Стажеру на заметку: как понравиться работодателю и не пролететь с оплатой?
⏱ Время прочтения — 3 минуты
За комментариями мы обратились к Анне Грачевой, генеральному директору консалтинговой компании «Деловые стандарты».
По экспертному мнению Анны, на оформлении документов стоит настоять: «Во-первых, любой договор, заключенный в письменной форме, является гарантией выплат. Во-вторых, если работодатель предлагает такой вариант, это говорит не о совсем честном подходе и стоит вопрос о надежности и прозрачности компании. Поэтому я бы рекомендовала настаивать на заключении договора».
Анна Грачева поясняет, что в этой ситуации правда на стороне работодателя: «Компания не обязана в этом случае ничего выплачивать в связи с тем, что объем работ по техническому заданию к договору ГПХ не выполнен. Это одно из отличий договора ГПХ от трудового договора».
Анна Грачева отмечает, что в подобных ситуациях можно уточнять у компании, как именно будут описаны отношения стажера и его наставника, и просить оформить стажерский договор или договор ГПХ.
А эксперт центра трудоустройства студентов Анастасия Мирошниченко считает, что стоит разделять задачи для стажеров и непосредственно саму работу по созданию объектов интеллектуальной собственности: «Если вам дают задачи, выполнение которых представляет собой создание объектов интеллектуальной собственности (к ним можно отнести создание текстов, сценариев и др.), вполне закономерно обсудить вознаграждение за это».
Например, вот какой список вопросов вам может в этом помочь:
«Разумеется, удобнее всего обсуждать отношения “на берегу”, то есть до начала стажировки. Однако, если вы начали практику с какой-то рутинной бумажной работы, а спустя какое-то время вам дают самостоятельную задачу, по итогам которых вы должны представить какой-то завершенный объект, лучше спросить о том, какое вознаграждение будет за него предусмотрено.
Кроме того, помните, что договор о прохождении практики — это не только отчетный документ, который нужен университету, но и один из этапов отношений с компанией. Который может стать реальной возможностью получить если не работу, то по крайней мере ценные рекомендации. А они очень пригодятся для следующих собеседований. Поэтому не нужно стесняться, показывайте свою заинтересованность и амбиции уже на первой встрече», — рекомендует Анастасия.
Интересных вам стажировок — оплачиваемых и перспективных!
? Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Как написать сопроводительное письмо к резюме
Без лишней информации и по делу
Каждый раз при отклике на вакансию я прикладываю к резюме сопроводительное письмо.
Кажется, именно оно однажды помогло мне получить приглашение на собеседование. Хотя опыта работы в той должности, на которую я претендовала, у меня не было. Расскажу, что обычно пишут в таких письмах и какие рекомендации по составлению таких писем дают рекрутеры.
Что такое сопроводительное письмо
Сопроводительное, или мотивационное, письмо — это письмо, которое можно приложить к резюме, чтобы объяснить, почему вы подходите на вакантную должность, какую пользу можете принести компании и почему должны выбрать именно вас. Можно сказать, что это рассказ кандидата о себе как о специалисте, но с прицелом на будущее. Если кандидатов на должность много, мотивационное письмо может решить, кого пригласят на собеседование в первую очередь, а кого — во вторую.
В большинстве случаев сопроводительное письмо — это не обязательное условие отклика. Но именно этим оно и ценно — с ним можно выделиться на фоне других кандидатов. Иногда в вакансии прямо указано, что от кандидата ждут такое письмо. Например, есть фраза: «Без сопроводительного письма резюме не рассматриваем». Еще без сопроводительного письма часто невозможно откликнуться на вакансию на специализированном портале. Например, так устроен сайт поиска работы hh.ru. Чтобы откликнуться на вакансию, нужно написать хотя бы пару предложений.
Сопроводительное письмо — это не гарантия, что ваше резюме откроют и прочитают. Но хорошее письмо может заставить потенциального работодателя обратить на вас внимание. Особенно если в вашей сфере высокая конкуренция.
