Как составляется сборник стихов
Это интереснейшее занятие. Для начала нужно, чтобы количество стихотворений превышало, как минимум, сто. Меньше – несерьёзно, значит книгу выпускать ещё рано.
Настоящие поэты знают, что есть стихи, которые можно и нужно печатать, есть такие, что ни в коем случае не нужно и есть те, которые даже показывать никому нельзя, это просто ступеньки к искусству. Обычно когда выходят полные собрания классиков, куда включено ВСЁ, это хорошо видно, хотя бы у Лермонтова, который очень придирчиво относился к стихотворениям, которые публиковались при жизни.
Отобранные стихи ещё раз просматриваются и редактируются. Если автор не совсем уверен в себе, он обращается к доверенному редактору, который может представить многое в лучшем свете.
Понагнал пустоты вид погасшего дня.
Ночи черное пью молоко.
Все подружки мои
пережили меня,
А друзья, как всегда, далеко.
Газ течет равнодушно. Горит и парит.
Потолка рыжевеют углы.
Почему же, когда ничего не болит,
Ум страдает и просит иглы?
Этот бледный цветок –
иммортель иль жасмин?
Не ответят ни друг, ни жена.
Засыпаю и вижу: над грудой руин
Золотая висит тишина.
(Андрей Чуклин)
Затем каждое стихотворение распечатывают на отдельном листе бумаги (можно на черновиках) и формируют поэтический ряд, последовательность стихотворений.
Предварительно неплохо разбить стихи на отдельные циклы.
Общепринятая практика: в каждый новый издающийся сборник нередко включают старые опубликованные стихи. В новом «окружении» они смотрятся совершенно иначе, открывая иные грани.
После этого необходима корректура. Орфография, пунктуация редко дружат с самым большим талантом.
Можно сканировать свои рисунки. Если макет автор будет делать сам (дальше сказано – как), эти рисунки просто вставляют в Word-овский файл со стихами на своё место, воспользовавшись опцией «Вставка – рисунок».
Если автор имеет возможность обратиться к профессиональному дизайнеру, который сделает макет в программе Adobe InDesign, то текст должен быть отдельно в Word, а рисунки – в сканированном с разрешением 300 виде – в отдельной папке (как исходники).
Иногда встречается весьма креативное оформление, как, к примеру, недавно вышедший сборник Олега Ягеля «Оборвыши». Но тут постарался и автор, и его друг-профессиональный дизайнер. Книгу делали почти год.
Ну и в добрый путь! Стихи – не проза с её объёмами.
Издание сборника стоит сравнительно недорого.
Отдавайте электронный вариант сборника на макетирование только тогда, когда полностью закончите предварительную работу над ним. Чтобы верстальщик потом не вносил лишних правок в макет. Ни в коем случае не вставляйте иллюстрации в файл Word, если отдаёте дизайнеру. Фото полиграфического качества ему нужны в отдельной папке.
Учтите, если текст отдан на вёрстку, ВСЯКАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ЭТОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВАРИАНТА ВАМИ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. Теперь она идёт только в макете. Иначе получится заколдованный круг. Финальная корректура делается в самом макете.
Кстати из Word можно самим сделать электронную книгу. Просто файл «Сохранить как …PDF или XPS.
Иллюстрация: обложка книги Олега Ягеля «Жизнь в Торопях» и страничка из сборника «Оборвыши».
Да, кстати:
Распечатывают книгу с PDF так: вначале печать нечётных страниц (сразу же берут листы и кладут последущий под предыдущий, чтобы первый оставался вверху). Потом снова кладут их и печатают чётные страницы.
Как составляется сборник стихов
Это интереснейшее занятие. Для начала, нужно, чтобы количество стихотворений превышало, как минимум, сто. Меньше – несерьёзно, значит, книгу выпускать ещё рано.
Настоящие поэты знают, что есть стихи, которые можно и нужно печатать, есть такие, что ни в коем случае не нужно и есть те, которые даже показывать никому нельзя. Обычно когда выходят полные собрания классиков, куда включено ВСЁ, это хорошо видно, хотя бы у Лермонтова, который очень придирчиво относился к стихотворениям, которые публиковались при жизни.
Отобранные стихи ещё раз просматриваются и редактируются. Если автор не совсем уверен в себе, он обращается к доверенному редактору, который может представить многое в лучшем свете.
