Приложение. Форма финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта
Информация об изменениях:
Приказом Минфина России от 25 мая 2017 г. N 79н в приложение внесены изменения
ГАРАНТ:
См. данную форму в редакторе MS-Excel
Приложение
к приказу Минфина России
от 19 марта 2015 г. N 42н
(с изменениями от 25 мая 2017 г.)
Форма финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта*(1)
от «__» _____________20__ г.
Федеральный государственный орган
Наименование проекта акта
Основание разработки проекта акта
Наименование вида экономической деятельности, характеризующего сферу деятельности реализации решения
Наименование государственной программы Российской Федерации, к сфере реализации которой относится проект акта (при ее наличии)
Единица измерения: тыс руб
1. Сведения о финансовом обеспечении реализации проекта акта
1.1. Общий объем финансового обеспечения
Наименование источника финансового обеспечения
Объем финансового обеспечения
в том числе по годам
Общий объем финансового обеспечения на реализацию решения, предусмотренного проектом акта, всего
в том числе в разрезе источников: бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете
дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета
бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
кредитные и заемные средства*
собственные средства участников инвестиционного проекта*
1.2. Объем финансового обеспечения в разрезе мероприятий
Объем финансового обеспечения
в том числе по годам
Итого по мероприятию
Итого по мероприятию
1.3. Кредитные и заемные средства*
Объем финансового обеспечения
в том числе по годам
1.4. Налоговые льготы, льготы по социальным взносам и таможенные преференции*
Объем финансового обеспечения
в том числе по годам
1.5. Государственные гарантии*
Срок, на который выдана гарантия
1.6. Финансовый эффект и макроэкономические последствия от реализации проекта акта*
Планируемое значение на дату окончания проекта
Объем инвестиций в проект
Срок окупаемости проекта (дисконтированный), лет
Чистая приведенная стоимость проекта (NPV)
Внутренняя норма доходности (IRR), %
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC), %
Рентабельность на собственный капитал (ROE), %
Доходность на заемный капитал, %
Уровень инфляции (индекс потребительских цен)
Курсы обмена валют
Объем добычи ресурсов
Объем производства продукции
2. Экономические и иные последствия от реализации проекта акта
Сведениям о влиянии предлагаемых решений на достижение целей государственной программы Российской Федерации
Сведения о вероятных поступлениях и уменьшении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Сведения о вероятном увеличении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Сведения о вероятных доходах и расходах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
Сведения о вероятных доходах и расходах физических лиц
Сведения о социально-экономических последствиях
Сведения о рассмотренных альтернативных решениях
* данные сведения указываются при заполнении формы финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта об осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций, не планируемых к включению в федеральную адресную инвестиционную программу
К форме финансово-экономического обоснования прилагаются расчеты показателей, использованные при определении затрат на реализацию решения, предлагаемого к принятию проектом акта, методики, устанавливающие порядок исчисления предельной стоимости переданного полномочия, или размер софинансирования, иные материалы и документы, раскрывающие информацию, приведенную в финансово-экономическом обосновании, в том числе в виде электронных документов.
В заголовочной части формы финансово-экономического обоснования:
в реквизите «Федеральный государственный орган» указывается полное наименование федерального государственного органа, ответственного за подготовку проекта акта;
в реквизите «Вид проекта акта» указывается принадлежность проекта акта к следующим группам документов:
проект федерального закона;
проекты указа или распоряжения Президента Российской Федерации;
проекты постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации;
проекты постановления, приказа, распоряжения, правил, инструкции и положения федерального государственного органа;
в реквизите «Основание разработки проекта акта» указываются реквизиты документа, на основании которого разработан проект акта (в том числе решение или поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации).
