Трэвел-журналистика сегодня и завтра: как писать о путешествиях и стоит ли за это браться
Ольга Чередниченко: «Конкуренция будет все жестче»
— Ольга, давайте начнем с простого вопроса. Что такое трэвел-журналистика: о чем и для кого пишет трэвел-журналист?
— Трэвел-журналистика — это создание контента о путешествиях, о городах и странах: достопримечательностях, кухне, отелях и т. д. У таких материалов две категории читателей. Первая — туристы, которые готовятся к поездке и нуждаются в практической информации. А вторая — люди, которые просто любят читать о мире, те, кого вдохновляют тексты о путешествиях.
— Современный читатель, в отличие, скажем, от читателя СССР, многое повидал, многое знает. О чем писать сегодня, чтобы быть интересным?
— Я думаю, самое важное — то, что затронуло струны твоей души во время путешествия. Например, в Будапеште есть экскурсионный автобус-амфибия, который заезжает в Дунай. Если такой опыт впечатлил, можно оттолкнуться от него и сделать подборку необычных видов транспорта Венгрии. Если ты был вовлечен в события, достойные внимания, можно написать репортаж.
— То есть трэвел-журналисту нужно уметь рассказывать истории? Часто ли вы встречаете материалы, где используются приемы сторителлинга?
— Девяносто процентов репортажей из путешествий, которые я читаю, не имеют сценарной структуры. И, на мой взгляд, сильно проигрывают историям: нить повествования быстро теряется, я вязну в тексте и не хочу дочитывать его до конца. Поэтому трэвел-журналисту желательно изучать сторителлинг, брать оттуда элементы, которые подходят для рассказа о путешествии, и использовать их в своих материалах, чтобы удерживать внимание читателя.
— А какой формат хорош для коротких материалов о путешествиях?
— Мой любимый формат — топ-5. Хотя он и набил оскомину, по-прежнему везде появляется и актуальности не теряет. Он позволяет сделать обзор, на который не надо тратить много времени и сил, но который способен «зацепить» — если не всеми, то хотя бы одним из пунктов. В сжатых текстах есть какая-то энергия, потому что в короткое описание стараешься вложить самое важное. За это они мне и нравятся.
— Где трэвел-журналист может публиковаться? Жив ли рынок печатных туристических СМИ?
— Мой профессиональный опыт показывает, что лучше идти в онлайн- СМИ. У печатных изданий дела сейчас не очень: рекламодатели предпочитают вкладывать деньги в интернет. С путеводителями ситуация тоже непростая. Новые гиды на русском языке в нашей стране публикует всего одно издательство — «Бомбора», да и то очень редко — все, что нужно аудитории на данный момент, уже выпустили.
— Со стороны журналистика путешествий кажется романтической и легкой профессией: катайся по миру и получай за это деньги. Действительно ли все так просто? С какими сложностями сталкивается трэвел-журналист?
— Во-первых, в этой сфере трудно много заработать. Главный доход трэвел-журналиста — пресс-туры, и многие идут в профессию ради них. Во-вторых, это физически сложная работа. Тот же пресс-тур — не обычное путешествие, где можно делать что вздумается. У поездки есть программа, и за минимальный срок тебе стараются показать всё.
— Давайте продолжим тему денег: все-таки как заработать в трэвел-журналистике?
— Первый вариант — развивать свой блог. Сегодня особенно популярен YouTube. Блог на отдельном сайте (standalone) тоже приносит достаточный доход, если заниматься им каждый день. Второй вариант — работать за зарплату в штате СМИ: младшим, старшим, выпускающим редактором и т. д. Третий — жесткий фриланс, когда все время строчишь статьи для разных изданий. Но это сложно, так как за статьи платят мало и можно очень быстро «выгореть».
— А какова конкуренция в этой сфере? Существует ли такая проблема, как дефицит кадров?
