Образцы документов для повышения зарплаты с 2022 года
Зарплата работника, который полностью отработал рабочее время и выполнил месячную норму труда, не может быть ниже МРОТ. С 1 января 2022 года это 13 890 рублей.
Многие компании устанавливают работникам оклад, равный МРОТ, и вводят систему мотивации, состоящую из премий, доплат, надбавок и т. п. Если базовые оклады работников приравнены к МРОТ, то с 1 января 2022 года их нужно повысить до нового МРОТ.
Есть два варианта повысить зарплату до МРОТ.
Первый вариант: повышение оклада
В этом случае издайте приказ о повышении зарплаты, приказ о внесении изменений в штатное расписание и подпишите с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Приказ о повышении заработной платы
Образец формулировки приказа о повышении заработной платы:
1. Установить с 1 января 2022 года месячный оклад в размере 13 890 рублей по следующим должностям:
2. Главному бухгалтеру ФАМИЛИЯ И.О. в срок до «___»________ 2022 года подготовить и представить на утверждение новую редакцию штатного расписания.
3. Руководителю отдела кадров ФАМИЛИЯ И.О. в срок до «___»________ 2022 года подготовить проекты допсоглашений к трудовым договорам с работниками, заработная плата которых подлежит изменению.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Дополнительное соглашение к трудовому договору
Образец формулировки дополнительного соглашения к трудовому договору:
Общество с ограниченной ответственностью «НАЗВАНИЕ» (ООО «НАЗВАНИЕ»),, именуемое в дальнейшем Работодатель, в лице директора ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО, действующего на основании устава и трудового договора от ХХ.ХХ.20ХХ № ______,
с одной стороны, и ДОЛЖНОСТЬ ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО, именуемый в дальнейшем Работник, с другой стороны, составили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Изложить пункт 4.1 трудового договора от «___»________20__ № ____в новой редакции:
«Работнику устанавливается должностной оклад в размере 13 890 (двенадцать тысяч семьсот девяносто два) рубля».
2. Настоящее изменение вступает в силу с 1 января 2022 года. Остальные условия трудового договора от «___»____________20__ № ____не изменяются.
Приказ о внесении изменений в штатное расписание
Образец формулировки приказа о внесении изменений в штатное расписание:
В связи с увеличением минимального размера оплаты труда на федеральном уровне (МРОТ) на основании статей 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ
Второй вариант: доплата до МРОТ
В этом случае внесите в положение об оплате труда норму о доплате до МРОТ. И подготовьте дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками.
Образец формулировки доплаты до МРОТ в Положении об оплате труда:
9. Индексация заработной платы до МРОТ
9.1. Оклад работников индексируется в связи с ростом официально установленного минимального размера платы труда (МРОТ).
9.2. При каждом изменении МРОТ проводится увеличение окладов работников до значения МРОТ, установленного законодательством.
9.3. Оклад с учетом индексации выплачивается работникам начиная с даты, когда вступило в силу новое значение МРОТ.
Приказ об установлении доплаты до МРОТ
Образец формулировки приказа об установлении доплаты до МРОТ:
В целях выполнения требований по ст. 133 ТК РФ и повышении МРОТ до 13 890 руб.
Назначить доплату до МРОТ за январь 2022 года исходя из МРОТ следующим работникам:
Больше информации для бухгалтера смотрите в бераторе:
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как просить о повышении зарплаты
«Сами предложат и сами всё дадут» — забудьте эту знаменитую фразу, если речь о карьере и тем более о зарплате. Сразу предупреждаем: разговор с руководителем будет непростым. Но мы подскажем, какие аргументы помогут — даже в нынешние, «коронакризисные», времена.
Как сотруднику понять, что просить уже можно
Главное правило: не просите о прибавке, когда компания испытывает очевидные финансовые трудности. Если вам выплачивают зарплату с задержкой и работодатель буквально на днях сократил несколько человек из вашего отдела, то момент выбран неудачно. Во-первых, вы услышите в ответ железобетонное «нет». Во-вторых, попадете в «черный» список неблагонадежных (потому что нелояльных) сотрудников — и, возможно, станете следующим кандидатом на выбывание.
С другой стороны, пусть вас не смущает текущая экономическая ситуация. Тревожные сводки о «коронакризисе», а с ним — о банкротствах, урезании расходов, сокращениях, увольнениях звучат повсюду, но это не значит, что проблемы касаются и вашей компании. Многие отрасли, такие как IT, онлайн-образование, медицина, консалтинг, онлайн-развлечения, онлайн-торговля, сервисы доставки, по-прежнему процветают, набирают новых сотрудников, строят стратегические планы по захвату рынков.
Формальным сроком, после которого «технически» можно просить о повышении зарплаты, согласованной на собеседовании, считается год. Но бывает, что уже на испытательном сроке сотрудник проявляет себя так ярко, что получает шанс или право заговорить о прибавке.
Сейчас время экономии, поэтому без оснований автоматического повышения зарплаты ждать не стоит. Вескими причинами будут следующие:
Какую прибавку в зарплате просить разумно
Нет смысла заводить разговор о повышении зарплаты, не понимая, сколько вы хотите получать, ведь рано или поздно вопрос об этом прозвучит. Если будете колебаться, проявите неуверенность, то и в ответ получите «я подумаю».
В рамках той компании, где вы уже трудитесь, рассчитывать на большую прибавку было бы слишком оптимистично.
Разовая прибавка к окладной части может составить 10–20% в зависимости от убедительности ваших аргументов и регламентов, принятых в компании. Измениться может не оклад, а система бонусного вознаграждения, особенно если вы участвуете в продажах и работе с клиентами. Это также зависит от принятых в компании норм, но договориться о такой прибавке обычно бывает проще, поскольку она напрямую зависит от ваших результатов и прибыли компании, риск для работодателя в этом варианте меньше.
Проанализируйте рынок и собственную ценность. Разберитесь, сколько стоит специалист вашего уровня, опираясь на свою зону ответственности, должностные обязанности, квалификацию и опыт. Вы также должны хотя бы примерно представлять, как идут дела у компании, каков фонд оплаты труда на ваш отдел.
Что самое страшное может случиться после разговора о повышении зарплаты? Вам не поднимут зарплату. Что ж, многие это проходили — и справились. Но у пессимистичного исхода есть полезные побочные эффекты:
Как не надо просить о прибавке
Перечислим основные ошибки, которые совершают сотрудники, желающие поговорить с руководителем о повышении зарплаты.
Если вдруг в процессе подготовки к разговору о повышении зарплаты вы обнаружите, что ваши компетенции устарели, а зарплата для рынка и так выглядит неплохо, не удивляйтесь: такое случается довольно часто. Для вас же это знак, что нужно срочно «прокачиваться», осваивать новые технологии и актуализировать навыки. И нужно сделать это до разговора о повышении зарплаты. Вы ведь точно не хотите, чтобы руководитель первым выяснил, что на вашу текущую зарплату он может нанять более квалифицированного профессионала.
Наталья Хозицкая, консультант по выбору профессии и планированию карьеры
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Оформляем повышение заработной платы
Р уководство компании нередко «озадачивает» отдел кадров разнообразными срочными заданиями, которые приводят к увеличению документооборота. Например, требуют провести повышение размера заработной платы. А его кадровики обычно недолюбливают из-за того, что приходится составлять много «бумажек». К тому же, проводя эту операцию, учесть необходимо не только порядок составления и оформления всех документов, но и другие немаловажные детали, о которых пойдет речь в статье. Рассмотрим подробнее вопросы, которые возникают в случае, если начальство предписало повысить оклады.
Для начала разберемся со способами повышения заработной платы. Составляющие последней указаны в ст. 129 ТК РФ. Исходя из этого делаем вывод, что увеличение заработной платы возможно, во-первых, путем повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), а также базового оклада (базового должностного оклада) и базовой ставки заработной платы (ч. 3–5 ст. 129 ТК РФ).
Во-вторых, может потребоваться установление или увеличение компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных компенсационных выплат, ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
В-третьих, работодатель может установить или повысить размеры ранее установленных стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат, ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
Наиболее трудозатратным в плане документооборота является первый способ повышения оплаты труда. Но и здесь возможны варианты, которые зависят от того, коснется ли увеличение окладов всех сотрудников либо только их части (отдела или лишь одного-двух работников).
Повышаем зарплату всем работникам
Вариант, когда заработная плата меняется у всех работников организации на равное количественное выражение (в процентах), возможен, например, в случае повышения окладов по причине индексации.
Напомним, что ст. 134 ТК РФ обязывает работодателей ежегодно осуществлять индексацию заработной платы, которая представляет собой повышение реального содержания зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как видите, ТК РФ предписывает работодателям закрепить порядок индексации заработной платы в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, например, Положении об оплате труда, премировании и пр.
Периодичность индексации и ее размер законом не установлены. Чаще всего работодатель проводит ее ежегодно, однако он может избрать полугодовую, ежеквартальную или ежегодную частоту. Дату проведения организация выбирает также самостоятельно. Это может быть начало календарного года, окончание финансового года, когда подведены итоги по предприятию, или любая другая удобная дата или даты.
Наиболее часто происходит увеличение тарифных ставок или должностных окладов на определенный коэффициент. Если же говорить об установлении конкретного размера коэффициента повышения, то он может определяться в зависимости от различных факторов, таких, как индекс потребительских цен, размер инфляции, рост прожиточного минимума трудоспособного населения и пр.
Кстати, здесь следует иметь в виду: если компания подпадает под действие отраслевого соглашения и в письменном виде не отказалась от присоединения, то при установлении порядка и размера индексации ей следует учитывать его нормы (ст. 48 ТК РФ).
Образец формулировок об индексации в Положении об оплате труда см. в Примере 1.
На практике сложилась следующая ситуация: из-за того что порядок индексации законодательством не установлен, а положения ст. 134 ТК РФ расплывчаты, многие работодатели не осуществляют ее совсем или осуществляют нерегулярно. Вместе с тем позиция и проверяющих органов, и судов однозначна: работодатель обязан проводить индексацию (см., например, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.04.2010 № 1073-6-1 и определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О).
Конституционный Суд РФ в определении от 17.06.2010 № 913-О-О рассмотрел жалобу ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», оспаривающую конституционность ст. 134 ТК РФ. По словам заявителя, формулировка указанной нормы является неопределенной, из-за чего по-разному понимается в правоприменительной практике: либо как обязывающая работодателей, не финансируемых из государственного бюджета, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, либо как предоставляющая им подобное право, но не обязывающая осуществлять такое регулирование.
КС РФ, изучив материалы заявителя, не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению, отметив, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от форм собственности и пр.
Я столкнулась с любопытной практикой, касающейся ответственности за непроведение индексации заработной платы в организации. Если компания не осуществляет индексацию и в документах организации не предусмотрен ее порядок, проверяющие привлекают ее к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Так, организацию штрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб. или приостанавливают ее деятельность на срок до 90 суток, а руководителя компании (или другое ответственное должностное лицо) штрафуют на сумму от 1000 до 5000 руб. либо дисквалифицируют, если ранее он уже был наказан за подобное нарушение.
Другое дело, если порядок индексации прописан в локальном нормативном акте, но заработная плата не повышалась. В этом случае, помимо указанной ответственности, руководитель организации штрафуется на 3000–5000 руб. по ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ. Но самое важное, что организации выдается предписание доплатить работникам невыплаченную сумму, которая им полагалась бы в результате проведения индексации. В некоторых случаях инспекторы ГИТ требуют уплатить еще и процент за каждый день просрочки в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Пример 1. Выдержка из Положения об оплате труда
Если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен порядок проведения индексации, а руководство решило ее провести, то следует либо внести соответствующие дополнения в действующие в организации нормы, либо принять отдельные акты (например, Положение об индексации). В любом случае ссылку на новые нормы или документ, регламентирующий правила индексации зарплаты, необходимо включить в дополнительное соглашение к трудовому договору (Пример 2).
Пример 2. Образец дополнительного соглашения к трудовому договору с условием об индексации заработной платы
Как правильно просить о повышении зарплаты — советы и кейсы
Директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia
Этот вопрос волнует многих специалистов, но не все умеют грамотно разрешать ситуацию. Вероника Ноговицина, директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia, рассказывает, как правильно аргументировать свое повышение руководителю, чтобы добиться прибавки к зарплате или более высокой должности.
Ключевое и первое: аргументированно просить о повышении нужно и важно. Любопытно, что за все мои годы работы 9 из 10 кандидатов на собеседовании признаются, что не готовы разговаривать с руководителем на эту тему и собираются уйти с текущего места на более высокую зарплату, не попытавшись обсудить возможность карьерного продвижения внутри нынешней компании.
«Если руководитель не понимает, что я заслужил повышение по зарплате и/или позиции, значит, пойду туда, где меня оценят выше», — так обычно рассуждает большинство сотрудников.
Руководитель же думает совершенно иначе: «Если бы мой сотрудник был недоволен условиями, то давно подошел бы ко мне и задал соответствующие вопросы. Но раз он молчит, значит, ему все нравится».
При этом редко какой начальник сам инициирует такой разговор и открыто спрашивает о том, все ли устраивает подчиненного. Чаще всего ему не очень хочется заниматься этим вопросом, так как повышение нужно будет аргументировать перед вышестоящим начальством, а кроме того — обсуждать с отделом кадров, который, в свою очередь, напомнит о штатном расписании и отсутствии бюджета на ближайший год.
И хорошо, если в компании есть централизованный регулярный процесс обсуждения карьерных планов и зарплатного роста. Однако если такой процедуры нет, то необходимо на регулярной основе один-два раза в год поднимать разговор с руководителем о ваших карьерных желаниях, показателях и проектах, необходимых для повышения.
В противном случае мы имеем ситуацию: подчиненный, который ждет, что его мысли прочитает босс, и руководитель, пребывающий в уверенности, что его сотрудники отлично себя чувствуют. И так как вопрос вашей карьеры в первую очередь волнует вас, то и заниматься им придется вам.
Шаг первый. Собираем информацию
Если вы решились на откровенный разговор с начальником, придется подготовиться. Вы должны убедить босса в необходимости повышения с помощью фактов. Сначала выясните, сколько получают на такой же должности ваши коллеги в других компаниях. Есть несколько способов узнать, насколько ваша текущая зарплата «в рынке».
Здесь важно отметить, что чем выше уровень позиции, тем сильнее варьируется размер суммы и, занимаясь крайне похожей работой в компаниях разного размера, оборота и сферы, кандидаты могут получать в разы отличающиеся зарплаты.
Другой крайне важный момент — совокупный доход, то есть наличие и гарантированность получения бонусов, социальный пакет и его составляющие, наличие автомобиля. Так, например, во многих российских компаниях страховка, автомобиль, оплата парковки и гарантированные бонусы — совершенно непринятые понятия, и зарплата как компенсация за их отсутствие может быть существенно выше.
Либо наоборот, есть ряд очень крупных российских корпораций, в том числе с госучастием, в которых огромную составляющую зарплаты составляют годовые бонусы, и сравнивать здесь фиксированные зарплаты будет некорректно.
То же самое касается и вопроса про функционал: возможно, на своей текущей позиции вы уже давно выполняете ряд задач, которые присущи более высокой должности в другой компании.
Шаг второй. Репетируем разговор
После того как вы получили срез по рынку, приготовьте аргументы, связанные с вашими личными достижениями и зарплатной политикой в компании.
Шаг третий. Проводим переговоры
Нередко 50% успеха – это правильное настроение руководителя. Выберите наиболее комфортное для начальника время и день недели, постарайтесь не начинать беседу, если видите, что ваш босс не в духе и это может сказаться на результате разговора. За день или два попросите о встрече.
Начинать разговор лучше с вопросов. Узнайте у своего начальника, как он оценивает в целом вашу работу, как может охарактеризовать ваш вклад, то есть сделайте так, чтобы руководитель подтвердил, что ценит вас как сотрудника.
После этого возьмите слово и расскажите, чем вы довольны и почему вам в целом нравится работать в компании и конкретно со своим начальником — дайте понять, что вы бы хотели быть частью команды и дальше.
Затем переходите к сути своего вопроса. Озвучьте все аргументы, которые собирали и вспоминали специально к встрече. Расскажите о своей востребованности на рынке – обращениях рекрутеров и конкурентов. Объясните, что провели исследование рынка зарплат и выяснили, что получаете меньше.
Напомните о своих ключевых достижениях, о своем вкладе в бизнес, а также о том, как изменился ваш функционал за это время. Подчеркните, что сможете сделать для компании гораздо более важные вещи, если получите большую ответственность. В конце задайте вопрос: «Какие шаги мне нужно сделать, чтобы получить повышение (по зарплате)?». После того как получите ответ, спросите о сроках.
Шаг четвертый. Нейтрализуем манипуляции
Руководитель, который не хочет потерять сотрудника, но не может дать ему повышение, часто прибегает к манипуляциям. В его интересах как можно дольше тянуть время ожидания. Он постарается избежать конкретики, давая смутные и расплывчатые намеки на возможное в некоторой отдаленной перспективе повышение.
В этом случае сразу добивайтесь цифр: какие KPI и к какому сроку вам нужно сделать, чтобы получить желаемую должность или зарплату.
После того как вы обсудили этот момент устно, напишите письмо, где еще раз укажите все данные. Убедитесь, что письмо дошло и прочитано получателем. В указанную дату вы сможете вернуться к предмету обсуждения с доказательствами на руках.
Еще один распространенный прием босса – давление на эмоции. Опять же ничего не обещая или давая призрачные намеки, ваш руководитель может постараться напомнить вам, сколько всего вы вместе пережили, какая у вас замечательная команда, как он ценит вас, как доверяет и постоянно ставит в пример другим, что сейчас тяжелый период и он просит вас войти в его положение.
