LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Драпировка. Ткань, одежда, складки.
Художественная школа. Урок № 12 «Драпировка. Ткань, одежда, складки.»
Сегодня мы с Вами научимся рисовать драпировки. То есть, складки ткани. Драпировки используются везде – в натюрмортах, при рисовании одежды, в жанровых композициях…
В целом, этапы работы над драпировкой стандартны, мы проходили их много раз:
1.Композиция. Размер и расположение в листе.
2.Построение, уточнение пропорций, конструирование складок.
3.Тональная проработка – свет, тень, полутень и т.д……
4.Уточнение деталей, проверка, «собирание» в одно целое.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
1.Композиция. Помним о том, что изображению не должно быть «тесно» в пространстве листа, но и «портрет одинокого петуха» нам не нужен. В нашей учебной работе мы уместим драпировку целиком, поэтому углы изображения не должны касаться края листа или выходить за него.
2.Построение. Здесь есть несколько важных моментов. Во-первых, нужно определить, висячие складки на драпировке (если она целиком или частично висит, и на скольких точках опоры) или лежачие (если целиком или частично лежит)
Во-вторых, мы все помним, что драпировка находится СВЕРХУ формы, на которой лежит, следовательно, будет обтекать эту форму, полностью или частично.
В-третьих, обязательно учитываем материал драпировки. Шелк дает мягкие блестящие складки, с бликами на свету и отсутствием острых граней. А, например, лен – матовый, поэтому бликов не будет, но складки будут жесткие, не обтекающие форму. Толщина ткани тоже имеет решающее значение.
3.Свет, тени. Сначала определите, где по отношению к драпировке находится источник света. А дальше действуют общие правила – блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс (смотри Урок 5. Форма, штрих, пятно, светотень)
4.Детали и «сборка». Прелесть в рисовании драпировок состоит в том, что никто не сможет проверить, какие именно складки были в оригинале (в отличие от построения кувшина, например). А значит, главное, чтобы это выглядело ДОСТОВЕРНО. То есть, не вызывало сомнений у зрителя. Вообще, достоверность – самый главный критерий в рисовании. Рисуем то общего к частному, от большого – к малому. Уточните детали и обязательно отойдите от листа на достаточное расстояние, чтобы увидеть недостатки. Исправьте их.
ВАЖНО. Когда Вы рисуете, особенно на этапе построения и на заключительном этапе, необходимо себя проверять. Обязательно. Способов проверки существует несколько, вот некоторые:
— Отойти от мольберта на 2-3 метра, чтобы видеть издалека одновременно и постановку и рисунок. Издалека недостатки очень хорошо видны.
— При построении симметричных форм (например, кувшина или портрета) отлично помогает перевернуть лист на 90 градусов или вверх ногами. Огрехи в построении моментально вылезают.
— Можно для проверки посмотреть работу на просвет с изнанки, поднеся к окну.
И еще раз нужно напомнить, КАК правильно организовать процесс.
— Рисуем мы не на столе, а за мольбертом (вместо мольберта можно закрепить лист на доске, поставленной на стул под углом 60-70 градусов)
— От листа сидим на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
— Садимся чуть боком к постановке, чтобы, не поворачивая практически голову, одновременно видеть и постановку и лист. Постановка свела от Вас, если вы правша.
— Расстояние от Вас до постановки должно быть таким, чтобы между Вами можно было поставить еще две таких же постановки.
— Освещение. Классический учебный вариант – направленный свет слева сверху под углом 45 градусов к постановке. Для этого прекрасно подойдет настольная лампа. При этом рисующий должен сидеть так, чтобы его лист был хорошо освещен, желательно, дневным светом. Старайтесь, чтобы тень от руки не мешала Вам работать.
Теперь, учтя все рекомендации, приступим к Домашнему Заданию.
Возьмите кусок ткани. Платок, простынь, тонкий шарф, и т.п…. Повесьте его на стену или вертикальную доску, закрепив двумя кнопками.
Осветите слева сверху настольной лампой. И нарисуйте. Старайтесь почувствовать и изобразить направление и форму складок.
В этом разделе мы собрали все самое интересное, что не вошло в другие категории нашего сайта, чтобы вы могли тренироваться на лучших бесплатных уроках и окунуться в удивительный мир Фотошоп.
Лучшие уроки рисования для начинающих и продвинутых художников подарят вам настоящие моменты удовольствия.
Все уроки выполнены поэтапно, чтобы помочь вам научиться рисовать с полного нуля.
Все очень просто: выбирайте то, что вам действительно по душе и наслаждайтесь рисованием!
УРОКИ
фОТОШОП
Уроки Рисования » Рисуем Разное »
Как рисовать драпировки. Азы
Построение ткани на прямой и криволинейной плоскости.
