Главная » Правописание слов » Как написать сценарий лекция

Слово Как написать сценарий лекция - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать сценарий лекция

Современное образование все больше и больше начинает использовать информационные технологии, предназначенные как для повышения эффективности образования в целом, так и повышения его доступности за счет использования дистанционных методов [1].

Действительно, электронные дидактические материалы становятся доступными для всех, для кого доступен Интернет. И каждый может использовать их, возвращаясь к непонятому материалу многократно [5].

Однако это порождает ряд проблем, которые не возникали при традиционном, аудиторном способе обучения. Сразу оговоримся, здесь речь пойдет не о лекции, которая читается в интерактивном режиме через Интернет и допускает определенную степень общения с обучаемыми. Речь пойдет о лекции, которая специально создается так, чтобы материал, включенный в нее, был бы доступен в любое удобное для обучаемого время.

И тут напрашиваются следующие аналоги. Если традиционную лекцию автор уподобляет театральному спектаклю, точнее, моноспектаклю, то электронная лекция будет соответствовать телеспектаклю в прямой трансляции. Тот же, о чем говорит автор, ближе всего к кинофильму. Из этого сопоставления следует очень важный вывод: все три типа дидактических материалов должны разрабатываться по разным технологиям.

В частности, если первые два типа оставляют в процессе представления место для импровизации, то в последнем типе (его-то для определенности мы и будем называть электронной лекцией) импровизация заменяется дублированием. Имеется в виду, что какой-то материал при фиксации на носителе реализуется в виде нескольких дублей, после чего за счет монтажа в нем остается только один, но самый удачный, на взгляд обучающего, дубль. А такая технология не может базироваться на конспекте, но только на продуманном и правильно написанном сценарии!

В учебниках драматургии написание сценария разделяется на этапы, [2] и первым этапом является этап формирования идеи – сути всей дальнейшей истории, изложенной как можно более коротко и емко. Для преподавателя это во многом соответствует теме лекции. Например, «Исследование функций с помощью производных». Название же «Алгоритмы вычислительной геометрии» не является идеей, поскольку не указывает на суть того, для чего эти алгоритмы нужны. Здесь уместнее было бы говорить об алгоритмах, позволяющих вычислять взаимоположение различных графических объектов на плоскости. Таким образом идея приобретает следующую формулировку: «Для чего и каким образом вычислять взаимное расположение графических объектов на плоскости».

Вторым этапом при разработке сценария лекции будет создание структуры.

Здесь отправной точкой является ситуация, масштаб которой достаточен для создания цельного материала. Если говорить о взаимном расположении графических объектов на плоскости, то это сводится к ситуациям, постоянно встречающимся в компьютерной графике, начиная от взаимного расположения точек и отрезков (рис. 1, а) до задачи построения звездчатого многоугольника (рис. 1, б). Понятно, что тема должна быть обобщением в применении к множеству точек и множеству отрезков или ко множеству многоугольников.

Кроме того, в теме обязательно должна присутствовать прагматика. Другими словами, нужно показать, что алгоритмы вычислительной геометрии служат не для упражнений пытливых умов в математике, а необходимы для решения задач которые постоянно встречаются, в данном случае в компьютерной графике.

В отличие от традиционной драматургии в сценарии лекции не обязательно должны присутствовать протагонист и антагонист – главный положительный и главный отрицательный герои. Однако и здесь есть место для конфликта. Так, в компьютерной графике это чаще всего конфликт между объемом вычислений и скоростью работы алгоритма.

Теперь можно непосредственно переходить к структурированию. А. Митта [3] предлагает выстраивать структуру вдоль оси времени. В этом есть свои резоны.

Построим ось времени. При этом по другой оси будем отмечать те эпизоды, которые мы хотим изложить. Этих эпизодов пять:

1. Графические примитивы.

2. Взаимное расположение пикселей в растре.

3. Требования к алгоритмам рисования графических примитивов в растре.

4. Алгоритм Брезенхейма для рисования прямой [4].

5. Алгоритм Брезенхейма для рисования окружности [4].

Построив соответствующую временную диаграмму, получим следующее (рис. 2).

Сразу отметим, что подобная диаграмма позволит преподавателю не только строить сценарий лекции по времени, но и определить, сколькими иллюстративными компьютерными материалами насыщать каждый отрезок лекции и с какой частотой их демонстрировать.

Третий этап, согласно [3] – разработка поэпизодного плана. На этом этапе важно выстроить событийную канву – наметить, что будет происходить в лекции, как будет развиваться материал – от постановки задачи до ее алгоритма и/или программной реализации. В результате должно получиться то, что сейчас называется «синопсисом». Основное отличие синопсиса от конспекта заключается в том, что синопсис содержит информацию не только о том, о чем будет говорить преподаватель, но и том, что он будет при этом демонстрировать обучаемым.

Рис. 1. Задачи вычислительной геометрии: а – положение точки относительно отрезка; б – построение звездчатого многоугольника

Рис. 2. Временная диаграмма лекции по растровым алгоритмам

Следующий этап – ракадровка. Раскадровка содержит в себе сценарный план, увязанный с эскизной визуализацией эпизодов. Напомним, что под эпизодом понимается некий отрывок, содержащий законченное действие. Например, если персонаж переходит из одного угла комнаты в другой, то это и есть эпизод, который может быть отображен в одном эскизе. Действие, связанное с этим событием, может быть указано в описании эпизода или непосредственно на самом эскизе. Понятно, что здесь не нужна детальная проработка визуального ряда – достаточно наметить эскизно, что будет представлено обучаемому, а вербальный ряд должен быть представлен конспективно.

