Письмо психологу и ответ психолога
Дистанционное консультирование или телепсихология с использованием телефонов, Интернета, веб-камер, электронной почты или СМС в той или иной форме существует уже более 30 лет. Впервые технологии дистанционного психологического консультирования стали использоваться при оказании психологической помощи военнослужащим стран НАТО, несущих службу в ВМФ и удаленных военных миссиях. Самая первая онлайн психотерапевтическая сессия была продемонстрирована в США в еще 1972 году в военном секторе Сети, еще до открытия доступного Интернета (в 1979 году). Бурный рост Интернета начался в 1995 году, когда стали появляться первые сайты психологов. Первые удаленные консультации чаще всего проводились в асинхронном режиме через электронные письма. У части клиентов и пациентов этот формат асинхронной психологической помощи сохранил популярность и в настоящее время.
Согласно статистике, почти 70% людей, которые обращаются к консультанту-психологу онлайн, никогда раньше не проходили терапию. Из этих данных можно понять, что многие люди выбирают онлайн консультирование, потому что для них очная терапия по какой-то причине недоступна или неудобна. Для многих людей дистанционное консультирование является единственно возможным вариантом получить помощь.Мотивы могут быть различными, но наиболее частыми являются:
Дистанционное консультирование в настоящее время проводится в двух основных форматах: синхронное – одновременное, когда активность клиента и консультанта совпадает по времени, и в асинхронном режиме, когда ведется попеременная, не совпадающая активность
Синхронное взаимодействие предполагает коммуникацию в режиме реального времени по телефону, видеоконференции Zoom, Skype или аудио-видеозвонков в мессенджерах – WhatsApp, Telegram, Viber и др. Наибольшей популярностью.пользуется видеозвонки, так как это максимально приближенный к оффлайн-сеансу формат.
В асинхронном взаимодействии каждый участник диалога отвечает, только когда готов ответить. У каждой стороны есть время для размышлений, поиска дополнительной информации, более тщательного рассмотрения проблемы, что позволяет давать глубокую и качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, возвращаться к ранее сказанному (написанному). Асинхронная коммуникация придает самое глубокое значение письменному сообщению. Когда мы пишем или читаем электронную почту, мы делимся мыслями и чувствами с другим человеком. И, несмотря на физическое расстояние, каждое электронное письмо, которым обмениваются клиент и психолог, шаг за шагом создает глубокий эмпатический терапевтический альянс, который принимает форму подлинного и значимого диалога.
Сохраненная переписка дает клиенту ощущение непрерывности терапевтической работы и стабильной поддержки со стороны консультанта. Сохраненная переписка дает клиенту возможность возвращаться к одному и тому же материалу и перечитывать его снова и снова. Помимо облегчения катарсиса, это также создает правильные условия для процесса идентификации, когда то, что написал клиент, становится объектом анализа. Перечитывая один и тот же текст, со временем клиент может дистанцироваться от своей истории и взять на себя роль наблюдателя. Как правило, когда мы читаем письменный текст, мы обычно озвучиваем написанное внутренним голосом. Точно так же клиент, читая обратную связь, озвучивает слова, написанные консультантом. Со временем клиент начинает воспринимать эти слова как свои собственные. В этот момент его диалог с консультантом начинает принимать форму его собственного внутреннего диалога с самим собой. Со временем сохраненная переписка принимает форму автобиографии. Это дает клиенту возможность увидеть свою жизнь более организованно и с другой точки зрения.
Наконец, для консультанта возможность иметь всю коммуникацию в письменной форме является большим подспорьем для того, чтобы лучше следить за работой и принимать ее в подлинной контролируемой форме. Наличие всей работы в письменной форме также является очень важной особенностью для целей обучения и исследовательской работы.
В своей работе я люблю использовать терапевтические письма. Ниже я привожу пример письма психологу с запросом о помощи и образец первого ответного письма консультанта, чтобы Вы могли представить, как выглядит процесс асинхронной скриботерапии в письмах.
«Уважаемый, психолог!
Выходит, что мой интерес в этом выше, чем у неё. Мы пытались поговорить, прояснить какие-то моменты, но потом всё возвращается на круги своя. Может я чего – то не учитываю. Спасибо. Буду ждать ответ!
Ответ психолога строится в соответствии с базовыми принципами проведения консультации. Ниже приведена примерная схема письма клиенту по В.Ю. Меновщикову с небольшими дополнениями:
1. Введение:
— Установление контакта: признание проблемы, эмоций клиента, эмпатия.
— Резюмирование просьбы о помощи.
2. Основная часть
— Что мы можем/не можем предложить в связи с запросом клиента.
— Первый краткий ответ, запрос о дополнительной информации.
— Необязательный пример, чтобы понять проблему.
— Предлагаем конкретное направление.
3. Заключение
— Сообщаем, что наша дверь всегда открыта. (с установлением границ в виде времени работы «открытой двери» и сроков ответа на сообщение)
— Подпись и должность консультанта.
— Заявление о конфиденциальности сообщений электронной почты.
Я привожу примерный вариант ответа на первое письмо клиента:
Спасибо за ваше письмо, я ценю вашу готовность связаться со мной. Ваше сообщение важно для меня, и я постараюсь помочь Вам в рамках своих профессиональных возможностей.
Из Вашего письма я понял, что Вы, обеспокоены своим самоощущением из-за ситуации на работе. Подобные проблемы не редкость сегодня, и я думаю, что это здорово, что Вы обращаетесь за консультацией, проявляя активное желание решить проблему и улучшить качество своей жизни.
Если я правильно Вас понял, Вас тяготит ситуация несправедливости в распределении рабочей нагрузки и не совсем успешные попытки изменить ситуацию путем приговоров. Также, я увидел из письма, что Вы рассматриваете свою повышенную ответственность как одну из возможных причин сложившейся ситуации.
Полагаю, мы с Вами можем заняться поиском оптимальных решений для этой задачи и, возможно, для других, схожих проблем. Вероятно, направив наши совместные усилия на поиск причин ее возникновения, мы сможем лучше разобраться в Вашей проблеме и найти оптимальные пути решения для настоящего и будущего.
Прежде чем мы начнем, я хотел узнать о Вас больше. Не могли бы Вы рассказать мне, сколько Вам лет, чем Вы занимаетесь, каково Ваше семейное положение и все, что, по вашему мнению, поможет мне лучше понять Вас.
Подскажите, пожалуйста, проявляется ли гиперответственность в других сферах и как она влияет на Вашу жизнь? Некоторые люди с похожими запросами могут быть обеспокоены своим здоровьем, отношениями в семье или финансами. Есть ли у Вас какие-либо подобные сложности?
Также прошу Вас в следующем письме рассказать о конкретном случае на работе, когда коллега проигнорировала свои обязанности, и Вам пришлось взять их на себя.
Я буду рад продолжить общение и вместе с Вами разобраться в проблеме. Пишите мне в удобное вам время, я смогу ответить в течение суток. Если вы захотите провести онлайн-встречу в Skype или Zoom, то, пожалуйста, дайте мне знать об этом и мы подберем удобное время для онлайн консультации. Консультации онлайн могут быть более продуктивными, так как позволят мне лучше понять Вас.
Я хочу, чтобы Вы знали, что наши обсуждения конфиденциальны и не будут переданы кому-либо еще без Вашего разрешения. Некоторые исключения из этого составляют случаи, когда я буду обязан по решению суда поделиться нашими записями или в процессе нашего обсуждения выявятся события или действия, о которых я буду обязан сообщать по закону. Имейте в виду, что электронные письма могут быть прочитаны в пути ко мне другими. В целях конфиденциальности не указывайте в письмах ту информацию, которую бы Вы не хотели разглашать.
«ВНИМАНИЕ: это электронное письмо (включая вложения) является конфиденциальным. Если Вы не являетесь его адресатом, имейте в виду, что чтение, хранение, распространение или копирование этого сообщения запрещено. Пожалуйста, ответьте отправителю, что вы получили это сообщение по ошибке, а затем удалите его. Спасибо за помощь в сохранении конфиденциальности».
Как задать вопрос психологу?
Как задать вопрос психологу?
Многие хотели бы обратиться за психологической помощью, но порой сталкиваются с трудностями на самой первой стадии – вопросом «как задать вопрос психологу?».
Ведь нужно написать или позвонить психологу (или в его центр, или его администратору), обозначить свое желание работать, прийти на прием или на скайп-сессию, что-то говорить, каким-то образом себя вести.
И тут возникает много сомнений:
В этой статье я и попытаюсь обрисовать основные варианты вашего знакомства с психологом и помогу вам сориентироваться в том, как задать вопрос психологу так, чтобы получить максимально эффективный ответ.
Перспектива индивидуальной консультации
Вводные формальности
Если Вы уже решили, что хотите обратиться к конкретному специалисту, самый простой способ уладить все вопросы – написать ему письмо. В нем важно:
1. Представиться
(желательно – тем именем, по которому впоследствии психолог будет к Вам обращаться). Конфиденциальность Вашего обращения – это гарантия тайны, в том числе и Вашего имени. Поэтому Вы смело можете называть настоящее имя, чтобы психолог обращался к Вам так, как Вам это привычно и комфортно. Вы всегда можете сказать, какой вариант Вашего имени лучше использовать. А вот если Вы, обращаясь к психологу, подпишетесь «одиноким странником» — это может быть расценено как неуважение.
Ники уместны на форумах, где Ваш вопрос размещается в публичном доступе, и здесь любое сокрытие настоящего имени оправдано. Но даже если Вы успели пообщаться с психологом на форуме, и он запомнил Вас под ником, в личной переписке есть смысл представиться настоящим именем, а потом упомянуть свой вопрос:
«Здравствуйте, меня зовут…. Вы отвечали на мой вопрос о семейных отношениях на форуме таком-то, вопрос был размещен под ником strannaya82».
2. Четко указать возможные форматы консультации и/или временные рамки и другие ограничения
«Здравствуйте, меня зовут… Мне хотелось бы получить у Вас скайп-консультацию/очную консультацию, мое свободное время обычно с 19 до 22 по будням кроме среды. Если Вы найдете время в любой из указанных промежутков, буду очень благодарен».
Если Вы пишете или звоните в психологический центр, Вы можете точно так же выяснить вопрос касательно интересующего Вас специалиста:
«Здравствуйте, меня зовут…. Мне хотелось бы записаться на прием к…, предпочтительно – понедельник-среда-пятница с 20 до 22, также подойдет суббота с 15, если есть такая возможность».
Если у Вас есть сомнения, работает ли психолог с Вашей проблемой, точно ли это является сферой его компетенции, Вы можете
3. Кратко сказать о сути задачи
(в письме самому психологу или в разговоре с его администратором):
4. Будет хорошо, если Вы сообщите психологу о том, откуда Вы узнали о нем
Не обязательно говорить о психологе или центре что-то позитивное – Вы ведь недостаточно знаете об этом, и никто не требует от Вас незаслуженных дифирамбов. Но информация о том, откуда Вы узнали о психологе или центре, поможет максимально серьезно относиться к Вашей мотивации. Если Вы пишете об этом – значит, Вы осознанно принимали решение пойти к этому специалисту.
5. Если у Вас есть какие-то формальные вопросы – лучше обозначить их сразу
Например, в случае скайп-консультаций, когда психолог в другом городе или стране, возникает вопрос «как лучше осуществлять оплату Ваших услуг?»
Это продемонстрирует Вашу осведомленность о финансовой политике и готовность своевременно оплачивать услуги. И создаст у психолога позитивный фон при общении с Вами.
Как задать вопрос психологу в личной беседе?
Здесь уже речь пойдет о развернутом вопросе. Что делать у психолога, когда Вы только вошли в кабинет или подключились к скайпу? Конечно, Вы поздороваетесь, и психолог вполне может сказать Вам: «я готов выслушать Ваши задачи и рассказ о ситуации».
Есть несколько моментов, которые однозначно стоит проговорить. Также вы можете проговорить их с самим собой, возможно, они уже сейчас помогут Вам навести относительный порядок в собственной голове, построить внятную картину ситуации.
Назовите Ваш возраст, возраст партнера (если проблема связана с отношениями), возраст самой ситуации и минимальные сведения о жизненном фоне.
Опишите суть проблемы.
Опишите те явления и состояния, которые это сопровождают.
Опишите историю проблемы, если Вы можете ее сформулировать.
Постарайтесь сформулировать, что Вы хотели бы получить.
А дальше психолог будет сам задавать Вам уточняющие вопросы и с помощью этих вопросов, в том числе, вы сможете постепенно идти к пониманию себя. И вопрос «что делать у психолога?» снимется сам собой уже через небольшое время.
Ведь чем более грамотно и четко вы излагаете свои вопросы – тем активнее будет помогать Вам психолог, понимая, куда Вы хотели бы прийти вместе с ним. И тем интенсивнее будет Ваше взаимодействие.
Однако, не стоит думать, что если Вы не можете четко и структурировано задать вопрос психологу, Вам откажут в помощи. Если у Вас в голове и на душе полный сумбур и Вы не понимаете, что происходит, описывайте все Ваши переживания, как они есть.
