Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.
Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.
Оценка содержания и речевого оформления:
Школьники (особенно те, кому вскоре предстоит сдача таких важных экзаменов, как ОГЭ и ЕГЭ) не понаслышке знают, что такое изложение. По некоторым причинам эта письменная работа часто вселяет в детей неподдельный страх: им тяжело запоминать и излагать мысли другого человека. Поэтому очень важно учить ребенка писать изложения с самой начальной школы и давать ему достаточно практики в этом не самом простом виде письменной работы.
В целом, изложение представляет собой особый вид письменной (реже устной) работы, при которой ученику предстоит воспроизвести по памяти услышанный текст, часто в подробностях и с сохранением авторского стиля.
Главное в данной работе – верно запомнить и передать содержание услышанного произведения.
В процессе написания подобных работ человек формирует множество важных навыков не только с точки зрения уроков по русскому языку или литературе, но и в целом для своего успешного развития как личности.
В частности, ребенок учится:
воспринимать информацию и концентрироваться на ней;
писать логически стройные и последовательные тексты;
выделять основные мысли рассказов;
воспринимать и соблюдать те или иные особенности стиля речи;
запоминать большие объемы информации.
Поэтому во время работы над изложением важно, чтобы ребенок был сконцентрирован на внимательном прослушивании произведения и мог беспрепятственно воспринимать ключевые мысли.
Изложения бывают нескольких видов. Но прежде, чем перейти к этому вопросу, важно обозначить, какие существуют типы текстов вообще.
Этот вид текста представляет собой последовательный пересказ каких-либо событий. Грубо говоря, повествование является рассказом, в котором присутствует сюжет и события логически следуют одно за другим.
С точки зрения построения, этот тип текста является самым простым, и именно их учителя берут в качестве первого опыта написания как изложений, так и сочинений.
В этих текстах упор автора идет на то, чтобы дать словесный портрет какого-либо человека, описать пейзаж, явление и тому подобное. В развитии детей изложения-описания являются следующим после повествования шагом.
Если в случае с повествованием не составляет особого труда по памяти воспроизвести ход событий, то у описаний структура несколько свободнее. Кроме того, тексты-описания насыщены различными эпитетами, что затрудняет запоминание.
Самый непростой вид текстов, в том числе для изложений. Здесь важно обратить внимание, как автор выдвигает суждение и, подкрепляя свое мнение примерами, доказывает его и делает вывод. Этим рассуждение сильно отличается от других типов текста.
Сложность составляет определение учащимся главной мысли автора. Кроме того, в текстах-рассуждениях очень много риторических размышлений, различных умозаключений, сравнений. Такие тексты пишут ученики старших классов.
Итак, по форме текста изложения можно поделить на изложения-повествования, изложения-описания и изложения-рассуждения. При этом редко текст представляет собой чистую форму того или иного типа. Обычно это синтез двух, а то и сразу трех форм, например, повествование с элементами описания и рассуждения.
По размеру конечного результата изложения также делят на следующие виды:
подробное – то есть максимально приближенное к исходному тексту с сохранением характерного стиля автора;
краткое – здесь задачей учащегося является передача только главного смысла рассказа;
выборочное – изложение только заданного учителем фрагмента.
При написании изложений следует опираться на следующий алгоритм действий:
Определить тип текста – повествование, описание, рассуждение.
Определить стиль текста – деловой, научный, публицистический, художественный.
Выявить особенности авторского стиля, будь то сложные предложения, инверсивный порядок слов в предложениях или обилие риторических конструкций.
Выявить главную мысль текста.
Определить второстепенные мысли и фрагменты текста.
Грамотно составить план изложения.
Для того, чтобы написать план изложения, при первом прослушивании текста необходимо мысленно разбить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.
Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов.
Пример плана изложения
Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.
Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.
При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть. В данной работе ценится умение ребенка вычленить из рассказа главную мысль и донести ее, не меняя местами фрагменты и сохраняя авторский стиль.
Следующая памятка поможет ребенку овладеть техникой написания кратких изложений:
Определить главную мысль в тексте, отбросить второстепенное.
Вычленить микротемы (абзацы или смысловые фрагменты) и составить план.
Избавиться от малозначительных деталей: лирических отступлений, риторических конструкций.
Обобщить материал: некоторые эпизоды текста можно передать одним предложением.
Упростить языковые конструкции: заменить сложные предложения простыми, убрать однородные члены и синонимичные конструкции, повторы, прямую речь.
Ни в коем случае нельзя менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными и менять авторский стиль. Это может существенно отразиться на итоговой оценке за изложение.
Этот вопрос особенно актуален для учащихся девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдача государственных экзаменов. Основная сложность написания изложений по аудио заключается в том, что запись невозможно «попросить» повторить фрагмент или читать медленнее, и ученику приходится подстраиваться под обычно неторопливый, но все-таки достаточно бодрый темп диктора.
Для того, чтобы научить ребенка писать изложение по аудиозаписи, необходимо предоставить ему очень много практики. Здесь придется проявить настойчивость – из-за большого количества требований дети не любят этот вид работы.
Писать изложения можно не только с помощью специально озвученных квалифицированными педагогами текстов для тренировки перед экзаменами, но и прослушивая, например, подкасты, новости или аудиокниги.
Во время прослушивания аудиозаписи очень важно писать конспект. При этом ученику нужно не бояться делать большие отступы между тезисами: при втором прослушивании в них будет удобно вписывать дополнительную, пропущенную при первом прослушивании, информацию.
Итак, наступил момент проверочной работы, и ребенок уже сидит за столом и готовится слушать текст. Важным этапом работы является подготовка к ней – ученику нужно сделать глубокий вдох (или дыхательную гимнастику, если ситуация и время позволяют), взять удобную и хорошо пишущую ручку, приготовить несколько листов чистой бумаги. Все это поможет сосредоточиться на тексте.
Во время прослушивания ученик должен с использованием сокращений записывать тезисы, делая большие отступы между записями. При первом прослушивании важно понять главные мысли и значимые слова в тексте, а также определить тип и стиль излагаемого текста.
Между первым и вторым прослушиванием учащийся должен составить план изложения.
При втором прослушивании ученик дополняет тезисы и план добавочной и второстепенной информацией, уточняет, правильно ли он понял главную мысль и не упустил ли он какие-либо важные для понимания и передачи авторского стиля слова и фразы.
Как только ученик напишет черновой вариант работы, нужно проверить текст на логичность и последовательность, убедиться, что главная мысль текста полностью раскрыта, и текст написан согласно составленному ранее плану, сохранен стиль автора и отсутствуют орфографические ошибки.
После исправления возможных ошибок изложение нужно переписать в тетрадь.
Соблюдение этих простых правил поможет ребенку написать изложение максимально близко к исходному тексту и сохранить все важные детали и нюансы. Важно обеспечить себя исправными письменными принадлежностями, не отвлекаться на посторонние мысли и внешние раздражители в классе.
В случае, если у ребенка есть сложности с написанием изложений, ему нужно уделить внимание развитию концентрации через различные письменные упражнения и тренажеры памяти.
Целенаправленная подготовка в данном случае поможет и придаст уверенности. Например, дать ему написать свободное сочинение для развития логики повествования или попросить его выучить какой-нибудь текст для развития запоминания.
Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.
Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.
Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.
Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.
Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!
План работы над изложением.
1.Чтение текста учителем ( Текст может быть написан на экране и написан на карточке у каждого ученика).
Учитель читает текст, написанный на экране, дети внимательно слушают.
Узнать о чем говорится в тексте (его тема).
Учитель задаёт вопросы по тексту.
( При пересказе следим за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования).
3.Работа над планом.
Выяснить сколько частей в тексте. (Одна.)
Спросить, как вы догадались? («Красная» строка.)
Вспомнить составные части текста.
(На доске записаны вопросы, расположенные не по порядку).
Выбрать опорные слова отдельно к каждой части.
(На доске карточки со словами).
Найти в изложении непростые для написания слова.
Прочитать первое слово. Произнести по слогам. Найдите трудное (опасное) место.
Такая же работа проводится с остальными словами.
5.Пересказ текста с опорными словами.
Текст пересказывает один ученик, остальные – каждое предложение показывают движением.
Обратить внимание на трудные слова – на доске и на карточках.
(Дети работают самостоятельно.)
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений.
План работы над изложением.
1.Чтение текста учителем (Текст написан на карточке у каждого ученика).
Учитель читает текст, дети слушают. Задаёт вопросы по тексту.
Узнать о чем говорится в тексте (его тема).
Задаём вопросы по содержанию текста.
( При пересказе следим за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования).
3. Работа над планом.
Выяснить сколько частей в тексте. (Три.)
Спросить, как вы догадались. («Красная» строка.)
Вспомнить составные части текста.
(На доске записать вопросы, расположенные не по порядку).
-Какие вопросы можно отнести к первой части?
Выбрать опорные слова отдельно к каждой части (на доске карточки со словами). (Учащиеся работают в парах).
Ответить на вопросы первой части (второй, третьей.)
(Пересказ текста по частям.)
Подвести к выводу, что те предложения, которые мы составили, являются – планом. (План.)
(На доску вывешивается слово «план»).
Уточнить, на что натолкнули пункты плана? (Написание каждой части с красной строки.)
Найти орфограммы в тексте.
Рассмотреть карточки с орфографическим заданием.
(Определить встречающиеся знакомые и не знакомые орфограммы).
Индивидуальная работа на карточках.
Найти трудности в изложении. (Встречаются непростые для написания слова).
Правильно написать эти слова. (Запись на доске.)
Прочитать первое слово. Произнести по слогам. Найти трудное (опасное) место.
(Такая же работа проводится с остальными словами).
5. Пересказ текста с опорными словами (по частям).
Текст пересказывает один, два ученика. (Лучше зачитать учителю).
Говорим, что на написание текста 15 мин.
Обращаем внимание, что трудные слова записаны на доске и на карточках.
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
(Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений).
План работы над изложением.
1. Знакомство с текстом.
Первичное чтение текста.
Задаём вопросы по тесту.
— Понравился ли вам текст?
— Что показалось особенно интересным?
Узнать о чём говорится в этом тексте. Определить тему текста.
Назвать главную мысль текста.
Придумать заголовок к тексту.
Попросить учащихся прочитать памятку «Как подготовиться к изложению».
3. Составление плана текста.
Читают памятку и самостоятельно составляют план к тексту.
(По необходимости учитель корректирует план к тексту).
3. Обсуждение структуры текста, лексическая работа и орфографическая подготовка.
Уточнить, сколько частей в тексте.
а) Найти вводную часть. (О чём в ней говорится).
Выяснить главную мысль этой части.
Озаглавить и назвать орфограммы.
б) Найти и прочитать основную часть текста. (О чём в ней говорится).
Выписать все глагол, и определить в каком времени они использованы в этой части.
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.
в) Прочитать заключение. (О чём в нем говорится).
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.
4. Повторное прочтение текста детьми.
Прочитать первую часть текста. (Уточнить, сколько в ней предложений, и о чём речь в первой части).
Прочитать вторую часть. (О чем говорится в этой части текста).
Прочитать третью часть. (Что узнали в третьей части).
5. Самостоятельное написание изложения.
Самостоятельное написание изложение учащимися.
(При необходимости оказать индивидуальную помощь).
6. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено. (Внести необходимые исправления).
(Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений).
План работы над изложением.
1. Знакомство с текстом.
Доказать, что это текст.
Определить тип текста. (Повествовательный.)
Узнать о чём говорится в этом тексте. Определить тему текста.
Назвать главную мысль текста.
Придумать заголовок к тексту.
Попросить учащихся прочитать памятку «Как подготовиться к изложению».
3. Составление плана текста.
Читают памятку и самостоятельно составляют план к тексту.
(По необходимости учитель корректирует план к тексту).
4. Обсуждение структуры текста, лексическая работа и орфографическая подготовка.
Уточнить, сколько частей в тексте.
а) Найти вводную часть. (О чём в ней говорится).
Выяснить главную мысль этой части.
Озаглавить и назвать орфограммы.
б) Найти и прочитать основную часть текста. (О чём в ней говорится).
Выписать все глагол, и определить в каком времени они использованы в этой части.
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.
в) Найти и прочитать третью часть. (О чём в ней говорится).
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.
г) Прочитать заключение. (О чём в нем говорится).
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.
4. Повторное прочтение текста детьми.
Прочитать первую часть текста. (Уточнить, сколько в ней предложений, и о чём речь в первой части).
Прочитать вторую часть. (О чем говорится в этой части текста).
Прочитать третью часть. (Что узнали в третьей части).
Прочитать четвёртую часть текста. (Что узнали в этой части текста).
2. Работа над изложением.
5. Самостоятельное написание изложения.
Самостоятельное написание изложение учащимися.
(При необходимости оказать индивидуальную помощь).
6. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено. (Самостоятельно редактировать текст).
(Чтение 1 – 2 написанных детьми изложений).
«Как подготовиться к изложению»
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Определите его тему (о чём говорится в тексте).
3. Определите его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
1. Разделите текст на части.
2. Выделите главное в каждой части.
3. Озаглавьте каждую часть.
5. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпишите трудные слова. Найдите слова на знакомые правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитайте текст. Обратите внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напишите изложение.
9. Проверьте работу.
Методика проведения изложения
1.Знакомство с текстом.
Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.
2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.
Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.
3.Повторное прочтение текста.
Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.
4.Составление плана текста.
Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске.
5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.
Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.
Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.
7.Устный пересказ текста.
Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.
Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст, прочитывается ещё раз.
9.Самостоятельное написание изложения.
При необходимости оказывается индивидуальная помощь.
10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать план для изложения 4 класс, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать план для изложения 4 класс", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.