«Я много работаю» — не аргумент. Как просить повышения зарплаты
7 способов понять, что вы достойны прибавки
Если кажется, что вам давно не повышали зарплату, вам не кажется. Вот по каким признакам можно определить, что пора:
1. Календарь . Если вы отработали на одной должности год, это уже повод. Мужчины, кстати, обращаются к этому критерию чаще, чем женщины — те могут по два-три года ждать и сомневаться, заслужили ли. И речь идёт не про ежегодную индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги ( ст. 134 Трудового кодекса РФ ), а про повышение зарплаты конкретному человеку за его работу. Почему год? Редко бывает, чтобы за это время ничего не изменилось в работе сотрудника. Но об этом в следующих пунктах.
2. Изменение должностной инструкции . Понятно, что не все работают по этому документу, но тогда можно просто сравнить, сколько и чего входило в ваши обязанности год назад, а сколько — сейчас. Год назад вы должны были оформлять пять типов бумаг, а сейчас — семь. Год назад вы писали только новости, а теперь ещё и аналитические заметки. Изменились обязанности — должна измениться зарплата.
3. Чужая работа. Решите задачу. Дано: в отделе работало 7 человек, двое уволились. Вопрос: кто теперь выполняет их обязанности и сколько этим людям следует платить?
4. Меньше контроля и лучше результаты. Например, сначала вам не доверяли вести проект самому и над вами был куратор, а теперь вы работаете самостоятельно. Больше ответственности — больше денег. Или раньше вы делали определённый объём работы за неделю, а сейчас — за четыре дня — тоже повод.
5. Слева дороже. Следующие пункты — про внешнее подтверждение того, что уже пора. Попробуйте узнать, сколько получают люди на такой же должности или со схожими компетенциями в другой компании. Например, сходите на собеседование.
Только учитывайте специфику отрасли, в которой работаете. Если все друг друга знают, и после такой встречи вашему начальнику позвонят по-дружески поинтересоваться, отчего тот не держит такие ценные кадры — будет неприятно. И не используйте аргумент «а у них больше платят» в переговорах с руководством. Но об этом чуть позже. Пока мы говорим про внутреннюю решимость начать разговор о деньгах. Часто сделать это мешает страх, что нам не просто откажут в прибавке, а вообще выгонят. Если сходить на разведку в другую компанию, то снижается добавленная стоимость «единственной работы», оказывается, что ещё где-то есть жизнь, ищут сотрудников и даже готовы им нормально платить.
6. Оффер . Ну а если вам даже не пришлось никуда идти, а вас заметил другой работодатель и предложил вам работу — это вообще идеальная ситуация.
7. Взгляд со стороны. Поговорите с теми, с кем у вас есть доверительные отношения — друзьями, коллегами, родными, — чтобы получить поддержку. Спросите, сколько, по их мнению, должен зарабатывать человек на вашей позиции. Используйте нейтральные формулировки. Вместо «сколько должен зарабатывать я», скажите «…на такой позиции/с такими компетенциями». Так будет легче и вам, и собеседнику. Может быть, друзья скажут, какие у них на работе есть бонусы, или даже расскажут, сколько зарабатывают сами — всё это вам пригодится и вселит уверенность.
Как подготовиться к переговорам
Теперь пришло время аргументов. Отнеситесь к повышению зарплаты, как к проекту — вам нужно продать эту идею начальнику. Если у вас есть официальные KPI, то будет совсем легко. Если нет — нужно провести аудит собственной работы и трезво оценить результат. Вообще неплохо бы фиксировать точку старта, то есть записать где-нибудь и сохранить текущие показатели в тот момент, когда вы только устроились на работу или взялись за новый проект. Иначе всё забудется и не с чем будет сравнивать.
Задайте себе вопрос: «За что мне, собственно, платят? На что меня нанимали?» Вопрос этот довольно сложный, и ответ не всегда очевиден. Платят — за результат. Например, вы пишете продающие тексты. Но тексты сами по себе — не результат. Результат — количество клиентов, которые купили товар, прочитав ваш текст. Вы можете написать десять текстов, но они не приведут ни одного клиента.
Результат есть всегда, но оценить его со своей позиции бывает трудно. Нужно посмотреть на себя глазами руководителя или даже собственника компании, оценить свой вклад в развитие бизнеса. Может быть, на вашем участке производства в этом квартале не было сбоев, а в прошлом было три? Может быть раньше вы согласовывали с поставщиками договор неделю, а сейчас — за три дня?
Поэтому «я много работаю» — не аргумент. Как говорил великий экономист Питер Друкер: «Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно».
