Как быстро написать впечатляющую речь
Правила, которые подойдут для любого случая.
Дебора Грейсон Ригел — CEO и главный коуч фирмы Talk For Support, где обучают навыкам коммуникации и презентаций.
Нет ничего хуже, чем пялиться в пустой экран и мучительно думать, как же вам начать эту речь. Особенно если над вами угрожающе висит дедлайн. Пугающая задача, да еще под давлением, приводит к тому, что просто руки опускаются.
Но подойдите к делу стратегически. Я помогаю многим занятым людям подготовиться к выступлениям и вывела три простых шага, которые позволяют быстро перейти от придумывания речи к ее произнесению.
Шаг 1: Подготовьтесь
Важно потратить несколько минут на размышления о том, чего вы хотите добиться своей речью или презентацией. Как заметил великий Йоги Бера, «если вы не знаете, куда идете, то окажетесь где-то еще». Поэтому несколько минут подумайте над следующим:
Что это за выступление? Распространенные типы — информационное (преподавание, инструктирование), убеждающее (ваша цель — изменить убеждения и поведение людей), эмоциональное (нацеленное на эмоциональную реакцию).
Кто ваша аудитория? Что они уже знают об этой теме? Что, по их мнению, является правдой, а что нет? Чего они хотят? На что они надеются? Чего боятся?
Что должна почувствовать аудитория? Что вы хотите, чтобы они сделали? Выберите 1-3 вещи, которые вы хотите донести до них (исходя из того, что они уже знают или во что верят, на что надеются, чего хотят, чего боятся, и что вы хотите, чтобы они поняли), которые затем побудят их сделать то, что вы от них хотите? При возможности придерживайтесь трех главных пунктов. Два побуждают к выбору («или»-«или»), четыре слишком напрягают.
Какова ваша собственная точка зрения? Нейтральная речь — скучная речь!
Шаг 2: Организуйте информацию
Исследования психологии потребления показывают, что когда вы даете людям слишком много выбора и слишком много информации, внимание рассеивается, и они в итоге не покупают ничего. Когда вы ждете от аудитории, что она «купит» то, о чем вы говорите, нужно, чтобы идеи были максимально простыми и незамутненными. Вот простая схема, которой можно следовать и которая сохранит внимание аудитории.
Введение, привлекающее внимание. Используйте цитату, историю, вопрос, статистический показатель — что-то, что как можно быстрее зацепит людей. «Доброе утро, и спасибо, что меня пригласили» — это не слишком захватывающее начало. Помните — это ваш единственный шанс донести до слушателей, что вас стоит слушать.
Коротко о главном. Дайте слушателям понять, о чем пойдет речь: «Сегодня мы поговорим о…» Старое высказывание — «скажите им, о чем вы им расскажете, расскажите это, а потом скажите, о чем рассказали» — совершенно правильное. (Еще можете добавить, какие выгоды слушатели получат от вашей презентации. Это вдохновит их слушать внимательнее!)
Пункты 1-3. Обоснуйте свой тезис. Эти главные пункты должны строиться на том, что вы готовили раньше (что вы хотите, чтобы аудитория узнала или поняла). Чтобы ваши тезисы резонировали со слушателями, добавьте истории, статистику, примеры из новостей и популярной культуры, цитаты экспертов и личный опыт. Но не нужно запихивать все это в каждый пункт. Выберите один-два способа оживить каждый пункт и двигайтесь дальше.
Краткое содержание речи. Расскажите людям, что вы только что им рассказали. (Это серьезно — наша память коротка, а наше внимание улетучивается быстро.)
Вопросы и ответы. Некоторые думают, что вопросы стоит оставить под самый конец. Но ведь в таком случае вы позволяете аудитории определить, какой темой и в каком тоне закончится выступление. Вы слишком много старались, чтобы это допустить! Проведите вопросы и ответы до того, как подведете итог выступления, чтобы закончить его на своих условиях.
Заключение. Аудитория запомнит лучше всего то, что услышала последним. Завершите незаконченные мысли, выскажите последний вдохновляющий вывод, который подтолкнет людей думать и действовать иначе, и закончите эффектным и запоминающимся высказыванием. Что еще лучше — чтобы эти последние слова отсылали к началу выступления, тогда оно будет восприниматься как полностью завершенное.
