Методичкские рекомендации по разработке программ дополнительного профессионального образования
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
профессиональная образовательная организация
«Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза»
по разработке программ дополнительного профессионального образования
методист Михайлова Ирина Юрьевна
Методические рекомендации по разработке программ дополнительного профессионального образования предназначены для педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Методические рекомендации по разработке программ дополнительного профессионального образования разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499.
Данные рекомендации направлены на оказание методической помощи руководителям, педагогическим работникам, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программи на обеспечение единообразного подхода при реализации программ ДПО.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) должна ориентироваться на компетентностный подход. Через понятие «компетенция» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет результаты обучения, а также подразумевает описание квалификаций с помощью компетенций
Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Формы обучения и сроки освоения по дополнительной профессиональной программе определяются учебной организацией в соответствии с ее содержанием.
Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Общие подходы к структуре и содержанию программ дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
1.3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Обучение по дополнительной профессиональной программе осуществляется на основе договора об оказании платных образовательных услуг, заключаемого со слушателем и (или) физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
Структура дополнительной профессиональной программы включает: титульный лист, пояснительную записку, квалификационную (профессиональную) характеристику, учебный план, содержание программы (краткий вариант рабочих программ УД и ПМ, в котором отражается содержание теоретического и практического обучения и содержание тем). Реализация программы предполагает составление календарного графика администратором структурного подразделения, в рамках которого реализуется программа.
Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности слушателей и формы аттестации.
Содержание дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин, модулей, практик) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований, соответствующих ФГОС СПО к результатам освоения образовательных программ.
Освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой учебной организацией.
На программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки предусматривается не более одной формы итоговой аттестации.
Слушателям, успешно освоив ши м соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: свидетельство установленного образца.
Рекомендации по структуре и содержанию программ повышения квалификации
2.1. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
2.2.1.Титульный лист рабочей программы должен содержать:
Наименование техникума соответствует уставу техникума, наименование программы профессионального обучения.
На оборотной стороне титульного листа указывается перечень документов, на основании которых разработана программа профессионального обучения, наименование организации-разработчика программы профессионального обучения, в соответствии с уставом техникума, указывается фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), ученая степень, звание, должность, место работы.
2.2.2. В пояснительной записке указываются: цель реализации программы (в формулировке цели должен быть указан вид профессиональной деятельности, в рамках которой проводится обучение), структура и составляющие программы, формы и нормативный срок освоения программы, категория обучающихся, пояснения в соответствии с каким нормативно-правовым документом составлена квалификационная характеристика, требования к слушателям, планируемые результаты.
Цель конкретизируется через перечисление совершенствуемых или новых профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
На программах повышения квалификации объемом до 72 часов рекомендуется ориентироваться на совершенствование компетенций, а не на формирование. Под совершенствованием в самом общем смысле понимается изменение какого-либо объекта (субъекта), направленное на улучшение его состояния и на придание ему новых свойств, в то время как процесс формирования компетенций предполагает законченность представлений об изучаемых объектах.
Планируемые результаты обучения формулируются через перечисление знаний, умений, которые приобретут слушатели в результате обучения. При формулировании планируемых результатов обучения целесообразно учитывать требования профессиональных стандартов. Планируемые результаты обучения должны быть соотнесены с трудовыми функциями, обозначенными в профессиональном стандарте.
Категория слушателей указывается в соответствии с одним из следующих оснований: наименование специальностей слушателей (например, педагоги дополнительного образования, воспитатели);указание группы занятий слушателей (например, преподаватели СПО); уровень образования и область профессиональной деятельности слушателей, которым адресована программа (например, слушатели, имеющие среднее профессиональное образование и высшее образование; область профессиональной деятельности: образование).
Срок освоения программы указывается в часах за весь период обучения. Он включает в себя время, отводимое на все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной, дистанционной) работы.
2.2.3. Квалификационная (профессиональная) характеристика составляется в результате анализа профессионального стандарта и сопоставления его требований с требованиями ФГОС, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и служащих.
При составление квалификационной характеристики акцентируем внимание на совершенствуемую или формируемую новую профессиональную компетенцию.
2.2.4. Основным документом программы является учебный план. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик и иных видов учебной деятельности обучающихся, а также указание видов аттестации.
