Как написать эссе на конкурс «Учитель года»
Немного хороших советов о том, как написать эссе на конкурс «Учитель года»
Просмотр содержимого документа
«Как написать эссе на конкурс «Учитель года»»
Как написать эссе на конкурс
«Письменное эссе на заданную тему»
Формат: создание письменного текста небольшого объема и свободной композиции, выражающего индивидуальное мнение по определенной проблеме.
Написание эссе расширяет Ваше видение мира и самого себя. Хорошие эссе преодолевают необоснованные шаблоны и стереотипы, которые многим из нас присущи. Поскольку эссе есть попытка самостоятельно и углубленно разобраться в той или иной серьезной проблеме, ничто так не противопоказано этому жанру, как поверхностность.
Примеры «хорошего» начала
Что можно и нужно использовать?
Чего не надо делать
Последнее и самое важное
Если Вы серьезно относитесь к своему участию в конкурсе, внимательно ознакомьтесь с критериями оценивания конкурсных испытаний. Постарайтесь, чтобы работа соответствовала им всем или хотя бы большинству. Не увлекайтесь чем-то одним в пользу другого!
Технология написания эссе на конкурс «Учитель года».
Технология написания эссе
«Хорошо писать – это в то же время хорошо
мыслить, хорошо чувствовать и хорошо
передавать, это иметь ум, душу и вкус».
Жан-Луи Бюффон
Данное слово пришло к нам из Франции и переводится как «опыт, набросок, очерк», а это значит, что и определений оно имеет несколько:
1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;
2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;
3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.
Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Но эссе на заданную тему имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по образовательным предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, которая скрыта в заданной теме. Конкурсант должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из профессионального, социального или личного опыта.
Можно выделить несколько этапов формирования умений и навыков написания эссе.
Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик
Если соединить все полученные слова, то у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое. Теперь попробуем сверить сказанное с тем, в чём нас убеждают литераторы.
Как правило, это небольшая работа
Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему
Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
Определение структуры эссе
Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.
% к общему объему работы
Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения)
Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения)
Заключение (Выводы, умозаключения)
Как умно и метко высказывается автор.
Очень оригинальная мысль…
Никогда не думал, что ….
Оказывается, что идея о том, что.
Рассмотрим несколько вариантов.
Давайте попробуем порассуждать…
Я считаю (я думаю, я уверен), что. так как (потому что, в связи с тем, что)…
К какому же выводу мы пришли.
3. Определение требований к содержанию эссе
Эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков конкурсанта, и инструмента, позволяющего конкурсанту через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить профессиональные знания.
Например, применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает расположить их в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком обществоведческих терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, даёт возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения и изложения материала.
Введение понятий «тезис», «аргумент».
Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием изученных обществоведческих понятий и терминов.
Например, можно предложить поразмышлять над следующим вопросом: «почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования соей жизни?» При объяснении своей точки зрения учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «социальная среда»; «воспитание»; «преступление»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».
С чего начинается работа по написанию эссе?
Во-первых, с выбора темы, чаще всего это – афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.
При этом необходимо не забывать об эмоциях, которые будут проявляться через яркие фразы, живой и интересный язык эссе (оригинальность, необычность, призыв к спору). Иногда даже короткие, простые, разнообразные по интонации предложения дают значительно больший эффект, чем длинные замысловатые размышления.
Очень важно, чтобы учащийся научился правильно формулировать заложенный в цитате смысл, иначе весь созданный материал не будет оценён положительно. Ведь в соответствии с требованиями к написанию эссе, в случае отсутствия формулировки смысла высказывания, работа не подлежит дальнейшей проверке.
Например, возьмём несколько афоризмов и постараемся сформулировать заложенное в них смысловое содержание:
Смысл: нужно правильно распоряжаться своими сбережениями, которые не должны лежать мёртвым грузом, а приносить доход.
2. «Суров закон, но он закон»
Смысл: каким бы суровым не был закон, он является законом, а значит, его исполнение является обязательным.
3.«Современная школа шлифует булыжники и портит алмазы»
4.«Далеко заходит тот, кто не знает куда идти» О.Кромвель
Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) она интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания;
в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
3. Определите смысл высказывания (проблему).
4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
распределите подобранные аргументы в последовательности;
придумайте вступление к рассуждению;
изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
5. Сформулируйте общий вывод работы.
Требования, предъявляемые к эссе:
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Критерии оценивания эссе:
Умение обозначить проблему;
Логичность, связность раскрытия проблемы;
Наличие собственной позиции, критическое отношение к предложенной теме;
Соответствие аргументов выбранной теме;
Внутреннее смысловое единство текста;
Эссе на конкурс «Учитель года»
Запороженко Е.В. – учитель начальных классов
Эссе «Вверх по лестнице, ведущей вниз»?!
Успешным бывает только тот человек, который творчески «строит» самого себя и свою судьбу. Вот как выглядит «лестница успеха» для меня – учителя начальных классов:
И вот моя первая ступенька, которая привела меня к выбору своей будущей профессии.
В детстве я, наверное, была удачливее своих сверстников. Моей первой учительницей была крёстная Васильева Нина Фёдоровна, педагог, который оставил особый «след» в моей душе. Это время вспоминаю с теплотой и внутренним трепетом. Внешне красивая, энергичная, уверенная в себе, всегда настроенная на успех, любимая нами, признанная коллегами, служившая авторитетом для наших родителей, она производила впечатление удачливого и счастливого человека не только в профессии, но и в жизни. С каким вдохновением она рассказывала нам о природе! Мы влюблялись в каждую травинку, жучка, восхищались красотой рассвета и заката, прислушивались к журчанию весеннего ручейка, бежавшего по деревенской улице. Для меня она была образцом, вдохновителем и путеводной звездой в самом начале жизненного пути. На вопрос «Кем быть?» я всем и всегда отвечала: «Я буду учителем».
И я поднялась, сделала шаг по лестнице Успеха.
С отличием, окончив гуманитарный колледж, я пришла работать в школу. Мне посчастливилось быть коллегой моих учителей! Мой классный руководитель, учитель биологии Гальченко Мария Дмитриевна, помог мне постигнуть все тайны профессии. Работая рядом с ней, я поняла, что успех определяет влюбленность в профессию и результат упорного труда. Свою любовь к профессии она передала мне! Да, школа начинается с любви. Иначе, зачем она? Любить значит принять ребенка таким, какой он есть, и, желая ему блага, отдавать все, чем ты владеешь: свои знания, силы, время. Любовь к ученику требует самоотдачи. Мой путь осознанный и единожды выбранный, это путь, который ведет к успеху. Отдавая детям свою любовь, я чувствую, что они по-детски отвечают мне взаимностью: встречают возле школы, делятся самым сокровенным, стараются не огорчать, устраивают праздники!
Мой выбор окончательно укрепился, когда я провела свой первый урок. К нему долго готовилась, но как только вошла в класс, то ощутила волнение и страх. Боялась сделать что–то не так, что–то забыть или пропустить. Урок прошел, и я тогда поняла: это моё. Я окончила Инновационный Евразийский университет: изучила психологию и педагогику, прочитала педагогические труды…
Шаг, и еще один шаг, и еще шажок,
… и каждый виток лестницы
чуть выше, чем предыдущий.
Каждый виток моей лестницы поднимал меня всё выше и выше!
После введения новых стандартов я часто задаю себе вопрос: а могу ли Я назва ть себя учителем Новой школы? Я постоянный активный участник конференций, семинаров разного уровня, региональных конкурсов и проектов, да и мои дети призёры и победители различных конкурсов. Что ещё? У меня любимая работа. Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить своё будущее. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. За годы, что я проработала в школе, было всё, были победы и разочарования, бессонные ночи и минуты боли, обид, но вспоминаются только добрые, согревающие душу моменты, а как же их много. Тринадцать лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно.
Осознав это, я шагнула ещё на одну ступень и, поняла, что не успех сам по себе является главной моей целью, а создание условий и помощь в раскрытии творческой индивидуальности ребёнка.
Сделать следующий шаг…
Помогает ли успех в достижении других жизненных целей? Конечно, да. Он вырабатывает характер. При этом не могу сказать, что я карьеристка. Когда мне предложили стать председателем профсоюзной организации школы, а я отказалась, многие были удивлены. Я решила остаться простым учителем, успешно работать с детьми. Сколько раз говорила себе, что нельзя любить чужих детей! А по-другому не могу, иначе, зачем тогда работать в школе, работать с детьми…
Я стала руководителем методического объединения учителей начальных классов, учу не только детей, но и помогаю учителям. Трудно? Да. Ответственно? Ещё как! Учителя – это люди, отличающиеся от других «каким-то вечным детством», непосредственные, творческие, ранимые. За эти годы многому научилась, многое поняла и сделала следующий шаг.
Шагнув вперёд, я размышляю : Счастливый ли я человек? Я учитель! Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя. Учитель учит детей, а дети, в свою очередь, – учителя. В этой жизни нет скуки, праздности – это движение вперёд. Я чувствую себя счастливой и успешной. Где – то «госпожа удача» помогала мне, уверенность в себе, любовь к профессии и моим ученикам, самоотдача и творчество – вот слагаемые моего профессионального успеха. Но есть ещё одна составляющая успешного человека – это признание.
Признание… ищу определение в словаре. Признание – это оценка по достоинству, положительное отношение со стороны… Быть признанной – быть любимой – чувствовать понимание, доверие и поддержку. Любовь моих учеников, благодарность родителей, помощь коллег и доверие со стороны администрации я чувствовала, когда стояла на сцене в качестве финалиста районного конкурса «Лучший классный руководитель – 2012». Мой успех – это успех коллектива, который поддерживал меня в течение всего конкурса. И было приятно, когда все педагогическое сообщество аплодировало нашему общему профессиональному успеху. Все эти годы я шла к этой минуте. Минуте признания, оценки по достоинству результатов моей профессиональной деятельности. Теперь я точно знаю, что успех приходит к тому, кто сам идёт ему навстречу. Уверенно, упорно и целеустремлённо иду дальше!
Я возвращаюсь домой вечером. Иду знакомой тропинкой, а под ногами скрипит снег. Из окон моего дома льется мягкий, добрый свет. Меня ждут родные и близкие люди – моя семья. Их поддержка, совет так необходимы в сегодняшней, не совсем простой школьной жизни.
Так почему же я всё – таки выбрала именно профессию учителя? Потому что, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир. Потому что я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше.
У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать молодым коллегам: «Учитель – это не профессия; это призвание, служение, судьба. Следуйте своему призванию, своему предназначению, и вы узнаете, что такое счастье!»
Пока я не могу остановиться и сказать, что я достигла вершины Успеха. Это будет означать, что я добилась всего, о чем мечтала в жизни – гармонии, удовлетворения. У человека всегда должно быть стремление к чему-то, иначе он просто перестанет развиваться.
Уверенно, упорно и целеустремлённо! Как сказал американский драматург и прозаик Артур Миллер: «Успех, вместо того, чтобы давать свободу выбора, становится образом жизни».
Тринадцать лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно.
Есть очень красивая легенда: «Где- то на далёкой планете живёт Фонарщик. По вечерам он поднимается по своей лестнице к небу и зажигает звёздочки – фонарики. Удивительно, что каждый раз, чиркая спичкой о волшебный нестирающийся ботинок, Фонарщик уменьшается в размере. Неприметный маленький труженик каждодневно отдаёт частицу себя. Такая у него работа». Настоящий учитель подобен Фонарщику на далёкой планете. Я уверенна, что я и есть этот Фонарщик…
Для чего нужно подниматься вверх по лестнице успеха? Зажечь звёздочки-фонарики? Создать карьеру? Я точно знаю, что подняться к успеху в своей профессии невозможно, держа руки в карманах. В одной руке мы держим фонарь, освещая путь, а вторую руку помощи, поддержки протягиваем своим ученикам!
Эссе на конкурс «Учитель года-2021» на тему «Я-учитель»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» сельского поселения Кичмалка
Зольского муниципального района КБР
К муниципальному этапу Всероссийского конкурса «Учитель года – 2021»
Автор: Гогуева Зулейха Музафаровна,
учитель географии МКОУ «СОШ» с.п.Кичмалка
первой квалификационной категории.
«Учитель должен быть артист, художник,
горячо влюблённый в своё дело».
Прозвучит, возможно, банально, но стать учителем я мечтала с самого детства. Много лет назад я бы не могла подумать, что моя мечта осуществится, и я даже буду писать эссе на эту тему. Даже сейчас, записывая эти сроки, я безумно волнуюсь и радуюсь, как ребенок!
Настоящий учитель не просто отбывает время на своем уроке, его сердце болеет за каждого ученика, он в постоянном напряжении, ведь нужно уметь быстро находить выход из какой-либо ситуации, здраво рассуждать, принимать справедливые обдуманные решения. Человек, выбирающий эту профессию должен обладать добрым нравом, быть терпеливым и ответственным. На своем личном опыте скажу, что вместе со своим классом учитель радуется победам, достижениям и огорчается неудачам своих детей. Нелегко заслужить внимание детей. Учителю нужно всего себя отдавать детям. Педагог должен оставаться авторитетом и достойно проходить все испытания, возложенные на его плечи.