Понагнал пустоты вид погасшего дня.
Ночи черное пью молоко.
Все подружки мои
пережили меня,
А друзья, как всегда, далеко.
Газ течет равнодушно. Горит и парит.
Потолка рыжевеют углы.
Почему же, когда ничего не болит,
Ум страдает и просит иглы?
Этот бледный цветок –
иммортель иль жасмин?
Не ответят ни друг, ни жена.
Засыпаю и вижу: над грудой руин
Золотая висит тишина.
(Андрей Чуклин)
Затем каждое стихотворение распечатывают на отдельном листе бумаги (можно на черновиках) и формируют поэтический ряд, последовательность стихотворений.
Предварительно неплохо разбить стихи на отдельные циклы.
Общепринятая практика: в каждый новый издающийся сборник нередко включают старые опубликованные стихи. В новом «окружении» они смотрятся совершенно иначе, открывая новые грани.
После этого необходима корректура. Орфография, пунктуация редко дружат с самым большим талантом.
Можно сканировать свои рисунки. Если макет автор будет делать сам (дальше сказано – как), эти рисунки просто вставляют в Word-овский файл со стихами на своё место, воспользовавшись опцией «Вставка – рисунок».
Если автор имеет возможность обратиться к профессиональному дизайнеру, который сделает макет в программе Adobe InDesign, то текст должен быть отдельно в Word, а рисунки – в сканированном с разрешением 300 виде – в отдельной папке (как исходники).
Ну и в добрый путь! Стихи – не проза с её объёмами.
Издание сборника стоит сравнительно недорого.
Кстати из Word можно самим сделать электронную книгу. Просто файл «Сохранить как …PDF или XPS.
Иллюстрация: обложка книги Олега Ягеля «Жизнь в Торопях» и страничка из сборника «Оборвыши».
Да, кстати:
Распечатывают книгу с PDF так: вначале печать нечётных страниц (сразу же берут листы и кладут последущий под предыдущий, чтобы первый оставался вверху). Потом снова кладут их и печатают чётные страницы.
Подготовка поэтического сборника к изданию, часть I
Итак. свой второй поэтический сборник я начал собирать в начале 2016 года. Писать начал с чистого листа, чтобы отвлечься от того «бытового» стиля, которым пользовался раньше. К концу 2016 года я понял, что необходимый материал собран и он, с моей точки зрения, гораздо лучше предыдущего. На самом деле, так думает каждый автор, который находится в творческих поисках и постоянно «эволюционирует». Если вы пишите свой второй сборник, то он, разумеется, будет казаться лучше прежнего. Однако, эта мысль не должна вас одурачить.
На мой взгляд, необходимо создавать цельную историю, а не бросать в читателя разрозненные куски. Это не значит, что в поэтическом сборнике должен быть единый сюжет, но это означает, что в поэтическом сборнике должна планомерно прослеживаться центральная мысль. Да, эту мысль могут не все понять и не все оценить, но представьте себе своего читателя и постарайтесь помочь ему с тем, чтобы он понял и принял то, что вы написали. Не нужно его вводить в заблуждение, если в этом не состоит цель конкретного цикла, что также встречается (например в «темном стиле» поэзии трубадуров).
Когда циклы будут сформированы и расставлены по местам, то вам необходимо написать некий вводный текст, который характеризует вашу поэзию. Не обязательно рассказывать о себе. Я, к примеру, написал небольшой памфлет на тему проблем современной поэзии. Он получился очень ядовитым и вызвал праведный гнев у тех, кому я его осмелился показать. Но подобные вещи необходимы, если вы действительно хотите быть понятыми. Помните, что поэзия далека от развлекательной литературы и простым стихосложением вы удивить никого не сможете. По крайней мере, я понимаю это именно так, а вы можете со мной не согласиться.
На этом сегодня все, но я надеюсь что информация была полезна.
PS. Это только первые шаги в подготовке поэтического сборника, но если вы их пройдете, то у вас будет на руках то, что называется черновым текстом. В следующей части я расскажу вам о своем опыте отсеивания провальных стихов, первого взаимодействия с фокус-группой, а также о дополнительных элементах сборника, о которых следует хорошо подумать, если вы намереваетесь создать качественную книгу.
Как Чайнику издать свою книжку, ч. 1
Или Выпускной экзамен для Чайников
Сначала о том, что меня подвигло к написанию этих заметок.
