Как написать путевые заметки?
Лето — время отпусков. Нет, не так. Лето — время путешествий. Наконец-то можно увидеть, что же там, за горизонтом. Минимум одежды, максимум впечатлений. И так хочется, чтобы это не кончалось.
Закончится лето. Останутся воспоминания, которые согреют долгими зимними вечерами, дадут тему для разговора с друзьями. И вот о чем я подумала. Фотографии рассматривать — это одно. Память человеческая не идеальна. Очень быстро забудется то настроение, те люди, хорошие и плохие, встреченные в пути. Нужно что-то с этим делать. Не расплескать воспоминания о неповторимом лете, сохранить его для себя, для детей, для близких. Единственный выход — написать путевые заметки.
Как это сделать? Одно дело сказать «напишу». Другое дело заставить себя сесть и написать. Когда собираешься писать, столько мыслей. Сядешь — вселенская пустота окутывает сознание, подсознание и прочие отделы головного мозга. Будем действовать по плану.
Первый план: техническая сторона.
1. Ежедневно записывать всё, что произошло, в одно и то же время. Например, в 21.00. Не удалось, тогда утром в 9.00. Это войдёт в привычку и станет проще усадить себя за стол.
2. Подготовить принадлежности и рабочее место, чтобы поиск всего этого не прервал творческий процесс.
3. Хорошо, когда есть ноутбук. Если нет, нужна тетрадь. Да потолще. Место, куда записываешь, тоже должно быть организовано. Можно внести пункты плана.
4. Не забудем фотоаппарат!
Второй план: непосредственное ведение путевых заметок. Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.
Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.
С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.
Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта.
1. Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие?
2. Развитие действия. Непосредственно описываете, какие действия происходили, кто и что делал, говорил, думал.
3. Кульминация. Это самый напряжённый момент действия, когда всё на грани жизни и смерти, за и против, добра и зла.
4. Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него? Как оно изменило жизнь, вашу и окружающих?
Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.
Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!
Как написать путевые заметки?
Вы здесь
Лето — время отпусков. Нет, не так. Лето — время путешествий. Наконец-то можно увидеть, что же там, за горизонтом. Минимум одежды, максимум впечатлений. И так хочется, чтобы это не кончалось.
Закончится лето. Останутся воспоминания, которые согреют долгими зимними вечерами, дадут тему для разговора с друзьями. И вот о чем я подумала. Фотографии рассматривать — это одно. Память человеческая не идеальна. Очень быстро забудется то настроение, те люди, хорошие и плохие, встреченные в пути. Нужно что-то с этим делать. Не расплескать воспоминания о неповторимом лете, сохранить его для себя, для детей, для близких. Единственный выход — написать путевые заметки.
Как это сделать? Одно дело сказать «напишу». Другое дело заставить себя сесть и написать. Когда собираешься писать, столько мыслей. Сядешь — вселенская пустота окутывает сознание, подсознание и прочие отделы головного мозга. Будем действовать по плану.
Первый план: техническая сторона.
Второй план: непосредственное ведение путевых заметок.
Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.
Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.
С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.
Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта.
Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.
Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Вкуснейшие оладьи из капусты https://vkuhkne.ru/ Такие оладушки сразу ж.
— стакан соли и полстакана сахара Стакан соли и 1/2 стакана сахара: рецепт самого нежного сал.
Быстрые маринованные огурцы с мятой Предлагаю вам рецепт обалденных, быстро марино.
Вяленые помидоры: 3 вкуса, о которых вы не знали Даже вяленые помидоры могут удивить.
strong> В сезон кабачков вы просто обязаны приготовить это блюдо. Оно отлично под.
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Новости
—Приложения
—Музыка
—Резюме
Buldyak Dana
—Фотоальбом
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Как написать путевые заметки?
Первый план: техническая сторона.[ more]
1. Ежедневно записывать всё, что произошло, в одно и то же время. Например, в 21.00. Не удалось, тогда утром в 9.00. Это войдёт в привычку и станет проще усадить себя за стол.
2. Подготовить принадлежности и рабочее место, чтобы поиск всего этого не прервал творческий процесс.
3. Хорошо, когда есть ноутбук. Если нет, нужна тетрадь. Да потолще. Место, куда записываешь, тоже должно быть организовано. Можно внести пункты плана.
4. Не забудем фотоаппарат!
Второй план: непосредственное ведение путевых заметок. Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.
Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.
С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.
Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта.
1. Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие?