Но есть исключения. Так, писать сопроводительное письмо часто не имеет смысла, если вы претендуете на должность линейного персонала, например продавца или кассира. Как правило, поток откликов на подобные вакансии большой, и рекрутер может не успевать читать письма всех кандидатов. Писать в таком случае письмо или нет — решать вам. Если опыт работы продавцом или кассиром большой, лучше отразить его в резюме. В таком случае можно обойтись формальным коротким письмом.
Цель составления
Основная задача сопроводительного письма — привлечь внимание рекрутера к резюме. Хорошее письмо поможет кандидату выделиться на фоне остальных, особенно если претендентов на одну позицию много и опыт их работы похож. Или наоборот: если все кандидаты без опыта, письмо может сыграть решающую роль.
Сопроводительное письмо позволяет продемонстрировать навыки писательства и то, как человек умеет формулировать мысли. Это важно, если кандидат претендует на должность, для которой нужны навыки работы с текстом. Например, писать сопроводительное письмо всегда стоит копирайтерам, маркетологам и дизайнерам.
Сопроводительное письмо пригодится, если информацию из резюме нужно пояснить. Например, вы решили сменить профессию и не имеете подходящего опыта работы. Тогда в сопроводительном письме нужно объяснить, почему вы решились на перемены и как видите себя в новой сфере.
Плюсы для резюме от сопроводительного письма в том, что таким образом вы показываете работодателю свою заинтересованность в вакансии и рассказываете о себе больше, чем позволяет это сделать резюме.
Требования к письму
Размер. Оптимальный размер сопроводительного письма — это 3—5 небольших абзацев. Письмо не должно занимать больше одной страницы. Лучше — примерно половину. Но письмо должно выглядеть цельным и законченным.
Стиль сопроводительного письма должен быть деловым, но не слишком формальным. Лучше не использовать шаблоны и канцеляризмы — сложные речевые обороты. Например, самое распространенное вводное предложение звучит так: «Прошу вас рассмотреть мое резюме на позицию…» — это шаблон, который уже приелся. Лучше заменить его чем-то похожим. Например, можно написать так: «Хочу работать в компании „Электроник“», или «Меня заинтересовала вакансия менеджера по продажам в вашей компании», или «Хочу стать частью команды „Электроник“, а именно — занять должность юриста».
Структура и содержание
Сопроводительное письмо должно быть построено вокруг преимуществ для работодателя. То есть в нем важно рассказать, что получит компания, если наймет именно этого кандидата.
С чего начать. Поприветствуйте потенциального работодателя и представьтесь. Напишите, на какую вакансию откликаетесь и откуда о ней узнали. Укажите название компании и должность, на которую откликаетесь, так, как они написаны в вакансии. Это покажет то, что вы пишете адресно, то есть в определенную компанию, а не массово рассылаете письма всем работодателям.
Если в вакансии указано имя рекрутера, в сопроводительном письме обратитесь к нему по имени. Рекрутер оценит вашу внимательность. Если отправляете резюме и сопроводительное письмо на специализированном портале, например hh.ru или superjob.ru, писать, откуда узнали о вакансии, не нужно, потому что это и так понятно.
Основная часть. Объясните, почему хотите работать в этой компании и что именно вас привлекает в вакансии. Далее расскажите о своих профессиональных качествах, которые будут полезны компании.
Как соотнести основные требования работодателя и ваш опыт или знания
В вакансии | В сопроводительном письме |
---|---|
Высшее юридическое образование | Хорошо разбираюсь в праве, поскольку окончил юрфак и работал помощником адвоката три года |
Английский язык | Свободно общаюсь на английском и веду деловую переписку, поскольку знаю английский язык на уровне Advanced |
Отличное знание гражданского законодательства РФ | Отлично разбираюсь в гражданском законодательстве — работал помощником юриста по гражданским вопросам пять лет |
Если соответствуете не всем требованиям вакансии, лучше написать об этом прямо и добавить, что планируете с этим делать.