Подвожу итоги: захотелось мне книжку своих стихов в бумажном виде издать: все сейчас своё издают, а я-то чем хуже?! )) А тут ещё наш стихирский Литературный клуб поспособствовал: шлёт да шлёт мне, как змей- искуситель, приглашения издаться то в «Поэте года», то в «Наследии», то ещё в каком-то коллективном альманахе. Как будто бы без моего несравненного творчества им просто свет не мил: все только моих стихов и ждут! Ага. Так я им и поверила!
А как это сделать, если вы, например, не член Союза Писателей, у которых есть льготы на издание книг? (Вступить туда, конечно, можно, но, имейте ввиду: мало просто заиметь удостоверение СП, вам надо будет ещё и ежемесячно немалые взносы в эту организацию платить, что как раз и покроет все ваши льготы на издание книг для членов СП. ).
Можно, конечно, сидючи на диване, просто ввести рукопись своих любимых стихов в Издательскую систему сайта Стихи.ру, оплатить счет, и через какое-то время готовый, отредактированный сборник стихов вам сотворят и доставят по указанному адресу в нужном количестве. Вопрос только в цене. Например, 20 экземпляров книг стихов объемом 158 страниц (188 стихов) в мягком переплёте на офсетной бумаге и со всеми услугами (но без доставки) мне обошёлся бы в 27 580 рублей. И в эту сумму ещё не входит плата (порядка 7000 рублей) за рассылку 16-и положенных экземпляров книг в Российскую Книжную Палату и в главные библиотеки (что обычно делают все приличные авторы книг!).
Могу я это себе позволить? Выкинуть почти 28 000 рублей на создание 20-и подарков родным и ближним? Не продавать же я свою книгу, в конце концов, собираюсь.
Может и могу, да. не хочется.
И вы не переживайте. Я поделюсь с вами своим личным, чайниковским, опытом того, как я всё-таки издала свою первую книгу стихов в разы дешевле, причем, и качественнее, и интереснее, приобретя при этом еще массу полезных умений, а заодно, перебрав, перечтя и исправив существенную часть своего «поэтического богатства», накопившегося на моей авторской странице за эти девять лет.
Начнём с выбора характеристик книги, которую мы хотим издать. Разобралась я с этой премудростью не сразу и нелегко, но все же разобралась сама, и потому готова поделиться с вами своими «открытиями»
Для цифровой печати расчёт обычно делают в листах формата А3 (297 х 420), или А3+ (320 х 450мм), тогда стандартный книжный формат – это формат 64х90/16 (А3+/4), под обрезной формат блока (130…150) ; (190…215).
Скажу честно, последняя запись для меня до сих пор остается сложна и мало понятна, но это не беда: в любом издательстве вас поймут правильно, если вы просто скажете, что хотите иметь книгу стандартного формата А5. )))
Имеет значение, на какой бумаге вы собираетесь печатать вашу книгу.
Офсетная бумага – это бумага с высокой белизной. Именно она наиболее часто используется для печати книг. Мелованная бумага более дорогая, она качественная и используется для печати изданий, где важна яркость красок и эффектный внешний вид. Мелованная бумага бывает двух типов: глянцевая, используемая для журналов, и матовая, применяемая для печати подарочных изданий книг. Мелованная матовая, конечно, дороже, чем офсетная, но при количестве страниц вашей книги в 158 (как в моём случае) разница в стоимости печати на офсетной и на меловой бумаге оказалась чуть меньше 1000 рублей. Если сэкономить на других издательских услугах (о чём я расскажу далее), то есть смысл шикануть и напечатать свою первую книгу на меловой матовой.
Что касается меня, то я остановила свой выбор на мелованной матовой бумаге плотностью 130 г/кв.м.
Типографии предлагают много разных типов переплета, я расскажу о самых распространенных и наиболее пригодных для издания томика стихов малым тиражом.
Изготовление книг с таким видом переплёта, как 7БЦ, подразумевает использование в качестве материала для обложки картона, который покрыт слоем полимерной пленки. Её толщина чаще всего равна 32 микронам, она может быть как глянцевой, так и матовой. Выбор того или иного варианта основывается на замысле дизайнера, но стоит учитывать, что дешевле обходится глянцевая ламинация. При создании данного вида переплета применяют офсетную и цифровую печать.
