Как писать завораживающие и интересные мелодии
Важные детали, которые создают превосходную мелодию из скучной зарисовки.
Привет, вот самые полезные мелочи, применив которые, вместе со знаниями простой гармонии и правилами взаимодействия нот в тональности, можно даже из самой простой и скучной зарисовки сделать завораживающую и смысловую мелодию для вашей новой композиции.
Если ваш инструмент или тембр синтезатора имеет возможность длительной задержки звучания (достаточный sustain), то всегда пробуйте чередовать длительности нот – короткие длительные, это самым прямым образом влияет на ритмический рисунок в вашей мелодии.
Чередование разных ритмик сделает мелодию более гипнотической
Как и чередование длительностей нот, чередование ритмик это еще более глобально-важное правило в написание интересной мелодии. Да, простота часто работает, когда мы просто повторяем интересный рисунок, меняя только высоты этих нот. Но мелодия может сильнее влюбляться в себя, когда она интересна ритмически.
Ритмика всегда работала на человеческий слух как гипноз – и в особенности это нахождение нашим чувством ритма разницы в ритмиках – именно поэтому самые интересные и знаменитые мелодии чередуют самые различные виды ритмик.
И самое популярное и гипнотическое чередование – это прямые типы ритмик и синкопированные типы ритмик.
Быстрые переходы в нужных местах дадут мелодии движения и энергии
Самый отличный способ подбавить энергии и движения в мелодию + разнообразить ее – это добавить супер быстрых переходящих штрихов и иногда даже Roll– штрихов между основными или длительными ступенями мелодии. Обычно Roll-эффект ритмика приобретает, при использовании 32-х длительностей нот. Но быстрые переходящие штрихи могут быть по длительности и 16-ми нотами.
И быстрые перемещения в мелодии хорошо делают свою работу при использовании близких \ соседних ступеней, переходя поэтапно вниз – вверх или быстрые чередования 2 соседних нот.
Вот такие штрихи можно добавить к мелодии из предыдущего пункта что бы сделать ее более подвижной и энергичной!
Легато скольжение и эффект портаменто – то где тембр сливается с гармонией
Очень часто этот эффект питч слайда в начале каждой ноты (Portamento) или плавное скольжение pitchмежду последующими друг за другом нотами (Legato), приживается и дает вашей главной мелодии той жизни и особенной атмосферы, которой ей как раз и нахватало!
В Sylenth1, к примеру, это сделать очень просто; достаточно всего лишь крутануть ручку «portamento» в сторону к или на середину и поставить переключатель рядом на режим «S» (Slide).
Задержка на одной ступени ноты, дает завораживающий эффект в гармонии
Многие, почему-то, очень долго думают; какое более сложное и оригинальное движение по высотам нот можно придумать в мелодии, чтобы получить супер хит.
Но иногда достаточно простого переходящего штриха с последующей или произошедшей перед ним задержкой на одной лишь только ноте, без разницы повторяя ее каким-то ритмическим штрихом, либо просто оставить ей всю длительность в мелодии до ее следующей ступени.
Остинато. Завораживающий эффект – стадия 2
Самый простой и быстрый способ написать эмоционально-захватывающую мелодию, чаще в жанрах Trance и House.
Это, как и предыдущий пункт, но уже удерживание одного короткого мелодического рисунка в повторении, в то время как поддержка гармонией басовых нот, либо аккордов, прогрессирует и меняется, давая тот самый смысловой и захватывающий контекст для, казалось бы, однообразного рисунка в мелодии.
Если у вас, все же есть проблемы с основами гармонии и музыкальной теории или правилами взаимодействия нот между собой, то рекомендую незамедлительно СКАЧАТЬ наш бесплатный видеокурс по основам гармонии, для свободного написания мелодий и аккордовых партий в электронной музыке, забрать бесплатно прямо сейчас его можно ЗДЕСЬ!
Как писать песни: памятка для новичков
Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.
Meery Mary для Skillbox Media
Gfire M
Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет 🙂 — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.
Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.
Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.
Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.
С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.
Определитесь со структурой песни
Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.
Пример 1
В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.
Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:
Пример 2
В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).
Вот её структура: A-B-A-B-A-B.
Пример 3
Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).
Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.
Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).
Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.
Как написать слова песни
Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.
С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.
Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: « Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).
Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.
Сочиняем мелодию, подбираем аккорды
Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.
А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.
Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.
Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).
Придумываем название
Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.
Полируем результат
Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.
Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.
Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.
Учимся писать музыку к песням с нуля –
8 профессиональных приёмов создания красивой мелодии
Подумайте о своей любимой песне. Что вы вспоминаете в первую очередь? Конечно, основную мелодию. Это важная и запоминающаяся часть композиции. Кажется, что придумать оригинальную мелодию крайне сложно, ведь бытует мнение, что в мире музыки уже все хорошие комбинации использованы. Действительно, сочинение мелодии – трудоемкий творческий процесс, но вовсе не невозможный! В данной статье мы расскажем о способах генерации новых идей и как написать музыку к песне, даже не имея музыкального образования.
Что такое мелодия?
Мелодия — это последовательность нот, сыгранных или спетых в музыкальном произведении. Простой мотив может состоять из одной музыкальной фразы – нескольких коротких нот и ничего более. Есть большое количество примеров сложных мелодий, подобных тем, которые вы слышите, например, в джазе.
Даже базового владения музыкальным инструментом достаточно, чтобы сочинить мелодию
Иногда слушатели путают понятия «мотив» и «мелодия». Они действительно похожи по некоторым характеристикам, но их нельзя смешивать. Мелодия – основная идея трека. Мотив или фраза – короткая музыкальная идея. Это могут быть несколько нот, помещенных в определенном порядке или ритме. Мотив часто повторяется, незначительно меняясь в течение песни.
Ликбез по основным музыкальным терминам
Прежде, чем переходить к описанию приемов, остановимся на основных терминах, которые будут упоминаться. Если вы совсем новичок, эти простые определения помогут вам быстрее разобраться, о чем идет речь ниже.
8 способов написания запоминающейся мелодии
Мы немного разобрались в музыкальной теории. Пора узнать, как придумать мелодию, которая идеально ляжет на созданные стихи и полюбится слушателям.
№1. Создайте план
Многие композиторы предпочитают писать произведения в свободной форме, однако иногда последовательность лучше сказывается на продуктивности. Сначала определите тип создаваемой мелодии и музыкальную форму, т.е. распорядок частей и разделов. Можете составить графический контур.
Составьте примерный план будущей мелодии
Экспериментируйте: попробуйте сначала написать припев новой песни и в дальнейшем исходить от него. Подумайте, какой куплет и проигрыш лучше подойдут к созданному куску.
Не забудьте включить пиковую ноту. Это высокая нота, которая появляется в песне только один раз. Убедитесь, что она попадает в диапазон голоса певца. Вы можете «сыграть против правил» и сделать ее самой низкой по тональности в композиции. Обдумайте кульминацию и где она будет находиться.
№2. Найдите вдохновение
Не бойтесь брать за референс любимые песни или популярные мелодии разных жанров. Это не означает, что вы можете полностью украсть чужое творение. Попробуйте проанализировать музыкальное произведение и понять, что сделало ее популярной. Позаимствуйте концепцию и примените ее к создаваемой композиции.
№3. Подберите аккорды
Начните процесс написания с импровизации. Вы можете добиться прекрасных результатов простым перебором клавиш на пианино или гитарных струн. Запишите звук с помощью микрофона, чтобы в дальнейшем использовать в работе наиболее удачные сочетания аккордов и нот.
Не знаете, с чего начать писать музыку, а гитарный перебор не вдохновляет? Начните с мелодии из одного такта. Скопируйте его на вторую полосу и измените одну вещь. Это может быть плавный переход в другую ноту, незначительное скольжение высоты тона, изменение длительности. Продублируйте мелодию из двух тактов на третью и четвертую полосы. Измените некоторые аспекты. Теперь у вас есть небольшая мелодия.
№4. Добавьте ритмические вариации
Не бойтесь экспериментировать с ритмикой мелодии
Чтобы создать мелодию по ритму, используйте синкопу – ритмическое смещение. Оно изменяет ноты по образцу, который отклоняется от обычного ожидаемого ритмического рисунка. Благодаря этому песня становится неординарной и отличается от подобных композиций того же жанра. Данный прием привлечет внимание слушателей, ожидающих развитие песни по привычному образцу.
№5. Используйте MIDI-клавиатуру
Импровизация на клавишных – лучший способ подстегнуть воображение. Но как сочинить мелодию на фортепиано самому, если вы не особенно хорошо играете на этом инструменте? Используйте MIDI-клавиатуру или подберите мелодию на синтезаторе.
По максимуму задействуйте возможности синтезатора при сочинении мелодии
Транспонируйте MIDI-информацию (например, аккорды или бас) на ля минор или до мажор (только белые клавиши). Зациклите ее на пять минут, нажмите запись и начните импровизировать.
№6. Используйте MIDI-паки
Не знаете, как сочинить мелодию на гитаре, когда идей совершенно нет? Скачайте специальные MIDI-пакеты. Это готовые музыкальные сэмплы, на основе которых можно построить музыкальную композицию. Вы не сможете создать из этих отрывков полноценную песню, но они могут дать толчок для оригинальной идеи.
Многие ди-джеи и начинающие композиторы пользуются ими, поэтому лучше не вставлять их в песню без изменений. Измените тональность по ритму остальных инструментов в песне, отрегулируйте высоту, измените длительность некоторых нот.
№7. Отложите инструменты
Отложить в сторону инструменты и создать вокальную партию – отличный способ сочинить мелодию на стихи. Это хорошее упражнение, чтобы снять творческий блок и подстегнуть креативность. Прочитайте готовые строчки и попробуйте подобрать к тексту песни мелодию, пропевая их в различных вариациях.
Уделите особое внимание вокальной партии в песне
Можете скомбинировать этот метод с советом номер 3 и заменить своими стихами известную песню, затем переработать. Включите смартфон и запишите вокальные упражнения. Затем обработайте созданные фрагменты на инструменте или компьютере.
№8. Экспериментируйте с компьютерным софтом
Для записи мелодии на компьютер не требуется профессиональная техника. Понадобится лишь специальная программа, помогающая сочинять музыку. АудиоМАСТЕР – удобный редактор для начинающих музыкантов с функциями записи, обработки и микширования.
АудиоМАСТЕР поможет записать мелодию и при необходимости ее улучшить
В программе доступны опции аудиомонтажа: можно соединить или смешать несколько записанных кусков в один фрагмент. У созданного фрагмента можно настроить звучание эквалайзером: усилить басы, подавить посторонние шумы. Также можно сместить высоту тона на заданное количество герц. Присутствует частотный спектр, который поможет изменить плотность звука, настройка реверберации, работа с громкостью и возможность добавлять поверх аудио различные эффекты.
Дополнительные подсказки для новичков
Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы :
При создании песни способом подбора аккордов:
Чего следует избегать:
Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции. Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере. Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.
Как сочинить мелодию?
Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.
Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.
Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)
Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.
В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.
Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.
В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.
Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)
В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.
И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.
Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)
Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.
Как придумать мелодию?
Как придумать мелодию? Есть много разных способов – от чисто интуитивных до вполне сознательных. Например, иногда мелодия рождается в процессе импровизации, а иногда создание мелодии превращается в процесс интеллектуальный.
Попробуйте зашифровать в мелодии дату рождения, имя любимой девушки или номер мобильного телефона. Думаете, что это невозможно? Ошибаетесь – всё это реально, только вот проблема заключается в том, чтобы сделать такую мелодию красивой.
Авторы песен и песенок, причём не только начинающие, нередко слышат от музыкальных продюсеров, издателей и других профессионалов в этой области фразы о том, что мелодия ничем особенным не привлекает, песне не достаёт цепляющих запоминающихся мотивов. Да и не нужно быть специалистом, чтобы понять, цепляет вас та или иная мелодия или нет. Дело в том, что существуют определённые приёмы того, как придумать мелодию. Находите, узнавайте и используйте эти приёмы, тогда вы сможете сотворить мелодию не простую, а “с характером”, чтобы поражала слушателей с первого раза.
Как придумать мелодию без инструмента?
Для того чтобы придумать мелодию, наличие под рукой музыкального инструмента вовсе не обязательно. Можно просто напевать что-то, положившись на фантазию и вдохновение, а затем, уже добравшись до вашего любимого инструмента, подобрать то, что получилось.
Умение придумывать мелодии именно таким способом очень полезно, ведь интересная идея может посетить вас внезапно и в любом месте. Если же инструмент под рукой, и никто из окружающих не против ваших творческих поисков, то лучше, всё же, пробовать играть разные варианты будущей мелодии. Иногда это может напоминать промывание песка в поисках золота: перед тем, как придумать мелодию, которая вас устроит, вам придётся отсеять множество негодных вариантов.
Тут к месту один совет! Не перестарайтесь – записывайте просто хорошие варианты, не проигрывая одно и тоже 1000 раз в надежде что-то улучшить. Цель такой работы – придумать как можно больше “нормальных”, а не “золотых”, длинных мелодий. Исправить можно и потом! Ещё один советик, поважнее – всё-таки не полагайтесь на вдохновенье, а похдодите к делу рационально. Определитесь с темпом мелодии, её ритмом, а затем уже подбирайте ноты в нужном диапазоне (более узкий, если важна плавность и более широкий, если важен объём).
Чем проще мелодии вы придумываете, тем более вы открыты людям
Простая истина – начинающие авторы часто не в меру усложняют процесс написания мелодии, стараясь впихнуть в одну несчастную мелодию невпихуемое. Не делайте её толстухой! Пусть в вашей мелодии будет что-то одно, но очень яркое. Остальное просто оставьте на потом.
Если получается мелодия, которую тяжело петь или играть (причем часто – даже самому автору), и которую не сможет полностью запомнить слушатель, то результат – никуда не годится. А ведь донесение своих чувств до слушателя – это и есть основная цель сочинителя. Старайтесь, чтобы вашу мелодию было легко напевать, чтобы в ней не было больших и резких скачков вверх или вниз, если конечно вы не стремитесь придумать мелодию, похожую на кардиограмму.
Название песни можно выделить в её мелодии
Самым «цепляющим» местом в тексте песни часто является та его часть, где так или иначе присутствует название. Соответствующая этому месту в тексте часть мелодии так же должна быть выделена. Для этого есть несколько способов:
Сочетание мелодии и содержания текста
Разумеется, в хорошем музыкальном произведении все компоненты гармонируют друг с другом. Чтобы убедится в том, что ваша мелодия подходит словам, попробуйте записать мелодию на диктофон или компьютер. Это может быть как инструментальный вариант, так и а-капелла (обычное «ла-ла-ла»). Затем, слушая мелодию, попробуйте определить, какие чувства она у вас вызывает, и соответствуют ли они тексту.
И последний совет. Если у вас долгое время не получается подобрать удачный мелодический ход; если вы застряли на одном месте и мелодия не продвигается вперёд, то просто отвлекитесь. Займитесь другими делами, погуляйте, поспите и вполне возможно, что озарение посетит вас само собой.