Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Я рифмую уже более двадцати лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за столь продолжительное время и медведь бы научился слагать рифмы. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….
Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.
Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:
1. Муза. Привлекательное существо, соответствующее вашей половой ориентации, которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно (в т.ч. для окружающих).
2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.
3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.
4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:
1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:
Писать стихи по принуждЕНЬЮ –
Кошмарнее задачи нЕТ:
И не приходит вдохновЕНЬЕ,
И не слагается сюжЕТ…
2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:
К чему мне быть поэТОМ?
Нелёгкий это ТРУД;
А скажешь, что не наДО –
Так в порошок соТРУТ….
3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:
Да, я могу, чего скрывАТЬ,
Слова и буквы рифмовАТЬ,
Но у меня такое чувСТВО,
Что это не предмет искусСТВА…
4) АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:
Супруга графа де ля ФЕР
Любила в рот засунуть … палЕЦ.
Шокирован был граф-красавЕЦ
При виде сих дурных манЕР.
А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.
Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет только один читатель – он сам.
О содержании.
В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, а в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.
В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.
Писать надо только правду – вы же не будете врать самому себе?
При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Если вы можете не писать – не пишите.
Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.
Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.
Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.
Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).
В написании стихов весьма помогает чувство юмора.
Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.
Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь определённый объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.
Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.
Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».
Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?
Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.
Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.
А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….
Люблю сочинять стихи.
Вот мой стишок про зиму.
Очень скоро к нам пришла
И морозец принесла.
Тихо падает снежок,
Выходи гулять, дружок.
Будем мы в снежки играть,
Снеговику шары катать.
И грибочки показала.
Погуляем вдоль дорожки.
Второклассникам еще трудновато сочинять стихотворения, однако задания им такие дают. Главное чтобы была рифма, и текста не очень много. Достаточно простеньких и коротких стихов. Например таких:
Про зиму
Пришла зима, укрыв дома
Пронеслась дорогами с белыми сугробами.
Про осень
Покраснел у клёна лист
Это все ж не кипарис
И рябина покраснела
Так уж осень захотела.
Идем играть гурьбой.
Вот проходит осень и зима стучится, белые снежинки падают с небес. Скоро будут вьюги и сугробы снега, будем мы кататься на лыжах и санях. Написала,что пришло в голову. Может что-то типа этого написать.
Осень. Листик золотой
Веселился за горой
Тихо-тихо все вокруг,
Только ветра слышен стук,
По искристому стеклу.
В книжечке толстенной
Буду клеить я картину
значит за окном метель и прохлада
значит за окном играет детвора
кто на санках, на коньках и горочке катается
кто в снежки играет во дворе.
кто упал, кто подскользнулся, кто-то с горочки спустился
это все конечно же зима.
Я предлагаю написать вам свой собственный стишок, так как это развивает ваше восприятие. Вы попытаетесь вспомнить характерные черты каждого из данных времён года. Научитесь составлять рифму. Если у вас с трудом получается, то предлагаю посмотреть здесь. И по образцу попробовать уже составить свой стих.
Представляю своё авторское творение про зиму и осень.
Осень золотая кружиться листвой
Скоро всё закружит
Всё у них по очереди
В этом вся природа.
Будет всё в снежинках.
Вот такой замечательный стишок мне навеяло вдохновением.
Поскольку это всего лишь 2 класс, хорошие стихи не получатся.
Стих про зиму.
Мне кажется вот этот подойдет:
И все это пушистый снег,
И солнца луч и быстрый бег.
Начать сочинять стихотворение про осень можно начать с того, что подобрать осенние слова и рифмы к ним.
Дальше придумываем рифмующиеся строчки:
Для подружки оптимиста
Мы в подарок лето просим,
Потому что эти листья
Надоели нам за осень.
Пришла к нам снова осень,
Одежды свои сбросив,
Опять завяли листья)
Второклассники большие стихотворения запоминают сложно, поэтому могу преложить короткие стишки.
Про зиму:
Целый день шел снегопад,
И ему я был очень рад!
Мы играли целый день,
И совсем было не лень!
Про осень:
Настала осенняя пора,
Ребятня спешит в просторный класс.
Ох, уж эта дивная погода!
Всеми цветами обзавелась.
Предложу такое стихотворение про зиму для 2 класса:
Белым ковром устелена земля
Снег укутал русские березки
По сугробам, весело шурша
Маленький играется Сережка
Маленькие ножки сунув в лыжи
Катится под горку рассмеясь
В белый снег он падает игриво
Радуясь зиме и веселясь.
Меня, как и многих пользователей соцсетей, до глубины души тронули услышанные когда-то впервые, много раз подвергшиеся «перепостам», простые и откровенные слова стихотворения, которое людская молва приписала острослову и философу В.Гафту.
Авторство подтверждает и сам Гафт.
Ну, а О. Бузовой, как кажется многим её поклонникам, уже давно пора перестать размениваться по мелочам и «замахнуться», как минимум, на
Ямб, конечно, отличается от хорея, поскольку это два разных стихотворных размера. Если в двусложной стихотворной строке, написанной ямбом, ударным является каждый второй слог, более длинный при произношении, а первый, короткий, является безударным, то в хорее все в точности до наоборот.
Приведу пример ямба, который широко использовал в стихосложении А.С. Пушкин:
Хорей используется во многих русских народных песнях.
Игривый нацепив наряд,
«Дитя гламура» вышла в люди,
Своею безразмерной грудью
Сразив полиции наряд.
Как за порядком уследить,
Блюстители скроили мину,
Не в силах челюсти закрыть.
Она прошествовала с помпой,
Вмиг возбудив любовный жар,
Что хоть хватай скорее помпу,
Чтоб страсти потушить пожар.
И тут подходит к той девице
Поборник бокса и дзюдо,
Похожий прям на Бельмондо,
В «бокс на колёсах» с ней садится.
А стражам на обед пора,
Овсянкой с мясом подкрепиться
И заодно послушать в баре
Третий класс,я вот такое сотворил для кого то-
«Первый снег растает
PS.Давайте без ресурсов интернета,если тянете конечно.
Решила тоже принять участие в сочинении четверостиший о зиме. Написала (наглядно оформила) вариацию на тему: **Что для нас зима?!**
Скрипучего снега целый воз!
Время гуляний в снежный день,
Вместе с детьми, кому не лень.:)
Сугробы высокие, серебристые леса,
Гололед, метели, сильные ветра,
Покрытые инеем деревья и дома.
Кого-то в лес на лыжах занесет.
Для здоровья нужны прогулки зимой,
Позитива набраться перед весной.
Скоро, подкравшись, к нам он придет.
Пусть счастливым он будет для нас,
Все плохое заберет от нас.
С НАСТУПАЮЩИМ ВСЕХ НОВЫМ 2015 ГОДОМ.
Ну раз такая снежная зимняя тема. Хотя снег у нас был, но уже сошел. До зимы не так далеко осталось. И в ее честь несколько четверостиший экспромтом, «на скорую руку», навеяло. Все-таки зима бывает хороша! Вспомним, какая она снежная, то вьюжная, то мягкая, белая и пушистая, то вьюгой злится, то снегом припорошит. Вот, что получилось:
Первый быстро снег растает,
Вьюга ветром заметает.
Снег второй уже летит.
Снег на землю все ложится,
Зимней ночью он приснится.
Станет все белым-бело.
Замело дома и скверы,
Все зима не знает меры!
Заморозит, льдом покроет.
Только вьюга громко воет!
Так зима, порой, беспечна.
Позабыла, что не вечна!
Доживет лишь до весны.
Зимние растают сны!
Нагрянула в Питер чуть слышно зима,
Ресницы схватив в искры инея.
Морозец не сильный: всего минус два,
А сны – романтические-синие…
И я уже вижу во сне первый снег,
И дети как с горок катаются,
Буултых! И уж в луже купается. 🙂
Вон кто-то с плакатом стоит у метро,
И с годом Козы поздравляется.
О, нет.. На плакате: «Куплю серебро»!
Но он всё равно улыбается..
Придуманные четверостишия про зиму для детей:
Посеребрил мороз ресницы
Зима вошла в свои границы,
Прячьте руки в рукавицы.
Дай-ка, мама, мне морковку,
Поищи-ка, папа, мне ведро.
Пора лепить снеговика.
На окошко лезет иней,
Нос у нас стал синий.
Значит вот она, зима,
Санки доставать пора.
И немножко для взрослых:
Как подружка, повсюду ходила,
Никому не хотелось назад, по домам,
Мы кричали: «Как славно! Как мило!».
Мы бродили всю ночь, приминая снежок
И дыша карнавалом метелей.
Замолчали. И город под утро умолк,
Спал под песню морозной свирели.
Это кто стучит в окошко?
Не снегирь, ни кот, ни кошка.
Это праздник «Новый год»
Всех зовет на хоровод!
Я жду зиму целый год,
Снег, подарки, хоровод
Еще одно стихотворение, немного подлиннее:
Многие любят весну или лето,
Все потому, что земля
В яркие краски и солнце одета,
Я обожаю красавицу-зиму,
Нравится мне морозец и снег,
Ну вот думала, думала и наконец придумала.