В содержательной части формы финансово-экономического обоснования:
в разделе 1. «Сведения о финансовом обеспечении реализации проекта акта» указываются источники финансового обеспечения реализации проектов актов, в том числе в разрезе бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, и дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, собственных средств участников проекта, кредитных и заемных средств, налоговых льгот и таможенных преференций, иных источников, в том числе с учетом дополнительной потребности, по финансовым годам (текущий финансовый год, очередной финансовый год, 1-й год планового периода, 2-й год планового периода, 1-й год и последующие годы после планового периода и до окончания реализации решения, предлагаемого к принятию проектом акта), (подраздел 1.1 настоящего приложения), а также источники финансового обеспечения реализации проекта акта в разрезе мероприятий, необходимых для реализации решения, предлагаемого к принятию проектом акта по годам (подраздел 1.2 настоящего приложения);
подраздел 1.1. «Общий объем финансового обеспечения» настоящего приложения в части информации о бюджетных ассигнованиях федерального бюджета составляются на основании обоснований бюджетных ассигнований, формируемых федеральными государственными органами в соответствии с Порядком представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 137н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2014 г., регистрационный N 31254; Российская газета, 2014, 19 февраля), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 августа 2014 г. N 76н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 октября 2014 г., регистрационный N 34244; Российская газета, 2014, 15 октября);
в подразделе 1.3. «Кредитные и заемные средства» настоящего приложения указываются коммерческие кредиты (за исключением кредитов бюджету бюджетной системы Российской Федерации), займы и кредиты участников проекта, облигационные займы;
в подразделе 1.4. «Налоговые льготы, льготы по социальным взносам и таможенные преференции» настоящего приложения указываются льготы по налогам и социальным взносам (объем средств, сэкономленных юридическим лицом в результате применения льгот по налогам, социальным взносам), и таможенные преференции (объем средств, сэкономленных юридическим лицом в результате предоставления преференций);
в подразделе 1.5. «Государственные гарантии» указываются государственные гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации, муниципальные гарантии;
подраздел 1.6. «Финансовый эффект и макроэкономические последствия от реализации проекта акта» настоящего приложения формируется по решению федерального государственного органа в случае реализации инвестиционного проекта и включает анализ инвестиционных проектов с использованием методов финансовой оценки: расчета срока окупаемости проекта, количественной оценки экономической эффективности инвестиций с приведением расчетов чистой стоимости проекта, экономической внутренней нормы доходности, нормы прибыли. Макроэкономические последствия основываются на оценке эффективности инвестиций с точки зрения национальной экономики и предусматривают проведение экономического анализа, в том числе уровня инфляции (индекса потребительских цен), курсов обмена валют, объема добычи ресурсов, объема производства продукции;
раздел 2. «Экономические и иные последствия от реализации проекта акта» настоящего приложения включает описание экономических и иных последствий от реализации проекта акта, в том числе сведения о рассмотренных альтернативных решениях;
сведения о влиянии предлагаемых решений на достижение целей государственной программы Российской Федерации должны отражать эффект от реализации решения на достижение целей и ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации;
в сведениях о вероятных поступлениях и уменьшении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также указывается возможность экономии от использования бюджетных ассигнований соответствующего бюджета в рамках реализации предлагаемого решения;
в сведениях о вероятном увеличении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указывается вероятность увеличения расходных обязательств публично-правового образования по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до принятия проекта акта не исполнялись ни одним публично-правовым образованием;
сведения о вероятных доходах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются в случае предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям мер государственной поддержки из федерального бюджета в виде субсидий, бюджетных инвестиций в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, а также государственных гарантий в целях обеспечения обязательств компаний, снижения налогового бремени, расширения выпуска товаров, выполнения работ, оказания услуг, предоставления льгот. При оценке вероятных доходов используются индексы показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (например, индексы дефляторы, индексы цен производителей). Сведения о вероятных расходах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей указываются в случае введения и (или) увеличения налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, отмены и (или) сокращения выплат из федерального бюджета. При оценке вероятных расходов используются индексы дефляторы, публикуемые Министерством экономического развития Российской Федерации;
сведения о вероятных доходах физических лиц указываются в случае снижения налогового бремени, увеличения выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации из федерального бюджета, предоставления льгот. Сведения о вероятных доходах рассчитываются как процент роста к среднедушевым доходам населения. Сведения о вероятных расходах физических лиц (в том числе убытков в виде реального ущерба и (или) упущенной выгоды) указываются в случае введения и (или) увеличения налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, отмены и (или) сокращения выплат из федерального бюджета. Сведения о вероятных доходах (расходах) физических лиц рассчитываются как процент снижения к среднедушевым доходам населения;
сведения о социально-экономических последствиях могут содержать информацию об увеличении производительности труда, создании количества рабочих мест, снижения смертности, заболеваемости.
В случае, если данные по отдельным показателям не имеют значения, соответствующие графы формы финансово-экономического обоснования заполняются прочерком.
