Как сделать и оформить портфолио – Полное руководство + Примеры портфолио к резюме
Портфолио играет решающее значение при устройстве на работу и получении долгожданной должности. В статье мы подробно рассмотрим этапы грамотного составления портфеля проектов, а также виды, типы, форматы, оформление, публикацию и бесплатные примеры готовых работ для разных профессий.
Чтобы выиграть на рынке труда, важно научиться правильно себя подавать, оборачивать свои навыки и качества в привлекательную упаковку, научиться рекламировать себя, собственный профессионализм и способности.
Часто, просматривая объявления о работе, можно встретить фразу «присылайте резюме только при наличии портфолио». Для некоторых людей создание портфолио представляет сложность, и они отступают, так и не отправив запрос на рассмотрение кандидатуры.
# Что такое портфолио
Портфо́лио (переводиться, как «портфель») – это оформленный каталог выполненных проектов специалиста или компании, по которому потенциальные клиенты и работодатели могут оценить профессиональные способности подрядчика.
В зависимости от содержания, портфолио можно разделить на несколько видов:
Знание и понимание классификации видов портфолио – дает возможность сделать правильные акценты при создании.
# Ценность портфолио для профессий
В портфолио нуждаются люди, связанные с творческими профессиями: фотографы и художники, модели и дизайнеры, соискатели в области рекламы и журналистики. Но каждый год увеличивается количество должностей, представителей которых просят наглядно продемонстрировать свои навыки и умения.
Без портфолио сложно обойтись, если:
# Отличия резюме и портфолио
Ели вы обучались на курсах повышения квалификации – документ об их успешном окончании будет уместно прикрепить к портфолио, а информацию об окончании курсов и достигнутых результатах следует вносить в резюме.
# Форматы портфолио
Первую вы можете взять с собой на собеседовании, а вторую – отправить по электронной почте, непосредственно с резюме.
Настоящий профессионал готов к непредвиденным обстоятельствам и всегда может продемонстрировать свою квалификацию.
# Печатная версия
Материал, который можно подержать в руках ценится больше, а с первокласным дизайном привлечет должное внимание и запомниться. К тому же будет под рукой в случае отсутствия интернета или времени на обмен контактами.
Бумажный каталог – традиционный и презентабельный формат подачи портфеля проектов.
# Цифровая версия
Файлы могут быть сохранены на компьютере, USB-накопителе, облачном диске + размещены на биржах фриланса или личном блоге – это дает возможность в любое время открыть его и отправить потенциальному работодателю.
Электронный каталог – отличается выбором инструментов и вариантов оформления портфолио.
# Как сделать портфолио
Будущее портфолио изначально нужно основательно проработать, правильно оформить и продвинуть, чтобы добиться изобилия входящих предложений – это даст возможность отбирать самые интересные заявки, и соответственно, достойно зарабатывать.
Основная цель соискателя – привлечь внимание потенциального клиента и подтолкнуть его к началу диалога.
Используйте для вдохновения агрегаторы работ других дизайнеров (dribbble.com), шаблоны конструкторов сайтов (wix.com). Не нужно копировать чужой дизайн, просто почерпните для себя подходящие элементы.
# Подготовка к созданию
На внутреннем рынке труда не существует единого шаблона для оформления и наполнения портфолио. Чем наполнить «деловой портфель», каким будет его внешний вид и размер содержания – решать придется самому, вдохновляясь чужим творчеством.
Вооружитесь удобным инструментом для визуального построения структуры портфеля – можно сделать на бумаге или в бесплатных программах ассоциативной карты «mind map».
# Выбор тематики
Первое, что нужно сделать – определить главные направления, в которых вы имеете достаточное количество работ для демонстрации (минимум 3) и рассортировать информацию удобно для восприятия: по названиям проектов, стилям, в алфавитном порядке, по хронологии или категориям. Можно сделать отдельную категорию личных разработок или прототипов.
