Познание
Автор: Питеркина Зоя Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 6»
Населённый пункт: г. Канаш, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей
Раздел: среднее образование
Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей Питеркина Зоя Анатольевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Канаш Чувашской Республики
Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания… не худо ещё в юные годы — о своем детстве, например. Д.С.Лихачев В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние десятилетия жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в жанре эссе, эпистолярного жанра, сочинение-анализ эпизода, сочинение- анализ стихотворения и др. Хочу обратить внимание на жанр, который в практике преподавания используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник — это такая форма повествования от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как правило, делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре дневниковых записей я начала с обучающимися 7-8-х классов в рамках занятий в кружке русской словесности. Один из принципов наших встреч во внеурочное время: «пишет каждый, каждый творит и никто никем не подавлен — каждый должен почувствовать свою силу, узнать свои слабости»
1
. При этом все обучение строится на глубоком взаимодоверии между учителем и учеником, так как сочинение в жанре дневниковых записей должно отличаться особой откровенностью пишущего, искренностью впечатлений и переживаний. Прежде всего я подготовила для ребят памятку «Как писать сочинение в жанре дневниковых записей»: Рекомендации учителя Вспомогательный материал
1.
Познакомьтесь с дневниковыми записями А.Пушкина, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Островского, Б.Полевого, К.Симонова и др. писателей Карточки с выдержками из дневников писателей
2.
Прочитайте такие произведения, как «Дневник Коли Синицына» Е.Носова, «Дневник лишнего человека» И.Тургенева, «Герой нашего времени» М.Лермонтова. Какова цель ведения дневников? Чем интересны дневниковые записи? _____________
1
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986, с.6
Презентация по русскому языку на тему Сочинение в жанре дневниковых записей» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель: Данилова И.М. МКОУ «Петуховская СОШ № 1» г. Петухово Курганской области
Тема: Сочинение в жанре дневниковых записей. Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного произведения, с особенностями жанра дневниковых записей; объяснить правила ведения дневника; предоставить избранные образцы дневниковых записей; подготовить к написанию домашнего сочинения в жанре дневника.
Хоть память крепкая – большое благо, но все ж надежней памяти – бумага. Юсуф Хас Хаджиб. По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Л.Н.Толстой.
«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например». Д.С.Лихачёв.
4-й этап – XVIII-начало XIX в. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок : Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки». Это период утверждения мемуарного жанра, только к концу XVIII века дневники приобретают четко очерченный вид.
5-й этап – XIX – начало XX в. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника. Количество дневников возрастает (по сравнению с XVIII веком примерно в 10 раз). 6-й этап – XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. На развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе. Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн. Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.
Разновидности использования дневника как жанра в литературе. Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного. Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин). Литературные произведения в форме дневника ( «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина).
Особенности жанра дневниковых записей. – Датированность (указывается число, год, время суток). – Место(город, село учебное заведение и т.д.). – Повествование ведётся от первого лица. – Монолог (внутренний диалог). – Мысли отрывочные, запись краткая. – Зашифрованность имён и фамилий. – Пишется для себя.
Заповедь ведущего дневник: 1. «Ни дня без строчки» (Ю.Олеша). 2. Каждую запись датируй. 3. Будь искренним и честным в записях. 4. Если пишешь путевой дневник – точно обозначай даты, широты, места нахождения. 5. Не читай чужого дневника без разрешения!
Литературный (читательский) дневник служит для накапливания знаний, является обязательной формой работы читателя. Он повышает культуру чтения. Его основные положения: – укажи автора и название книги; – выпиши выходные данные: место издания, издательство, год; – отметь время написания произведения, а также время, о котором идет речь в книге; – охарактеризуй тему произведения; – в общих чертах изложи содержание; – сформулируй для себя идею книги; – запиши общее впечатление от книги; – порассуждай об особенностях художественной формы (композиции, авторском стиле); – сравни данное произведение этого автора с другим его произведением, запиши это сравнение. Форма ведения дневника свободная. Читательский дневник ведется только для себя. Ведение его вырабатывает навык самостоятельного мышления.
Как писать сочинение в жанре дневниковых записей Познакомьтесь с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра. Определите идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер. Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.