* В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3833; 2015, N 2, ст. 459)
Финансово-экономическое обоснование
сметы СНТ
Как появилось ФЭО
Жизнь председателя садоводческого товарищества была немного проще, пока в России не утратил силу Федеральный закон № 66-ФЗ. Согласно этому документу, правлению было достаточно предоставить на общем собрании смету расходов на определенный период (чаще всего на год). Никаких дополнительных подтверждающих документов не требовалось.
Но закон № 217-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2019 года, внес свои коррективы в процесс утверждения сметы. Согласно п. 8 ст. 14 этого закона, председатель и правление должны составлять два документа для согласования расходов в СНТ: приходно-расходную смету и ее финансово-экономическое обоснование (ФЭО).
По мнению законодателей, ФЭО помогает избежать злоупотребления финансами со стороны органов управления товарищества. Также документ создается для того, чтобы садоводы могли оценить обоснованность размера членских взносов, которые им придется платить.
Ведение бухгалтерии СНТ
Утверждение сметы в СНТ по закону
Составить смету и ее финансово-экономическое обоснование — задача председателя и правления. А вот утверждать оба документа предстоит членам садоводческого товарищества на общем собрании. Для этого каждый собственник земельного участка должен предварительно ознакомиться с текстом сметы и ФЭО. Задача председателя — минимум за неделю до даты собрания предоставить предоставить садоводам возможность ознакомиться с документами. Рассылать их заказными письмами не потребуется. Для ознакомления можно использовать несколько способов:
Приходно-расходная смета в СНТ утверждается на любой срок, но чаще всего — на один год.
Отличия сметы от финансово-экономического обоснования
Почему для бизнеса так важно иметь технико-экономическое обоснование проекта
Внимание!
Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)
Данная статья носит ислючительно информационный характер!
С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.
Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) служит основанием для выявления инвестиционной эффективности создаваемого продукта, и от того, насколько эффективным оно окажется с точки зрения вложенных средств, будут зависеть инвестиционные и экономические тенденции в развитии региона. Плохо подготовленное технико-экономическое обоснование проекта чаще всего является причиной его малой инвестиционной эффективности. По той же причине либо по причине некачественно составленного бизнес-плана банки отклоняют множество потенциально привлекательных инвестиционных проектов еще на этапе рассмотрения.
В чем заключается технико-экономическое обоснование проекта
Технико-экономическое обоснование заключается в изучении потенциальной экономической выгоды создаваемых инвестиционных проектов путем проведения анализа и расчета их финансовых показателей. В качестве инвестиционного проекта может рассматриваться финансовая и экономическая активность: создание различных технических объектов, строительство новых зданий, проведение работ по реконструкции уже существующих, создание разнообразных продуктов и услуг, деятельность, связанная с расширением, модернизацией либо реконструкцией производства, и прочее.
В технико-экономическом обосновании проекта заинтересован как сам предприниматель (оправдаются ли ожидания, возлагаемые на проект), так и инвестор, опирающийся в своей оценке эффективности проекта на предположительные сроки, за которые проект окупится. В зависимости от сложности задачи технико-экономическое обоснование проекта могут составить сам предприниматель либо нанятые специалисты.
В чем принципиальное отличие ТЭО от бизнес-плана? В отличие от бизнес-плана технико-экономическое обоснование проекта требуется для нового инвестиционного продукта, внедряемого на базе уже существующего предприятия, соответственно, при создании этого документа отпадает необходимость в описании таких объемных информационных блоков, как результаты маркетинговых исследований, результаты анализа рынка, описание самого предприятия и создаваемого продукта. Однако бывают случаи, когда в рамках технико-экономического обоснования проекта анализируются применяемые технологии и оборудование с указанием причин их выбора.
По сути, ТЭО – это более краткий и содержательный документ в сравнении с полноценным бизнес-планом.
Для чего нужно ТЭО? Если рассматривать ситуацию с точки зрения деятельности определенного предприятия, то технико-экономическое обоснование проекта составляется для прогнозирования возможных изменений в работе данного предприятия в связи с предполагаемым внедрением/выпуском нового продукта. При этом в расчет берутся самые разнообразные влияющие факторы (как косвенные, так и прямые), а также финансовая динамика исследуемого объекта.
Технико-экономическое обоснование проекта дает возможность оценить эффективность вливания инвестиций в создание предприятием новых продуктов, целесообразность доработки уже существующих. Также на базе ТЭО происходит оценка необходимости обеспечения предприятия кредитом, его слияния или поглощения. В редких случаях, как уже говорилось выше, технико-экономическое обоснование проекта может рассматривать вопросы подбора оборудования, внедрения новых технологий и организации деятельности предприятия.
