Как написать сценарий праздника или мероприятия
Современный темп жизни уже давно оставил на обочине то время, когда мероприятия или праздники проводились только по особому случаю. Сегодня шоу, развлекательные программы плотно вошли в повседневность. Каждый детский сад, школа, клуб, просто любое сообщество по интересам — организовывают от простых посиделок, до огромных концертов. И будет замечательно, если вы сами придумаете сценарий, подходящий именно для вашего коллектива, имеющейся обстановки, возможностей. Но что же делать, если вы в этом чайник и не знаете с чего начать? Следовать этой инструкции.
Именное поздравление от Деда Мороза для детей и взрослых
Как самому написать сценарий
Запомните! Успех любого торжества заключается в глубокой и кропотливой работе над его подготовкой. И в основе любой программы лежит именно сценарий. Поэтому с него и следует начать.
1. Заголовок
Здесь вы указываете название торжества (Свадьба Маши и Пети, 8 марта в Мартыновке, Юбилей Владислава Борисовича и т.д.). Оно может быть не только по сути, но и абстрактным: «Феерия роз» или «Фантастические виражи». Ниже прописывается место, время, примерное количество участников.
2. Выбор «формы»
Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник?» Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.
3. Наполнение содержанием
После того, как вы определились с формой и примерно представили, что и как будет происходить (ведь каждая форма подразумевает те или иные каноны) беремся прописывать «наполнение» сценария. На этом этапе нужно придать торжеству изюминку, придумать сюжет, по которому будут развиваться события.
Например, к 8 Марта на концерте ведущие могут спорить, кто главнее мужчины или женщины, и в финале прийти к решению, что они дополняют друг друга; на флэш-мобе к 1 сентября танцы могут быть про школьные предметы или отображать взросление малышей на школьной скамье в хронологическом порядке. Главное, чтобы сюжет развивался логично и интересно для зрителя, и заканчивался развязкой с озвучиванием определенных выводов.
4. Из каких частей состоит сценарий?
Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только додумать слова ведущих и вставить номера, конкурсы и прочее.
Важным моментом является указание времени, за которое пройдет то или иное выступление. То есть в начале мы указываем 15-30 минут на сбор гостей, за тем вступление (фанфары и слова ведущих) – до 5 минут. Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций, объявления номеров, антрактов и так далее. Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.
Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами и т.п. приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.
Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.
Дерзайте творить что-то новое и интересное, поменьше копируйте из интернета, пусть он лишь подбрасывает идеи. Ведь сила вашего сценария в уникальности!
Бабенко Анна Алексеевна
Готовые сценарии праздников и мероприятий смотрите в соответствующем разделе «Сценарии«.
Как научиться писать сценарии для Ютуба и ТикТока: курсы, книги и советы экспертов
Основа успешного видеоролика — сценарий. Разбираемся, что нужно уметь, чтобы написать его, и как этому научиться.
«Слышал выражение „Хорошая импровизация — всегда заготовка“. Видео без сценария может получиться успешным. Но шансов тут 1/1000. Обычно даже для несценарных видео пишут какие-то сценарные планы и заготовки».
«Если у вас плохая картинка, звук, то сценарий все равно заставит зрителя смотреть. А если у вас идеальная картинка, звук, но плохой сценарий, человека ничего не удержит. Это просто не интересно».
«Необходимо развивать общий кругозор и быть в курсе событий в мире. Особенно это важно для работы на YouTube, где от написания сценария до выхода ролика проходит минимальное количество времени, а видео должны выходить регулярно».
«Среди навыков, которые точно стоит освоить: умение анализировать чужие видео, подчеркивать для себя полезные моменты и те, что не сработали. И обязательно прислушиваться к своей аудитории, отделять критику от хейта».
Начать будет проще, если вы работали журналистом, писателем, копирайтером, маркетологом, организовывали съемки, выступали как ведущий или стендапер, играли в КВН.
«У нас есть неплохой опыт в КВН. Конечно, блогинг и КВН — очень разные сферы, но опыт все равно играет большую роль. Юмористический контент всегда работает по одним правилам, только формы и запросы меняются».