Я не мастак красиво и витиевато писать, потому сразу прошу прощения за сухость изложения данного материала.
Для того чтобы правильно рисовать драпировки на человеческой фигуре, а это наиболее встречающееся их применение (кроме натюрмортов) надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения.
Здесь мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи образования складок (драпировок).
Бывают еще встречные складки. Это зависит от того в какую сторону направлен излом плоскости ткани.
В данном случае на лежащую ткань будет действовать только сила «сжатия», направление показано синими векторами.
Провисшая ткань.
Красные стрелки показывают как может провиснуть ткань под собственным весом. Эти смещения возникают под действием силы тяжести,которая практически всегда направлена вертикально.
Черный контур показывает границы плоскости ткани, коричневым цветом обозначена возможная форма складок.
Стоит обратить внимание на то, что области провисания возникают всегда там, где вектора напряжения в ткани направлены навстречу друг другу,
В области провисания и минимального натяжения образуются складки (ткань драпируется), в то время как в области максимального натяжения складок не будет.
Стоит обратить внимание на то, что ткань в точках максимального натяжения повторяет форму того предмета, на котором лежит.
Особенно хорошо это видно на гладких драпировках. В точках полного касания (максимального натяжения) ткань облегает предмет, тогда как в углах, местах избытка ткани, собирается в складки, которые или свисают, или ложатся на другую ближайшую плоскость.
При этом верхние складки будут стараться принять форму рельефа нижней складки или поверхности.
Как рисовать складки на одежде
Если только вы не рисуете обнаженных людей, одежда является чрезвычайно важным элементом вашей работы. Прежде чем мы научимся изображать людей во всех подробностях, нужно научиться рисовать одежду. Одежда очень сильно влияет на облик человека. Например, глядя на иллюстрацию Рисунок №1, обратите внимание на то, как внешний вид ног зависит от складок на брюках. Смотрите, сколько складок пришлось нарисовать, чтобы получился убедительный образ.
Разделы урока:
Основные формы
В складках одежды следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, вы сможете убедительно рисовать одежду. Потренируйтесь рисовать цилиндр и конус с пятью элементами светотени. Посмотрите, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.
Если бы мы развернули цилиндр, то получили бы форму, сходную с той, что находим в одежде (рис. сверху). Видите более темную складку слева от приподнятой поверхности? Этот нахлест образуется наложением двух поверхностей и называется резким переходом.
Вы видите, что правый край приподнятой поверхности светлее и глаже? Это называется мягким переходом. Он представляет собой плавный изгиб поверхности. Здесь ткань не образует складку, но плавно разворачивается.
Резкие переходы на картинке сверху очень заметны. Вы видите, как эти формы начинают казаться частью занавеса или плиссированой юбки? Заметьте здесь форму конуса. Теперь вы должны понимать, насколько важны эти две геометрические формы (конус и цилиндр) для изображения одежды.
Пять видов складок
Вид складки №1
Наиболее распространенной складкой является вертикальная. Она возникает, когда ткань свисает с одной точки и сворачивается в коническую форму (!). Посмотрите, как эти полотенца висят на крючках. Вы видите конусы образованные ими? Найдите здесь также пять элементов светотени, которые создают впечатление объема.
Сочетание собственной тени и отраженного света придает этим рисункам реализм. Если ткань имеет узор, как в случае полосатого полотенца, важно размещать этот узор в соответствии со складками. Кроме того, следите за мягкими и резкими переходами на сгибах поверхностей и при их наложении.
Вид складки №2
Вид складки №3
Вид складки №4
Вид складки №5
Взгляните на складки шарфа (Рисунок №10). Хотя это спиральные складки, каждая из них находится внутри другой, образуя составную складку. Посмотрите как складки влияют на восприятие узора шарфа. То же относится и к свитеру (Рисунок №11). Складки рукава (Рисунок №12) начинаются как вертикальные, но на локте превращаются в составную складку.
Комбинация складок
Зачастую, в одном предмете одежды приходится видеть комбинации разных типов складок. Чтобы одежда на вашем рисунке выглядела реальной, вы должны точно идентифицировать все складки. Важно уметь видеть, как свет влияет на формы, помня обо всех пяти элементах светотени. Кроме того, обращайте внимание на узоры на ткани.
Текстура
В этом свитере ребристая поверхность вязки не только порождает линейный узор, она является также рельефной структурой. Ввиду этого каждый ее элемент освещается по-разному. Все, что имеет выпуклый край, собирает на нем свет. Вы видите отраженный свет, благодаря которому рубчик выглядит приподнятым? Более темные, вогнутые, участки растушевываются, что делает все изображение более материальным.
