Составляем пресс-релиз альбома грамотно
Пресс-релиз альбома — один из самых важных компонентов промо-кампании, которая должна неизменно следовать за релизом (и перед ним, если речь идет о привлечении внимания к презентации). Конечно, запись альбома — это огромный труд, и если вы делаете все самостоятельно, у вас наверняка не остается времени и сил на то, чтобы еще позаботиться о правильном его описании. Но это необходимость.
Обычно пресс-релиз — это собрание всей той информации, которую вы посылаете тем, кто может вас поддержать: блоги, пресса, радио, ди-джеи и т.д. Это одна из тех вещей, которые у вас должны быть, чтобы позже не пришлось жалеть о каких-то неурядицах и, вероятно, упущенных возможностях. Пресс-релиз также нужен тем, кто ищет дополнительную информацию о вас после просмотра клипа или скачивания треков. Если вы распыляете информацию по разным ресурсам, а потом отвечаете на вопросы каждому их задающему, вы тратите очень много энергии. Зачем это делать? Позаботьтесь о том, чтобы в одном месте была собрана абсолютно вся информация, которая способна дать ответ на любой возникший вопрос.
Формат
Содержание
Каждый добросовестно сделанный документ начинается с содержания, и здесь оно должно быть примерно таким:
В то же время постарайтесь не перегружать релиз информацией. Необязательные, на ваш взгляд, детали лучше убрать. Проверьте текст на наличие ошибок и опечаток — и лучше всего с помощью товарищей и родных, чтобы несколько человек взглянуло на ваше творение. Опечатки, с одной стороны, — это мелочь, но в официальных документах они вызывают негативные эмоции, и вы выглядите как любители в глазах читающего. Убедитесь, что все ссылки в документе рабочие и кликабельные, чтобы человеку не приходилось копировать их.
Общий вид
Помните, что дизайн — это не про добавление красивых картинок, не про редкие шрифты, не про цвета. Это больше про помощь в корректном и эффективном донесении информации.
Релизы, которые выглядят сделанными профессионально, обычно отличаются особенной сдержанностью. Есть несколько простых правил.
Дополнения
Зачастую все, что не укладывается в выше перечисленные пункты, едва ли будет интересно и нужно читателю. Откуда исполнитель, где он записался, когда ближайший концерт и пара ссылок — именно эту информацию ищут чаще всего.
Конечно, вы столько трудились над альбомом, что если уж вы начали работать над пресс-релизом, то вам захочется максимально изложить свои мысли на бумаге. Особенно, когда речь заходит об описании музыки. Но, во-первых, оставьте это дело профессионалам, во-вторых, дайте шанс людям сделать это самим. Возможно, вам захочется добавить пару жанров и несколько артистов, которые вдохновили вас, чтобы о вас имели какое-то представление до того, как начнут слушать — на этом и остановитесь.
В тот момент, как вы начнете получать какой-то фидбек от слушателей и блогов, вам обязательно захочется вставить цитаты в свой пресс-релиз. Однако не переусердствуйте — это может принести гораздо больше вреда, чем пользы. Учитывайте, что ассоциации и вкусы у всех людей разные. И вставлять цитаты просто потому, что их автором является кто-то известный, вовсе не обязательно. Например, кто-то, являющийся трендсеттером, прочтет, что исполнитель X сказал, что ваша запись гениальна. А трендсеттер терпеть не может исполнителя X. Захочет ли он слушать что-то по его совету? Вряд ли. Так что будьте с этим осторожны. Или, по крайней мере, минимально редактируйте текст перед отправкой конкретным персонажам.
Разумеется, нет никаких четких правил, и, зная свою аудиторию, окружение и цели, вы можете захотеть сделать все в своем особенном стиле и вывесить, например, все на сайт, чтобы отправлять людям лишь ссылку. Но, как мы упомянули выше, иногда может понадобиться легкая переделка текста с целью того, чтобы послать его кому-то особенному. Поэтому мы не рекомендуем вывешивать пресс-релиз на всеобщее обозрение — лучше все-таки пользоваться функцией отправки файлов.
