Как создать хорошего антагониста_4
Разбор хорошего антагониста на примере Волан де Морта
Итак, снабдим наше «монументальное» исследование одним хорошим примером и на нем посмотрим, как сделать качественного и мощного антагониста, причем не на один роман, а на целую серию.
Итак, это маг экстра-класса, сильнее или на равных с главным положительным магом – Дамблдором, превосходящий всех остальных по силе примерно на один порядок. Его отличительные черты:
1) невероятная магическая сила (то есть в контексте данного фэнтези – «физическая сила»).
2) очень высокое самомнение и даже своего рода «мессианское мышление».
3) избыточная жестокость, но при этом высокая уравновешенность и интеллект. Вот этот момент весьма интересен для прорисовки хорошего антагониста. Главный злодей не должен быть истеричен, а напротив лучше ему демонстрировать рассудительность и четкость. Истерик – смешит, а четкий персонаж – пугает.
4) наличие множества дополнительных факторов живучести и силы (крестражи). Крестражи выглядят примерно как семь иголок в семи стогах сена, которые нужно найти оппонентам нашего злодея. И этот интересный момент задает дополнительную приключенческую линию в сюжет.
Мне понравилось, что при экранизации сумели добавить три замечательных момента, которые усилили облик черного мага:
1) он чувствует гибель крестражей и страдает от этого, как обычный живой человек.
2) он абсолютно безразличен к жизням своих сподвижников (в романе крайне сентиментален и даже впал в истерику после гибели Беллатрисы Лестрейндж).
3) в фильме он погибает намного красивее, чем в романе и тут появляется даже что-то макбетовское. Умирает, держа в руках Бузинную палочку, которая отказывается ему подчиняться и перелетает в руку к Гарри Поттеру. До последнего момента наш злодей думал, что может победить, но даже не подозревал, как близко все это время был к поражению. Действительно прямо как Макбет.
В общем, хорошего злодея не должно быть слишком много, но его нужно выращивать, культивировать и оберегать. Неубедительный, слабый или нелепо умерший в финале злодей сильно разочарует ваших читателей.
Как создать антагониста: шпаргалка для писателя
Интересный антагонист жизненно необходим любой интересной истории. Именно он позволяет главному герою показать характер, создает для него препятствия и не дает тому остановиться. В этой статье я поделюсь очередной шпаргалкой для писателя, которая поможет всем, кто не знает, как создать антагониста. Забирай полезный файл, а подробнее о том, как с ним работать и зачем отвечать на эти вопросы, читай ниже.
Советую также посмотреть шпаргалку для писателей Как создать персонажа для книги.
Создаем интересного антагониста: что нужно знать
Многие допускают одну главную ошибку при создании образа противника: делают его немотивированно злым. У него есть только одна цель в жизни — мешать главному герою. Больше ничего автор о нем не сообщает, и от этого произведение заметно проигрывает, потому что противник выходит плоским. Так как создать антагониста и сделать его интересным? Ответ совсем прост.
Ниже расскажу о том, что и зачем я в нее добавила.
Как создать интересного антагониста: основные элементы
Чего хочет антагонист — у него обязательно должны быть цели и желания. С этим пунктом все просто: у противника должны быть пересечения с главным героем, чтобы история получилась.
Почему ему это нужно — здесь должно быть что-то кроме желания помешать главному герою. Пусть его цель будет важна для него как для личности, а не создана искусственно.
Что или кто ему мешает — понятно, что главный герой. Но кроме него в жизни антагониста есть и другие люди, собственные комплексы и другие неприятности.
Положительные и отрицательные черты — основа характеристики. В самом идеальном варианте отрицательные черты будут искаженными положительными чертами главного героя. Но при этом не стоит забывать о хороших сторонах личности. Пусть он иногда бывает добрым и проявляет благородство.
Повлиявшие на него события в прошлом — помогает понять характер. Почему он стал именно таким? Почему у него сформировались именно такие черты, почему он ведет себя определенным образом? Ответ в предыстории.
Чем он пожертвует ради своей цели — насколько далеко антагонист готов зайти? Где тот предел, когда он сдастся? При этом важно помнить, что противник должен быть сильной личностью, чтобы история оставалась интересной.
Персонажи которых он любит и ценит и персонажи, которые любят и ценят его — тоже важны. У антагониста есть свое окружение, в котором есть важные для него люди. А также есть люди, для которых важен он. Кто знает, может быть именно ради них он идет на поступки, которые кажутся неправильными?
Его хорошие поступки — отражают положительную часть его личности. В истории антагониста мы видим обычно с не самой лучшей стороны, но даже одна сцена, в которой он ведет себя не так, как мы ожидаем, может сделать его образ многогранным и интересным.
Слабости антагониста — это не столько про его моральные недостатки, сколько о его комплексах, тайных желаниях и просто мелочах, перед которыми он не может устоять.
Почему он нравится мне — последняя, но важная характеристика. Писатель должен понимать и принимать всех своих персонажей. Если ты относишься к антагонисту с неприязнью, это будет видно в повествовании. Он будет неинтересным, плоским и вызывающим раздражение. Найди в нем что-то интересное, и тогда ты сможешь заинтересовать им аудиторию.
Качественный злодей: создаем образ антагониста
С положительными героями все понятно – они стоят на страже мира, сеют доброе и светлое, искореняют зло. А вот с антагонистами не так все просто, и к созданию злодейского образа начинающие часто подходят спустя рукава. Дескать, зло – оно и есть зло, и что о нем много думать? Но это очень серьезная ошибка. Ибо героизм положительных персонажей создается именно за счет козней противоборствующей стороны, и чем эта сторона сложнее и интереснее, тем весомее вклад героя-победителя в общий успех.
Вообще начинающие при создании антагониста допускают следующие ошибки:
Он просто появился и начал творить зло. Зачем? Почему? Каковы его мотивы? Что сделало его злым? Ни слова. Хотя это очень важно для понимания образа, и чем масштабнее злодеяния, чем больше пространства в истории они захватывают, тем больше должно быть пояснений типа зачем, почему и откуда.
Злодей – круче всех, он самый-самый из самых-самых. Всё. А зачем? Каковы истоки его могущества? Через что он переступил, чтобы заполучить желаемое? Чем пожертвовал? Чего он боялся, если рискнул? Откуда взялась подобная цель – что ее сформировало? Как он достиг?
Иначе, бывает, создается ощущение, будто злодей создан таким крутым, исключительно чтобы подчеркнуть силу и значимость героя-победителя.
Темный, злой, страшный, и точка. Способен только убивать, мучить, вредить, завидовать и считать себя выше всех. Но почему? Почему бы злодею не иметь таких качеств как сочувствие, уважение к равному? Хотя бы? Откуда взялась сплошная «чернота»?
Странных – потому что они держат в страхе всю округу, сильные и коварные, зато когда в дело вступает герой со товарищи приспешники разом становятся бессильными, неумелыми, проваливают дело за делом и проигрывают герою на каждом шагу. А почему? Куда подевалась заданная автором мощь?
Плюс приспешники – как слуги. Либо до смерти боятся злодея и потому служат, либо фанатично ему преданы, почитают как божество, но все равно до смерти боятся. Но почему? Почему бы злодею не иметь если не друзей, то хотя бы верных соратников, которые не боятся, не заикаются при виде его темнейшества, а помогают ему (и почувствуйте разницу между «служат» и «помогают»), разделяя идеи антагониста и стремясь к тем же целям? С какой стати злодей стал решительным одиночкой?
Например, возникло пророчество о появлении героя-победителя – всё, злодей испугался и побежал истреблять всех окрестных младенцев. Приснилось, что герой явится из другого мира – всё, злодей испугался и побежал истреблять всех магов, чтобы некому было открыть портал и обучить пришельца. И так далее.
Страх непонятно кого плюс кардинальность однотипных мер (убить, истребить, вырезать под корень) вызывают недоумение. Если злодей всемогущ, откуда взяться страху поражения, которое всего лишь напророчено, то бишь может сбыться, а может и нет? Почему именно истребление – почему бы не найти героя и не переманить на свою сторону, смутив юный разум?
Это основное. Соответственно, чтобы создать многослойный образ запоминающегося злодея, нужно следующее:
Даже если злодей – безумный маньяк с врожденными патологиями… то хотя бы это объяснить – врожденное. И добавить, что он всегда был со странностями, а некие неприятные события развили их и усугубили.
Двух-трех крутых и обоснованных навыков вполне хватит. Злодей должен казаться победимым.
Страх тараканов, сомнения в методах или исходе, уважение к герою и принятие его силы, почтение к учителю или людям преклонного возраста, любовь к женщине или своим детям, наличие друзей-советников-соратников – почему нет? Это сделает злодея живым, настоящим, полнокровным.
Возрасту – обязательно. Многие авторы выбирают сто- или двухсотлетнего злодея, а потом приписывают ему страхи и метения двадцатилетнего парнишки. И требованиям – само собой. Никого не щадит – значит никого не щадит. Безумец – значит должен действовать нестандартно, вопреки логике и здравому смыслу, причем во всем.
А самое главное, конечно, это наличие четких и обоснованных целей, причин их появления, мотивов для злодейства и прочих «почему». А если у злодея будет своя философия – о том, как должен быть устроен мир, какими должны быть люди, что такое справедливость, добро и зло, любовь и дружба, свет и тьма – это вообще шикарно.
И напоследок классификация злодеев:
У антагониста (если он не нежить) должно быть всё, что есть у главного героя – и что есть у любого из нас: душа с ее потребностями, сложное психическое устройство, прошлое, настоящее и будущее. И тогда он получится интересным и живым.
Если хотите больше знать о создании героев и о том, как удачно представить их читателю, заказывайте наш новый сборник «О героях и персонажах».
В сборнике нет упражнений, зато матчасти – теории с примерами – 22 статьи, из которых на сайте Школы есть только шесть статей (это, например, известные «Автор и герой», «Элементы образа»). Остальные – новые, и многие в свободном доступе появятся нескоро.
А некоторые – не появятся вообще.
В процессе работы над сборником одни статьи были доработаны и дополнены примерами, фактами и пояснениями, другие – сформированы на основе теоретического материала, который мы давали только в рамках платных курсов. И, конечно, многие написаны на совершенно новые темы.
Узнать подробности и заказать книгу можно ЗДЕСЬ. Переходите по ссылке ?
Как создать хорошего антагониста_3
Модели противостояния между главным героем и антагонистом:
Примеры хороших антагонистов в истории литературы или кино. Таких примеров очень много, просто приведу несколько примеров из разных стран, жанров и т. д., наиболее понравившиеся мне.
Значит, сразу скажу, речь идет об отборе самых крутых антагонистов во всей мировой литературе, а просто о примерах и не более того. Примеров, которые показались мне убедительными.
Из советского кинематографа я бы выбрал:
1. Самый интересный антагонист, которого видел в советские годы это Фокс из фильма «Место встречи изменить нельзя» (его рейнкарнация – Трианон в сериале «ТАСС уполномочен заявить»). Облик: хитер, необычайно умен, циничен, расчетлив, быстр. Моральный облик – около нулевой. Садист, циник и все на свете. Зачернен необычайно! Но благодаря своим личным способностям, притягивает к себе зрителя, можно сказать даже немного очаровывает. Ему веришь на 100%.
2. Из того же сериала чуть менее выразителен – Горбатый. Показан в общем-то на самом деле довольно примитивно. Злобный, необычайно брутальный. Умный и очень жестокий. Если Фокс очаровывает, то Горбатый в исполнении Армена Джигарханяна напротив подавляет. Но сыгран и подан на экране совершенно гениально! Чудовище, монстр. Убедителен… необычайно! Фокс и Гобратый словно два элемента одного целого: Фокс выглядит как легкий и быстрый волк, Горбатый как мрачный и очень сильный медведь. Рейнкарнация – Горбун из фильма «Холодное лето 1953-го».
3. Профессор Мориарти, так как подан был в фильме «Охота на Тигра» (с большим расхождением с исходным произведением). Это у нас тип «злодея-гения». Сверхинтеллектуал, очарователен в своей необычайной жестокости и утонченности. Брутален и красив одновременно. Помню как в подростковом возрасте я немного «влюбился» в этого персонажа и у меня была даже мысль создать написать сиквел (суть в том, что Марриарти также не разбился тогда у водопада, а выжил, скрылся и стал мстить Шерлоку Хомсу). Но… эта идея так и осталась нереализованной.
5. Перестроечное кино переворачивал в голове, но хороших антагонистов не нашел. Но все-таки там мелькал симпатичный коллективный персонаж – ГУРУ. Коллективный образ ведьмака, мага, учителя и шарлатана. Общие черты: соблазняет, увлекает, подавляет своей волей (если есть) и своей силой. Необычайно реалистичен в некоторых вариантах.
Что еще можно сказать? По чему-то в советские годы была установка подавать на экране антагониста смешным и нелепым. Поэтому число толковых антагонистов на экране оказалось небольшим. А в фильмах про войну (включая даже Гражданскую) практически нет. Только комедийные варианты. Ну, ротмистр Лемке вряд ли сойдет за антагониста (слишком глубокий и неоднозначный персонаж – его невозможно рассматривать исключительно в негативном аспекте).
И постсоветские фильмы такого типажа, к сожалению не дали. Все их бандиты, менты, школьные придурки или безобразно прописанные маньяки… или даже персонажи Лунгина – все очень слабо, рыхло и неубедительно. Кроме «гуру» ничего в голову не пришло. Ну конечно Зоуол из «Дозоров» даже на 1/100 Фокса не тянет. Пардоньте, это не антагонист, а практически пустое место… Единственный толковый антагонист, которого вообще можно упомянуть, это Левиафан из мультиков про танки. Ну и еще немного понравился авторитет Круглый из фильма «Брат» (примерно 1/10 от Фокса-Горбатого).
Из зарубежных стоит упомянуть:
1) Ганнибал Лектор (в разных вариантах).
2) Кэтрин Трамелл (вообще образ включает в себя тучу ранних вариантов антагониста, от «роковой женщины», до бабского варианта Лектора).
3) Лев Шрам из мультика «Король лев» (он кстати на 23-ом месте в рейтинге лучших антагонистов американского кино).
4) Великолепен облик алхимика из фильма «Видок» (идеальный демонический персонаж).
5) Чужие в разных вариантах – как идеальный коллективный вариант инопланетного антагониста-монстра.
6) Корпорация «Амбрелла» – как идеальный вариант коллективного антагониста- корпорации.
7) Джокер в обоих исполнениях.
Симпатичен по своему также персонаж титана Таноса из мегассаги «Империя Марвелла». Но это конечно детский вариант.
Ну, там на самом деле намного больше. Выбрал только самые выразительные и понятные.
В западной литературе фэнтези (берем только ее пока) хорошими антагонистами были:
1) Саурон из «Властелина колец»
2) Владимир Харконнен из «Дюна»
3) Дарт Вейдер из «Звездных войн» (я воспринимаю данный сериал, саму его «литературную часть» не как романы про космос, а как чистое фэнтези). Его кстати почему-то помещают в западных рейтингах на первое место.
4) Волан де Морт из «Гарри Поттера»
5) Серсея Ланнистер из «Игры Престолов»
Для корневой сюжетной линии в обоих случаях эти антагонисты имеют второстепенное значение.
И конечно в любом случае иерархия будет в сотни раз больше, тут просто даны примеры.
В следующей и последней заметке по антагонистам рассмотрим сам механизм злодея и его поведения на примере Волан де Морта (он просто оказался удобнее).
Как создать сильного антагониста, а потом уничтожить его.
Вступая в борьбу с сильным антагонистом на пределе собственных сил, главный герой:
а) открывает в себе новые возможности (эволюционирует);
б) переоценивает ценности (морально-нравственная метаморфоза);
в) вынужден делать непростой выбор, который обязательно приводит к прозрению как главного героя, так и читателя. Именно здесь скрыт драматический код, влияющий на подсознание читателя. По-настоящему тяжелый и неожиданный выбор главного героя как правило шокирует читателя, и этот процесс можно сравнить с перепрошивкой микросхемы.
Как раз, так и работает драматический код: перепрошивает подсознание без воли на то самого читателя или зрителя. Поэтому (как уже говорил в другой статье), писатель несет персональную ответственность за судьбы мира. По похожему принципу работает реклама. Так что кому неохота замусоривать свое подсознание чужими имиджами и потребительскими стилями жизни, агрессивно навязываемыми нам рекламой, то стоит отключить на время паузы звук телевизора или сходить в туалет.
Обратно к теме: Исходя уже из трех пунктов (а-б-в) становится понятно насколько важен антагонист. Если в сюжете нет антагониста или он недостаточно силен, то интересной истории не получится.
33.1. Ошибка. Многие сценаристы ошибочно думают, что противник главного героя должен выглядеть, как злодей, говорить, как злодей и поступать, как злодей. С таким подходом никогда не написать хорошего сценария.
33.2.1.8. Внимание ошибка! Авторы нередко говорят о том, что главный противник героя — это он сам. Этот подход в корне ошибочен и разрушает сюжет. Когда мы говорим о герое, сражающемся с самим собой, мы на самом деле имеем в виду его слабость.
Желающим, заинтересованным в создании антагониста для своей истории предлагаю провести анализ любого фильма или литературного произведения по приведенной схеме и поделиться с остальными.
______________________________________________
1. ЦЕЛЬ.
2. ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ НА КОНУ.
3. СЛАБОСТИ (героя и антагониста).
______________________________________________
Ниже краткий теоретический блок и один пример. В теоретической части использованы цитаты из книги: John Truby. The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller / Джон Труби. Анатомия истории. 22-шага к созданию успешного сценария.
ТЕОРИЯ.
1. ЦЕЛЬ. У Антагониста [А] должна быть такая же цель (анти-цель) как у героя-Протагониста [П]. Это обязательное условие их столкновения.
33.2.1.2. Ошибка: у героя и противника разные цели: если у героя будет своя цель, а у противника — своя, каждый из них сможет получить, что хочет, не вступая в конфликт. И тогда никакой истории не получится.
33.2.1.7. Ключевой момент: Противник — это тот, кто мешает достичь цели. Поиск противника начинайте с четко определенной цели героя: тот, кто стремится помешать герою этой цели достичь, и есть противник.
33.2.1.1. Преследование одной цели сталкивает героя и противника. Только состязание (соперничество), преследование одной цели, заставляет героя и противника вступать в прямой конфликт снова и снова на протяжении всего повествования. Подлинный противник соперничает с героем, и всегда стремится помешать герою достичь цели:
1.1. добиваясь той же цели («завладеть драгоценностью»);
1.2. добиваясь противоположной цели («спасти — убить», «сохранить — разрушить», «доказать свою версию событий (сыщик и преступник в детективе, или обвинитель и адвокат в суде)», «защитить свои ворота — забить мяч в ворота противника», «украсть — не позволить украсть», «найти — спрятать» и т.д.);
2. ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ НА КОНУ. Найти противника, который стремится к тому же, что и герой, непросто — для этого нужно нащупать глубинное противоречие между героем и противником.
а) Задайте вопрос: Что самое важное из поставленных на кон ценностей?
б) Результат поисков станет фокусом вашей истории.
3. СЛАБОСТИ. Хороший [А] обязательно манипулирует [П], играя на его слабостях.
______________________________________________
ПРИМЕР 1. Люди Икс: Апокалипсис (фильм 2016 года).
[А] Апокалипсис или Эн Сабах Нур — могущественный супер-злодей из комиксов Marvel, один из главных врагов Людей Икс. https://ru.wikipedia.org/wiki/Апокалипсис_(Marvel_Comics)
[П] Чарльз Ксавьер, человек икс, мутант-телепат.
1. ЦЕЛЬ. Цель группы протагонистов – старый мир людей и мутантов, с вялотекущим конфликтом между ними. Анти-цель: новый апокалиптический мир под властью Эн Сабах Нура (евгеника, улучшение человеческой расы; постулат Ницше: «пусть сильный станет сильнее, а слабый слабее»).
2. ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ НА КОНУ: мир.
3. СЛАБОСТИ (героев и антагониста).
3.1. Слабости героев.
3.1.1. Эн Сабах Нур усиливает сверхъестественные способности земных мутантов, играя на их тщеславии и чувстве исключительности. Поэтому они соглашаются ему служить.
3.1.2. Можно также сказать, что [А] играет на страхе людей икс, ведь каждого из земных мутантов по отдельности Антагонист способен раздавить как муравья.
3.1.2. Главная слабость людей икс в их разрозненности (см. п. 33.2.1.8. Ошибка). Для начала повествования конфликты в стане героев это обычное дело и даже непременное условие хорошего сюжета).
ИТОГО: Причины неудачи антагониста:
3.2.1. Несостоятельность анти-идеи, которая крайне невыгодна группе его соратников.
3.2.2. Кратковременная уязвимость (во время ритуала перехода) + остаточная связь с Ксавьером после прерванного ритуала.
3.2.3. Один против всех (мощнейший антагонист-тиранозавр не устоял против стаи мелких рапторов).
Если кто-то вдохновился, приводите свои примеры. Возможно они будут интересны и помогут многим начинающим писателям.