Помните: вести дневник – значит дисциплинировать себя, шлифовать свои мысли и фразы, лучше разбираться в жизни, глубже познавать себя, ведь «. слово – единственное, что будет жить вечно» (Гэзлитт).
Слово педагога
Автор: Винтоняк Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Соляновская СОШ
Населённый пункт: п. Соляная, Тайшетского района, Иркутской области
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов ( из опыта работы)
Тема: «Сочинение в жанре дневниковых записей»
Раздел: среднее образование
Сочинения в жанре дневника или письма.
( методические рекомендации из опыта работы)
учитель русского языка и литературы
МКОУ Соляновской СОШ
Сочинения в жанре дневника или письма.
( методические рекомендации из опыта работы)
Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма
друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать
В практике преподавания русского языка и литературы в средней
школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние
годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в
используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник
периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как
писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием
в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники
(особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие
события своей жизни.
Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:
• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного
• дневник, ведущийся от лица литературного героя;
какое-либо произведение или изучает творчество писателя.
Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:
• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;
• письмо от лица литературного героя.
Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это
сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:
ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные
необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и
суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.
Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой
жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и
нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы
он будет готов поступиться содержанием
Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре
дневниковых записей я начинаю с обучающимися уже с 5 класса. На уроках
записей. Ведут его для себя, чтобы зафиксировать основные события личной
жизни. Записи не предназначены для посторонних глаз. «Подневные» записи
Знакомлю ребят с художественными произведениями, написанными в форме
Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А.
Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего
завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные
события, которые произойдут с ним летом. Сначала ничего
интересного не случалось, но потом ребята из Колиного класса
решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо
было выехать на дачу, за город.
И здесь начинаются приключения.
А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О.
Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и
преданности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая
Методика работы над сочинением в жанре дневниковой записи (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика обучения работе над сочинением в жанре дневниковой записи
Целесообразно познакомить школьников со значением слова «дневник», которое дается в справочниках. Так, например, Энциклопедический словарь дает такое определение:
Дневник — это буквальный перевод с французского (калька) — «журнал» — поденный, ежедневник ( jour фр. — день).
Словарь В. Даля толкует так: «Дневник — поденные записи».
Малый толковый словарь под редакцией Лопатина дает такое определение: а) записи, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник ; б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.
Следующим этапом в усвоении этого жанра может быть задание — выделить главный признак понятия «дневник», в процессе которого школьники приходят к выводу, что дневник — это повседневные, ежедневные записи о событиях текущей жизни.
Задания на распознавание текста. Для этого учащиеся получают два текста с заданием, где им предлагается определить, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей.
Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала. Петр Андреевич был не один, а с Пугачевым. Я быстро взглянула на него и догадалась, что передо мной стоит убийца моих родителей. Я упала без чувств. Швабрин, услышав предложение Пугачева, закричал, что я дочь капитана Миронова. Но суровая душа Пугачева бы ла тронута. Он велел нам выдать пропуск на все заставы и крепости.
17 марта. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.
17 сентября. Слух об аресте Петра Андреича поразил все семейство. Я так просто рассказала о странной встрече Петра Андреича с Пугачевым, что это не только не беспокоило родителей, но еще заставляло смеяться от чистого сердца. Я так волнуюсь за Петрушу!
Вопросы для анализа:
Какова основная цель ведения дневника?
Чем интересна для нас дневниковая запись?
Что можно сказать о форме произведения? (от какого лица ведется речь?) Какая лексика присуща дневниковым записям?
Анализируя тексты, учащиеся приходят к выводу, что в каждой карточке два задания, второе из которых соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей, а первое задание дневником не является, так как в текстах имеются следующие неточности:
б) речь ведется как от 1-го, так и от 3-го лица (хотя дневник монологичен);
в) сообщается о тех фактах, свидетелем которых повествователь быть не мог.
Заполнение таблицы «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»:
Датированность (указывается число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология).
Повествование ведется от 1-го лица.
Называется место (город, учебное заведение, село).
Записи создаются на основе собственных впечатлений.
Отрывочность мыслей, краткость записей.
Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений, использование эмоционально-окрашенной лексики.
