Пишем классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля
Апробация технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП)
Технология РКМЧП во многом согласуется с опытом моей работы (а побывать на семинарах, к сожалению, нереально). Хочется поделится некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации технологии, а также представить конспект урока-письма в 7-м классе в жанре рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».
Известно, что Дэвид Клустер 3 считает: во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер; во-вторых, по этой технологии любая информация является «отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих, работа начинается «с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решать; в-четвертых, критически мыслящий стремится «к убедительной аргументации»; в-пятых, критическое мышление «социально».
А сколько черновиков, вариантов одного произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей? Как мне представляется, между критическим и творческим мышлением существует тесная связь. Эти виды мышления настолько органично связаны друг с другом, что одно может вызывать другое.
Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим мышлением.
Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие письмом, состоялись: у них нет проблем с адаптацией, они всегда имеют свое мнение и убедительно аргументируют его, они выбирают профессию по душе.
Чтобы побуждать желание писать творческие работы, у нас в школе в кабинете литературы есть специальные стенды, на которых авторы лучших этюдов, эссе, исследований помещают свои публикации.
Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м классе. Классное сочинение-рассуждение-размышление публицистического стиля «“Хочу” и “надо”» по учебнику М.М. Разумовской 6 § 34, упр. 455.
Технологическая карта
I. Стадия вызова | II. Стадия осмысления | III. Стадия рефлексии | А. Мозговой штурм. Б. Инвентаризация, или погружение | Составление чернового текста. Правка. | Издание (публикация). |
I. Стадия вызова.
Чем отличается рассуждение-размышление от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения? Вспомните кластер, воспроизведите его.
Б. Инвентаризация, или погружение.
Теперь читаем задание к упр. 455:
Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете? Сохраните публицистический стиль речи.
Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова. С самого утра возникает противоречие: вставать или еще немного полежать?
После работы по учебнику учитель стремится создать благоприятную обстановку, которая располагает к творческой работе.
Учитель. Вспомните, когда и как сталкивались в вашей душе хочу и надо. Что вы при этом испытывали? Что побеждало?
Для этого можете выбрать любой уголок класса, любую парту. Если вам хочется с кем-то посоветоваться, поделиться своими мыслями, пожалуйста, сделайте это.
II. Стадия осмысления
Составление чернового текста и правка.
Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись или совпали ваши хочу и надо, что происходило в вашей душе, в ваших мыслях.
Старайтесь писать без остановок, не исправляйте написанное, не подбирайте слова. То есть не делайте правку, пишите по теме, что думаете и чувствуете. Если произойдет остановка и дальше «не пишется», попробуйте сначала сочинить синквейн.
Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.
Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.
Учитель. Помните, когда пишете, вы рассказываете о себе. Посмотрите на себя через написанное вами, представьте: это – зеркало. Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя увидели.
Правка – это работа над ошибками по содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача – улучшить текст, его связность, стиль. На этом этапе не обязательно обращать внимание на орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это вам поможет.
Учитель. Если вы хотите проводить правку в парах, пожалуйста, можете объединиться.
Вопросы работающим в парах:
1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а) вопросно-ответную форму?
2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь мой текст?
3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?
4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть, добавить оценку своей позиции, больше обобщить?
Таблица-редактор висит на доске, учащиеся знакомы с условными обозначениями.
Стилистические ошибки | Условные знаки |
1. Повторы |
2. Многословие, лишнее
3. Фактические ошибки
4. Логические ошибки, непоследовательность
6. Пропуск нужного слова
7. Словесные штампы
8. Неудачный порядок слов
9. Неправильное употребление местоимения
10. Расширить, развернуть, словесная недостаточность
11. Нарушение границ предложения
12. Неудачное слово, выражение
Учитель. Внимательно прочитайте еще раз про себя, что написали, исправьте орфографические, пунктуационные ошибки. Ученики пишут сочинение.
III. Стадия рефлексии.
Приведем примеры трех работ на одну тему «“Хочу” и “надо”».
Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.
С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить с правильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу».
Днем перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро». Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда, какой компьютер?! По английскому контрольная работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная «натурка». Хотеть не вредно. Я же не хочу стать неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в руки учебники по русскому, английскому, алгебре и начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя натура по имени «надо» победила.
Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку, конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал зарядку.
И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо». Так и должно быть!
Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду».
Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.
В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь».
Какова форма презентации творческой работы?
Пример презентации в письменной форме: десятиклассниками после проведения большой исследовательской работы о творчестве художника Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с этюдами, которые иллюстрировались подлинниками гравюр художника. Книгу назвали «Страна Синилова».
Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в написании такого жанра, как эссе, можно начинать и с ярких образцов. Почему бы не взять великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова «Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?
Анализ образцовых текстов предлагается сделать дома и для этого использовать двучастные дневники. Этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Страницу надо разделить на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст-образец (его фрагменты), в правом – комментарии ученика. Приведем пример из ученического дневника.
Фрагмент текста | Комментарии |
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». |
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, Вечно свободные.
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1 Е.Е. Вишнякова. Не только о технологии РКМЧП / М.: Русский язык, 2004, № 15. С. 10.
2 С.В. Столбунова. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, № 27–28. С. 2–4.
3 Д.Клустер. Что такое критическое мышление? М.: Русский язык, 2002, № 29. С. 3.
4 И.Низовская. За и против. Критическое мышление – это… М.: Библиотека в школе, 2003, № 16. С. 3–4.
5 Клустер Д. Что такое критическое мышление? М.: «Русский язык», 2002, № 29.
6 Разумовская М.М. М.: Дрофа, 2002, § 34, упр. 455.
7 Лекция 3: Технология развития критического мышления через чтение и письмо. М.: Русский язык, 2005, № 19. С. 13.
Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению в публицистическом стиле»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок развития речи
Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению в публицистическом стиле»
Цель урока: подготовиться к сочинению-рассуждению на общественно-значимую тему на основе прочитанного текста
обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение,
продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения;
развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: раздаточный материал
I . Организационный момент
2) Подготовка (настрой) учащихся к работе
II . Повторение изученного материала
1. Словарная работа
а) Записать слова под диктовку, объяснить написание
шоссе, велосипедист, автомобиль, пассажиры, пешеход, дорожно-транспортное происшествие, автобус, светофор, водитель.
б) С данными словами составить словосочетания, учитывая тему урока
Широкое шоссе, велосипедист на дороге, скользкая дорога, неуправляемый автомобиль, перепуганные пассажиры, внимательный пешеход, подземный переход, автобус с горожанами, светофор на перекрёстке, дисциплинированный водитель.
2. Беседа по вопросам
— Скажите, когда вы идёте по улице, кем вы являетесь по правилам дорожного движения?
— А если вы едете в салоне автомобиля, автобуса и другого транспортного средства, кем тогда являетесь?
— Как вы думаете, для чего существуют правила дорожного движения?
— Соблюдаете ли вы правила дорожного движения?
И все-таки дорожно-транспортные происшествия происходят. Значит, кто-то не соблюдает правила. А это может привести к аварии, ещё хуже – к смерти людей. Чтобы такого не случалось, мы должны знать и соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными на дороге. Безопасности дорожного движения в нашей стране, в области и районе уделяется большое внимание, поскольку жизнь человека бесценна. Каждый год ребята нашей школы принимают участие в районных и областных творческих конкурсах на тему безопасности на дорогах.
3. Определение темы урока и сочинения «Правила дорожного движения. Нужно ли их соблюдать?»
III. Работа с текстом
В 2012 году на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 1108 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 149 и получили ранения 1509 человек. По сравнению с 2011 годом количество ДТП увеличилось на 12,3% и получивших ранения – на 12,6%.
По вине водителей в состоянии опьянения зарегистрировано 116 ДТП и получили ранения 189) человек.
В среднем по республике на каждые 10 тысяч транспортных средств пришлось 56 ДТП.
Число пострадавших в происшествиях людей в расчете на 100 тысяч жителей в среднем по республике составило 238 человек.
Анализируя причины ДТП, можно сказать, что большинство несчастных случаев происходит по вине водителей, не соблюдающих скоростной режим, по вине нетрезвых водителей, а также из-за несоблюдения правил дорожного движения пешеходами.
Определим проблему, которую ставит автор данного текста.
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.
Итак, определимся с основной мыслью нашего сочинения: Соблюдать правила дорожного движения необходимо всем! Какой тип речи мы изберём для этого? Почему?
— Что такое рассуждение?
Составляем план сочинения
Вступление. Постановка проблемы и её комментарий.
— Проблема может быть сформулирована двумя способами:
1) одним словом или словосочетанием
Проблема чего?
— несоблюдения правил дорожного движения, дорожного травматизма
2) Вопросом с последующим ответом на него.
Для чего нужны правила дорожного движения и должны ли мы их соблюдать?
