Содержание статьи:
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
Что делать? Что сделать?
Что (с)делает? Что (с)делают?
Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Пишем правильно: «напишешь» или «напишишь»
Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «сделаешь записи». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «напишешь» или «напишишь»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем именно гласную «е» в окончании слова?
Важно знать, что слово «напишешь» является формой второго лица единственного числа глагола «написать».
А спряжение самого глагола будем определять по инфинитиву.
Что сделать? – написать (1-е спряжение).
Как мы поняли, что глагол относится к первому спряжению? Да очень просто.
Глаголы первого спряжения имеют инфинитив с окончаниями «-ать(-ять)», «-еть», «-уть», «-оть», «-ть».
А наш глагол «написать» оканчивается на «-ать», значит слово будет относится к первому спряжению.
В данном случае действует правило русского языка: в глаголах 1-го спряжения пишутся личные окончания «у-ю», «ет», «ем», «ешь», «ете», «ут-ют».
Именно поэтому мы и напишем гласную «е» в глаголе «напишешь».
«Съешь» Или «Сьешь»: Как Пишется Слово?
«Съешь» или «сьешь»: как пишется слово?
Найдено определений: съесть
СЪЕ́СТЬ – глаг., св., употр. сравн. часто
Морфология: я съе́м, ты съе́шь, он/она/оно съе́ст, мы съеди́м, вы съеди́те, они съедя́тсъе́шьсъе́шьтесъе́лсъе́ласъе́лосъе́лисъе́вшийсъе́денныйсъе́в
толковый словарь ушакова
СЪЕСТЬ, съем, съешь, съест, съедим, съедите, съедят, повел. съешь, прош. вр. съел, совер.
1. совер. к есть в 1 знач. «Ватрушку съем со стол большой.» Некрасов. «Хоть бифштекс какой-нибудь съесть и супцу похлебать.» Лейкин.
2. (несовер. съедать) перен., кого-что. Лишить покоя, замучить придирками, ворчаньем, бранью (прост.). Теща совсем съела его.
|| Погубить, уничтожить, устранить (прост. фам.). Он съел своего конкурента.
3. (несовер. съедать) перен., кого-что. Получив (какое-нибудь оскорбление, оскорбительное название), оставить без ответа (прост. фам.). Съесть дурака.
|| употр. в некоторых выражениях для обозначения неудачи, которую терпит кто-нибудь (прост. фам.). «Пыталась ворваться в головлевское капище, да шиш съела.» Салтыков-Щедрин. «Хочешь в гусарские юнкера перейти, так вот не перейдешь, гриб съешь.» Достоевский.
4. (несовер. съедать) что. Стереть, сточить (обл., спец.). «Из-за отвисшей губы виден был прикушенный на сторону черноватый язык и желтые остатки съеденных нижних зубов.» Л.Толстой.
• Собаку съесть – см. собака.
толковый словарь ожегова
1. (нсв. также есть). что и чего. Принять какую-л. пищу, уничтожить, поедая. С. яблоко. С. кусок пирога. С. щей. // Израсходовать на еду (какое-л. количество съестного). Сколько может с. человек за год? Скот съел всё сено уже в феврале.
2. что. Полностью поглотить, потребовав каких-л. расходов. Постройка дачи съела все их накопления. Сколько народных средств съела реализация бесполезных проектов!
3. кого-что. Разг. Погубить, не дать существовать, действовать. Не дали ему здесь работать, съели завистники. С. полезное начинание. С. конкурента.
4. что. (нсв. также есть). Испортить, повредить, истачивая, протачивая, грызя (о насекомых). Сукно съедено молью. // (кого). Разг. Заесть, искусать (о насекомых). Комары совсем съели.
5. что. (нсв. также есть). Причинить повреждение чему-л. (о едких, ядовитых веществах, ржавчине и т.п.). Ржавчина съела что-л. Кислота съела окалину.
6. (кого). (нсв. также есть). Разг. Измучить, извести придирками, попрёками, бранью. Съест он меня, если узнает про это. Мачеха съела её совсем. // Лишить покоя (о сильном чувстве). Зависть съела. Ревность съела. Тоска съела – места не нахожу.
7. (что). Разг. Выслушать, безропотно снести что-л. обидное, оскорбительное. Неужели ты безответно съешь такое оскорбление? Я его так обругал, а он ничего – съел.
8. что. Разг. Стереть, сточить (зубы). У старика были жёлтые, наполовину съеденные зубы.
◊ Зубы съесть на чём (см. Зуб). Собаку съесть в чём, на чём (см. Соба́ка).
1. (несов. также есть ) (что и чего).
Принять какую-л. пищу, уничтожить, поедая.
Съесть яблоко. Съесть кусок пирога. Съесть щей.
[Коровы и козы] съели только смородинные кусты да принялись обдирать десятую липу. И. Гончаров, Обломов.
Волки съели без остатка двух собак. Гл. Успенский, Деловые люди.
Израсходовать на еду.
Лошадь у них пала, хлеб весь они съели еще в начале февраля. М. Горький, Мальва.
|| (несов. только съедать) перен.
Полностью поглотить, потребовав каких-л. расходов.
Все капиталы съела мельница, дававшая в последние годы дефицит около тридцати тысяч рублей. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
[Клещ:] Думаю… чего делать буду? Инструмента – нет… всё – похороны съели! М. Горький, На дне.
|| (несов. только съедать) перен. разг.
Погубить, не дать существовать, действовать.
Новый театр, стремившийся действительно стать новым, был для конторы, как бельмо на глазу. Театр надо было съесть, – и его съели. Щепкина-Куперник, Театр в моей жизни.
Ходили неясные толки о том, кто кого свалит – Фотий ли министра Голицына, Голицын ли Фотия, или Аракчеев съест их обоих. Тынянов, Кюхля.
