 171. Читаем разговор

Антошки и Источниковеда.

– Прочитайте, как Перикл в своей речи высказывается о государственном строе Афин и об отношениях

Фиксируем на доске:

Все обладают равными правами.

– Читаем дальше текст.

– Как Аристотель высказывается об отношениях свободных граждан и рабов?

Фиксируем на доске:

Для свободных греков раб – это

– Какой возникает вопрос?

Фиксируем на доске проблему:

Почему свободные греки пользовались трудом рабов?

–Все, кто был свободным жителем полиса, переселенцы гражданами не являлись.

— Обязанность защищать свой полис и право избираться на должности

– Демократический. Граждане имеют права.

Читают вслух текст со слов: «…наш государственный строй»…

до слов «все обладают равными правами».

– Все граждане обладают равными правами

Читают текст до конца.

– Рабы для свободных граждан есть

– Значит, рабы не имели прав и должны были подчиняться свободным гражданам.

– С одной стороны, Перикл заявляет о демократических порядках в Афинах, где все граждане имеют равные права, но, с другой стороны, факты утверждают обратное – наличие рабов.

По-разному формулируют проблему

3. Версии решения проблемного вопроса

– Какие у вас есть версии решения

Фиксируем на доске версии:

1) рабы были не эллины;

2) труд рабов был выгоден;

3) труд рабов позволял грекам заниматься делами управления.

Предлагают свои версии, принимаются любые.

4. Актуализация знаний

– Для ответа на главный вопрос урока давайте вспомним, что такое полис,

– Перечислите изменения в положении Афин после Греко-персидских

-Как греки показали себя в этих войнах?

Работают со словарём, выделяя ключевые признаки данных понятий.

– Афины стали занимать лидирующее положение среди всех греческих

полисов. Был образован Афинский морской союз, который объединил все

греческие полисы под властью Афин.

5. . Планирование деятельности.

– Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Фиксирует на доске:

1) Кто мог стать рабом?

2) Где и как использовался труд рабов?

3) Как применение рабского труда

изменило жизнь свободных греков?

Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их найти.

6.Поиск решения проблемы (открытие нового знания

1. Кто мог стать рабом?

– Прочитайте первые два предложения из п. 1, с. 168. Определите, кто мог стать рабом.

– Какой вывод, исходя из этого, можем сделать?

2. Где и как использовался труд рабов?

составьте список работ, где использовался труд рабов, а рядом запишите, какие выгоды это давало грекам.

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать?

-Как применение рабского труда

изменило жизнь свободных греков?

– Кто такой рабовладелец?

– Кто в Афинах мог иметь рабов?

– Рабами были военнопленные – варвары-иноземцы.

– Греки использовали труд рабов, т.к. рабами были не свободные эллины, а варвары-иноземцы.

-рабский труд использовали на рудниках, в мастерских, в усадьбах богачей и на самой тяжелой работе

– Используя труд рабов, греки получали прямую выгоду для себя и своей семьи.

– Человек, использующий труд рабов.

– Даже небогатый гражданин мог иметь двух-трёх рабов.

– В начале урока мы с вами выяснили,

что в Афинском полисе была установлена демократия.т,е власть народа

— Какие права были у граждан полиса?

– Демократический строй предполагал участие всех свободных граждан в управлении полисом.

— Где в Афинах граждане полиса принимали все важные решения?

— Кто мог принимать участие в работе Народного собрания?

-Какой новый суд был создан? Как этот суд работал?

– Благодаря чему свободные граждане могли позволить

себе участвовать в государственных делах?

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать?

– С 443 года до н.э. много лет подряд

первым стратегом Афин избирался

Перикл. Почему его правление считают временем расцвета афинской демократии?

работают с текстом учебника

— На Народном собрании

-Все свободные граждане

– Благодаря труду рабов и тому, что служба на государственной должности оплачивалась из казны полиса.

– Рабский труд освобождал граждан от повседневных забот для управления полисом.

-казна Морского союза перенесена в Афины;

— в распоряжении Афин были не только деньги, но и власть над союзниками; в-третьих, золото и серебро пустили на украшение и обустройство города. Создали морской порт Пирей.

8. Выражение решения проблемы

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?

– Подтвердились ли версии, которые

мы с вами выдвинули в начале урока?

Примерный вывод по проблеме:

– Свободные греки пользовались трудом рабов, так как это давало прямую выгоду и возможность участвовать в государственных делах. К тому же использование рабского труда оправдывало греков, так как рабами были не эллины, а варвары.

9.Применение нового знания .

– Обратите внимание на название сегодняшнего параграфа. Почему авторы учебника именно так его назвали – «Свобода рабовладельцев»

Высказывают свои предположения.