Заведите себе файлик, куда в конце рабочей недели будете записывать результаты. Это, кстати, очень полезное упражнение для тревожных людей и трудоголиков, которым кажется, что они всегда недорабатывают и нужно ещё и ещё.
Отведите на аудит своей работы месяц, итоги соберите в отдельный документ или презентацию. Всё. Теперь вы готовы говорить с начальником о повышении зарплаты.
Как не надо делать
Не выхватывайте начальника в коридоре или после совещания, лучше заранее договоритесь о времени встречи через секретаря. Причём тему разговора не обязательно озвучивать заранее. Поверьте, руководитель догадается, зачем вы к нему идёте.
Не говорите эмоционально . Но когда вы проделаете всю подготовительную работу, то места для эмоций не останется. Только спокойствие и рациональность.
Не сравнивайте себя с другими. «А вот Иванов в соседнем отделе получает 75 000, но работает меньше, чем я», — очень плохая тактика. Говорите о себе, показывайте свои результаты и свою ценность для компании.
Не говорите про другую работу , если не готовы действительно туда уйти. Иначе это будет выглядеть как шантаж. Даже если вы были на собеседовании, лучше сказать об этом так «я посмотрел(а), какие сейчас зарплаты на рынке». Или «у меня есть предложение по работе, там очень заманчивые деньги, но здесь я привык(ла), мне нравится коллектив». Если начинаете разговор про другую работу, будьте готовы, что вас на неё отпустят.
Как быть, если вам отказали
Если вам всё-таки отказали — ну нет денег! — есть три варианта дальнейших действий. Для начала поторгуйтесь за время (которое тоже, как известно, деньги). Например, вы справляетесь с текущими обязанностями за 35 часов вместо 40. Тогда можно попросить приходить попозже или уходить пораньше, а может быть, удастся договориться о дополнительном выходном. В итоге стоимость вашего рабочего часа вырастет, появится возможность взять подработку или просто отдохнуть, освободить место в голове для новых карьерных идей.
Если вам не дают ни денег, ни времени, то всегда есть возможность смириться, оставить всё как есть и вернуться к разговору о зарплате через полгода-год.
И наконец, третий вариант — уйти. Если вы проделали всю подготовительную работу, то документ, который вы готовили начальнику в качестве аргумента для повышения зарплаты, легко превращается в портфолио для нового работодателя.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.
Образец служебной записки
Составляем документы грамотно: образец служебной записки на повышение зарплаты
Грамотный руководитель понимает, что наиболее эффективным средством мотивации сотрудников к активной деятельности на рабочем месте является их материальная заинтересованность. В связи с этим он может принять решение об увеличении размеров ежемесячных выплат для всего коллектива или отдельных ценных работников, в особенности когда прибыль предприятия увеличивается. Для того, чтобы оформить повышение оклада, необходимо подготовить специальную служебную записку с ходатайством.
Как обратиться к руководству?
На основании служебных писем решаются важные вопросы, связанные с работой компании и её сотрудников, в том числе их заработной платой. Чтобы изменить работнику фактический оклад, необходимы обоснования для приказа, согласно которому бухгалтерия и будет производить новые выплаты. Документальное оформление увеличения оклада начинается со “служебки” о повышении заработной платы.
Узнать больше о том, что это такое служебная записка и как оформляется этот документ по ГОСТу, можно здесь.
Увеличение оклада себе и сотруднику, в чем разница?
Вопрос о повышении зарплаты работнику может инициироваться непосредственным руководителем, который уполномочен давать оценку эффективности его труда. В этом случае должностную записку касательно повышения оклада составляет начальник подразделения (менеджер). В служебном письме он обращается к вышестоящему руководителю с ходатайством.
Личная просьба о прибавке жалования также является адекватным элементом трудовой культуры, так как каждый работник вправе ожидать увеличения оплаты за эффективную профессиональную отдачу. Просить о прибавке к зарплате для себя можно:
Следует учесть, что работодатель может повысить ежемесячные выплаты сотруднику, если у фирмы есть такие возможности, однако он не обязан делать этого, особенно если просьба или требование были безосновательны либо же неубедительны.
Составление служебки
Законодательно не принято единых требований к написанию подобного документа, однако желательно придерживаться определённой структуры его написания. В документе должно быть:
Служебная записка о повышении зарплаты, написанная в произвольной форме, юридически правомочна при наличии всех необходимых составляющих.
Основные требования
Служебные письма являются официальными документами, поэтому при их составлении следует придерживаться определённых правил:
Больше о правилах оформления служебных записок по ГОСТу, а также какие требования применяются к их написанию, читайте тут.
Как правильно написать обоснование просьбы?
Служебное письмо о повышении заработной платы, как и другие служебные записки, будь-то о выплате денег или задержке, состоит из трёх основных частей, идущих последовательно одна за другой: “шапки”, “тела” и заключения. В “шапке” пишется:
“Тело” документа – это его основная часть (название и текст официальной бумаги).
Название включает заголовок “Служебная записка” и подзаголовок ” о повышении зарплаты” или “об увеличении должностного оклада”. Далее по тексту вписывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность претендента на добавку к зарплате.
В тексте документа необходимо указать:
Документ должен иметь дату и порядковый номер, под которым он зарегистрирован. Эти данные могут быть вписаны после названия, например, “Служебная записка” от 12.03.2018 № 57, либо же проставлены слева от “шапки” в свободном поле. Если письмо составлялось “на себя”, перед тем, как подать его на рассмотрение вышестоящему руководству, желательно заручиться поддержкой непосредственного руководителя, попросив его завизировать документ.
Пример написания
Генеральному директору ООО “Панда”
Веселову Дмитрию Петровичу
Начальника отдела по производству мягконабивных игрушек
Шерстюка Алексея Фёдоровича 01.03.2018 № 54.
Служебная записка
об увеличении должностного оклада
работнице цеха машинной вышивки Цветковой Людмиле Николаевне.
Цветкова Л.Н. принята на работу 01.12.2017 года на должность вышивальщицы цеха машинной вышивки с испытательным сроком 3 месяца.
Работница успешно прошла испытание, и показывает отличную продуктивность. Цветкова Л.Н. добросовестно выполняет заказы в соответствии с требованиями дизайнеров. Кроме того, указанная сотрудница отличается креативностью, самостоятельно разрабатывая и предлагая новые творческие идеи оформления изделий. Благодаря её инициативам и труду, в феврале 2018 года наше предприятие получило два дополнительных заказа на большие партии игрушек “Попугай Яго” и “Свин Пумба”.
За время работы вышивальщица служебных взысканий не имела.
В связи с вышеизложенным, прошу увеличить должностной оклад Цветковой Л.Н. с 12000 до 20000 рублей с марта 2018 года и внести соответствующие изменения в штатное расписание.
Начальник отдела по производству мягконабивных игрушек (личная подпись) Шерстюк А.Ф.
Узнать о том, по каким правилам оформляется служебная записка, а также посмотреть образец документа, можно здесь.
Каждый работник трудится, чтобы зарабатывать себе на жизнь денежные средства. Поэтому при наличии веских оснований обращение к руководству с просьбой увеличить оклад является правомерным.
Назвав заслуги за последнее время, показав, что обязанности увеличились (усложнились, изменились), доказав, что работа стала стоить дороже, и результаты её улучшились, а также отобразив это в служебном письме, можно рассчитывать на улучшение материального положения, получив оклад повыше.
Как правильно просить о повышении зарплаты — советы и кейсы
Директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia
Этот вопрос волнует многих специалистов, но не все умеют грамотно разрешать ситуацию. Вероника Ноговицина, директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia, рассказывает, как правильно аргументировать свое повышение руководителю, чтобы добиться прибавки к зарплате или более высокой должности.
Ключевое и первое: аргументированно просить о повышении нужно и важно. Любопытно, что за все мои годы работы 9 из 10 кандидатов на собеседовании признаются, что не готовы разговаривать с руководителем на эту тему и собираются уйти с текущего места на более высокую зарплату, не попытавшись обсудить возможность карьерного продвижения внутри нынешней компании.
«Если руководитель не понимает, что я заслужил повышение по зарплате и/или позиции, значит, пойду туда, где меня оценят выше», — так обычно рассуждает большинство сотрудников.
Руководитель же думает совершенно иначе: «Если бы мой сотрудник был недоволен условиями, то давно подошел бы ко мне и задал соответствующие вопросы. Но раз он молчит, значит, ему все нравится».
При этом редко какой начальник сам инициирует такой разговор и открыто спрашивает о том, все ли устраивает подчиненного. Чаще всего ему не очень хочется заниматься этим вопросом, так как повышение нужно будет аргументировать перед вышестоящим начальством, а кроме того — обсуждать с отделом кадров, который, в свою очередь, напомнит о штатном расписании и отсутствии бюджета на ближайший год.