В случае принятия руководством решения о кредитовании предприятия наличие ТЭО проекта наряду с другими необходимыми документами является обязательным условием банка для начала рассмотрения кредитной заявки. ТЭО служит средством убеждения банка в повышении эффективности работы предприятия за счет выданного кредита и, как следствие выгодности кредитования, заодно выступает неким гарантом возвращения банку кредитных средств.
Как происходит разработка технико-экономического обоснования проекта
Рассмотрим вопрос разработки технико-экономического обоснования проекта. Этапы разработки включают в себя следующие пункты.
Идея проекта. В данном пункте объясняется необходимость технико-экономического обоснования проекта, составляется пошаговый план с разъяснениями.
Обоснование. Собственно, само обоснование проекта – обоснованность выбора того или решения, технологии, материала, технических средств производства. Сюда же включаются возможные расчетные риски.
Расчеты потребностей для производства. В данной части технико-экономического обоснования проекта определяется объем ресурсов (финансовых, сырьевых, трудовых, энергетических), требуемых для его запуска. Если целью составления технико-экономического обоснования проекта является получение кредитных средств, то в нем также указываются источники дохода предприятия.
Экономическое обоснование. Ряд расчетов, нацеленных на оценку результатов работы компании после внедрения предполагаемых нововведений.
Выводы и предложения. Итоги, оценки, заключения.
Формат, в котором составляется технико-экономическое обоснование проекта, варьирует с изменением цели, которую он преследует:
Получение кредита в банке для осуществления проекта;
Принятие участия в государственных закупках (тендерах);
Необходимость экономического развития предприятия, продиктованная руководством;
Каким может быть технико-экономическое обоснование проекта (пример)
Если мы разрабатываем бизнес-план, то следуем четкой структуре и существующим порядкам. Когда же речь заходит о составлении технико-экономического обоснования проекта, структура документа будет зависеть от поставленных задач.
Для наглядности ниже приведены примеры ТЭО проекта, взятые из практики.
1. Проведение оценки реального состояния производства.
2. Результаты анализа рынка, проведение оценки производственной мощности предприятия.
4. Проведение оценки трудовых ресурсов.
5. Проведение оценки организационных и накладных расходов предприятия.
6. Оценка сроков реализации и существования проекта.
7. Проведение анализа финансовой привлекательности и экономической обоснованности проекта.
1. Описание идеи проекта, основ и принципов его реализации.
2. Проведение краткого обзора рынка, рассмотрение итоговых заключений проведенных исследований для ознакомления со спросом на новый вид услуги или новый продукт.
3. Описание технологических и инженерных составляющих проекта, таких как:
обоснование потребности в обновлении старого оборудования или закупке нового;
рассмотрение нового продукта с точки зрения действующих стандартов качества;
анализ плюсов и минусов создаваемого продукта или услуги.
4. Описание финансовых и экономических показателей, включающих в себя:
указание объема инвестиций для реализации проекта;
указание возможных внешних и внутренних источников финансирования;
указание предполагаемых производственных издержек.
5. Проведение оценки уровня эффективности и сроков окупаемости проекта, предоставление гарантий возврата привлеченных займов.
6. Анализ восприимчивости продвигаемого продукта, услуги к нынешним рискам рынка и его устойчивость к возникновению рисков в будущем.
7. Анализ эффективности привлечения внешних займов.
1. Описывается технико-экономическое обоснование в сокращенном варианте.
2. Описываются условия реализации инвестиционного проекта. Также указываются автор проекта, источники информации, на основании которых проект разрабатывался, количество, качество и содержание проведенных исследований и мероприятий и др.
3. Проводится анализ рынка, исследованию подвергаются стандартные и пиковые производственные мощности компании-производителя и другие влияющие факторы.
4. Проводится анализ обеспечения производства – наличие необходимых запасов и производственных ресурсов. Изучаются партнерский рынок, существующие контрагенты и возможные поставщики, также анализируются возможные издержки, связанные с различными производственными факторами.
5. Рассматриваются территориальные факторы, влияющие на расходы предприятия (стоимость участка земли, возможная арендная плата и др.).
6. Описываются конструкторская документация проекта, технологии, вспомогательные объекты, являющиеся обязательным условием реализации проекта.
7. Подсчитываются расходы, связанные с организационными мероприятиями, и другие дополнительные издержки, относящиеся к воплощению нового проекта в жизнь, набрасывается предполагаемая структура будущей линии производства.
8. Анализу подвергаются трудовые ресурсы, которые будут задействованы в новом проекте: количество работников различных категорий (рабочий, обслуживающий персонал, ИТР), их заработная плата и налоги, связанные с данными выплатами, возможный процент иногородних или иностранных работников предприятия.
9. Описываются сроки и этапы реализации проекта.
10. В общих чертах оценивается экономическая и финансовая состоятельность проекта.
На основании приведенных примеров, особенного последнего, можно сделать вывод, что технико-экономическое обоснование проекта мало чем отличается от детально составленного бизнес-плана. По сути, так и есть, грань между этими понятиями порой очень тонка, и, если от вас потребуют предоставления технико-экономического обоснования проекта, вы можете смело браться за составление тщательно проработанного бизнес-плана.
Какие особенности имеет технико-экономическое обоснование проекта строительства
Технико-экономическое обоснование проекта намечаемого строительства конкретизирует расположение будущего объекта, учитывает схемы и планировку района, предполагаемую производственную мощность строительной компании и ассортимент выпускаемой ею продукции.
В технико-экономическом обосновании проекта рассматривают вопросы, связанные с обеспечением объекта строительства рабочими, материалами, топливом, водой и электричеством, транспортными связями. Уточняют требования, предъявляемые к другим отраслям промышленности и народного хозяйства, учитывают возможность кооперирования, а также создание групп предприятий (промышленных узлов).
Также в технико-экономическом обосновании проекта определяют основные решения (планировочные, строительные, технологические), технико-экономические показатели; указываются площадка, на которой будет вестись строительство, стоимость строительства/реконструкции предприятия, сооружения или здания.
При подготовке технико-экономических обоснований проектов по возведению новых объектов рассматривают несколько вариантов целесообразности такого строительства в разрезе возможности получить равный по объему прирост продукции, ограничившись расширением или реконструкцией уже действующего производства.
Часто реконструкция и/или расширение действующего производства более эффективны и рациональны, чем строительство новых объектов. При этом объем капитальных вложений будет меньше на 10-15 %. Для доказательства целесообразности реконструкции, расширения или возведения новых объектов с учетом общегосударственных интересов и при конкретных условиях следует применить подробно проработанное технико-экономическое обоснование проекта и его анализ.
Разрабатывая технико-экономическое обоснование проекта, также следует учитывать инновации в сфере науки и техники. Это необходимо для того, чтобы строящиеся объекты ко времени завершения строительства оставались передовыми с технической точки зрения и экономически эффективными.
Технико-экономическое обоснование такого проекта содержит экономическую оценку земельных участков, намечаемых к отчуждению, и анализ природных ресурсов, которые могут быть утеряны либо отчасти пострадать в результате строительства.
Вопросы рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов должны быть тщательно проработаны, так как любое новое строительство либо расширение уже действующих предприятий оказывает влияние на внешнюю среду и изменяет ее.
Как только технико-экономическое обоснование утверждается заказчиком объекта строительства, это становится основанием для составления задания на проектирование.
В ситуациях, когда финансирование капитальных вложений в основные фонды проводится в полном объеме (либо на долевых началах) из госбюджета РФ и ее централизованных фондов, ведомств и министерств, внебюджетных фондов и собственных финансовых ресурсов госпредприятий, технико-экономическое обоснование проекта строительства предоставляется в обязательном порядке и входит в базовый пакет документов.
Важнейшим разделом технико-экономического обоснования инвестиционного проекта являются показатели его экономической эффективности. Они определяют целесообразность или нецелесообразность реализации данного документа. Возможно, что проект не принесет никаких доходов и, соответственно, будет являться экономически невыгодным. В этом случае продолжать анализировать технико-экономическое обоснование не имеет никакого смысла, и данная разработка инвестором отклоняется. В то же время практика показывает, что плановая эффективность никогда не совпадает с реально полученной выгодой после реализации проекта.
Самые популярные показатели технико-экономического обоснования экономической эффективности проекта – это:
Чистый приведенный доход;
Дисконтируемый период окупаемости;
Внутренняя норма доходности.
Технико-экономическое обоснование подразумевает помимо изучения эффективности инвестиционного проекта еще и оценку финансового состояния инициатора проекта. Обычно выделяют четыре группы показателей, его определяющих:
Коэффициенты финансовой устойчивости.
Для каждого из этих критериев есть нормативные значения. Они зависят от специфики деятельности компании, производственного цикла, влияния факторов сезонности и пр. Эти показатели рассчитывают на базе фактических значений в финансовой отчетности организации, инициировавшей проект. Чем больше в сторону увеличения данные параметры отличаются от нормативных, тем выше уровень его финансового состояния и кредитоспособности.
Когда целью инвестиционного проекта является строительство объекта, каждый этап строительно-монтажных работ (возможно последовательное или параллельное выполнение этапов строительства) должен отобразиться в инвестиционном плане технико-экономического обоснования.
Чтобы изучить данный раздел и выполнить его экспертизу, внешним инвесторам необходимо прибегнуть к услугам инженеров высокой квалификации. Если инвестор – кредитная организация, то оправдано, когда в штат ее сотрудников входит группа специалистов, занимающихся техническим аудитом. Но зачастую филиалы коммерческих банков и других кредитных организаций, у которых головные офисы расположены в более развитых центрах страны, не имеют специалистов подобного уровня.
В таком случае эту функцию вынуждены выполнять специалисты экономического звена. Они берут на себя обязанности по комплексной оценке технико-экономического обоснования проекта, что с объективной точки зрения является нелогичным, так как, не имея специального технического образования, весьма трудно заниматься оценкой технических сторон проекта.
Данное явление становится причиной возникновения ряда трудностей, которые связаны со строительством объекта, монтажом технологического оборудования, и, соответственно, оно ведет к нарушению установленных сроков проведения строительно-монтажных работ. Качество выполняемых работ стремительно падает, нарушается график ввода объекта в эксплуатацию, появляются проблемы с обслуживанием основного долга по кредиту.
Основной фактор, на который ориентируется инвестор, – это платежеспособность заемщика. Предприятие может являться неплатежеспособным даже при наличии удовлетворительных показателей коммерческой эффективности (поскольку они касаются денежных потоков, связанных исключительно с этим проектом).
Составляя кэш-фло (план денежных потоков), разработчики технико-экономического обоснования не всегда берут во внимание финансовые показатели по прошлым периодам (долю себестоимости в выручке от реализации продукции, динамику и величину выручки, долю амортизационных выплат в структуре себестоимости, прочие доходы и расходы) и предстоящие платежи (выплаты по основному долгу и процентам по действующим кредитам, кредиторской/дебиторской задолженности и прочее).
Как сделать технико-экономическое обоснование проекта производства
Технико-экономическое обоснование проекта производства – один из видов технико-экономического обоснования бизнес-проекта. Рассмотрим в качестве примера проект производства оборудования и изучим его особенности.
В технико-экономическом обосновании проекта производства оборудования описаны основные аспекты планируемого проекта так, как его видит руководитель, ответственный за реализацию проекта.
Ниже представлены аспекты проекта, которые обычно описывают в технико-экономическом обосновании производства оборудования:
Внешние условия производства оборудования;
Внутренняя среда, в которой будет проходить производство оборудования;
Ресурсы производства (трудовые, финансовые, материальные и пр.), необходимые для внедрения проекта;
Организационный план реализации проекта, в котором будет описано поэтапное создание производства;
Прогнозирование финансовых показателей проекта;
Риски, сопутствующие проекту, и методы сведения к минимуму их негативного влияния;
Эффективность проекта с экономической точки зрения.
Технико-экономическое обоснование проекта для производства оборудования требуется для решения следующих поставленных задач:
Перспективного планирования деятельности компании;
Координации действий сотрудников;
Проведения оценки финансовых показателей и рисков для демонстрации возможностей проекта потенциальным кредиторам и инвесторам.
Что учесть при подготовке технико-экономического обоснования инновационных проектов
Технико-экономическое обоснование и управление проектами, связанными с инновациями, ставят перед предпринимателем следующие основные задачи:
Создание на предприятиях заказчика новых проектно-ориентированных структур управления;
Регулирование правовых аспектов деятельности менеджеров по проектам;
Внедрение в управление организацией современных информационных технологий и создание базы данных, содержащей все процессы инновационного проекта;
Подготовка квалифицированных специалистов для управления инновационными проектами.
Инновации ввиду своей специфики близки к сектору реальных инвестиций. В связи с этим для успешной реализации инновационных проектов также необходима разработка технико-экономического обоснования инвестиционного проекта. Особенное внимание при этом уделяется обоснованию целесообразности:
Инвестирования в производственные фонды, имеющие продолжительные сроки амортизации;
Вливания инвестиций в товарно-материальные запасы и иные оборотные активы для расширения производства;
Вливания инвестиций в нематериальные активы (авторские и имущественные права, право на использование природных ресурсов и т. д.).
Технико-экономическое обоснование проекта по научно-техническим мероприятиям – это комплексный процесс определения соответствия (анализ) проектного решения заданным требованиям либо уровню достижений научно-технического прогресса в этой области с использованием методов экономической науки.
Технико-экономический анализ в свою очередь является одним из элементов технико-экономического обоснования – это системное исследование конструктивно-технологических, технико-эксплуатационных, функциональных и прочих характеристик технических средств, которые создаются либо совершенствуются в рамках проекта, в сочетании с анализом расходов на разных стадиях их создания. Технико-экономическое обоснование можно проводить в разных сферах деятельности: производственной, научно-исследовательской, производственно-конструкторской, внешнеэкономической.
Основная цель при создании любого технико-экономического обоснования – получение идеального либо близкого к нему варианта организационного, технического или коммерческого мероприятия, нацеленного на максимальное уменьшение хозяйственных рисков при реализации проекта. Технико-экономическое обоснование проекта может осуществляться по разным научно-техническим мероприятиям, осуществляемым на различных уровнях – от конкретного предприятия до уровня хозяйства страны.
Это могут быть такие сферы деятельности, как технико-экономическое обоснование реализации проекта по возведению объектов нового предприятия, производства либо усовершенствованию уже имеющихся; обоснование создания новой коммерческой структуры, внешнеэкономических мероприятий (например, организация совместных компаний) и т. д.
Содержание технико-экономического обоснования проекта обычно включает в себя пять разделов.
Пояснительная записка. В ней ставится конкретная задача по реализации данного мероприятия, подробно описываются само мероприятие и его преимущества по сравнению с другими мероприятиями, реализованными до этого момента.
Методический подход к реализации технико-экономического обоснования проекта. Здесь определяются эффектообразующие факторы и выявляется информационный источник. Выбирается база для сравнения.
Расчет капитальных инвестиций и сметы расходов на мероприятие, определение его экономической эффективности в сравнении с конкретной базой.
Расчет комплекса технико-экономических показателей. Проводится по отношению к мероприятию, полученные данные сводятся в таблицу и анализируются.
Формирование на основании сделанных расчетов и в целом анализа выводов по технико-экономическому обоснованию проекта.
Сама разработка технико-экономического обоснования проекта зависит от структуры источников, из которых финансируется проект. Зарубежная практика показывает, что технико-экономическое обоснование проекта, как правило, разрабатывают без привлечения инвестиций – осуществляют его по альтернативным вариантам проектов. Финансовая оценка эффективности проекта не учитывает расходы на технико-экономическое обоснование проекта.
Каких расчетов требует технико-экономическое обоснование ИТ-проекта
Информацию, используемую для проведения коммерческой оценки ИТ-проекта, делят на четыре основные группы:
Доход от реализации;
Источники и условия, на которых ведется финансирование.
Рассмотрим более подробно структуру исходных данных, применяемых для оценивания инвестиционных ИT-проектов.
Первую группу при подготовке исходных данных – «Доход от реализации» – представляют обычно таблицей, в которой отражены состав и объем всей товарной продукции инвестиционного проекта. Содержание понятия «доходы проекта» глубже и сложнее, чем может показаться изначально. Самый простой вариант, приносящий доход инвестиционному проекту, – сбыт определенных видов товаров или услуг.
При условии, что методика технико-экономического обоснования проекта предлагает произвести расчеты доходов от реализации продукции, предусмотренной проектом, недобросовестный эксперт может учитывать в проекте доход от действующего производства, даже если он не имеет совершенно никакого отношения к запланированным инвестициям.
Выделяют два вида информационных технологий в зависимости от их влияния на финансовый результат компании:
Информационные технологии, напрямую оказывающие влияние на финансовый результат компании;
Информационные технологии, воздействующие на общую эффективность и конкурентоспособность компании.
Максимально точно можно выполнить расчет технико-экономического обоснования проекта для ИТ первого вида. Обычно подобные внедряемые программы связаны со снижением расходов по отдельным статьям (внедрение программ управления складскими запасами, бухгалтерских комплексов, ERP-систем).
ИТ второго вида – это программы финансового и маркетингового анализа, сайты, интернет-магазины, CRM-программы. На показатель дохода от их внедрения могут влиять: повышение качества решений, принимаемых управлением, рост количества потенциальных клиентов, улучшение качества работы с клиентами и прочее.
Группа «Текущие расходы» содержит информацию о расходах, связанных с использованием созданного информационного продукта на протяжении всего срока его эксплуатации. Они включают в себя расходы на содержание и обслуживание информационного продукта, в том числе техническое обслуживание. Необходимо помнить и о том, что, кроме самого информационного продукта, периодического обновления требует и оборудование, связанное с его использованием.
Группа «Инвестиции» содержит смету по капитальным расходам. Основываясь на данных о размере постоянных инвестиций, можно оперативно выполнить расчет амортизации.
При внедрении информационных технологий могут быть реализованы два разных варианта, которые относятся к получению готовых решений либо к разработке собственных программных средств и ИТ.
Приобретение готового продукта («коробочного») включает в себя два простых блока расходов: «Стоимость приобретения программного продукта» и «Стоимость его внедрения».
В свою очередь разработка ИТ своими силами включает в себя следующие статьи расходов.
Оплата труда персонала, занятого разработкой анализируемого информационного продукта. Здесь важно разделить трудозатраты на разработку информационного продукта и иные затраты, связанные с текущей деятельностью предприятия.
Единый социальный налог, который начисляют с оплаты труда.
Использующееся вспомогательное оборудование и программные средства.
Независимо от метода создания программного продукта организация несет дополнительные расходы, связанные с определенными статьями.
Обследование предприятия и формирование технического задания. Расходы на данный этап разумно оценивать по использованным в ходе процесса человеко-часам.
Реинжиниринг бизнес-процессов. Если бизнес-процесс является некорректным и устаревшим, то его автоматизация приведет только к обострению проблем на предприятии. В связи с этим при внедрении ИТ примерно 80 % действий связаны с построением новой, более успешной схемы работы и лишь около 20 % – с использованием инструментов, адекватных новым условиям. Расходы по проведению реинжиниринга можно оценивать как расходы на оплату труда специалистов (чаще всего это привлеченные консультанты).
Обучение сотрудников. Расходы рассчитывают исходя из количества обучаемых сотрудников и оплаты за их обучение. Если предстоит длительный процесс, то требуется учесть расходы в связи с отвлечением работника от основного производства.
Техническое оснащение. Внедрение новых ИТ предполагает в некоторых случаях усовершенствование технической базы (покупку новых серверов, прокладку сети, улучшение параметров рабочих станций).
Источниками финансирования проекта являются «внешние» относительно проекта источники. Это капитал (акционерный или учредительский), заемные средства (ссуды и кредиты), а также субсидии, гранты и пр. Если ИТ создают либо покупают целиком за счет средств предприятия, этот пункт можно пропустить.
Анализ технико-экономического обоснования проекта – неотъемлемая часть фазы проекта, предшествующей инвестициям. Если технико-экономическое обоснование проекта разработано в соответствии с предъявляемыми требованиями, это позволяет максимально точно рассчитать финансовое состояние организации, экономическую эффективность проекта, планы (производственный, инвестиционный, финансовый, организационный и план сбыта продукции).
Плохо проработанное технико-экономическое обоснование проекта вызывает сомнения в компетентности его инициаторов и в целесообразности реализации самого проекта. Во избежание подобных рисков требуется создание системы государственной сертификации консалтинговых фирм, занимающихся составлением ТЭО, учитывающей их квалификацию и своевременную аттестацию. Результатом создания подобной системы может стать быстрое развитие реального сектора экономики и повышение в целом темпов экономического роста страны.
Подготовка технико-экономического обоснования проекта требует изучения большого объема информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.
Наибольший авторитет наша компания завоевала в следующих отраслях:
Коммерческий транспорт и спецтехника;
Химическая и нефтехимическая промышленность;
Производство кормов для животных;
Электротехника и другие.
Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.
Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20 или просто заказать обратный звонок.
Внимание!
Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)
Данная статья носит ислючительно информационный характер!
С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.
© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2021. Все права защищены.