Как написать книгу
Кажется, что написать книгу может только кто-то ну очень особенный. Как вообще люди это делают? Конечно, чтобы создать своё произведение, нужны и немалые знания, и недюжинное воображение, и сила воли, и усидчивость, и, несомненно, умение излагать свои мысли на бумаге. Если всё это у вас есть, пришло время выпустить бестселлер. А мы дадим несколько советов, которые помогут вам написать свою книгу.
О чём писать
Подумайте, почему и для чего вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями, о чём рассказать, к чему подтолкнуть? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым».
Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.
Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.
А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.
Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!
Составьте план или набросайте сюжет
План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.
План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.
Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.
Как начать писать книгу
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.
Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Сначала пишите, потом редактируйте
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс — личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Как не отвлекаться
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.
Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга — время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.
Как не забросить написание книги
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.
Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.
Объём многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Как писать интересно
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.
Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.
Где искать вдохновение
А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше.
Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.
Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?
А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.
Уверены, что вдохновили вас взяться наконец за написание книги. Желаем удачи и ждём с нетерпением ваш шедевр!
10 советов о том, как написать книгу
Писательское мастерство востребовано во многих сферах — журналистика, копирайтинг, литература фикшн и нон-фикшн, блогинг. Если вы хотите написать собственный роман, создавать любые тексты творчески и свободно, воспользуйтесь этими десятью советами, которые мы собрали из классных книг о писательском мастерстве.
1. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)
Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о. ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти.
«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт.
2.Убедитесь, что ваша тема интересна читателю (из книги «Автор, ножницы, бумага»)
«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.
Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.
Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.
И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:
— текст должен сообщать что-то очень важное,
— нетривиально объяснять важные процессы,
— быть остро полезным читателю,
— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,
— рассказывать историю яркого героя.
Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.
3. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)
Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.
Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.
Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.
Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.
4. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)
Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.
Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.
Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.
Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».
5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)
Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.
Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.
Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!
6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)
Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.
Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.
«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.
7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)
Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:
2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.
3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.
8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)
Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.
Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: „Старушка закричала“. Выведите ее на сцену и заставьте кричать».
И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:
. у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки.
Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.
9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)
Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.
Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.
Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.
Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.
10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)
Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.
Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.
Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.
Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.
«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.
Остросюжетный роман: как удержать внимание читателя
Ухудшаем положение героя, водим читателя за нос и пользуемся еще тремя методами драматизации художественного текста, позволявшими знаменитым писателям удерживать читательское внимание. Узнаем, как написать книгу, страницы которой будет жадно перелистывать читатель стремлении добраться до развязки.
Поразить с первых слов
Из актёрской практики ярмарочных лицедеев известно: если вниманием зрителя не удалось завладеть в первые пять минут, то зритель развернется и уйдет. С книгой, казалось бы, проще: читатель ее уже купил и деваться ему некуда, поэтому он будет читать в надежде добраться до места, которое его заинтересует. Но что, если речь идет об изучении книги в книжном магазине, об электронной книге, о книге, взятой у знакомых или в библиотеке? В этом случае читатель легко соскочит с крючка и оставит чтение. Поэтому завлекать читателя нужно буквально с первых строк, чтобы у него уже не было обратного пути и желания отложить книгу.
Пример идеального вступления мы найдем в «Анне Карениной» Льва Толстого. Этот роман сегодня вряд ли можно назвать остросюжетным, однако он все ж таки местами крепко держит читателя в напряжении, а некоторые изображаемые в нем сцены, да и сама тема женской измены были довольно смелыми для читателя XIX века. Вспомним известное на весь мир вступление «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме». За эффектным первым предложением следует краткое описание адюльтера Стивы Облонского, что само по себе для читателя того времени было довольно вызывающей темой. Далее описываются пикантные подробности жизни дома после обнаружения его вины: и нынешнему читателю любопытно, что уж говорить о читателе позапрошлого века. Так, развивая самую скабрезную тему, граф Толстой вовлекает читателя в текст романа, который сегодня считается классикой русской литературы.
Суть метода: эффектно начать произведение или сообщить в первых предложениях нечто такое, чтобы читатель не смог оторваться от текста до самой развязки. Подобный эффект может быть достигнут за счет содержания или стиля вступительного фрагмента.
Ухудшать положение героя
Метод Айн Рэнд и Курта Воннегута. Воннегут говорил: «Не бойтесь проявить себя садистом. Какими бы невинными и славными ни были ваши главные герои, пусть с ними случаются всякие ужасы — чтобы читатель увидел, чего они стоят». Айн Рэнд предлагала ухудшать положение героя для большей драматизации произведения: «Я должна показать героя в трудной борьбе — и чем хуже я сделаю для него обстоятельства, тем лучше это будет для драматизации. Я должна придумать тяжелейшие препятствия на его пути, причем такие, которые имеют наибольшее значение для героя». Только таким образом, по мнению Айн Рэнд может двигаться сюжет, стоящий внимания, способный увлечь читателя.
Суть метода: Разрабатывая сюжет, стараться постоянно ставить героя в ситуацию тяжелого выбора. С героем все время должно что-то происходить и случаться. И чем положение хуже для героя – тем интереснее читателю.
Удивлять читателя
Этот метод можно было бы назвать «Оказывается, что». Им охотно пользовались авторы детективов – Артур Конан-Дойла, Агата Кристи, Рекс Стаут, Эдгар По, а также их коллеги по детективному цеху. Идея заключается в том, чтобы постоянно удерживать внимание читателя введением в сюжет новых деталей, героев, сцен, влияющих не только на само действие, но и на понимание происходящего. Именно в тот момент, когда читатель расслабляется и поддается иллюзии, будто понял, в чем дело (кто преступник, кто зачинщик, в чем мотив), автор формирует новые обстоятельства, обогащающие действие иным смыслом.
Вспомним «Собаку Баскервилей»: изначальный набор фактов о смерти сэра Чарльза Баскервиля постоянно пополняется новыми подробностями и обстоятельствами. Вначале читатель знает только о том, что сэр Чарльз верил в семейную легенду о псе на болотах, но умер от сердечного приступа, чуть после оказывается, что 1) на болотах скрывается беглый каторжник, 2) в камине уцелел клочок письма с сэру Чарльзу с просьбой быть у калитки в десять часов вечера, то есть в тот час, когда он и был найден мертвым, 3) Сэр Чарльз вел дружбу с одиозной дамой Лаурой Лайонс, 4) на болотах живет Шерлок Холмс и тоже ведет расследование, 5) сестра Степлтона – его жена. Читатель на протяжении всей истории не перестает удивляться, ведь все время автор поражает его новыми подробностями, не давая возможности заскучать.
Суть метода: Автор, подобно факиру, постоянно достает из рукава повествования совершенно неожиданные факты, подробности, обстоятельства, что заставляет читателя до самого конца быть в напряжении и внимательно следить за действием.
Переворачивать с ног на голову
Речь идет о новеллическом ключе, а именно о неожиданной концовке произведения, которая для большей драматизации в нашем случае может быть расположена, не собственно, в финале, а где-нибудь по-середине. Классическая новелла – это рассказ с концовкой, которой не ожидает читатель, с концовкой, переворачивающей с ног на голову все предыдущее повествование. Именно такой прием помогает эффектно закончить роман, поставить эмоциональную точку. Чаще всего неожиданный факт или обстоятельство, помещается в финал произведения. Или сразу вслед за кульминацией. Фокус в том, что в этом случае читатель уже должен быть увлечен сюжетом, и иметь мотив дочитать до конца. То есть что-то в самом тексте, манере повествования, поворотах сюжета, характерах персонажей намекает на неожиданную развязку. Вспомним опять же «Собаку Баскервилей»: читатель по некоторым намекам, по поступкам героя, по интонации, с которой автор его описывает, мог предположить, что Степлтон – и есть главный злодей, но вот тот факт, что сестра Степлтона является его женой, для большинства читателей оказывается большой неожиданностью.
Еще один пример – фантастическая история Макса Фрая, написанная Светланой Мартынчик и Игорем Стёпиным. В финале оказывается, что сэр Макс – не совсем живой человек, а вершитель (человек, желания которого всегда сбываются), созданный главой тайоного сыска Джуффином Халли для достижения глобальной цели: сохранить мир Ехо. Поворот неожиданный, ибо до того, как эта правда открывается, читатель успевает здорово прикипеть к сэру Максу и не может усомниться в природе его земного происхождения, поскольку герой частенько вспоминает родину и детство, да еще и совершает вылазки в родные края. Любопытно, что после того, как правда открывается, повествование не заканчивается. Да, выясняется, что читателя на протяжении десяти книг водили за нос: невероятный факт выворачивает наизнанку все представления о главном герое. Казалось бы, достигнут эффект максимальной драматизации, но шоу продолжается. Сэр Макс водворяется в наш земной мир, тоскует по Ехо и решает написать роман про него, дабы вершители нашей земли, коих по какой-то причине здесь великое множество, прочитали его историю, тоже полюбили мир Ехо и захотели, чтобы он существовал, и тогда сэр Макс сможет вернуться назад. Так и появляются книги за авторством Макса Фрая, рассказывающие историю про службу тайного сыска в неземном мире. Именно этот сюжетный ход и становится неожиданной концовкой. То есть невероятный факт о природе героя не является финалом, он – отправная точка для дальнейшего развития сюжета, приводящая к еще более неожиданной развязке.
Прием, использованный авторами истории про сэра Макса – чрезвычайно хорош для удержания внимания читателя. Помещаем неожиданный факт не в финал произведения, а немного раньше, так, чтобы можно было использовать его для продолжения развития действия – и читатель сидит на краешке стула, нервно перелистывая страницы.
Еще одним подобным примером может служить роман уже упомянутой Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»: примерно в середине повествования открывается главная интрига произведения, а именно читателю становится известно, почему пропадают видные бизнесмены и кто за этим стоит. После этого невероятного открытия роман получает второе дыхание, поскольку все внимание читателя теперь сосредоточено на жизни дельцов, живущих в тайном городе.
Суть метода: автор сообщает факт, переворачивающий с ног на голову все представление читателя о происходящем: о героях, о художественном мире, об истинных мотивах персонажей. В результате интерес читателя возрастает и он с нетерпением вгрызается в текст, желая дочитать до развязки. Если невероятный факт сообщается в финале произведения – это тоже плюс, поскольку эффект неожиданности провоцирует у читателя желание еще раз перечитать текст целиком или его фрагменты.
Добавить экшн
Под экшном понимаем любую сцену, выводящую читателя из эмоционального равновесия и заставляющую его люто переживать за героев. Таким приемом может выступить: ссора или перепалка, драка, гонка с преследованием, внезапная опасность. Работает прием, если нечто неслыханное случается вдруг, нежданно-негаданно. Вспомним в уже упомянутой «Анне Карениной» сцену с внезапно начавшейся грозой и маленьким Митей, которого в этот момент матушка с няней повезли прогуляться под прохладной дубовой сенью. Начинается гроза с молнией, и малышу грозит опасность. Разумеется, этот эпизод включен в текст вовсе не для того, чтобы подстегнуть интерес читателя – для Толстого здесь важно показать уязвимость человека, бренность жизни, легкость, с которой она обрывается. Как бы то ни было, внимание читателя стимулируется, и он с нетерпением дочитывает эту сцену до конца.
Суть метода: ввести в повествование сцену, вызывающую у читателя эмоциональную реакцию, заставляющего его переживать за героев, полностью погружаясь в мир текста.