2. Развитие действия. Непосредственно описываете, какие действия происходили, кто и что делал, говорил, думал.
3. Кульминация. Это самый напряжённый момент действия, когда всё на грани жизни и смерти, за и против, добра и зла.
4. Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него? Как оно изменило жизнь, вашу и окружающих?
Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.
Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!
Рубрики: | Мои путешествия. |
Метки: мои путешествия
Процитировано 10 раз
Понравилось: 1 пользователю
Путевые заметки как их писать. Сочинение в жанре путевых заметок (9 класс)
Лето — время отпусков. Нет, не так. Лето — время путешествий. Наконец-то можно увидеть, что же там, за горизонтом. Минимум одежды, максимум впечатлений. И так хочется, чтобы это не кончалось.
Закончится лето. Останутся воспоминания, которые согреют долгими зимними вечерами, дадут тему для разговора с друзьями. И вот о чем я подумала. Фотографии рассматривать — это одно. Память человеческая не идеальна. Очень быстро забудется то настроение, те люди, хорошие и плохие, встреченные в пути. Нужно что-то с этим делать. Не расплескать воспоминания о неповторимом лете, сохранить его для себя, для детей, для близких. Единственный выход — написать путевые заметки.
Как это сделать? Одно дело сказать «напишу». Другое дело заставить себя сесть и написать. Когда собираешься писать, столько мыслей. Сядешь — вселенская пустота окутывает сознание, подсознание и прочие отделы головного мозга. Будем действовать по плану.
Первый план: техническая сторона.[ more]
1. Ежедневно записывать всё, что произошло, в одно и то же время. Например, в 21.00. Не удалось, тогда утром в 9.00. Это войдёт в привычку и станет проще усадить себя за стол. 2. Подготовить принадлежности и рабочее место, чтобы поиск всего этого не прервал творческий процесс. 3. Хорошо, когда есть ноутбук. Если нет, нужна тетрадь. Да потолще. Место, куда записываешь, тоже должно быть организовано. Можно внести пункты плана. 4. Не забудем фотоаппарат!
Второй план: непосредственное ведение путевых заметок.
Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.
Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.
С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.
Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта. 1. Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие? 2. Развитие действия. Непосредственно описываете, какие действия происходили, кто и что делал, говорил, думал. 3. Кульминация. Это самый напряжённый момент действия, когда всё на грани жизни и смерти, за и против, добра и зла. 4. Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него? Как оно изменило жизнь, вашу и окружающих?
Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.
Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 3.63 [49 Голоса (ов)]
1 июля бабушка предложила мне поехать с ней на отдых в Коктебель. Это очень красивый город с теплым морем и высокими горами. И я, конечно же, с радостью согласился.
Мы долго и тщательно собирались. Бабуля проверяла все сумки по нескольку раз, чтобы ничего не забыть. Мы собирались ехать на поезде, так что много чемоданов и сумок брать было нельзя. Я-то собрал вещей немного, а вот бабушку пришлось уговаривать оставить половину ее добра дома.
7 июля мы двинулись в путь. Поезд отправлялся рано утром, так что вышли из дома мы еще затемно. Алые рассветные лучи я наблюдал уже из окна под стук колес — очень необычное чувство. Бабушка успела задремать, а я слушал музыку (хорошо, что предварительно об этом позаботился).
В десять утра мы решили позавтракать. Бабушка стала выкладывать на столик всякую снедь: яйца, овощи, бутерброды и термос с кофе. В таких условиях я еще не кушал, это было очень интересно. Мне кажется, любая еда под мерное покачивание и звуки едущего поезда становится вкуснее.
После завтрака бабушка предложила сыграть в «загадки». Довольно занимательная получилась игра. Правда, заняла она не больше получаса. Дальше мы стали просто беседовать на отвлеченные темы. Было очень интересно наблюдать в окно, как город сменяется степью, затем лесополосой, потом опять город.
В Симферополь мы приехали часам к девяти вечера. Честно говоря, к этому времени дорога меня уже сильно утомила. Очень хотелось поскорее оказаться в пункте назначения, чтобы утром, набравшись сил, отправиться знакомиться с городом, загорать на пляже и купаться в море. Но впереди еще предстояла поездка на автобусе до самого Коктебеля.
И только лишь глубокой ночью мы приблизились к конечной цели нашего путешествия. В окно автобуса я практически не смотрел, потому что в темноте все равно ничего не видно. Лишь изредка фары выхватывали кипарисы и другие неизвестные мне деревья. Ближе к полночи наконец-то показалась табличка «Коктебель».