10. Домашнее задание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок истории в 5 классе Образовательная программа «Школа 2100» Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева «Всеобщая история 5 класс«Тема: Свобода рабовладельцев.Цели урока по линиям развития личности:Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.Научить выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.Линия 3. Историческое мышление.Научить объяснять причины, по которым свободные греки использовали труд рабов.Анализируя правление Перикла, научить выявлять причины расцвета афинской демократии.Линия 4. Нравственное самоопределение.Научить давать нравственную оценку такому историческому явлению, как применение рабского труда в полисе, где установлены демократические порядки.Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.Научить определять, объясняя, свои оценки с гражданских позицийтаким явлениям, как «афинская демократия» и «древнегреческое классическое рабство».Обязательный минимум содержания: роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.План урока:I. Проблема урока: почему свободные греки пользовались трудом рабов?II. Поиск решения проблемы:1. Кто мог стать рабом?Предполагаемый вывод по проблеме: рабами были не эллины, а варвары; это оправдывает использование рабского труда.2. Где и как использовался труд рабов?Примерный вывод по проблеме: используя труд рабов в хозяйстве, на рудниках, в мастерских, греки получали прямую выгоду для себя и для своей семьи.3. Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков?Примерный вывод по проблеме: рабский труд освобождал граждан для управления полисом.

Источник

Урок истории в 5-м классе по теме «Законы Хаммурапи»

Пояснительная записка

Современный урок должен реализовать комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Современный урок не может существовать без творчества учителя и творчества учеников. Сегодня школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно воспитывать взрослеющую личность. А значит, должны измениться и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, при которой ученики должны открывать новые знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде.

Эти требования в полной мере обеспечивает метод проблемного обучения, который позволяет реализовать содержание представленной темы. Актуальность данной методической разработки определяется недостаточным использованием технологии проблемного метода в структуре уроков средней школы, где чаще преобладает репродуктивное обучение. К тому же проблемный метод обучения отражает деятельностный характер образования, что является одним из направлений модернизации общего образования.

Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Урок «Законы Хаммурапи» посвящен проблеме формирования правового сознания общества с древнейших времен. Сущность и роль законов – основные аспекты изучаемой темы. В соответствии со структурой проблемного урока, в первой части урока перед учениками ставится проблема. Предлагается два противоречивых факта, анализируя которые, ученики самостоятельно определяют проблему: можно ли законы царя Хаммурапи считать справедливыми. Постановка проблемы очень важна, так как она обеспечивает интерес к материалу и развитие учащихся. С помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога ученики самостоятельно формулируют тему урока и выдвигают гипотезы.

На этапе поиска решения проблемы проводится лабораторная работа в группах – изучение статей «Кодекса Хаммурапи». Групповая форма обучения способствует овладению учениками способов совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы, сотрудничать. То есть, способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

В ходе работы с историческим документом ученики использует дедуктивный метод анализа, при котором из общих положений выявляются следствия. Такой метод способствует развитию абстрактного мышления учеников.

При работе с историческим источниками, поднимается значение исторического факта, вырабатывается самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, как к историческим памятникам. Ученики самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию. Таким образом, развивается такие ключевые компетенции обучающихся, как ценнностно-смысловая, учебно-познавательная, социокультурная.

Но, работая над вопросом справедливости законов, ученики сталкиваются еще с одной исторической проблемой: жестокие законы и законы в отношении рабов сочетаются с законами, защищающими свободных людей от превращения их в рабов. Учитель в ходе диалога с учениками подводит их к мысли о том, что общество без законов – это общество хаоса, беспорядка, что даже такие, несправедливые на первый взгляд, законы вавилонского царя поддерживают порядок в обществе, укрепляя тем самым государство.

Проведение самооценки на этапе рефлексии развивает у учащихся способность к самоорганизация и самоопределению. Ученики оценивают свою работу на уроке, уровень усвоения знаний и взаимодействия с товарищами, фиксируют и анализируют затруднения в собственной учебной деятельности.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается на выбор выполнить творческое задание, где ученик может в полной мере выразить свои творческие способности.

Обучение в технологи проблемного метода делает уроки более продуктивным, усвоение знаний более творческим и успешным, готовит учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, позволяет осуществить компетентностный подход к образованию.

Использование информационно-коммуникативных технологий в виде презентации в Power Point позволяет более наглядно продемонстрировать учащимся исторические памятники, способствует более четкой и эффективной организации уроков.

Тип урока:Открытие новых знаний.

Цель:Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Формы организации обучения:

Оборудование:

Ход урока

1 этап. Организационный. (1 минута)

2 этап. Актуализация знаний (7 минут).

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Учащиеся: Двуречье, Междуречье. (Слайд 1,2)

Учитель: А почему её так называют?

Учащиеся: Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками – Тигр и Евфрат.

Учитель: Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок). (Приложение 1)

А некоторым ученикам предстоит самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. (Дифференцированные индивидуальные задания на карточках). (Приложение 3)

(Можно вместо работы над текстом с ошибками провести игру «Чистая доска». Приложение 2. Если темп работы класса средний, то можно не останавливаться на проверке домашнего задания, а сразу же перейти к постановке проблемы).

3 этап. Постановка проблемы (5-7 минут).

Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (Слайд3) Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении. (Слайд 4)

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (Слайд 3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)

А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 5) (Запись в тетрадь)

Учитель: Какая будет тема урока?

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи. (Слайд 6) (Запись в тетрадь, чертится схема, которая заполнится на этапе рефлексии).

4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка. (15-17 мину).

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта.Какие у вас есть предположения?

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

(Организационный момент: школьники делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа)

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы. (Слайд 8)

(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса). (Приложение 4, Приложение 5)

Лабораторная работа

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Деление общества на свободных и несвободных.
2. Положение рабов.

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».
2. Система правосудия (наказания за преступления).

3 группа: Докажите, что законы защищали должников.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Положение должников.
2. Юридическая защита должников.

4 этап. Решение проблемы. (10 минут).

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Учитель: Так значит для чего нужны законы?

Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 9)

Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

5 этап. Рефлексия.(3 минуты).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Чему же посвящены законы царя Хаммурапи?

(На доске заполняется схема «Законы Хаммурапи», записывается в тетрадь).

Учитель: Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке – поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную – опустите большой палей вниз.

С какими трудностями пришлось столкнуться во время лабораторной работы над документами? Что особенно вас впечатлило?

6 этап. Домашнее задание. (2 минуты).

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

Источник

Конспект урока истории в 5 классе на тему: Законы царя Хаммурапи»

Тема урока: «Законы царя Хаммурапи»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе на тему: Законы царя Хаммурапи»»

Конспект урока истории

учитель истории, обществознания, права

Тема урока: «Законы царя Хаммурапи»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов – их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

Развивать коммуникативные и творческие способности

Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.

Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

Текст с ошибками (на каждую парту), карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания, игра «Чистая доска».

Костюмы для моделирования ситуации.

Пакеты документов для лабораторной работы.

Таблицы для работы групп.

Карточки для составления схемы на доске.

Презентация к уроку (Приложение 6), ноутбук, проектор, проекторная доска.

1 этап. Организационный. (1 минута)

2 этап. Актуализация знаний (7 минут).

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Учащиеся: Двуречье, Междуречье. (Слайд 1,2)

Учитель: А почему её так называют?

Учащиеся: Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками – Тигр и Евфрат.

Учитель: Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок). (Приложение 1)

А некоторым ученикам предстоит самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. (Дифференцированные индивидуальные задания на карточках). (Приложение 3)

(Можно вместо работы над текстом с ошибками провести игру «Чистая доска». Приложение 2. Если темп работы класса средний, то можно не останавливаться на проверке домашнего задания, а сразу же перейти к постановке проблемы).

3 этап. Постановка проблемы (5-7 минут).

Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (Слайд3) Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении. (Слайд 4)

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (Слайд 3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)

А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 5) (Запись в тетрадь)

Учитель: Какая будет тема урока?

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи. (Слайд 6) (Запись в тетрадь, чертится схема, которая заполнится на этапе рефлексии).

4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка. (15-17 мину).

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта. Какие у вас есть предположения?

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

(Организационный момент: школьники делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа)

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы. (Слайд 8)

(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса). (Приложение 4, Приложение 5)

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

1. Деление общества на свободных и несвободных.
2. Положение рабов.

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».
2. Система правосудия (наказания за преступления).

3 группа: Докажите, что законы защищали должников.

1. Положение должников.
2. Юридическая защита должников.

4 этап. Решение проблемы. (10 минут).

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Учитель: Так значит для чего нужны законы?

Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 9)

Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

5 этап. Рефлексия.(3 минуты).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Чему же посвящены законы царя Хаммурапи?

(На доске заполняется схема «Законы Хаммурапи», записывается в тетрадь).

Учитель: Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке – поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную – опустите большой палей вниз.

С какими трудностями пришлось столкнуться во время лабораторной работы над документами? Что особенно вас впечатлило?

6 этап. Домашнее задание. (2 минуты).

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).

Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).

Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать письмо рабовладельцу история 5 класс, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать письмо рабовладельцу история 5 класс", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать письмо рабовладельцу история 5 класс:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *