Игра «Скажи наоборот»: антонимы для детей
В «Скажи наоборот» («Подбери антонимы») можно играть с ребенком дома или на прогулке. Эта игра отлично подойдет для группы детского сада.
Дидактическая игра с антонимами помогает развитию пространственного мышления у ребенка, обогащает лексику и учит ребенка думать, рассуждать, анализировать.
ЦЕЛЬ: игра «Скажи наоборот» направлена на развитие мышления, речи ребенка, памяти, логики и интеллекта.
ПРАВИЛА: играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением. Бросьте мяч ребенку и скажите: «Тепло!». Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Холодно!». Вновь бросьте мяч и скажите: «Высокий!», ребенок ответит «Низкий!» и т. д.
Можно играть и без мяча или изменить правила по-своему. Уверены, что антонимы из этого списка пригодятся вам не только для этой игры, но и для других полезных развлечений!
Мы игру в антонимы называем «Упрямый ослик». Очень хорошая игра для пополнения словарного запаса.
Вы называете слово, а ребенок называет антоним.
Запрещайте ребенку пользоваться частицей «не».
Попутно объясняйте ребенку, что означают эти понятия.
Нам очень нравится. Для ребенка постарше можно брать более сложные антонимы и будет тоже интересно. Мы же пока (3г.) играем только с простыми антонимами.
Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением
Юлия Поплова
Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением
Упражнение «Что лишнее?».
Цель: учить детей выбирать слова антонимы из цепочки слов.
Воспитатель называет цепочку из трех слов, а дети выбирают слова противоположные.
Черный, синий, белый.
Добро, нежность, зло.
Бедный, денежный, богатый.
Быстро, медленно, тихо
Сладкий, горький, кислый.
Грусть, печаль, радость
Глупый, веселый, умный.
Сильный, храбрый, слабый.
Правда, ложь, вранье.
Упражнение «Вредный щенок».
Упражнение «Измени предложение».
Воспитатель: ребята, внимательно послушайте предложения и замените действие на противоположное, причем «маленькое слово к» нужно заменить словом от.
(При трудностях построения предложений воспитатель уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.)
Правило: маленькое слово к появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.
Затем воспитатель читает предложения,а дети их изменяют:
Алексей подошел к тренеру. Плот подплыл к берегу. Зайчик подпрыгнул к капусте. Ящерица подползла к мосту. Грузовая машина подъехала к магазину. Футбольный мячик подкатился к вратарю. Голубь подлетел к крыше дома. Ирина подбежала к санкам.
Упражнение «Наоборот» (игра с мячом).
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.
1) Польза, враг, закат, мир, суша, дети, быль, горе, загадка
2) Сухой, редкий, древний, далёкий, твердый, холодный, веселый, больной.
3) Высоко, сладко, бледно, богато, быстро, скучно, глухо, грубо, мелко.
Упражнение «Сравни наоборот».
Цель: уточнить понимание детьми значений противоположных слов, упражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.
Воспитатель: сравни камень и песок. Что чего тверже? Что чего мягче?
Ребенок: Камень тверже, чем песок. Песок мягче, чем камень.
Далее дети сравнивают следующие пары:
Заяц и кошка. У кого уши длиннее? У кого уши короче?
Слон и обезьяна. Кто сильнее? Кто слабее?
Змея и ящерица. Кто длиннее? Кто короче?
Упражнение «Волшебство».
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу, учить соотносить ситуации и подбирать к ним картинки.
Материал:два набора картинок разных по содержанию: заколдованные (рваные штаны, грязные тетради, разбросанные игрушки, Вова сломал машину, грязные руки, бабушка больна) и расколдованные (Зашитые штаны, чистые тетради, собранные игрушки, Вова починил машинку, вымытые руки, бабушка здорова).
Упражнение «Продолжи за мной».
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, в составлении предложений с ними, расширять активный словарь детей.
Мальчишки бывают сильные и слабые. Яблоки растут кислые и сладкие. Дождик идет теплый и холодный. Машины бывают большие и маленькие. Звуки бывают глухие и звонкие. Песни поют грустные и веселые. Листья на деревьях висят мокрые и сухие. Герои в сказках бывают добрые и злые.
Упражнение «Самый внимательный?»
Цель: учить детей слышать и выделять на слух слова антонимы, активизировать их употребление в речи, обогащать словарь детей.
• Подальше положишь, поближе возьмешь.
• Нет худа без добра.
• Умей взять, умей и отдать!
• Глупый осудит, а умный рассудит.
• Умная ложь лучше глупой правды.
После выявления двух противоположных слов, целесообразно провести работу над пониманием смысла слов.
Дидактические игры на образование грамматических форм слов Дидактические игры на образование грамматических форм слов. Имя существительное. Словоизменение 1. «Один – много» (Образование именительного.
Дидактические игры, направленные на развитие словаря Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию дидактические игры своими руками!Я работаю в логопедической группе, где очень важно развивать.
Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников. Чтобы научить ребёнка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та другая функции выполняются одними и теми же органами.
Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку: •общаться со сверстниками.
Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния. Фотография Возраст участников: 3-х лет. Задачи: Познакомить.
Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.
Игры-упражнения ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ. (средняя группа) «МАШИНЫ» Цель: развитие общих речевых навыков, координации речи с движением. На улице нашей Машины,.
Подвижные игры, направленные на формирование ЗОЖ Авторские подвижные игры на формирование ЗОЖ Игра «Иммунитет» Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет».