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо
Что можно включить в комментарий?
-Как можно охарактеризовать проблему? (как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую)
— К какой категории относится проблема? ( философская, политическая, социальная, национальная, международная, нравственная)
Что делает проблему актуальной?
— Почему эта проблема привлекает наше внимание?
— Кого особенно интересует эта проблема?
Сформулируем и запишем в тетради вступление из двух- трёх предложений.
-Правила дорожного движения. С этим понятием мы встречаемся еще в детском саду. Воспитатели, учителя, родители постоянно нам твердят, что правила нужно соблюдать. А нужно ли? Действительно ли эта проблема так важна и актуальна. Да!
-Проблема дорожного травматизма остаётся одной из наиболее злободневных социальных проблем нашего времени. Ежедневно на дорогах гибнут только в нашей стране около ста человек. Мы не можем оставаться в стороне. Мы все участники дорожного движения и от каждого из нас зависит чья-то жизнь.
Тезис. Положение, которое нужно доказать.
Аргументы. Какие аргументы можно привести в доказательство своей точки зрения?
-примеры из художественных произведений
4. Заключение. Вывод.
Какой стиль мы выберем для нашего сочинения?
А как осуществляется связь частей в рассуждении? Какие слова для этого используются?
В доказательной части будут употреблены такие слова, как союзы так как, потому что, вводные слова например, к примеру. Аргументы между собой могут быть связаны посредством вводных слов во-первых, во-вторых, в-третьих… Для заключительной части характерны следующие вводные слова: поэтому, таким образом, итак, следовательно…
IV . Надеюсь, у вас сложилось представление, о чем и как вы будете писать. Итак, ваша задача – написать сочинение-рассуждение на тему “ Правила дорожного движения. Нужно ли их соблюдать?», используя дидактический материал, записанный вами, памятку и личные впечатления. Надеюсь, наша совместная работа поможет вам успешно справиться с поставленной задачей.
Отредактировать работы, переписать в тетрадь по развитию речи.
Сочинение — рассуждение по тексту публицистического стиля
Сочинение публицистического стиля в 7 классе
Дорогие первоклассники! Вы только начали учиться в школе и всем вам выдали новые книги! Посмотрите на них внимательнее. Какие все книжечки гладкие, красивые и яркие! Просто заглядение, а не книги! Приятно вам держать их в своих руках? А вы знаете, что только от вашего бережного отношения зависит, насколько долго книга вам прослужит.
Книга – богатство человека, так как из неё мы черпаем для себя много нового и интересного. В древние времена она стоила очень дорого, потому что писалась от руки. Продав одну книгу, можно было купить стадо коров. Сейчас книги доступны всем. Что может быть лучше увлекательной, хорошо написанной книги, которая дарит нам многие часы удовольствия? Но, к сожалению, мы не всегда бережно относимся к этому чуду. Некоторые считают, что книгу можно порвать, рисовать на её страницах рожицы, зная, что можно пойти и купить другую. Мы забываем о том, что за книгой стоит колоссальный труд многих людей: писателей, учёных, художников, производителей. Так давайте же помнить о тех, кто дает нам возможность получать знания из книг! Давайте будем беречь труд этих людей! Лично я всегда бережно отношусь к своим собеседникам – книгам. Берегите книги!
Ступин Данил 7-Б класс.
Помните о том, что книга — это источник знаний!
Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, сколько деревьев рубят, чтобы мы и вы могли получать знания? Сколько тонн древесины уходит на изготовление книжных изделий?
Только представьте, что из себя представляет процесс изготовления книг.
Берегите за это природу и уважайте труд людей, которые делают книги.
В нашей библиотеке учебники переходят из рук в руки. Берегите книги, не разрисовывайте, не рвите и помните о том, что книга — это источник знаний, которые вы получаете.
Зыкина Ангелина 7-Б класс
Книгу нужно беречь.
Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы. С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам. Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли. Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
Подоксенов Данил 7-Б кл.
Дорогие ребята, вы, наверняка, все любите читать книги. И, пожалуйста, не портите их, так как вы даже не представляете, сколько уходит на их изготовление усилий.
Книги делаются из дерева, и когда вы рвете и рисуете на них, вы также уничтожаете деревья, которых итак осталось очень мало. Если вам не нужна книга, то лучше отдайте ее кому-нибудь другому, а не рвите ее. Представьте, сколько уходит усилий, чтобы изготовить хотя бы одну книгу. Это очень трудоемкая и долгая работа, которую вы можете испортить за одно лишь мгновенье. А также, когда вы берете книги из школьной или городской библиотеки, не портите их, так как такая же вся изорванная, изрисованная книга может попасть и вам в руки.
Книга — очень важная и нужная вещь, поэтому берегите её!
Зубарев игорь 7-Б класс
Книгу нужно беречь.
Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы. С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам. Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли. Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
Дорогие учащиеся вы прекрасно видите, в каком состоянии вы получаете учебники.
Давайте мы с вами рассмотрим работу библиотекаря в нашей школе. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках или средних учебных заведениях, начальных или средних школ. Также библиотекарь следит за состоянием учебников, которые вы сдаете. Если учебник в плохом состоянии, то библиотекарю приходится подклеивать, обёртывать учебники. Плохо обращаясь с книгами, вы усложняетете работу библиотекаря. А как вы знаете, учебники передаются из поколения в поколение, и если каждый не будет беречь книги, то мы будем учиться по рваным и грязным учебникам.
Дорогие ребята, убедительная просьба — не портите учебники, ведь может по ним будут учиться ваши дети.
Дамм Анастасия 7-Б класс
Болотов Юра 7-Б кла
Как нужно обращаться с книгами.
Мы собрали вас для того, чтобы поговорить о том, как нужно обращаться с книгами.
Книга — это лучший друг! Она помогает вам во всем: учиться читать, писать, познавать много нового, учить других чему-то хорошему. Для этого надо беречь книги, не рисовать на них, не выдирать листы. Если увидите, что книга порвана, то ее надо подклеить, придать ей хороший вид. Ведь,может, ею будут пользоваться еще многие другие читатели и ученики. И тогда книги будут передаваться из поколения в поколение.
А знаете ли вы, что на изготовление книги уходит 1/6 часть дерева? И над созданием одной книги трудятся огромное количество людей. Работают целые лесоперерабатывающие заводы или фабрики. Поэтому мы просим вас беречь книги, относиться к ним с любовью и думать о том, что эта книга ещё будет использоваться не один год.
Денисенко Александра 7- Б класс
В книгу вкладывается очень много труда.
Дорогие первоклассники, знаете ли вы из чего, делаются книги? Сколько дерева уходит на то что бы сделать одну тоненькую книгу?
Нужны годы, чтобы росли деревья, за ними нужен уход, благоприятная почва. Некоторые ребята не задумываются об этом и рисуют на страницах и рвут их. А наши школьные книги передаются из года в год другим новоприходящим ученикам.
Так что, ребята, задумайтесь над тем, сколько труда вкладывается в изготовление книг, и начинайте уважать труд тех людей, которые для вас старались, чтобы сделать книгу!
Рассадникова Настя 7- Б класс
Книга- твой друг, без нее как без рук
Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, как делали книги раньше.
Сначала их писали на глине, на коре, на шкурах животных. И только много времени спустя люди изобрели бумагу. Писали на бумаге вручную, поэтому переписывание одной книги занимало не один год. Книги в то время считались роскошью.
В наше время книги печатали быстро и в очень большом количестве. Для изготовления книг, деревья нужно спилить, загрузить, обработать и отправить на фабрику. Там из этого делают бумагу. А уже писатели, ученые, которые много знают, составляют и пишут для нас книги. И мне хочется, чтобы вы любили книги, умели бережно относиться к книге. Не рвать, не мять, не рисовать на них. Пословицы подтверждают, что «Книга- твой друг, без нее как без рук» и «Кто много читает, тот много знает».
Емашёв Данил 7-Б класс
Обращайтесь с учебниками очень аккуратно.
Ребята берегите книги, так как они передаются из поколения в поколение!
Книги содержат много полезного. И чтобы они продолжали быть пригодными для учёбы, нужно их подклеить. Всё, что написано карандашом, нужно стереть. Обращайтесь с учебниками очень аккуратно. Не рвите, не рисуйте ручкой в учебнике. И дома складывайте учебники аккуратно, что странички не мялись. Подумайте о других ребятах, которым будет конечно приятно взять хороший, не изорванный учебник в руки. И они будут так же обращаться с учебниками, как и вы. Ведь вы покажете малышам пример для подражания.
Лавров Семён 7-Б кл.
Создаём текст публицистического стиля.
Проектная работа учащихся 7-Б класса.
Руководитель Панфилова Светлана Алексеевна
Стиль речи и его характерные черты
Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.
Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.
Эмоциональность – главный жанровый элемент
Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.
Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.
Выразительность
Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.
Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.