Шаг 3: Выступайте увлеченно
Ваша задача — не просто пережить свое выступление, но продемонстрировать сопереживание, юмор, свой стиль. Встречайтесь со слушателями глазами, используйте жесты, чтобы генерировать энергию, ходите по комнате (не слишком много), и пусть ваш голос и ваше лицо будут живыми: вы должны показать, что вас действительно волнует ваша тема и ваша аудитория. Не стойте на месте — делайте что-то.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Советы по подготовке речи для выступления
Хочу поделиться с вами несколькими советами о том, как написать хорошую речь для публичных выступлений. Они помогут тому, кто хочет выступить так, чтобы его поняли и оценили.
Сразу говорю — я настоятельно не рекомендую вам читать то-то с бумажки перед публикой (если, конечно, вы хотите быть услышанным). Читать текст в бумажки — стыдно и неуважительно, подглядывать в тезисы своего выступления — умно и допустимо. Я советую вам иметь полную речь своего выступления, но рассказывать ее по тезисам.
Хорошую речь написать не просто, и главная трудность — начать ее. Порой бывает жалко смотреть на то, как крутой специалист, лучше всех в галактике разбирающийся в предмете часами не может связать несколько предложений, нервничая и комкая бумагу. А все потому, что он пытается писать речь с начала — так она не пишется.
После того, как все будет написано — начните читать все вслух, отмечая «кривые места» (или переформулируйте их сразу же). Слишком сложные и излишне подробные куски сокращайте или смело выбрасывайте. Не правьте текст речи более двух раз в течение одного дня — вы легко забьете себе нюх и можете «слишком исправить». Пара пробежек по тексту и достаточно, продолжите завтра. Также вы можете подключить к процессу улучшения речи друзей или родственников. Для этого ее нужно прочитать вслух, а затем обсудить все, что слушателям показалось странным или непонятным.
Конечная стадия написания текста речи — сокращение. Как говорили авторы книги ReWork, «написали книгу — а теперь сократите ее в два раза». Вы засекали время когда читали речь вслух? Укладываетесь в регламент? А нужно уложиться — смело сокращайте все! Также не забудьте сократить с небольшим избытком — 20% времени вы потратите сами того не замечая, на случайные вопросы и на небольшие «задумки».
В результате всего на руках у вас останется красивая и понятная речь. Следующий шаг — подготовка тезисов выступления. Именно с ними вы будете выступать (точнее, их вы будете подглядывать в них при случае).
Помните, мы откладывали в сторонку список тезисов выступления? Вот он-то нам и нужен. Его нужно доработать с учетом измененной речи. Не забывайте — на каждый тезис одно предложение.
Все, что останется после этого — учить речь. Не старайтесь бездумно зазубрить ее. Просто прочитайте ее пять-шесть раз, а потом, положив перед собой тезисы, попытайтесь спокойно рассказывать по плану. Пара-тройка прогонов и вы практически готовы.
Статья написана авторами BigIdeas специально для хабрасобщества.
Как написать блестящую речь за полчаса
Подготовить выступление буквально за каких-то полчаса не так уж и сложно, конечно, если ты эксперт в своем деле и у тебя есть наша инструкция. О том, как справиться с поставленной задачей, рассказывает Екатерина Кононова, генеральный директор и учредитель агентства по личному брендингу BAKE Pro.
Прежде чем приступать к подготовке выступления, подумай, чего именно ты хочешь добиться своей пламенной речью. Может, изменить убеждения или поведение людей, может, вызвать эмоциональную реакцию собравшихся, или мечтаешь чему-то научить аудиторию.
генеральный директор и учредитель агентства по личному брендингу BAKE PRO
Ответь на вопросы
Кто твоя аудитория? Чего эти люди хотят, чего боятся? Ответы именно на эти два вопроса помогут сделать вступление сильным, эмоционально наполненным, и по-настоящему привлекут внимание аудитории. И все потому, что ты будешь чувствовать и озвучивать «боли» собравшихся. Начни свою речь правильно. «Доброе утро, я очень рада, что меня пригласили выступить здесь» — плохое, скучное начало. Внимание людей так не завоюешь, поэтому сразу с «боли». С того, что ты пришла сюда, чтобы помочь от этой «боли» избавиться. Например, ты презентуешь керамическую сковородку. Какая у аудитории «боль»? Нет времени готовить еду по полтора часа, а потом еще столько же мыть посуду. Очень хочется сократить время готовки, чтобы после работы отдохнуть. Строй выступление по принципу «Боль — Больше боли — Надежда — Решение». Третий вопрос, на который нужно найти ответ — что ты хочешь, чтобы слушатели сделали после твоего выступления. Например, совершили покупку, начали заниматься спортом, пересмотрели питание, поменяли отношение к своим постам в социальных сетях. Выбери одну-три мысли, которые планируешь донести до аудитории. Вот их-то и надо раскрыть в своей речи.