Как писать сопроводительное письмо, если соответствуете не всем требованиям вакансии
В вакансии | В сопроводительном письме |
---|---|
Опыт работы юристом в рекламном агентстве | У меня нет опыта работы юристом в рекламном агентстве, но я знаком с законом о рекламе в теории и готов использовать эти знания в деле |
Опыт разработки юридических документов | Никогда не разрабатывал юридические документы, но хорошо ориентируюсь в законодательстве и знаком с требованиями к делопроизводству |
Объем основной части сопроводительного письма зависит в том числе и от объема вакансии. Например, если требований много, постарайтесь уделить внимание каждому из них и описать, подходите ли вы под них. Если вакансия описана коротко и банально, общими словами, приводите примеры. Например, такое требование, как внимательность, можно подкрепить тем, что за год работы с базой данных вы ни разу не ошиблись при вводе информации. Вашу внимательность может подтвердить рекомендательное письмо от прошлого руководителя.
Заключительная часть. Поблагодарите потенциального работодателя за то, что прочитал ваше письмо до конца. Напишите, что готовы приехать на собеседование, если вы, как кандидат, понравитесь и можете подойти на должность. В конце оставьте свои контакты — имя, телефон и почтовый адрес, по которым работодатель может с вами связаться.
В маркетинге есть понятие «кол ту экшен», или призыв к действию. Это когда в конце рекламного текста пишут, что делать с полученной информацией дальше. Такой прием можно использовать и в сопроводительном письме. Например, в конце призвать потенциального работодателя позвонить вам или пригласить на встречу. Например, написать так: «Звоните — буду рад пообщаться по телефону или на личной встрече».
Ошибки при составлении
Повторение резюме. Сопроводительное письмо не должно дублировать информацию из резюме. Правильно, если оно будет его дополнять. Например, если в резюме указан небольшой опыт работы или есть перерывы в несколько месяцев, в сопроводительном письме можно объяснить, почему так случилось. Например, при недостатке опыта рассказать больше о знаниях и навыках и как они помогут справляться с задачами на новом месте. Если в работе был перерыв, объяснить, чем занимались в это время. Например, повышали квалификацию или получали новую профессию.
Лучше быть честным с работодателем. Если причина длительного перерыва кроется в семейных обстоятельствах или в чем-то личном, напишите пару слов об этом. Изливать душу не нужно, просто коротко объясните, почему вы не работали последнее время. Например, если переехали в новый город — что не работали в последний год из-за переезда, так как обустраивались на новом месте. Или что путешествовали и работали на временном проекте.
Длинный текст о себе. Читать длинные сопроводительные письма сложно, и никто не хочет этим заниматься. Как правило, рекрутеры сканируют письма по диагонали и смотрят отдельные части, на основе которых решают, работать с кандидатом дальше или нет. Более того, у рекрутера может не быть времени вчитываться в длинные письма кандидатов.
Если письмо больше страницы, часть придется удалить, чтобы в итоге остались 3—5 стройных абзацев. Разделяйте сопроводительное письмо на небольшие части, чтобы работодателю было легко быстро по нему пробежаться. В одном абзаце одна мысль. Например, в первом — приветствие и вводная информация по вакансии. Во втором — преимущества кандидата для компании. В третьем — благодарность и контакты.
Личная жизнь. В сопроводительном письме нет места информации о личном. Например, сколько у вас детей или собак, как вы любите проводить выходные или где отдыхали прошлым летом. Текст должен быть посвящен тому, чем вы, как специалист, будете полезны компании.
Опечатки и грамматические ошибки. Меньшее из всех зол, но тем не менее старайтесь их избегать. Прогоните сопроводительное письмо через специальные сервисы проверки на ошибки. Например, через «Текст-ру» или «Орфограммку». Еще можно проверить письмо через сервис «Главред» на чистоту и читаемость.