Мы привели универсальный пример оформления пресс-релиза, который работает для любого жанра, возраста исполнителя и слушателей, и для любого города на Земле. Даже если вы выпускаете альбом, записанный дома без участия большого количества людей, а потом играете шоу-презентацию для 50 друзей, не нужно пренебрегать составлением пресс-релиза — никто не знает, когда и при каких обстоятельствах он может вам понадобиться.
интернет лейбл Притон
Новые релизы
«Шел Человек» сингл проекта Waria
Альбом «Доктор Ящер» (2015)
Пресс-релиз музыкальной группы
Пресс-релиз музыкальной группы
Возвращаясь к музыке, можно представить пресс-релизы двух вариантов:
Составление пресс-релиза музыкального коллектива обязательно потребуется, как только вы соберетесь начать концертную деятельность. При переговорах с организатором концертов, либо непосредственно с арт-директорами клубов, очень вероятно, что у вас попросят пресс-релиз вашей группы. Он потребуется для афиши, для более детального представления о вашем коллективе, а возможно и для ведущего, если предусмотрено объявление групп таковым. Помимо этого, пресс-релиз необходим для подачи заявок на различные фестивали и в случае, если вы посылаете свою песню на радиостанцию или лейбл звукозаписи.
Когда вы составляете пресс-релиз для своей группы, прежде всего, стоит обратить внимание на то, что он обязан быть кратким, заинтересовывающим и информативным. Не стоит описывать всю историю коллектива в деталях, как вы с товарищем Васей пару лет назад напившись восхитительных напитков под вечер, утром проснувшись с больной головой решили замутить угарную рок-группу. Подобные занимательные истории вы можете подсовывать для своих фанатов на официальном сайте или в группе в социальной сети, а большей части промоутеров и организаторам концертов это не будет интересно. Каждый из них обладает ворохом собственных подобных историй.
Лучше обратите внимание в пресс-релизе на следующие моменты:
• Название вашего музыкально проекта
• Когда вы создали группу и из какого города ваш коллектив
• Что собой представляет команда, что за музыку играет, кто из известных музыкантов и каких течений повлиял на музыку вашего проекта
• Особые моменты в истории вашей группы
• Значительные достижения вашего музыкального коллектива
• Обязательно укажите состав участников коллектива
• Контактная информация
Вот вам для примера пресс-релиз несуществующей кантри-группы «Дети кукурузы».
Пресс-релиз получился не очень правдоподобным, но вполне отражает суть того на какие моменты стоит расставлять акценты. Не принимайте это за инструкцию, которой нужно следовать неотступно. Пресс-релиз музыкальной группы дело вполне творческое и подходить к этому нужно соответственно. Можно написать более развернутый текст, добавив занятные факты из истории коллектива и все в таком духе. Однако слишком объемным мы не советовали бы его делать. Сомневаемся, что кому-то захочется читать такое количество текста до конца. Старайтесь отражать наиболее важные и интересные моменты.
Достаточно часто музыканты не представляют музыку какого направления они играют и в пресс-релизах пишут что-то вроде “сложновато классифицировать стилистику коллектива, да мы и не думаем об этом”. Здесь важно иметь ввиду, что смысл, не в точном определении стиля вашего коллектива, а в том, чтобы дать понять читателям вашего пресс-релиза с какими именно музыкантами вас можно планировать для совместного концертного выступления. Какая аудитория ваша и в каком месте вы более всего подойдете. Музыка очень разная и то, что годится для стадионов не очень подойдет для уютного вечернего клуба-ресторана.
Хорошим примером будет интернет-радио, на которых музыка воспроизводится в соответствии со вкусами слушателей. Если у вас возникают трудности с определением стиля – прикиньте, кто из известных музыкантов подошел бы вам для совместного концерта. Только пожалуйста будьте объективными, можно представить себе что угодно, но важно чтобы это соответствовало действительности. Ну или в конце концов перечислите команды повлиявшие на ваше творчество.
Составить хороший пресс-релиз иногда непросто, но через такую необходимость нужно пройти хотя бы один раз, а уже после добавлять новую информацию по мере развития вашего музыкального проекта. Обратите внимание, чтобы пресс-релиз не содержал грамматических ошибок. Если повезет, их не заметят, а если нет, это может очень серьезно подпортить впечатление о музыкальном коллективе.