Как писать сочинение в жанре дневниковых записей
Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.
Определите идею сочинения, то есть самую главную мысль, которую вы беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинении и не «утонуть» в обширном материале.
Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.
Составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой.
Постарайтесь перевоплотиться, «вжиться» в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете писать спою работу. Для этого:
а) внимательно перечитайте реплики героя;
б) выпишите основные темы его высказываний, раздумий;
в) обратите внимание на типичные для этого персонажа фразы, речевые конструкции, эмоционально-оценочную лексику;
г) вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое.
Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.
Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир героя. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.
Работа над составлением хронологической таблицы событий, свидетельницей которых была Маши Миронова.
Знакомство П.Гринёва с М.Мироновой.
Гринёв узнаёт, что Швабрин сватался за Машу. Она ему отказала.
«Как изволите видеть, Алексей Иванович, конечно, человек умный и хорошей фамилии, и имеет состояние, но как подумала, что надобно будет под венцом с ним поцеловаться… Ни за что! Ни за какие благополучия!»
Раздумья о самой себе, об окружающих ее людях
Дуэль Швабрина с Гринёвым. Гринёв предлагает Маше стать его женой.
«Но подумай хорошенько, … со стороны твоих родных не будет препятствий?»
Переживания за Гринева в поединке со Швабриным. Зарождающееся чувство любви
Гринёв пишет своему батюшке письмо и просит родительского благословения.
«Видно, мне не судьба. Родные ваши не хотят меня в свою семью. Будет во всём воля господа!
Гринёв получает ответ, отец не даст благословения. Кто-то написал отцу о дуэли. Донос сделал Швабрин.
«Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения, не будет тебе счастья…»
Нижнеозёрная взята. Машу хотят отправить в Оренбург.
«Прощайте, Пётр Андреевич! Меня посылают в Оренбург. Будьте живы и счастливы, может быть господь приведёт нас друг с другом увидеться, если же нет…»
Страх, вызванный злодеяниями Пугачева, страх за свое будущее, за родителей и Гринева
Работа над обрамлением дневниковых записей.
Как-то раз, прибираясь в темном чулане, роясь в старом кованом сундуке в поисках старинных интересных вещей, я вдруг обнаружила потрепанную, с пожелтевшими, разрозненными страницами тетрадь. Ведь это же дневник моей прапрабабушки Марии Гриневой, урожденной Мироновой! Жаль, что он сохранился не полностью, видимо, многое пришлось ему вытерпеть, но это все, что я смогла собрать воедино, и это то немногое, что хотела поведать о своей жизни юная Маша Миронова.
Образцы сочинений в жанре дневника
Образцы сочинений в жанре дневника
СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
Духота. эта страшная духота испепеляет, жжёт мой ум и душу. Опять эта обстановка, которую знаю наизусть: желтовато-грязные обшарпанные обои, продавленная кушетка, толстый слой пыли. И всё та же мысль, неотступно грызущая мою душу.
Чувствую какое-то смятение, величие и униженность одновременно. Давеча чуть не молился, чтобы избегнуть встречи с хозяйкой, и это ещё больше раздражало меня. Этой твари нужны были деньги; ничего, я её осыплю, может быть, золотом, если решусь сделать это.
Семьсот тридцать. Да, ровно семьсот тридцать шагов от моей квартиры-гроба до преисподней. Казалось, со мной случится нервный припадок, пока дойду до этого дома. Как сейчас помню, как бешено стучало сердце, чёрт не заметила ли старуха? Опять какое-то несносное раздражение, это буквально грызёт меня. Раздражаюсь по любому поводу. Но это всё вздор. Вздор!
Сегодня во второй раз был у неё. Недоверчива, как жид, и так же богата. Специально отнёс ей часы, подарок отца: нет, не деньги были мне нужны. Нет. Это была проба. Тоска, бесконечное отвращение грызут мне душу. Как это всё пошло, мелко. Тулон, сожжённая Москва, и эта мерзкая старуха. Но я должен, должен. В конечном счёте, ведь это только проба: так сказать, сказать, смогу — не смогу.