Узоры
Когда речь идет о более замысловатых узорах, например при изображении клетчатой ткани, я рассматриваю каждую клетку в первую очередь как форму, а затем закрашиваю ее в соответствии с тем, насколько темной она выглядит. Если продвигаться вперед неторопливо, задача оказывается не такой уж непосильной. После того как узор нанесен, тени растушевываются. Полосы следуют за изгибами поверхности ткани. Тени добавляются после того, как все полосы нарисованы.
Есть еще уроки в разделе Рисования:
Последовательность в живописи маслом. Как рисовать масляными красками? Часть 2.
6). Основная прописка форм и объёмов.
По просохшему слою краски, который задал основные отношения в холсте, начинаем рисовать маслом поэтапно каждый из элементов картины. На этой стадии тщательно прорисовываем объём предметов в свету и полутенях. Чем светлее предметы, тем более укрывисто кладём краску с белилами.
Именно на этой стадии лучше класть мазки краски по форме, вне зависимости от того, какие кисти вы используете. Можно прописывать предметы и объекты плоской квадратной щетинной кистью, тогда мазки будут ложиться на холст в виде цветных пастозных квадратиков, или накладывать мазки круглой кистью в виде полумесяцев на нужные участки.
Здесь можно и нужно использовать полулессировочные и укрывистые краски, активно применять белила (но сохраняя уже решённые на первых этапах прозрачные тени и некоторые полутени). Смысл послойного рисования маслом именно в том, чтобы, во-первых, тщательно соблюсти технологию масляной живописи (что сказывается на качестве живописи и её долговечности). А во-вторых, послойная живопись маслом позволяет одновременно сохранять уже созданные участки картины и уточнять и дорабатывать те, что пока не прорисованы в полной мере.
Ни в коем случае не следует переписывать заново одни и те же места только для того, чтобы правильно построить ход работы над картиной. Если времени на занятия живописью не много, а опыт, темперамент художника и задачи в живописи позволяют, можно писать маслом а-ля Прима, то есть сразу, за один сеанс, не учитывая классическую последовательность. Но такой этюдный характер живописи больше подходит для пленэра и сохранность таких работ маслом в неизменном, первоначальном виде никто не сможет гарантировать, а все изменения, происходящие с картиной во времени будут, к сожалению, необратимы.
8). Прописка деталей.
Конечно, масляные краски требуют особого внимания художника, понимания и беспрекословного подчинения технологическим основам и специфических знаний. Когда мы пишем маслом, важно не только вдохновение и соответствие идее, но и вполне логическое обоснование и расчёт своих действий. Все техники живописи маслом подчинены этой идее, приёмы живописи маслом применяются последовательно, соответственно этапу создания картины. Именно эта последовательность и особенности рисования маслом, которые я описала выше, делают классическую живопись такой интересной, богатой по способу и манере рисования и ценной. Думаю, что рисовать маслом, понимая его специфику и следуя поэтапному описанию будет легче, удобнее, результативнее и интереснее.
Пусть ваши картины маслом рождаются легко и хранятся долго!
Творческих успехов!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
sabelskaya
Творческий поиск
Рисуем складки одежды
Рисунок слева:
1. Здесь ткань плавно изгибается. Это называется мягким переходом (1).
2. Здесь ткань образует складку. Это называется резким переходом (2).
Рисунок справа:
1. Мягкие переходы.
2. Резким переходы.
Если бы мы развернули цилиндр, то получили бы форму, сходную с той, что находим в одежде (рис. сверху слева).Видите более темную складку слева от приподнятой поверхности? Этот нахлест образуется наложением двух поверхностей и называетсярезким переходом.
Вы видите, что правый край приподнятой поверхности светлее и глаже? Это называется мягким переходом. Он представляет собой плавный изгиб поверхности. Здесь ткань не образует складку, но плавно разворачивается.
Резкие переходы на картинке сверху справа очень заметны. Вы видите, как эти формы начинают казаться частью занавеса или плиссированой юбки? Заметьте здесь форму конуса. Теперь вы должны понимать, насколько важны эти две геометрические формы (конус и цилиндр) для изображения одежды.
2. Пять видов складок.
Давайте исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Без достаточной практики и понимания того, как эти складки влияют на вид одежды, рисунок не будет выглядеть убедительным. Как я уже говорила, именно одежда более всего влияет на внешний вид человека.
Наиболее распространенной складкой является вертикальная. Она возникает, когда ткань свисает с одной точки и сворачивается в коническую форму (!). Посмотрите, как эти полотенца висят на крючках. Вы видите конусы образованные ими? Найдите здесь также пять элементов светотени, которые создают впечатление объема. Сочетание собственной тени и отраженного света придает этим рисункам реализм.
Если ткань имеет узор, как в случае полосатого полотенца, важно размещать этот узор в соответствии со складками. Кроме того, следите за мягкими и резкими переходами на сгибах поверхностей и при их наложении.