Главная » Правописание слов » Как написать психологические рекомендации

Слово Как написать психологические рекомендации - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Психологические рекомендации и требования профессиональной этики

Как разработать психологические рекомендации

А.В. Фокина
доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования ГОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

Профессионально составленные рекомендации способны оказать самую деятельную помощь родителям, педагогам, администрации. Какие правила необходимо соблюдать при их разработке, на что обращать внимание?

Рекомендации служат важной частью консультативной работы, должны обязательно завершать психологическую характеристику и заключение, отчет по итогам диагностики, выступление на консилиуме, родительском собрании, педагогическом совете. Для того чтобы рекомендации психолога были по-настоящему ценными и могли быть использованы адресатами психологической помощи, необходимо придерживаться следующих базовых правил:

1. Психологическая рекомендация не является советом.
2. Психологические рекомендации строятся с учетом требований профессиональной этики.
3. Психологические рекомендации строятся в единстве с диагностикой.
4. Рекомендации должны быть конкретны и выполнимы.
5. Рекомендации строятся дифференцированно, выделяя разделы «учитывать», «развивать», «контролировать».

Рассмотрим каждое из правил подробно.

Суть рекомендации

Рекомендация отличается от совета позицией, из которой формулируется. Совет — порождение обыденного сознания, быта, продукт житейского опыта, пусть даже чрезвычайно обширного; и потому он пригоден для некоторых людей в некоторых бытовых ситуациях. Он исходит из непроверенных научным образом фактов, основан на некритичном мышлении. Советы могут быть противоречивы и иррациональны, а основания, из которых они исходят, как правило, не осознаются советчиком. Совет дается из позиции от «мудрого» к «недостаточно мудрому», от «осведомленного» к «неосведомленному», от «опытного» к «неопытному», при этом советчик самостоятельно и часто некритично оценил себя как мудрого, опытного и знающего, а собеседника — противоположным образом. Совет часто не прошен, назидателен и навязчив. Советчик, как правило, бывает обижен несоблюдением советов, настырно пытается добиться следования им.

Психологическая рекомендация не является советом.

В отличие от этого рекомендация — продукт профессионального, научного, критичного мышления. В рекомендации содержится неявный ответ психолога на вопрос о том, каковы факторы психологического благополучия клиента (успешного обучения, адекватного поведения, способности совладать с эмоциями и проч.). Она обязательно исходит из научного понимания ситуации и причин обсуждаемого затруднения, из возрастных и индивидуальных особенностей клиента и формулируется строго в ответ на запрос и в соответствии с профессиональными фактами (закономерностями и задачами развития на каждом этапе онтогенеза, диагностическими сведениями, анализом семейных ролей и т. п.). Рекомендация дается с опорой на профессиональные знания и опыт и всегда исходит из оснований, которые можно объяснить. Рекомендация точна, но в отличие от совета обладает гибкостью. Она дается из позиции «наравне», никогда не «сверху вниз», не транслируется как обязательная и допускает критику, модификацию, отказ от выполнения.

Приведем для сравнения примеры советов и близких к ним по содержанию рекомендаций.

Совет Рекомендация
«…надо общаться с сыном» «…такое поведение ребенка — проявление нехватки общения с вами. Он привлекает ваше внимание, провоцируя вас на тревогу. Чтобы он так не делал, можно оказать ему внимание “ревентивно”, заранее, до его демонстрации проблемного поведения»
«…главное — не ссорьтесь» «…ссорьтесь правильно: сразу и честно выражая другому то, что ожидаете от него и что чувствуете, говорите о себе, а не о другом — не “какой же ты гад”, “тебе ничего нельзя сказать”, а “я злюсь на тебя”, “я хочу, чтобы ты меня услышал”»
«…не надо кричать на ребенка» «…когда вы кричите, ребенок не воспринимает содержание, он улавливает только форму и реагирует именно на нее. Как правило, он реагирует обидой и страхом (и тогда считает, что неправы вы, и не увидит свою ошибку) или сопротивлением (не слышит, забывает, все настойчивее делает по-своему). Поймите, за какую границу не должно зайти поведение детей — это обеспечивает предсказуемость и стабильность поведения, способствует формированию и усвоению правил, которые действительно нельзя нарушать»

Подчеркнем, речь идет не об используемой лексике — эффективная рекомендация может быть дана и самым простым языком — а о прозрачности оснований, из которых исходят наставления.

Психологические рекомендации и требования профессиональной этики

Этическая сторона профессиональной деятельности психолога регулируется этическим кодексом психолога Российского психологического общества, принятым 14 февраля 2012 г. на V съезде РПО. Базовые позиции кодекса включают принципы уважения клиента, ненанесения вреда, профессиональной компетентности, ответственности и честности, подразумевают конфиденциальность работы, осознание границ личной и профессиональной компетентности, избегание конфликта интересов, поддерживают самоопределение клиента, его осведомленность и информированное согласие на любые виды психологического вмешательства и воздействий.

При трудоустройстве и в начале работы с клиентом психолог должен ознакомить работодателя и заказчика с текстом этического кодекса (по меньшей мере, озвучить его наличие и необходимость следовать ему). Как намеренное, так и непреднамеренное нарушение профессиональной этики может быть причиной санкций вплоть до привлечения психолога к суду.

Этические аспекты работы применительно к разработке рекомендаций, относящихся к семейным проблемам:

Психологические рекомендации строятся с учетом требований профессиональной этики.

1. Рекомендации могут носить только психологический (не педагогический, не медицинский, не юридический и т. д.) характер и могут быть даны исключительно в рамках профессиональной компетентности данного специалиста — т. е. они должны формулироваться самостоятельно, критично, с опорой на собственные профессиональные знания и опыт. Если у начинающего специалиста недостаточно опыта для самостоятельного изобретения рекомендаций, он может обратиться к опыту клиента: тот является носителем знаний о себе и, в частности, знает, что с ним происходит.

Консультативная беседа направлена не на поиск искусственных и едва ли возможных в ситуации реальной ссоры приемов — она обращает внимания клиента на то, что у него есть какие-то, уже проверенные, знакомые, привычные ресурсы, обеспечивающие коммуникацию в условиях конфликта.

Трансляция рекомендаций, заимствованных из не обоснованных собственным профессиональным опытом источников (например, из интернета) и озвучивание их как гарантирующих некоторый результат — нарушение этического кодекса психолога.

2. Рекомендации должны исходить из интересов развития клиента: задач возраста, социальных, учебных, профессиональных задач, индивидуальных особенностей и пожеланий (индивида или семьи). Психолог должен однозначно и четко понять и обозначить адресата рекомендаций — воспитателю, родителю, администратору они предназначены. Эффективная рекомендация начинается с конкретного обозначения адресата. Например: «воспитателям младшей группы в течение первого месяца как можно чаще называть детей по именам…», «матери уделять ежедневное персональное внимание ребенку, не связанное с бытовыми делами: хотя бы 10 минут в день читать или играть с ним, посвящая это время только ему…».

3. Этические принципы информированного согласия, осведомленности и честности означают, что клиент должен быть открыто и ясно проинформирован о целях, принципах, возможностях работы психолога. Например, на этапе диагностики следует сообщить участникам исследований о том, кто и каким образом сможет ознакомиться с результатами диагностики («…мы с тобой порисуем и поговорим о тебе и твоих родителях, а потом я поговорю с ними. Если ты хочешь, чтобы что-то было секретом, скажи мне»). В рекомендациях важно без преувеличений сообщить об ожидаемом результате и о реальных негативных возможностях.

Рекомендации — конкретные задания (реагируйте однозначно и немедленно на такое поведение), должны содержать указания на условия, продолжительность, частоту (каждый раз при его возникновении) либо на четкий результат, после которого они могут быть прекращены (пока оно не исчезнет).

Источник

Практические рекомендации в курсовой, дипломе и магистерской по психологии

Практические рекомендации можно писать, опираясь на результаты исследования. при этом исходить нужно из того, что рекомендации – это советы кому-то, как улучшить что-то позитивное или снизить что-то негативное.

Например, в результате корреляционного анализа выявлена положительная взаимосвязь субъективного благополучия незамужних женщин и их самооценки. Следовательно, можно сформулировать практическую рекомендацию: «Повышение самооценки незамужних женщин будет способствовать росту их субъективного благополучия. Поэтому можно рекомендовать незамужним женщинами с низким уровнем субъективного благополучия работать над собственной самооценкой. В частности, обращать больше внимания на свои позитивные черты. Понимать, что любая собственная черта, которую они воспринимают как негативную, в определённом контексте может оказаться очень важной и полезной для конструктивной деятельности».

Практические рекомендации всегда имеют адресата – того, кому они адресованы. В курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии адресатами могут быть сами испытуемые, практические психологи, психологи-консультанты, сотрудники служб персонала организаций и т.д. Иногда адресата рекомендаций в курсовой или дипломной по психологии можно указать в заголовке: «Практические рекомендации менеджерам среднего звена по оптимизации социально-психологического климата в подразделениях торговой компании».

Иногда практические рекомендации в дипломной по психологии можно оформить как изложение методов развития какого-либо полезного психологического качества без привязки к результатам эмпирического исследования. Это может быть текст о методах снижения тревожности, повышения самооценки, оптимизации мотивации и пр. Ценность таких рекомендаций ниже, ценность рекомендаций, основанных на результатах эмпирического исследования. В то же время, наличие в курсовой или дипломной практических рекомендаций лучше, чем их отсутствие.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник

Технология разработки психологических рекомендаций

(методические указания для педагогов-психологов)

Составитель: Чеснокова Н.П.

Существует проблема отсутствия или слабой разработанности рекомендаций для пользователей разного уровня в связи с трудностями технологического характера, которые возникают в процессе их выработки.

Решение диагностических задач, с целью подготовки психологического заключения и рекомендаций, предполагает специальную квалификацию психолога. Рекомендации разрабатываются в том случае, когда точно поставлен психологический диагноз и составлено психологическое заключение.

Последовательность процедуры можно представить в виде логической цепочки:

— подготовка психологического заключения (психологический диагноз и прогноз дальнейшего развития);

— определение путей и способов психокоррекционной или развивающей работы;

— разработка рекомендаций и программ развития или коррекции.

Содержание и адресат рекомендаций зависят от сложности вопроса, области его разрешения и наличия ситуации экспертизы или консультирования.

Выбор и анализ путей коррекции или развития (содержание рекомендаций) предполагает процедуру их концептуального обоснования.

Фактором, организующим отбор содержания рекомендаций, могут выступить представления о трех типах данных по интересующим психолога характеристикам:

Рекомендации разрабатываются на базе имеющихся стандартных приемов и интегрального подхода, учитывающего активность, связность, стремление к целостности и абсолюту, синергетичность и акмеологичность личности. Интегральный подход реализуется с опорой на представления о категориях модальностей личностных проявлений.

3. Супермодальности-эго неспецифическое «сверху» (системные проявле­ния личности как индивидуальности).

4. Метамодальности—это неспецифическое «в рост», то, что делает человека причастным к абсолюту, превращает его в сверхличность (идеалы, совесть, бог и др.)

Психологические рекомендации, как правило, ориентированы:

1. на отклонения в психическом и личностном развитии (коррекционный аспект);

2. на завершенные циклы развития и те процессы, которые только начинают развиваться (развивающий аспект);

3. на предупреждение отклонений в развитии (профилактический аспект);

4. на приобщение детей, родителей, педагогов, администрации к психологическому знанию (просвещенческий аспект).

