Типологические особенности:
* Быстро реагирует на словесные раздражители, переключается.
* Проявляет умеренную настойчивость при встречающихся трудностях. При необходимости обращается за помощью и использует ее.
Характерологические особенности:
* Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
* Отношение к товарищам – дружелюбное.
* Не стремится к первенству, однако проявляет организаторские способности, инициативу.
* Отношение к взрослым дружелюбное. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям в целом позитивное.
* Поведение организовано, не нуждается в постоянном внешнем контроле.
Психологические особенности:
• Переключаемость внимания – легкая.
Уровень развития мыслительной деятельности:
• способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений – соответствуют возрасту;
Развитие сенсорных функций:
Развитие воображения:
Мальчику характерны яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами.
• понимает рассказы со скрытым смыслом;
• подбирает парные аналогии;
• номинативная и коммуникативная функция речи в соответствии с возрастной нормой;
• умеет работать в режиме диалога;
Работоспособность на занятиях:
• отношение к занятиям заинтересованное.
• Во время занятий сосредоточен на заданиях.
• Быстро включается в работу.
• Утомление проявляется в легком замедлении темпа работы.
• Спад работоспособности чаще наблюдается в конце занятия.
• Умеет следовать инструкции, способен удерживать инструкцию по длительности.
Произвольность деятельности:
• удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца;
Мотивационная и интеллектуальная готовность к школе соответствуют возрастной норме. Привиты первичные знания, умения, навыки учебной деятельности.
Педагог – психолог /***/ ___
Заведующий ДО /***/ ___ М. П.
Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.
Схема психолого-педагогического обследования детей с ЗПР Схема психолого-педагогического обследования детей с ЗПР Паспортные данные ребёнка: возраст, фамилия, имя, отчество. Медицинский анамнез:.
Составление психологического портрета-зачем это нужно?
Психологический портрет помогает родителям, воспитателям, учителям найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами, мы не замечаем, как меняются наши дети?
Мы всегда рядом со своим ребенком, и иногда не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним, не замечая, что он повзрослел, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д. Б. Элькониным.
1. Младенчество (от рождения до 1 года)
2. Раннее детство (от года до 3 лет)
3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5)
4. Старший дошкольный возраст (4-5 до 6-7)
5. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11)
6. Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15)
7. Ранний юношеский возраст (от 14-15 до 16-17)
Весь процесс развития можно разделить на 3 этапа: от рождения до 6-7 лет; младший школьный возраст – от 6-7 лет до 10-11 лет; средний и старший школьный возраст –от 10-11лет до 16-17 лет.
Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие. Характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, то есть при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.
Кризис- это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком и понимать, что это закономерно.
Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.
Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка со взрослым.
В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального(речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения. В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка со взрослыми людьми.
В дошкольном возрасте интенсивно развивается ориентировочная деятельность. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практически-действенном), сенсорно- зрительном и умственном. В этом возрасте, как показывают исследования Л. А. Венгера идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины и соотнесение предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка.
Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. По мнению А.В. Запорожца овладение способами и средствами практической и познавательной деятельностью играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического, но и наглядно-образного мышления. Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы:1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти 3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи, как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Внимание. Непроизвольное, вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному, большое значение имеют средства управляющие вниманием ребенка и рассуждения вслух.
Воображение. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Обычно воспроизводят те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление. В старшем дошкольном возрасте оно превращается в воображение, которое творчески преобразует действительность. В этом процессе уже участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх.
Речь. В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью.
1. Идет развитие звуковой речи. У ребенка развивается фонематический слух.
2. Растет словарный запас. У разных детей он различен. Это зависит от условий их жизни и от того, как и сколько с ним общаются его близкие.
3. Развивается грамматический строй речи. Ребенок усваивает закономерности морфологического и синтаксического строя языка. Он понимает смысл слов и может правильно построить фразы.
Появляется осознание словесного состава речи.
В ходе развития речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную.
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания.
Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствует чисто эмоциональной оценке («Я хороший) и рациональной оценке чужого мнения. При формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственных действий, моральных качеств и умений. Происходит осознание себя во времени. Он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем (« Когда я был маленьким…»,. «Когда я буду большой…»)
У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.
Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по –своему…
Тем не менее существуют общие закономерности развития. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования. и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возраста особенностях.
Любознательные почемучки (возраст от 4-х до 5-ти лет): психологический портрет ребенка
Существенно увеличивается значение речи как способа передачи детям разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективным способом расширения кругозора детей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. Ребенку иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос «почему молния?»достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя абстрактное понятие «статическое электричество». Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.
Четырехлетние дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. Нередко они носят фантастический характер. Иногда эти соображения могут выглядеть как открытие ребенком для себя какого-то важного закона природы. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и, высоко поднимая в руке, поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка и собственную сандалию.В заключение сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, всё будет внизпадать, если его отпустить?»
Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. После взволнованного рассказа о совершенно невероятных и достаточно драматичных событиях, происходивших дома,взрослыйспокойно заканчива-ет эту историю словами: «И тут ты проснулся». Ребенокудивленно смотрит и неожиданно с облегчением произносит: «Да!»Это может быть выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка», хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности. Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства. Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.
В этом возрасте дети обожают сказки. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности оценивать разные поступки.
Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают родители и воспитатели. Дети играют небольшими компаниями от двух до пяти человек, которые иногда становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание, и с которыми он охотнее играет.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
1) дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;
2) взрослый предоставляет детям полную свободу выбора, во что они хотят играть, не навязывает им сюжет игры.
Важно помнить, что развивающий потенциал игры определяется тем, что это единственная самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность. В ролевых играх дети часто создают для себя замкнутое пространство.
Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты характера ребенка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности, темперамент и принимайте каждого ребенка независимо от его поведения. Оценивайте отдельные поступки, а не личность в целом.
Взаимоотношения со сверстниками
У четырехлетних детей взаимоотношения со сверстниками существенно меняются, и это связано с переходом к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, показа своих навыков и т. п. Потребность в сверстнике у высока, так как в этом возрасте происходит становление сюжетно-ролевой игры, где одна игровая роль может быть реализована только во взаимодействии с другой ролью.
В возрасте от 4-х до 5-ти лет дети сильно отличаются друг от друга по развитию игрового навыка. Кто-то умеет играть более интересно, чем другие, а кто-то почти не умеет. К хорошо играющим деткам тянутся сверстники, и у них появляется возможность выбирать себе партнера по игре и отвергать нежелательных. А плохоиграющим детям приходится добиваться того, чтобы их «взяли» в игру, или довольствоваться тем партнером, который их примет. Поэтому в «детском обществе» начинается расслоение на тех, кто оказывается в привилегированном положении с рядом преимуществ, и тех, кто попадает в достаточно неблагополучную ситуацию.
В этом возрасте важно и то, что, играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, С одной стороны, в детской игре дети выстраивают те ролевые отношения, в которых приобретают важный социальный опыт, воспроизводя отношения взрослых. С другой стороны в тгре формируются отношения по поводу игры. Если в игре участвуют более чем два ребенка, она превращается в их общее дело. А как любое общее дело, игра ставит перед четырехлетними детьми ряд задач,которых нужно решить:
1. Необходимо договорится,во что играть: предпочтения детей различны, и дана задача решается объединением детей с общими вкусами;
3.Распределить игровые атрибуты: в этом возрасте дети решают разногласия по поводу игрушек словесными воздействиями.
4. Придумать смену разыгрываемых эпизодов и событий, последние предлагаются кем-то из детей и должны быть приняты партнерами. Более инициативные и психологически сильные дети настаивают на своих предложениях и определяют дальнейший ход игры.
Способность выполнения внутренних действий
Около 4-х лет начинается интенсивное развитие способности совершать так называемые внутренние действия («в голове», «про себя») не только с цифрами, но и с образами и представлениями о предметах. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления и т. п. и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них, играет решающую роль в познавательном и интеллектуальном развитии. Она дает возможность мысленно расширить границы познаваемого мира, в своем познании «выйти» за пределы того, с чем ребенок непосредственно сталкивается сам. Поэтому, начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т. п., о которых они узнают только со слов взрослого. А задача взрослого состоит в том, чтобы формировать у ребенка целостную систему взаимосвязанных представлений о каких-либо удаленных сферах и областях жизни (с чем ребенок не может непосредственно контактировать).
