Определение функции предложения
Предположим, что зависимость совокупных издержек от объема производство конкретной фирмы задана уравнением:
Необходимо подсчитать, какой объем производства будет предложен компанией на рынок при сложившейся цене Р — 10 у.е.
Для начала определим функцию предложения фирмы в краткосрочном периоде.
1) Выведем уравнение предельных издержек (МС):
2) Приравняем придельные издержки к рыночной цене и получим искомую функцию предложения:
3) Определим объем выпуска при Р = 10 у.е., подставив соответствующее значение в функцию предложения:
До сих пор мы рассматривали краткосрочный период, который предполагает существование неизменного числа фирм в отрасли и наличие у предприятий определенного объема постоянных ресурсов.
В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными. Для действующих на рынке фирм это предполагает возможность изменения размеров производства, внедрения новой технологии и модификации продукции, а для отрасли в целом — изменение числа фирм-производителей. Поскольку мы рассматриваем конкурентную отрасль, то допускаем отсутствие каких-либо ограничений на вход или выход из отрасли.
Если уровень сложившихся в отрасли издержек позволяет отдельным производителям получать положительную краткосрочную экономическую прибыль, то действующие на рынке фирмы стремятся расширить свое производство и получить максимальную выгоду от благоприятной рыночной конъюнктуры.
Одновременно с этим возрастает инвестиционная привлекательность отрасли и все большее количество внешних фирм начинает проявлять заинтересованность в проникновении на данный рынок. Очевидно, что скорость протекания данных процессов будет в значительной степени зависеть от ожидаемой нормы отраслевой прибыли.
Появление в отрасли новых фирм и расширение деятельности старых неизбежно увеличат рыночное предложение, вызовут тенденцию к сокращению рыночной цены и, как следствие, к уменьшению прибылей.
Если по каким-либо причинам (например, крайне высокая привлекательность рынка) рыночное предложение увеличится до уровня, при котором фирмы не смогут извлекать даже нормальную прибыль, начнется постепенный отток компаний в более прибыльные сферы деятельности и сокращение масштабов деятельности на оставшихся производствах.
Сокращение отраслевого предложения вызывает обратный процесс. Цены постепенно начинают возрастать, убытки сокращаться, и отток фирм приостанавливается.
Следует отметить, что на практике регулирующие силы рынка лучше работают на расширение, чем на сжатие. Экономическая прибыль и свобода входа на рынок активно стимулируют увеличение объемов отраслевого производства. Напротив, процесс выдавливания фирм из чрезмерно расширенной и убыточной отрасли требует времени и является крайне болезненным для фирм-участниц.
Процесс входа-выхода фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное рыночное равновесие.
Таким образом, конкурентное долгосрочное равновесие предполагает выполнение трех условий:
во-первых, все действующие фирмы отрасли наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы и максимизируют свою прибыль
Р = МС;
во-вторых, ни у одной из фирм не существует побудительных мотивов для входа или выхода из отрасли, поскольку все фирмы отрасли получают нулевую экономическую прибыль
в-третьих, цена на рынке такова, что совокупное предложение рынка соответствует совокупному спросу потребителей
Предложение, функция предложения
Предложение (Supply) – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.
Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.
Факторами предложения являются:
По аналогии с функцией спроса функция предложения отражает зависимость величины « S » от факторов, его определяющих:
Функция предложения от цены:
В линейном виде функция предложения имеет следующий вид:
, где
c – минимальный объем предложения товара на рынке,
Знак «плюс» в формуле говорит о положительном наклоне кривой предложения.
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.
Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения, при изменении цены.
Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
— фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
— в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.
Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.
Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):
1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:
• изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;
• всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.
Также как и в случае с законом спроса из закона предложения есть свои исключения. Наиболее характерным исключением является предложение на рынке труда: с ростом оплаты труда люди могут позволить себе работать меньше, больше времени выделяя на отдых и досуг. То есть прирост почасовой ставки заработной платы труда больше определенного уровня ( w 0 ) не компенсирует потерю ценности свободного времени, которым приходится жертвовать ради работы.
