Как написать фантастический роман
Чем отличается фантастика от остальных жанров? Вроде бы и в детективе, и в любовном романе мы имеем дело с вымышленными мирами.
Все дело в акцентах: в дамском романе самое главное — это романтические отношения (основное переживание читателя — временная влюбленность). В детективе главное — загадка (читательское переживание — любопытство и азарт). В фантастике основной акцент делается на принципиально другую реальность, и люди читают книги в этом жанре для того, чтобы:
• испытать себя в новом качестве: читатель мысленно воплощается в космического бродягу, эльфа, вампира и т.п.
Корнями фантастика уходит в народные сказки и легенды, а как самостоятельный жанр оформилась в середине 19-го века, когда массовый читатель познакомился с произведениями Жюля Верна.
Вся литература этого рода условно разделяется на научно-популярную фантастику (НФ) и фэнтези. НФ — это то, что теоретически могло бы быть на самом деле; фэнтези — это сказка: то, чего не было, нет и быть не может.
Поджанры в научной фантастике
• Жесткая НФ. Сюжет выстраивается вокруг научного открытия или какой-либо технологии.
• Легкая НФ. Сюжет выстраивается вокруг взаимоотношений героев или их приключений. Наука и техника идут фоном.
• Космоопера. Место действия — космос и дальние планеты. Смысл действия — космические приключения.
• Военная НФ. Описываются битвы наших с инопланетянами.
• Киберпанк. Конфликт людей и техники.
• Первый контакт. Сюжет строится вокруг первой встречи людей с внеземными цивилизациями.
• Путешествия во времени.
• Историческая фантастика. Время действия — прошлое. Обязательное условие — технологии, не соответствующие данной эпохе. Одно из заметных направлений: стимпанк — стилизация под фантастику второй половины 19-го века.
• Альтернативная история. Автор прогнозирует, как развивались бы события, если б история пошла другим путем.
• Затерянные миры. Герои открывают новый невиданный мир.
• Первопроходцы. Стилизация под вестерн, но в условиях межзвездных путешествий. Космический корабль терпит крушение, и его пилоты начинают осваивать новую планету с нуля.
• Апокалипсис. На Земле происходит глобальная катастрофа. Или вот-вот произойдет.
• Утопия и антиутопия. Описываются миры с идеальным или тоталитарным общественным устройством.
• Детская фантастика. НФ, рассчитанная на детей от 9 до 17 лет.
Фэнтези
Если в научной фантастике законы природы действуют так, как оно и должно быть, в мире фэнтези химия и физика значения не имеют. Он управляется магией и населен сверхъестественными существами. Как правило, в каждой стране существует своя школа этого жанра, основанная на местном фольклоре, но западно-европейский фольклор все-таки доминирует.
Типичные обитатели мира фэнтези:
• ведьмы и волшебники
• кентавры, русалки, минотавры и пр.
• волшебные животные: драконы, единороги, грифоны и пр.
Зачастую основной темой фэнтези является борьба Добра и Зла, а сюжет строится на архетипах Путешествия, Спасения, Загадки или Противостояния.
Поджанры фэнтези
• Героическое фэнтези. Бесстрашный воин отправляется в путь, чтобы совершить подвиг.
• Эпическое фэнтези. Конфликт стран и народов, битвы и т.п.
• Темное фэнтези. Зло пришло к власти, кровища — рекой. Место действия — гипотетическое Средневековье.
• Современное фэнтези. В нашем мире существуют и вампиры, и оборотни и прочие паранормальные существа, только о них мало кто знает.
• Фэнтезийный детектив. Преступления совершаются и расследуются в мире магии и мечей.
• Любовное фэнтези (как вариант — эротическое фэнтези).
• Историческое фэнтези. Псевдоисторические реалии с вкраплениями магии.
• Юмористическое фэнтези. Часто обыгрываются штампы жанра. Тон задорный, много шуток.
• Детское фэнтези. Целевая аудитория — дети и подростки.