Не забывайте про оформление сопроводительного письма. Если пишете письмо на специальном сайте поиска работы, достаточно отбить абзацы друг от друга пустой строкой и убедиться, что в тексте нет двойных пробелов. Если оформляете письмо в отдельном документе, используйте выравнивание текста по левому краю, поля и заголовки.
Сопроводительное письмо должно быть аккуратным и приятным на глаз. Таким, чтобы его хотелось прочитать. Советую вычитывать письмо несколько раз, прежде чем отправить потенциальному работодателю, чтобы убедиться, что мысли в нем изложены логично и последовательно, а в тексте нет ошибок.
Я пишу сопроводительное письмо в отдельном гугл-документе. Сначала копирую туда текст вакансии, затем выбираю требования к кандидату и пишу под каждым из них то, как мои навыки и опыт соотносятся с требованиями работодателя. Затем несколько раз читаю письмо вслух, чтобы убедиться, что оно написано простым языком, исправляю ошибки и опечатки. Затем копирую письмо куда нужно, например в специальное поле на hh.ru, и отправляю работодателю.
Почему нужно писать сопроводительное письмо
Хотя примерно половина работодателей не читает сопроводительные письма, писать их все-таки стоит.
Сопроводительное письмо — это шанс отстроиться от других кандидатов с похожими на ваше резюме. Основная цель сопроводительного письма — убедить рекрутера открыть и прочитать ваше резюме. То, что вы потратили время и написали такое письмо, говорит о ваших серьезных намерениях в качестве кандидата.
Если вы отправляете резюме по собственной инициативе, например потому, что давно хотите работать в этой компании, без сопроводительного письма этого точно делать не стоит.
В каких случаях еще необходимо писать сопроводительные письма:
Объем сопроводительного письма не должен превышать половины страницы А4. Исключение для тех, кто претендует на высокие позиции. В таких случаях допустим и даже необходим объем на страницу А4.
Резюме фокусируется на прошлом и настоящем. Сопроводительное письмо направлено на будущее. Расскажите специалисту по подбору персонала, какую пользу вы можете принести компании в будущем и почему они должны выбрать именно вас.
Рекомендации по улучшению
Сопроводительное письмо должно быть адресным, то есть обращаться к конкретному работодателю. Например, при отклике на вакансию юриста в письме стоит написать, в какой именно компании хотите работать. У работодателя не должно создаться ощущение, что вы рассылаете одно и то же письмо всем компаниям, в которых есть похожие должности.
Не оценивайте результаты своей работы, а приводите конкретные доказательства и результаты. Например, конкретные цифры, если это возможно.
Мотивационное письмо для стажировки: пример
В борьбе за хорошую стажировку побеждает смелый – тот, кто адресно обращается в компанию и говорит: «Вот я, перспективный специалист, который умеет вот это, и это, и еще вот это. Я хочу поработать у вас, могу сделать это и это. Для меня – это ценный опыт, для вас – свежий взгляд на вещи, идеи, знания и ответственный, любознательный сотрудник на оговоренный срок».
Для обращения к работодателю и нужно мотивационное письмо.
Пример мотивационного письма для стажера
Специальность – переводчик. Желаемая стажировка – в бюро переводов. Письмо адресовано директору.
«Добрый день, уважаемая Елена Васильевна!
Меня зовут Стас Нарижный, я – студент Тверского государственного университета, специальность «Филология», 5-й курс (дневное отделение).
Хочу предложить себя в качестве стажера. Языки: английский, немецкий.
Перевод – мое призвание. Я с энтузиазмом отучился 4,5 года, иду на «красный» диплом. Всегда мечтал стать хорошим переводчиком, чтобы помогать представителям разных стран и культур качественно общаться, обмениваться опытом, находить компромиссы в решении важных вопросов.
Одна из моих сильных сторон – синхронный перевод. Пять месяцев назад в роли стажера я работал переводчиком на международной конференции «Финансовые аспекты предпринимательской деятельности». Считаю этот опыт успешным: я переводил выступления двух спикеров и принял участие в работе круглого стола (12 участников). Прилагаю отзыв организатора конференции о моей работе (вложение).
Я нацелен на стажировку в бюро переводов «От А до Я» по 2-м причинам:
В обмен на опыт я предлагаю:
Я готов работать удаленно на протяжении месяца (с 01.02.18 по 01.04.18), посвящая работе не менее 4-х часов в день. При необходимости буду рад прийти в офис раз в неделю, в удобное для руководителя стажировки время. Обещаю уровень ответственности такой же, как если бы я был штатным сотрудником.
Буду рад получить вознаграждение за проделанную работу, если Вы сочтете нужным доверить мне реальные задачи. С другой стороны, я готов работать в обмен на опыт и Ваши рекомендации по результатам моей работы.
Буду рад, если Вы найдете возможность ответить мне на и-мейл StNarig@gmail.com или по тел. [телефон].
Учитывая важность данного вопроса, возьму на себя смелость и позвоню Вашему секретарю в понедельник, 3.03. 18, после 14.00, чтобы узнать о результатах рассмотрения моего предложения.
Заранее благодарю за уделенное мне время.
С уважением, Станислав Нарижный».
Структура мотивационного письма
Составили письмо, а что дальше? Дальше – ищем место для стажировки.
Процесс поиска стажировки поэтапно
1) Составляем список компаний
Сначала думаем, где было бы неплохо потрудиться в качестве стажера. Кому-то нужна престижная компания, чтобы строчка с ее упоминанием в резюме сияла, как звезда в ночи, и привлекала внимание работодателей. Кому-то больше полезна узкая специализация (например, бухгалтерский учет в бизнесе по продаже запчастей и шин).
Определяем, какие навыки нужны, и составляем список компаний. Лучше сразу оформлять данные в виде таблицы: название компании, сайт, и-мейл общий (который указан на сайте в разделе «Контакты», и-мейл отдела кадров, и-мейл руководителя интересующего подразделения). И еще несколько колонок, чтобы отмечать, куда и когда отправлены письма – чтобы отслеживать результат.
Кстати, можно искать координаты не только компании в целом или отдельного подразделения. Что, если проявить творческий подход и поискать руководителя интересующего подразделения в LinkedIn? Руководитель будет впечатлен, когда получит, «лично в руки», сообщение от компетентного молодого специалиста, который умеет искать информацию, способен конструктивно общаться для достижения поставленных целей.
2) Пишем шаблон мотивационного письма
Это будет текст примерный. В нем будет общая часть – которую можно копировать из шаблона в письма, изменяя минимально или не изменяя вовсе. И будет часть переменная – которую нужно написать с учетом специфики компании и своих целей.
3) Создаем качественное резюме
Качественное – значит, полностью соответствующее статусу профессионала. Нет опыта? Это не значит, что текст должен быть малоинформативным, небрежным, шаблонным. Придется выполнить работу вручную и тщательно вписать в резюме:
4) Отправляем работодателям резюме и мотивационное письмо
Текст письма можно написать в «теле» и-мейла, а резюме вложить.
5) Отмечаем в таблице отправленные письма
Это полезно, чтобы не обратиться дважды (трижды) в одну и ту же компанию, в один и тот же раздел. Настойчивость – полезное качество, пока она не перешла в навязчивость.
6) Интересуемся, получено ли письмо
Если есть контактный телефон, пользуемся этим: не стесняемся, звоним и уточняем вежливо, получил ли адресат письмо. Это нужно сделать только один раз.
Отдельный вопрос – стоит ли искать стажировку неоплачиваемую или рассчитывать на оплату? Конечно, если есть возможность получить вознаграждение за проделанную работу, от нее не стоит отказываться. С другой стороны, на неоплачиваемую стажировку попасть легче. Подумайте о том, что вложенные вами время и силы – это инвестиция в будущее профессиональное развитие, карьеру. Если предложат постажироваться в крупной, престижной компании без оплаты – имеет смысл согласиться, потому что одно упоминание этой компании в резюме в разы может повысить количество предложений от работодателей, когда вы выйдете на рынок труда по-настоящему.