Но если Вы являетесь профессионалом узкой специализации, не следует раздувать профиль: хотите стать спортивным обозревателем – не следует выкладывать тексты с описанием электроприборов или керамической плитки, как бы хорошо он не написан.
# Подбор проектов
Далее, разделы нужно наполнить, но не переусердствуйте – наниматель просмотрит лишь несколько работ. Для каждой категории выберете от 3 до 20 образцово выполненных заказов, чтобы он мог оценить ваши профессиональные навыки и не потерял фокусировку внимания.
# Как правильно оформить портфолио
Визуальная составляющая должна демонстрировать ваше первоклассное знание своего дела, особенно, если вы работаете с графикой. Проще говоря – содержать доказательства качественного выполнения задачи.
Оформление – значимая часть работы и такой же проект, как и другие.
Создание дизайна начинается с плана построения информации и проработки деталей! Поэтому, сначала следует разработать прототип (скетч), чтобы его создать – ответьте на вопросы и сделайте наброски на бумаге:
Самый простой способ получить первообраз будущего проекта – взять карандаш, несколько листов А4 и сделать базовые наброски ключевых элементов (пример на картинке ниже).
Не пытайтесь влепить все на первый план – грамотная структура должна постепенно подводить заказчика к целевому действию.
# Титульный лист (обложка)
Превью, обложка, титульный лист, главный экран – первое, что видит наниматель когда сталкивается с вашей деятельностью. От качества полученной информации складываться первое впечатление и понимание, чем вы занимаетесь.
Неважно, какого формата будет ваше портфолио: презентация, PDF-документ, личный сайт или анкета на бирже – первый контакт с заказчиком должен нести самые важные данные о вас, быть ярким и запоминающимся.
# Информация о себе
Заведите блог, расскажите людям о себе: об образовании, опыте и трудностях, с которыми вы сталкивались на пути к приобретению профессионализма. Поделитесь своей историей: откуда черпаете вдохновение, что больше всего любите в работе, к чему стремитесь…
Личная история поможет потенциальным клиентам получить представление о взаимодействии с вами, ближе познакомиться и расположить незнакомого человека к общению.
# Подробности кейсов
Картинки ничего не говорят – каждую работу должно сопровождать, хотя бы минимальное, описание. В нем можно указать: начальные эскизы, как называется проект, кто заказчик, какова цель проекта, стоимость, результат, отметить сколько времени потрачено на представленную работу.
Заостряйте внимание на уникальных или сложных решениях – они наглядно показывают ваше отношение к делу.
# Призыв к действию
Эффективность портфолио порядком зависит от правильной мотивации вашей аудитории. Большая ошибка не призывать потенциальных работодателей к действиям: оставить запрос, написать сообщение, уточнить детали, подписаться на рассылку и подобном.
Есть много способов стимулировать посетителей, но чтобы получить желаемый эффект – требуется разобраться с основными потребностями ваших клиентов и предложить что-то за подписку, например.
# Контакты для связи
Люди часто не решаются сделать первый шаг, поэтому будьте предельно открыты для клиентов и указывайте, как можно больше возможных контактов.
Портфолио: Что это такое и как правильно его составить (примеры оформления)
С помощью грамотно составленного портфолио работодатель сможет объективно оценить уровень профессионализма потенциального работника.
Бывает так, что человек действительно является специалистом в своем деле, но слабое портфолио отбивает у работодателя желание иметь дело с таким кандидатом.
Чтобы этого не произошло, надо знать, что такое портфолио и как правильно его сформировать.
Что значит портфолио?
Портфолио – это пакет документов, который убедительно раскрывает уровень квалификации человека в конкретной области деятельности. Для формирования такого «портфеля» потребуется прожить какой-то опыт, который позволит наработать материал для демонстрации своих профессиональных качеств.