«Почти 7 лет назад я начал выступать в стендапе. На Западе это практически прямая дорожка в сценаристы, у нас, конечно, не так, но знаю, что многие из моих коллег проходили школу КВН/стендапа. Придумывал какие-то забавные сюжеты и сценарии для себя. Друзья пробовали снимать блоги и короткометражные фильмы — помогал им по мере возможностей».
Если вам нужно наставничество, план обучения, взгляд со стороны и общение с единомышленниками, идите на курсы.
«Я общался и с ребятами, которые закончили ВГИК, и с теми, кто учился на курсах, и с такими же самоучками, как и я. Огромным плюсом образования будет получение связей, а также определенный контроль и наставничество преподавателей. Но у каждого свой путь».
Можно узнать, как начинали режиссёры и художники Pixar и какие истории их вдохновляют. Вам расскажут о том, как:
Формат обучения: 6 уроков в записи, практические задания.
Стоимость: бесплатно.
Формат обучения: 188 онлайн-уроков с практическими заданиями.
Стоимость: 198 000 р.
Вы сможете научиться:
Формат обучения: 8 онлайн-занятий за 10 недель.
Стоимость: 9500 р.
Обучение проводят и онлайн-школы, и известные блогеры. Часто научить предлагают только технике съемки, рекламе на площадке или способам монетизации. Ниже собраны курсы, в которые входят уроки по сценарному мастерству.
Для тех, кто хочет создать блог с нуля, организовывать съемки, монтировать и продвигать видео без больших вложений.
Формат обучения: 11 онлайн-лекций по 1,5 часа, практические задания.
Стоимость: 6500 р.
Вы узнаете, как выделяться среди других блогов, создавать контент и зарабатывать на нем.
Формат обучения: 46 онлайн-лекций и практические задания.
Стоимость: 15 000 р.
Формат обучения: 10 вебинаров на 20 часов, тестирование и домашние задания.
Стоимость: от 28 000 р.
Вы научитесь доносить основную мысль через концепцию и сценарий, рассчитывать затраты на съемки и продвижение, работать с рекламой. В программе есть модуль по Adobe Premiere и After Effects.
Формат обучения: видеолекции, онлайн-воркшопы, практические задания.
Стоимость: 34 900 р.
Научитесь использовать соцсеть как часть маркетинговой стратегии, учитывать предпочтения аудитории, делать вирусные ролики, интерактивы, монтировать на телефоне и компьютере, сотрудничать с блогерами и рекламодателями.
Формат обучения: 8 онлайн-лекций по 1 часу.
Стоимость: 6000 р.
Формат обучения: 15 вебинаров по 1,5 часа 2 раза в неделю, 15 практических занятий.
Стоимость: зависит от тарифа. Минимум — 29 000 р.
Формат обучения: 18 уроков, домашние задания с обратной связью и без. Онлайн-вебинары на тарифе «Pro».
Стоимость: зависит от тарифа и начинается от 4990 р.
«Я долгое время работал интернет-маркетологом до того, как решил заняться видеоблогингом, и умение анализировать контент, выявлять его сильные и слабые стороны помогло собрать более 400 000 аудитории на YouTube и более 130 000 в TikTok».
Позволяет понять принципы, делающие историю успешной. Автор описывает этапы работы от заявки до продажи, приемы, обеспечивающие коммерческий успех.
По словам Снайдера, это «книга о сценаристике тем языком, на котором говорят сами сценаристы и продюсеры».
Автор — американский теледраматург и преподаватель. Это учебник для киноиндустрии, но его можно использовать и для подготовки презентаций, выступлений, докладов. Он учит интересно рассказывать истории; создавать героев, которые нравятся зрителю; на примерах объясняет что такое акт, сцена, эпизод, кадр.
Иллюстрированное руководство для режиссеров-любителей, в котором есть рекомендации по свету, композиции, список интернет-ресурсов, полезных для монтажа, страницы для составления сметы и календарно-постановочного плана.
Созданию видеороликов посвящена одна из четырех частей книги. Автор приводит их классификацию и рассказывает, чем отличается работа над информационными, развлекательными и обучающими. Внимание уделяется и техническим аспектам: выбору оборудования, программ для монтажа.
Расскажет начинающим тиктокерам о площадке, ее пользователях и особенностях. Автор дает 56 идеи и темы, которые становятся популярными в соцсети.
Руководство с советами от знаменитых комиков подойдет не только выступающим на сцене, но и снимающим юмористические видео.
Пригодится, если вы планируете снимать интервью или хотите чувствовать себя увереннее на публике. Телеведущий делится способами эффективно доносить свои мысли, преодолеть неловкость, вести беседу.
«На этапе написания историй для себя, так сказать „в стол“, я много читал специальной литературы на эту и смежные темы. Моими первыми книгами были „Спасите котика!“ Блейка Снайдера и „История на миллион долларов“ Роберта Макки».
astremsky
Сценарная студия «Astories»
Сценарные технологии Александра и Наталии Астремских
Многие сценаристы тратят недели и месяцы работы впустую, не имея ясного представления о том, с чего НАЧИНАЕТСЯ работа над любым сценарием. В таком случае их долгое колдовство над клавиатурой обычно заканчивается грустной мыслью, что «это не история, а полная ерунда».
Вот наиболее распространённые проблемы, которые могут возникнуть у вас, если вы не владеете технологией создания сценария:
Если вам знакомы такие проблемы, то эта статья для вас. Она о том, какую подготовку необходимо провести, включая разработку истории и написание поэпизодного плана, чтобы потом вы могли написать сценарий быстро и при этом на 100% остались довольны созданным продуктом.
Конечно, кто-то может сказать: «Да что там подготавливать, что там разрабатывать. Просто берёшь и пишешь». Но это так же глупо, как строить дом без архитектурного проекта. Будет затрачено много времени и денег, а в результате вход в подвал будет через чердак.
В то же время, если перед строительством дома сделать максимум предварительной работы (подробный проект, закупка стройматериалов и др.), то девятиэтажный дом вырастет «как на дрожжах» за короткий срок.
Именно такой подход необходимо использовать в работе сценариста: сначала подготовка и планирование – и только потом написание сценария.
Технология подготовки и планирования сценария состоит из двух основных этапов:
В этой статье речь пойдёт о первом этапе, то есть о разработке истории.
Конечно же, в первую очередь Вам нужно:
a) Точно определиться, о чём Вы будете писать;
b) Записать вашу сценарную идею в нескольких предложениях.
Например, у вас давно крутиться в голове мысль – написать сценарий фантастического триллера «Мир насекомых». Ну что ж, опишите эту идею. Это может быть так же просто, как записать: «Мир будущего. Животные на планете вымирают. Развлекательная корпорация придумывает новый вид развлечений под названием «Мир насекомых». Описание развлечения: а.) в огромном, заброшенном парке водится бесчисленное множество насекомых; б.) участников развлечения уменьшают до размеров мизинца, дают микрооружие и отпускают в приключение, в котором насекомые по размеру являются для них такими, как тигры или даже динозавры для обычного человека; в.) суть развлечения заключается в охоте на «гигантских» насекомых. Главный герой, по профессии биолог, отправляется в уменьшенном виде в парк с насекомыми, но не на охоту, а для биологических исследований. Неожиданно у него ломается датчик, и сотрудники корпорации теряют его из вида. Выживет ли он в одиночку в смертельно опасном окружении?».
Когда вы это сделали, можно переходить к следующему шагу, выполнение которого может занять у вас много часов, но если вы всё сделаете правильно, то ваша история потенциально будет глубокой и интересной. Этот шаг называется «Исследование темы». Здесь имеется в виду «тема», как общее содержание чего-либо.
Этот шаг можно считать завершённым тогда, когда у вас появляется полная уверенность, что вы сориентировались в выбранной теме и твёрдо знаете, из какого «материала» вы будете создавать своё произведение.
Сначала хочу подчеркнуть три важных данных, которые необходимо знать и использовать при работе над любой историей:
И теперь я представляю вашему вниманию всю технологию разработки истории по шагам. После каждого шага я буду приводить пример его выполнения на основе идеи «Мир насекомых».
СХЕМА СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ:
ШАГ 1. Опишите в нескольких предложениях ЦЕНТРАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, в которую попал герой и из которой ему нужно выбраться победителем. Центральная ситуация – это то, вокруг чего строится вся история.
ПРИМЕР: Главный герой, по профессии учёный-биолог, и его помощница отправляются проводить опасное биологическое исследование в «Мир насекомых» с целью получить необходимый материал для своих опытов. Неожиданно они обнаруживают, что потеряли связь с реальным миром и руководством развлекательной корпорации – их датчики и рации не работают. Теперь им нужно выбраться из сложившейся ситуации живыми и невредимыми.
ПРИМЕР: Назовём главного героя – Стив. Его основная цель в сложившейся ситуации – остаться живым и выбраться со своей помощницей из «Мира насекомых».
ШАГ 3. Затем опишите уровень его «пробивной силы» или, другими словами, сколько энергии и настойчивости он готов вложить в противостояние противникам и обстоятельствам.
ПРИМЕР: Стив готов на всё ради спасения – то есть «победить или умереть в атаке».
ШАГ 4. Обязательно отметьте его знания, навыки и умения (всё, что относится к его способности решать проблемы).
ПРИМЕР: Так как Стив биолог, он обладает глубокими познаниями о насекомых, их повадках, а также об их сильных и слабых сторонах. Он очень умен и способен быстро анализировать ситуации.
ШАГ 5. Придумайте инструменты для героя, которые помогут ему в достижении целей (это может быть как прибор, приспособление, оборудование, так и просто какая-либо ярко выраженная способность).
ШАГ 6. Далее, в процессе разработки истории придумайте «душевную рану» для главного героя. Его внутренний конфликт, по поводу чего он переживает и что не даёт ему жить спокойно. Это сделает персонаж живым, глубоким и понятным для зрителя, иначе он останется «сырым» и поверхностным. Кстати, если вы хотите убедиться, как такой ход углубляет сценарий, можете взять своего героя (если у вас есть сценарий в разработке) и придумать ему душевную рану (если у него ещё такой нет). Вы будете удивлены, как ваш герой на глазах станет «трёхмерным».
ПРИМЕР: У Стива есть подозрения, что у его жены есть любовник, и он пытается сбежать от этой жестокой реальности, решив проводить опасное исследование в мире насекомых.
ШАГ 7. Наделите героя недостатком. Это что-то такое, что может сорвать весь план главного героя, что-то, что поставит под угрозу его победу.
ПРИМЕР: Стив очень любит насекомых и обнаруживает, что даже при самообороне ему трудно их убивать.
ШАГ 8. Теперь создайте основного АНТИГЕРОЯ, то есть того человека (существо), который будет противостоять главному герою. Создавайте его так же, как описано в шаге два.
ШАГ 9. Наделите антигероя силой. Он должен казаться непобедимым, быть непредсказуемым, хитрым и способным.
ПРИМЕР: Так как Майкл стоит в управлении корпорацией, под его началом находятся все ключевые люди, влияющие на «Мир насекомых», в который попали Стив и его помощница. Майкл знает все нюансы этого мира и может оказывать прямое влияние на происходящие там события.
ШАГ 10. Опишите, почему антигерой оказывает сопротивление главному герою. На этом шаге должен ярко проявиться основной КОНФЛИКТ сценария. Это основное трение, которое будет постоянно нарастать, и в конце фильма вспыхнет ярким всепожирающим огнём, поставив под вопрос жизнь и будущее главного героя.
ПРИМЕР: Жена Стива (назовём её Мэри) забеременела от Майкла, в то время как её муж Стив не способен иметь детей. Мэри скрывает свою беременность и отношения на стороне от мужа, но любовник Майкл уже знает о будущем ребёнке и очень хочет его рождения. Также он хочет жениться на Мэри. Для этого он делает всё, чтоб Стив якобы случайно «исчез».
ШАГ 11. Опишите все варианты проблем, препятствий и трудностей, которые мог бы создать антигерой для главного героя.
ПРИМЕР: Майкл может специально натравливать на Стива опасных насекомых и создавать для него природные катаклизмы. Также он направляет поисковую группу, которая разыскивает Стива, по ложному пути. Поисковая группа – это специально обученные люди также в уменьшенном виде. Из-за влияния Майкла на главу поисковой группы, эти люди каждый раз как бы «случайно» обходят Стива и его помощницу стороной.
ПРИМЕР: Жена Стива, она же любовница Майкла – Мэри. Её цель, после исчезновения Стива, найти его и признаться в своей нечестности, после чего она сможет с чистой совестью выйти замуж за Майкла.
Помощница Стива – назовём её Джулия. Она влюблена в Стива, но давно скрывает это, т.к. не в её принципах разбивать семью. Во время их нахождения в «Мире насекомых», она узнаёт от Стива, каково настоящее положение дел в его семье, и что, кроме этого, он подозревает, что у его жены есть любовник. Джулия решает для себя, что она обязана сделать счастливым Стива. Теперь её цель – не только спастись из мира насекомых, но и выйти за Стива замуж.
Начало: Посредственная семейная жизнь Стива и Мэри не предвещает никаких улучшений. Стив замкнут в себе, и работает над своим новым исследованием. Мэри уже давно не интересуется Стивом и её раздражает его работа. На стороне у неё развивается бурный роман с Майклом. Он очень богат и даёт Мэри, как ей кажется, всё, что нужно женщине для счастья. Стив подозревает о связях жены на стороне и, пытаясь спрятаться от мыслей об этом, отправляется проводить биологические исследования в «Мир насекомых». Он берёт с собой Джулию.
ШАГ 14. На шаге №11 мы рассмотрели основной конфликт истории, теперь придумайте несколько второстепенных конфликтов.
ПРИМЕР: В начале сценария Стив и Мэри конфликтуют по поводу их отношений. В конце сценария, Мэри уже конфликтует с Майклом. Стив и Джулия в постоянном противостоянии насекомым. Также можно показать конфликты внутри поисковой группы, когда её глава (по указанию Майкла) умышленно обходит стороной цель, а другие члены группы подозревают, что тут что-то нечисто.
ПРИМЕР: Майкл скрывает от Мэри то, что случилось на самом деле со Стивом. Он подкупает главу поисковой группы. Наносит вред Стиву и Джулии, устраивая на месте их нахождения природные катаклизмы.
ШАГ 16. Опишите, как вы в конце сценария накажите антигероя. Это должно быть такое наказание, чтобы при его осуществлении зритель ликовал. Причём он будет ликовать тем больше, чем успешнее вы сможете выполнить предыдущий шаг (вызвать неприязнь).
ПРИМЕР: Майкла неожиданно для всех съест насекомое, похожее на чудовище.
ПРИМЕР: Получит превосходную заботливую жену. Найдёт материал для исследований, который искал всю жизнь, и тем самым воплотит свою давнюю мечту.
ШАГ 18. Определите, что случится с героем, если он не достигнет цели. Это та угроза, которая должна нависать над героем на протяжении всего сценария, с каждой страницей становясь всё реальней и опасней.
ПРИМЕР: Насекомые, натравленные Майклом, всё ближе и ближе подбираются к Стиву и Джулии. Противоядие заканчивается, и шансы погибнуть возрастают с каждой секундой. Кроме того, с другой стороны героев настигает глава поисковой группы, подкупленный Стивом, который лично собирается уничтожить главного героя и его помощницу.
ПРИМЕР: Изменение Мэри – из капризной, эгоистичной женщины, она превращается в человека, который спасает жизнь тому, кто этого действительно заслужил. Даже ценой своей жизни.
Изменение Стива – он начинает смотреть трудностям в глаза, и понимает, что теперь всё зависит только от него. Он перестаёт плыть по течению и старается установить контроль над ситуацией, в которую он попал. Он проявляет всё своё мужество и мужскую силу.
ШАГ 20. Создайте вторую линию. Вторая линия — это еще одна (второстепенная) сюжетная линия с участием героя или антигероя. Это один из способов придать дополнительную глубину вашей истории.
ПРИМЕР: Вторая линия – Стив и Джулия завязывают отношения. Он узнаёт, что настоящая суть отношений мужчины и женщины заключается в постоянной взаимопомощи и искренней поддержке друг друга в трудную минуту.
ШАГ 21. Определить, у кого или чего главный герой может чему-то научиться. То есть должен быть какой-то человек, который будет способствовать тому, что наш герой начнёт становиться способнее, и всё лучше и лучше будет преодолевать возникающие на его пути препятствия.
ПРИМЕР: Джулия будет оказывать огромную поддержку Стиву, будет вдохновлять его и открывать для него новые истины.
ШАГ 22. Определить – какой образ жизни главный герой покидает, и в какой вступает (из старой тихой жизни в новое захватывающее приключение). Обычно «старая жизнь» показывается в начале фильма.
ШАГ 23. Создайте загадочную и захватывающую ЛЕГЕНДУ (другими словами – предысторию). Это какой-то миф, это «что-то», что произошло гораздо раньше происходящих в настоящий момент событий, но… то, без чего события, описываемые в сценарии, не были бы настолько интересными и завораживающим. Грамотно проработанная ЛЕГЕНДА – один из главных секретов «полного погружения зрителя в фильм». Чтобы понять, о чём я говорю, проанализируёте на наличие «легенды» такие фильмы, как: «Гарри Поттер», «Звёздные войны», «Трансформеры», «Особо опасен», «Матрица» и «Дозоры». Все эти фильмы содержат ярко выраженную легенду.
ПРИМЕР: В начале истории, перед тем, как Стив попадает в мир насекомых, Джулия рассказывает ему, что из засекреченных источников слышала, будто по статистике в «Мире насекомых» без вести пропадает около пятнадцати человек в год. Но эта информация мало кому известна и не выносится на обсуждение и расследование. Куда исчезают эти люди? Может их съедают насекомые, а корпорации не выгодно это афишировать? Или это не простая случайность?
Тайну данной легенды я раскрою уже в следующей статье под названием «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ. Часть 2: ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН».
Также в следующей статье:
а.) технология проработки ключевых деталей сценария;
б.) технология проработки главных и второстепенных сюжетных ходов;
в.) принципы создания эпизодов и основы конструирования цельного сценария.
Кстати, история о приключениях Стива была разработана за пару дней во время написания этой статьи для того, чтобы предоставить вам понятные примеры.
Так что данная технология работает. Убедитесь в этом сами, выполняя вышеописанные шаги в том порядке, в котором они здесь изложены. Последовательно записывая все мысли и идеи на бумагу, буквально через пару часов вы увидите, как история, которая могла бы взращиваться месяцами, как «по волшебству» оживёт у Вас прямо на глазах.
Итак, ПРИМЕНЯЙТЕ ТЕХНОЛОГИЮ и до скорой встречи на страницах следующей статьи!
Автор статьи – Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии « ASTORIES » (при участии Наталии Астремской).
© 2009 Александр Астремский. Все права защищены.
Секреты телешоу: как пишутся сценарии
В «Зважених та щасливих» пытались побить автора выпуска, а в «Битве хоров» режиссируют любовь.
Украинцы уже привыкли к многочисленным реалити-шоу, талант-шоу и юмористическим передачам. Но мало кто знает, что для удачного эпизода нужны не только яркие герои, но и хороший сценарий.
Так действительно ли ТВ-драматурги получают «огромные» деньги и насколько востребованы они в нашей стране?
Сериальная банда
По словам Крутоголова, сценарист живет в воображаемом мире, о котором пишет, он летает в облаках, не замечая близких. К примеру, играть с ребенком и писать сценарий, невозможно. К тому же сценаристы — народ своеобразный: «Я много раз видел, как сценарист может с серьезным видом выслушать самую веселую шутку и лишь через несколько минут сказать: «Было смешно».
Егор убежден, что писать комедии — сложнее всего. «Чувство юмора — врожденное, но развивать его можно. Например, читать анекдоты и смотреть комик-шоу. Конечно же, нельзя обойтись без опыта публичных выступлений. Ставить опыты на домашних и собаках недостаточно. Главное — рассмешить конкретных людей», — заверил актер.
Реалити-шоу: между конфликтом и юмором
«Сценарий в большинстве ТВ-шоу не востребован — живая эмоция и неожиданный поворот всегда интереснее, — уверена шеф-редактор проекта «Меняю жену» на телеканале «1+1» Елена Кричковская. — Если прописывать заранее сюжеты, то получается искусственная постановка с горе-актерами».
По ее словам, впервые документальное реалити на украинских экранах появилось лет 6 назад. За это время зрители привыкли к такому жанру и теперь ждут чего-то нового.
Главная сценарная и редакторская работа в шоу состоит в том, чтобы заложить некий конфликт и подобрать персонажей-антиподов. Например, в проекте «Меняю жену» редакторы, исполняющие роль сценаристов, всегда подбирают семьи со своими устоявшимися взглядами на жизнь и выводят эту «разность» на первый план. «Мы берем кардинально разных героев, — говорит девушка. — Например, многодетную женщину, которая долго была в декрете и мечтает о собственном бизнесе, но не знает, с чего начать, меняем с успешной бизнес-леди, у которой нет детей. Они многому могут научить друг друга, несмотря на возможные конфликты. Кстати, ссоры участников часто заканчиваются шутками. Им сначала тяжело впускать в свою семью чужих, но через неделю-две они ведут себя доброжелательно».
По словам Елены, после проекта многие семьи продолжают дружить. «Иногда даже удивляемся, что может быть общего у этих людей? В позапрошлом сезоне была у нас верующая семья из Западной Украины и стриптизер из Кривого Рога. По всем прогнозам, этот обмен должен был получиться очень конфликтным. Морально мы готовили и одну, и другую семью. Но они настолько сдружились, что даже после проекта ездили друг к другу в гости», — рассказывает Кричковская.
«Лайвы»: как участники мстят сценаристам
«Сценарист и режиссер — как мама и папа программы, продумывают все, что будет происходить с героем: конкурсы, искушения, конфликты — все, что мы называем «лайвами», — делится главный сценарист реалити-шоу «Взвешенные и счастливые» на телеканале «СТБ» Наталья Щербина. — Также сценарист должен уметь моментально реагировать на происходящее, ведь мы не прописываем роли и диалоги участников. Например, во втором сезоне одна пара поженилась. Эта любовь не входила в наши планы, но мы «плыли по течению» и разожгли эту искру. Частенько бывает так, что приходится требовать от участника какой-то эмоции, слез. Это жестоко, но я понимаю, что так нужно для проекта. Потому всегда с героями держу дистанцию».
Иногда участники проекта недолюбливают сценаристов за то, что они придумывают слишком сложные конкурсы, из-за чего те мерзнут, переступают через себя, а иногда и плачут. Потому нередко герои мстят своим «обидчикам». «В третьем сезоне у нас был очень экспрессивный участник Андрей, который пришел к нам с весом за 200 кг, — рассказывает Наталья. — Он невзлюбил стройного и высокого сценариста Женю. Во время испытания, в котором участники пролезли под колючей проволокой по грязи, Андрей с грозным видом направился к Жене. Сценарист бросил все бумаги и кинулся прочь от разгневанного героя. Общими усилиями удалось вернуть Андрея в кадр и избежать драки. Всякое бывает, но после проекта участники, скинув не один десяток килограммов, нам говорят «спасибо».
Социалка: результат предсказуем?
Руководитель реалити-шоу «Дорогая, мы убиваем детей» на телеканале «СТБ» Дарья Майборода долгое время работала сценаристом в этом проекте. Его герои — семьи, в которых детское непослушание переходит все границы. А задача сценариста — продумать план изменений, которые могут помочь родителям справиться с неуправляемыми чадами. «Дальше мы наблюдаем, как эти правила влияют на жизнь семей, — говорит Дарья. — В 70 процентах случаев нам удавалось спрогнозировать результат». С каждой семьей редактор и сценарист работают 1,5 месяца, но и после проекта интересуются судьбой героев.
«Бывают истории, которые имеют и негативные финалы. Зачастую из-за нежелания родителей меняться, — рассказывает Майборода. — Например, в одной семье у мальчика была компьютерная зависимость. Он материл своих родителей, бился в истерике, когда те пытались ограничить время его пребывания за монитором. И эта история не закончилась хеппи-эндом. А все из-за матери, которая не захотела идти нам навстречу».
Но бывают и совершенно неожиданные повороты. «В одной семье мама больше любила своих 11 собак, чем пятерых детей, которые вечно бегали голодные и грязные. Но в итоге она осознала свои ошибки. Сейчас родила шестого ребенка, а собак осталось трое», — рассказывает девушка.
По словам Дарьи, в подобных социальных проектах без участи сценариста не обойтись, хотя многие телеканалы экономят на этой должности. «Без сценариста, который должен еще и хорошо разбираться в психологии людей, герои не смогут даже раскрыться перед камерами. И, соответственно, реалити проиграет в качестве», — уверяет девушка.
Кстати, по данным «Сегодня», в среднем украинский сценарист за свою работу получает 6—10 тысяч гривен в месяц. Зарплата зависит от количества выпусков, над которыми он работал.