Главное, что стоит делать у психолога – быть честным. Быть собой. Не стараться ничего изобразить. Стоит помнить – Вас никто не будет оценивать. Ваш внутренний конфликт – это не «хорошо» или «плохо», а то, что требует решения. Именно так большинство профессиональных психологов и будут относиться к Вашим задачам – с принятием и искренними попытками помочь Вам найти решение.
Как задать вопрос психологу на форуме или в чате?
Критерии те же, что описаны выше. Нередко люди, пишущие на форумы, излагают суть ситуации, но вопроса в конце не задают. Или задают вопрос «что делать?»
На этот вопрос Вам мало кто ответит из психологов, потому что этика не позволяет нам навязывать никаких конкретных решений. В лучшем случае – предложения вроде «а не хотели бы Вы попробовать…?» Или «как откликается Вам такая мысль…?»
Вариантов ведь много.
Задайте себе вопрос – какую конкретно помощь Вы хотели бы получить от психолога? Чем четче будет сформулирован Ваш запрос – тем больше шансов, что ваша консультация будет по делу, а не просто блужданием среди возможных направлений решения ситуации.
Если Вы задаете вопрос психологу на форуме, где у специалиста есть возможность задать Вам дополнительные вопросы – не торопитесь возмущаться тем, что Вам не дали готового рецепта сразу. Постарайтесь для начала «переварить» вопросы психолога. Возможно, ответив себе самому на них, Вы уже начнете понимать больше о Вашей проблеме.
Как не стоит задавать вопрос психологу на форумах и в письмах
1. Слишком длинно или слишком кратко
2-3 средних абзаца – примерно от 1000 до 1500 знаков – это объем, который легко прочитать «на одном дыхании». Видя текст, не умещающийся на страницу, психологи часто откладывают такие вопросы, особенно, если это не личное письмо. Ведь тратить много времени на чтение длинного текста не все могут себе позволить.
С другой стороны, текст из двух предложений не сообщает о Вас ничего существенного. И складывается ощущение, что Вы сами себе плохо представляете, в чем проблема, что бы Вы хотели от психологической помощи, а также может возникнуть впечатление, что Вам не сильно нужна помощь, раз Вы не потрудились толком описать ситуацию.
2. Не стоит приводить описания в духе «кто кому что сказал» и «кто куда пошел»
Иногда весь текст состоит из «я сделал… а потом она сказала… а потом я пошел… а потом она позвонила….» Но последовательность фактов имеет далеко не первостепенное значение для психолога.
Имеют значение Ваши переживания. Иногда всю эту событийную цепочку можно описать одной фразой – «она проявила ко мне недоверие, и я обиделся». А для того, чтобы сжать поток событий и фраз до такого размера, задайте себе вопрос – а что я чувствовал? Или чувствую сейчас? Это – самое важное и для психолога, и для Вас.
Если же Вы не в состоянии описать свои чувства, постарайтесь хотя бы вывести свое суждение о произошедшем: «мне показалось, что она меня не ценит» или «мне показалось, что мою свободу ограничили».
Помните, что психолог – не судья. Ему не нужно обилие фактов, чтобы выносить какие-то вердикты и претендовать на объективность. Он всего лишь предлагает Вам разобраться в Ваших чувствах. И, понимая себя, Вы сами сможете принять свои решения.
3. Тем более, не стоит предлагать психологу прочесть куски из Вашей переписки с кем-либо – родными, друзьями, партнером и т.д.
Это попросту неэтично.
Да, Вы можете рассказать все о Ваших переживаниях, о поступках других, которые сделали Вам больно. Но это – Ваше восприятие событий. Мы работаем, прежде всего, с вашими эмоциями, а не с оценкой чужих поступков. Нам не нужна «объективная» картина, нужна исключительно Ваша.
Переписка – все-таки факт личной жизни вашего партнера/корреспондента, и он не давал согласия на демонстрацию его разговоров с Вами третьему лицу. Поэтому, ограничьтесь, пожалуйста, собственным пересказом событий и своим восприятием произошедшего.
А о моментах ответственности, о том, что может себе позволить каждый – и психолог, и клиент, какие возникают отношения в психотерапии и консультировании, какие есть этические рамки, мы поговорим в следующей статье « Отношения с психологом или что такое терапевтический контракт ».
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете задать их нашим консультантам:
Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!
Получите шаблон на почту и используйте в работе
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Шахбази Татьяна Азеровна
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Творогова Татьяна Сергеевна
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Статья создана при участии выпускников и экспертов
Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.