4 простых шага по составлению пресс-релиза
Ранее мы подробно говорили об основных участниках студийного процесса с Торе Стьерна (Deströyer 666, Inferno, Mayhem, Shining, Watain), обсуждали ошибки домашнего продакшена с продюсерами Alestorm, Aborted, Ghost, My Dying Bride, Opeth, Powerwolf и Sunn O))), а также рассматривали 7 основных сервисов, которые позволяют зарабатывать на своём творчестве. Сегодня мы хотим рассказать о 4 простых шагах, которые помогут правильно писать пресс-релизы о новостях группы, а также поделиться в конце советами и опытом нашего эксперта — главреда португальского печатного журнала Ultraje Диого Феррейра.
Что такое пресс-релиз?
Согласно определению профессора и автора книги «Українське ділове мовлення» Шевчук С. В., пресс-релиз — это краткое сообщение для прессы об определённом важном событии. Чтобы понять стоит ли считать какое-то событие в жизни группы объектом новости или достойным информационным поводом, следует честно ответить на пару вопросов:
Вредный пример: Очередная смена состава малоизвестной группы, неподкреплённая другими новостными поводами (допустим, выпуском нового альбома или предстоящим турне).
Вредный пример: Отправка на рецензию альбома, вышедшего пару лет назад.
Вредный пример: Давать необдуманные, спонтанные комментарии о группе или несвязанных с ней событиях.
Если вы считаете, что новость актуальна, она будет интересна другим и её обнародование принесёт пользу вашей группе — тогда смело садитесь за составление пресс-релиза.
1 шаг — Информативность
Основанием для написания пресс-релиза является новость, поэтому ваша задача — максимально ёмко и чётко донести её до другого человека, в вашем случае — журналиста и читателя. При написании текста можете ориентироваться на следующие стандартные вопросы: Что? — Кто? — Где? — Когда? — Почему/Зачем? — Как?. В англоязычной среде их называют 5W1H (What? — Who? — Where? — When? — Why? — How?). Если ваша новость отвечает хотя бы на несколько из них — значит, вы на верном пути.
Примеры:
Группа N (кто?) выпускает новый альбом (что?) в начале года (когда?)
Группа N (кто?) отправится в турне (что?) в поддержку нового альбома (зачем?) в начале года (когда?)
Группа N (кто?) отпразднует 25-летие карьеры (что?) выпуском альбома-компиляции (как?) в сентябре этого года (когда?)
2 шаг — Лаконичность
Из предыдущего пункта выходит следующий — лаконичность или отсутствие воды в тексте. Старайтесь излагать свои мысли максимально кратко и по сути, однако не в ущерб информативности. Если новость о выпуске альбома или турне — именно они должны быть темой вашего сообщения.
Пример: В новость о выпуске альбома можно добавить информацию об участниках записи, студии звукозаписи, звукоинженерах и продюсере, а также комментарий об альбоме, трек-лист, обложку, промо-фото группы, даты концертов в поддержку релиза и т.д.
Не увлекайтесь дополнительной информацией (например, обширной биографией группы) и затянутым вступлением (особенно не отвечающим на несколько вопросов 5W1H), если это отвлекает от основного информационного повода и путает потенциального читателя.
Помните, что тема вашего пресс-релиза должна отображаться в его заголовке и вступительном абзаце. Дополнительную информацию, например, биографию группы, список дискографии или клипов, лучше добавить последним абзацем или отправить отдельным файлом (ссылкой на файл).
3 шаг — Удобство
Важный момент, о котором не догадываются большинство пиарщиков, менеджеров или музыкантов — это количество пресс-релизов, которые регулярно получают музыкальные редакции. Например, на почту Noizr Zine только за первые 10 дней мая пришло более 100 промо-писем — и это не считая сообщений в соцсетях. Если брать крупные издания, то количество получаемых ими писем нужно умножить в несколько сотен, если не более, раз.
Чтобы ваше письмо было прочитано, а музыка услышана — редактор должен потратить на ознакомление с пресс-релизом минимум времени. Следовательно, вам нужно позаботиться о следующем:
Используйте общедоступные сервисы для размещения музыки. Размещайте аудио, клипы, концертные видео, промо-видео на одной или нескольких из общедоступных платформ (YouTube, Bandcamp, Vimeo, SoundCloud и т.д.) и отправляйте редакторам ссылки на эти файлы. Перед отправкой промо зарубежному изданию не забудьте уточнить, есть ли в этой стране свободный доступ к YouTube, если ваше аудио или видео размещено только там. Именно по этой причине не стоит отправлять ссылку на альбом в ВК украинскому изданию, ссылки на Spotify — журналам из СНГ, а китайскому — видео, опубликованное на Facebook.