Другой аналогией со спросом является существование индивидуального и совокупного (рыночного) предложения. Совокупное предложение на рынке получается путем суммирования предложения отдельных производителей и продавцов товара или услуги.
Функция предложения: понятие и практический пример (с рисунком)
Функция предложения — это математическое выражение отношения между количеством потребляемого продукта или услуги, его ценой и другими сопутствующими факторами, такими как затраты на ввод, цены на сопутствующие товары и так далее.
Функция предложения имеет одну зависимую переменную (то есть количество поставляемого товара) и множество независимых переменных, таких как рыночная цена, цена сопутствующих товаров, затраты на ввод и так далее.
Уравнение предложения может быть сформулировано путем изучения отношения между предложением (зависимой переменной) и независимыми переменными и определения того, является ли это отношение положительно или отрицательно связанным.
Например, в целом предложение и рыночная цена находятся в обратной зависимости. То же самое происходит и с ценами предложения и ввода, а именно при более высоких ценах ввода предложение оказывается ниже.
С другой стороны, предложение и технический прогресс находятся в обратной зависимости, то есть лучшая технология означает большее предложение и так далее.
Функция предложения может быть использована для определения ожидаемых количеств продукта, который поступит на рынок, если мы знаем рыночную цену, затраты на ввод и другие переменные.
Пример
Давайте рассмотрим рынок такси в городе. Используя исторические данные, мы можем найти уравнение, используя множественный регрессионный анализ или другие статистические методы, которые связывают количество автомобилей (Q) с ценой за километр (P), расходами на топливо (F), топливной эффективностью (E), стоимостью аренды транспортного средства (L) и так далее.
Предположим, что мы пришли к следующему уравнению:
Q = 3,000 + 7,500 × P – 1,500 × F + 150 × E – 3 × L
Оно показывает, что количество доступных на рынке транспортных средств прямо пропорционально тарифу за километр и топливной экономичности одного автомобиля и обратно пропорционально стоимости топлива и стоимости лизинга.
Это уравнение показывает влияние как изменения количества поставляемой продукции, так и сдвига кривой предложения.
Затраты на топливо (F), эффективность транспортной единицы (E) и лизинговые расходы (L) являются определяющими факторами предложения, которые вызывают сдвиг кривой предложения внутрь или наружу.
Q = 3,000 + 7,500 × P – 1,500 × $1 + 150 × 15 – 3 × 400
Q = 2,550 + 7,500 × P
Уравнение показывает, что с каждым повышением стоимости проезда на один доллар за километр на рынок выходит 7500 дополнительных такси.
Это упрощенное уравнение представляет собой изменение количества поставляемых товаров только в ответ на изменение стоимости проезда за километр (P).
Q2.00 = 2,550 + 7,500 × $2.00 = 17,750
Эти уравнения можно использовать для построения кривой предложения, как показано ниже:
Обратите внимание на нисходящую наклонную кривую предложения, которая как раз соответствует закону предложения.
Синяя кривая предложения показывает зависимость между количеством такси и стоимостью проезда за километр, в то время как оранжевая линия также включает в себя эффект изменения цены на топливо.
Оранжевая кривая предложения сдвинулась внутрь, потому что стоимость топлива (то есть затраты на ввод) увеличилась.
Лекция предложение. Величина предложения. Функция предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В данном определении не дается ни качественной ни количественной оценки упомянутой зависимости. Подчеркивается лишь необходимость наличия у производителей желания продать на рынке некоторое благо и готовности это сделать. Конкретизировать количественную сторону рассматриваемой зависимости можно, если задать производителям один из следующих вопросов:
Ø «Какое максимальное количество блага вы готовы продать при данном значении цены?»
Ø «При каком минимальном значении цены вы готовы продать данное количество блага?»