4. Количество страниц в книге
Вопрос не простой: пока рукопись не подготовлена и макет книги полностью не свёрстан, автор смутно представляет себе, сколько страниц (или, если говорить языком полиграфии, сколько полос в блоке) будет в его будущем томике стихов. Кроме того, если вы выбрали твердый переплёт и предполагается потетрадное шитьё, то необходимо, чтобы количество полос /страниц было кратно 4. Например, если у меня подготовлено 161 страница текста, то мне придётся добавить в конец книги еще 3 страницы (можно просто белые). Так что на первом этапе, пока ваша книга не свёрстана, количество её страниц мы знаем только ориентировочно, и при выборе издательства и предварительном расчёте стоимости работ мы будем указывать его приблизительно.
5. Выбор издательства
Если вы живёте в большом городе, то никаких проблем с организациями, готовых издать вашу книгу малым тиражом (особенно в Москве или Петербурге) у вас не будет. Просто наберите в поисковике интернета «издать за свой счет книгу малым тиражом в (название города)» и прямо с экрана знакомьтесь с поступающими вам предложениями. Если ваш город не велик и издательств в нём нет, то придётся обратиться в ближайшее издательство другого города и потратиться на доставку тиража и на личные встречи с исполнителем.
Каждое рассматриваемое вами издательство прямо по интернету охотно сделает вам ориентировочный расчет (с задаваемыми характеристиками книги мы уже определились выше!), а вот суммы работ могут сильно разниться. Но, как показывает мой опыт, всё отличие будет вовсе не в стоимости печати книг, а в том, насколько на одном языке вы говорите с издателем! И, конечно же, от того, насколько полно и тщательно будет подготовлена ваша рукопись при ее передаче в типографию. За каждую услугу в оформлении вашей книги с вас охотно возьмут хорошие деньги профессионалы. Не видя вашей рукописи, никакой издатель с ходу не определит, что именно у вас еще не доделано и что именно вы сами бы хотели иметь в итоге. Тем более, что вы и правда, пока ещё толком не знаете, чего вам нужно и до какой степени это вам нужно!
Поэтому мой вывод такой: цены на основные виды издательских работ у всех примерно одинаковы. Нужно 1) искать то, что ближе к вашему дому (чтоб лично навестить, руками бумагу пощупать, вопросы задать. ) и 2) перед сдачей рукописи как можно качественнее и полнее подготовить макет книги самому, не привлекая к этому издателей. Дело это не простое, но интересное и даже весьма полезное, не говоря уже о громадной экономии затрат.
Как я издала сборник собственных стихотворений
И продала почти весь тираж
Этот текст написала читательница в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Я пишу стихи. Иногда выкладывала что-то в «Инстаграме», читала друзьям, но по большей части всегда писала в стол.
Как я решила издать свою книгу
Я выросла в Магадане, затем уехала учиться в Благовещенск — изучала английский и китайский. Какое-то время жила в Шанхае, где работала частным гидом/переводчиком, но в 2017 вернулась в Магадан по семейным обстоятельствам. Тогда я устроилась в филиал крупной канадской горнодобывающей корпорации и начала работать вахтами — ездила на Чукотку на рудник. На момент создания книги я работала бизнес-ассистентом директора рудника.
Пишу я сколько себя помню, и стихи, и прозу. В подростковом возрасте писала чуть ли не каждый день, но лет в 20 совсем забросила: решила, что это никому не нужно и не принесет никакой пользы. Когда мне было 27, на фоне переосмысления многих ценностей, я вдруг снова начала писать. Пишу нечасто, могу 3—4 стихотворения за месяц, а могу по паре месяцев только «набрасывать» строчки в заметках. Кстати, я никогда не пишу от руки, только печатаю на телефоне или компьютере.
До того первого поэтического вечера я почти ни с кем не делилась своим творчеством, разве что с ближайшими друзьями. После него я начала публиковать стихи в «Инстаграме»: вместе с оператором и музыкантом сделали ролик на стихотворение о Магадане. Меня начали узнавать, как «девушку, которая пишет стихи».
В январе 2020 я провела свой первый самостоятельный поэтический вечер, места на который были полностью забронированы за неделю. На волне растущей веры в себя я обратилась к местному издательству с вопросом, не хотели бы они мне помочь с публикацией книги. Но в ответ услышала, что таких «кухонных поэтесс, читающих подружкам» много, стихи должны пройти через оценку критика, а критику понравиться сложно. Стихотворения я им все-таки отправила, но ответа не получила.
Весной 2020 года у меня случилось горе: ушел из жизни мой папа. Еще и началась пандемия, появилось много мыслей о жизни и смерти, что мы оставляем после себя, чем запоминаемся. И неожиданно ко мне пришло понимание — я очень хочу выпустить свою книгу, но просто боюсь, что она никому не будет нужна. Эпизод с издательством меня задел сильнее, чем я подумала. Но подумав об этом еще немного, я вдруг поняла:
«А зачем мне вообще издательство? Я ведь все могу сделать сама. И главное, что эта книга нужна мне».
Я набросала себе примерный план:
Выбор типографии
Для тех, кто не погружен в процесс книгоиздания: книжная печать бывает офсетная и цифровая. Книги, где немного иллюстраций, надо печатать в офсете, — так проще и выгоднее. В Магадане есть только одна типография с офсетной печатью, но у меня с ними совершенно не заладилась коммуникация. На звонки отвечали через раз, письма игнорировали. Тут оговорюсь, во всех творческих проектах у меня есть принцип — сотрудничать только с теми, с кем комфортно общаться.
Эта сфера требует открытости, готовности обсуждать все в очень субъективных рамках, то есть на уровне «мне нравится / не нравится». И прислушиваться друг к другу. Если нет устойчивого контакта, то лучше даже и не начинать. А вот если чувствуешь, что вы на одной волне, то надо работать, даже если это дороже или сложнее. Проверено опытом, только так получается крутой результат.
Изначально я хотела печатать книгу в мягком переплете, около 100 страниц, с цветной обложкой и 4—5 цветными иллюстрациями. Кстати, оказалось, что книги состоят из 16-страничных тетрадей, так что страниц должно было быть строго 96 либо 80. В моем случае это значило определенное количество стихов, ведь чаще всего одно стихотворение — это одна страница. Предстоял строгий отбор.
Мне посчитали стоимость печати одного экземпляра в 170 рублей. В итоге вышло около 51 тысячи рублей за весь тираж. Плюс расходы на верстку, регистрацию книги (присвоение индивидуального номера ISBN) и подготовка электронной книги для продажи на «Литресе» и MyBook. Всего около 56 тысяч, плюс доставка из Чехова до Магадана, но об этом позже.
Процесс издания
В середине июля я уехала на Чукотку на трехмесячную вахту. Обычно вахты были короче, но из-за пандемии пришлось поработать подольше. Было тяжело, зато я максимально сосредоточилась на отборе стихотворений. Несколько написала уже практически в последние дни перед сдачей на верстку. В итоге в сборнике получилось 70 моих произведений.
Сборник где-то наполовину состоит из того, что я писала еще в школе и на младших курсах университета, а на вторую, соответственно, из того, что я сочиняла уже после 27 лет. Отбирать «взрослые» стихотворения было довольно просто, их не так много, и большинство для меня вполне достойны публикации. А вот что касается старых произведений, я ориентировалась на собственное ощущение актуальности стихотворений, потому что есть те, которые еще «живые», там есть о чем подумать, а в некоторых юношеский максимализм, драма и даже пошлость зашкаливают.
Никакого четкого принципа, конечно, не было. Просто внутреннее ощущение: это стоит печатать, а это нет.
Я решила оформить книгу при участии только магаданских художников и дизайнеров, чтобы получился максимально локальный «продукт». Так, мой хороший знакомый нарисовал мне две иллюстрации к стихам в стиле стрит-арта, и мы использовали фото этих рисунков в книге. У другой девушки я попросила разрешение на использование в книге ее картины «Маяк», где изображено одно из самых узнаваемых мест в Магадане, а у меня было посвященное ему стихотворение. Эти иллюстрации достались мне бесплатно, но девушке в ответ я позволила использовать свое стихотворение на открытке с ее рисунком.
Оставалось найти дизайнера обложки и еще пары рисунков, и сарафанное радио меня вывело на местное агентство. Приятель посоветовал своих знакомых, и я обратилась к ним с заказом на пару иллюстраций. После того как мы сделали рисунки, я поняла, что нам очень комфортно работается вместе, и попросила их приступить к оформлению обложки.
Я сделала что-то вроде черновика, накидала «референсов» — картинок с цветовой гаммой и стилистикой, которые мне приглянулись. Пояснила, что обложка должна сразу ассоциироваться с Магаданом и сочетать в себе ключевые символы — девушка, маяк, море, город, одиночество и чайки. Эти же символы изображены на иллюстрациях в самой книге. При этом мне было важно, чтобы обложка не была мрачной и «тяжелой». В результате Мария, дизайнер, сама придумала сделать обложку в цветах магаданских закатов. Она отрисовывала задуманное по частям и отправляла мне на утверждение — почти все я согласовывала сразу.
Это снова был тот случай, когда крайне приятная коммуникация сработала на ура. Оформление получилось более чем достойное, а книги в наше время все же часто выбирают по обложке. Агентству я заплатила 10 тысяч рублей. А тут еще и выяснилось, что при расчете от типографии менеджер допустила ошибку: 170 рублей — это цена твердого переплета, а мягкий обходится дешевле. Подумав, я решила оставить твердый, раз цена меня все равно уже устраивала, а книга явно от этого только выиграла.
В сентябре мы должны были закончить верстку, и тут начались небольшие проволочки. Приходилось выступать посредником между дизайнером и типографией, так как не всегда было понятно, что и как нужно сделать. Сложность заключалась в том, что в тот момент я находилась на вахте на Чукотке, дизайнер Маша в Магадане, а менеджер типографии и верстальщик — в Чехове. Мешала и разница во времени, и невозможность нормально встретиться и все обсудить.
Процесс выглядел так: все требования по обложке верстальщик объяснял менеджеру, она — мне, я — Маше. Маша в свою очередь что-то начинала уточнять, и какую-нибудь мелочь мы в итоге выясняли друг у друга в течение пары дней. В идеале такие вещи нужно делать в какой-нибудь специальной программе типа «Микрософт Тимс», либо элементарно попросить дизайнера и верстальщика пообщаться напрямую. В следующий раз буду делать именно так.
В итоге к октябрю книга была готова. Время печати — до трех недель. Вес финальной партии — около 80 кг.
Доставка тиража
Я придумала сэкономить на доставке, разделив ее на несколько посылок и отправив их с помощью курьера службой «Боксберри». Когда тираж уже был готов, оказалось, что так делать нельзя. Книги упакованы в палету, никто их на складе дербанить не даст, а курьер в свою очередь 80 кг не заберет. В общем, пришлось срочно искать другой вариант.
Доставка в Магадан — всегда болезненный момент, потому что железной дороги у нас нет, все идет с Владивостока морем, а это долго. Либо самолетом, что получается быстро, но дорого. Доставка морем заняла бы больше месяца и обошлась бы примерно в 10 тысяч рублей. По крайней мере, так рассчитывал калькулятор на сайте. В итоге я выбрала второй вариант, в конце ноября я уезжала на вахту, и книга точно не успела бы прийти. За доставку самолетом пришлось заплатить почти 30 тысяч рублей.
Таким образом, себестоимость одного экземпляра сравнялась с той суммой, за которую я планировала продавать сборник — 300 рублей. Это значило никакой прибыли, но меня это не расстроило, не для этого все и затевалось.
В начале ноября я получила свой тираж. Сложно описать испытанные эмоции. Когда видишь результат своих надежд, стараний, вложенного времени, можешь его пощупать, понюхать, открыть и пролистать, это бесценно. Даже если бы расходы не были возмещены продажей, я бы не пожалела. Но забегая вперед, скажу, что почти всю сумму я вернула.
Презентация книги
Для презентации книги я выбрала арт-пространство, которое открыла моя знакомая. Я слегка помогла ей, одолжив проектор и экран, которые стояли у меня без дела, а она за это не стала брать с меня деньги за аренду помещения на мероприятия. После презентации я договорилась о продаже книги в сети кафе, одно из которых находилось в том же арт-пространстве, а также в местном туристическом центре. За первую неделю было продано 80 экземпляров, к Новому году — чуть меньше половины тиража.
Книжные магазины, кстати, интереса к моей книге не высказали, обосновав это отсутствием у людей интереса к поэзии вообще, а к местной тем более. Но я уже поняла, что дело не в интересе, а в том, как его привлечь.