Также следует отметить, что очень маленький процент журналистов будет скачивать файлы себе на компьютер от неизвестной для него группы, менеджера или промо-агента не только из соображений безопасности, но и банально из-за ограниченности места на компьютере. Если вы отправляете на рецензию архив с альбомом, добавьте ссылку на его тизер, трейлер или песню. Если, например, вы хотите предложить изданию сделать эксклюзивную презентацию клипа — залейте, например, клип на YouTube и сделайте доступ по ссылке.
Добавляйте все ссылки на официальные страницы. Если даже вы отправляете новость не об альбоме, не о новом сингле или выходе клипа, а, например, о гастролях — всё равно добавляйте в пресс-релиз ссылки на вашу музыку, клипы и так далее. Одной лишь красиво расписанной информации о неизвестном для журналиста коллективе — недостаточно. Также всегда добавляйте ссылки на ваш сайт, страницы в социальных сетях, сайт вашего лейбла (если такой имеется) и ссылки/адреса, по которым можно купить вашу музыку.
Позаботьтесь об удобстве работы с текстовыми и графическими файлами. Лучше не изобретать велосипед, и отправлять текст пресс-релиза старым проверенным методом — прикрепив к письму документ Word. Не в PDF, не в блокноте, не в ещё каком-нибудь формате, а в старом-добром вордовском файле. Не вставляйте картинки и фотографии в документ Word, отправляйте ссылки на их скачивание или прикрепляйте к письму отдельным файлом и в хорошем разрешении.
Также вы можете отправить пресс-релиз обычным письмом, главное — помните о форматировании, чтобы текст было удобно читать.
У журналиста должна быть возможность быстро ознакомиться и использовать вашу новость для публикации. Никто не будет ставить себе Adobe Acrobat, чтобы прочитать ваш PDF-файл или выковыривать фото группы из документа Word, когда на почте висят ещё несколько десятков непрочитанных промок.
При необходимости переведите пресс-релиз на несколько языков. Перед подготовкой пресс-релиза не поленитесь посмотреть на каких языках редакция публикует свои материалы. Если издание пишет исключительно на украинском языке — переведите текст на украинский (естественно, тут речь идёт о пресс-релизах отечественных групп, менеджеров и промо-агентов, владеющих украинским). Если вы делаете англоязычную рассылку для международных изданий — не стоит отправлять такие письма отечественным редакторам без перевода на язык, на котором они публикуют материалы.
Помните, что если редактору не нужно будет тратить время на перевод вашей новости, от этого только повышается шанс, что её опубликуют.
4 шаг — Этика коммуникации
Старайтесь вовремя отвечать на письма редакции, в которую вы отправили пресс-релиз, в особенности на уточняющие касательно него вопросы. Если не получается ответить на заданный вопрос сразу, извинитесь и предупредите, что напишите позже. Если вы будете демонстрировать низкий уровень заинтересованности в публикации, скорее всего, журналисты проигнорируют ваше письмо.
Не лгите! Как бы вам ни хотелось получить отклик на свою новость, не стоит манипулировать и лгать людям, которые читают пресс-релизы пачками.
Вредный пример:
Заголовок — Группа N написала музыку к фантастическому фильму
Текст письма — Группа N считает, что их музыка стала бы отличным саундтреком к фантастическому фильму.
Тоже самое касается как самопридуманных регалий («самая металёвая группа Украины»), так и приукрашенных достижений — если жюри конкурса N назвало ваш коллектив «лучшим», то это лишь победа в рамках одного конкурса, пускай даже международного, поэтому не забывайте уточнять, кто именно присвоил вам это звание.
Пример: Лучшая метал-группа 2018 года по версии редакции журнала N.
И последнее — лишний раз перечитайте внимательно пресс-релиз или дайте это сделать другому участнику группы, чтобы избежать досадных ошибок в тексте или отправки не того письма.