Покажем на примере разработки, которую осуществлял автор – «Детский русско-кабардинский разговорник». Целью разработки было создание анимации, в которой герой совершал некоторые простые действия, которые комментировались на русском языке и дублировались на кабардинском. Тема, раскадровка которой предлагается ниже, называется «Я встаю утром».

Раскадровка начала темы «Я встаю утром»

Эпизод 1. Пробуждение (рис. 3)

Девочка открывает глаза.

Поднимает голову с подушки и садится на кровать.

Расставляет руки и приятно потягивается.

Поворачивается к кровати.

Начинает поправлять подушку и заправлять одеяло.

Рис. 3. Эскиз к эпизоду 1

Эпизод 2. Зарядка (рис. 4)

Девочка берёт мяч и поднимает над головой.

Расставляет ноги на ширину плеч.

Она начинает делать наклоны с мячом вправо и влево по 2 раза в одну и в другую сторону, 8 раз.

Выпрямляется и отпускает мяч.

Наклоняется и берет скакалку.

Начинает упражнение со скакалкой.

Рис. 4.Эскиз к эпизоду 2

Эпизод 3. Умывание (рис. 5)

Она стоит около умывальника.

Наклоняется и открывает воду.

Девочка берёт мыло и подставляет руки под воду.

Девочка намыливает руки, и кладет мыло в мыльницу

Смывает с рук мыльную пену.

Складывает руки «ковшиком» и набирает в них воду.

Поворачивается и берёт полотенце.

Вытирает руки и лицо, вешает полотенце.

Рис. 5. Эскиз к эпизоду 3

Рис. 6. Окончательный вариант эпизода 1 с текстом и анимацией

На следующем этапе в раскадровку может быть добавлен требуемый по замыслу разработчика текст, который должен быть отображен на экране.

Пользуясь подобным материалом, дизайнер или художник, который, по нашему мнению, обязательно должен работать в паре с автором, может создавать уже более тщательно проработанные в художественном плане кадры, правильно выстраивать движения и отображать весь сюжет как единое целое. Иллюстрация и является примером такой окончательной проработки (рис. 6).

В конечном итоге, преподаватель создаёт сценарий электронной лекции, на основании которого дизайнер (художник) сможет выстроить логически непротиворечивый по отношению к вербальному ряду, излагаемому преподавателем, визуальный ряд, а оператор воплотить его в видеоматериал в конгениальный визуальный ряд.

Таким образом, создание электронных лекций должно опираться не на традиционный конспект, но на четкую структурированную схему – сценарий.

Рецензенты:

Петросян В.Г., д.п.н., профессор, директор, ГОУ «Лицей для одаренных детей», г. Нальчик;

Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, кафедра методики и дошкольного начального образования, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.

Источник

Как написать сценарий лекция

Сотрудник техподдержки принимает звонок от клиента, который на прошлой неделе общался с его/ее коллегой.

В процессе разговора сотрудник выясняет, что от успешного решения вопроса зависит крупная сделка с компанией клиента. Однако он/она также обнаруживает, что коллега, который ранее работал с клиентом, еще не приступал к решению вопроса.

В этом акте происходит развитие конфликта, его нарастание. В процессе герою могут встретиться несколько препятствий, с которыми необходимо будет справиться. Препятствия лучше чередовать с периодами относительного спокойствия, в которые обучающийся сможет осмыслить увиденное и впитать какую-либо полезную информацию.

Конец второго акта знаменуется еще одним неожиданным событием (кризис), которое ставит под вопрос саму возможность положительного исхода истории. Теперь все будет зависеть от правильных действий героя.

Клиент начинает подозревать, что его/ее вопрос далек от решения. Повышается голос клиента, в нем появляются нотки отчаяния. Персонажу под руководством обучающегося предстоит выбрать верные слова, чтобы смягчить негодование клиента и вселить в него/нее уверенность, что проблема будет решена.

В конце акта клиент предлагает сотруднику поддержки объяснить ситуацию его/ее начальству. Теперь сотруднику нужно решиться на звонок, от которого зависит судьба крупной сделки, и максимально ясно сформулировать то решение, которое он/она выбрала.

Одно из главных правил построения интересного сюжета – новая информация должна поступать небольшими порциями, за которые еще нужно побороться. Например, для того, чтобы справиться с мини-испытанием во втором акте, герою нужно пройти небольшой интерактив. Полученные сведения (например, пароль от базы данных) помогут ему/ей продвинуться дальше по сюжету.

Если персонажей нет, сюжет носит рудиментарный характер, а курс представляет собой обычную последовательность информационных слайдов, то пропустите этот пункт и сразу переходите к следующему разделу.

В случае обучающих материалов без сюжета, под сценарием часто понимается «раскадровка» будущего курса: макеты слайдов, на которых схематично представлены те визуальные элементы, которые появятся на них в дальнейшем (тексты, изображения, видео), плеер курса.

Вот слайд из сценария курса, который мы создавали для одного из наших клиентов:

Писать сценарий целесообразно для обеих категории курсов. В первом случае вы создадите концепцию и макет курса, чтобы понять, как будет распределена информация для запоминания (золотое правило – не более одной мысли на слайд). Во втором – заранее распланируете логику работы тренажеров и других интерактивностей, если это курс без действующих лиц.

В случае же, если ваш курс предполагает наличие персонажей и сюжета, вы будете работать над максимальной комплектацией сценария с концепцией, описанием сюжета и персонажей, а также послайдовым макетом.

Эта статья написана благодаря помощи моих коллег из Смартлайн, которые уже более 10 лет создают дистанционные курсы для самых разных российских компаний.

Если у вас есть нереализованный проект онлайн-обучения, напишите нам и мы обязательно поможем вам воплотить его.

Источник

Сценарное мастерство: как создать отличный сценарий

Театр начинается с вешалки, а театральная постановка – со сценария. Пытаться поставить спектакль или снять фильм без сценария – все равно, что пытаться пересечь океан без всякой навигации.

Сценарий в его общем виде может понадобиться и тем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией. Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления. Для решения первой проблемы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Современная риторика», где вы научитесь хорошо говорить, правильно вести себя на сцене, пользоваться ораторскими приемами и многому другому, что позволит вам успешно выступать перед любой аудиторией.

Ну а начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем далее.

Что такое сценарий и почему он так важен?

Сценарий – это руководство для продюсеров, режиссера, актеров, съемочной группы. Сценарий является общей почвой, с которой все в фильме будут работать от начала до конца производства.

Он рассказывает полную историю, содержит все действия и диалоги для каждого персонажа, а также описывает персонажей визуально, чтобы кинематографисты могли воплотить их стиль, внешний вид или атмосферу в реальность. Поскольку сценарий является своего рода чертежом фильма или телешоу, он отражает и стоимость проекта.

Создание фильма требует тщательного планирования бюджета. Например, если сценарий содержит спецэффекты и сцены в разных локациях, то бюджет должен быть значительно выше, чем в фильме, в основном ориентированном на диалог.

Итак, откуда же берется сценарий? Обычно он создается одним из следующих способов:

Хотя может показаться, что адаптированные сценарии писателю легче готовить, так как история уже есть, тут есть свой набор проблем.

Чрезвычайно страстные поклонники оригинального материала могут быть очень жесткими к сценаристу (поклонникам комиксов и научной фантастики, как известно, трудно угодить).

К тому же, материал должен быть написан в формате сценария, который очень отличается от того, как пишутся книги. В самых общих чертах, сценарий – это документ на 90-120 страницах, написанный шрифтом Courier 12pt. Интересно, почему используется шрифт Courier? Это вопрос времени. Одна отформатированная страница сценария в шрифте Courier равна примерно одной минуте экранного времени. Вот почему среднее количество страниц в сценарии должно составлять от 90 до 120 страниц.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Для создания стоящего фильма, спектакля, шоу и любого вида представления человеку требуется особое сценарное мастерство, так же как для исполнения ролей необходимо актерское мастерство. К слову, у нас есть соответствующий курс, где начинающие актеры узнают о существующих театральных системах и освоят искусство перевоплощения и переживания. Ну а сейчас мы поделимся секретами сценарного мастерства известных деятелей этой сферы.

Персонажи никогда не говорят то, чего они хотят на самом деле

Все дело в подтексте. Эрнест Хемингуэй лучше всего выразился, ставшей теперь знаменитой, цитатой: «Если писатель достаточно хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить известные ему подробности. Величавость движения айсберга обусловлена тем, что над водой видна только одна девятая его часть».

Когда персонажи раскрывают свои секреты, нет места для открытия, таким образом, ничто не удерживает внимание аудитории.

Это один из самых больших секретов написания сценария. Навык необходимо освоить и постоянно оттачивать, и если вы сумеете выполнить то, что советует Хемингуэй, вы заметно продвинетесь к тому, чтобы стать хорошим сценаристом.

Спросите себя: «Так ли необходимо персонажу передавать эту информацию?»

Дэвид Мэмет (киносценарист, лауреат Пулитцеровской премии 1984 года за пьесу «Гленгарри Глен Росс»), задающий этот вопрос, считает, что если ответ «нет», то лучше вырезать эту информацию. «Потому что вы не ставите аудиторию в такое же положение с главным героем – я пытаюсь принять это как абсолютный принцип. Я имею в виду, если я пишу не для публики, если я пишу не для того, чтобы им было легче, тогда для кого, черт возьми, я это делаю? И вы следуйте этим принципам: сокращайте, создавайте кульминацию, оставляйте экспозицию и всегда продвигайтесь к единственной цели главного героя. Это очень строгие правила, но именно они, по моему мнению и опыту, облегчают задачу аудитории».

Помните: действие говорит громче слов

«Если вы притворитесь, что персонажи не могут говорить, и напишете немое кино, вы напишите большую драму», – Дэвид Мэмет обучал этому свой писательский персонал.

Хороший диалог часто является результатом того, что сценарист не пишет ни одного диалога. Это может звучать как оксюморон, но это правда. Гораздо больше мы узнаем о персонажах через их действия и реакции.

Посмотрите, как много мы узнаем о характере Антона Чигура в его вступительной сцене в фильме «Старикам тут не место». Он безжалостный убийца, и мы узнаем это через его действия и реакции. Красота этого заключается в том, что когда герой что-то говорит — зритель его слушает, и это имеет значение.

Используя меньше диалога и фокусируясь на действиях и реакциях, сценарист усиливает существующий диалог.

Лучший диалог исходит от двух или более персонажей в одной сцене, которые преследуют разные цели. Все очень просто. Если это присутствует почти в каждой сцене вашего сценария, диалог выскочит из страницы, и аудитория будет следить за героями, ожидая, кто победит в споре.

Конфликт – это все. Если есть конфликт, есть и история.

Аарон Соркин – американский сценарист и лауреат премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми» – однажды сказал: «Каждый раз, когда вы видите двух людей в комнате, несогласных друг с другом хоть в чём-то, пусть даже если речь идёт о времени дня, – это сцена, которая должна быть записана. Вот что я ищу».

Вспомогательные персонажи являются поддерживающими

Слишком часто сценаристы допускают ошибку, давая строки диалога персонажам, которые их не заслуживают.

Дэвид Мэмет однажды мудро заявил: «Без сомнения, одна из самых больших ошибок, которую я вижу у любителей, – это персонажи, которые говорят только потому что они находятся в сцене. Если персонажи говорят только потому что это написано в сценарии, сцена будет невыносимо скучной».

Каждая линия диалога в фильме должна иметь значение и продвигать историю и персонажей вперед. Пустые слова второстепенных героев отнимают у остального диалога время и ценность. Вспомогательные персонажи существуют, чтобы поддержать главных героев и историю. Если то, что они говорят, не относится к истории, это следует сократить.

Забудьте о том, что диалоги должны звучать реально

Отличный диалог в фильмах звучит не так, как мы разговариваем в жизни. Это усиленная реальность, предназначенная для передачи эмоции момента в двух-трех словах.

Внимательно послушайте популярные строки в известных фильмах.

В реальном мире мы так не разговариваем. Мы заикаемся. Мы произносим такие слова, как «эмм», «как», «ну» и т.д. Мы идем по касательной. Мы начинаем рассказ, возвращаемся назад, когда упускаем детали, начинаем снова. Если бы сценаристы писали диалоги так, как люди действительно разговаривают в реальной жизни, никто не мог бы слушать это в кинотеатре. Мы ходим на хорошие фильмы, чтобы послушать развлекательную кинематографическую поэзию.

Поэтому избегайте часто даваемых советов изучать реальные разговоры и подражать им. Да, вы хотите избежать деревянного диалога. Да, вы хотите, чтобы персонажи прерывали друг друга и говорили фрагментами, как мы часто делаем в реальной жизни. Но если вы прислушаетесь к тому, как мы действительно говорим, и сравните это с некоторыми из лучших кинематографических диалогов, вы быстро поймете, что персонажи фильма говорят в гиперреалистичном формате, приправленном развлекательной, привлекательной и иногда поэтической вспышкой. Они разговаривают с ритмом и темпом рассказа.

Мастер диалога Квентин Тарантино сказал об этом лучше всего: «Я думаю, что в моем диалоге есть немного того, что вы бы назвали музыкой или поэзией, и повторение определенных слов помогает придать ему ритм. Это просто происходит, и я просто иду с ним, ища ритм сцены».

Сценарного мастерства, как у Тарантино, Мэмета, Хемингуэя, Соркина, Филда, Коэнса и других, достичь сложно. Вам понадобится немало времени, чтобы приблизиться к тому, что они сделали в своих фильмах, пьесах и историях. Но даже выполнив небольшой процент того, что они применяют в своих работах, вы будете впереди большинства сценаристов.

Просмотрите свои написанные сценарии. Держите эти шесть секретов от мастеров в уме и подумайте, можете ли вы выйти на новый уровень со сценарием, который действительно продуман до мелочей и имеет значение.

И напоследок: если вы хотите основательнее изучить сценарное мастерство, курсы от 4Brain окажут вам в этом хорошую помощь. Например, пройдя наш курс «Скорочтение: как научиться быстро читать» вы быстрее и эффективнее осилите следующие интересные книги по сценарному мастерству:

Источник

Как провести крутую лекцию/вебинар: 16 советов от трех серийных лекторов. Leader-IT events #2

В феврале мы выясняли секреты крутого митапа. В этот раз попросили поделиться советами трех хорошо знакомых Хабру лекторов (Кирилла Анастасина, Вячеслава Уточкина и Евгения Жданова). За их плечами сотни публичных выступлений, и им есть чем поделиться.

Говорили про выбор времени, длительность, контент, подстраховку и прочие важные вещи. В итоге у нас опять набралось 16 пунктов.

Кто делился с нами опытом

Кирилл Анастасин, создатель одноименной cтудии, отдела презентаций Яндекса, комиксов Komikaki и мема про ногу Акинфеева. Кирилл не первый год тренирует спикеров для крупнейших IT-конференций, много выступает сам, а также ведет несколько каналов в Telegram и соцсетях.

Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Через нашу платформу при его непосредственном участии регулярно проводятся технологические лекции и митапы по геймдеву и разработке, куда приглашаются интересные спикеры.

Евгений Жданов, ведущий эксперт Управления научных исследований и инноваций ЯрГУ. Только через наш Leader-ID он провел более двух сотен общественных лекций.

Онлайн / офлайн

Прежде чем говорить о конкретике, определимся с фокусом. Наши советы применимы как к онлайн-, так и к офлайн-мероприятиям. Но в сложившихся условиях мы сделали акцент именно на онлайне — на вебинарах.

На фоне классических лекций вебинары имеют ряд особенностей. С одной стороны, на них могут приходить люди из других регионов, которые иначе физически не смогли бы присутствовать. А с другой стороны, спикерам сложнее читать лекцию в пустоту. Во время привычных аудиторных мероприятий они мгновенно получают обратную связь, здесь же и ощущения, и формат подготовки совсем иные. Есть различия и в так называемом нетворкинге. Офлайновые мероприятия часто обслуживаются кейтерингом, чтобы за кофе или другим напитком люди, заинтересованные в тематике лекции, общались между собой, расширяли свой круг контактов. Увы, в онлайне доступны лишь общие чатики.

Несмотря на различия, есть у этих форм выступлений перед аудиторией и общие черты. Поэтому далее, если нет оговорки о формате, будем считать, что совет относится к обеим ситуациям.

Совет 1. Определите цель и аудиторию

Сначала отметим пару капитанских вещей, которые нужны для полноты картины.

Любая лекция, как в офлайне, так и в онлайне, должна иметь цель, правда, совершенно не обязательно с коммерческими корнями. Возможно, это обучение, и в этом случае корректнее будет говорить не о цели как таковой, а о том, какую задачу поможет решить изложенный в лекции материал (какими знаниями и навыками должен будет обладать слушатель по итогу). Успех мероприятия можно будет оценить по тому, достигнута ли эта цель в конечном итоге.

Цель во многом определяет аудиторию, перед которой предстоит распинаться. Лучше, если у аудитории будет приблизительно одинаковый уровень подготовки. Иначе может возникнуть неприятная ситуация, когда трети слушателей лекция непонятна, а еще треть считают время потраченным впустую, поскольку излагаются очевидные вещи.

Кирилл Анастасин:

«Ты не сможешь одинаково интересно рассказывать и для выпускника детского сада, и для кандидата наук одновременно. Группа должна быть цельная — с одинаковым уровнем знаний и понимания. Можно и входное тестирование делать, если речь идет о целом обучающем курсе. Но ради одной лекции это вряд ли имеет смысл».

Совет 2. Про контент

Люди тратят свое время, чтобы узнать что-то полезное для себя. Поэтому при подготовке на контенте следует сосредоточиться по максимуму.

Если в подготовке лекции участвует несколько человек, на этом этапе важно обсудить ожидания — не просто тему, о которой будет рассказывать спикер, а то, как организаторы и спикер видят весь процесс. Надо определить основные пункты, которые предполагается раскрыть, ведь хороший контент надо еще правильно подать.

Евгений Жданов:

«Спикер может быть глубоким профессионалом в своей области, но если он неинтересно рассказывает, аудитории лекция не понравится. Нужно ориентироваться на интересы и уровень слушателей, а также на ораторские навыки спикера».

Совет 3. Про время

Грамотно выбранное время проведения мероприятия, конечно, не обеспечит успех, но защитит от возможного провала.

Кирилл Анастасин:

«Неправильно подобранная дата погубит мероприятие. Однажды я пытался провести занятие перед майскими праздниками. Не учел, что многие люди уезжали в отпуска заранее. В итоге пришлось все отменить, потому что количество желающих прийти было невелико».

До того как объявлять дату, рекомендуем узнать, не проходит ли в это же время каких-то крупных отраслевых мероприятий. С массовым переходом в онлайн конференции и форумы стали растягиваться на несколько дней и даже недели. Такое наслоение по датам может отвлечь аудиторию от вашего рассказа, даже если по времени вы не совпадаете. Сложно послушать несколько осмысленных лекций за один день.

В выборе удобного времени суток для проведения лекции лучше положиться на собственные знания о слушателях.

Вячеслав Уточкин:

«По моим наблюдениям, с утра на лекции приходит меньше народу, чем вечером. Но тут все зависит от целевой аудитории».

Совет 4. Про длительность

«Считается, что оптимальная длительность — как на TED: до получаса вместе с вопросами. Но наши лекции отличаются по формату, они более специализированные. Я вообще не любитель поверхностных лекций. Мне кажется, они должны нести какую-то понятную пользу человеку, который выделяет на нее время, структурированный пакет знаний. Поэтому я стараюсь делать доклады на 45 минут, предусматривая еще 15 минут вопросов и ответов».

Если материала много, лучше запланировать цикл лекций. Конечно, организовать его сложнее, зато, если цикл получится интересным, это поможет упростить привлечение аудитории ко второй и последующим лекциям.

Евгений Жданов:

«Серийные лекции формируют определенное сообщество. Если собрать весь материал в один рассказ на 2–3 часа, то люди начнут выходить из зала или отключаться (если мы, конечно, не говорим о каких-то стратегических сессиях и проектной работе, где люди взаимодействуют в команде заинтересованных коллег). А в серии лекций есть возможность разбить материал на комфортные 45-минутные лекции, снизив нагрузку, и аудитория уже знает, чего ждать».

Совет 5. Про выбор площадки для офлайновой лекции

Формула хорошей площадки описана уже не раз.

Вячеслав Уточкин:

«Она должна соответствовать целям, которые вы ставите перед своей лекцией. Например, если вы выступаете перед какой-то элитной закрытой аудиторией, то и площадка — ее оформление, расположение и т.п. — должна соответствовать заявленной планке».

Лекция в одной из Точек. Фото: Евгений Жданов

Совет 6. Позаботьтесь о технической платформе для вебинара

Говоря о выборе платформы для вебинаров, обычно сравнивают функционал. Но гораздо важнее, что техническая платформа должна быть удобна целевой аудитории и учитывать ее особенности. Грубо говоря, если все используют iPhone, то и платформа должна работать под iPhone. А если аудитория — это персонал компании с серьезной системой безопасности, то платформа как минимум не должна этой безопасностью блокироваться.

Вячеслав Уточкин:

«Для выбора платформы вебинаров мы проводили опрос целевой аудитории, каким из вариантов им было бы удобнее пользоваться. Исходя из их ответов, мы приобрели подписку на Zoom для проведения небольших вебинаров. А вот большую аудиторию — порядка 1000 человек — удобнее подключать к трансляции на YouTube. В этом случае во встрече Zoom участвуют только спикеры и поток данных автоматически отправляется на YouTube. В теории можно параллельно стримить на Facebook и другие площадки, но я придерживаюсь мнения, что лучше, когда все собрано в одном месте».

Даже если запись вебинара не планируется никуда выкладывать, ее стоит вести средствами платформы, чтобы потом просмотреть и подумать над ошибками: где можно было мысль раскрыть глубже или, наоборот, не отвлекаться на примеры. Это тоже разновидность обратной связи.

Трансляции и ретрансляции вебинаров в сторонние сервисы — это самостоятельный процесс, за которым в идеале должен следить отдельный человек, чтобы спикер не отвлекался. Хотя, конечно, подготовить простой вебинар можно и в одиночку.

Совет 7. Не тащите принципы организации офлайновой лекции в онлайн

Мы привыкли воспринимать офлайновые лекции в комплекте с презентациями из слайдов. Со статичного слайда с несколькими текстовыми буллетами мы переводим взгляд на спикера, который зажигает своей харизмой, так что лекция не кажется скучной. Многие ведущие вебинаров переносят практику презентаций со скучными слайдами и на онлайн. Но прямая попытка копировать здесь работает не лучшим образом, поскольку спикер в маленьком окне уже не так завораживает.

Кирилл Анастасин:

«Много ли вы знаете популярных видеоблогеров, которые бы пользовались слайдами? Я считаю, стоит учиться у тех, кто действительно давно живет в онлайне и уже научился взаимодействовать со своей аудиторией. Не надо переносить в онлайн стандартные парадигмы, по которым мы работаем в офлайне. Онлайн — это другая среда, которая может решать ту же задачу, но иными инструментами. Здесь мы не можем вживую работать с аудиторией. Поэтому онлайн должен быть более динамичным, более развлекательным и интерактивным».

Совет 8. Про картинку и звук у спикера

Фактически картинка и звук в вебинаре — это те же звук и свет у доски в лектории, но со своими техническими особенностями.

Чтобы спикера было нормально слышно, предусмотрите наушники и микрофон. Лучше использовать проводные, поскольку Bluetooth-подключение начинает отваливаться в самый неподходящий момент. Уровень звука и настройки микрофона стоит проверить заранее.

Чтобы спикера было хорошо видно, лучше раздобыть дополнительный свет и обеспечить какой-то задний фон — без помойки и свисающих с потолка маек. Также спикеру лучше не садиться так, чтобы свет бил в камеру из-за спины, иначе аудитория будет вынуждена час смотреть на черный силуэт. Антураж можно сделать даже из подручных средств, сидя на самоизоляции. Можно оформить уголок, в котором будет не стыдно показаться на камеру.

Одежда спикера должна соответствовать ситуации.

Кирилл Анастасин:

«Чтобы чувствовать себя в тонусе, я бы рекомендовал одеться полностью, как на офлайновое выступление, то есть не ограничиваться только рубашкой по принципу «ниже пояса все равно будет не видно». Такие полумеры расхолаживают. И вдруг вам придется встать перед камерой? Трусы в кадре будут выглядеть не очень хорошо. Кстати, некоторые спикеры предпочитают работать стоя, поскольку так голос звучит по-другому, да и жестикуляция отличается. Формат вебинара этого не запрещает. Достаточно поставить ноутбук на любую подставку — да хоть на стопку книг — и отойти на метр».

Совет 9. Иногда лучше в записи

«Когда люди пытаются делать все только живьем — это однобокий подход. Онлайн предоставляет массу альтернативных вариантов, и ими нужно пользоваться. Нет смысла гоняться за живыми трансляциями, поскольку аудитория все равно смотрит вебинар не совсем вживую. Можно заранее распространить какой-то лекционный материал, подав его в форме видеомонолога со стороны спикера или даже в виде текстовых статей, а вебинары устраивать по накопленным вопросам. Так на них точно придут только те, у кого эти вопросы имеются».

Если вы сделаете запись лекции и выложите ее на YouTube, возможно, ваша аудитория воспримет ее лучше?

Совет 10. Позаботьтесь о рассылках и уведомлениях

В преддверии мероприятия нужно подогревать к нему интерес, отсчитывая назад время до выбранной даты. Первый раз говорить о планах стоит за 3–6 недель. Однако в этот момент реакция на уведомления будет скорее пассивная. Чем ближе к делу, тем больше стоит добавлять огонька в своей маркетинговой активности. А основную атаку по всем фронтам можно начать дней за 10–14. Менее чем за 5 дней активно анонсировать уже бессмысленно — для молодой аудитории это минимальный срок построения планов.

Евгений Жданов:

«По нашей практике, если на очную лекцию записалось 40 человек, то без напоминания на нее придет в лучшем случае 17. Если напомнить, то до лекции дойдет уже 25–29 человек».

Если это вебинар, то лучше напомнить также в день трансляции (и непосредственно перед ее началом, выслав ссылку для подключения минут за 5 до старта).

Кирилл Анастасин:

«Я сейчас провожу с родителями и детьми уроки рисования. Накануне я напоминаю им о том, как мы будем проводить занятия и что надо иметь при себе для участия».

Если лекция или вебинар формируют серию для одной и той же аудитории, то такой масштабной маркетинговой атаки не требуется — начинать рассылать напоминания можно и за 3 дня.

Евгений Жданов:

«Рассылая уведомления, надо постоянно следить за наполняемостью мероприятия (в сравнении с ожидаемой). Это важно как в коммерческих, так и к некоммерческих проектах. К примеру, мы договариваемся со спикерами бесплатно. Одна из составляющих хорошей коммуникации с ними — это аудитория, и вряд ли у нас получится выстроить плодотворные и долгосрочные взаимоотношения со спикером, если на его вебинар зарегистрируются только полтора человека. Поэтому за количеством регистраций надо следить с самого начала и усиливать работу, если видим, что не добираем».

Совет 11. Репетируйте несколько раз

Чтобы предусмотреть возможные проблемы, лучше заранее протестировать лекцию. Это касается как тестового прогона очной лекции, так и пробного включения вебинара. В онлайн-версии, кстати, стоит провести репетицию со спикером в то же время суток, когда запланирован сам вебинар. И настоятельно рекомендуется использовать те же самые устройства, с которых потом будет идти трансляция.

Наши эксперты рекомендуют начинать трансляцию пораньше на ограниченный круг людей. Это позволяет выявить проблемы с настройками и т.п. К примеру, можно обнаружить, что звук спикера много тише, чем ожидалось (и это было незаметно на созвонах тет-а-тет).

Кирилл Анастасин:

«Включение в эфир заранее — очень хорошая практика. Иногда подключение может занять больше, чем ожидалось. Возможно, придется перегрузиться или даже обновиться, перезайти с помощью другого браузера, чтобы заработали все функции платформы, перезагрузить модем. Для себя я оставляю как минимум 15 минут на решение подобных проблем, но новичкам, а также тем, кто переходит на какие-то новые инструменты, я бы рекомендовал закладывать минут 25–30. Если все работает, заполнить пустоту в эфире можно заставкой, на которой указано, во сколько начнется вебинар».

Тестовое включение перед вебинаром. Фото: Анна Соколова

Совет 12. Подготовьте технический план Б на случай мелких неувязок

Жалобы слушателей на технические сложности по итогам проведенного вебинара встречаются довольно часто. Изображение спикера может быть засвечено, его может быть плохо слышно или сам спикер говорит: «Ой, я не понимаю, как это сделать». Все это отвлекает внимание зрителей от основной темы. Следует продумать, как себя вести в подобных ситуациях, откуда взять резервную презентацию или даже резервного спикера.

Евгений Жданов:

«Если что-то идет не так, организаторам стоит брать инициативу на себя и искать альтернативы. Не стоит допускать, чтобы спикер краснел и говорил, что презентация отвалилась, поэтому лекции не будет. Нужно сообщить аудитории, что есть технические сложности, представить спикера и, например, предложить ему начать рассказ в другом формате».

Совет 13. Предусмотрите глобальный факап

Бывают ситуации, когда падает все — например, отрубается электричество у организатора. И тогда остается только надеяться на лучшее, если, конечно, вы и к этому не подготовитесь заранее. Вот несколько лайфхаков, как к вебинарному апокалипсису готовятся наши эксперты.

Вячеслав Уточкин:

«Я всегда договариваюсь с кем-то, чтобы при отключении интернета у меня дома человек мог подхватить трансляцию. Это значит, что ему заранее надо предоставить все доступы».

«Разумно предусмотреть напарника, который займет аудиторию, пока ты решаешь проблемы выхода на связь. Его задача — объяснить аудитории, что произошло, и продолжить тему, если это возможно. Удобно, когда лекция проводится вдвоем и напарник может рассказать свою часть, пока микрофон свободен. Для аудитории это, конечно, выглядит как некое нарушение логики, но зато трибуна не пустует — все равно будет интересно».

Желательно иметь резервный канал связи, чтобы предупредить напарника или аудиторию о том, что что-то пошло не так. О том, кто должен быть на другом конце резервного канала, стоит подумать заранее. Не всегда ваши широковещательные сообщения должна читать вся аудитория. Возможно, стоит организовать два чата — только с организаторами, если их несколько, и со всей аудиторией. Так можно управлять ожиданиями как первых, так и вторых. Первый чат будет полезен для озвучивания мыслей, которые не стоит открывать на всех.

Кирилл Анастасин:

«Наличие чата для всех участников подстрахует на случай отказа самой платформы — можно будет быстро перейти на альтернативный инструмент, удобный аудитории. У меня был такой случай несколько лет назад, когда мы всех переключили с Zoom на трансляцию в YouTube. При регистрации всех участников через почту оперативно такие вопросы решить не получится. Никому просто в голову не придет лезть проверять ящик при обрыве соединения. Также полезно иметь отдельный чат для организаторов и спикеров».

В том же канале, кстати, можно напомнить и про основные вехи тайминга — начало лекции, начало и конец перерыва, если он предусмотрен.

Подстраховку вещания можно организовать без посторонней помощи через телефон. Можно просто позвонить на тот же вебинар, выключив камеру и звук. При необходимости можно будет быстро включиться и заполнить эфир.

Кирилл Анастасин:

«Можно даже заготовить какие-то шутки, чтобы аудитория понимала, что происходит, и осознавала, что ты что-то делаешь для исправления ситуации. Параллельно с перезагрузкой подвисшего компьютера можно продолжать через телефон читать свою лекцию».

Совет 14. Продумайте перерывы

Если хочется уместить в одну лекцию много информации и ее никак нельзя дробить, лучше предусмотреть перерывы.

В онлайне перерывы надо оформить так, чтобы в процессе люди не продолжали болтать в основной «комнате» — чтобы не было желания проигнорировать перерыв.

Кирилл Анастасин:

«Перерыв должен быть явным и четким. Я рекомендую выключать камеру и звук, объяснив людям, что перерыв надо использовать по назначению. Налейте себе кофе и порекомендуйте аудитории сделать то же самое. Так вы избежите кулуарных разговоров. В самих разговорах нет ничего плохого, даже наоборот. Но если этот разговор начнется в основном потоке, он не даст многим уйти на перерыв. Люди продолжат слушать, развернется дискуссия… На офлайновых лекциях это обычно компенсируется тем, что те, кому надо, собираются вокруг спикера, а остальные свободно выходят из аудитории. В онлайне же это так не воспринимается. Также рекомендую включать на экране таймер, чтобы люди видели, сколько осталось до конца перерыва».

Совет 15. Предусмотрите секцию вопросов и ответов

Вопросы оживляют лекцию, добавляют ощущения реального времени для онлайна.

Кому-то нравится поддерживать общение с аудиторией во время доклада, да и самой аудитории удобно получить ответы на самые актуальные вопросы, как говорится, не отходя от кассы. В этом случае можно предупредить аудиторию о том, как удобнее прервать спикера.

Кирилл Анастасин:

«Если вы разбиваете лекцию дискуссией с аудиторией и ответами на вопросы, ставьте жесткий лимит и следите за временем. Иначе проболтаете половину лекции. Например, заранее запланируйте 5 минут в середине лекции на вопросы по первой части».

Если в середине лекции нет места для вопросов из зала, можно запланировать другой интерактив — пару вопросов залу от спикера. Так аудитория лучше слушает, участвует в процессе. Короткие вставки позволяют вернуть рассеявшееся внимание.

Евгений Жданов:

«В онлайне у спикера есть соблазн занять весь эфир собой, особенно если он знает и любит то, о чем говорит. Поэтому мы прорабатываем с выступающим механику вовлечения аудитории в лекцию и предоставляем инструменты для этого. Например, Mentimeter, что позволяет собирать обратную связь в онлайн-режиме, или Miro, что также стимулирует групповое вовлечение».

«Как спикеру, мне нравится взаимодействовать с аудиторией, поэтому во время лекции я обычно задаю вопросы в зал или делаю небольшое голосование (например, прошу поднять руку или поставить плюс тех, кто занимается разработкой игр)».

В офлайновой лекции спикер с вопросами может справиться самостоятельно. Это проще простого: люди поднимают руки и озвучивают вопросы. А для секции вопросов в вебинаре полезно иметь ассистента, который промодерирует комментарии из чата и выберет наиболее интересные вопросы.

Ассистирование в офлайне тоже не будет лишним. На фото Вячеслав Уточкин с Ричардом Греем (Levelord)

Кирилл Анастасин:

«Когда вы объявите начало секции вопросов и ответов и полезете читать чат, вы скорее всего потеряете внимание аудитории. Мало кто умеет грамотно задавать вопросы в чатах. Вы можете начать зачитывать вопрос, а он окажется комментарием или вообще какой-то ерундой. Желательно, чтобы ассистент проводил какую-то премодерацию, в том числе подбирая 1–2 вопроса для обсуждения в середине лекции».

Кстати, практика подарков за самый интересный вопрос — неоднозначна. Когда есть подарки, вопросов всегда много — за это можно не беспокоиться. Однако…

Кирилл Анастасин:

«Я считаю такую практику ущербной. На мой взгляд, если приходится мотивировать задавать вопросы, значит, для этой аудитории у вас нет контента, потому что человек совершает действие не ради самого контента, а ради условного блокнотика. Человек с действительно интересным контентом всегда удержит аудиторию и спровоцирует ее на вопросы».

Совет 16. Не забудьте про фидбэк

«Это плохая метрика, особенно когда вопросы задаются в рамках розыгрыша. В онлайн-мероприятии обычно фидбэк появляется сразу же в чате — либо пишут, что все было круто, либо что это инфобизнес и потраченное время. Я раньше по итогам каждой лекции проводил опросы — просил заполнить короткую анкету о том, что понравилось, а что не понравилось, какие есть пожелания на будущее. Только так со временем формируется подлинное видение того, что нужно нашей целевой аудитории».

Оценивать проведенное мероприятие можно по обратной связи со стороны слушателей. Можно у случайной выборки в неформальном общении спрашивать, что понравилось, а что нет. Альтернативный путь — заполнение анкет по итогам.

Евгений Жданов:

«Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком».

И помните, у вас все получится.

Евгений Жданов:

«Залог хорошего мероприятия — несколько провальных. Если вы будете ошибаться, но анализировать, почему все пошло не так и что бы вы могли изменить, вы сможете поднять свои лекции и вебинары на классный уровень. У нас принято спрашивать: а почему было принято именно такое решение при подготовке? Это позволяет глубже взглянуть на сам процесс, на факторы, которые на это решение повлияли».

«Настоящий фидбэк вы получите спустя полгода или даже больше. Так как за это время люди применят полученные знания и напишут вам письма с благодарностью».

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать сценарий лекция, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать сценарий лекция", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать сценарий лекция:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *