Интернет магазин с нуля. Часть 1: Начало
В первую очередь эта статья предназначена тем, кто планирует или только рассматривает вариант запуска своего бизнеса.
Оглядываясь на 15 летний опыт работы в IT c бизнес процессами, решил, написать данный мануал. Это будет серия статей, так как материал выходит объемистый.
Статья имеет целью предостеречь начинающих бизнесменов и, возможно, будет полезна тем, кто уже давно трудится на ниве интернет торговли, так как предлагаемая модель легко масштабируется с небольшими изменениями и поправками на объем товарооборота.
Открыт для конструктивной критики и буду рад оказать помощь, если она вам потребуется.
Статья содержит названия некоторых продуктов и компаний, ссылки я не даю так как это может быть воспринято как реклама. Всё, продукты, что я указываю, это опыт работы и не является рекламой.
Буду рад если вы поделитесь своими наработками с теми или иными сервисами.
Я не буду касаться того, какой товар вам следует продавать или какие услуги стоит оказывать. Этот выбор за вами. Мы возьмем за аксиому, что товар уже выбран и профит (начальный) просчитан.
Выбор CMS для интернет магазина
Дам несколько советов по выбору движка для магазина. Мне лично нравится PrestaShop, но он сложноват для начинающих, и у него есть большой недостаток, нет нормальной связки с 1С за, подчеркиваю, приемлемые деньги.
Существует мошеннический модуль 1c-prestashop (у них несколько сайтов), остерегайтесь этих ребят, читайте отзывы.
Рабочие решения стоят неподъемно дорого для стартующего бизнеса. Поэтому обязательно выбирайте CMS для своего магазина с рабочей связкой с 1С или другими учетными системами. Перед запуском, обязательно протестируйте выгрузку и загрузку данных.
Самая распространённая ERP у нас 1С, поэтому я строю эту статью на работу с ней, но, в принципе, всё актуально и для других систем.
Помимо функционала при выборе CMS обратите внимание на наличие адаптивного дизайна под мобильные платформы.
Итак, начнем с необходимого и примерного расчета покупки\владения
CMS: цена зависит от вашего выбора.
Хостинг: даже для начального уровня лучше использовать VDS, то есть свой сервер, в одной из частей я расскажу пошагово, как настроить, здесь или в своём блоге (в сети куча статей с тем, как настроить свой сервер, и не уверен, что на хабре нужна ещё одна, но на своем блоге будет не лишняя).
На сервере у нас будет настроен веб сервер и IP АТС на базе Asterisk (для безопасности лучше разделить на два сервера), так как без телефонии и своего микро колцентра нам не обойтись. Мы пропишем прохождение звонка клиента, сделаем приветствие и настроим IVR (голосовое меню).
Стоимость VDS под начальные нужды варьируется от 1000 до 1500 рублей в месяц.
Телефония: телефонный номер вашего города можно дёшево купить на zadarma цена варьируется от 120р до 1000р месяц в зависимости от региона, так же стоит завести и Московский номер, так как покупателям из других городов удобнее звонить в Москву. Будем исходить из 240р в месяц за два номера.
Номер нам нужен для входящей связи, для исходящей, на начальном уровне, дешевле всего использовать транк от Мегафона. Учтите, что подавляющее большинство покупателей указывают при покупке именно свой сотовый номер, из этого мы должны исходить при выборе оператора для исходящей связи. У Мегафона на Мультифоне это 1.5р минута на любой номер страны. Подробнее смотрите на профильном сайте Мультифона Кстати на Мегафон, также можно завести городской номер, стоимость 150р. месяц. Остальные операторы, к сожалению, не предоставляют такую возможность для начального уровня, если я не прав, поправьте в комментариях.
Для работы с ним вам нужно купить симкарту с любым тарифом (лучше без абонентской платы), активировать и настроить услугу Мультифон, после чего подключить транк к своей АТС. Подробнее техническую сторону мы рассмотрим ниже.
СМС: Любой уважающий себя магазин ведет оповещение своих клиентов о стадиях заказа по e-mal, СМС и телефону.
СМС оповещение у нас будет вестись из CMS магазина, при заказе, а также из 1С при дальнейших изменениях заказа (заказ оформлен, оплата получена, передан в транспортную компанию (отправлен), прибыл в место вручения и т.д.) статусы заказа, а также скрипты оповещения мы также подробно рассмотрим.
Email: проще всего использовать одного из бесплатных провайдеров почты: Yandex или Google. Следует привязать свой домен к одному из них и создать необходимое количество ящиков. Это бесплатно. Подробная инструкция есть на их сайтах.
Расчет стоимости доставки
Одна из сложностей в интернет торговле, это правильно рассчитать полную стоимость доставки исходя из заказа клиента, в стоимость входят: страховка на купленный товар; стоимость доставки от самой транспортной компании или, что чаще Почты России (рассчитывается исходя из веса и размеров посылки, а также адреса доставки); стоимость упаковочных материалов (картон, пузырьковая пленка и другие); стоимость работы по упаковке (человеко-часы затраченные на упаковку); доставка посылок до терминала транспортной компании или отделения почты.
Всю эту стоимость мы возлагаем на покупателя напрямую, то есть он видит стоимость доставки при заказе или косвенно закладываем в цену товара полностью (бесплатная доставка) или частично.
Каждую единицу товара мы должны измерить и взвесить. Иначе рассчитать стоимость доставки нельзя.
При выборе смотрим на наличие модуля для нашей CMS и на тариф.
edost
Яндекс.Доставка
CheckOut
Delivia
Apiship
ERP или учетная система
Я исхожу из того, что мы используем 1С, нам подойдет «Управление торговлей». Стоимость 17400 руб., но покупать её или взять где-то бесплатно, это на вашей совести), я лично за покупку, так спокойнее. Есть ещё вариант поинтереснее: «Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM). 2.0» от Рарус, цена: 23 600 руб. Из плюсов: интеграция с телефонией и простой способ построения бизнес процессов, но нужен он лично вам на начальном этапе или нет, решайте сами.
Работа с Почтой России
Большая часть заказов отправляется именно через эту компанию, и лучше заключить договор и подключить «Партионную почту», это отдельная тема и хлебнуть горя при работе с этой шарашкой компанией вам придется. Я отдельно опишу, пошагово, свой опыт работы и постараюсь предостеречь от ошибок и возможных осложнений.
Для онлайн общения с клиентами удобно использовать чат, доступных сервисов сейчас немало, мне нравится jivosite и за него не обязательно платить. Бесплатных функций достаточно.
Их сейчас развелось множество, перепробовал почти все, пока остановился на moneta
В любом случае, лучше работать с несколькими агрегаторами, так как сбои бывают, и в этом случае нужно иметь возможность, оперативно переключится на резервного. Да и распределять разные оплаты (у одного меньше комиссия для оплаты через карту, у другого через Webmoney и т.д.) никто не запрещает. И это несмотря на то, что каждый будет заманивать вас меньшим процентом при условии единоличного присутствия на вашей площадке. Устойчивость к сбоям в данном случае дороже.
Если вы планируете отправлять товары заграницу (а почему нет), то лучше подключить PayPal.
Да и чуть не забыл…
На начальном этапе конечно ИП и УСН как налогообложение. Возможно и ООО завести, но, тут сложнее с бухгалтерией и оформлением. Хотя если вы стартуете бизнес с коллегой, для нормального дележа прибыли лучше зарегистрировать ООО. Чтобы не было потом проблем.
Без юридической регистрации вам закрыт путь в системы онлайн оплаты (я имею в виду нормальные) и невозможность заключения договора с компаниями. И естественно нарушение закона «О подземной коммерции» никто не отменял.
Всего этого инструментария нам достаточно для старта. Хочу предостеречь от подключения всяких сервисов, типа перезвона за пять секунд, слежки за пользователями и доставания их в соц сетях, жесткого спама с призывом вернутся и сделать заказ и т.д.
Чаще всего это раздражает и не работает, но при этом стоит немало. Лучше не распылять свои ресурсы и вложить их в качественный запуск, а нужны вам эти «мега сервисы» или нет, вы решите позднее в процессе вдумчивого их изучения и на основе полученного опыта работы.
Далее мы с вами займемся построением бизнес модели и детального расчета добавленной стоимости, то есть нашими затратами. После подробного описания процесса, приступим к реализации проекта. Рассмотрим IT составляющую (даже если вы не намерены админить свой VDS вы должны понимать как это выглядит и сколько следует платить админу). Коммерцию, маркетинг, рекламу, ведение ТМЦ (учет товара и других ценностей), кассовую дисциплину (работу с финансовыми инструментами), работу с транспортными компаниями (в том числе самовывоз, курьерскую доставку в своём городе) и т.д.
10 лучших конструкторов для создания интернет-магазина
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Как развиваться в диджитал. Какие каналы сейчас в тренде. Как зарабатывать больше и поднимать чек за свои услуги.
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Чтобы запустить интернет-магазин, мало найти поставщиков, нужно продумать структуру сайта, найти дизайнера, верстальщика и программиста и подобрать подходящую CMS для размещения (Content management system — система управления содержимым). Вложения колоссальные, а результат неочевиден.
Но есть менее затратный способ — собрать интернет-магазин в конструкторе, который позволяет принимать онлайн-платежи и управлять заказами.
Конструкторы интернет-магазинов хороши для тех, кто хочет попробовать свои силы в e-commerce. Ведь конструктор — это просто, быстро и дёшево, а для небольших магазинов иногда и вовсе бесплатно.
Обзор конструкторов интернет-магазинов
Какие сервисы попали в подборку:
Ecwid.ru
Особенность. Превращает любой сайт в интернет-магазин.
Цена. Бесплатно — 10 товаров. Далее — от 800 руб./мес при оплате за год (100 товаров).
Создаёт магазин на любом сайте.
Выгружает товары в соцсети.
Позволяет управлять всеми точками продаж из одного окна.
Бесплатно до 10 товаров.
Высокая цена по сравнению с другими платформами.
Tilda
Особенность. Популярный конструктор сайтов, который позволяет создать небольшой онлайн-магазин или интернет-бутик.
Цена. 14 дней бесплатно. Потом — от 500 руб./мес.
В Тильде не так много шаблонов для интернет-магазинов — всего 20. Однако все они продуманы с учётом особенностей разных товаров. В сервисе легко создать сайт для продажи одежды, цветов, украшений, постеров, мебели, растений и даже отдельных продуктов. А если захочется что-то поменять, к вашим услугам конструктор с готовыми блоками для интернет-магазина.
Качественные красивые шаблоны с подробным описанием каждого варианта.
Удобный редактор с возможностью добавить свой код.
Создание интернет магазина. Часть 1
Введение
Сегодня интернет-магазины очень популярны, их рассматривают и в качестве площадки для увеличения объемов продаж, и для создания бизнеса с нуля. При этом действительно полезной информации о том, что такое интернет-магазин, зачем он нужен, из чего он состоит, как организовать его работу и о многих других важных нюансах, найти на просторах Интернета практически невозможно.
Вот такой парадокс: с одной стороны – об интернет-магазинах написано огромное число статей, с другой – реально полезной информации в них содержится очень и очень мало. Я сейчас не говорю о технических текстах, рассчитанных на профессионалов, здесь, как раз, информации довольно много. А вопросы, которые задают будущие владельцы интернет-магазинов, преимущественно остаются без ответа.
По роду моей деятельности я также очень часто сталкиваюсь с интернет- магазинами. Очень много вопросов задают мне клиенты, руководители среднего и малого бизнеса, которые пытаются понять, стоит ли им открывать интернет-магазин, и если стоит, то как это лучше сделать. Также и знакомые довольно часто обращаются ко мне за советами, как открыть интернет-магазин, что для этого нужно и т.д.
В этой статье я решил максимально простым и понятным языком пояснить, что такое интернет-магазин, зачем он нужен и даже почему он может быть не нужен, а также как его создать и как организовать работу.
Статья предназначена для широкого круга читателей, здесь не будет сложных терминов и каких-то технических нюансов, интересных опытным специалистам. Здесь я расскажу о базовых понятиях, связанных с работой интернет-магазина, а также рассмотрю основные принципы его работы. Этот текст будет интересен тем, кто задумался о создании интернет-магазина или просто стремится понять, что это такое и как это работает.
Интернет магазин: а нужен ли он вам?
Когда ко мне обращаются с вопросом, что нужно сделать, чтобы открыть магазин, я стараюсь сначала выяснить, а нужен ли этим людям интернет-магазин в принципе?
Дело в том, что сегодня интернет-магазин – это модное понятие, такое же, как, например, стартап. Все слышали, что это очень нужно и очень выгодно, но что это такое, кому и зачем это надо, большинство даже не задумывается.
В результате очень часто оказывается, что интернет-магазин этому человеку на самом деле ни к чему, в его случае прекрасно справится с продажами обычный сайт-визитка, который уже давно функционирует.
Еще хуже, если решение открыть интернет-магазин принимается на пустом месте, просто как вложение капитала: без товарной базы, без знаний рынка, без умения продавать. В этом случае подобный проект с первого дня обречен на провал.
Попробую систематизировать самые распространенные ситуации, при которых создание интернет-магазина оказывается пустой тратой средств и времени.
Не нужно открывать интернет магазин, если:
1. Вы являетесь хорошим потребителем товара, но не продавцом.
Подобные ситуации я наблюдал много раз. Например, многодетные родители решают открыть магазин детской одежды просто на том основании, что уж в одежде для детей они разбираются прекрасно. Да, они знают, где купить хорошую одежду для своих детей. Они общаются с такими же родителями, и видят, что спрос в этой сфере достаточно высок. Но всего этого недостаточно, чтобы добиться результата в продажах. Надо, как минимум, знать этот рынок с точки зрения продавца, разбираться в ценообразовании, знать своих конкурентов, иметь надежный и выгодный канал поставок товара.
Историй, когда люди пытались начать торговлю в интернете с нуля без какого-либо опыта и знаний, я знаю достаточно много. И они, как правило, оканчиваются печально. А потому в подобных случаях я всегда отговариваю от ненужных затрат. Я считаю, что свободные средства можно потратить с большей пользой.
Потому я считаю, что просто как вложение средств интернет магазин – это бессмысленно. Инвестировать нужно туда, где будет реальная прибыль.
И, раз уж пошла речь об инвестициях, я хочу пояснить один момент. Здесь и далее я не планирую вообще поднимать тему стартапов. Просто потому что я с работал мало. А потому, и писать о них я не собираюсь.
Создание магазина: с чего начать?
Здесь я буду говорить о создании интернет-магазина с нуля, именно такой вариант чаще всего встречается мне в работе с малым и средним бизнесом. Кроме того, этот подход позволит рассмотреть все необходимые понятия, все этапы и действия. Возможно, что вы уже имеете некоторый опыт, и какие-то шаги для вас – пройденный этап. В этом случае, просто пропускайте то, что для вас уже не актуально.
Здесь я хочу сделать еще одну ремарку. Я – бизнес-консультант, а не программист. Кроме того, я с самого начала обещал писать простым языком для широкого круга читателей. А потому очень многие технические нюансы в моей статье не будут рассматриваться. Специалисты и без моей помощи найдут нужную информацию. В моей статье будут именно базовые понятия, основные этапы, организация работы. А по вопросам технических нюансов всегда можно получить консультацию у программистов.
Первые шаги и принципиальные решения
Как торговать товаром, которого нет в наличии?
Этот вопрос очень часто задают бизнесмены, которые открывают интернет-магазин. С одной стороны, хочется показать весь возможный ассортимент, с другой – не очень понятно, что делать, если придет заказ на товар, которого в данный момент нет на складе.