Вредный пример: Менеджер одной из групп как-то отправила редактору Noizr черновой вариант текста со своими нецензурными комментариями.
Мнение эксперта
В качестве эксперта мы привлекли Диого Феррейра – главреда португальского метал и рок-журнала Ultraje, обладающего 15-летним опытом работы в сфере журналистики.
В печатном варианте Ultraje выходит на регулярной основе с сентября 2015 года. За этот период на его обложках успели побывать музыканты таких групп как Ghost, Закк Уайлд, Dimmu Borgir, Kamelot, Mayhem и Moonspell. На данный момент тираж издания насчитывает 5000 копий.
Сам Диого не только руководит изданием (в том числе онлайновой версией журнала), но и берёт интервью, пишет рецензии и сценарии к видеоподкастам, выступает на телевидении, а также ежедневно отвечает на многочисленные письма, приходящие на почту редакции. Ниже — его советы и комментарии касательно музыкальных пресс-релизов.
Сколько примерно промо-файлов вы получаете в месяц? Какой процент из них вы читаете?
Диого: Не могу сказать точно, но мы получаем тысячи писем с цифровыми промо, новостями и запросами [на рецензию и интервью]. Когда мы только запустили Ultraje — сначала как веб-сайт в июне 2015-го, а затем в качестве печатного журнала в сентябре того же года — я хотел помочь каждой группе и каждому лейблу. Я занимаюсь этим вот уже 15 лет, поэтому я знаю, как всё устроено, и, да, мне хотелось всем помочь. Я работал над Ultraje 24/7, но невозможно помочь всему миру, кроме того, вас начинает одолевать усталость.
Правда заключается в том, что Ultraje — это компания, которая встроена в определенную индустрию — музыкальную индустрию. Нам нужно зарабатывать деньги, мы должны находиться рядом с крупными группами и лейблами для того, чтобы также становиться крупнее (среди журналов). Я всего лишь человек, которому нужно многое прослушать и о многом написать, однако я не могу везде успеть, даже несмотря на то, что есть люди, которые пишут для нас материалы.
Но мы всегда с особым вниманием относимся к португальским группам, и стараемся включать как можно больше интервью и рецензий о португальской сцене как на нашем веб-сайте, так и в печатном журнале. В целом мы в Ultraje любим андеграундную сцену, однако нам нужно на что-то жить, поэтому нам приходится много писать о таких гигантах, как Ghost, Закк Уайлд, Dimmu Borgir, Kamelot, Mayhem и Moonspell (это лишь малая часть групп, которая появлялась на обложках Ultraje).
Какие ошибки/недостатки вы чаще всего встречаете в пресс-релизах? Самый нелепый пресс-релиз, который вы когда-либо получали.
Диого: Ты понимаешь, что имеешь дело с аматорами (ничего не имею против этого, так как все с чего-то начинали) или людьми абсолютно далёкими от реалий индустрии, когда какая-то группа или лейбл отправляет вам письмо со ссылкой на YouTube и с просьбой поделиться им на нашем сайте. Без всякой учтивости, без всякой информации — ничего, просто «сделайте это». Меня это бесит. Я знаю, что должен выполнять свою работу, поэтому я занимаюсь поиском материалов/информации для своих статей, но когда группы сами к тебе обращаются, а не наоборот, им нужно вести себя более адекватно. Они должны уметь продавать себя и своё творчество, и, похоже, часто об этом забывают. Журналы не творят чудес, особенно если все участники этого процесса не работают одинаково хорошо.
На какие пресс-релизы вы чаще всего (или в первую очередь) обращаете внимание?
Диого: Когда вы открываете письмо с профессиональной презентацией – с логотипами, ссылками, текстами и изображениями — намного легче смотивировать себя начать над ним работать. Это полная противоположность тому, о чём я говорил в своём предыдущем ответе. Группы должны продавать свою музыку всеми возможными средствами. Поэтому, чтобы привлечь внимание прессы, все группы/лейблы должны подготовить классную и профессионально составленную презентацию с достаточным количеством информации о себе, особенно когда речь идёт о запросах об интервью или рецензии.
Будучи редактором печатного журнала, есть ли у вас какие-то особые требования к промо?