Миры в фантастике
Помимо художественных достоинств качественный фантастический роман должно отличать следующее:
• яркая идея (помним, что задача фантастики — вызывать удивление);
• хорошо продуманный мир, в котором читателю легко ориентироваться.
Если автор копирует чужие идеи и миры, то речь идет уже о фанфике, а не об оригинальном произведении.
Что такое идея в фантастике? Необычная концепция, на которой строится сюжет произведения. Идея всегда начинается с вопроса А что, если…? Например: “Человек-амфибия” А. Беляева — а что, если человек сможет плавать под водой без каких-либо специальных приспособлений?
“Мастер и Маргарита” М. Булгакова — а что, если в Москву явится дьявол?
Фантастический мир — это альтернативная реальность со своими четко работающими законами. Даже если вы пишете фэнтези, где заклинания и привороты являются нормой, в вашем мире должна быть определенная структура и логика.
Построить достоверный мир еще труднее, чем создать достоверного героя. Продумайте, как будет работать ваша реальность, чем она будет отличаться от других и чем именно она привлечет читателей?
Напишите развернутую энциклопедическую статью. План статьи может выглядеть так:
• Территориальные деления: планеты, континенты, страны и т.п.;
• Общие сведения о населении: национальности, языки, верования, расы и пр.;
• Законы природы — такие же, как у нас, или альтернативные?
• География: рельеф, климат, полезные ископаемые, береговая линия, почва, растительность, животный мир. Состояние экологии;
• Ключевые события в истории;
• Внутренняя и внешняя политика;
• Политические партии и союзы;
• Экономика, валюта, условия торговли;
• Сельское хозяйство и промышленность;
• Воспитание и забота о детях;
• Книги, библиотеки, интернет или альтернативные источники знаний;
• Искусство: архитектура, театр, кино, живопись, музыка и пр.
Советы
Не объясняйте в деталях, как работают бластеры, космические корабли и прочее, если это не имеет отношения к сюжету.
Следите, чтобы все сферы технологии были развиты примерно на одном уровне. Если ваши корабли бороздят просторы вселенной, то связь не должна быть на уровне барышня, дайте Смольный!
Пришельцы не могут использовать идиомы и сленг землян. Их мимика и жесты, скорее всего, будут иметь иное значение.
Инопланетные меры весов, времени и длинны должны отличаться от земных.
Не называйте обычные вещи инопланетными именами: это создает путаницу.
Не создавайте злобные нации и племена, чья единственная цель — поедание младенцев на завтрак. Даже Абсолютное Зло является Добром для своих последователей.
Если вы пишете фэнтези, стилизованное под Средневековье, тщательно изучите эту эпоху. Это убережет от досадных логических ошибок и поможет создать убедительный мир.
Рассчитывайте силы героев и животных. Рубиться день и ночь невозможно при всем желании. Точно так же — скакать галопом, тащить на плече девушку и т.п. Если вам так это необходимо — пусть ваши герои делают перерыв на обед и пьют какое-нибудь подбадривающее зелье.
Чтобы заставить читателя поверить в невероятное, покажите, что главный герой абсолютно убежден в истинности данного факта — и объясните почему. При этом крайне важно, чтобы читатель отождествлял себя с героем.
Штампы в НФ и фэнтези
Для автора фантастического произведения особенно важно быть начитанным в своем жанре. Если для любовного романа и детектива штампы — это почти неизбежное зло, в фантастике они недопустимы.
• Адам и Ева: лишь двое выжили после ужасной катастрофы и стали прародителями нового человечества.
• Никто не может спасти мир от страшной катастрофы, кроме… вашего главного героя!
• Герой отправляется в прошлое, чтобы исправить будущее. Хотел, как лучше — получилось, как всегда.
• До появления героя обитатели планеты Глюк жили в грязи и невежестве. Но вот пришел Он и протер всем глаза.
• Единственная цель инопланетян — уничтожить Землю. И никого не волнует — что уничтожение планеты — это дорогое и бессмысленное удовольствие.
• Инопланетян можно победить, если их полить оливковым маслом, шампунем или другой бытовой жидкостью (альтернатива — оглушить песнями, сразить наповал танцами или ослепить фотовспышкой).
• Компьютеры (грузовики, роботы) подхватили вирус и сошли с ума.
• Герой попадает в странный мир и вскоре обнаруживает, что это наша Земля — только в будущем.
• Вся планета населена людьми одной национальности, на ней существует один крупный город, одна культура и религия.
• Злодей, абсолютно не умеющий работать в команде, подчиняет себе весь мир. Если человек убивает помощников за малейшую провинность, он может стать вождем дикого племени, но никак не галактическим императором.
• Герой не помнит своих родителей — потом выясняется, что они были королями, президентами или, на худой конец, волшебниками. По ходу сюжета Герою сообщают, что он и есть Избранник, о котором говорилось в древнем пророчестве. А в конце выясняется, что Главный Злодей — это папа Героя.
• Злодей убивает родителей Героя. Герой вырастает и страшно мстит.
• Магический артефакт — вот что решит все социальные и экономические проблемы вселенной (магический артефакт можно заменить альтернативным топливом).
• Абсолютное Зло вырвалось на свободу, покрыло мраком весь мир и скоро приедет к нам.
• Волшебники и главные специалисты всегда все путают и забывают. На этом строится половина шуток романа.
• Прекрасная дева с тонким станом легко машет двуручным мечом и разрубает противника пополам.
• Лучшие друзья Героя — эльф, гном и ручной дракон.
• Лабиринты, древние шахты и подземные хранилища — отличное место для битв. Самые лучшие места — это обрывы, крыши и подвесные мосты.
• Во время схватки со Злодеем Герой бросает ему в глаза песок (либо сам получает песком в глаз).
• Герои ползают по вентиляционным шахтам, мусоропроводам и канализациям.
• Злодей узурпирует трон своего родственника.
• Злодей демонически хохочет. Он носит черный плащ и сапоги до колен.
• Злодей несправедливо обижает ручного дракона, слона или птицу Феникс. По этой причине зверюга переходит к нашим.
• Злодей мечтает жениться на принцессе, которая его знать не хочет.
• Злодей страдает дурацкой фобией.
• Герой в одиночку легко отбивается от целого легиона.
• Герой легко проникает в компьютер Злодея и узнает его планы.
• Герой и Героиня постоянно ругаются и только общая цель заставляет их работать в одной команде. Потом они спасают друг друга, и тут начинается эротика.
Жанр фантастика. Как написать фантастику
Снова рады приветствовать ВАС, дорогие читатели блога Liter-RM. Сегодня мы рассмотрим жанр фантастики, который весьма популярен в нынешнее время, и определим критерии того, как написать фантастический рассказ (повесть, роман) и, соответственно, стать писателем-фантастом.
Через тернии… к фантастике!
Жанр фантастика
Фантастика – это одно из самых востребованных направлений в литературе на данный момент. Людей всегда притягивает непознанный и ирреальный мир, в который они попадают, благодаря авторскому замыслу. Написать фантастическое произведение вполне возможно. И, быть может,
освоить жанр фантастика это окажется даже проще, чем создать реалистичный рассказ или роман. Собственно, почему так? Наверное, всё дело в разгуле фантазии и свободе. Свободе мысли и слова. Итак, снова коротко о главном.
Наверное, как вы уже догадались, жанр фантастика родилась ещё на заре человечества. Помните древнегреческие мифы и славянские предания? Зевс и Анубис, Лета и феи, дриады и нимфы, Тор и Один – все эти герои были придуманы в разные времена разными народами. Сначала это была попытка объяснить себе окружающий мир, отведать неизведанные кусочки мира. Сейчас это настоящая потребность придумывать и создавать. Фантаст, возможно, ощущает себя богом над своими героями, в которых он вдыхает жизнь.
Несмотря на то, что фантазийные миры существовали давно, понятие «фантастика» начало зарождаться только в конце XIX столетия. Именно тогда встала дилемма о том, как выделить это направление в самостоятельное, какие черты ему присущи. При этом всякое фантастическое произведение того времени было основано исключительно на научном видении. Было решение даже сделать фантастику отдельным родом литературы, так как она не подходила ни к одному уже известному.
В наши дни ситуация несколько изменилась. Фантастическое произведение стало в большей степени литературным и обзавелось своими эксклюзивными жанрами. Сейчас даже младший школьник сможет вам сказать о том, чем же отличается фэнтези от ужасов или мистики. Помимо данных трёх видов выделяют ещё научную фантастику, утопию и фантастическое путешествие.
Фантастика казалось бы сродни жанру сказок. Но это не так. Кстати, переводится «фантастика» как «искусство воображать». Действительно, несмотря на лёгкость фантазирования, этому ещё стоит поучиться, чтобы возвести сказанное и написанное в ранг художественного произведения. Вот, что такое литературный жанр фантастика. В данной статье речь и пойдёт о том, как создать достойное фантастическое произведение.
Как написать фантастику
Как написать фантастику. Скорей всего с созданием фантастического произведения, проблем не будет у тех, кто постоянно что-то придумывает и воображает. Для того, чтобы стать фантастом, надо уметь трансформировать реальный мир, изменять его, придумывать на его основе новый и подчинять своим правилам.
Вам недостаточно будет просто взять и списать всё со своей жизни. Нужно будет проявить всю свою бурную фантазию, вспомнить детские страхи и юношеские мечты, расшевелить в закоулках памяти древние мифы и понять устройство детских сказок.
Надо работать над своим воображением и научиться видеть то, чего другие пока ещё не заметили, чтобы во всей полноте овладеть жанром фантастики. Помните, замечательное произведение «Хроники Нарнии»? Страна, которая доступна только тем, кто в неё верит. Следует самому верить в то, что пишешь. Следует полностью погрузиться в воображаемый мир и предоставить себе полную свободу действий.
Ваш чистый лист бумаги, как чистая планета. Интересно, Бог долго ломал голову, прежде чем создал многочисленные деревья, цветы, животных и человека? Надо отдать должное, замысел его удался, так как мы до сих пор восхищаемся окружающей нас жизнью. В ваших руках великое сокровище – возможность самому создавать. Конечно, стоит почитать, как можно больше уже проверенных авторов, чтобы посмотреть, на чём зиждется их литература, какова сущность жанра фантастика в их понимании. Накопив необходимый опыт и подкрепившись собственными мыслями, отправляйтесь в путь, и…
Создавайте уникальный мир
В жанре фантастика лучше всего создать нечто исключительно новое, особенное, эксклюзивное. Но никто не запрещает вам опираться на опыт прошлых поколений. Если вы заметили, то сейчас идёт абсолютное возрождение древних мифов и библейских сказаний. И это, как оказалось, вариант беспроигрышный.
Фантасты должны прекрасно осознавать, что человеку свойственно тянуться к непознанному. И этим надо воспользоваться. Конечно, можно создавать и свою абракадабру, а можно оживить тех, кто известен давным-давно. Только с неожиданной точки зрения. Я, например, очень люблю играть с образом Люцифера. Пожалуй, это один из самых популярных образов, мода на который никогда не пропадёт. У Бернара Вербера вообще оживают все древнегреческие персонажи, при этом он их прорисовывает индивидуально, не забывая добавлять дозированные порции философии и научных воззрений. (Играйте с жанром фантастики.)
Интересно сплетается у Льюиса в «Хрониках Нарнии» мифология, религия и его воображение. Вышла даже целая книга-исследование, посвящённая этому тексту. Согласитесь, что мир литературного произведения должен быть максимально привлекательным. Он должен завораживать, притягивать своими тайнами и загадками. А ещё он должен давать возможность человеку ненадолго забыться и реализовать через чтение всё то, что ему недоступно в настоящей жизни. И с жанром фантастика дать возможность восполнить этот пробел.
Думаю, что автор фантастики должен быть хорошим психологом и разбираться в тех образах, которые будут близки его читателям. Подумайте, о чём бы вам было интересно узнавать, какое бы устройство мира могло бы удовлетворить ваше самые нескромные желания, какие законы казались бы наиболее предпочтительными. Всё стоит продумать до мелочей.
Например, у Дмитрия Силлова на форзаце книге обычно даётся карта того мира, который он создал. Такую же карту я видела и у Льюиса. Что это значит? Только одно: авторы настолько ответственны, что их миры перестали быть искусственными. Они зажили полноценной жизнью. У этих миров есть своя история и своё будущее. Пусть только и под обложками книг.
Необыкновенные герои
Как правило, в произведении есть один главный герой и его постоянный спутник. Или спутница. Кому как больше нравится. Может быть, и группа главных героев, но если вы начинающий литератор, то не стоит гнаться за количеством. Лучше детально прописать одного – двух героев, которые будут напоминать реальных, но которые будут обладать чем-то особенным. Например, это может быть какой-то великий дар или способность. Пусть ваш герой умеет управлять снами или разжигает огонь на расстоянии. Главное, чтоб вся его изюминка не выбивалась из общего теста и не смотрелась как-то глупо и наивно.
Родовое проклятье, реинкарнация, двойник, говорящая тень, – используйте то, что больше всего подходит именно вам и тому миру, который вы собираетесь создать. Помните, что герой живёт не здесь и сейчас, а в том месте, над которым вы так усиленно трудитесь. Они должны быть тесно связаны друг с другом.
Хотя…. Иной раз отторжение героя от мира допустимо. В том случае, если вы готовы создать ещё одно место и нанести его на карту вашей повести (рассказа или романа).
Но опять же, пока вы только пробуете себя в данном направлении, лучше остановиться на одном герое и одном мире. Так вы точно не запутаетесь и сможете обратить внимание на качество.
Отдельно стоит продумать имена героев. Пусть они будут уникальными и яркими. Может быть, это будет прозвище, псевдоним. А имя откроется только в конце. В любом случае, очень странно получается, когда вы населяете воображаемую местность фавнами и богами, а главная героиня будет зваться какой-нибудь Ксюшей. Лично у меня сразу какое-то разочарование наступает.
Иногда не надо ничего придумывать, надо просто умело реализовать то, что лежит на чердаке нашей памяти. Экспериментируйте с образами и словами, шокируйте и удивляйте. Благо, фантастика этому очень даже способствует.
Отрицательный персонаж может выглядеть, как угодно. Если хотите изобразить его в виде одноглазого горбуна, никто вам не воспрепятствует. Если отрицательный герой – это всего лишь тень вашего любимчика, тоже хорошо. Опасность в виде говорящей планеты? Почему бы и нет?
Важно, чтобы герой был интересен, чтобы он был живым, думающим. Прорисовывайте его так, как если бы были художником. И не лишайте его чувства юмора. Плохие существа иной раз очень юморные. И это не только разряжает обстановку, но и заставляет посмеяться читателя. Кстати, то же самое касается и главного героя со знаком плюс. Юмор – отличный приём, который обеспечит вам часть желанной симпатии со стороны читающей публики.
Наконец, один из важных этапов, – это подобрать название своему шедевру. Название должно интриговать. Название должно удивлять. Название должно манить. Но оно также должно отображать смысл произведения. Хорошо бы, если бы вам удалось придумать неоднозначный заголовок. Как, например, «Мёртвые души» у Н.В.Гоголя. Не поймёшь, то ли это купленные Чичиковым души, то ли это души помещиков, пустых и никчёмных.
Пусть название несёт в себе большую смысловую нагрузку, пусть читатель немножко поломает голову, почему вы именно так назвали своё произведение. Обязательное условие: ответ всё-таки должен существовать.
Конечно, это очень краткий перечень того, что следует знать начинающему фантасту. Но надеюсь, что уже это будет являться надёжным подспорьем для будущей деятельности. Приглядывайтесь к миру, запоминайте свои сны, придумывайте вторую действительность… Это не только увлекательно и интересно, но и даст вам шанс реализоваться в качестве писателя и найти своих первых почитателей. Успехов вам в освоении жанра фантастика!
Но, в первую очередь не забываем больше читать! Огромный выбор фантастических произведений представлен здесь. Только – “не клюйте” на бульварное чтиво!
С уважением, автор статьи – Ирина Смирнова, Liter-RM
Понравилась статья – поблагодарите автора: оставьте комментарий, поделитесь в социальных сетях. И не забудьте подписаться (форма подписки ниже) на обновления блога!
Как написать фантастический рассказ
В этой статье я расскажу о главных приёмах, которыми я пользуюсь, когда пишу фантастику, на примере одного рассказа. Проведу, скажем так, реверс-инжиниринг художественного текста. Прочитав статью, вы сможете написать свой рассказ и начнёте лучше понимать, как устроены другие тексты и фильмы.
Как найти идею
Постоянно задавайте себе вопрос «А не могу ли я из этого сделать рассказ? А из этого? А из этого?». Если задавать себе его достаточно часто, то рано или поздно у вас появится любопытная идея. По опыту — нельзя взять в руки хорошую научпоп книгу и положить её обратно на полку, не вычитав хотя бы две-три идеи.
Конкретно с этим рассказом получилось так: я смотрел ютуб-ролик психолога Евгении Стрелецкой и услышал такую мысль: когда люди только начинают встречаться, они любят не столько партнёра, сколько выдуманный образ. Со временем отношения развиваются, и образ уступает место более близким к реальности представлениям о другом человеке.
«А нельзя ли об этом написать рассказ?» — подумал я на автомате. И решил, что можно.
Я решил столкнуть выдуманный образ человека с самим человеком. Это драматичная ситуация. Как говорится «заставляет задуматься». Текст не будет пустышкой.
2. Как думать
Bed, bath, bus. Если вы сядете за стол, откроете ноут и будете задавать себе вопросы уровня «Какое прошлое должно быть у персонажа X, чтобы он сделал Y?», то вы ничего не придумаете. Отправляйтесь мыть посуду, садитесь на метро. В полусосредоточенном состоянии ваше бессознательное выдаст то, что нужно. Подробнее — в книге Даниэля Канемана Thinking fast and slow.
3. Какой нужен персонаж
Не получится придумать хороший сюжет без подходящего персонажа. Поступки совершают персонажи. И если в книге или фильме мы видим поступок, который случился потому что так захотел автор, а не потому что так захотел персонаж, то это плохая книга или фильм.
Замените доктора Хауса на обычного врача, и у нас будет набор вялых медицинских случаев, а не трагикомедия. Замените в «Полёте над гнездом кукушки» бунтаря Макмёрфи на обычного больного, и у нас вообще ничего не будет.
Итак, для этого текста нам нужен человек и его образ, сложившийся у партнёра в начале отношений. Образ, хранящийся у кого-то в голове, — это скучно, поэтому возьмём робота. (Быть фантастом очень удобно: всегда можно привлечь к делу робота, машину времени, нейроинтерфейс и т. п.)
Я придумал такую ситуацию: молодой человек влюблён в одноклассницу — увы, не взаимно. В наше время он скачал бы себе её селфи, а в будущем он может создать робота, похожего на неё как две капли воды. Проходит время, они встречаются — он, она и её робот.
Теперь вопрос: какой должна быть девушка? Если это будет обычный человек, то реакция на встречу будет в рамках восклицания «Ух, какой робот! Это ж я. Офигеть». Это скучно. Я подумал, что если героиня (назовём её Анной) будет переживать клиническую депрессию, то встреча станет для неё эмоциональной встряской.
Дело в том, что страдающий депрессией человек испытывает то, что называется «когнитивными искажениями». В частности он или она постоянно думает: «Я ничтожество», «Я ничего не умею», «Я ничего не достоин» и т. п… Это во-первых, не правда, а во-вторых, портит настроение и лишает сил.
Обычно встреча с реальностью приводит такого человека в чувство. Поэтому когда Анна столкнётся нос к носу с копией себя, сделанной десять лет назад, это как минимум даст отпор навязчивым мыслям «Я ничего не добилась» и «Я прожила жить впустую».
Примечание: конечно, когнитивным искажениям подвержен любой человек, в том числе условно психически здоровый. Но при клинической депрессии когнитивные искажения перегружают мозг так, что он становится похож на CPU компа, на котором вирус майнит биткоины. Подробнее о таком взгляде на болезнь в книге David D., M.D. Burns, Feeling Good: The New Mood Therapy.
Если заранее погрузить читателя в образ мыслей депрессивного человека, то смысл конфликта станет понятен без занудных лекций.
Встреча, кстати, замкнёт ту самую «дугу персонажа». Считается, что персонаж по ходу действия должен измениться. В Голливуде сценарии начинают писать с вопроса «Как изменится персонаж?».
4. Как спроектировать сюжет
Это тема для пары толстых книг. Остановимся на паре главных моментов:
Спрячем робота от Анны и от читателя. Ситуация: молодой человек хранит у себя робота-копию Анны. Спустя десять лет после окончания школы Анна и молодой человек начинают встречаться. Они съезжаются, но он не может просто так взять и отнести робота на помойку (привык, жалко). Он прячет робота в чулане. Робот живёт в доме, иногда шумит по ночам. Шум наводит Анну на нехорошие мысли. Соседи случайными репликами возбуждают подозрения.
Путь Анны от подозрений к раскрытию правды, те поступки, которые она совершает на этом пути, и есть сюжет. По сути мы получили детективную линию.
Завязка истории должна быть событием. Анна переживает развод, заболевает депрессией (сама этого до конца не понимая) и теряет работу. Это завязка. Нет работы — нет средств. Анна вынуждена переехать к молодому человеку. Таким образом мы загнали персонажей (включая робота) в одно место. Осталось сделать так, чтобы они узнали друг о друге всю правду.
5. Как обмануть читателя
Раз у нас детективный сюжет, грех не воспользоваться любимым приёмом детективщиков, который называется «красная селёдка» (red herring). А именно: мы можем подкинуть информацию, уводящую от правильной разгадки. Попробуем внушить читателю, что у нового молодого человека Анны скелет в шкафу и/или он спит с роботом (а это порицается общественностью).
Также подумаем о развязке: допустим, молодой человек таки наберётся решимости утилизировать робота. Как это произойдёт? Придёт мужик-утилизатор. Когда этот мужик зайдёт в дом, то он может встретить Анну (путаница — это интересно!), но решит, что она и есть робот, подлежащий утилизации. Он даст роботу голосовую команду, похожую на то, что мы пишем в командной строке, когда хотим прибить процесс.
Чтобы сделать этот момент интереснее, мы можем заложить в начале рассказа «красную селёдку». Для нетехнаря голосовая команда прозвучит как чёрт знает что. Или как магическое заклинание на древнем языке. Отлично, пусть у Анна у нас на протяжении рассказа мечтает о том, что в её жизни появится человек, который произнесёт заклинание, и тем самым изменит её жизнь и/или прошлое (это прекрасно укладывается в образ мыслей человека, который постоянно грустит и винит себя в ошибках).
Поэтому когда в тексте появится мужик и прозвучит голосовая команда, то Анна (и читатель) решит, что происходит нечто удивительное, возможно и мистическое.
6. Profit!
Рассказ готов. Осталось изложить события в обратном порядке: от завязки к развязке. Если бы я писал сценарий для сериала или фильма, я бы начал с перемены в жизни героини: с развода или с увольнения. Поскольку я всё же равняюсь на классику НФ (Рэй Брэдбери, братья Стругацкие), и моего читателя не испугать думающими персонажами, то я начал с цепочки переплетающихся диалогов.
Как правило рассказ придумать сложнее, чем описано в этой статье. Нужно придумать и отбросить десятки вариантов, и главное — творчество не сводится к набору приёмов и схем, хотя они сильно помогают.
Но в нём точно нет ничего мистического.
Если вам понравилось, вы можете скачать мои рассказы здесь или нанять меня на работу здесь.