Пришла зима, завьюжило вокруг
В окно снежинки застучали вдруг
Я далеко, в тайге пурга
А дома ждет меня жена
Домой я елку привезу
И дед мороза в гости приглашу.
Ну вот получилось не четверостишье, просто уже понесло.
Интересно попробовать свои способности.
Примеры четверостиший о зиме:
Мороз в окно стучится.
Все вокруг белым-бело,
Столько снега намело.
Свой ковер нам принесла.
Зима все не кончается,
Весна же где-то прячется.
Если снег, то надеваю шубу, шапку,
Расчищать к крыльцу подход.
Зима снежная кружит,
Видно что-то ворожит.
Наметет опять сугробы,
И не дойду я до работы.
Пришла зима..Зима пришла,Сама пришла-ненужная-без спроса..Зачем пришла? здесь ставим знак вопроса..Так уходи скорей- ненужная зима.
В небесной мельнице опять
Мирошник мелет благодать.
Белеет с ними вся земля.
Ты готовишь все с любовью:
белый и пушистый ком.
Дворник пересолит солью,
И заправит все песком.
Если вы никогда не сочиняли стихотворения, то сначало может показаться это задание сложным. Стоит попробовать, поупражняться, ведь это занятие довольно увлекательное.
Приведу в качестве примера два небольших четверостишия.
Так дышится свежо, легко,
А на душе прекрасно.
Примеры четверостиший о зиме:
Я зимнее люблю убранство
И снега белый хоровод.
Морозное скрипучее рычанье
И чистый в звездах небосвод.
Как-будто спит под снегом все.
Укрывшись белым покрывалом.
И снежное метели серебро
Все сыплет-сыплет утром ранним.
«Наконец-то пришла зима
На дворе стоят холода
Но не страшны нам морозы
Мы любим такие прогнозы».
«На улице падал снежок
Наденем под шубу теплый свитерок
И выйдем весело гулять
Ведь на улице всего минус пять».
То, что гроза так и не произошла, говорит, по Островскому, о том, что, несмотря на то, что время для перемен пришло, не хватает еще какого-то толчка или стимула.
Говоря простым языком, реферат примерно тоже самое что школьное изложение по какому нибудь произведению.
Отличия состоят в том что в реферате излагается взгляд на определённую тему, где компилируется информация из разных источников с учетом новейших достижений в этой области.
Странно, неужели так мало? Попробую посчитать:
1) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН=О, гептаналь;
2) СН3-СН2-СН2-СН2-СН(СН3)-СН=О, 2-метилгексаналь;
3) СН3-СН2-СН2-СН(СН3)-СН2-СН=О, 3-метилгексаналь;
4) СН3-СН2-СН(СН3)-СН2-СН2-СН=О, 4-метилгексаналь;
5) СН3-СН(СН3)-СН2-СН2-СН2-СН=О, 5-метилгексаналь;
6) СН3-СН2-СН2-С(СН3)2-СН=О, 2,2-диметилпентаналь;
7) СН3-СН2-СН(СН3)-СН(СН3)-СН=О, 2,3-диметилпентаналь;
8) СН3-СН(СН3)-СН2-СН(СН3)-СН=О, 2,4-диметилпентаналь;
9) СН3-СН2-С(СН3)2-СН2-СН=О, 3,3-диметилпентаналь;
21)СН3-СН2-СН2-СН(СН3)-СО-СН3, 3-метилгексанон-2 (метилвторамилкетон);
23)СН3-СН(СН3)-СН2-СН2-СО-СН3, 5-метилгексанон-2, (метилизоамилкетон);
24)СН3-СН2-СН2-СО-СН(СН3)-СН3, 2-метилгексанон-3, (пропилизопропилкетон);
24)СН3-СН2-СН(СН3)-СО-СН2-СН3, 4-метилгексанон-3, (этилвторбутилкетон;
25)СН3-СН(СН3)-СН2-СО-СН2-СН3, 5-метилгексанон-3, (этилизобутилкетон);
30)СН3-СН(СН3)-СО-СН(СН3)-СН3, 2,4-диметилпентанон-3, (диизопропилкетон)
У меня получилось 30, но это практически не отличается от 29, я думал, что будет штук 50 изомеров. Хотя это ведь еще не всё. Есть еще непредельные и моноциклические спирты, простые эфиры, оксираны (эпоксиды), оксетаны, и прочие насыщенные гетероциклы. Я думаю, что штук 100 наберется.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать стихи для начинающих рифмы о зиме, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать стихи для начинающих рифмы о зиме", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.