Да ещё этот, как его, Мармеладов. Лез сегодня со своими душеизлияниями. Осточертел, небось, уже всей распивочной биографией своей, а всё-таки взял за живое! Катерина Ивановна, голодные дети. И эта, как её, ах, да, Соня. И почему эта Соня, которой не видел и не знаю, не выходит из головы? И зачем отдал им деньги? Хоть и медяки. А впрочем, им нужней.
Кажется, раздражительность никогда уж не покинет меня. Она просто въелась в меня. Сегодня чуть не запустил в Настасью кружкой, так достала со своими щами. И это письмо, которое измучило меня.
Лучше умереть, чем видеть Дуню замужем за Лужиным! Нашлась благодетельница! Себя за брата, то бишь за меня, в рабство отдать хочет. И ведь понимает, знаю наперёд, что всё прекрасно понимает, и всё-таки идёт на это. Да чем она чище этой Сони, коли за Лужина выйдет?
Ах, да! Соня! Какое-то странное впечатление произвела на меня эта девушка. Да какая, к чёрту, девушка! Подросток ведь! Почти ребёнок! И уже.
И опять эта мысль, эта идея, муки от которой мне невыносимы. То хочется, чтобы скорее всё свершилось, то чтоб вообще ничего не было.
И этот разговор там, в грязной распивочной, между студентом и офицером. Как обухом меня после этого разговора огрели. Ведь это мои, те самые мысли!
Действительно, что может значить для общества эта гадкая, никому не нужная старушонка, которая к тому же чужую жизнь заедает. Давеча рассказывали, как она Лизавете палец укусила, чуть не отрезали. Да и что оно, это общество, потеряет, если одной вошью на земле станет меньше? А главное, — смогу, прежде всего, себе докажу, что не тварь я дрожащая!
Ха-ха-ха. Опять это комическое для меня сравнение: Тулон, завоёванная Европа, всеобщее преклонение и убийство какой-то старухи-процентщицы.
Но я должен, должен только попробовать на ней, смогу ли я право иметь? Надо. Надо.
Понедельник, 5 апреля.
Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.
Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более низким классам общества, чем наши возлюбленные.
Колокольный звон
Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.
Чехов «Скрипка Ротшильда»
… Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором. Всё на этом свете пропадало и будет пропадать! Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка. (Яков играет на своей любимой скрипке после смерти жены Марфы)
Герои Бородина
Что значит для вас «патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты»? Расскажите о человеке-патриоте или о патриотическом поступке.
Если исходить из общепринятого, что патриотизм — это любовь к Родине, то необходимо определить, что мы вкладываем в понятие «Родина». Родина — место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность. Родина — это родные просторы и отеческий дом. Но это и нечто большее, чем населённый пункт или место проживания. Прежде всего, Родина — это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм. Патриотизм — это не просто любовь к Родине. Это — готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины (двора, города, страны) для себя, близких, соседей, волгоградцев, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев: Матросов, Паникаха, Суворов, Нахимов, Стаханов, Сахаров, Жуков, Кутузов, Ушаков и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен. В то же время, нам, поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Кто они современные патриоты и герои?
Леонид Михайлович Рошаль (1933 года рождения) — советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996 г.), эксперт Всемирной организации здравоохранения. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991 г.), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Афганистане (1998 г.), Турции (1999 г.) и Индии (2001 г.). Вёл переговоры с террористами во время теракта на Дубровке (2002 г.). В результате, благодаря его участию из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также Рошаль вёл переговоры с террористами в Беслане (2004 г.). В апреле 2011 года Леонид Михайлович выступил на Первом Всероссийском Форуме медицинских работников с большим докладом, касающимся недостатков организации здравоохранения в России [1]. Прозвучавшая критика Минздравсоцразвития была поддержана В. В. Путиным. Исправление некоторых недостатков наметилось практически сразу после упоминания о них в докладе. В частности возвращаются старые нормы обеспеченности населения медицинским персоналом, что приведёт к восстановлению количества медиков и фельдшерско-акушерских пунктов на селе.
После переворота в Киеве в феврале 2014 года, пришедшая в его результате к власти хунта, бросила силовиков и парамилитарные нацистские формирования на усмирение протестующего против путча Юго-востока. И Алексей Мозговой не смог усидеть дома, когда его родной земле угрожала опасность. Он стал активным участником сопротивления, организовал Народное ополчение Луганщины — Луганскую гвардию. Благодаря харизме Алексея и его организаторским способностям, под знамена ополчения встали сотни бойцов, с которыми Алексей организовал партизанские лагеря.
БАЙКАЛ
Какие легенды, мифы, притчи и др., связанные с реками и озёрами, вы знаете? Расскажите одну из них или составьте описание, рассказ, рассуждение самостоятельно.
Легенды Северского Донца Николай Дик
Среди очаровывающих взгляд ковыльных степей и живописных лиманов, скалистых горных кряжей и лесных массивов извилистой голубой лентой несет свои тихие воды в Дон – батюшку изумительной красоты загадочный и легендарный Северский Донец. Сколько исторических тайн и загадок, народных легенд и казачьих баек хранят его берега, то упирающиеся в скалистые обрывы, то распластавшиеся на обширных зеленых полях, усыпанных мелкими кустарниками и песчаными холмами. Десятки притоков, таких как незаметная речушка Кундрючья, легендарные Каяла и Калитва, этой красивейшей реки донского края хранят в своих водах не менее тайн, появившихся на просторах Северского Донца задолго до легендарных походов Владимира Мономаха и Игоря Святославича.
Время неумолимо бежит вперед и пытается затерять в прошлом многие события, произошедшие именно в этих краях и имеющие некогда судьбоносное значение не только для Руси – матушки, но и для многих народов мира. Но нет, не удастся коварному времени сокрыть под своей историей славное прошлое земли Тихого Дона, пока живут в народе легенды и сказания, мифы и байки о славе предков донских казаков и великороссов. И не была бы так прекрасна эта земля своими реками и лиманами, лесами и ковыльными степями, скалами и холмами, если бы ни окрашивалась она в разноцветье красок народных былин и сказаний, исторических летописей и казачьих мудростей.
Возвратились наместники к ханам половецким не солона хлебавши. Разгневались ханы, возмутились:
— Да как смеют эти людишки мелкие из степей диких перечить нам, ханам всемогущим. Покажем же мы этому народу кундручьему силу нашу непобедимому.
Собрали ханы половецкие войско несметное и направили его на земли Донца непокорного. Встал на защиту земель своих родимых весь люд степной и прибрежный. Единой стеной встала сила донская против полчищ половецких. Среди сотен воинов особой статью и храбростью молодецкой выделялись три брата богатырских. Возглавили они войско донецкое и решили бой принять неравный у той самой речки, где впервые и встретились с наместниками половецкими. Три дня бой длился, солнце от стрел закрывалось, кровь поганая и вольная в единые ручьи перемешивалась.
— Жизнь отдадим за свободу народа нашего, грудью встанем преградой неприступной злому ворогу, не топтать ковыль степей наших коням половецким! – вскричали братья и ринулись в свой последний бой, в смертельную схватку неравную. Но уж слишком много половцев поганых набежало на дружину трех братьев, не устояли они в бою неравном, полегли от мечей булатных и стрел острых. Возмутился тогда Донец волнами своими, восстал он против ворога ненасытного, поднял тела трех братьев и обратил их в глыбы каменные. Уложил тела каменные на берега речушки маленькой, и появилась за ночь перед войском половецким преграда неприступная – три холма песчаных. Отступили половцы, удивленные чуду природному, решили другое место для переправы на земли Донца искать.
Так и пристало к речушке незаметной, одному из притоков Донца славного, то прозвище половецкое – Кундрючья река в народе именоваться стала в память о людях несговорчивых и свободолюбивых. А три холма каменных на её берегах так с тех пор и прозвали «Три брата», в память о трех братьях – богатырях, первых вставших со своими дружинами против врага заморского, поработителя полей ковыльных и берегов рек вольных…
Сотни лет извивается голубой лентой незаметная речка Кундрю;чья или Кундрю;чка, как чаще в народе её называют. Несет свои воды по земле донского края и Луганской области правый приток Северского Донца, и мало кто задумывается о странном названии этой речки незаметной и её былой славе. И стоят молча на левом берегу Кундручьи в пяти километрах от города Красный Сулин, между совхозом «Сулинский» и хуторком Клевцово, упираясь своими хребтами в самые воды речные, удивительные по красоте три высоких холма, именуемые в народе «Три брата». Не высокие, до тридцати – сорока метров вершины, обнажены в некоторых местах каменными плитами и небольшими гребнями, словно окаменевшие чубы на головах легендарных защитников земли донского края. А с вершин холмов предстает перед взором живописная картина долины по левому берегу Кундрючьей с её скалистыми берегами, перекатами и заводями, зелёными лугами и тенистыми вербами. Неподалеку от этих мест ранней весной и в период паводков среди скалистых берегов можно встретить красивые водопады высотой до двух метров с кристально чистой и прозрачной водой, напоминающие слёзы жен и матерей русских, оплакивающих своих сыновей, братьев и мужей, падших в кровавых сечах с половцами времен походов Владимира Мономаха и Игоря Святославича.
Озеро «Каньон»
Естественно, такой удивительный уголок природы не мог не породить всевозможные слухи и легенды. И хотя естественный скальный каньон с голубым озером сравнительно молодой, местные жители передают из уст в уста множество старинных казачьих баек, а многие их них сочиняют сами.
Что делать? Решила девушка спрятать голубок в поле чистом. Отнесла она гнездо с яйцами голубиными однажды ночью далеко за околицу в степь широкую и спрятала под кустик у каменистого песчаника. Так и стала девушка тайком по ночам ходить к гнезду заветному и подкармливать голубков в ожидании деток маленьких. Подсмотрели хлопцы хуторские ночные походы девичьи и решили разорить то гнездо для них ненавистное. Как задумали они крамолу злую, так и совершили поступок свой подлый.
Через несколько ночей пришла к месту желанному девушка – красавица. Видит, нет гнезда голубиного, а только на месте заветном огромная каменная воронка. Стала метаться девушка по берегу каменному и увидела на одной из сторон среди камней песчаных окаменевшее одно яйцо голубиное. Все ей стало ясно – погубили злые парни хуторские не только двух голубок безвинных и их деток будущих, но и жизнь девичью. Села она на обрыв каньона каменного и зарыдала слезами горькими. Так и просидела она месяц целый во слезах бесконечных и не заметила, что на дне каньона появилось озеро прозрачное из чистых слез девичьих, святых и непорочных…
Если бы и у вас появилась возможность вырастить свой сад, то каким бы он был, кто бы стал гостем этого сада и почему?
Сад достаточно обширный, в нем посажены и декоративные кусты, разбиты красивые клумбы с цветами. В саду есть небольшая деревянная беседка с резными окошками.
Конечно же, в саду есть старая липа, невесть откуда взявшаяся. Наверное, она росла тут еще до того, как посадили сад, рубить ее не стали. И правильно, ведь можно собирать липовый цвет для чая. Да и само дерево внушает уважение – высокое, мощное и несгибаемое никакой грозой. Под липой, как в журнальных картинках, стоит кресло-качалка. Тут хорошо посидеть в тишине и спокойствии, почитать книжку, полистать странички Интернета на планшете, послушать в плеере музыку, откинувшись в кресле.
Оторвавшись от современных технологий, берем плошку и идем собирать малину. Она яркая, сочная и крупная – просто загляденье. Такой отличный урожай получился благодаря тому, что дедушка выписывал разные журналы по садоводству, изучал статьи о лучших сортах ягод и фруктов, о правильном уходе за растениями.
Зеленая трава под ногами нагрета летним солнцем – запросто разувайся да становись на нее босиком. Очень приятное ощущение, ведь правда. Что-то есть полезное в том, чтобы походить босыми ногами на мягкой траве.
Тоненькая вишенка притаилась в углу сада, возле резного деревянного заборчика, отделяющего участок от соседского. У нее красивые аккуратные листочки. Ярко-красные вишенки с деревца уже все собраны, ведь они стали первыми фруктами в этом сезоне. На них, как говорится, налетели все кому не лень и слопали за пару дней. Только в некоторых местах торчат зеленые, еще не засохшие хвостики от былых вишен. На коре деревца застывает древесный клей, который охота пробовать на зуб еще и еще.
… Сад был гигантским. Там было множество тропинок и дорожек. Основные дороги, по которым наиболее часто кто-то ходил, были выложены бледно-жёлтым кирпичом. Клумб не было. Цветы на первый взгляд росли то тут, то там без всякого порядка. Но так только казалось. На самом деле у садовников была очень хитрая схема посадки всех растений. Однако тому, кто об этом ничего не знал, казалось, что цветы тут растут сами по себе.
Таких цветов не было больше нигде и ни у кого. В заботливых руках королевских слуг они вырастали самыми прелестными и красивыми. Вот маленький изящный кустик, на котором растут вроде бы самые обычные розы. Но лепестки их в сотню, а может быть в тысячу раз нежнее, чем у других роз, цвета ярче, цветок дышит яркостью и жизнью. А как они благоухали! Этот аромат заполнял всё пространство на несколько метров вокруг куста и от этого сладкого запаха кружилась голова.
Красные, крупные цветы похожие на тюльпаны попадались редко. Их семена были привезены из очень далёких стран. Запах у цветов был резкий, но приятный. А сами цветы, не смотря на насыщенный, тёплый цвет казались какими-то холодными и от этого делались ещё прекраснее. Словно очень красивая, но гордая и неприступная дама.
Деревья в саду Дракона поражали своей крепостью, могущественностью. Огромные стволы уходили ввысь. Узловатые, они были покрыты жёсткой иногда очень шершавой, а иногда невероятно гладкой корой. Многим из этих деревьев было больше двух, а тои трёх веков. Листья самых разных оттенков зелёного. Попадались даже такие, у которых листья были красноватыми, розовыми, сиреневатыми…Были и молодые деревца, но и они уже были очень сильными и отчаянно тянулись вверх к солнечному свету.
Мягкая, изумрудно-зелёная трава так и манила пробежаться по ней босиком, бабочки, летавшие всюду, тоже удивляли. Раскраска крыльев завораживала любого. В траве сновали туда-сюда жуки и муравьи. Каждый из них был занят своим важным делом. На стволах деревьев можно было встретить чудесных мохнатых гусениц. Попадалась паутина, хозяин которой казалось, прекрасно знает, что живёт в королевском саду и свою паутину плёл очень изысканно и старательно. Птицы пели так как не поют нигде. Голоса их были очень чистыми и звонкими. Можно было слушать их часами.
Особенно прекрасно в саду было ранним утром. Повсюду волшебница заря разбрасывала блестящие капельки росы, которые могли внезапно упасть за воротник с дерева и приятно, хоть и неожиданно, похолодить кожу. К тому же соловьи в это время ещё не умолкали, и можно было гулять по дорожкам, наслаждаясь их райским пением, или свернуть на одну из узеньких тропинок коих в саду было великое множество. Эти тропинки могли привести в самые разные части сада. Можно было выйти ко дворцу, можно было к домикам садовников, к небольшому озерцу, а можно было забрести в такие уголки где редко кто бывал и природа была почти совсем дикой. В таких закоулках было особенно красиво.
… В нашем волшебном саду росли и дерево сливы, и старый орешник, мощные дубы, груши, черешня, персик и абрикосы, вишня, ольха, липа и яблони. Высокий красивый тополь тихо перешептывался кронами с ивушкой, солнечные лучики играли с ветвями и листьями, на сочной траве еще поблескивали прозрачные капельки росы.
Всю жизнь бабушка с дедушкой сажали деревья и кустарники, они словно стали частью нашей семьи. Бабушка гуляла среди деревьев, прикасалась к ним ладонями, будто они могли ей что-то рассказать. Она вспоминала всех людей, которые помогали им сажать деревья, и сильно расстраивалась, если не могла кого – то вспомнить, даже слезы выступали на ее глазах. Тогда она вздыхала и спрашивала меня с надеждой: «Внучок, а не помнишь, с кем мы этот дуб посадили, может дядя Володя нам помогал?».
Естественно я не помнил этого, зато я помнил, как пахло в детстве черной смородиной, как много веселых гостей всегда собиралось в этом доме, в этом саду. Этот сад давно уже опустел, но все равно был словно живой. Весело щебетали птицы, словно вели друг с другом забавную беседу, шум листвы успокаивал своей тихой песнью. И все тот же сладковатый смородиновый запах витал в воздухе.
В глубине сада возле беседки, склонившись, словно покорная усталая женщина, стояла старая яблонька. От нее шел божественный, опьяняющий аромат. С нее все и началось, именно эту яблоню дед в первый раз подарил бабушке, и они вдвоем посадили ее в этом саду. Бабушка неспешно подошла к ней, на глазах у нее застыли слезы, но она улыбалась. Историю этой яблони она помнила, и вряд ли когда-нибудь забудет.
Сколько всего таит в себе человеческая память, воспоминания помогают людям жить дальше. Уходят люди, вещи ломаются, забываются слова и фразы, остается только память. Этот сад – своеобразная галерея воспоминаний — для постороннего человека не значит ничего, а для этой женщиной стал всем после расставания с дорогим сердцу человеком. Даже воздух здесь был другой, он нес послание, тайный смысл которого доступен только ей.
Гости сада – возлюбленная, дети, бабушка, дедушка. Связь времен.
Голицынская больница
Голицынская больница была открыта в Москве в1802 г. как «больница для бедных». В настоящее время это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.
Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергер Александр Михайлович Голицын.
Открытая в 1802 г., она стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства. В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, — «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».
В 1802 г. в больнице было 50 коек, а в 1805 г. — уже 100. Дополнительно в 1803 г. при больнице была открыта богадельня для неизлечимых больных на 30 мест. Управляющим больницей в течение многих лет служил Христиан Иванович Цингер. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона, он остался в больнице один и сумел не допустить её разграбления, а также сберёг оставленные ему на хранение больничные деньги. За добросовестную службу Христиан Иванович Цингер получил звание потомственного дворянина.
А теперь немного о том, на чьи средства была построена эта больница.
Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).
Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом – князем А.М. Голицыным. Больница до 1917 г. содержалась на средства князей Голицыных, а затем воля Д.М. Голицына нарушена последующими наследниками — распродажей его галереи.
Он скончался в Вене, но его тело по желанию родных и с высочайшего соизволения в 1802 г. было перевезено в Москву, где и похоронено в склепе под церковью Голицынской больницы.
Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. Известно, что Савва Морозов, например, оказал большую помощь в основании Художественного театра, но при этом поставил условие, чтобы его имя нигде не упоминалось. О Савве Тимофеевиче Морозове наш следующий рассказ.
ШАЛЯПИН
Чей голос на современной оперной сцене или эстраде произвёл на вас наибольшее впечатление? Какой музыке и каким музыкальным произведениям вы отдаёте предпочтение? Аргументируйте свой выбор.
ТРОПА ДЛИНОЮ В ЛЕТО
Расскажите о своём хобби, включив в сочинение историю о хобби одного из литературных героев.
Хобби играет очень важную роль в жизни человека, способствует постоянному развитию личности, проявлению индивидуальности. Благодаря ему мы находим единомышленников, друзей, с которыми всегда есть о чем поговорить, тех, кого волнуют те же проблемы, что и нас. В зависимости от темперамента, условий проживания, воспитания, природных склонностей и социального круга человек выбирает себе увлечение. Для многих это отдушина, поддерживающая в трудные жизненные ситуации, наполняющая существование новым смыслом, позволяющая проявить себя, овладеть новыми навыками, обогатиться дополнительными знаниями. О нас можно многое узнать, обозначив круг интересов, любимые увлечения. Есть счастливцы, для которых хобби является работой, за которую они получают деньги. Вот уж воистину замечательный вариант!
Исконное значение английского слова hobby, отодвинутое временем на вторые позиции с пометкой «устар.», — маленькая лошадка, пони, игрушечный деревянный конь. Отсюда и выражение to ride a hobby, обернувшееся в нашем языке известным фразеологизмом «сесть на своего конька». В русский речевой обиход слово «хобби» вошло сравнительно недавно, уже в ХХ столетии, и долгое время употреблялось на правах модного англицизма вроде современных «мониторинг», «промоушн» и т. п. Узаконили эту новинку русского лексикона и ввели в толковые словари лишь полвека назад, когда несколько спал ужас перед растлевающим влиянием Запада. Современная редакция «Словаря русского языка» С. И. Ожегова определяет значение слова хобби так