Чтобы составить портфолио, понадобится «выжимка» из набора выдающихся работ, которые с выгодной стороны показывают преимущества соискателя перед конкурентами. Если профессия включает комплекс услуг, в списке должны отражаться с выгодной стороны все позиции.
Слабые работы, которые были выполнены на заре карьеры, прилагать в папку «для количества» не надо.
В чем отличие портфолио от резюме?
Резюме – это краткое перечисление основных моментов, которые связаны с трудовой деятельностью человека и наиболее важны для работодателя. Образно говоря, это «трудовая биография».
В последнее время работодателям предоставляется резюме в унифицированной форме. Соискателю не нужно проявлять творческие способности, чтобы заполнить окна предложенной таблицы.
Портфолио же демонстрирует достижения и успехи в профессиональной деятельности и расширяет резюме с помощью дипломов, грамот, сертификатов, проектов, примеров творческих или научных работ. Резюме, в отличие, от портфолио не требует составления пакета документов.
Дизайнер успешно долгое время выполнял заказы солидной компании. В резюме отражается факт такого сотрудничества и дата. В портфолио же входят фотографии лучших интерьеров, которые демонстрируют этот профессиональный опыт.
Портфолио расширяет и дополняет резюме, позволяя работодателю самому оценить знания и навыки соискателя на вакантную должность.
Кому нужно составлять портфолио?
Как только слово «портфолио» начало входить в наш обиход, у многих создалось впечатление, что требуется оно только школьникам для поступления в вуз или журналистам для трудоустройства в престижный глянцевый журнал.
Практика показала, что грамотное портфолио поможет устроиться на хорошую работу и секретарю и садовнику, и менеджеру по работе с персоналом. Однако есть особые сферы, где без наличия хорошего портфолио сегодня не обойтись:
Людям, которые активно ищут подработку на площадках фрилансера предложения своих услуг необходимо подкреплять мощным портфолио.
В связи со стремительным переходом бизнеса на площадки интернета появилась новая специализация – копирайтер. Получить высокооплачиваемый заказ без ссылки на примеры работ очень сложно.
Виды портфолио
Несмотря на многообразие видов деятельности, все портфолио можно разделить на три большие группы: печатные, электронные и онлайн-портфолио. Внутри каждой группы могут быть представлены как индивидуальные, так и командные портфолио единомышленников.
Печатный вариант
Печатные или бумажные варианты лучших работ. Самый распространенный вид портфолио, с которым удобно идти на собеседование с потенциальным работодателем. Это аккуратная папка, в которую вкладываются печатные файлы.
Первый лист в папке содержит личные данные, остальные посвящены примерам работ. Все образцы должны быть структурированы по тематике, стилю или в хронологическом порядке. Печатный вариант портфолио предполагает также наличие в нем грамот, дипломов, сертификатов, лицензий, рекомендательных писем от прошлых работодателей, преподавателей, любые другие письменные или фотоподтверждения достижений.
При любой системе структуризации рекомендуется самые яркие примеры размещать ближе к началу по принципу «первое впечатление самое сильное».
В электронном виде
Любое печатное портфолио можно превратить в электронное. В нем содержатся те же сведения, но хранятся они не бумажном, а на цифровом носителе ( лучше всего на обычной флешке). Такое портфолио можно переслать ZIP-архивом по запросу работодателю, или прикрепить файл к электронному письму при рассылке резюме.
Иногда возникает необходимость дополнения печатного портфолио электронным. Например, если надо продемонстрировать свои навыки видеомонтажа.
В целях безопасности сохранения конфиденциальной информации отправлять такое досье кому-либо не рекомендуется. Если попадется недобросовестный работодатель, представленные образцы работ могут быть использованы в личных целях.
Электронную самопрезентацию лучше предлагать просматривать в вашем присутствии, без возможности копирования на чужой компьютер.
Онлайн-портфолио
В последнее время пользуется большой популярностью онлайн-портфолио. Для быстрого создания своего сайта можно воспользоваться инструментом WordPress, где предлагается много интересных шаблонов и плагинов.
Заказчику дается ссылка, пройдя по которой он сможет просмотреть необходимую информацию. Такой тип портфолио все чаще практикуют люди творческих профессий: фотографы, журналисты, модельеры, визажисты, парикмахеры.
Как правильно составить портфолио?
80% стандартного портфолио обычно занимают фотографии, скриншоты, ссылки на сайты, гугл-файлы. Остальные 20% – текстовая пояснительная информация.
Рассмотрим основные требования к портфолио, придерживаясь которых, вы сможете составить свое профессиональное досье.
Структура портфолио
Порядок оформления портфолио не унифицирован. Рекомендации экспертов в области пиар-индустрии следующие:
Солидность придают ссылки на отзывы заказчиков, размещенные под работами.
Какие работы и в каком количестве отбирать для портфолио?
Вопреки устоявшемуся мнению, портфолио следует включать не только самые лучшие работы, но средние по качеству. Это увеличит шансы на успех.
Логика следующая: отбор образцов производится субъективно. Не факт, что ваши с заказчиком мнения совпадают. 5-10 ярких фотоотчетов ландшафтного дизайнера будет достаточно для принятия решения о приеме на работу.
В некоторых случаях достаточно создать одностраничное портфолио для размещения в сети интернет, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Для этого требуется высокий профессионализм, знание психологии. Человек должен располагать достаточно убедительными работами (не более 6), которые не сложно разместить на страничке.
При составлении портфолио для копирайтеров, фотографов, дизайнеров, на формирование положительного профессионального имиджа влияет количество представленных работ. Даже если качество работ не всегда выигрывает, эти недостатки перекроют объемы. Чем больше выполненных заказов, тем лучше.
Проницательный руководитель компании понимает, что с каждым новым проектом человек оттачивал свой профессионализм. Недаром на большинстве бирж фрилансеров рейтинг зависит от количества выполненных заказов.
Например, может начисляться дополнительно 5 баллов за очередную работу. Не обязательно каждая статья из тысячи написанных должна быть интересной. Читать их все подряд тоже никто не будет. Но именно количество свидетельствует о бесценном накопленном опыте.
Чтобы заказчик смог выбрать для детального ознакомления интересующую его работу, необходимо делать грамотную структуризацию проектов по тематике.
Рекомендуем полезное видео, где рассказывается о том, как сделать эффективное портфолио для фотографа и разбираются основные ошибки:
Примеры оформления портфолио
Примеры оформления портфолио архитектора. Это титульная страничка:
Впечатляющий фото пример реализованного проекта:
А вот так представляет себя графический дизайнер:
Фрагмент иллюстрированного портфолио модельера:
Все примеры взяты с платформы Behance.net.
Где размещать готовое портфолио?
Если речь идет не о бумажной версии, то портфолио можно разместить на своем сайте, страничке в социальных сетях. Можно дать заказчику ссылку на блог в YouTube, Instagram. Но лучше прибегнуть к помощи специальных интернет-платформ, разработанных для таких целей.
Потенциальный работодатель поймет, что соискатель интересуется современными онлайн-технологиями. Минус в том, что многие услуги платные.
Примеры веб-ресурсов, которые помогут в создании онлайн-портфолио тем, кто дружит с компьютерными технологиями, представлены ниже.
Behance.net
Веб-ресурс бесплатно предоставляет возможно оформить и разместить индивидуальные и командные портфолио. Сюда можно выложить как свои личные проекты, так и командные работы.
Clippings.me
На этом сайте можно быстро опубликовать примеры своих работ и скинуть ссылку заказчику. Ресурс предоставляет возможность разместить бесплатно до 16 работ. Понадобится знание английского. Фишка в том, что свои контактные данные тут оставить нельзя.
Portfolios.ru
Здесь можно создать несколько тематических альбомов. Сайт русскоязычный. До 15 файлов загрузка бесплатная.
Dribbble.com
Крупнейший сайт, где размещают свои портфолио работники творческих профессий – художники, дизайнеры, фотографы. Для размещения своих работ понадобится рекомендация участника проекта.
Pressfolios.com
Одна из самых масштабных платформ для размещения портфолио блогеров, журналистов, писателей и других представителей творческой среды. Здесь загружаются pdf-файлы или ссылки на внешние ресурсы. Пользование до 14 дней бесплатное, затем надо оформить платную подписку.
В заключении
Опыт в любом виде деятельности может быть подкреплен портфолио. Даже если работа предполагает выполнение стандартных задач, строго прописанных должностными инструкциями. Это касается бухгалтеров, администраторов, менеджеров и логистов. В портфолио должна находиться информация, которая представляет соискателя на должность в выгодном свете.
Не стоит увлекаться сбором большого количества информации, если речь не идет о фрилансе. Лаконичный дизайн одностраничного портфолио может убедить сильнее, чем пухлая папка с грамотами. Потенциальный работодатель уже при первом взгляде на портфолио должен понять, что перед ним ценный специалист.
50% успеха в поиске выгодного заказчика (работодателя) зависит от выбора качественного инструмента для создания и портфолио и места его размещения. Выгодно сотрудничать со специализированными сервисами, где ваша презентация будет представлена на современном уровне.
Как сделать портфолио? Примеры и образцы портфолио
Разговаривая с клиентами и фрилансерами, я часто спрашиваю: на что, по-вашему, в первую очередь обращает внимание заказчик? В большинстве случаев люди указывают на портфолио и опыт работы. Это закономерно. Как еще заказчики могут оценить качество и профессионализм удаленного работника? Только по примерам работ.
В нашей статье мы расскажем, как сделать красивое и эффектное портфолио, которое привлечет к вам много клиентов.
Портфолио – это грамотно оформленный перечень работ определенного специалиста.
Например, портфолио копирайтера состоит из написанных им текстов, отсортированных по тематике или виду текста (коммерческое предложение, контент для сайтов, слоганы).
Портфолио модели – это снимки, дающие представление о работе модели в разных образах. Портфолио веб-дизайнера – изображения сделанных им сайтов, баннеров, иной дизайнерской продукции.
По уровню и качеству работ в портфолио клиенты судят об исполнителе – стоит с ним работать или нет. Поэтому оформлению портфолио нужно уделять пристальное внимание.
Как составить портфолио?
Какие работы добавить в портфолио?
Первый вопрос, который возникает при создании портфолио – какие работы указывать? Если Вы – начинающий фрилансер, то – все. В этом случае на Вас работает количество материалов, качество может быть ниже уровня гуру. Но Вы показываете заказчику – у Вас уже есть выполненные проекты и их много! Главное, чтобы опыт был. Если Вы – далеко не новичок и за плечами тысяча-другая написанных новостей и статей или сотня запущенных сайтов, то выбирайте интересные работы. Вы – профессионал, и знаете, что у Вас получилось лучше.
Однако нельзя слишком приукрашивать свои работы. Важно включить в портфолио как лучшие, так и средние по уровню проекты. Клиент должен понимать, какое качество вы можете выдавать стабильно, а не только в случае «творческого удара».
Куда добавить портфолио в Интернете?
25 сайтов, где можно разместить портфолио!
Посмотрите обзор сайтов, где можно разместить портфолио представителям творческих профессий.
Как правило, реальных заказчиков приносят два первых варианта – персональный сайт и биржи удаленной работы. Причем сайт работает только в том случае, если он широко известен и раскручен в интернете. Либо вариант два – вы отправляете заказчику ссылку на ваш сайт, где он может спокойно посмотреть портфолио.