Интерпретация результатов диагностического обследования в ситуациях экспертизы или консультирования с последующим «переводом» в рекомендации представляется в следующих формах:

— для обследуемого — информация облегченного типа, обеспечивающая возможность осуществления самоинтерпретации;

Пример 1. Психологические портреты учащихся в терминах черт личности (это такие фундаментальные факторы личности как эмоциональность, доминантность, моральность) легко доступны для неспециалистов.

Пример 2. Рекомендации по коррекции или развитию такой интегральной характеристики интеллектуально-познавательной сферы личности, как категория «понимание», строятся с учетом:

1) выделения трех основных аспектов:

— и информацию: чувственную, семантическую, символическую, поведенчес­кую;

2) процессуальных доминант, ведущих признаков и механизмов уровней понимания, представленных субмодальностями системного механизма понимания:

Уровень понимания Доминанта Ведущий признак Механизмы
Феноменологический Понимание через отнесение к известному Сопереживание Аттракция Эмпатия Метафора Идентификация как узнавание
Классификационный Отнесение к классу по признаку Осознавание Рефлексия Каузальная атрибуция
Типологический Отнесение к типу по множеству признаков Доверие Инсайт Проекция Стереотипизация Интуиция
Системный Понимание как включение в систему Принятие Озарение Идентификация как уподобление Структурирование Систематизация
Интегральный Понимание через соотнесение с направленностью, целью, абсолютизм Ориентирован­ность Содействие Синергия Интеграция Абсолютизация Ориентирование

Если при выдаче рекомендаций важен социальный план, то более эффективным в этом случае будет интегральный подход по ведущим признакам, т.е. модальным презентациям категории «понимание»: сопереживание, осознание, доверие, принятие, содействие.

Структура психологических рекомендаций:

1. Название рекомендаций.

3. Дата предъявления (или выработки).

4. Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса, механизма.

5. Описание путей и способов, конкретных приемов и техник достижения целей коррекции, развития или саморазвития.

6. Подпись составителя рекомендаций.

Форма предъявления рекомендаций:

Критерии эффективности рекомендаций:

-интерпретация и перевод психологической информации на «язык» неспециалистов;

— принятие их клиентом, заказчиком, потенциальным заказчиком для самоизменения и саморазвития;

— наличие обратной связи от субъекта психологической помощи;

— динамика развития личности, коллектива, организации.

Контроль за исполнением рекомендаций:

2. преобразуется в самоконтроль в ситуации передачи ответственности за результаты собственного развития субъекту психологической помощи.

Методы контроля: ретестовые процедуры, беседа, наблюдение, экспертные оценки, анализ документации.

Этические нормы психодиагностики и консультирования распространяются и на процедуру подготовки рекомендаций.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав

Источник

Как написать психологические рекомендации

Фразы, которые помогут Вам укрепить отношения с Вашей второй половинкой:
_____________________

1. Фразы, выражающие желание помириться:
«Давай попробуем друг друга понять, попробуем найти общее решение»,
«Я очень хочу помириться с тобой и найти выход из сложившегося конфликта».

2. Фразы-извинения за принесенную боль и оскорбления:
«Прости меня, я был не прав»,
«Извини, что обидела тебя».

3. Фразы-признания в своих ошибках:
«Да, я действительно ошибся»,
«Я действительно была не права в данной ситуации».

4. Фразы, признающие, что данный конфликт является важным и трудным:
«Я очень сильно переживаю из-за того, что мы поссорились!».

5. Фразы, выражающие желание узнать, что делает, чувствует и думает Ваша половинка:
«Как ты себя чувствуешь?»,
«О чем ты сейчас думаешь?».

6. Фразы, выражающие желание понять чувства и переживания:
«Я правда хочу понять тебя!»,
«Мне очень важно понять, как я тебя обижаю».

7. Фразы, подчеркивающие значимость именно Вашей второй половинки в совместных событиях, мероприятиях.
«Мне хочется именно с тобой пойти в гости к нашим друзьям»,
«Мне важно именно с тобой пойти в кино, поэтому я дождусь тебя с работы, и мы пойдем вместе».

8. Фразы, раскрывающие ваши отношения, ваши «теплые» чувства:
«Я люблю тебя»,
«Ты мне очень дорога»,
«Я так счастлива, что мы с тобой вместе».

9. Фразы, выражающие негативные чувства с ясным смыслом и пояснением, с чем связано Ваше состояние:
«Я обижаюсь, когда ты забываешь предупредить меня, что задерживаешься на работе».

10. Фразы-благодарности за то хорошее, что сделала для Вас вторая половинка:
«Спасибо большое, что помог мне справиться с этим»,
«Спасибо, что помогла мне найти правильный выход из данной ситуации».

Источник

Методическая разработка на тему: «Рекомендации педагога-психолога».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВИЗУАЛИСТ

Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.

Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.

Легче приобретает навыки путем наблюдения.

На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

ЕСЛИ РЕБЕНОК АУДИАЛИСТ

Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

Он хорошо запоминает словесный материал.

Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

ЕСЛИ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК

Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том,

как вы к нему относитесь.

У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.

Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец:

Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит «ярлык» становится установкой, прогнозом на будущее.

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви недостаточно» просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям:

«Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя». (Ребёнок воспринимает это так: «Такой, какой я есть, я неприемлем»).

«Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей.» («Я наверное плохой»). «Ну разве можно быть таким глупым?» («Должно быть я не умён»).

«Ты никогда ничего не понимаешь.» («Я тупой, неспособный!»).

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: «Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста».

Доказано, что существуют два языка общения:

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?

Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.

Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.

Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?

Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?

Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: «Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять».

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Заповеди для родителей и воспитателей.

Детей учит то, что их окружает.

Заповеди Януша Корчака

«Как любить своего ребенка»:

Не вымещай свои обиды на ребенке, чтобы в старости не есть горький хлеб ибо, что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Методы саморегуляции эмоциональной сферы

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться,

– задержите дыхание так долго, как сможете;

– сделайте несколько глубоких вдохов;

– снова задержите дыхание.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

– дышите глубоко и медленно;

– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

– прочувствуйте это напряжение;

– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

– сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 4. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

– лица; – затылка, плеч; – грудной клетки; – бедер и живота; – кистей рук; – нижней части ног.

Способы, связанные с воздействием слова

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 5. Самоприказы.

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.

– Мысленно повторите его несколько раз. Если возможно, повторите его вслух.

Способ 6. Самоодобрение, самопоощрение.

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это — одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.

– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Способы, связанные с визуализацией (использованием образов)

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

– При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Используя визуализацию, соблюдайте основные этапы

Решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться)

Расслабьтесь. В течение 5 – 10 минут мысленно представляйте желаемую реальность. Как будто создавая видеофильм успешных действий.

Важно, чтобы вы помнили: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения, – избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Способ 9. «Лейбл или Ярлык».

Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, как не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая и т.п.) и уже теперь наблюдаете со стороны.

Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: Это всего лишь негативная мысль!

Способ 10. Преувеличение.

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

А теперь – самый самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!

Как работать с детьми с ОВЗ

Необходимо выстроить доверительные отношения с ребенком и его родителями;

Принять ребенка таким, какой он есть, и не оценивать его по нормам здоровых детей;

В развивающей работе идти от актуальных возможностей ребенка, а не от того, что он «должен» по возрастной норме;

Важно определить «зону ближайшего развития» и приоритетную задачу развития ребенка;

Пошаговое овладение учебным навыком, вводить новый навык только после усвоения предыдущего;

Поддерживать ребенка: хвалить даже за маленькие успехи и ободрять при неудачах. Ни в коем случае не ругать и не отчитывать!

Помните: родители самые главные ваши помощники. Давайте на дом домашние задания по закреплению полученных навыков.

Хвалите детей их родителям.

Старайтесь в группе создать благоприятную атмосферу любви и принятия. Каждый ребенок нуждается в осознании того, что в группе он нужен, его ценят и ждут.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать психологические рекомендации, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать психологические рекомендации", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать психологические рекомендации:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.