Диого: Требования точно такие же, как я упомянул – много информации. Одно дело — искать информацию для организованного нами же интервью, и совсем другое — получать контент, который наш журнал не запрашивал, и которым мы не обязаны делиться. Поэтому, если у вас есть лейбл или группа и вы хотите связаться с журналом, пожалуйста, составьте классное письмо с максимально полной информацией о себе и с акцентом на музыкальную составляющую!
Текст — Anastezia
Источники фото — Brevity (news.blr.com), Noizr, Диого Феррейра
Комментарии
ВНИМАНИЕ: Бессодержательные или предвзятые комментарии могут быть удалены модератором, а автор таких комментариев может быть забанен.
Как написать убойный пресс-релиз своей группы
Разумеется, за те пару лет, что вы играете вместе, у вас накопилось множество смешных историй, которыми вам не терпится поделиться с городом и миром. Но стоит усвоить следующее: всем плевать! Никому не интересно, когда вы образовались, сколько лет вашему вокалисту и в каких подворотнях вы записали свой первый жужжащий EP.
Как же все-таки правильно написать пресс-релиз о своей музыкальной группе?
Для начала стоит усвоить, что журналисты в нашей стране крайне ленивы (и это касается не только музыки, но и кино, политики и всего остального), так что вот вам первый лайфхак:
Врите!
Если вы напишете, что пьяный Пит Доэрти завалился на вашу репетицию, после ее окончания опустился на колени и молил принять его в вашу группу, никто этого не будет проверять! Наглость и умение создать легенду — одни из самых полезных умений дебютанта.
Не врите!
Если серьезно, то стоит написать о том, кто вы такие. Но эта информация должна занимать не более одного абзаца. Нужно понимать, что истории у всех примерно одинаковые, и если вы начнете расписывать все слишком подробно, журналист перейдет к следующему письму уже через пару строк. Напишите о том, когда вы начали, каков состав и где вы засветились — этого будет достаточно.
Покажите себя.
Не ленитесь, вспомните, кто из ваших знакомых самый лучший фотограф. Свяжитесь с ним и закажите фотосессию. Какую бы музыку вы ни играли, не будьте слишком серьезны — подготовьтесь, но не переусердствуйте. Найдите лучшее для вас место в вашем городе, и потратьте несколько часов на фотосъемку.
Видеоклипы — один из основных инструментов продвижения музыкантов сегодня. Но если финансы не позволяют сделать клип — сделайте хорошее концертное видео. Пригласите знакомого с камерой и предупредите звукоинженера в клубе, что вечером будет происходить съемка. Познакомьте обоих персонажей, и сообщите, что крайне важно, чтобы бас не «пердел», а вокал было отлично слышно — они найдут общий язык. Все время поддерживайте связь с тем, кто снимал концерт — не стесняйтесь надоедать и требовать прислать видео.
Обратитесь к знакомому из рекламного бизнеса.
Вы ненавидите слово «продать», но именно эти ребята умеют продавать самые ненужные вещи самым прагматичным людям. Отдайте сырой текст с описанием группы, фото и видео, которые вы сделали, и попросите сделать из этого презентацию. В течение нескольких дней вы получите красивейший файл, который будет не стыдно послать собственной бабушке.
Сделайте список прессы.
Это самое главное. Вспомните все издания, которые вы сами любите читать. На первой или последней странице вы найдете выходные данные — всех, кто работает над изданием. Специфика российских изданий в том, что иногда не указано никаких контактов — в этом случае не нужно стесняться — стоит позвонить в издательский дом и спросить email конкретного редактора. Почти во всех иностранных изданиях всегда есть контакты, и адреса нужно сохранять. Для того, чтобы работа по продвижению не превратилась в хаос, заведите отдельный файл с адресами тех, кому вы собираетесь послать информацию. И рассылайте ее по списку.
Не отчаивайтесь.
Вы забили на работу и провели целый день, рассылая информацию по разным адресам. Прошло несколько дней, и никто не ответил (хотя их было 30!). Продолжайте искать! Боб Земекис и Боб Гейл разослали сценарий «Назад в будущее» сорока студиям и ото всех получили отказ. Тем не менее фильм стал культовым. Если ваша музыка не вызвала реакции у 40 людей, вполне возможно, что сорок первый среагирует.