Биржи удаленной работы – это хлебные места для фрилансеров, откуда можно получить постоянный приток заказчиков. Причем как разовые заказы, так и постоянные! Как правило, на каждой бирже удаленной работы есть каталог фрилансеров, в котором исполнители могут опубликовать свое портфолио. В этой статье мы большей частью поговорим об оформлении портфолио на биржах телеработы. Далее важно учитывать, что фрилансеры в каталогах сортируются по рейтингу. Он формируется по-разному, но обычно зависит от следующих факторов: количество работ в портфолио, количество отзывов о фрилансере, посещаемость портфолио (сколько человек его посмотрели). Соответственно, чем лучше оформлено Ваше портфолио и чем выше Ваш рейтинг, тем больше заказчиков найдут Вас в каталоге и предложат работу!
Просто каталоги фрилансеров, форумы и доски объявлений приносят меньше отдачи, но все-таки полностью игнорировать данные места нельзя. У меня был случай, когда заказчик нашел и сам написал как раз по объявлению на форуме, оставленному несколько месяцев назад! Правда, случай был только один. Но если через форумы получится взять хоть один крупный заказ, все усилия окупятся сторицей.
Оформление портфолио на бирже
Большинство бирж позволяют ввести название работы, короткий комментарий (около 300 символов), фотографию и ссылку на источник. Понятно, если вы – дизайнер, то можете поставить в качестве фотографии скриншот сайта, над которым работали. А что желать журналистам? То же самое. Ставить скриншот страницы со статьей. Если статья большая – сделайте скриншот ее небольшой части, а на полную версию дайте ссылку. Если Вы программист – имеет смысл описать суть работы в комментариях, а затем дать ссылку на сайт, где можно посмотреть работу скрипта или системы управления. Как вариант – можно разместить скриншот админ-панели CMS.
Как правило, большинство современных бирж телеработы позволяют указывать свою специализацию. И соответственно, для каждого направления можно добавить работы из портфолио. Правило здесь одно: во всех заявленных Вами типах работ должны быть примеры. Минимум – один, а лучше два или три. Можно больше. Иначе ситуация не в Вашу пользу. Например, человеку необходимо написать статью. Он ищет фрилансера и находит в каталоге Ваше портфолио. Но там нет ни одного примера статьи. Что сделает заказчик? Скорее всего, найдет другого исполнителя.
Оптимально размещать до 10-15 работ в каждом направлении. Этого достаточно чтобы не захламить страницу, повысить рейтинг на 50-75 баллов и дать заказчику полное представление о Ваших знаниях и способностях. Что делать, если работ недостаточно? Разделять! Например, Вы пишете новости для портала, допустим, Kadrof.ru. Вместо того, чтобы ставить эту работу одним пунктом (новости для Kadrof.ru), Вы разделяете и вводите каждую новость как отдельный проект. Поучается не одна работа, а допустим – десять. И никто не будет против. Все по правилам. И рейтинг вырастет не на 5 пунктов, а сразу на 50.
Как сделать профессиональное портфолио?
Пример хорошего портфолио:
Плюсы образца портфолио:
Это портфолио я оформлял недавно, соответственно, добавил в него новые работы из свежих, дополнил скриншотами, провел разделение проектов. Его можно использовать как образец для оформления электронного портфолио.
Пример портфолио, требующего доработки:
Минусы данного портфолио:
Данное портфолио я планирую в ближайшее время переработать и значительно улучшить, в частности, устранить перечисленные выше недостатки.
Пример портфолио на корпоративном сайте:
Преимущества данного портфолио:
В данном примере не хватает ссылок на отзывы клиентов рядом с работами, представленными в портфолио. Также необходимо постоянно обновлять работы, добавляя свежие проекты.
Остались вопросы?
Если у Вас возникли вопросы, связанные с оформлением портфолио, Вы можете задать их в разделе Вопрос-ответ или в комментариях к статье. Буду рад ответить и помочь!