Конспект образовательной деятельности «Знакомство со значением слов далеко-близко» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности Познавательное развитие – РЭМП (10.01.2017) Тема: Знакомство со значением слов далеко-близко региональный.
Упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков на тему «Созвездие» (Старшая группа) Эти упражнения способствуют формированию сотрудничества, дают возможность детям осуществить перенос возникших отношений за пределы упражнений.
Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»
Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».
Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы, закреплять употребление дательного падежа в речи.
Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника, большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким сантиметром (для швеи); предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».
Ход занятия:
— Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.
Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.
3. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.
У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство,то сказал:
«- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».
— Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).
— Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,
бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик на твёрдом табурете).
— Кто лечит людей? (врач)
— Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.
— Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают друг напротив друга парами).
(раздаю парные предметы каждому ребёнку)
— Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? (нет, они разные)
— Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя?», не забудьте правильно называть каждый предмет.
— А у меня Алёна маленький мяч.
(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)
5. Игра «Кому, что необходимо для работы?».
(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)
— Человеку, какой профессии нужны эти предметы?
(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)
(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)
На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.
(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке).
6.-Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.
— А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».
— Жили – были два брата, Тимофей и Олег.
-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).
— Олег ни чего не боится, какой он? (смелый).
— А, Тимофей? (трусливый).
— Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).
Олег собрал первый и говорит:
Тимофей спрашивает у Олега:
— Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).
-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.
— Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.
(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки).
Все дети выходят из – за парт встают к зрителям лицом, подводим итог занятия.
— О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).
— А ещё мы их называем слова – неприятели.
— Что же это за слова – неприятели?
(дети читают стихотворения)
Неприятели – слова,
Кто придумал их друзья?
Знаем мы их с малых лет,
Лучше их на свете нет.
Слова – противоположности
Они ведь не зазнайки,
Они всего лишь наши
Всегда будь смелым,
И никогда не плачь,
И вот тогда увидишь
Вокруг тебя все люди собрались.
В жизни мы часто встречаем добро,
Иногда, встречаем и зло,
Если ты сеешь добро,
Значит, тебе повезло!
Игра по развитию речи «Красная Шапочка и Серый Волк» Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию игру по развитию речи. Очень надеюсь. что она вам понравится. Задачи Образовательные задачи. :.
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря антонимов
Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря антонимов
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
«Послушай слова и подбери слово-«неприятель»»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Материалом являются слова:
1.Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,
2.Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый.
3.Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.
• Расширять словарь детей
• упражнять в подборе антонимов.
• развивать логическое и творческое мышление.
• мелкую мускулатуру рук.
• игровое поле с координатными лучами и симметрично расположенными на них декоративными гвоздиками и кармашками для картинок по типу игры «Геоконт»;
• Наборы предметных картинок по лексическим темам “Дикие животные», «Домашние животные», «Грибы» и др. ;
Ход игры.
Воспитатель выставляет любую карточку, а ребенок подбирает наиболее «непохожую».Например: лук горький – торт сладкий и т. д.
Цель: учить детей подбирать антонимы к прилагательным.
Материал:предметные картинки с изображениями двух различных предметов: сахар и лимон, большой и маленький мяч, белая и черная собака, кресло и стул, многоэтажный дом и маленький домик, широкое и узкое полотенце, толстая и тонкая книга, длинная и короткая лента.
Ход игры: Ребенку поочередно предъявлялись картинки и предлагалось подобрать слова-прилагательные противоположные по значению (антонимы). Взрослый начинает предложение, а ребенку нужно его закончить.
Инструкция: «Посмотри, это собака белая, а это черная.А теперь ты скажи: сахар сладкий, а лимон… какой?» Аналогично с другими картинками (кресло мягкое, а стул (твердый, жесткий); этот мяч большой, а этот мяч (маленький); этот дом высокий, а этот (низкий); эта лента короткая, а эта (длинная); это полотенце широкое, а это (узкое); эта книга толстая, а эта (тонкая).
Игра «Я начну, а ты закончи»
Цель: актуализация в речи детей слов-антонимов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть. «Я начну говорить предложение, а ты его закончи. Нужно подобрать слово-наоборот».
Куст низкий, а дерево (высокое). Уголь черный, а мел (белый). Малина сладкая, а калина (кислая). Лед холодный, а печка … (горячая).Слон большой, а комар. (маленький). Золушка добрая, а мачеха. (злая). Сахар сладкий, а горчица. (горькая). Дедушка старый, а внук. (молодой). Сажа черная, а снег. (белый). Молоко жидкое, а сметана. (густая). Камень тяжелый, а пушинка. (легкая). Дерево высокое, а трава. (низкая). Суп горячий, а компот. (холодный). Лев смелый, а заяц. (трусливый). Река широкая, а ручеек. (узкий).
Цель: актуализировать словарь антонимов.
Ход игры:
Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».
Высокий, большой, низкий.
Длинный, большой, короткий.
Радость, смех, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
Цель: развивать и обогащать словарь антонимов
Ход игры:Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков» Дидактическая игра «Рамка с застежками» На рамку от фотографий натянуты две планочки, на одну пришиты пуговицы, на второй сделаны разного.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Огар Ксения Григорьевна Дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.
Игры для развития связанной речи и активизации словаря «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.
Консультация для родителей «Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР» Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР. В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают.
Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.
Опыт работы «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных» ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ. Тема опыта: «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря.
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
Прилагательные-антонимы
Глаголы-антонимы
Наречия-антонимы
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
2. пространственные
3. качественные
4. количественные
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Недосол на столе, пересол на спине.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры