Как пишут иконы маслом
До XVIII века иконы писали темперными красками. После постепенно стали использоваться масляные краски. Письмо, сочетавшее использование темперных красок и масляных, получило название «Фряжское письмо». Большой выбор икон предлагает иконописная мастерская Алипия Печерского в Москве.
Техника написания иконы
Традиционная икона пишется на деревянной доске с углублением – «ковчегом». Иногда доска выбирается без него. На доску наклеивается ткань – «паволока». После чего поверхность грунтуют.
Алебастровый грунт или меловый называют «левкас». Грунт наносят в несколько слоев. Когда он полностью высох, поверхность шлифуется и наносится рисунок будущей иконы.
Затем мастер приступает к нанесению образа красками. Главным отличием масляной иконы от темперной является использование холста вместо доски. Также при создании масляной иконы не применяется «роскрышь» – прорисовка основного фона.
Виды масляной иконописи
Первый тип масляных икон характеризовался золотым фоном, вызолоченными обшивками и венцами святых. Основой являлся меловый грунт (левкас). Работа начиналась с рисованием углем изображения. После чего мастер приступал к чеканке. Чеканка обшивки, нимбов, фона была разная.
Нимб и кайма чеканились глубже, чем фон. Выполненная чеканка расписывалась разными цветами под эмаль. Мастера, писавшего изображение святого, именуемую «Доличник». Роспись одежды святого походила на богатую золотую ткань.
Затем мастер, писавший лик, изображал образ святого как можно реалистичнее. Лик рисовался в 4 этапа – «подмалевка», «перемалевка», «заканчивание». Современные мастера иногда также используют их.
После каждого эта икона сушилась. В самом коцеголова святого отделывалась яичными красками. Перед их нанесением голова и десницы натирались луковым соком, который выполнял функцию скрепления двух типов красок. По окончанию работы наносился в лак в два этапа.
Второй тип масляной иконописи отличался выполнением работы на голубых тонах с изображением реалистического пейзажа. Нимбы святых и кайма покрывались позолотой, которая походила на золотую вязь. Пейзажи связывались с событиями из жизни святых. Иконы излучали мягкость, одновременно изображая реальные сюжеты.
Отличие масляной иконописи от темперной
Иконы выполненные масляными красками отличаются реалистичностью изображения. Складки на одежде, пейзаж, расположение фигуры, лик, приближены к реальности.
Масляные иконы в современной живописи называют академическими иконами. Однако иконы поражают своей яркостью, эмоциональностью.
Как рисовать маслом? 3 Потрясающих мастер-класса для новичков, как писать маслом
Психологи говорят, что «красочная терапия» — один из способов привести мысли в порядок и почувствовать гармонию. Добавьте к «успокаивающему» действию то, что картина может стать незабываемым подарком. Ваши близкие будут в восторге от него, ведь вы вложили душу и потратили время. Ну, а если вы решите оставить картину у себя, будет ещё один повод улыбнуться, глядя на собственное творение, и подумать, какой же всё-таки хорошей идеей было научиться рисовать маслом!
В статье расскажем:
Знаете основы масляной живописи, но хотите прокачать свои навыки? Приходите на курсы художников в Санкт-Петербурге, где опытные художники научат вас тем секретам живописи, которые рассказывают только в художественных школах.
Советами, как рисовать маслом, поделились художник Татьяна Медведева и преподаватель живописи с пятилетним стажем Алексей Жуков.
Что нужно для рисования маслом?
1.Масляные краски. Начинающим будет достаточно базовых цветов, ведь их можно смешивать и получать другие оттенки. Не забудьте про белую краску — она самая важная!
2. Кисти. Они различаются по размеру, форме, материалу и степени набитости. Научиться рисовать маслом без них практически невозможно.
О размере: большими кистями удобно писать фон или абстрактные картины, а маленькими прорисовывать детали: кружево или усы у кота. Поэтому на первое время запаситесь 3 кистями: большой плоской (номер 12) средней плоской (номер 6 или 7) и маленькой круглой (номер 2 или 3).
О форме: ваш выбор будет зависеть от того, в каком стиле вы хотите писать. Квадратные плоские кисти хороши для мазков, а круглые для прорисовки деталей.
Хорошая кисть — ваша волшебная палочка. Она должна удобно «сидеть» в руке, сохранять форму, но иметь пластичную структуру.
3. Ванночка для разбавителя или, как её называют в кругах художников, маслёнка.
4. Палитра. Если вы думаете, что деревянная палитра одноразовая, то это не так. Покройте её 3-4 слоями лака, дайте высохнуть и смело смешивайте на ней краски.
5. Разбавитель «тройник». Без него масло будет густым и не будет ложиться на холст.
6. Разбавитель «Уайт-спирит» поможет отмыть палитру и кисти.
7. Холст. Если вы не собираетесь рисовать маслом супер-абстрактно или только тонкими линиями, берите среднезернистый холст из льна или хлопка. Оптимальный вариант для первой в жизни картины — грунтованный картон. Он дешёвый, поэтому вы сможете «набить руку» и не потратиться.
8. Тряпочки для вытирания кистей.
Как подготовить и загрунтовать холст?
Подготовка к живописи маслом займёт около 3 дней. Таким образом Его Величество Масло проверяет вас на прочность! Если справитесь — можете приступать к работе. Но вы точно справитесь!
Шаг 1. Натяните холст на подрамник с помощью строительного степлера, равномерно вбивая скобы.
Шаг 2. Приготовьте желатин. Смешайте 20 г желатина с 300 г воды. Через час, когда желатин набухнет, подогрейте его на паровой бане, но не давайте кипеть. Затем снимите, позвольте остыть до комнатной температуры и уберите в холодильник на 30 минут.
Шаг 3. Аккуратно втирайте желатин в холст, пока он не растворится. Обязательно следите, чтобы желатин не проступал на обратной стороне холста. Слоёв желатина должно быть 5-6, причём промежуток между нанесением — 12 часов.
Шаг 4. Через 12 часов нанесите на холст акриловый грунт 2 слоями с промежутком в 1 час.
Если вы думаете, что грунтовать холст сложно и вам не под силу, посмотрите видео, и у вас не останется вопросов.
Если вам не хочется возиться с грунтовкой, у нас хорошие новости! Вы можете купить уже грунтованный холст или картон, да ещё и сразу натянутый на подрамник.
Материалы готовы, но как организовать место так, чтобы всё нужное оказалось под рукой? Удобнее всего научиться рисовать маслом, закрепив холст на мольберте или этюднике, а рядом с ним поставить 2 табуретки для инструментов. Не забудьте про хорошее освещение, зрение не так-то легко восстановить!
«Фишки» масляной живописи
Как только в руках у вас оказываются масляные краски и кисти, настройте себя на волну фантазии. Перед вами 2 пути. Первый — отключить голову и расслабиться. Вы можете хоть выливать краску на холст и кататься по нему на велосипеде! А почему бы и нет, если это доставляет удовольствие?
Второй путь научиться рисовать маслом посложнее — изобразить реалистичный сюжет. Вот здесь и пригодятся правила перспективы, построения и теней.
Правило глубины. Предметы вдалеке должны быть сглажены, чтобы передний план казался контрастнее и ярче.
Правило света и тени. Не забывайте, что предметы не летают в воздухе.
Пространство вокруг предмета всегда заполнено, поэтому, чтобы он не казался вырезанным, добавляйте рефлексы — цветовые блики с ближайших предметов.
Правило лёгкого наброска. Перед началом работы с маслом, прозрачно наметьте предметы простым карандашом или древесным углём, чтобы не поцарапать холст. Но не забудьте подтереть уголь тряпочкой, он смажется, но не переживайте, краска его перекроет.
Конечно, живопись маслом — занятие для подготовленных. Без представления о композиции и технике построения предметов и перспективы будет сложновато нарисовать гармоничную картину.
Но у нас есть отличная новость! Вам не нужно переживать, если не так положите краску. В масляной живописи у вас бесконечное множество вторых шансов. Просто протрите разбавителем «ошибочный» слой или подождите, пока он засохнет и наложите поверх новый.
Рисуем маслом пионы
С теорией разобрались, но без практики она забудется через 3 минуты! Предлагаю не откладывать и сегодня же пуститься в творческий полёт. Начнём с простого и эффектного — пионов.
Цветы можно писать как душе угодно: и пальцами, и кистями, и целый букет, и один цветок на весь холст. Начинайте с легкого тона на фоне, затем переходите к цветам, а последним шагом напишите листья.
Если вы до сих пор не верите, что у вас получится научиться рисовать маслом, посмотрите это видео! Кажется, что повторить не составит труда, какая красота получается!
Рисуем маслом море
Тут у меня к вам вопрос: какое море? Вода — переменчивая стихия, она может падать тяжёлой волной и разбиваться о скалы, переливаясь бликами лунного света, а может ласкать балийский мраморный песок и слепить глаза солнечными искрами.
Ловите 3 лайфхака и пример рисунка моря маслом.
Кто-то рисует, детально прописывая каждый пенный брызг, а кто-то пишет настолько абстрактно, что шум волны слышишь только отойдя от картины на несколько шагов.
Но какое бы море не запало вам в сердце, у горизонта оно должно быть темнее, чем на переднем плане, а на волну всегда будут ложиться свет и тень. Море контрастно, оно переливается множеством оттенков и вбирает гамму рефлексов.
Чтобы научиться рисоватьмаслом, нужна практика. В этом видео вам объяснят каждый шаг, попробуйте повторить, и вы почувствуете, как шумит море, нарисованное вами.
Рисуем пейзаж маслом
Что вы видите на будущем шедевре: бескрайние лавандовые поля или деревушку в Альпах? А может, майскую грозу Тютчева? Что бы вы не выбрали, рисуя пейзаж, пишите послойно. Пройдитесь лёгким тоном сначала по фону вдали, затем напишите то, что ближе, и в последнюю очередь прорисуйте передний план. Не начинайте картину с одного угла, пишите всё и сразу, двигаясь от общего к деталям.
Для создания первых произведений искусства вам нужно запастись лишь инструментами и огромным желанием. Но если вы хотите быстрее разобраться в техниках и способах построения предметов, запишитесь на художественные курсы. Вы увидите, как грунтовать холст, почувствуете материалы и научитесь строить композицию по всем правилам.
Если вас привлекает определённая техника или вы уже «бывалый художник», обратите внимание на мастер-классы. У вас в кармане через несколько часов будут и новые знания, и новая картина!
Стоимость курсов начинается от 3 000 рублей и доходит до 20 000 рублей.
Творчество можно сравнить с полётом на парашюте: главное — сделать первый шаг, и вы тут же пуститесь в полёт фантазии! Больше практики и веры в себя! Всё получится!
Расскажите нам в комментариях, как быстро вам далась масляная живопись. Сделайте репост статьи, чтобы не потерять советы, как научиться рисовать маслом и что для этого понадобится.
Как я писала старинную церковь
«Плот «Медузы» Жерико, или рождение романтизма
Картина основана на реальных событиях. В 1816 году фрегат «Медуза» сел на мель, сдвинуть корабль не удалось и поэтому были выделены шлюпки для ВИП-гостей, а остальных 149 человек посадили на наспех сделанный плот. Шлюпки, которые должны были буксировать плот, бросили этих людей и оставили наедине с морем.
Очень скоро люди начали терять человеческий облик. Борясь за безопасные места у мачты и последние капли воды, они дрались, убивая друг друга и сталкивая в воду. Лишь через 13 дней они увидели на горизонте спасительный корабль «Аргус» – именно этот момент запечатлел Жерико. Из 149 в живых остались 15 человек, выжившие ели умерших попутчиков, потеряв последние признаки цивилизации.
Процесс подготовки к ваянию романтизма был любопытный. Жерико закрылся в мастерской на несколько месяцев, побрив голову. На полу мастерской он лепил восковые тела и ходил в морги и на казни для зарисовок мертвых тел.
Главным достижением Жерико стала сложнейшая композиция. Художник развернул композицию вглубь. Картина затягивает зрителя к себе. Обратите внимание на труп у нижнего края картины – создаётся впечатление, что его погружённая под воду голова уходит как раз под раму и оказывается в нашем, реальном, пространстве. Можно сделать шаг и оказаться в самом центре событий.
Теодор Жерико, автопортрет:
Эжен Делакруа, другой титан романтизма, признавался, что, увидев картину впервые, «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
Овощной натюрморт
В декабре солнце доступно только созданное вручную..)
Приветствую в этот понедельник предпоследней рабочей недели.
Новогоднее настроение словили?) а я начну с работы которая совсем не новогодняя, но круглая и светящая как игрушка.
Пить белое, холодное вино и слушать музыку
Ну и куда ж без облаков
И немножко лисичек. Сначала я нарисовала одну, потом решила, что ей там одной одиноко и нарисовала компанию)
И неоновые медузки в компанию)
В этом году я из лиги «давайте успеем до нового года» надо написать заказ 50*80
Копия картины Бориса Вальехо
Здравствуйте! Хочу представить мою самую масштабную работу, создание которой затянулось на 2 месяца, рисовал практически каждый день. На карантине было много свободного времени, живопись помогла не сойти с ума в 4х стенах. Я большой поклонник творчества Бориса Вальехо. Уверен, очень многие здесь неоднократно видели его творения. У него комбинированная техника, большую часть он пишет пастелью, некоторые детали прорисовывает маслом. Моя копия выполнена полностью масляными красками на хлопковом холсте, размером 100х90см.
Начинаю с наброском простым карандашом. Обычно я его вообще не использую, намечаю форму сразу кистью, но здесь пришлось изменить расположение объектов, чтобы всё влезло, мой холст имеет другие соотношения сторон. Это самый первый вариант, который много раз стирался и корректировался, фоток финальной версии наброска у меня, увы, нет
Решил начать с самых сложных объектов, не знаю насколько это правильно, сейчас начал бы с фона, чем меньше белых пятен, тем проще ориентироваться
Пропорции тоже пришлось несколько раз корректировать. По сути перерисовывать отдельные части тела. Опыта в рисовании обнажённых тел у меня тогда не было
Здесь, наконец, начал избавляться от пустых зон, без этого очень сложно придать объем всей композиции
Еще немного деталей, добавилась лапка на крыле
Свершилось. 2 часа ночи. Основной этап пройден. На радостях даже подписал, но потом стёр, ведь я никогда не подписывал свои картины до этого момента, захотелось придумать подпись поизящнее. Потом таки пришлось скорректировать детали и усилить контрастность, прежде, чем заказал рамку. Повесил на даче в прихожей.
Понимаю, что многие будут писать, что разница с оригиналом как небо и земля, с чем я спорить не собираюсь. Я прекрасно понимаю, что разница в опыте и мастерстве между мной и Вальехо совершенно несопоставима. Я не считаю себя художником в привычном понимании, ведь беру в руки кисть раз в полгода, к сожалению. Смог бы я в точности повторить? Конечно нет. Ставил ли я такую цель? Тоже нет, я с самого начала осознавал масштаб и сложность. Все, чего я хотел, это попробовать силы в написании больших полотен, сделать что-то, что вызовет эмоции у гостей. Я считаю, что у меня это получилось, получил огромный и интересный опыт, который буду использовать в будущих работах. Всем спасибо за внимание!
Мой любимый сюжет с малоэтажными «немецкими» домами. Акварель, бумага, 30х40
«Сусанна и старцы» Артемизии Джентилески, или драма первой художницы-феминистки
Итальянская художница Джентилески уже в 17 лет смогла создать очень сильный сюжет. Вспомните себя в 17 лет, вздохните (или наоборот, расправьте грудь), а я расскажу историю-триллер.
Артемизия Джентилески – «Сусанна и старцы», 1610
Сюжет у картины взят из христианской Книги пророка Даниила, которая считается важным текстом, хоть и не входит в канон (Ветхий Завет). Так вот, Сусанна и ее муж Иоаким были из тех евреев при дворе вавилонского царя Навуходоносора, что смогли сделать карьеру из рабов в почитаемые люди. Кроме того, Сусанна была очень красива, а еще любила купаться в своем саду.
В этот сад повадились ходить два старца, имеющих очень большие связи и высокое положение. Сперва они старались как-то скрываться друг от друга и бороться с желанием поглядеть на голую красавицу, а потом решили объединиться в своих стремлениях: пришли вдвоем у Сусанне и предложили выбрать – или спи с нами, или скажем ты изменяешь мужу. На секундочку, такой проступок карался смертной казнью.
Сусанне выбрала остаться без греха на сердце, ну а старые негодяи устроили скандал и суд. И нашу красотку уже собирались бить камнями, как молодой пророк Даниил решил устроить очную явку старикам, в ходе которой стало ясно – старперы врут. А что полагалось за такое? Правильно, смертная казнь. Ну, и в добрый путь.
Сюжет был очень популярен у итальянских и голландских художников, но они любили добавить некоторого кокетства и эротических подтекстов, а вот у Артемизии только отвращение и усталость от приставаний.
Рубенс – «Сусанна и старцы», 1609-1610
Казалось бы, ну классная картина и сюжет интересный. А вот тут начинается дичь. Артемизия картиной отчасти предсказала свою судьбу.
Артемизия Джентилески – «Автопортрет в образе мученицы», 1615
Эта история не помешала художнице добиться высот в живописи и встать в один ряд с известными итальянскими художниками. Но темы насилия и возмездия будут часто проскакивать в ее творчестве.
Артемизия Джентилески – «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1610
Артемизия Джентилески – «Иаиль и Сисара», 1620
Артемизия Джентилески – «Саломея с головой Иоанна Предтечи (Крестителя)», 1615
Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».