Создаем фронт-офис
Выбор и подключение CRM системы
Я рекомендую всегда подключать телефон, который выделен для работы с клиентами, к CRM-системе. Вообще, для эффективной работы интернет-магазина необходимо применение той или иной CRM-системы, особенно если у вас планируется достаточно большое число продаж. Пока что такую схему работы используют недостаточно активно, многие компании не ведут учета продаж и контроля качества работы с клиентами, но я считаю, что этот путь – тупиковый, и реальный рост показателей моих клиентов после внедрения CRM-системы демонстрирует мою правоту. Подробно о том, что такое CRM-системы, как их выбрать и внедрять, я писал в статье Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать?
Email и SMS-рассылка
И еще один очень важный метод взаимодействия с клиентами – это SMS-рассылка. Сегодня считается хорошим тоном уведомить покупателя при помощи SMS об отправке его товара, о доставке на почту или по адресу и т.д. Для этого при оформлении покупки обычно предлагают оставить также номер телефона. В дальнейшем вы сможете использовать базу этих телефонных номеров для решения маркетинговых вопросов: например, оповещать покупателей об акциях и скидках, о появлении новых товаров и т.д.
Предупреждаю: SMS-рассылки следует использовать крайне осторожно, чтобы не попасть под действие закона о запрете SMS-спама. На самом деле, вероятность того, что у вас из-за SMS-рассылок будут какие-то неприятности крайне низка. Но лучше изучите закон и создавайте рассылки правильно.
Также очень важным маркетинговым инструментом может стать база email-адресов ваших покупателей. Хорошим тоном считается также уведомлять покупателя о получении оплаты, об отправке заказа по электронной почте. В письме можно указать номер посылки или примерное время курьерской доставки, другие необходимые подробности. А в будущем вы можете также использовать эти электронные адреса для создания почтовой рассылки.
Многие из опытных пользователей и специалистов сейчас, скорей всего, вспомнили также о различных вариантах рекламы сайта, в том числе использование контекстной рекламы или других методов продвижения. Поэтому я решил сразу уточнить: эти методы относятся, скорее, к привлечению новых покупателей, а не к работе с имеющимися. И о них я планирую поговорить отдельно в будущих статьях.
Выбор CMS
После того, как вы решите для себя все перечисленные выше вопросы, придет время переходить к следующему этапу – к выбору CMS.
Очень важно понимать, что CMS (движок), дизайн и контент – это разные составляющие интернет-магазина. Почему я на этом делаю акцент? Очень многие путаются в понятиях, и считают, что дизайн – это и есть интернет-магазин или что CMS – это весь сайт от и до. Давайте не будем путать понятия.
Я сталкивался на практике с проектами, которые готовились к выходу годами. Дорабатывался до совершенства дизайн, прорабатывалась программная часть, добавлялось множество дополнительных возможностей: калькуляторы, сервисы сравнения и пр. В результате продажи либо не увеличивались совсем, либо увеличивались незначительно.
Потому что, повторюсь, покупателю это все не важно. Конечно, приятно находиться на красивом сайте, приятно пользоваться дополнительными возможностями. Но если у вас нет нужного товара, если покупателя не устроила цена или если в описании товара отсутствуют важные для человека параметры, то он развернется и уйдет без покупки с самого красивого сайта.
Но все же CMS выбирать надо. На чем будет работать ваш сайт?
Выбор CMS – это тема достаточно обширная, различных систем управления сайтом на сегодняшний день придумали очень много. Я планирую со временем посвятить теме сравнения и выбора CMS отдельную статью. А пока будет достаточно сказать, что принцип выбора CMS мало чем отличается от методов выбора CRM-систем. Об этом я писал подробно в статье Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать?
Т.е. примерно все также. Есть Stand-Alone решения, есть Saas-решения. Каждый из вариантов имеет свои особенности, в основе которых лежит сам принцип: использовать собственную копию программного продукта или работать в «облаках» с ежемесячной оплатой за пользование системой.
Но для успеха работы интернет-магазина, на самом деле, вид CMS не так важен. Я лично видел успешно работающие решения на самописных движках, а также очень плохо работающие системы на широко разрекламированных CMS. Т.е. здесь практически все зависит от того специалиста или той компании, которая вас обслуживает.
