Мы подготовили для наших читателей подробный план небольшого рассказа — «Городок в табакерке». Используйте материал статьи для выполнения задания по литературе и подготовке к уроку в школе.
1) Папенька показывает Мише красивую табакерку.
2) Мальчик хочет узнать, откуда берется музыка и побывать внутри табакерки.
3) Мальчик-колокольчик приглашает Машу во внутрь табакерки.
4) Путешествие Миши внутри табакерки и знакомство.
5) Миша просыпается и рассказывает сон своим родителям.
1) Подарок папы. Чудесная музыкальная табакерка
2) Мишу изумлен, как из нее появляется музыка.
3) Папа предлагает мальчику самому разгадать для чего нужны колокольчики.
4) Миша засыпает под звуки табакерки
5) Миша видит мальчика, который зовет его в табакерку. Чудесные двери и возможности перспективы
6) Миша в табакерке. Мальчики-колокольчики жалуются на однообразную жизнь и притеснения от молотков
7) Миша говорит с молотками и узнает, что во всем виноват Валик
8) Миша говорит с Валиком и тот отказывается от всего
9) Миша идет в глубь табакерки и находит Пружинку, которая и объясняет ему как работает табакерка
10) Пружинка лопается и Миша просыпается. Всего лишь сон.
1) Подарок папы. Чудесная музыкальная табакерка.
Папенька поставил на стол табакерку.
— Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка, — сказал он…
Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые…
Вдруг, невидимо где, заиграла музыка…
2) Мишу изумлен, как из нее появляется музыка. Папа предлагает ему решить эту задачу самому.
Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять; он ходил и к дверям, — не из другой ли комнаты?…
Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке…
3) Папа предлагает мальчику самому разгадать для чего нужны колокольчики.
— Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? — спрашивал Миша у папеньки.
А папенька отвечал:
— Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается…
4) Миша засыпает под звуки табакерки.
Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого…
5) Миша видит мальчика, который зовет его в табакерку. Чудесные двери и возможности перспективы.
Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу…
6) Миша в табакерке. Мальчики-колокольчики жалуются на однообразную жизнь и притеснения от молотков.
С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту…
В самом деле, с каждым шагом, казалось, своды поднимались, и наши мальчики всюду свободно проходили…
Вот перед ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром…
7) Миша говорит с молотками и узнает, что во всем виноват Валик.
Он подошёл к этим господам, очень вежливо поклонился и с добродушием спросил: зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков?…
А молоточки ему в ответ:
— Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!
— Какой это у вас надзиратель? — спросил Миша у колокольчиков.
— А это господин Валик, — зазвенели они, — предобрый человек — день и ночь с дивана не сходит. На него мы не можем пожаловаться…
8) Миша говорит с Валиком и тот отказывается от всего.
— А что тебе надобно? — спросил надзиратель.
— Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают…
9) Миша идет в глубь табакерки и находит Пружинку, которая и объясняет ему как работает табакерка.
Между тем Миша пошёл далее — и остановился. Смотрит — золотой шатёр с жемчужной бахромой, наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна-пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает…
10) Пружинка лопается и Миша просыпается. Всего лишь сон.
Он наклонился и прижал её пальчиком — и что же? В одно мгновенье пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались. Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся….
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (2 урок)
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, работа в группе.
Нужно для счастья порою немного:
— А что для счастья нужно вам? Можно ли от урока испытывать счастье?
Сегодня на нашем уроке мы постараемся проследить за своим настроением. У вас на партах карточки настроения. Мы будем заполнять их по ходу урока.
умение применять правила поведения на уроке.
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
— уметь выделять существенную информацию из текста разминки.
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
— уметь выделять существенную информацию из текста.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний.
-принимать и сохранять учебную задачу.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
умение применять правила охраны своего здоровья
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
— уметь выделять существенную информацию из текста.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний.
-принимать и сохранять учебную задачу.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
умение применять правила охраны своего здоровья
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
Меняя высоту голоса прочитать звуки: И,У,А,О,Ы,Э.
Расстановка логического ударения.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
-Сегодня на уроке мы будем работать с одним произведением. А вот с каким вам надо догадаться. Прослушайте мелодию.
-Что она вам напоминает?(звуки шкатулки)
— Эта музыка механическая или живая?
— Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!
-В каком произведении встречалась музыкальная шкатулка?
-Кто его автор? Что знаете об авторе?
Что же такое табакерка?
-К какому жанру относим это произведение? В чем особенность литературных сказок?
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с литературной сказкой В. Ф. Одоевского « Город в табакерке».
1) Учиться составлять план сказки, ответы на вопросы
2) Познакомиться с устройством музыкальной шкатулки;
3) Закрепим умения работы с текстом.
Какие цели вы бы хотели добавить сегодня на уроке.
Фиксирование своей работы в карточке самоанализа.
Урок литературного чтения
Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс
Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию
1) расширять словарный запас учащихся,
2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.
I Организационный момент
Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!
А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.
— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела
— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?
— Ребята, а какие еще бывают сказки?
— А чем народные сказки отличаются от литературных?
— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).
— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….
— Чему будем учиться? Читает……
II Сообщение темы и постановка цели и задач урока
На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).
— Мы с вами разделим сказку на части.
— Составим план к ней.
— Дадим характеристику главному герою.
— Определим главную мысль произведения.
III Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского
— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском
Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.
— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.
-Кто знает, что такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)
Выслушиваются ответы детей.
— Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»
— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?
— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)
— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.
— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).
Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.
3. Работа с текстом, учебником
— С чего начинается сказка? Прочитайте.
— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
— Кто главный герой произведения? (Миша)
— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.
( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)
— Подтвердите свой выбор примерами из текста.
— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?
— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.
— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)
— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)
— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)
— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.
— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).
— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)
— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)
4. Физминутка(Ночь- день).
5. Составление плана
— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).
— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157
— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. Стр. 157-158
— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. Стр. 158-163
— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
Знакомство с Динь-динь
Герои на улице города
Встреча с молоточками
Знакомство с надзирателем
— Кто автор произведения.
— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.
— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского
— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).
— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.
Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать план к сказке городок в табакерке, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать план к сказке городок в табакерке", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.