И хорошо, если в компании есть централизованный регулярный процесс обсуждения карьерных планов и зарплатного роста. Однако если такой процедуры нет, то необходимо на регулярной основе один-два раза в год поднимать разговор с руководителем о ваших карьерных желаниях, показателях и проектах, необходимых для повышения.
В противном случае мы имеем ситуацию: подчиненный, который ждет, что его мысли прочитает босс, и руководитель, пребывающий в уверенности, что его сотрудники отлично себя чувствуют. И так как вопрос вашей карьеры в первую очередь волнует вас, то и заниматься им придется вам.
Шаг первый. Собираем информацию
Если вы решились на откровенный разговор с начальником, придется подготовиться. Вы должны убедить босса в необходимости повышения с помощью фактов. Сначала выясните, сколько получают на такой же должности ваши коллеги в других компаниях. Есть несколько способов узнать, насколько ваша текущая зарплата «в рынке».
Здесь важно отметить, что чем выше уровень позиции, тем сильнее варьируется размер суммы и, занимаясь крайне похожей работой в компаниях разного размера, оборота и сферы, кандидаты могут получать в разы отличающиеся зарплаты.
Другой крайне важный момент — совокупный доход, то есть наличие и гарантированность получения бонусов, социальный пакет и его составляющие, наличие автомобиля. Так, например, во многих российских компаниях страховка, автомобиль, оплата парковки и гарантированные бонусы — совершенно непринятые понятия, и зарплата как компенсация за их отсутствие может быть существенно выше.
Либо наоборот, есть ряд очень крупных российских корпораций, в том числе с госучастием, в которых огромную составляющую зарплаты составляют годовые бонусы, и сравнивать здесь фиксированные зарплаты будет некорректно.
То же самое касается и вопроса про функционал: возможно, на своей текущей позиции вы уже давно выполняете ряд задач, которые присущи более высокой должности в другой компании.
Шаг второй. Репетируем разговор
После того как вы получили срез по рынку, приготовьте аргументы, связанные с вашими личными достижениями и зарплатной политикой в компании.
Шаг третий. Проводим переговоры
Нередко 50% успеха – это правильное настроение руководителя. Выберите наиболее комфортное для начальника время и день недели, постарайтесь не начинать беседу, если видите, что ваш босс не в духе и это может сказаться на результате разговора. За день или два попросите о встрече.
Начинать разговор лучше с вопросов. Узнайте у своего начальника, как он оценивает в целом вашу работу, как может охарактеризовать ваш вклад, то есть сделайте так, чтобы руководитель подтвердил, что ценит вас как сотрудника.
После этого возьмите слово и расскажите, чем вы довольны и почему вам в целом нравится работать в компании и конкретно со своим начальником — дайте понять, что вы бы хотели быть частью команды и дальше.
Затем переходите к сути своего вопроса. Озвучьте все аргументы, которые собирали и вспоминали специально к встрече. Расскажите о своей востребованности на рынке – обращениях рекрутеров и конкурентов. Объясните, что провели исследование рынка зарплат и выяснили, что получаете меньше.
Напомните о своих ключевых достижениях, о своем вкладе в бизнес, а также о том, как изменился ваш функционал за это время. Подчеркните, что сможете сделать для компании гораздо более важные вещи, если получите большую ответственность. В конце задайте вопрос: «Какие шаги мне нужно сделать, чтобы получить повышение (по зарплате)?». После того как получите ответ, спросите о сроках.
Шаг четвертый. Нейтрализуем манипуляции
Руководитель, который не хочет потерять сотрудника, но не может дать ему повышение, часто прибегает к манипуляциям. В его интересах как можно дольше тянуть время ожидания. Он постарается избежать конкретики, давая смутные и расплывчатые намеки на возможное в некоторой отдаленной перспективе повышение.
В этом случае сразу добивайтесь цифр: какие KPI и к какому сроку вам нужно сделать, чтобы получить желаемую должность или зарплату.
После того как вы обсудили этот момент устно, напишите письмо, где еще раз укажите все данные. Убедитесь, что письмо дошло и прочитано получателем. В указанную дату вы сможете вернуться к предмету обсуждения с доказательствами на руках.
Еще один распространенный прием босса – давление на эмоции. Опять же ничего не обещая или давая призрачные намеки, ваш руководитель может постараться напомнить вам, сколько всего вы вместе пережили, какая у вас замечательная команда, как он ценит вас, как доверяет и постоянно ставит в пример другим, что сейчас тяжелый период и он просит вас войти в его положение.
Иногда руководитель напоминает обо всем хорошем, что он в свое время сделал для подчиненного: например, «выбил» премию или оставил в команде за какой-то сильный промах. Для некоторых сотрудников такая похвала босса, «разговор по душам» и обманчивая убежденность о своем «долге» может стать кратковременной мотивацией.
Однако вскоре вы снова вернетесь к тому, что вас не устраивают текущие условия работы.
И наконец, не торгуйтесь по сумме. Сразу решите для себя, какой именно процент прибавки будет для вас комфортным. Имейте в виду: вы имеете полное право просить о повышении, так как в этом случае сможете быть более эффективны для этой компании. Ведите себя уверенно и с достоинством: вы не просите милостыню, а руководитель – равный вам собеседник.
Шаг пятый. Ставим сроки
С большой долей вероятности руководитель не даст вам сразу обратную связь, попросит взять паузу, чтобы все обдумать, обсудить вопрос с HR и вышестоящим начальством и пообещает вернуться с новостями позже.
Если от босса не будет фидбэка в течение двух недель, снова обратитесь к нему с напоминанием и узнайте, в чем проблема.
Если он снова попросит вас подождать и ваше подвешенное состояние будет длиться уже месяц, то, скорее всего, вам не стоит рассчитывать на повышение в этой компании. В этом случае решать вам: оставаться или все-таки попробовать счастья в другом месте.
Кейс №1
Пресс-службу крупной розничной компании покинул ее руководитель. Один из ведущих специалистов отдела решил, что эта ситуация – отличный шанс просить о повышении. Сначала он поговорил с экс-начальником: попросил дать обратную связь и объективную оценку его потенциальных способностей руководителя.
После этого разговора начальник, который собирался уходить, пообещал, что будет рекомендовать кандидатуру специалиста своему боссу, и помог организовать встречу подчиненного с директором по маркетингу.
Ведущий специалист подготовил презентацию – краткий отчет о своих ключевых достижениях и ролях в проектах, а также несколько идей, которые он готов развивать в новой должности. После этого специалисту было предложено пройти тестирование по компетенциям, которое помогло определить сильные и слабые стороны сотрудника.
В результате директор по маркетингу принял решение не брать профессионала со стороны, а сделать специалиста и.о. руководителя пресс-службы сроком на шесть месяцев с сохранением предыдущего оклада. Если специалист проявит себя хорошо, то через полгода официально перейдет на должность руководителя пресс-службы.
Кейс №2
Директор по персоналу крупной западной производственной компании проработал в компании четыре года и получил два интересных предложения о вакансиях в российских бизнесах. Также по сценарию наметил встречу с руководителем, где основным аргументом повышения зарплаты привел конкретные альтернативные предложения, поступающие от других игроков рынка.
Помимо этого, он напомнил генеральному директору об основных крупных проектах, реализованных благодаря ему.
CEO взял недельную паузу на раздумье и в итоге вернулся с обещанием повысить зарплату через три месяца в случае реализации сложного и не очень реалистичного бизнес-проекта переезда части команды в другой регион.
Проект в итоге был заморожен не по вине директора по персоналу, однако эта ситуация стала поводом не повышать зарплату. Кандидат перешел в другую компанию на более высокий оклад, а его зама повысили до директорской позиции.
Кейс №3
Руководитель отдела маркетинга вырос внутри компании с позиции ассистента и получал существенно ниже рынка. На намеки о повышении зарплаты сотрудник получал расплывчатые комментарии, что «ему и так дали шанс стать директором» вместо того, чтобы взять состоявшегося профессионала со стороны.
Руководителя такие аргументы не убедили, и он решил действовать настойчивее. Ключевым фактором стало оцифрованное представление достижений департамента за последние несколько лет, анализ эффективности и результатов компании, благодаря реализованным проектам. В итоге кандидату удалось согласовать как прирост по зарплате, так и улучшение бонусной схемы.
Кейс №4
Менеджер по логистике получал одну и ту же зарплату в течение трех лет, несмотря на то, что его функционал и ответственность росли с каждым годом, и по факту он выполнял обязанности руководителя отдела.
Когда на очередном совещании с начальником встал вопрос о делегировании менеджеру некоторых дополнительных задач по оптимизации складской службы, сотрудник не справился с эмоциями и сразу сказал, что не готов брать на себя дополнительную ответственность без мотивации. На вопрос начальника, сколько же хочет получать подчиненный, тот не смог сходу сориентироваться и попросил о прибавке в 15% от текущей суммы.
Позже он понял, что мог просить больше: руководитель уже повышал в разы зарплату его коллегам, а сам он стоит на рынке дороже. Сотрудник пытался переиграть условия, но руководитель ему отказал.