Напиши план
Честно скажем, что полчаса, конечно, слишком мало, чтобы написатьполноценную зажигательную речь, поэтому обязательно напиши краткий план своего выступления. Ограничься тезисами. Это могут быть как предложения, так и просто ключевые слова. Делай так, как тебе привычнее и удобнее. К каждому пункту найди факты, статистику и зафиксируй. Пространные рассуждения — это, конечно, здорово, но без конкретики они не цепляют. Чтобы точно найти отклик в сердце аудитории, сделай цифры более близкими и понятными. Так, в 2001 году, когда Стив Джобс представлял IPod, он сказал, что продукт имеет 5 ГБ памяти на жестком диске. Мало кто мог понять, что значит это число. Джобс пояснил: «Этого достаточно для хранения 1000 песен». А дальше усилил свою речь, добавил, что все эти песни могут поместиться в кармане! Доходчиво, да?! В том случае, если тебе сложно выступать на основе тезисов, вступай в диалог с аудиторией. Обозначь тезис, а дальше предложи задавать вопросы. Это проще, чем импровизировать, конечно, лишь в том случае, если ты эксперт в своей теме.
Подведи итоги
После отработки каждого тезиса подводи итоги, резюмируй, что ты только что рассказала. Нет, серьезно! Наша память коротка, в потоке речи мы часто теряем самую суть. Поэтому не ленись и не стесняйся — подводи итоги ирасставляй акценты.
Закончи речь правильно
Последние слова выступления должны вернуть аудиторию к «боли», с которой началась твоя речь. Только теперь предложи людям еще и решение проблемы.Скажи что-то такое, что непременно замотивирует собравшихся на действие. Подготовкой заключительной части выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе оно покажется незаконченным. Более того, финальные слова надо выучить назубок, ведь яркая концовка всегда запоминается!
Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки
По словам Наполеона Бонапарта: «Не умеющий держать речь карьеры не сделает». Во все времена люди уважали тех, кто умел говорить и завладеть вниманием слушателей. На сегодняшний день умение красиво говорить необходимо не только актёрам и политикам. И логично начинать подготовку публичного выступления с того, чтобы составить текст публичной речи, не так ли?
Всё более серьёзные позиции занимает интернет-деятельность. Блогерам и ведущим видеоканалов необходимо произносить речи различного характера для видеосъемки, тренерам и экспертам — для выступления онлайн на вебинарах, записи обучающих материалов и продающих роликов.
Как известно, цель публичной речи в том, чтобы внести изменение в поведение слушателей и зрителей, воздействовать на их разум и чувства. Поэтому стоит в первую очередь определиться с жанром вашей речи.
Современная классификация речей по жанрам
1. Социально-политические речи
2. Академическое красноречие
3. К судебным речам относятся
4. Социально-бытовые речи
5. К богословско-церковным можно причислить
Разумеется, что чаще всего в обыденной жизни мы используем социально-бытовой жанр. А вот для рабочих моментов нынче актуальны:
Если ещё лет 10-20 назад пользовались популярностью познавательные лекции, то сейчас интерес широкой аудитории к ним почти исчерпан. Теперь в фаворе интерактивные публичные выступления: семинары (вебинары), мастер-классы, тренинги.
Наиболее востребованный вид речи для бизнеса в интернет — это убеждающая короткая речь с призывом. К ней можно отнести разнообразные презентации продуктов и услуг, приглашения на мероприятия и даже самопрезентации.
Как правильно составить публичное выступление
Грамотно составленная речь всегда имеет 3-частную форму: вступление, основную часть и заключение. Еще в древности, когда наука риторика была в большом почете, особое внимание уделялось началу речи, которое и тогда рекомендовалось, и сейчас рекомендуется выступающим — заучить.
Несмотря на то, что вы, возможно, потратите больше всего времени именно на его создание, звучать оно должно очень естественно. Вот 4 беспроигрышных варианта, с которых можно начать:
Какие элементы должны обязательно содержаться в убеждающей речи?
2) Обоснования – базируются на человеческих ценностях:
И аргументы, и обоснования очень важны, ведь люди по типу восприятия разные — кто-то лучше воспринимает, к примеру, цифры, а кто-то лучше реагирует на обоснования. Главная цель убеждающей речи — побудить слушателей/зрителей совершить какое-то действие.
Чтобы ваша речь убеждала слушателей, и не позволила им переключить своё внимание обязательно используйте риторические приёмы: метафоры, сравнения, эпитеты. Погружайте их в определенную атмосферу или обстоятельства. Приводите примеры, найдите моменты, где в вашей речи можно было бы использовать юмор.
Финал или заключение речи зависит от выбранного вами жанра. Для информационных и обучающих выступлений лучше всего подвести итоги сказанного, как говорил А. В. Суворов “Повторение — мать учения”.
Агитационные, рекламные речи всегда заканчивайте призывом, и вряд ли вам подойдет “Да здравствуют мир, труд, май!” (хотя конечно можно пожелать им здравия :)). Гораздо больше подойдут глаголы в повелительном наклонении, призывающие что-то сделать: подпишитесь, приходите, возьмите визитку, запишите контакты и т.п.
ВАЖНО! Никогда не завершайте свою речь по примеру Добрыни Никитича из м/ф про 3-х богатырей: ну вот так вот как-то…
Если вы — эксперт, мастер своего дела, то познакомьтесь с алгоритмом убеждающей речи, которая аргументирует ваше мнение с помощью примеров. Смотрите фрагмент из тренинга Майкла Бэнга «Мастерство публичных выступлений». Майкл Бэнг, лучший продавец мира 1990-х годов, основатель «Международной школы продаж» и один из самых востребованных консультантов в Европе.
Примеры текстов для публичного выступления
Натали Портман прославилась в 13 лет, сыграв роль девочки-подростка в фильме Люка Бессона «Леон» (Léon), которая дружит с наёмным убийцей Леоном (Жан Рено).
Она проявила свой талант и в других своих работах, но окончательно покорила сердца зрителей, сыграв роль Падме Амидалы, королевы планеты Набу в фильме Джорджа Лукаса «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза».
Речь Натали Портман (с русскими субтитрами) перед выпускникам Гарварда 2015
В её тексте публичной речи сквозит важная мысль, которую она хотела донести выпускникам Гарварда — это личное развитие, единственная вещь, в которой мы точно можем быть лучшими. Личное формирование — это одна из тем, которая затрагивается в фильме «Черный лебедь», где её персонаж Нина становится артистически успешной тогда, когда она обнаруживает удовольствие в совершенствовании себя, а не тогда, когда пытается другим казаться идеальной.
«Примите свои недостатки в знаниях и обратите это себе на пользу» — сказала Натали Портман и рассказала историю одного знакомого известного скрипача, который поведал ей, что он не может стать композитором, потому что знает слишком много музыкальных произведений и когда начинает писать ноты, то ему сразу же на ум приходит знакомое, уже существующее сочинение.
Натали полагает, что незнание того, с чем предстоит столкнуться выпускникам — одно из преимуществ. «Вы можете сочинять, потому что ваш разум еще не заполнен огромным количеством произведений, и вы не считаете многие вещи само собой разумеющимися. Единственный правильный способ сделать что-либо знаете только вы сами. Вы, сегодня здесь собравшиеся, достигните многих выдающихся вещей. У меня нет сомнений по этому поводу.»
Публичная речь Стивена Спилберга перед выпускниками Гарвардского университета 2016
«Я создаю миры, которые существуют всего два часа. Вы — мир, который будет жить вечно» — режиссер, продюсер и сценарист, миллиардер, и один из самых известных людей на планете Стивен Спилберг выступил в своей речи перед выпускниками Гарварда в мае 2016 года.
Стивену пришлось потратить 37 лет, чтобы получить диплом, а все потому, что на втором курсе колледжа ему предложили работу мечты на Universal Studios, так что пришлось бросить учебу. Тогда он сказал своим родителям, что, если с кино не сложится, он вернется в университет.
Но все отлично сложилось. И мир увидел «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», «Челюсти» и тетралогию об Индиане Джонсе. Вернулся Стивен Спилберг в университет из-за своих детей, которых у него семеро.
Поскольку он настаивал, воспитывая их, на важности высшего образования, но сам этот путь не прошел, поэтому в пятьдесят лет поступил в университет штата Калифорния — Лонг-Бич, и все-таки получил диплом. Признается, что палеонтологию ему зачли благодаря «Парку Юрского периода».