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
Путевые записки // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ, дневники, воспоминания, очерки, содержащие описание географического, этнографического, социального облика увиденных автором местностей и народов, а также самого путешествия. Авторы таких сочинений стремятся передать новые знания о неизвестных или малоизвестных регионах, окрашенные их личным восприятием.
Нередко дорожные впечатления, наблюдения, обстоятельства путешествия сопровождаются экскурсами в историю края, в путевые заметки включаются документы, сведения научного характера — исторические, статистические, этнографические, географические, геологические, биологические и другие. Многие путевые заметки являются ценным, а в ряде случаев важнейшим источником.
Путевые заметки о Сибири XVII—XVIII вв. принадлежат почти исключительно перу иностранцев. Путевые дневники ученых, дипломатов, военнопленных Н. Спафария, И. Идеса, А. Бранда (Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай (1692—1695). М., 1967), Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина и других, как и С.П. Крашенинникова, помимо личных впечатлений, содержат сведения о состоянии дорог, облике городов, селений, острогов, о полезных ископаемых, климате, флоре и фауне Сибири, о ее населении — его жилищах, обычаях, нравах, религиозных представлениях и т. п.
Социально-профессиональное положение авторов заметно сказывается на содержании и характере путевых заметок. Так, купцы (Записки минусинского купца Н.Ф. Веселкова на пути от Дзиндзилика в Иркутск // Изв. ИРГО. 1873. Т. 9, № 5; Васенев А.Д. Дневники // Сибирский купец А.Д. Васенев. Барнаул, 1994. Ч. 1: Дневники; и другие) писали об условиях передвижения и перевозки грузов, перспективах торговли; врачи (Белявский Ф.И. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833; Васильев. Поездка на остров Сахалин // Архив судебной медицины и общественной гигиены. 1870. № 2; и др.) — о распространенных среди местного населения болезнях, состоянии гигиены, привычках в сфере питания. Путевые заметки моряков, особенно описывавших прибрежные районы (Головнин В.М. Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку… в 1807—1811 годах. М., 1961; Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823 и 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф.П. Врангеля. М., 1948; и др.), близки к официальному документу — судовому журналу. В путевых заметках священников, и особенно миссионеров, наряду с личными впечатлениями от местности и населения имеются сведения о количестве прихожан, состоянии церквей, содержании миссионерских бесед, количестве новокрещеных (Аргентов А.И. Путевые записки священника-миссионера в приполярной местности // Зап. СОИРГО. 1857. № 4; и др.). В этом ряду находятся путевые заметки Дионисия (Д.В. Хитрова), Никодима (Н.И. Казанцева), Нила (Н.Ф. Исаковича). Личные впечатления в сочетании с результатами научных исследований, научной терминологией содержат записки ученых, путешествовавших по Сибири с исследовательской целью (Дитмар К.В. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851—1855 гг. СПб., 1901; Маак Р.К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела ИРГО в 1855 г. Р. Мааком. СПб., 1859; Майдель Г.Л. «Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868—1870-х годах // Зап. АН. 1894. Т. 7, прил. № 3; П. з. М.И. Венюкова, Г.И. Спасского и др.). В ряде путевых заметок можно найти беллетристические или публицистические элементы. Художественно-документальные произведения И.А. Гончарова и В.Г. Короленко, путевые очерки Д.И. Стахеева, К.Г. Губарева (Обдорск // Современник. 1863. Т. 99, № 11; От Тобольска до Берёзова // Там же. Т. 94, № 1/2), С.В. Максимова, Н.Д. Телешова и другие не только содержат непосредственные впечатления от увиденного, в них значительны элементы беллетризации, попытки обобщения преобладают в них над конкретными реалиями. Путевые заметки нередко служили путеводителями (Паршин В.П. Описание пути от Иркутска до Москвы. М., 1851; Павлов А. Очерки и заметки из скитаний по берегам Туры, Тобола, Иртыша и Оби. 3 000 верст по рекам Западной Сибири. Тюмень, 1878; и др.).
Путевые заметки отражали и индивидуальные интересы авторов, и запросы читательской аудитории. Они весьма различны по содержанию: очерки Н.С. Щукина-старшего изобилуют сведениями этнографического характера о бурятах, якутах, жителях русских селений Прибайкалья и бассейна Лены; в путевые дневники М.С. Корсакова включены и впечатления от природы и общества, и характеристики местных чиновников, офицеров, купцов, священников, крестьян, и заметки этнографического характера, и сравнительно точные описания новых маршрутов, и беглые замечания о своей служебной деятельности; Путевые заметки чиновника И.Д. Булычева наполнены преимущественно сведениями по истории, экономике, управлению (Путешествие по Восточной Сибири г. Булычева. СПб., 1858. Ч. 1: Якутская область, Охотский край), в «Путевых заметках и впечатлениях по Западной Сибири» И. Белова (М., 1852) подробно рассказывается о быте, развлечениях, повседневной жизни общества чиновников и офицеров Омска; и т. д.
Лит.: Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. XIII—XVII вв. Иркутск, 1941; Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск, 1968; Матханова Н.П. Путевые записки XIX в. о Сибири: корпус, авторы, эволюция // Образ Сибири в общественном сознании россиян XVIII — начала XXI в. Новосибирск, 2006; Родигина Н.Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX — начала XX века. Новосибирск, 2006.
Путевая заметка
Путевая заметка (одна из разновидностей путевого очерка) — жанр, описывающий интересные события или субъективные наблюдения автора в путешествии. Широко распространена в современном мире.
Сегодня автором путевых заметок может стать практически любой человек, а с развитием интернет-технологий путешественники могут делиться с аудиторией увиденным в своих микро-блогах (любая социальная сеть) или публиковать путевые заметки в виде репортажей на специальных платформах.
Определение понятия
«Путевые заметки» – жанр художественной публицистики, разновидность очерка. Ведущие типы речи в путевых заметках – повествование или описание, сопровождаемые, как правило, рассуждением. Предметом изображения является уклад жизни, нравы, обычаи. Всё это служит поводом для авторского размышления, обобщения, постановки проблемы. В зачине путевых заметок обозначено время и место действия, центральная часть строится на чередовании фрагментов, в заключительной части автор может делать соответствующие теме выводы.
История появления путовых заметок в России
Путевая заметка также относится к наиболее ранним жанрам журналистики. Так, в период Средневековья и эпоху Возрождения меняются картина мира и представления о географическом пространстве. Данные факторы приводят к расширению «карты» путешествия и появлению нового метода изложения информации о путешествиях – дневникового. Примером такого дневникового метода можно назвать «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (датируются 1466-1472 гг.), где автор в жанре путевых заметок описывает свое путешествие в индийское государство Бахмани. Это было первое «хожение» в русской литературе не религиозной тематики. Путевые заметки Афанасия Никитина рассказывали о политическом строе, торговке, сельском хозяйстве, обычаях и традициях Индии. Также автор рассказал о посещенных им Кавказе, Крыме и Персии.
Если обратиться к истории возникновения путевых заметок как самостоятельного жанра, то нужно говорить о том, что жанр путешествий в литературе и жанр путевого очерка в журналистике зародился в XVIII в., когда во всём мире активно развивалась периодическая печать.
Знаменитые литераторы создают «путевые заметки», подробно и увлекательно рассказывая об увиденном во время путешествия. Путевые заметки и путевые очерки являются прообразом тревел-журналистики (от англ. «travel journalism»), под которой понимается «особое, современное на сегодняшний день направление в масс-медиа, сосредоточенное на представлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и пр.».
В основе путевой заметки лежит описание мест, происшествий, встреч и событий, сопутствующих автору во время всего путешествия. А.Н. Радищев в 1790 году публикует роман в форме путевых заметок «Путешествие из Петербурга в Москву». Идея подобного построения произведения была заимствована автором у английского писателя Лоренса Стерна из его книги «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768 г.).
К произведениям, созданным в жанре путевых заметок или очерков, можно также отнести «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1830 г.) А.С. Пушкина, а также такие более поздние произведения, как «Фрегат «Паллада»» (1858 г.) И.А. Гончарова, «Остров Сахалин» (1895 г.) А. Чехова, «Одноэтажная Америка» (1937 г.) И.А. Ильфа и Е.П. Петрова и другие.
С точки зрения журналистики, еще до эпохи интернета, достаточно активно развивался жанр путевых заметок, а рассказы соотечественников о проведенном отпуске вызывали у друзей и родственников массу эмоций еще во времена СССР. В советское время журналы о путешествиях были в основном посвящены внутреннему туризму. Таким было, например, издание «Турист», выходившее в Москве с 1966 г. Издание пользовалось спросом, но ощущалась нехватка сведений о жизни других стран. Эта нехватка лишь увеличивала читательский интерес к путешествиям: в газетах и журналах того времени регулярно появлялись рубрики, в том числе «Путевые заметки».
Еще большее развитие этот речевой жанр получил с развитием туристической отрасли в постсоветский период.
Наиболее заметное развитие путевые заметки как жанр трэвел-журналистики получили в эпоху миллениума. Именно с этого периода принято начинать отсчет формирования новой журналистики путешествий. В нулевые годы странствия стали журналистским мейнстримом, а путевые заметки обрели благодатную почву и расцвели на ниве интернет-среды. Сегодня путевые заметки представляют собой зарисовки автора на протяжении всего путешествия, но не отличаются глубоким анализом.
В других странах эта традиция развивалась в соответствии с местными социально-историческими условиями.
Черты
Языковые особенности путевых заметок
Язык путевых заметок имеет непринужденный и неофициальный характер, лексически и синтаксически разнороден. Здесь встречаются термины, книжная лексика, иноязычные заимствования, слова высокой стилистической окраски, просторечные, диалектные слова и выражения, жаргонизмы, а также частицы, междометия, фразеологизмы, риторические вопросы. Все эти средства обеспечивают эмоционально-экспрессивную окраску речи, оценочность субъективного характера.
Вместе с тем, перечисленные языковые средства не являются особенностью исключительно путевой заметки – они характерны и для устного рассказа о путешествии, и для путевых очерков.
Особенность языка путевых заметок заключается в том, что здесь, наряду с типичной для трэвел-жанров когнитивной функцией, весьма ярко выступает апеллятивная функция. Как правило, автор не призывает читателей совершить поездку напрямую, с помощью императива, а использует более эмоциональные сентенции.
Стилистические особенности
Создание путевых заметок
Работа над путевой заметкой, как и над многими другими журналистскими материалами, состоит из двух этапов. На первом журналист собирает необходимую информацию, проверяет и осмысливает её. Второй этап сугубо творческий и зависит от стиля и привычки писать непосредственно журналиста.
Структура путевых заметок обычно представлена тремя частями: вступлением, основной частью и заключением. Всегда присутствует более или менее экспрессивное название.
Особенности жанра путевых заметок
Вопрос о статусе путевых заметок в интернет-среде
Относительно особого статуса интернет-заметок у лингвистов нет единого мнения: одни авторы склоняются к тому, что в случае интернет-общения речь идет о трансформации исконно литературного жанра путевых заметок, поскольку цели и задачи такой формы общения остаются теми же, что и во время непосредственного общения, основные характеристики жанра – лингвистическое выражение и цель использования жанра – сохраняются. Другие авторы относят современные трэвел-заметки к жанру исконно сетевых, т.е. порожденные самим использованием языка в сети, и заимствованные интернетом из других сфер общения
Актуальные тенденции жанра путевых заметок, сложившиеся в глобальной инфосреде
Во-первых, это отношение путевых заметок к софт-медиа, то есть преобладание в материале досуговой, развлекательной информации, не теряющей своей актуальности некоторое время. Софт-медиа характеризуются также своим литературным повествованием, детальностью, наличием бэкграунда.
Во-вторых, наличие в трэвел-материалах элементов инфотейнмента. Его положительное влияние выражается в интерактивности, доступности информации для любой аудитории, в оригинальной подаче медиапродукта, а также в релаксационной функции.
В-третьих, в инофсреде все большую роль играет персонализация журналистики, то есть возможность получать читателю качественную информацию, в которой он заинтересован ввиду своего образа жизни и интересов. В связи с этим появляются новые требования к трэвел-текстам путевых заметок: выражение мыслей автора, экспрессивность материала наравне с его документальностью и объективностью.
Известные авторы и их путевые заметки
Интересные факты
В путевых заметках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А.С. Пушкин описывает мечети, фонтаны, природные достопримечательности и пр. Стоит отметить, что и сейчас поклонники творчества русского поэта отправляются в путешествия по Арзруму (Эрзруму), используя произведение «Путешествие в Арзрум» в качестве своеобразного путеводителя.
Обозначенный жанр редко встречается в чистом виде. Можно утверждать, что в нынешних интернет-СМИ происходят активные процессы жанрового взаимодействия. В результате смешения жанров появляются новые формы путевой журналистики, сочетающие в себе признаки отзыва и заметки, а также элементы практической информации для путешественников.