Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы
Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
Основные виды краткой записи в начальной школе
Краткая запись в зависимости от типа задач:
Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.
Примеры задач:
— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?
Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы
В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.
— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?
— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?
На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.
— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?
Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.
— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?
Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.
— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?
Задача на нахождение остатка.
— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.
— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?
— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?
— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?
— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?
— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?
— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?
Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.
Пояснения к решению задач
Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.
Ответ задачи
Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.
Задачи на деление.
Во 2-м классе дети знакомятся с задачами на деление.
Существует 2 вида деления:
1. Деление на равные части; 2. Деление по содержанию.
Как правило, названия видов деления не нужно запоминать детям, но суть этих действий НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ!
Тогда и ошибок при решении задач – не будет!
Рассмотрим более подробно каждый вид деления.
1 вид. Деление на равные части.
Например: часть 2 с. 91
Разбор:
а) 14 кг разложили поровну в 2 корзины, т.е. разложили на 2 равные части.
14 грибов : 2 корзины = 7 грибов
б) 10 яблок раздали поровну 5 ребятам, т.е. разделили на 5 равных частей:
10 яблок : 5 ребят = 2 яблока
в) 18 марок наклеили поровну на 9 конвертов, т.е. разделили на 9 равных частей:
18 марок : 9 конвертов = 2 марки
2 вид. Деление по содержанию.
Например: часть 2 с. 103
Разбор:
а) 12 картошек раздали по 2 картошки:
12 картошек : 2 картошки = 6 туристов
б) 18 шариков разложили по 9 шариков:
18 шариков : 9 шариков = 2 кучки
в) а морковки связали в пучки по n морковок:
а морковок : n морковок = (а : n) пучков
Обратим внимание на предлог ПО : деление ПО содержанию.
При этом наименование в делимом и в частном всегда – разные:
а) картошка – туристы;
б) шарики – пучки;
в) морковки – пучки.
Памятку «Задачи на деление» можно скачать.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 69
Урок математики на тему «Задачи на деление» (2класс). Презентация к уроку.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Задачи на деление.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
МАТЕМАТИКА 2 КЛАСС Грищенко Наталья Григорьевна учитель начальных классов Шахтёрской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №4
8 27 86 48 5 39 14 71 99 32 7 2 54
Считаем быстро и правильно 2 7 + 40 = 54 16 : 2 + 24 = 32 18: 2 + 45 = 54 (6 + 8) : 2 = 7
8 27 86 48 5 39 14 71 99 32 54 2
Восстановите неравенства 25 + 8 ˃ 25 + 16 – 5 ˃ 15 – (7, 6, 5, 4, 3, 2, 1) (5, 6, 7, 8, 9 …)
8 27 86 48 5 39 14 71 99 32 2
8 27 86 48 5 39 14 71 99 32 2
ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ 54 7 2
БЫЛО 6 КРУЖКОВ РАЗЛОЖИЛИ НА 3 КУЧКИ СКОЛЬКО КРУЖКОВ В КАЖДОЙ КУЧКЕ? 6 : 3 = 2 (кр.) – в каждой кучке В 1 КУЧКЕ ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ
БЫЛО 6 КРУЖКОВ РАЗЛОЖИЛИ НА КУЧКИ ПО 3 В КАЖДУЮ СКОЛЬКО ВЫШЛО КУЧЕК? 6 : 3 = 2 (куч.) – вышло ДЕЛЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ
12 Расставили в 4 вазы СКОЛЬКО ЦВЕТОВ В КАЖДОЙ ВАЗЕ? 12 : 4 = 3 (ЦВ.) В КАЖДОЙ ВАЗЕ
12 РАССТАВИЛИ В ВАЗЫ ПО 3 В КАЖДУЮ ВО СКОЛЬКО ВАЗ ПОСТАВИЛИ ЦВЕТЫ? 12: 3= 4 (В.) С ЦВЕТАМИ
Составитьзадачу на деление по содержанию
Выбранный для просмотра документ Урок математики 2 класс.docx
Урок математики 2 класс
Тема: Задачи на деление.
Цель: Познакомить учащихся с простыми задачами на деление (на
равные части и по содержанию), учить сравнивать их
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,
математическую речь, умение моделировать с помощью
рисунков и записывать действия деления, активизировать
деятельность учеников посредством выполнения заданий
Воспитывать интерес к математике, ответственность за
правильное выполнение задания, чувства взаимопомощи.
Оборудование: Учебник «Математика» 2 класс М.В.Богданович,
Г.П. Лишенко; геометрический материал (кружочки),
карточки индивидуального опроса, проектор, презентация к
І. Организационный момент.
Друг наш, озорной звонок,
Вновь собрал нас на урок.
Времени не тратим зря,
Всем работать нам пора.
ІІ. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
А) Ребята, тема нашего урока зашифрована в рисунке. Чтобы его разгадать, необходимо выполнить математические задания, которые предлагает наша гостья из страны Математика. (слайд 2) В руках у неё шарики с числами. За некоторыми спрятаны слова темы урока. А какие из них нам понадобятся, мы и будем выяснять. И так приступим. Устно найдём значения выражений. Запомним, какой ответ повторяется дважды и получим номер первого шарика. (слайд 3)
2 × 7 + 40 =
+ 8) : 2 = (слайд 4 шарик улетает)
Б) Если мы правильно восстановим неравенства, то второй шарик получим, когда выберем из всех повторяющихся чисел наибольшее. (слайд 5)
25 + 8 ˃ 25 + (7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
16 – 5 ˃ 15 – (5, 6, 7, 8…) ( слайд 6 шарик улетает)
В) У вас на партах карточки. Выполним задание и получим третий шарик. (Дети решают примеры на карточках). Обменяйтесь карточкой соседом по парте. Выполните взаимопроверку. Кто не допустил ошибок в работе? Кто допустил одну ошибку? Что мы повторили, выполняя данное задание? (таблицу умножения числа 2 и деления на 2). Правильно. Третий шарик с рисунка под номером 2
(слайд 7 шарик улетает)
2. Работа в тетради.
— Мы просто замечательно поработали. А теперь откроем тетради, запишем дату. На минутке чистописания запишем ряд цифр, которые использовались в ответах предыдущих заданий. (2, 4, 5, 7)
ІІІ Сообщение темы и задач урока. (слайд 8)
ІV Работа над новым материалом.
— Ребята, приготовьтесь работать с геометрическим материалом (кружочками), которые есть у вас на партах. (слайд 9)
-Теперь изменим условие. (слайд 10) Возьмите 6 кружочков и разложите на кучки по 3 в каждую. (Дети раскладывают, беря по 3кружочка). Сколько получили кучек?
Усвоение нового материала.
— Обратите внимание на слайд (слайд 11)и скажите, какое деление выполнили на равные части или по содержанию? (8 апельсинов по одному раскладываются на два блюда). Запишем решение и пояснение к нему. (8:2=4 ап.- на каждом блюде). Все внимание на следующий слайд. (слайд 12) Произведём аналогичную работу. (8 апельсинов раскладывают по 2 на 4 блюда, а пятое остаётся пустым.) На сколько блюд положили апельсины? (8:2 =4 блюда с апельсинами.
ФИЗМИНУТКА (слайд 13 )
А теперь все на зарядку.
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
V Закрепление нового материала.
Коллективная работа под руководством учителя
— По действиям на слайде (слайд 14) составим задачу о ромашках.
(12 ромашек расставили поровну в 4 вазы. Сколько ромашек в каждой вазе?) Какое действие выполним, чтобы решить задачу? (Деление) Что необходимо узнать в задаче? (Сколько в одной вазе) Какая это задача? (Деление на равные части) Запишите решение и пояснение к нему в тетрадь.
-А теперь обратите внимание на следующий слайд. (слайд 15) Такую же задачу составите? (Нет) Почему? (Разные вопросы в задачах. Ромашки расставляются сразу по3) Какая это задача? (Деление по содержанию) Запишите решение и пояснение к нему в тетрадь. Сравните выражения в решениях задач. Сравните пояснения.
-Следующую задачу запишем в тетрадь с кратким условием. Обратим внимание на слайд. (слайд 16) Прочитайте задачу. ( Десять редисок разложили на две равные части и связали в пучки. Сколько редисок в каждом пучке? ) О чём говорится в задаче? Сколько редисок имеем? На сколько частей разложили эти 10 редисок? Что необходимо узнать в задаче? Запишем кратко условие задачи.
Какое с редисками выполнили действие? Запишем решение.
10 : 2 = 5 (ред.) в одном (каждом) пучке.
Какая это задача? (Деление на равные части)
— Аналогично выполняется работа по следующему слайду. (слайд 17) ( 10 грибов разложили в лукошки по 5 в каждый. Сколько лукошек наполнили? )
5 грибов – 1 лукошко
10 : 5 = 2 (лукошка) наполнили
Ребята, давайте сверим, равильно ли решили задачу. (Самопроверка)
6 : 3 = 2 (котёнка) в каждой корзинке
По слайду (слайд 19) устно составить и решить задачу на деление по
содержанию. ( 12 яблок разложили в пакеты по 3 штуки. Сколько пакетов
оказалось с яблоками)
Б) Письменно выполнить № 486 с.78 в учебнике. Выполнить взаимопроверку.
(Учитель оценивает работу детей на уроке.)
Метод незаконченного предложения
На уроке мне удалось …
Для меня было сложным …
На уроке мне понравилось …
Домашнее задание: Выполнить № 488, № 489 с.78 учебника
Образцы оформления задачи
В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.
В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»
На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.
Сколько всего деревьев посадили ребята?
2. Задачи на нахождение остатка
Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.
Сколько кустов смородины осталось полить?
Сколько грибов нашёл Володя?
У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.
Сколько денег было у Оли?
4. Задачи на разностное сравнение
Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.
На сколько рублей краски дороже альбома?
Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.
На сколько кг дыня легче арбуза?
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было. Стало. «
В вопросе «Сколько добавили?»
У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.
Сколько карандашей купили Саше?
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было. Осталось. «
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.
Сколько машин уехало?
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали. Осталось. «
В вопросе «Сколько было сначала?»
После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.
Сколько машинок было у Димы сначала?
Задачи в 2 и 3 действия
Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.
Сколько всего пончиков испекла бабушка?
Сколько рыбок в двух аквариумах?
У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.
На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?
У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.
Сколько палочек у него осталось?
У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.
Сколько рублей осталось у Вани?
Задачи с составлением таблиц по из условию:
I тип:
На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?
В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?
Задачи с составлением рисунка по условию:
Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 54. Задачи, раскрывающие смысл действия деления
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1.Что такое деление?
2. Как правильно решать задачи, раскрывающие смысл действия деление
Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
Деление — это арифметическое действие, обратное умножению.
Обязательная литературы и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 63.
2. Математика. 2 класс: Тесты по математике в 2 ч. Ч.2/ В. Н. Рудницкая. – М. Экзамен, 2016. – с. 25-26.
3. Математика. Проверочные работы.2 класс/ С. И. Волкова – М.; Просвещение, 2017. – с. 66-67.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Выполните деление, используя рисунки. Вы легко справляетесь с этим заданием.
6 : 2 = 3 10 : 5 = 2 8 : 4 = 2
6 : 3 = 2 10 : 2 = 5 8 : 2 = 4
Усложним задание. Попробуйте сами сделать к задаче схематический рисунок и ответить на вопрос задачи.
В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?
Вы уже поняли смысл действия деление и научились выполнять деление с помощью рисунков и схем. Молодцы. Перед нами проблема, научиться решать текстовые задачи. Если вы будете внимательными, то к концу урока научитесь это делать.
Решим задачу. 12 яблок разделили между 3 детьми поровну? Сколько яблок получит каждый ребенок?
Теперь 12 яблок разделили поровну между 2 детьми. Сколько яблок получит каждый ребенок?
Ответ: 6 яблок получит каждый ребенок.
Решим еще одну задачу. 6 яблок разложили на 3 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке?
Для решения этой задачи надо узнать сколько раз по 3 содержится в шести. Поэтому задача решается делением.
Решение: 6 : 3 = 2 (яб.)
Решим задачу: 10 апельсинов разложили на 2 тарелки поровну. Сколько апельсинов на каждой тарелке? Сделаем к задаче рисунок.
Возьмём по 1 апельсину и положим на каждую тарелку, так как тарелок только две, нам понадобятся 2 апельсина:
Берём ещё 2 апельсина и кладём на каждую тарелку по одному:
Опять берём 2 апельсина, чтобы положить по одному на каждую тарелку:
Работа ведется до тех пор, пока все апельсины не будут «разложены по тарелкам».
Для решения задачи выберем действие деление.10 : 2 = 5(ап.)
Ответ: 5 апельсинов.
Вывод: если в задаче надо что-то разделить поровну и на равные части, мы выполняем действие деление.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Деление – действие обратное умножению.
Если в задаче надо что-то разделить поровну и на равные части, мы выполняем действие деление.
Выполним несколько тренировочных заданий.
Правильным будет решение: 12:4 = 3(ш.).
2. 9 тюльпанов нужно расставить в вазы по 3 тюльпана. Сколько же ваз для цветов мне надо?
Правильным будет решение: 12:4 = 3(в.).
3. Прочитай внимательно задачу. Выбери правильный ответ.
На каждое платье идёт 3 м шёлка. Сколько платьев получится из 9 м шёлка?