Благодаря развивающейся способности внутренних действий четырехлетний малыш может заимствовать и разделять отношение к удаленным сферам жизни другого достаточно близкого человека. Например, если ребенку рассказать, что у соседки живет злая и страшная собака, и ее (собаку) все боятся, ребенок, разделяя это чувство, может начать испытывать этот страх. Точно также можно передать и свое отношение к тем новым областям жизни, с которыми его знакомят.
Но детки этого возраста очень чутки к искренности отношения взрослого к какому-либо предмету, явлению, животным, интересам. Они не заимствуют те отношения, которых в действительности нет. Поэтому следует знакомить ребенка с теми областями жизни, которые у взрослого вызывают положительные чувства.
В этом возрасте впервые могут возникнуть подлинно познавательное отношение к миру, и бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать.
Следует также предупредить, что если в этом году у ребенка 4-х лет не заложить способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к познанию окружающего мира, то полноценно сформировать его позже будет неизмеримо труднее.
Психические процессы
Восприятие. Процессы восприятия начинают, как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве.
Внимание остается еще в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путем словесного указания взрослого резко возрастает. Пере-ключение внимания с помощью словесной инструкции еще требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объем внимания в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется.
Память также остается в основном непроизвольной. Но уже появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания. Задачи на припоминание и запоминание принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру.
Речь. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Появляются су-ществительные, обозначающие обобщенные свойства предметов (скорость, твердость, прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (веселый, сердитый, этические качества (добрый, злой, эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми словами (необычные отглагольные прилагательные, нетрадиционное употребление уменьшительных суффиксов и т. д.). Это также намеренное искажение слов, происходящее большей частью в форме особой игры со сверстниками. У некоторых детей негромкая речь для себя — так называемое «приборматывание» по ходу деятельности еще сохраняется и продолжает выполнять функции организации и опережающего планирования де-ятельности.
Мышление ребенка после четырех лет постепенно становится речевым. Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если мыслительный процесс малыша постоянно имел тенденцию перейти в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.
Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п. Дети могут построить убывающий или возрастающий ряд, например, по размеру. Они могут выделять простейшие закономерности в уже построенном упорядоченном ряду (например, чередование бусинок по размеру, цвету, форме).
Ребенок активно осваивает операцию счета в пределах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени.
Эмоции. Четырехлетние дети — уравновешенные и жизнерадостные существа. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. Эмоциональное состояние отрывается от состояния тела ребенка. Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадают люди. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость.
На пятом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции. До поступления в ДОУ девочка беспрепятственно командовала двоюродным братом, своим одногодком. Оказавшись в одной группе с ним, она стремится сохранить те же отношения. Однако брат очень скоро устанавливает более равноправное взаимодействие с мальчиком Васей и постоянно играет только с ним. Сестра, утратив контроль над братом, регулярно устраивает воспитателям сцены со слезами, требуя запретить кузену играть с этим «противным Васей».
В целом эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, это — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливыми (что связано, в том числе, и с воз-растающей физической выносливостью).
Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ, как условие индивидуального подхода к развитию ребенка Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными.
Интеллектуальный конкурс «Маленькие почемучки» Цель: активизация деятельности ДОУ по развитию творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка, умения общаться. Задачи конкурса:.
Учим рисовать портрет. Конспект занятия по рисованию «Портрет мамы» Цель: учить рисовать портрет, воспитывать любовь и уважение к матери. Воспитатель: кто самая главная женщина у каждого человека? Дети: мама.
Консультация для родителей «Психологический портрет младшего школьника» Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже.
Познавательное занятие для детей подготовительной группы «Любознательные гномики» Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное» Виды детской деятельности:.
Психологический тренинг как средство психодиагностики одаренного ребенка Современный уровень диагностики не исключает случаев потенциала ребенка, т. е. ошибок, свяанных, в частности, с тем, что отрицательные.
Психологический уголок. Психологические уголки в группе организуются с целью создания условий эмоционального благополучия для всех субъектов образовательного процесса.
Психологический уголок в группе Психологический уголок в группе. Цель: укреплять положительные взаимоотношения между детьми, формировать умение находить правильный выход.
Родителям о ребенке среднего дошкольного возраста. Психологический портрет Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?» Ему становятся интересны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственные.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать психологический портрет ребенка, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать психологический портрет ребенка", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.