Как написать работодателю о стажировке
Так, чтобы его заметили, открыли, прочитали, запомнили и дали ответ.
Кто должен «писать первым»?
«Безумно хочу работать в этой компании, но она не размещает вакансии и не приглашает на стажировку!» — распространенная проблема. Часто на этом этапе соискатель сдается: «не буду навязываться — это всех бесит» или же «а как я туда попаду, ведь не ищут же». Сколько бы ни твердили, что это страшные заблуждения — они продолжают процветать. Вместо введения к нашему материалу, мы хотим сказать две вещи: во-первых, разумная настойчивость в желании получить работу никого не бесит, скорее — импонирует. А во-вторых — у каждой компании в открытом доступе есть электронная почта. С нее и начнем «штурм». Как сделать так, чтобы ваше письмо заметили, прочитали и не оставили без ответа — об этом сегодня пойдет речь.
Создаем почтовый ящик
«У меня уже есть!» — ответит нам счастливый обладатель почты, которая называется DarthVader42@list.ru или, к примеру, rainbowunicornandсookies@yandex.ru. Мы за вас рады! Поверьте, мы ничего не имеем против единорогов, радуги и Дарта Вейдера — и ваш потенциальный работодатель, скорее всего, тоже. Но все-таки придется создавать новый почтовый ящик.
Желательно, чтобы в его названии была отсылка к вашим имени и фамилии. Например, petr.ivchenko@gmail.com или a.ivanova@gmail.com. Неважно, какие будут знаки препинания и будете ли вы использовать полное имя или инициалы. Главное, чтобы фигурировали ваши имя и фамилия. Почему? Дело не в этикете или чем-то подобном. Просто люди, которые занимаются обработкой писем от кандидатов, получают их очень и очень много. Они просто могут не вспомнить ваш адрес и не найти письмо, даже если оно заинтересовало. И, скорее всего, долго утруждать себя поисками не будут. Кроме того, в сложном email-адресе легко сделать ошибку и долгожданный ответ уйдет в никуда.
Какой почтовый клиент выбрать?
В предыдущем блоке мы не случайно использовали для «хороших» примеров gmail.com. Если говорить о переписке в IT-среде, почтовый клиент Google — действительно самый подходящий вариант. Опять же, дело не в том, что остальные системы чем-то плохи или не так воспринимаются работодателем, нет. Просто у gmail.com есть ряд дополнительных удобных сервисов, например, Google Docs, с помощью которого можно просматривать документы и т. д. Вполне возможно, что у работодателя будет тестовое задание, также составленное на Google Docs, и чтобы его открыть, все равно придется заводить аккаунт на gmail. Кроме того, это попросту наиболее распространенный почтовый клиент в IT-среде.
Отправитель, тема письма, предзаголовок
Поговорим о том, что увидит получатель вашего письма. Заполнять ли поле «Отправитель»? Опционально. Если заполнять — то в нем также укажите ваши имя и фамилию, чтобы уж точно невозможно было перепутать. «Тема письма» должна четко обозначать вашу цель. Например, «Ищу место для прохождения производственной практики» или же «Хочу пройти производственную практику у вас» (во втором случае мы усиливаем эффект).
Хорошо, если заголовок сразу даст понять, о чем ваше письмо. Например, «Резюме (вакансия JavaScript разработчик)» или «Студент, очень хочу к вам на стажировку». Можно также завуалировать то действие, которое требуется от адресата, чтобы побудить его к ответной реакции. К примеру, «Как попасть на стажировку в вашу компанию?» — вопрос, который мотивирует ответить.
Помните, заголовок не должен быть длинным! Не стоит пытаться в нем сразу поздороваться, рассказать как вас зовут и где вы учитесь, а также аргументировать свое желание попасть на стажировку. Согласно исследованиям, чаще всего открывают и читают письма с заголовком длиной 4−15 символов, а заголовки длинее 51 символа — реже всего. Предзаголовок (или прехедер) — это фрагмент письма, который виден адресату еще до открытия. Как правило, это самое начало текста: приветствие, представление, суть вопроса. Стоит обратить внимание на то, что именно увидит там получатель. Например: «Меня зовут Петр Иванов, я студент 4 курса ФИТиКС ОмГТУ. Ищу стажировку…».
Кое-что о копиях
Их лучше избегать. Очень неловкая ситуация возникает, когда человек пишет «Я страшно хочу работать только в вашей компании», а это письмо копиями разослано целому списку из ста адресатов. Понятно, что кандидат пишет не только в одну организацию и, в общем-то, никто не строит иллюзий на эту тему. Но акцентировать на этом внимание — дурной тон. Совсем другое дело, когда из организации вам ответили и в копии стоят еще несколько адресов той же компании. В этом случае смело нажимайте «Ответить всем» (или «Reply all»). Так вы не только облегчите коммуникацию, но и продемонстрируете умение обращаться с почтой.
Стоит ли прикреплять файлы? Спойлер: НЕТ!
Портфолио
Как вы уже поняли, прикреплять отдельный файл с портфолио не надо. Если речь идет о вакансии разработчика, лучше описать свои умения в теле письма или же оформить на сайте и прикрепить ссылку. Если хотите показать свой код, также лучше дать ссылку на GitHub, GitLab или какой-либо другой репозиторий (в основном, в ходу первые два). Во-первых, это удобно. А во-вторых, вы продемонстрируете работодателю, что знаете, что такое системы контроля версий и умеете ими пользоваться, по крайней мере, смогли залить туда свой исходный код.
Резюме
Если вы студент и материала для полноценного резюме пока не набирается — ничего страшного. Достаточно описать свои навыки в теле письма. О том, как это сделать, читайте ниже.
Если же очень хочется все-таки прикрепить резюме, его можно оформить на специализированном сайте, например, на hh.ru, и прикрепить ссылку. Это будет полезно, так как резюме увидят и другие потенциальные работодатели. Кроме того, вы вновь продемонстрируете серьезность своих намерений: если у человека есть резюме на подобном сайте — значит он действительно собирается работать.
Что писать в письме?
Переходим к тексту письма.
Это кажется очевидным, но порой соискатели попросту забывают написать свое имя и фамилию. Поверьте, сложно оценивать работу человека, которого зовут неизвестно как!
После представления лучше сразу написать, где вы учитесь/учились — это сразу даст необходимые представления о вашем уровне знаний. Как минимум, укажите вуз/колледж, факультет и курс (плюс год окончания, если вы уже выпустились).
Далее — сразу к делу. Например, «В данный момент я ищу компанию, где бы я мог пройти производственную практику/ищу компанию, где бы я мог пройти стажировку и начать работать». Если вы ищете потенциальное место работы, нужно обозначить свои намерения сразу, чтобы не было обманутых ожиданий и у вас, и у работодателя.
В следующем абзаце нужно немного рассказать о своих навыках. Здесь обязательно следует упомянуть о знании английского языка (или его отсутствии). Обозначьте уровень, если посещаете курсы — не скрывайте этого. Если ваш уровень оставляет желать лучшего, опишите, как работаете над его повышением.
Опишите свой опыт в программировании. Если у вас есть проекты, которые можно продемонстрировать (это могут быть просто лабораторные работы — тоже хороший вариант), смело давайте ссылки на GitHub, GitLab, где можно с ними познакомиться.
Выделяйте основную мысль!
Основную мысль каждого абзаца можно выделить жирным шрифтом — по одному предложению в каждом. Это нужно для того, чтобы получатель мог сэкономить время и прочитать только выделенные предложения. Например: «Я ищу стажировку с последующим трудоустройством», «Я писал все лабораторные работы сам», «У меня разговорный уровень английского». Если человек заинтересуется, он прочитает все подробности.