2. (несов. также есть ).
Испортить, повредить, грызя или протачивая (о насекомых, грызунах); изъесть.
Сукно съедено молью.
Заесть, искусать (о насекомых).
3. (несов. также есть ).
Причинить повреждения чему-л. (о редких, ядовитых веществах, ржавчине и т. п.).
Края ее [каски] ржавчина съела, Осколком проломлено дно. Грибачев, Каска.
4. (несов. также есть ) перен. разг.
Извести придирками, попреками, бранью.
– Нет, девки, приберу вас к рукам… Что выдумали! За околицу. Да отец-то съест меня, как узнает, что я за околицу вас ночью пустила. Мельников-Печерский, В лесах.
Замучить, лишить покоя (о каком-л. сильном чувстве).
Зависть съела. Ревность съела.
– Тоска меня — съела. Не знаю, как быть… места не нахожу. Гладков, Повесть о детстве.
5. также без доп. прост.
Выслушать, безропотно снести что-л. обидное, оскорбительное.
[Мозгляков] влюбился, сделал предложение, съел еще раз отказ. Достоевский, Дядюшкин сон.
– Меня начальник станции два раза по морде съездил, – проговорил он —, – ничего – съел. Серафимович, Под уклон.
Стереть, сточить (зубы).
– Пища наша хорошая. Первая перемена хлеб с квасом, а другая – квас с хлебом, – сказала старуха, оскаливая свои съеденные до половины зубы. Л. Толстой, Воскресение.
словарь русского арго
СЪЕСТЬ, съем, съешь; сов., что и без доп.
Безропотно проглотить обиду.
Съел увольнение как яичницу.
съесть, съем, съешь, съест, съеди́м, съеди́те, съедя́т; прош. вр. съел, съе́ла
съе́сть, съе́м, съеди́м, съе́шь, съеди́те, съе́ст, съедя́т, съе́л, съе́ла, съе́ло, съе́ли, съе́шьте, съе́вший, съе́вшая, съе́вшее, съе́вшие, съе́вшего, съе́вшей, съе́вших, съе́вшему, съе́вшим, съе́вшую, съе́вшею, съе́вшими, съе́вшем, съе́денный, съе́денная, съе́денное, съе́денные, съе́денного, съе́денной, съе́денных, съе́денному, съе́денным, съе́денную, съе́денною, съе́денными, съе́денном, съе́ден, съе́дена, съе́дено, съе́дены
1. скушать (вежл. и шутл.); сжевать (разг.); слопать, полопать, стрескать, смолоть (прост.); сожрать, рубануть (груб.-прост.)
/ с аппетитом: поглотить, проглотить, уплести (за обе щеки) (разг.); усидеть, умять, убрать, уписать, подчистить, подмести (прост.)
/ жидкую пишу: выхлебать, схлебать (прост.)
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Буква Ь после шипящих
Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:
в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).
Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.
Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)
Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Можешь – как правильно пишется слово, с «е» или «и», с мягким знаком или без него – разбираемся во всех тонкостях
Пишем только так: «можешь». С «е» и с мягким знаком на конце.
Глагол «можешь» мы всегда пишем с «ь» и с буквой «е» после «ж». Мягкий знак необходим, потому что глагол употреблен в форме второго лица единственного числа, а «е» пишется, потому что глагол первого спряжения.
Давайте разбираться в правописании этого слова более детально. И учиться объяснять его написание в школе.
Почему «можешь» пишется с «ь»
Итак, причина в том, что глагол во втором лице единственном числе.
Как понять, что лицо второе? Вот смотрите, первое лицо – это Я. Второе – тот, с кем я говорю, то есть Ты. Третье – постороннее лицо, которое в нашем разговоре вообще не участвует – Он.
К слову «можешь» легко подставляется местоимение «ты». «Ты можешь». Вывод – глагол во втором лице.
Ну а то, что число единственное, и так понятно. Во множественном была бы форма «могут».
Как объяснять мягкий знак на уроке
Когда вы делаете домашнее задание или работаете у доски, надо сделать со словом «можешь» следующие махинации.
Во-первых, надо подчеркнуть мягкий знак одной чертой. Одна черта показывает, что написание этой буквы вызывает у вас сомнения, вы колеблетесь.
Во-вторых, надо выделить ту морфему, то есть часть слова, где находится сомнительная буква. В нашем случае это окончание «-ешь». Если учитель спросит, почему окончание именно такое, просто измените слово: можешь – могут. Буквы «г» и «ж» чередуются, на них внимание не обращаем. А все, что после «г» и «ж», меняется. Следовательно, это окончание.
В-третьих, надо дать объяснение. Напишите рядом со словом в скобках следующее: «(2 л. е. ч.)» – второе лицо, единственное число. Этого достаточно.
Почему в слове «можешь» пишется «е»
Разбираемся теперь со второй орфограммой. Мы пишем «е», потому что глагол «можешь» относится ко второму спряжению. Учительница может вас попросить доказать, что спряжение второе, и вот тут надо не спасовать.
Объяснение будет таким:
Как объяснять букву «е» на уроке
Вслух на уроке вы должны проговорить то, что я написал выше. А в тетради и у доски оформить объяснение следующим образом:
Что еще почитать и посмотреть
В каждой своей статье по орфографии я рекомендую к просмотру свой ролик про орфограмму. В нем я объясняю и показываю, как правильно работать с орфограммами на уроке. Посмотрите, ролик небольшой.
Еще рекомендую вам к прочтению несколько моих статей по русскому:
Заключение
Мы разобрали правописание слова «можешь». Все ли вам понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить на уроке обе орфограммы, которые в нем встречаются?
Если остались какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Я стараюсь отвечать в течение суток.