— Конкуренция высокая. Трэвел-журналистов много, желающих ими стать еще больше. Но именно благодаря конкуренции направление развивается: мы больше не читаем всех подряд, мы выбираем лучших.
— Какие навыки нужно «прокачивать» трэвел-журналисту и блогеру, чтобы быть конкурентоспособным?
— Если занимаешься блогом, нужно уметь делать фото, снимать видео, одеваться так, чтобы нравиться аудитории, нужно уметь пиарить себя, находить рекламодателей. А самое главное, и блогерам, и журналистам необходимо грамотно писать. Грамотно — не в смысле без ошибок (их всегда можно исправить), а в смысле так, чтобы «цеплять» аудиторию. И должна быть особая система мышления: важно видеть структуру текста.
Жанр репортажа наиболее распространен в телевизионной журналистике. Это спортивные репортажи, репортажи с места происшествия, репортажи с каких-то праздничных мероприятий и т. д. Вот пример репортажа с футбольного матча:
Встреча варваров и лесорубов
27 апреля в субботу на Республиканском стадионе состоялось открытие 9-го Чемпионата России по американскому футболу. Впервые Дзержинск стал центром открытия официального Чемпионата. На поле встретились московская команда под названием «Варвары» и команда «Лесорубы» из города Дзержинска.
Для того, чтобы наши читатели поняли суть игры и могли себе представить, что происходило в этот день на стадионе, мы расскажем вкратце общие правила этого экзотического вида спорта.
Репортаж – один из самых живых и оперативных жанров в журналистике. В нем рассказывается о событии, свидетелем которого стал сам журналист. Настоящий профессионал при этом обязательно отследит развитие события, определит его ключевые моменты и зафиксирует мнения участников и очевидцев. Однако собрав весь объективный материал, начинающий журналист может столкнуться с проблемой. Как начать репортаж?
Как начать репортаж
Инструкция
1.Жанр репортажа хорош тем, что форма его написания совершенно свободна. Самый распространенный способ – хронологический. В таком случае репортаж начинается с поэтапного фиксирования события. Некоторые журналисты даже любят указывать точное время того или иного момента. Например: «11:00. На церемонию открытия бизнес-центра прибыл глава самоуправления города».
2.Начать репортаж можно и с перечисления самой важной информации – где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей, депутатов или руководителей разных уровней на нем присутствовал. Такое начало подходит для репортажа об официальном и серьезном событии.
3.Совсем другого плана может быть начало репортажа о поездке на соревнования с молодежной командой. В таком случае очень важно передать не только объективную информацию, но и настрой команды, атмосферу, царящую среди молодежи. Для такого репортажа может подойти такое начало: «День соревнований для молодежной команды по тимбилдингу начался очень рано. Но этому обстоятельству молодые спортсмены были даже рады».
4.Еще один из способов начать репортаж – оттолкнуться от фотографии, сделанной на описываемом событии. Репортаж без репортажного снимка существовать не может. Задача этого кадра, или целой серии фотографий, отразить действительность таким образом, чтобы читатель максимально проникся событием. Выберите наиболее яркий и информативный снимок и начните писать репортаж. Например: «Самого крепкого рукопожатия президента футбольного клуба нашего города удостоился голкипер победившей команды. Но это случилось вечером, на церемонии награждения. А начался день с…»
Репортаж – один из самых живых и оперативных жанров в журналистике. В нем рассказывается о событии, свидетелем которого стал сам журналист. Настоящий профессионал при этом обязательно отследит развитие события, определит его ключевые моменты и зафиксирует мнения участников и очевидцев. Однако собрав весь объективный материал, начинающий журналист может столкнуться с проблемой. Как начать репортаж?
Как начать репортаж
Инструкция
1.Жанр репортажа хорош тем, что форма его написания совершенно свободна. Самый распространенный способ – хронологический. В таком случае репортаж начинается с поэтапного фиксирования события. Некоторые журналисты даже любят указывать точное время того или иного момента. Например: «11:00. На церемонию открытия бизнес-центра прибыл глава самоуправления города».
2.Начать репортаж можно и с перечисления самой важной информации – где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей, депутатов или руководителей разных уровней на нем присутствовал. Такое начало подходит для репортажа об официальном и серьезном событии.
3.Совсем другого плана может быть начало репортажа о поездке на соревнования с молодежной командой. В таком случае очень важно передать не только объективную информацию, но и настрой команды, атмосферу, царящую среди молодежи. Для такого репортажа может подойти такое начало: «День соревнований для молодежной команды по тимбилдингу начался очень рано. Но этому обстоятельству молодые спортсмены были даже рады».
4.Еще один из способов начать репортаж – оттолкнуться от фотографии, сделанной на описываемом событии. Репортаж без репортажного снимка существовать не может. Задача этого кадра, или целой серии фотографий, отразить действительность таким образом, чтобы читатель максимально проникся событием. Выберите наиболее яркий и информативный снимок и начните писать репортаж. Например: «Самого крепкого рукопожатия президента футбольного клуба нашего города удостоился голкипер победившей команды. Но это случилось вечером, на церемонии награждения. А начался день с…»
8 правил хорошего репортажа
РЕПОРТАЖ КАК ИСКУССТВО
Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.
Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.
Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.
У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события, сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.
Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения: журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.
Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.
1) Использование ярких деталей и подробностей.
Важно делать словесные зарисовки.
Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:
«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».
Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:
«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слипшиеся крылья, покрытые мазутом. »
Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.
2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик.
Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:
– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.
Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.
– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.
– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.
– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.
– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.
Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.
– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.
Важно использовать «живые голоса» – воспроизводить в репортаже реплики действующих лиц и очевидцев событий.
Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.
Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.
Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:
1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);
2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;
3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;
4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.
Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.
Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.
Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.
Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.
Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.
Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.
Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции. Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».
Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.
Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.
Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.
В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.
Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.
В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».
Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.
Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.
Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.
Автор репортажа должен уметь распознать новость, т.е. информацию, которая заинтересует и будет полезна читателям. «Добыть новость» значит преодолеть вместе с предполагаемым читателем некую дистанцию, сделать неизвестное, чужое известным, своим. Эффект далёкого и чужого проявляется через переживания журналиста, которые рождаются в нём при встрече с неизведанным и которыми он хочет поделиться с читателем. Дистанция может быть как географическая (тогда задача репортёра – преодолеть дистанцию, чтобы сделать близким далёкое и чужое), так и социальная (тогда задача репортёра – сделать доступным неизвестное и спрятанное). Чем обыденнее тема, тем меньше барьеров и дистанций она содержит, значит, тем сложнее оформить её как репортаж. В этом случае нужно постараться найти особый взгляд, осветить тему с неожиданного ракурса и тем самым преподнести её как новость.
Что такое репортаж в журналистике и каковы его особенности
Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать.
Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров.
Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.
Что такое репортаж
Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.
Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.
Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.
Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.
Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.
Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.
Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.
Тогда у вас все получится!
Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.
Виды репортажа
Есть несколько основных видов репортажа:
В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.
Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.
Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.
Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.
То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.
Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.
Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.
Структура
Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:
В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.
Признаки
Вот основные жанровые признаки репортажа:
Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.
Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.
Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.
Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.
Нет, так делать нельзя!
Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.
В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».
Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.
К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.
Есть еще признак зигзагообразности.
То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.
То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.
Как написать репортаж
Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.
Поэтому в материале должны быть:
Герои и диалоги
Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.
Хорошо, если будут диалоги.
Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!
И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.
Детали
В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.
Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.
Но не усердствуйте с деталями!
Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.
Действие
Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.
Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.
А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?
Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.
А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали
Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.
Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.
Примеры репортажа
Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.
Как не надо писать
Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.
Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».
Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.
Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.
Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».
А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.
На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!
Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.
Еще плохой пример
Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.
Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.
Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.
Хороший пример репортажа
Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на
Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.
Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.
Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.
Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.
Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.
До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.
То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.
В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.
Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.
И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.
Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.