Иногда руководитель напоминает обо всем хорошем, что он в свое время сделал для подчиненного: например, «выбил» премию или оставил в команде за какой-то сильный промах. Для некоторых сотрудников такая похвала босса, «разговор по душам» и обманчивая убежденность о своем «долге» может стать кратковременной мотивацией.
Однако вскоре вы снова вернетесь к тому, что вас не устраивают текущие условия работы.
И наконец, не торгуйтесь по сумме. Сразу решите для себя, какой именно процент прибавки будет для вас комфортным. Имейте в виду: вы имеете полное право просить о повышении, так как в этом случае сможете быть более эффективны для этой компании. Ведите себя уверенно и с достоинством: вы не просите милостыню, а руководитель – равный вам собеседник.
Шаг пятый. Ставим сроки
С большой долей вероятности руководитель не даст вам сразу обратную связь, попросит взять паузу, чтобы все обдумать, обсудить вопрос с HR и вышестоящим начальством и пообещает вернуться с новостями позже.
Если от босса не будет фидбэка в течение двух недель, снова обратитесь к нему с напоминанием и узнайте, в чем проблема.
Если он снова попросит вас подождать и ваше подвешенное состояние будет длиться уже месяц, то, скорее всего, вам не стоит рассчитывать на повышение в этой компании. В этом случае решать вам: оставаться или все-таки попробовать счастья в другом месте.
Кейс №1
Пресс-службу крупной розничной компании покинул ее руководитель. Один из ведущих специалистов отдела решил, что эта ситуация – отличный шанс просить о повышении. Сначала он поговорил с экс-начальником: попросил дать обратную связь и объективную оценку его потенциальных способностей руководителя.
После этого разговора начальник, который собирался уходить, пообещал, что будет рекомендовать кандидатуру специалиста своему боссу, и помог организовать встречу подчиненного с директором по маркетингу.
Ведущий специалист подготовил презентацию – краткий отчет о своих ключевых достижениях и ролях в проектах, а также несколько идей, которые он готов развивать в новой должности. После этого специалисту было предложено пройти тестирование по компетенциям, которое помогло определить сильные и слабые стороны сотрудника.
В результате директор по маркетингу принял решение не брать профессионала со стороны, а сделать специалиста и.о. руководителя пресс-службы сроком на шесть месяцев с сохранением предыдущего оклада. Если специалист проявит себя хорошо, то через полгода официально перейдет на должность руководителя пресс-службы.
Кейс №2
Директор по персоналу крупной западной производственной компании проработал в компании четыре года и получил два интересных предложения о вакансиях в российских бизнесах. Также по сценарию наметил встречу с руководителем, где основным аргументом повышения зарплаты привел конкретные альтернативные предложения, поступающие от других игроков рынка.
Помимо этого, он напомнил генеральному директору об основных крупных проектах, реализованных благодаря ему.
CEO взял недельную паузу на раздумье и в итоге вернулся с обещанием повысить зарплату через три месяца в случае реализации сложного и не очень реалистичного бизнес-проекта переезда части команды в другой регион.
Проект в итоге был заморожен не по вине директора по персоналу, однако эта ситуация стала поводом не повышать зарплату. Кандидат перешел в другую компанию на более высокий оклад, а его зама повысили до директорской позиции.
Кейс №3
Руководитель отдела маркетинга вырос внутри компании с позиции ассистента и получал существенно ниже рынка. На намеки о повышении зарплаты сотрудник получал расплывчатые комментарии, что «ему и так дали шанс стать директором» вместо того, чтобы взять состоявшегося профессионала со стороны.
Руководителя такие аргументы не убедили, и он решил действовать настойчивее. Ключевым фактором стало оцифрованное представление достижений департамента за последние несколько лет, анализ эффективности и результатов компании, благодаря реализованным проектам. В итоге кандидату удалось согласовать как прирост по зарплате, так и улучшение бонусной схемы.
Кейс №4
Менеджер по логистике получал одну и ту же зарплату в течение трех лет, несмотря на то, что его функционал и ответственность росли с каждым годом, и по факту он выполнял обязанности руководителя отдела.
Когда на очередном совещании с начальником встал вопрос о делегировании менеджеру некоторых дополнительных задач по оптимизации складской службы, сотрудник не справился с эмоциями и сразу сказал, что не готов брать на себя дополнительную ответственность без мотивации. На вопрос начальника, сколько же хочет получать подчиненный, тот не смог сходу сориентироваться и попросил о прибавке в 15% от текущей суммы.
Позже он понял, что мог просить больше: руководитель уже повышал в разы зарплату его коллегам, а сам он стоит на рынке дороже. Сотрудник пытался переиграть условия, но руководитель ему отказал.