Пишите кратко и по существу
А еще избегайте излишней вычурности и фамильярности. Если хочется сойти за «своего парня» или удивить всех своим необычным способом мышления, лучше сделайте это потом — когда вас уже приняли на стажировку.
Важно! Не забудьте про подпись. Это еще один стандарт переписки — в конце письма должна быть подпись. Структура такая: «С наилучшими пожеланиями,» — ФИО — контактные данные. Укажите телефон, email, мессенджеры — все, что угодно, чтобы с вами легко было связаться.
Когда можно интересоваться, получили ли мое письмо?
Если письмо было только что отправлено, то не стоит тут же перезванивать и спрашивать: «Здравствуйте! Тут я вам отправил письмо! Вы получили?». Почта традиционно считается медленным способом коммуникации, в отличие от мессенджеров и телефона. Как правило, на электронную почту отвечают в течение суток. То есть, если вы отправили письмо, то в ближайшие сутки точно не стоит интересоваться его судьбой, нужно подождать.
Что делать, если нет ответа?!
Если сутки прошли, а на письмо так никто и не ответил, то можно послать второе. Это стоит делать спустя сутки-двое после отправки первого. В повторном письме нужно максимально вежливо сообщить, что уже отправляли одно: «Здравствуйте, я писал/обращался в вашу компанию ранее, возможно мое письмо не дошло, на всякий случай я его продублирую. Надеюсь на ваш ответ». Это корректно и подчеркивает, что обстоятельства бывают разные, а ваше послание действительно могло потеряться.
В том, что вы напишете второй раз нет ничего страшного. Не бойтесь негативной реакции: гневный ответ на повторное письмо — признак непрофессионализма, связываться с такой компанией не стоит.
Сказать по правде, вы можете написать и в третий раз! Повторить свое письмо через 2 дня, а потом — через неделю. Это тоже нормально. Более того, иногда настойчивость импонирует: видно, что человек не просто так пишет, а готов добиваться своей цели. Опять же, если это вызывает негатив со стороны работодателя — вам точно не надо в эту компанию, потому что ничего особенного в повторных письмах нет.
Но! Больше трех писем писать не надо. Это уже перебор. Если и после третьего раза вам не ответили, не спешите принимать это на свой счет. Возможно, на той стороне монитора человек, который регулярно забывает отвечать на письма. Быть может, много работы — и про вас просто забыли или еще не успели прочитать письмо.
Помните! Если вам не ответили, это не значит, что вы плохой кандидат. Просто так сложились обстоятельства.
Как делать никогда не надо
Потому что не надо никогда! Делимся парой советов из книги «Новые правила деловой переписки» (авторы — Максим Ильяхов и Людмила Сарычева).
Никогда не отправляйте письмо без темы. Его никто не станет читать, а если прочитает, то потом никогда не найдет.
Пользуйтесь стандартными приветствиями. «Здравствуйте!» или «Добрый день!» устраивают всех. А вот «Доброго времени суток» не покидает топ ненавистных словосочетаний.
Ни в коем случае не упрекайте читателя в том, что он не прочел ваше предыдущее письмо. Что делать, если вам не ответили, мы уже рассказали. Но не стоит никогда писать так: «ПИШУ ПОВТОРНО!» или упрекать «Я вам уже писал, а вы не ответили. ». Помните про нейтральные конструкции, например, «Возможно, мое письмо не дошло».
Авторы не рекомендуют раздавать «благодарности» авансом, например, «Заранее спасибо» — считается, что это скрытая манипуляция: мол, ты еще ничего не сделал, а тебя уже благодарят — это нервирует.
Помните про ошибки и опечатки! Стоит проверить текст письма на грамотность с помощью специальных сервисов. Даже если вы «не филолог, а крутой программист», письмо с ошибками никого не впечатлит, а может и оттолкнуть.
Продолжение следует
Задавайте вопросы! Мы, в свою очередь, планируем продолжить данный цикл статей и рассказать как можно больше о том, как писать резюме, как попасть на стажировку, чему учиться самостоятельно и многое другое.