2.2.5. Содержание программы состоит из сокращенного варианта рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, который включает учебно – тематический план, в котором отражается содержание теоретического и практического обучения и содержание тем, например:
Учебно-тематический план ОП.01 Культура делового общения
Правила поведения человека
Содержание учебного материала
Правила поведения человека; нравственные требования к профессиональному поведению.
Психологические основы общения
Содержание учебного материала
Основные правила поведенческого этикета: приветствия, знакомства.Виды межличностного общения.
Ситуационные задания по теме: Нормы отношений в коллективе.
Отношения руководителя и подчиненных
Содержание учебного материала
Отношения между руководителем и подчиненными и их влияние на поведение
Нормы речевого этикета в деловом общении.
Содержание учебного материала
При наличии практики, обязательно предусмотреть в содержании виды выполняемых на практике работ, причем, если есть и учебная и производственная практика, целесообразно расписать работы по видам практики. Например:
2.2.6. Условия реализации программы.
Приводятся сведения о требованиях к минимальному материально-техническому обеспечению, оборудовании учебного кабинета и рабочих мест кабинета и технических средствах обучения.
2.2.7. Контроль освоения совершенствуемой или формируемойкомпетенции может быть представлен в виде таблицы:
В результате аттестации по профессии осуществляется проверка совершенствуемой/формируемой компетенции (ций):
2.2.8. Освоение программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация, как правило, проводится руководителем программы.
Для организации итоговой аттестации преподавателем должны быть разработаны оценочные материалы. Которыев зависимости от формы зачета должныбыть представлены в виде перечня вопросов к тесту(ам), устному или письменному опросу, требований к проектной работе, требований к эссе,требований к выполнению практических заданий и т.п.).
2.2.9.Список рекомендуемой литературы (для преподавателя и слушателей) должен содержать сведения об использовании пособий и учебных материалов при реализации программы (Федеральная нормативно-правовая документация, локальная нормативно-правовая документация, учебная литература, интернет-ресурсы и т.д.).
Рекомендации по структуре и содержанию программ профессиональной переподготовки
3.1. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
3.2.1. Титульный лист (см. п.2 пп.2.2.1. данных рекомендаций).
3.2.2. Пояснительная записка (см. п.2 пп.2.2.2. данных рекомендаций).
Цель конкретизируется через перечисление компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.
3.2.3. Квалификационная (профессиональная) характеристика (см. п.2 пп.2.2.3. данных рекомендаций).
3.2.4. Учебный план (см. п.2 пп.2.2.4. данных рекомендаций).
3.2.5. Содержание программы состоит из сокращенного варианта рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, который включает учебно – тематический план, в котором отражается содержание теоретического и практического обучения и содержание тем (см. п.2 пп.2.2.5. данных рекомендаций).
3.2.6.Условия реализации программы (см. п.2 пп.2.2.6. данных рекомендаций).
3.2.7. Контроль освоения полученной компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации может быть представлен в виде таблицы:
В результате аттестации по профессии осуществляется проверка полученной компетенции (ий):
3.2.8. Освоение программы переподготовки завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация, как правило, проводится руководителем программы.
3.2.9.Список рекомендуемой литературы (см. п.2 пп.2.2.9. данных рекомендаций).
Основные понятия и термины
Трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
Трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Как написать программу повышения квалификации
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Введение
— программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (ч.8 ст.73);
— содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч.9 ст.76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч.10 ст.76).
Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента РФ по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.
Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*.
Нормативно-методические основы разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:
Часть I
Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Шаг 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.
Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:
— один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
— часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
— несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций*.
* В случае выбора этого варианта можно воспользоваться классификационными группировками видов экономической деятельности по ОКВЭД и (или) видов трудовой деятельности по ОКЗ. При использовании этого варианта необходимо найти нужную область профессиональной деятельности (одну или несколько) и просмотреть входящие в нее виды профессиональной деятельности.
Трудовые функции в реестре сгруппированы по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть программы), а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным определением уровня квалификации.
Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу «Дополнительные характеристики», в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*.
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.
Повышение квалификации
Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.
Цель и задачи
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Повышение квалификации и законодательные нормы
Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.
В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.
Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
Краткосрочное повышение квалификации;
Проведение тематических семинаров;
Длительное повышение квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.
Форма обучения сотрудников организации
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).
У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.
Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Периодичность прохождения повышения квалификации
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».