Интеграция с 1С
Очень многие мои клиенты при создании интернет-магазина сразу поднимали вопрос интеграции этого ресурса с имебщимся у них программным продуктом 1С. Я считаю, что такая интеграция сразу — это лишние затраты средств и времени, в результате чего открытие интернет-магазина откладывается на довольно долгий срок, работа по интеграции требует привлечения дополнительных специалистов, в том числе, программистов 1С, а в результате очень часто оказывается, что решения, которые были реализованы частично или даже полностью не соответсвуют потребностям интернет-торговли конкретного бизнеса или требуют значительной доработки.
Я считаю, что на первом этапе работы интернет-магазина интеграция с 1С может вообще не понадобиться. Особенно если речь идет об загрузке заказов с сайта, которая достаточно сложно реализуется, но очень многие владельцы интернет-магазинов, тем не менее, стремятся ее получить.
Так, если у вас в ассортименте 100-200 товаров, выложить их можно вручную, таким образом, на самом деле, вопрос первичного наполнения интернет-магазина решают очень часто.
С другой стороны, как-то необходимо забирать заказы с сайта. На первом этапе работы магазина заказов, на самом деле, всегда очень мало, буквально, единицы. И забирать их можно также вручную. Потом уже, когда вы какое-то время поработаете, вы поймете, в каком виде вам удобнее всего забирать заказы, и какая именно интеграция вам на самом деле нужна.
Таким образом, при выборе CMS возможность интеграции с 1С – это далеко не самая важная вещь, этот вопрос можно будет решить позже.
Дизайн интернет-магазина
Когда возникает вопрос о выборе дизайна, первое, что нужно сделать, это установить готовый шаблонный дизайн или разработать собственный дизайн с нуля. Я рекомендую, если позволяют средства, сразу заказать специалисту разработку уникального дизайна. Но если сроки или финансы не позволяют провести полноценную работу по созданию дизайна, нет ничего страшного в том, чтобы выбрать и скачать подходящий готовый дизайн.
Плюсы и минусы этих решений:
Если вы просто используете идею, а при реализации будете применять другую цветовую гамму, немного другие кнопки, свой логотип, то и внешне ваш магазин будет выглядеть иначе, и никаких претензий от владельца понравившегося вам магазина не появится. Создать дизайн, похожий на тот или иной интернет-магазин, это гораздо проще и быстрее, чем придумывать все с нуля. Таким образом, вы получите тот дизайн, который вам идеально подойдет за минимальное время.
В принципе, при запуске интернет-магазина дизайн как таковой играет далеко не самую главную роль. Очень важен функционал и аккуратность, а дизайн может быть, в принципе, любым.
Эпилог
Итак, я постарался рассказать, на что нужно обратить внимание для принятия решения: нужен ли вам интернет-магазин, рассказал, что нужно подготовить до того, как начинать непосредственно работу над программным решением.
Также я постарался максимально просто и подробно рассказать о работе над фронт-офисом. Напомню, что при работе над фронт-офисом самое главное – это функциональность и аккуратный, привлекательный и достаточно информативный контент, а дизайн играет вспомогательную роль. Выбор CMS мало чем отличается от выбора программного обеспечения для других нужд, и здесь вы можете воспользоваться информацией из моих прошлых статей, например, из статьи Выбор программного продукта для клиента. Сбор требований
Также для успешной реализации интернет-магазина очень важно, чтобы ваши подрядчики работали качественно, чтобы вы с ними понимали друг друга. Для того, чтобы избежать ошибок, рекомендую прочитать мою статью Посредники или почему в России всегда «виноват» исполнитель на примере IT проекта.
В следующей статье я подробно расскажу об организации работы бэк-офиса, о том, как организовать работу сотрудников, и что нужно, чтобы интернет-магазин работал действительно эффективно.
Также в отдельных статьях я планирую подробно рассмотреть вопросы продвижения интернет-магазина, привлечения новых покупателей, в том числе при помощи использования контекстной рекламы Яндекс.Директ.