Невозможно представить жизнь без учителя. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем встанешь у учительского стола и с улыбкой скажешь: «Здравствуйте! Начинаем урок!» Во время учебного процесса учитель должен быть капитаном корабля, плывущего на пути к знаниям, направляющим лицом, лидером и командиром, руководителем и наставником, который будет вести детей за собой и побуждать их к стремлению получить новые знания, достигнуть успеха и максимально заинтересовать.
Я стараюсь, чтобы на моих уроках дети видели с моей стороны позитивный настрой, доброжелательность и отзывчивость. Я думаю, что педагогу необходимо быть в меру строгим, но обладать чувством юмора. Это значит, что дети не должны быть все время в напряжении во время урока. Нельзя вести беседы на посторонние темы с учениками, отвлекая их от урока. Поэтому учителю, категорически запрещается себя вести так, как ему вздумается, нужно следить за каждым своим словом, обдумывать каждый свой шаг. Ведь родители доверили нам самое дорогое, что у них есть,- своих детей. Между педагогом и учеником должна быть тесная психологическая взаимосвязь и взаимопонимание. Учитель просто обязан создавать обстановку доверительных отношений, искренней любви и теплого бережного отношения к этим чудным созданиям-детям. Иногда, бывают такие моменты, когда сомневаешься в себе и своих способностях. Но, когда заходишь в класс и видишь, что перед тобой будущее нашей страны, то все сомнения тотчас рассеиваются. Все же радостных, позитивных, эмоционально ярких, фееричных моментов и побед больше, чем разочарований.
Можно сделать вывод, что я – очень счастливый человек, так как меня любят дети, и у нас это взаимно.
Эссе на конкурс «Учитель года»
Конкурсное задание эссе для участия в конкурсе «Учитель года»
Бескова Лариса Владимировна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ пгт Южно-Курильск»
Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.
Каким должен быть современный настоящий учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя? Сложность работы учителя состоит не только в том, чтобы научить детей разбираться в своем предмете, но создать для него ту зону комфорта, в которой он сможет развить свои способности. Лев Толстой когда-то сказал: « Если учитель имеет только любовь к своему делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И я начала учиться объединять эту любовь. Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями».
Мастерство учителя-профессионала – это не только научная эрудиция и методическая мудрость педагога, но и тонкое искусство, а подлинное искусство обучения и воспитания не терпит высокомерия, унижающей строгости, бездушности и формализма, пустых фраз и словесной трескотни, за которыми нет живой мысли и искреннего чувства. Учитель-профессионал помогает каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.
Школа – особое государство, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, небывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Мне все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, мне просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Мне надо торопиться, спешить… В школе уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Если перестал зажигать – уходи! В этом государстве ты уже никому не нужен! Ведь это – особое государство! Это – школа!
Почти 30 лет я живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий.
Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”.
Главный принцип в работе учителя я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером.
Сейчас любую информацию можно получить за считанные минуты с компьютера или мобильного телефона, поэтому знания теряют значимость в сравнении с возможностью приобретать и использовать их. Истинную ценность имеет не знание как сумма фактов, законов, правил, положений, а способность применять эти знания, опыт, т.е. компетентность. Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем. Поэтому сегодня, определяя главный вопрос своей педагогической деятельности, я выбираю: «Как учить?» Именно он определяет способы деятельности, а значит характер опыта, приобретаемого учеником.
Всё в жизни начинается со школы и любви. Любви материнской и учительской. Мы дарим свою любовь, в глубине души надеясь на взаимность. А любовь учеников к своему педагогу нельзя сыграть, она выше фальши! Для того чтобы заслужить и быть достойным этой любви, сколько бессонных ночей проводит учитель, стараясь найти к каждому уроку что-то особенное, неповторимое и полезное для дальнейшей жизни своих учеников. На такое способны только горячо любящие свою работу люди.
А еще я люблю свою Родину! Потому что без Родины – нет жизни! Потому что Родина – это все вокруг, это вы и я! Что бы ни происходило вокруг, Родина есть и будет всегда! Это то, что у нас никто и никогда не отнимет! Родине не страшны никакие санкции, потому что любовь к родной земле не зависит от курса доллара и стоимости барреля нефти. Моя задача заключается в том, чтобы это понимал каждый ребенок, чтобы пронес это через всю свою жизнь и передал будущим поколениям! И это для меня – главное.