Публичная речь Марка Цукерберга перед выпускниками Гарварда 2017
Марк Цукерберг — американский программист и предприниматель в области интернет-технологий, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook и руководитель компании Facebook Inc.
Самый молодой долларовый миллиардер в истории человечества, не окончил этот университет, но получил почетную степень доктора юриспруденции. Эмоциональная речь Марка Цукерберга «Величайший успех приходит благодаря возможности ошибаться» вдохновила целый мир.
Его текст публичной речи содержит такой ключевой фрагмент:
«В нашем обществе мы часто не совершаем больших поступков, потому что так боимся совершить ошибку, что игнорируем все плохое, существующее в обществе сегодня, и ничего не делаем. На самом деле, у всего, что мы делаем, в будущем будут недочеты. Но это не должно помешать нам начать.
Так чего же мы ждем? Пришло время дел, которые определят наше поколение. Как насчет того, чтобы остановить изменение климата до тех пор, пока мы разрушим планету, и вовлечь миллионы людей в процесс создания и установки солнечных батарей.
Как насчет того, чтобы вылечить все болезни и попросить волонтеров отслеживать данные о своем здоровье и делиться геномами? Сегодня мы тратим в 50 раз больше на то, чтобы лечить больных, чем на поиск средств, которые бы позволили людям не болеть. Это бессмысленно. Мы можем это исправить.»
Полный перевод на русский вы можете прочесть на сайте «Настоящее время».
Этапы подготовки публичной речи
Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки:
Часто мы восхищаемся и переслушиваем речи великих ораторов. Были ли эти речи импровизациями? Нет — конечно же их готовили!
Известна цитата Марка Твена: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь». Он готовился к тому, «что» будет говорить и «как». После подготовки смыслов своей речи очень важно тренироваться ее произносить.
Даже если вы освоили интонации, немаловажную роль также имеет эмоциональность речи — чередование улыбки и серьезности, замедлении и ускорения. Также важно найти логические ударения в этом тексте — на каких словах надо усилить голос, где сделать паузу.
«Что» и «как» — 2 стороны одной медали. Если у вас отличное «что» — смысловая нагрузка, логика изложения, но «как» хромает, никто не захочет вас слушать. И наоборот — с «как» все в порядке — речь льется невообразимо, к сожалению, без глубоких смыслов мы никогда не вспомним эту речь, и уж, тем более, у нас не возникнет мысль взять карандаш и начать конспектировать.
Пламенная речь: как подготовиться к публичному выступлению
Автор фото, Thinkstock
Почти каждый, кто выходит к микрофону, мог бы говорить более уверенно и убедительно. Для этого нужно научиться руководствоваться несколькими принципами и избегать трех ораторских ошибок.
В начале своей карьеры Макдональд проводил семинар с сотрудниками Армии спасения в Лос-Анджелесе. Он стоял близко к слушателям с микрофоном, прикрепленным к галстуку.
Он попытался не обратить внимания на случившееся, но не тут-то было. Женщина в первом ряду громко обратилась к своей соседке со слуховым аппаратом.
«Вы слышали, сестра Тереза, он хочет, чтобы мы пукнули. Но как это поможет нам сфокусироваться на цели?»
Такие ситуации, конечно, встречаются редко, но существует несколько распространенных ошибок, которыми грешат и достаточно опытные ораторы.
Впрочем, почти каждый, кто выходит к микрофону, мог бы говорить более уверенно и убедительно, научившись руководствоваться несколькими простыми принципами.
Говорите скромно, старайтесь быть искренним со своей аудиторией и завоевывайте ее доверие оригинальными метафорами, советуют эксперты.
Ну и не забывайте, что в эпоху смартфонов любой «ляп» может быть увековечен в интернете. А значит, речь должна быть тщательно подготовлена.
Автор фото, Getty Images
Искренность оратора проявляется не только в словах, но и в жестах и движениях, то есть языке тела
Поговорим о трех главных ошибках ораторов и о том, как их избежать.
Ошибка 1: Неискренность
В выступлении на TED, собравшем 1,2 млн просмотров, женщина рассказывала о том, как людей с инвалидностью превращают в объект, и объясняла, почему она не хочет быть образцом для подражания только в связи с этим.
На сцене она была в инвалидной коляске, и у зрителей не возникало никаких вопросов о важности этой проблемы для нее.
Внимательная аудитория мгновенно распознает самозванца.
Вот почему вам не удастся привлечь внимание слушателей, если вы искренне не заинтересованы в теме вашего выступления и если вы не сможете объяснить ее чрезвычайную важность для вас, говорит Андреас Франкен, тренер и консультант по публичным выступлениям из Бонна, Германия.
Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти
Люди не просто слушают ваши слова, они также чувствуют, что происходит на сцене, и соответственно решают, стоят ли ваши идеи их внимания.
Если аудитории не понятно, почему вы об этом говорите, или они видят гипертрофированное эго оратора, они обязательно спросят себя: «Почему я должен этому верить?»
Однако искренность или, наоборот, фальшь проявляются не только в словах, но и в жестах и движениях, то есть языке тела, за которым обязательно следит аудитория.
Посмотрите, например, приветствие госсекретаря США Джона Керри после его назначения кандидатом от Демократической партии на президентских выборах 2004 года.
Автор фото, Getty Images
Внимательная аудитория мгновенно распознает неискренность оратора
Он поднял руку и сказал: «Я, Джон Керри, беру на себя обязанности». Как отмечает Франкен, «Кэрри выглядел напряженным, и это вызвало сомнения в искренности его намерений».
Ошибка 2: Высокомерие
Ничто не выглядит так тщеславно и эгоистично, как незнание своей аудитории и ненадлежащее к ней обращение.
Например, когда исполнительный директор международной компании на телеконференции со всеми подразделениями приветствует сотрудников словами «Доброе утро», но у многих из них уже далеко не утро. Такой пример приводит Джоан Дэтц, международный спичрайтер и автор книги «Как написать и произнести речь».
Давайте не забывать, что мы стремимся повлиять на нашего слушателя, захватить его новыми идеями или побудить к новым решениям.
Если аудитория чувствует, что оратор больше сосредоточен на самом себе, убедить ее будет гораздо сложнее.
Джуди Гулд, консультант медицинских неприбыльных организаций из французского города Альби вспоминает выступление профессора из престижного американского университета, которое слушатели совсем не восприняли, поскольку ее речь не учла европейскую ментальность.
Автор фото, Unsplash
Важно показать своим слушателям, что вы знаете, кто они
Ошибка 3: Неуместные метафоры
Когда бывший офицер ВМС Крис Перри занял пост главного исполнительного директора Совета независимых школ Великобритании, он заметил, что военный лексикон начал просачиваться в его речь.
Его выступление о необходимости школьных реформ было хорошо сдобрено милитаристскими метафорами, но, как выяснилось позже, на педагогов они не производили нужного впечатления.
Вскоре после своего выступления в 2008 году Перри ушел с должности.
Большой ошибкой Перри оказалась неуместная риторика. Британский профессор лингвистики Джон Чартерис-Блэк утверждает, что метафоры работают на подсознательном уровне, помогая людям справиться с чувством неопределенности, которое возникает в результате изменений.
Автор фото, Unspalsh
Удачная речь убеждает слушателей в вашем образе мышления
Но использование неудачных сравнений или образов, неуместных для определенной аудитории, вызывает хаос.
Последствия таких ошибок обычно очень заметны. Люди, как правило, используют около шести метафор в минуту, говорит Саймон Ланкастер, спичрайтер из Лондона и автор книги «Гид по написанию речей».
Если бы Перри использовал природные метафоры, такие как «ветер перемен», «мрачные перспективы» или «признаки роста», ему, наверное, удалось бы завоевать симпатии слушателей.
В бизнес-кругах хорошо воспринимаются метафоры со значением путешествий, например «бурные волны» в контексте трудного экономического периода. А в политике распространена лексика религии и морали. Вспомним «ось зла» бывшего президента США Джорджа Буша.
Когда одни и те же метафоры используют постоянно, они быстро теряют свое остроумие и становятся избитыми. У слушателей это вызывает скуку.
В противном случае неизбежной становится «метафорическая коллизия». По этому поводу Ланкастер вспоминает Национальную службу здравоохранения Великобритании.
Ее руководители обычно используют автомобильные сравнения, например «ускорение реформ» или «двигатель перемен», тогда как врачи говорят на языке военных метафор («борьба с раком» и «перебрасывание ресурсов на передовую»).
Удачная речь убеждает слушателей в вашем образе мышления. И достигается это с помощью вашей харизмы, энергии, подхода и выбора слов.
Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram