Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС
Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.
Литературное чтение
жизненное
самоопределение
нравственно-этическая ориентация
нравственно-этическая ориентация
Познавательные
общеучебные.
моделирование (перевод устной речи в письменную)
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания
моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач
широкий спектр источников информации
Моделирование и отображение объекта преобразования
в форме моделей
Познавательные логические.
Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий
Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.
Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
– коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
– познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
– регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
– личностные – определяющие мотивационную ориентацию.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.
Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении [6].
Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.
Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).
3. Практическая деятельность обучающихся.
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.
Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.
Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.
5. Коррекция деятельности.
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.
Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.
6. Оценивание обучающихся.
Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.
Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.
Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.
8. Домашнее задание.
Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.
1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.
а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.
а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.
5. Коррекция деятельности.
а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.
6. Оценивание обучающихся.
а ) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А. Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.
7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:
а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.
8. Домашнее задание.
а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.
Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.
Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.
Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. [3]
Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий [2].
Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:
определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;
отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;
извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;
сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий;
делать выводы на основе обобщения знаний;
представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:
самостоятельно формулировать цель деятельности;
составлять план действий;
действовать по плану;
сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
проверять и оценивать результаты работы.
Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:
вычитывать информацию, данную в явном виде;
объяснять смысл слов и словосочетаний;
вычитывать информацию, данную в неявном виде;
понимать смысл текста в целом (главную мысль);
истолковывать текст (через творческий пересказ).
Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:
оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;
объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;
определять важные для себя и окружающих правила поведения;
выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;
отделять оценку поступка от оценки самого человека;
определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).
Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.
Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.
В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения [1]. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М., 1985
Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012
Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – Академкнига, 2010
Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.
Советы по составлению конспекта урока по ФГОС с УУД по этапам урока
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Советы по составлению конспекта урока по ФГОС
с УУД по этапам урока
Начиная работать с классами, которые идут по ФГОС, я столкнулась с проблемой записи хода урока в форме технологической карты (из-за большого количества представленных форм) и определения УУД на разных этапах урока. Составляя конспекты уроков, и продумывая формируемые универсальные учебные действия, пришла к выводу, что лучше прописать ключевые УУД по этапам урока и оформить их в таблицу (таблица представлена в приложении ), а далее из неё брать подходящие к каждому конкретному уроку учебные действия. Так же я нашла оптимальный для себя вид технологической карты, который представляю в данной статье.
При работе по ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные), которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы.
Запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты с указанием предмета, темы урока, типа урока, прогнозируемых результатов, дидактических средств, оборудования.
Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:
3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.
Формирование УУД по этапам урока
1. Организационный момент
— выделять существенную информацию из текста;
— извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.
— слушать собеседника и понимать речь других;
— строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
— самостоятельно организовывать свое рабочее место;
— планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;
— настраивать себя на продуктивную работу;
— самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
— планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Создание проблемной ситуации, целеполагание
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— устанавливать закономерности, строить рассуждения;
— анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;
— выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
— структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
— определять цель учебной деятельности.
— воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
— слушать и понимать речь других;
— формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;
— оформлять свои мысли в устной форме;
— высказывать свое предположение;
— сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— планировать свою деятельность на уроке;
— определять последовательность действий на уроке;
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— принимать и сохранять учебную цель и задачи;
— организовать выполнение заданий учителя;
— высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
— планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.
3. Актуализация знаний
— осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— определять и формулировать проблему;
— осуществлять синтез как составление целого из частей.
— слушать и понимать речь других;
— строить понятные для собеседника высказывания;
— высказывать свое мнение (точку зрения);
— анализировать и делать выводы;
— строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
— выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;
— воспринимать информацию на слух;
— слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;
— дополнять, уточнять высказанные мнения;
— отвечать на вопросы учителя.
— планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
— выполнять пробные учебные действия;
— фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;
— применять установленные правила в планировании способа действия;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
— самостоятельно формулировать цель и задачи урока;
— выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;
— прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
— организовать выполнение заданий учителя.
4. Первичное усвоение новых знаний
— формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
— соотносить информацию, представленную в разных формах;
— извлекать необходимую информацию из текста;
— ориентироваться в учебнике;
— сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
— структурировать учебный материал, выделять в нем главное;
— развивать элементарные навыки работы с приборами;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;
— анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;
— анализировать и действовать с позиции содержания предмета;
— самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;
— выделять главное, критически оценивать достоверность информации;
— переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);
— систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;
— выделять существенную информацию из текстов разных видов;
— осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
— строить монологическую и диалогическую речь;
— строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
— слушать и понимать речь других;
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
— использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
— договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;
— осуществлять работу в паре (группе);
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
— высказывать и обосновывать свою точку зрения.
— сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
— оценивать свои учебные достижения, поведение;
— выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— отличать верно выполненное задание от неверного;
— осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— определять способы для достижения поставленной цели;
— организовать выполнение заданий учителя;
— делать выводы по результатам работы;
— действовать по алгоритму, правилу;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
5. Первичная проверка понимания
— ориентироваться в содержании предмета;
— использовать информацию для решения учебной задачи;
— систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;
— структурировать учебный материал, выделять в нем главное;
— формировать элементарные навыки работы с приборами.
— высказывать суждения по результатам сравнения;
— аргументировать свое мнение.
— организовать выполнение заданий учителя;
— делать выводы по результатам работы;
— действовать по алгоритму, правилу.
6. Первичное закрепление
— использовать новую информацию для решения учебных заданий;
— осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;
— обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.;
— обобщать и классифицировать по признакам;
— выдвигать гипотезы (предположения);
— анализировать, сравнивать, группировать;
— извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;
— применять знания в нестандартной ситуации;
— формировать умения смыслового чтения;
— извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
— осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план;
— находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию);
— систематизировать, обобщать изученное.
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— оформлять свои мысли в устной форме;
— осуществлять работу в паре (в группе).
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— планировать своё действие;
— оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
— самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания;
— действовать по алгоритму;
— ориентироваться в содержании предмета;
— самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий;
— контролировать и корректировать свою деятельность;
— контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.
7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) или применение знаний и умений в новой ситуации
— формировать навык поисковой деятельности;
— осуществлять поиск информации в тексте;
— выделять главную информацию в тексте;
— заполнять таблицу (схему) на основе текста;
— анализировать и синтезировать информацию.
— строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
— формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
— самостоятельно контролировать время при выполнении задания;
— осуществлять взаимный контроль в парах;
— осуществлять анализ учебного материала.
8. Обобщение и систематизация знаний
— систематизировать, обобщить изученное;
— соотносить имеющиеся знания с новым материалом;
— использовать схемы (правило) для решения задач;
— использовать алгоритм для решения задач;
— работать с информацией в разной форме;
— устанавливать причинно-следственные связи.
— самостоятельно контролировать время при выполнении задания;
— осуществлять взаимный контроль;
— логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос;
— формировать навыки речевой деятельности;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.
— включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;
— выделять в системе знаний изученную единицу;
— планировать своё действие;
— прогнозировать результаты уровня усвоения;
— осуществлять контроль, различать результат и способ действия;
— осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
— систематизировать, обобщить изученное;
— анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
— высказывать свои суждения, доказывать правоту;
— аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;
— участвовать в групповой деятельности;
— высказывать суждения по результатам сравнения;
— строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.
— оценивать коллективную работу и свой вклад;
— оценивать работу друг друга;
— оценивать свою работу на уроке на разных этапах;
— самостоятельно контролировать время при выполнении задания;
— контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.
10. Постановка учебной задачи
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
— устанавливать закономерности, строить рассуждения;
— выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
— структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
— определять цель учебной деятельности;
— ставить цели и планировать свою работу, выдвигать гипотезы.
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;
— формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
— строить монологическое высказывание;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
— оформлять свои мысли в устной форме.
— определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— ставить цели, планировать свою работу;
— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— принимать и сохранять учебную цель и задачи;
— дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
— планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.
11. Решение учебной задачи
— соотносить информацию, представленную в разных формах;
— группировать и классифицировать изучаемые объекты;
— извлекать необходимую информацию из текста;
— находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;
— анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;
— формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
— анализировать и действовать с позиции содержания предмета;
— самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;
— выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— находить в тексте ответы на вопросы;
— систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;
— выделять существенную информацию из текстов разных видов;
— осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— использовать информацию из разных источников;
— ориентироваться в учебнике;
— развивать элементарные навыки работы с приборами;
— анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.
— формировать навык учебного сотрудничества.
— строить монологическую и диалогическую речь;
— строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
— использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
— осуществлять работу в паре (группе);
— организовывать и осуществлять устную коммуникацию в группе;
— аргументировать позицию личную и позицию группы;
— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
— представлять результаты своего труда (работы группы).
— искать пути решения проблемы;
— строить алгоритм деятельности;
— планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;
— принимать и сохранять учебную задачу;
— составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;
— осуществлять пошаговый контроль по результату (соответствие найденной информации заданным параметрам);
— сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
— самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.
— оценивать правильность выполненных действий;
— осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
12. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня
сформированных общеучебных умений
— систематизировать, обобщить изученное.
— строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме;
— самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
— организовать выполнение заданий учителя;
— оценивать правильность выполненных действий;
— анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
— коррекция знаний, способов деятельности.
13. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.
— оценивать правильность выполненных действий;
— анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
— проводить физическую разгрузку в ходе работы.
14. Стадия рефлексии
— систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
— строить монологическое высказывание;
— адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
— оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
— соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;
— соотносить цели и результаты собственной деятельности;
— анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.