В качестве ответов на данные вопросы мы получим то, что в экономической теории называется величиной прёдложения и ценой предложения соответственно.
Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, то есть существует положительная зависимость между ценой товара и величиной предложения.
Математически закон предложения можно выразить функцией предложения.
Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.
Функцию предложения можно представить следующим образом:
L— величина, характеризующая технический прогресс,
Если представить, что все факторы, определяющие предложение товара, кроме цены самого товара, не изменяются, то функция предложения примет вид функции предложения товара от его цены.
Функцию предложения от цены, как и функцию спроса от цены, можно представить следующими способами.
Табличный способ.
С помощью шкалы предложения.
Аналитический способ.
Если между ценой и величиной предложения Qs существует взаимно-однозначное соответствие, то имеется как прямая, так и обратная функции предложения.
Прямая функция предложения Q=Q(P) показывает минимальное количество товара, которое продавец согласен продать по определенной цене.
Обратная функция предложения P=P(Q) показывает минимальную цену, по которой продавец готов продать определенное количество товара.
Если существует линейная зависимость между QS и Р, то формула предложения от цены будет иметь вид QS = а + bР., где b>0.
Например, математическая формула функции, описывающей зависимость QS и Р, приведенных в шкале предложения, имеет вид:
Если функция предложения задана в виде
Графический способ
Ø величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;
Ø цены предложения при соответствующем значении количества экономического блага.
Наклон линии предложения отражает закон предложения: с ростом цены увеличивается объем предложения. Поэтому, для большинства товаров и услуг линия предложения имеет положительный наклон.
График предложения может быть получен при помощи данных шкалы предложения или путем построения графика функции предложения от цены.
В данном случае, линия предложения демонстрирует, что при цене Р = 6 денежных единиц объем предложения товара : составит QS = 16 тысяч единиц в месяц; такому состоянию рынка соответствует точка А линии S.
Если цена на рынке понизится до Р=3 денежных единиц, объем предложения сократится до QS = 7 тысяч единиц в месяц. Эту ситуацию на рынке отражает точка В линии предложения.
Примеры кривой предложения
Зная уравнение или график кривой предложения, можно определить объем предложения при любой цене. Таким образом:
При снижении цены товара производители будут склонны предлагать на продажу меньшее его количество. При повышении цены товара последствия прямо противоположные (рис. 2).
Рис.2 Последствия изменения цены экономического блага
Рассмотрим теперь неценовые факторы предложения, то есть параметры, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие сдвиг кривой предложения.
Неценовые факторы предложения:
Производителю, для того чтобы произвести какой-либо товар, необходимо использовать экономические ресурсы. Как мы уже знаем, предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставить данный объем товара на рынок. Изменение цены экономических ресурсов при прочих равных условиях приведет к тому, что себестоимость производства данного товара вырастет.
Увеличение цен ресурсов Снижение цен ресурсов
Рис. 3 Последствия изменения цен ресурсов
Рис. 4. Последствия изменения цен ресурсов
Может показаться, что в современном мире, в обстановке постоянного научно-технического прогресса невозможны ситуации ухудшения технологий. Это не так. Можно привести довольно простые примеры:
Ø стихийное бедствие серьезно повреждает линии электропередач и сами электростанции, тем самым вынуждая значительную часть производств вернуться к использованию ручного труда вместо станков;
Ø одна компания возбуждает и выигрывает судебное дело против другой, обвинив ее в незаконном использовании запатентованных современных технологий, что приводит виновную фирму к необходимости возврата к устаревшим технологиям до момента покупки лицензии или разработки собственных решений.
При ухудшении технологии производства товара предложение товара снижается.
Налоги на производителей
Цена, получаемая производителем за товар, является для него доходом. Налоги снижают величину этого дохода производителя, поскольку теперь он обязан некоторую часть цены товара отдавать государству. Таким образом, введение налога равносильно для производителя тому, что он должен будет получать за каждую продаваемую единицу товара меньшую цену. Введение или увеличение налога приводит к снижению предложения товара. Снижение же или отмена налога приводит к росту предложения товара.
Рис. 5 Последствия изменения действия налогов
Субсидии (трансферты) производителям
Рис. 6. Последствия изменения действия трансфертов
Очевидно, что двадцать фирм способны предложить на рынок больше продукции, чем одна при одном и том же уровне цены. Таким образом, чем больше число производителей, тем выше рыночное предложение (при снижении числа производителей предложение товара сокращается).
Рис. 7. Последствия изменения количества производителей
Ожидания производителей относительно будущих изменений на рынках влияют на их предложение товара в настоящий момент времени. Если, например, салон связи ожидает, что цена на мобильные телефоны данной модели в будущем вырастет, то каким образом он изменит их предложение в текущий момент времени? Скорее всего, продавец предпочтет продать больше товара в будущем, получив за него боле высокую цену. Таким образом, предложение данного товара сегодня снизится.
Рис. 8. Последствия ожидания изменения цены товара в будущем
Если же производитель предполагает, что в скором времени будет выпущена новая, улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, предложение старой модели в текущий момент увеличится, безусловно, вы сталкивались с таким явлением, как сезонные распродажи, когда фирмы активно стараются сбыть, пусть и по сниженным ценам, остатки старых партий продукции. Таким образом, различные ожидания производителей оказывают разное влияние на предложение/
Существует множество других причин, оказывающих влияние на предложение. Это могут быть смена руководства фирмы, открытие новых месторождений полезных ископаемых, погодные условия, политические события и т. д. Перечислить и рассмотреть влияние всех возможных факторов изменения предложения невозможно, но попробуем обобщить все, что мы узнали о факторах предложения.
РЫНОЧНАЯ КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КРИВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Количество производителей положительно влияет на рыночное предложение. При увеличении количества производителей на рынке может быть предложен больший объем экономического блага при каждом уровне цены. В соответствии с этим утверждением и производится сложение отдельных индивидуальных кривых предложения для получения общей рыночной кривой предложения: при каждом возможном уровне цены необходимо сложить величины индивидуальных предложений отдельных производителей. Сложению подвергаются именно величины индивидуальных предложений, то есть кривые предложения «складываются по горизонтали».
Для того чтобы сложить кривые предложения, можно воспользоваться следующей схемой:
1. Определяем минимальное значение цены, при котором на рынке присутствует хотя бы один продавец.
2. Отмечаем, какой объем товара предлагается на рынке при данной цене.
3. Определяем, при какой цене к продавцам, действовавшим на рынке при цене пункта 1, присоединится следующий продавец (или продавцы).
4. Отмечаем, какой объем товара предлагается на рынке всеми продавцами при данной цене.
5. Повторяем шаги З и 4 пока на рынок не вступят все продавцы.
Рис. 9 Индивидуальные и суммар-
ная рыночная кривые предложения
Рис.9. Индивидуальные и суммарная кривая предложения
В данных условиях минимальной ценой, при которой хотя бы один производитель готов предлагать товар на рынке, является цена первого производителя Рмин1 (так как Рмин1 Рмин2 на рынке действуют оба производителя, готовые предложить, соответственно, объем товара, равный: Q2+Q3=Qрын.
Рис. 10 Индивидуальные и суммарная рыночная кривые предложения
Уравнение суммарной рыночной кривой предложения можно получить аналитически на основе уравнений индивидуальных кривых предложения. Для этого можно воспользоваться следующей схемой:
1. Записать уравнения индивидуальных кривых предложения в виде функций: Q = Q(Р).
2. Сложить правые части полученных уравнений в соответствии с областями определения.
3. Записать аналитически кривую рыночного предложения.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
1. В таблице приведена индивидуальная шкала предложения растительного масла. Выведите аналитически функцию предложения, если известно, что она является непрерывной линейной функцией.