Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Особенности научного стиля
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.
Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.
«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).
Продолжим серию заметок о правильном написании научных текстов. В этот раз поговорим о том, как сделать текст научным, т.е. написать его в научном стиле, а не в газетном или того хуже.
Итак, сначала несколько принципов (примеры — ниже):
Теперь — подробнее и с примерами.
BAD: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.
GOOD: Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.
Примеры в научных текстах — материя тонкая. Их задача — не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.
BAD: «Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт», «предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств», «использование разработанного ПС для конечного пользователя — не сложнее работы в MS-Word».
GOOD: «В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна», «сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений», «упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…», «в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…»
BAD: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое Интернет?»
GOOD: Таких выражений просто не должно быть.
И здесь тоже всё просто. У каждого (КАЖДОГО!) жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно «синтезировать» на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).
BAD: «Админка», «движок», «залогиниться».
GOOD: «Интерфейс администратора», «ядро приложения», «пройти авторизацию».
Даже самый прекрасный текст без вспомогательного материала смотрится как минимум немного странно, а как максимум — вызывает подозрения в недостоверности и прочих грехах.
BAD: «Проводимый на протяжении семи месяцев эксперимент показал…»
GOOD: «Результаты эксперимента (таблица 1), полученные в течение семи месяцев, позволяют прийти к выводу…»
BAD: «Схема взаимодействия модулей приложения является избыточной в некоторых ситуациях».
GOOD: «Существуют ситуации (рисунки 1, 2, 3), в которых существующая схема взаимодействия модулей приложения может оказаться избыточной (коэффициент избыточности рассчитывается по формуле (1)), что позволяет упростить её до вида, представленного на рисунке 4».
Помните о ссылках на первоисточники.
BAD: «По мнению экспертов…» — звучит голословно.
GOOD: «По мнению экспертов [1, 24, 89] …» — звучит намного убедительнее.
Если вы готовите «бизнес-презентацию» — да, вы можете использовать любые рисунки, картинки, видеоролики и т.п. С любым содержанием.
Но в научной статье:
BAD:
GOOD:
BAD: «Предлагаемый подход заключается в…»
GOOD: «Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…»
BAD: «Итак, исследование показало…»
GOOD: «Результат исследования. Основным результатом исследования является…»
BAD: «Рассмотрим предложенный алгоритм. Алгоритм является простым. Простота определяется малым количеством действий.»
GOOD: «В сравнении с конкурирующими аналогами предложенный алгоритм оказывается значительно более простым в силу двукратного сокращения количества операций на стадии выполнения основных вычислений.»
BAD: «Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в случае оформления заказа, передачи заказа на обработку другому оператору, отложенной оплаты заказа и доставки заказа в область, не являющуюся областью по умолчанию, для клиентов данной категории, не прошедших дополнительную авторизацию».
GOOD: Такое предложение должно быть разбито на несколько отдельных или, что даже лучше, представлено в виде списка.
«Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в следующих случаях:
а) при оформлении заказа;
б) при передаче заказа на обработку другому оператору;
…»
BAD: Самой частой ошибкой является именование структурного раздела с использованием слова «анализ», после чего идёт большой блок текста и: всё. Начинается новый структурный раздел. Для чего тогда был весь этот анализ? Что он дал?
GOOD: В конце структурного блока есть чётко сформулированные результаты анализа, выводы и, возможно, какие-то рассуждения или рекомендации.
BAD: Просто текст. Могила информации. Монолит данных.
GOOD: Разделы, главы, параграфы, «поименованные абзацы» (в начале абзаца пишется его заглавие, выделенное жирным). Текст носит законченный характер: заход на тему, тема, плавный вывод (выход).
10.04.2021 No Comments Posted in
В современном русском литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный и научный стиль речи.
В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:
Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.
Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.
Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.
В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:
Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.
Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:
Название подстиля | Цель | Жанры |
---|---|---|
Собственно-научный | Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей. | диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья. |
Учебно-научный | Передача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом. | учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ. |
Научно-популярный | Ознакомление с фактами и явлениями. | научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья. |
Научно-информативный | Передача научной информации с описанием научных фактов. | рефераты, обзоры, тезисы. |
Научно-справочный | Обеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации. | энциклопедии, словари, справочники. |
Научно-технический | Применение достижений науки в практике. | патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия. |
Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров
Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.
Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).
В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.
Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.
Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:
Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.
Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.
Основными письменными жанрами данного подстиля являются:
Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).
К жанрам научно-популярного подстиля относятся:
Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.
Основные жанры данного подстиля:
Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.
Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:
Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.
К жанрам научно-технического подстиля относятся:
Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.
В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.
Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.
«Смерч — сильный мелкомасштабный вихрь, возникающий в грозовом (кучево-дождевом) облаке и распространяющийся в виде тёмного «хобота» по направлению к водной или земной поверхности.
Скорость вращения воздуха может достигать 50–100 м/c при сильной восходящей составляющей и вызывать катастрофич. разрушения, иногда сопровождаемые человеческими жертвами. В то же время поблизости от его пути может наблюдаться полный штиль. Внутри смерча давление воздуха уменьшается, там происходит конденсация водяного пара, что совместно с вытянутой частью облака, пылью, водой и разл. обломками делает смер видимым. Его ось вертикальна, но зачастую имеет изогнутый вид.»
» Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.
Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.
Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.»
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Научное эссе – это творческая работа-рассуждение, в которой автор рассказывает об основной сути рассматриваемой научной проблемы, предлагает аргументированные пути ее решения. Рекомендуемая форма изложения текста – вопрос-ответ с использованием рядом однородных членов предложения, вводных слов (может несущественно видоизменяться, — зависит от направления исследования).
Составление научного эссе необходимо для развития творческого мышления, поиска актуального решения поставленной научной проблемы.
Чем еще полезно составление эссе?
Автор излагает в научном эссе суть поставленной научной проблемы, опираясь на итоги самостоятельного анализа рассматриваемых вопросов. Для получения наилучших результатов, разрешается использовать соответствующие концепции, аналитические инструменты, уместные в рамках изучаемого направления.
Правила создания текста эссе:
В зависимости от направления исследования, темы эссе, документ может содержать информационные сведения про использованные статистические данные, разбор проблемы с детальным анализом имеющихся примеров и т.д.
Написание эссе состоит из 7 основных этапов: изучение технического задания, определение рассматриваемой темы, сбор требуемой информации, проработка основного утверждения, оформление будущей структуры документа, составление черновика.
Преимущества создания черновика научного эссе:
Во вступительной части эссе, обосновывается причина выбора рассматриваемой темы, раскрывается суть научного направлении. Главная задача автора – правильная формулировка основного вопроса, решение которого планируется найти в указанном документе.
Терминология по теме исследования отражается/интерпретируется общими фразами без отклонения от заданного направления – это разбавит научный стиль письма в необходимом контексте.
В тексте основной части автор приводит ответы на поставленные вопросы по теме исследования. Каждый абзац состоит из четырех основных частей – это тезис, его доказательство, иллюстрации по рассматриваемому вопросу, мини-заключение, подводящее итоги изучения направления.
Для аргументированного, логически-взаимосвязанного изложения собственных мыслей, студенту рекомендуется использовать больше подзаголовков. Такой подход поможет всесторонне осветить все пункты, необходимые для полного изучения поставленной цели.
Какие информационные данные помогут составить черновик для основной части эссе?
Данная часть документа содержит аргументированные выводы, обобщения по теме работы. Автор описывает полученные результаты и выдает рекомендации, советы по дальнейшему применению в теории/практике исследуемой дисциплины.
Правильно составленное эссе – это гарантия получения хорошей оценки и возможность самореализации в выбранном научном направлении, что особенно важно для молодых ученых-исследователей.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать сочинение в научном стиле, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать сочинение в научном стиле", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.