Письмо об отсутствии у ИП печати
Индивидуальный предприниматель может использовать печать по своему усмотрению. При ее отсутствии у контрагентов, госорганов или банков, с которыми ИП взаимодействует, может возникнуть недоверие к предпринимателю. В этом случае контрагент может запросить письмо об отсутствии у ИП печати. Предприниматель предоставляет его только по запросу, делать это каждый раз необязательно. Расскажем, как составить документ по всем правилам.
Когда и почему бывает нужна печать
Использование печати — это лишь право предпринимателя, а не обязанность. Нет конкретного закона, который бы обязывал ИП применять штамп. Однако если печать была использована хотя бы раз, то нужно ставить ее на всех документах.
Печать могут потребовать банки и крупные ООО. Первые могут отказать в открытии расчетного счета, а вторые — в сотрудничестве.
Обязательное наличие печати может быть вызвано следующими ситуациями:
Если организация сомневается в том, что его контрагент надежен и подпись неподдельная, то он может отправить ИП запрос на справку (письмо, уведомление) об отсутствии у того печати.
Как написать письмо об отсутствии печати у ИП
Документ составляют в произвольной форме. Необходимо использовать официально-деловой стиль, разговорных выражений следует избегать. Пишут письмо на белой бумаге формата А4. В тексте не должно быть орфографических и других ошибок.
Структура письма имеет такой вид:
Далее письмо отправляют на адрес контрагента, банка и т.д.
Внимание! Некоторые контрагенты отказываются работать с ИП, не использующим для заверения документов печать. Это вызвано нежеланием быть обманутым. Кроме того, наличие печати носит имиджевый характер и придает солидность партнеру. По этим причинам она до сих пор используется.
Образец уведомления об отсутствии печати у ИП
Письмо об отсутствии печати у ИП — это информационный документ, в котором предприниматель уведомляет заинтересованное лицо о порядке работы с документами только посредством личной подписи.
На каком основании ИП вправе работать без оттиска
В действующем законодательстве РФ отсутствует обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать. Ее наличие прямо не предусмотрено ни ГК РФ, ни ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ, при подписании документов предприниматель указывает «б/п» — без печати.
Но на практике не все так однозначно. Лояльность к неиспользованию оттиска закреплена не во всех нормативных правовых актах. Например, его наличие требуется:
Если деятельность ИП связана с такими случаями, то во избежание спорных ситуаций рекомендуется использовать печать.
При этом прослеживается тенденция к уходу от лишних реквизитов, проставление оттиска чаще предусматривается нормативными актами при условии его наличия, например, изменения, внесенные Федеральным законом № 82-ФЗ от 2015 года:
Кого стоит уведомить
Чаще всего контрагенты проявляют инициативу и запрашивают информацию первыми. Но ИП вправе предупредить делового партнера на стадии переговоров, чтобы исключить вопросы и пункты в договоре, которые указывают на использование печати. Уведомление вправе запросить и банк, чтобы исключить неоднозначные ситуации при заполнении банковских карточек в дальнейшем документообороте.
Как написать уведомление
Унифицированной формы документа нет. При его составлении руководствуемся обычными требованиями для делового письма:
Образец
Генеральному директору ООО «Ppt.ru»
Петрову Порфирию Петровичу
456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
От индивидуального предпринимателя
Иванова Петра Сидоровича
456789, Россия, Субъект РФ, улица Светлая, 3-5
Уважаемый Порфирий Петрович! Я, ИП Иванов Петр Сидорович, настоящим уведомляю Вас о том, что на основании норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при осуществлении предпринимательской деятельности печать мной не используется, все документы заверяются только личной подписью.
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
Об оформлении документов в случае работы ИП без печати
Перевозчик (ИП) оказывает организации транспортные услуги. Работает без печати, наше законодательство не обязывает ИП иметь печать. Но бухгалтерия обязывает ставить пометку «без печати верно» в документах и актах выполненных работ.
Вопрос.
Есть ли в законодательстве такие требования?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Действующие нормативно-правовые акты не содержат положений о необходимости наличия печати у индивидуального предпринимателя.
Ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не говорится о том, что индивидуальный предприниматель должен иметь печать. В разъяснениях УФНС России по г. Москве (Письмо от 28.02.2006 N 28-10/15239) также указано, что обязанность индивидуального предпринимателя приобретать и использовать печать при осуществлении своей деятельности действующим налоговым законодательством не предусмотрена. Действующее законодательство не обязывает индивидуальных предпринимателей иметь и использовать в работе собственную печать (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2019 N Ф07-4034/2019 по делу N А44-1599/2017).
Таким образом, наличие печати остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя.
Печать не является способом идентификации физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, хотя на практике и используется в обороте (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 N 08АП-5755/2015 по делу N А46-16903/2014).
Законодательство не содержит указания на обязательность наличия у индивидуального предпринимателя собственной печати или обязанность предпринимателя использовать печать при осуществлении своей деятельности, а следовательно, не является нарушением законодательства ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без печати (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.05.2018 N Ф10-1162/2016 по делу N А64-1376/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 13.07.2018 N 310-ЭС18-10136 отказано в передаче дела N А64-1376/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2017 N Ф06-28031/2017 по делу N А12-12456/2017).
Законодательно не закреплено ИП, иметь печать, на месте печати ИП может написать б/п. В Законодательстве не прописано, что для подтверждения подписи, ИП нужен какой- либо штамп. Подлинность документа Индивидуальный предприниматель подтверждает подписью.
С нашей точки зрения, письма от индивидуального предпринимателя с указанием об отсутствии у него печати вполне достаточно для обоснования того, что на накладной отсутствует печать принимающей стороны.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в декабре 2020 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Печать для ИП: можно ли без неё обойтись?
Индивидуальный предприниматель имеет право работать без печати и заверять документы только своей подписью. Но бывает, что отсутствие печати приводит к сложностям или ограничениям.
В каких случаях печать нужна
Важно. Если у индивидуального предпринимателя нет печати, то будет достаточно только его подписи в первичных документах: трудовых книжках, путевых листах, на товарных чеках, накладных, приходных кассовых ордерах.
В каких ситуациях желательно иметь печать
Оформлять договоры с крупными компаниями сложнее, если ИП работает без печати. Для таких организаций печать — дополнительная гарантия надёжности контрагента.
ИП без печати в этой ситуации может по требованию организации составить письмо об её отсутствии.
Важно. Требуя письмо, компании защищают себя от распространённой мошеннической схемы. Если у индивидуального предпринимателя есть печать, а он скрывает этот факт, то договор с одной подписью можно признать недействительным.
Письмо составляется в произвольной форме. В нём указываются все реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, ИНН и ОГРНИП.
Плюсы и минусы печати для ИП
Недостатки наличия печати для индивидуальных предпринимателей не существенны.
1. На изготовление и ремонт печати нужно потратить деньги, но эти суммы будут не значительны. В среднем изготовление печати обходится от 200 до 1000 рублей.
2. Печать всегда должна быть под рукой, чтобы не затягивать заключение договоров и заверение финансовых документов.
3. Печать можно потерять или её могут украсть. Это высокий риск, потому что печатью могут воспользоваться мошенники и придётся тратить время на её восстановление.
Если у ИП есть печать, то можно:
Нужно ли регистрировать печать в налоговой
Налоговую и другие ведомства не нужно уведомлять о том, что ИП использует печать, но её можно зарегистрировать в ФНС, ОВД, торгово-промышленной палате.
Налоговая не ведёт реестр печатей, но, получив запрос ИП, может зафиксировать в своих базах информацию о ней. Изготовители печатей тоже могут вести свой реестр.
Предприниматели регистрируют печать, чтобы защитить себя от мошенничества с поддельными печатями. Если она не зарегистрирована, в суде признают действительной любую печать, на которой указаны данные ИП.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что важно ещё сделать после регистрации бизнеса?
Чтобы получить полноценный ответ на вопрос, пройдите курс молодого ИП. За 11 уроков по 5-10 минут мы постараемся рассказать всё, что нужно знать начинающим ИП: от выбора банка для открытия счёта и оформления документов по сделкам до расчёта налогов и проверок контролирующими органами.
Статья актуальна на 01.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
За семью печатями: зачем нужна печать организациям и ИП
Законодательная отмена печатей
Обязательное использование печатей при оформлении документов на законодательном уровне было отменено еще 7 апреля 2015 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Он внес изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В соответствии с поправками ООО и АО были освобождены от обязанности применять печати при документальном оформлении совершаемых действий и операций. В то же самое время за ними сохранили право иметь печати, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Таким образом, применение печатей из обязанности трансформировалось в право организаций. При этом сам закон об отмене печатей все же оговаривал ряд случаев, при которых организации обязаны их использовать:
Приняв к сведению данные нормы, ряд организаций внесли в свои уставы необходимые изменения, прописав в них обязанность по применению печатей. Другие же продолжили работать, как и прежде, применяя печати к месту и не к месту по любому поводу. Все эти обстоятельства привели к тому, что печати используются некоторыми организациями и ИП даже сейчас, в эпоху повсеместного внедрения ЭДО и всеобщего перехода к электронным цифровым подписям.
Нужна ли печать на документах
По существующим правилам организации действительно обязаны применять печати в тех случаях, когда их использование предусмотрено соответствующим специальным законом (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Данное правило действует с 2015 года.
Вместе с тем с указанного момента во все законодательные акты, которые ранее обязывали применять печати, была внесена оговорка, согласно которой печати применяются только при их наличии.
Например, сейчас ст. 18 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» гласит: «копии учредительных документов должны заверяться печатью юридического лица (при ее наличии)».
Аналогичная оговорка добавлена и в другие федеральные законы, в которых так или иначе говорится о печати организаций.
То есть сама организация решает, использовать печать или нет. Если у организации нет печати и ее использование не прописано в уставе, в документах печать не проставляется.
То же самое касается и налоговой отчетности. Вся налоговая отчетность, сдаваемая в электронном виде, оформляется электронными цифровыми подписями. Никакие печати в ней не проставляются.
Те же организации и ИП, которые отчитываются на распечатанных бланках, также могут не использовать печати в налоговой отчетности, поскольку НК РФ не устанавливает соответствующих требований. Налоговики в любом случае примут отчетность, если она подается по установленной форме и в ней содержатся все необходимые подписи.
Нужна ли печать в первичке
Перечень обязательных реквизитов первичных документов приводится в ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В первичном документе в обязательном порядке должно быть указано его наименование, дата составления, наименование составителя, содержание факта хозяйственной жизни и т.д.
Кроме того, первичные документы должны содержать подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Печать организации в числе обязательных реквизитов первичного документа не значится.
Следовательно, ее отсутствие не влияет на юридическую силу документа и не мешает подтверждению факта хозяйственной операции.
Нужна ли печать в договорах
Не требуется проставление печатей и в гражданско-правовых договорах. Дело в том, что в соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку.
Письменная форма считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных технических средств. Требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. В том числе и электронная подпись.
Скрепление же сделки печатью является всего лишь дополнительным требованием к ее форме, обязательность которого может быть установлена только соглашением сторон (абз. 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ).
Если стороны договора до его заключения не договариваются об использовании печати, то использовать ее не обязательно. Поэтому отсутствие в договоре печати не умаляет его юридической силы и не является основанием для признания сделки незаключенной (см., например, постановление Арбитражного Суда Московского округа от 18.03.2015 № А40-26749/13).
То, что печать не является обязательным реквизитом договора и может вообще не проставляться при совершении сделок, Верховный суд признавал еще до момента законодательной отмены обязанности по использованию печатей (см., например, определение ВС РФ от 27.10.2014 № 308-ЭС14-1964).