Как делать анализ стихотворения
Всего получено оценок: 361.
Всего получено оценок: 361.
Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?
Как делать анализ стиха?
Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:
Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.
Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.
План анализа стихотворения по литературе
Анализировать стихотворение нужно с позиции эмоционального восприятия, темы, сюжета, времени написания, места в творчестве автора. Анализ лучше проводить по плану:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.
Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
12. Мое восприятие этого стихотворения.
13. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий. Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом. Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету. Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным. Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон. Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре. Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом. Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно. Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации. Автор использовал такие художественные средства, как: В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно». Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет. План анализаПрежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами. На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров. Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:
При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов: Дата написания и авторЗдесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист. Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта. В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение. Название, тема и идеяВ названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:
Сюжет, композиция и разбор образовОписывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев. В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод.
Художественные средстваКакую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры: Бьёт в меня светящими очами Ангел бури — Азраил!» «Стерегите, злые звери, Чтобы ангелам самим Не вскружить меня хвалами…» «Я укрыт до времени в приделе, Но растут великие крыла» Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:
Поэтическая рифмаОпределить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды: Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть: Следом необходимо определить стихотворный размер: Тропы и фигурыТропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д. Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний. Вывод, собственное отношение к произведениюВ выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение. В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение. Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать разбор стихотворения, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать разбор стихотворения", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором. |